Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации

КоАП РФ Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

(см.

Предпринимательская деятельность без регистрации ИП: риски и ответственность

текст в предыдущей )

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

(примечания введены Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ)

Ст. 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации

13. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в следующих случаях:

1) когда лицо занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или создает коммерческую организацию без обращения за регистрацией в федеральные органы исполнительной власти;

2) когда лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею, не дожидаясь принятия решения по его вопросу. Разумеется, названная разновидность осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации более возможна теоретически, нежели практически, поскольку, как указывалось в анализе ст. 169 УК РФ, срок государственной регистрации составляет всего пять рабочих дней. Получить за это время доход в крупном размере затруднительно, хотя и не невозможно.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации ИП

Да и крупный ущерб тоже может быть причинен;

3) когда лицо получило отказ в государственной регистрации, но, тем не менее, продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. В данном случае не имеет значения даже, каким был отказ — законным или незаконным. Если лицу отказали в государственной регистрации незаконно, он может обратиться за помощью в судебные органы. Однако право на занятие предпринимательской деятельностью у него возникает только после факта государственной регистрации.

14. В любом случае, по справедливому разъяснению Верховного Суда РФ, для наличия этой формы незаконного предпринимательства необходимо установление факта отсутствия в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей записи о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо, наоборот, присутствия записи о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

15. В то же время следует обратить внимание на следующее. В приведенном положении Постановления от 18 ноября 2004 г. Пленум Верховного Суда государственную регистрацию предпринимательской деятельности трактует как создание юридического лица или приобретение статуса индивидуального предпринимателя, или ликвидацию юридического лица, или прекращение деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя. Однако, в соответствии с Законом о госрегистрации юридических лиц государственная регистрация включает в себя не только перечисленные выше действия, но и реорганизацию юридических лиц, а также регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ст. 1 Закона о госрегистрации юридических лиц и др.).

С одной стороны, разумеется, исходя из смысла установления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и истории его криминализации, ограничение Верховным Судом РФ понятия «государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вполне понятно и даже в определенной мере*(178) оправданно: неосуществление, например, регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, не связанных с его реорганизацией, при продолжении ведения предпринимательской деятельности, едва ли в совокупности содержит в себе основания для признания такого предпринимательства преступным. Однако ведение предпринимательской деятельности после реорганизации юридического лица, результатом которой стали, например, две или более фирмы, каждой из этих фирм полностью укладывается в логику современной криминализации незаконного предпринимательства и должно бы было признаваться преступным при наличии признаков состава ст. 171 УК РФ. Толкование же, данное Пленумом Верховного Суда РФ, сегодня не позволяет расценить такую предпринимательскую деятельность как преступление.

16. С понятием государственной регистрации связаны еще две самостоятельные формы незаконного предпринимательства: осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации и представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения*(179). Исходя из принципа системности уголовного закона, понятие регистрации (государственной регистрации) предпринимательства по названным формам следует трактовать точно так же, как и по первой форме — осуществлению предпринимательской деятельности без регистрации. Соответственно, согласно логике Пленума Верховного Суда РФ, следует признать непреступной предпринимательскую деятельность, которая ведется субъектом после нарушения правил регистрации, например, реорганизации, или после представления в компетентный орган документов, содержащих заведомую ложь об учредительных документах юридического лица. Но, вопервых, общественная опасность таких действий полностью сопоставима с общественной опасностью других форм незаконного предпринимательства, в том числе связанного с предложенным Пленумом Верховного Суда РФ толкованием государственной регистрации, и, вовторых, позитивное законодательство не дает нам оснований для столь узкого толкования понятия государственной регистрации.

Согласно сказанному, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ следовало бы дать толкование государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не отличающееся от того, которое определено в позитивном законодательстве. Уголовное законодательство, охраняя общественные отношения, в данном случае — отношения в сфере экономической деятельности, не должно менять суть этих отношений и, напротив, должно исходить из того их понимания, которое определено позитивным законом. Прерогативой уголовного законодательства и, тем паче, его официальных комментаторов, не является дача своих собственных дефиниций давно существующих гражданско-правовых понятий и институтов.

17. Требует своего разрешения вопрос, есть ли незаконное предпринимательство, когда предпринимательская деятельность осуществляется при наличии государственной регистрации и (или) лицензии на определенную деятельность, но и регистрация, и лицензирование проведены за взятку должностным лицам соответствующего властного органа.

В данном случае следует исходить из буквы закона. Признаки незаконного предпринимательства отсутствуют, поскольку деятельность лиц официально, пусть и незаконно, легализована. Разумеется, государственная регистрация и полученная лицензия должны быть в предусмотренном законом порядке аннулированы, а факт дачиполучения взятки должен получить соответствующую уголовно-правовую оценку.

18. Другое дело, если предпринимательская деятельность осуществляется под прикрытием сфальсифицированных документов о регистрации или о лицензировании. Здесь факт государственной регистрации и лицензирования отсутствует, и следует признать, что при наличии признаков ст. 171 УК РФ лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Кроме того, действия виновных должны быть расценены и как подделка, изготовление и (или) использование официального документа, предоставляющего право на занятие предпринимательской деятельностью.

Date: 2015-08-24; view: 114; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

655001, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 68«А», офис 8«Н»

8 (3902) 28-80-20, 28-80-30

Последствия осуществления предпринимательской деятельности
без государственной регистрации

После того, как было объявлено об увеличении размера фиксированных платежей во внебюджетные фонды, которые предприниматели уплачивают за себя, на территории Российской Федерации уже закрылись около 400 тыс. индивидуальных предпринимателей. Основной аргумент при закрытии деятельности у них следующий: страховые взносы увеличились до неподъемной для малого бизнеса величины, нет денег на их уплату, и, соответственно, нет возможности осуществлять предпринимательскую деятельность.

Но проблема в том, что большинство из этих снявшихся с учета предпринимателей на самом деле деятельность свою не прекратили, а продолжают свой бизнес без регистрации. Когда я спрашиваю таких «бывших предпринимателей» — не страшно ли им работать незаконно, то получаю следующий ответ: штраф за незаконное предпринимательство 500 руб. и то, если поймают, я лучше штраф заплачу, а если заставлять будут – то снова зарегистрируюсь.

И действительно, согласно пункту 1 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Но все ли это штрафы?

Предпринимательская деятельность без регистрации

Действительно ли, что за незаконное предпринимательство можно «отделаться» только пятисотрублевым штрафом?

Давайте по порядку рассмотрим всю ответственность за незаконное ведение бизнеса.
За ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП (без создания юридического лица) предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность (п. 1 ст. 14.1 КоАП, п. 2 ст. 116 НК, ст. 171 УК).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо уточнить, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

При всем этом, привлечение к ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 14.1. КоАП – это не единственная мера ответственности по КоАП.  В случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе главы 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение.

Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать  и по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, и части 2 статьи 15.12 КоАП РФ (Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения).

Если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются и по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, и по статье 14.2 КоАП РФ (Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой).

Если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать и по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, и по статье 14.4 КоАП РФ (Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей).

Если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать и по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, и по статье 14.15 КоАП РФ (Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей).

Дополнительная административная ответственность будет в случае, если деятельность подлежит лицензированию, а лицо, осуществляющее незаконное предпринимательство, лицензии на осуществление деятельности не имеет.

И здесь возможно привлечение к ответственности сразу по нескольким статьям КоАП.

В целом, за осуществление деятельности без лицензии, согласно пункту 2 статьи 14.1. КоАП, , если такая лицензия обязательна, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по части 1 статьи 6.2 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей); нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

1  2

© ООО «Консультационная служба «Налоги. Бизнес. Право»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *