Остановка ДПС для проверки

Остановка ДПС для проверки

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):

1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;

3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;

5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Регламента, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

Только в отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.

Случаи, при которых транспортное средство может быть остановлено другими сотрудниками полиции.

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток (ч. 2 ст. 27 Закона N 3-ФЗ).

В случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5, п. 37 ч. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ).

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Регламента):

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;

7) необходимость использования транспортного средства;

8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Особые способы остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД.

В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств (п. 74 Регламента).

После резонансного ДТП на Обуховском шоссе, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2695, который предлагает усилить ответственность водителей.

Но не только — документ под шумок еще и расширяет полномочия полиции.

Например, там прописано, что полицейские имеют право останавливать машины и проверять водителей просто так. Сейчас для этого нужно как минимум одно из восьми прописанных в законе оснований.

«Страна» разбиралась, о чем говорится в законопроекте и чего ждать водителям.

Штрафы и новые права полиции. О чем говорится в законопроекте

Законопроект №2695 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения» был подан в парламент в декабре прошлого года.

Его инициаторы — «слуги народа» Александр Бакумов, Вячеслав Медяник и Владлен Неклюдов.

Первое нововведение — усиление ответственности за пьяное вождение.

Новый законопроект не повышает штрафы за вождение в нетрезвом виде, но предлагает наказывать нарушителей еще и админарестом на 10-15 суток, а также лишением прав на срок от 3 до 10 лет. Такое наказание предусмотрено за повторное нарушение в течение года.

Правда, сейчас уже обсуждается новая норма — уголовная ответственность за пьяное вождение, которую недавно отменил Владимир Зеленский. После волны возмущений аварией на Обуховской трассе, где из-за пьяного рецидивиста погибла семья из четырех человек, тему снова вернули — но пока она только на стадии консультаций в Кабмине.

Второе нововведение — по штрафам. Превышение скорости больше чем на 50 километров в час, согласно законопроекту, «подорожает» — причем очень существенно, почти в семь раз. Вместо 510 гривен будут брать 3400. Это, пожалуй, одно из самых скандальных положения документа — учитывая недавно заработавшую систему видеофиксации нарушения скоростного режима.

Сумма по украинским меркам просто гигантская — учитывая уровень зарплат в стране, оплатить такие штрафы смогут только самые обеспеченные водители.

С другой стороны, коснется это ужесточение совсем уже отчаянных гонщиков. К примеру, если по городу разрешено ехать 50 км/ч, то оштрафуют по «сверхтарифу», если водитель едет 100 и более километров в час.

Соответственно, на участках, где можно ехать 80 км/ч, 3400 грн заплатят те, кто едет 130 км/ч.

Третье нововведение является, по сути, главным — в законопроекте расширяются права полицейских. Они будут иметь право останавливать машины и проверять водителей без причины — в рамках «профилактической проверки».

После остановки правоохранители могут проверить документы, автомобиль и состояние водителя — например, потребовать сдать алкотест. Отказ влечет штраф в 10 200 гривен и лишение прав на год.

При остановке машины копы будут иметь право руководствоваться только «организационно-распорядительным актом», который будет опубликован на сайте Нацполиции. Однако вряд ли он будет как-то существенно ограничивать полицию, закон таких ограничений, по крайней мере, не выписывает.

На практике эта норма будет означать возвращение полицейских «засад» на водителей. При обсуждении проекта депутат Александра Устинова заявила, что полицейским теперь можно будет снова сидеть в кустах с радарами и останавливать машины без причин и понятых. Определение мест для контроля движения опять-таки будет в ведении начальника местной полиции.

Интересно, что борьба с «засадами» гаишников и с беспредельными массовыми остановками автомобилей была одним из главных лозунгов реформы полиции, которую начали в 2015 году. После публикации видео, как сотрудники ГАИ Николаевской области, засевшие в кустах с радаром, тормозят каждый второй автомобиль, Арсен Аваков лично прилетел в регион и уволил весь личный состав местной автоинспекции.

Но времена, как видим, меняются, и МВД получает все больше полномочий — включая самые скандальные функции.

Кстати, тема с «засадами» тесно связана и с увеличением штрафов за превышение скорости.

Еще прошлой весной, после ряда скандальных ДТП, Рада вернула на дороги переносные радары. То есть, если закон примут, скорость начнут измерять и за пределами зон действия стационарных камер — грубо говоря, в любых кустах.

Учитывая рост штрафов, которые мало кто захочет платить, это создает серьезные коррупционные риски — ведь требовать взятку в кустах куда проще, чем на оборудованном пункте контроля за движением, где все снимается на камеры.

Как сейчас полиция тормозит нарушителей

Пока новый законопроект не принят во втором чтении, основания для остановки автомобиля сейчас такие:

  1. Самое очевидное — нарушение правил дорожного движения.
  2. Явная неисправность автомобиля: болтается бампер, разбито стекло, не светит фара и так далее.
  3. Неправильно закреплен груз, который может сорваться с едущего автомобиля.
  4. Авто в розыске.
  5. Водитель и пассажиры машины — свидетели ДТП или преступления или напрямую причастны к нему. Также можно останавливать авто с целью поиска понятых.
  6. Нужна помощь другим участникам движения в экстренных ситуациях.
  7. Запрет на проезд куда-либо.
  8. Без причин можно останавливать любые авто на иностранных номерах для проверки законности передачи права на управление автомобилем (речь главным образом о «евробляхах»). Эта норма была принята в 2018 году.

То есть этот перечень, с одной стороны, дает право остановить машину при малейшем нарушении или в случае экстренной ситуации. С другой — не позволяет полиции останавливать всех, кто ей не понравился и без всяких оснований задерживать автомобили.

Конечно, по факту людей регулярно останавливали без причины — даже вопреки указанным нормам. Что позволяло юридически подкованным водителям отменять наложенные вследствие такой остановки штрафы.

Встречались откровенно забавные случаи. Водителя из Винницкой области в сентябре 2017 года остановили без видимой причины. Оказалось, что не зря — при себе у него не было ни прав, ни техпаспорта. Был составлен протокол, однако автомобилист пошел в суд и заявил, что остановили его незаконно. Соответственно ни права на проверку документов, ни на штраф у полиции не было.

Истец даже выиграл суд первой инстанции, однако дело «зарубили» в апелляции. Но водитель не успокоился и дошел до Верховного суда, которому в сентябре 2019 года пришлось делать специальное разъяснение — что, невзирая на правомерность остановки, водитель должен иметь при себе документы на машину и права.

То есть полиция по факту останавливала подозрительные автомобили, даже если не было формального основания. Однако водители могли все же обжаловать действия инспекторов. Теперь, если закон примут, это будет невозможно. И аппетиты полицейских будут ограничены только их физическими возможностями на остановку авто и количеством «засад» на дорогах.

И здесь как раз речь может идти именно о служебном автомобиле, иначе трудно себе представить сотрудника ДПС, стоящего на обочине с горном или прожектором. И это дает основания считать, что полицейские имеют право останавливать водителей на ходу — прямо из машины. Тем более, если дежурство, согласно Регламенту, вполне может производиться в движущемся патрульном авто.

Хотя прямые формулировки об указанном праве полицейских в нормативных документах отстуствуют. В пунктах 95 — 100 Административного регламента говорится о возможности подобных действий, но там речь идет о преследовании и принудительной остановке — то есть о погоне, когда водитель игнорирует требования стражей порядка и с их стороны не исключается применение огнестрела.

Что же до причин остановки, то независимо от способа патрулирования — пешего или на движущейся машине — сотрудники имеют право останавливать все машины, нарушившие ПДД. Но кроме этого предусмотрен еще внушительный список случаев, при которых им дозволено тормозить кого попало — ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, для использования транспортного средства в служебных целях, для привлечения гражданина в качестве понятого и в прочих ситуациях.

При этом, напомним, что все по тому же Регламенту, останавливать машину с целью проверки документов полицейские могут не только на стационарных постах ДПС, но где им заблагорассудится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *