Отчет по внебюджетным средствам

Отчет по внебюджетным средствам

* Информация об оплате дополнительных отпусков и налогообложении страховых взносов доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Бухгалтер организации обнаружил ошибку при расчете суммы обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) за январь – декабрь 2015 г.

Возможно ли подать уточненный отчет?

Если плательщик после представления отчета 4-фонд обнаружил ошибку в начислении обязательных страховых взносов в бюджет фонда за прошлый отчетный период, то суммы ее корректировки отражают в отчете 4-фонд за тот период, в котором эта ошибка исправлена.

Справочно: форма отчета 4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» и указания по ее заполнению утверждены приказом Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.11.2015 № 120 (далее – приказ № 120).

Если за отчетный период отчет 4-фонд сдан, но до наступления окончательного срока его представления (20-е число после отчетного периода) обнаружена ошибка за этот период, ее исправляют путем представления откорректированного отчета за этот же период. Уточненному отчету присваивается порядковый номер 2 в гр. 4 сведений о плательщике.

Подача корректирующих отчетов после установленных дат законодательно не предусмотрена. В случае обнаружения ошибок на основании бухгалтерских документов соответствующие изменения должны быть внесены в отчет 4-фонд за январь – март 2016 г. по сроку сдачи 20 апреля 2016 г.

В случае исправления ошибки в начислении взносов корректировке подлежат:

– стр. 04 «Общая начисленная сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые взносы» разд. II «Сведения о выплатах»;

– стр. 08 «Начисленные обязательные страховые взносы» разд. III «Расчет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

Значения данных по указанным строкам увеличивают либо уменьшают в зависимости от характера допущенной ошибки (взносы не начислены (+) либо излишне начислены (–)).

Как подтвердить в отчете 4-фонд право ежеквартальной уплаты обязательных страховых взносов коммерческой организации?

Плательщикам обязательных страховых взносов |*| в бюджет фонда из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно предоставлено право уплаты обязательных страховых взносов не реже 1 раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).

* Информация об ошибках при начислении обязательных страховых взносов доступна всем на портале GB.BY

Указанное право такая коммерческая организация подтверждает ежегодно, заполняя стр. 03 «Средняя численность работников» разд. I «Сведения о численности застрахованных работников» в отчете 4-фонд за январь – декабрь.

По стр. 03 отражают среднюю численность работников в целом по юридическому лицу, включая филиалы и представительства, которую определяют как сумму:

– списочной численности работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет);

– средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей;

– средней численности лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в т.ч. заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуг по предоставлению, найму работников) (п. 5 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом № 120).

Работнику организации начислены отпускные за период с 10 сентября по 9 октября 2015 г. в размере 3,5 млн. руб., в т.ч. за сентябрь – 1,5 млн. руб., за октябрь – 2,0 млн. руб. Указанная сумма отпускных перечислена работнику 8 сентября 2015 г. Уплату обязательных страховых взносов организация осуществляет ежеквартально.

В сентябре при начислении работнику отпускных удержаны отчисления в бюджет фонда со всей суммы отпускных в размере 0,035 млн. руб. (3,5 млн. руб. × 1 %). В этом же месяце со всей суммы отпускных начислены отчисления в ФСЗН в размере 1,19 млн. руб. (3,5 млн. руб. × 34 %).

Согласно разъяснениям ФСЗН в отчете 4-фонд за январь – сентябрь следовало отражать только сумму отпускных, приходящуюся на сентябрь, а сумму отпускных за октябрь – в отчете 4-фонд за январь – декабрь.
В результате возникает несоответствие отражаемой задолженности перед ФСЗН в бухгалтерском учете и в отчете 4-фонд.

Как правильно отразить сумму отпускных и начисленные на нее страховые взносы в отчете 4-фонд?

Начисление обязательных страховых взносов в бюджет фонда на суммы отпускных следует производить в месяцах согласно лицевым счетам работников, в частях, приходящихся на каждый месяц в отдельности.

Если отпускные начисляют в сентябре, то за сентябрь взносы начисляют с сумм отпускных текущего месяца (за дни отпуска, приходящиеся на сентябрь), за октябрь – с сумм отпускных будущего периода (за дни отпуска, приходящиеся за октябрь).

Следовательно, на заработную плату и часть отпуска за сентябрь должны были быть начислены, удержаны и перечислены (по установленному сроку уплаты в октябре) страховые взносы в бюджет фонда из суммы заработка работника и суммы отпускных, приходящихся на сентябрь, – 1,5 млн. руб., а за октябрь (отпуск за октябрь) (по установленному сроку ежеквартальной уплаты в январе) из суммы отпускных, приходящихся на октябрь, – 2,0 млн. руб.

При заполнении отчета 4-фонд надо указывать сумму отпускных и начисленные на нее взносы, приходящиеся на месяцы отчетного квартала. В приведенной ситуации сумма отпускных за сентябрь отражается в разд. II «Сведения о выплатах» отчета 4-фонд за III квартал (январь – сентябрь), а взносы, начисленные на данную сумму, – в разд. III «Расчет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» данного отчета.

Соответственно сумму отпускных и начисленные на нее страховые взносы, приходящиеся на часть отпуска в октябре, отражают в отчете 4-фонд за IV квартал (январь – декабрь).

Перечисленную в бюджет фонда сумму страховых взносов отражают в отчете по факту уплаты |*|.

* Информация об определении объекта обязательных страховых взносов доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Выплата сотруднику резидента Парка высоких технологий (далее – ПВТ) за январь 2016 г. составила 10 000 000 руб. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих за декабрь 2015 г. равна 7 424 092 руб., соответственно исчисленные обязательные страховые взносы составили 2 598 432 руб. (7 424 092 руб. × 35 %).

В каком размере в стр. 04 отчета 4-фонд следует отразить начисленную сумму выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам: 10 000 000 руб. или 7 424 092 руб.?

По стр. 04 отчета 4-фонд работодателю необходимо указать выплаты, начисленные в пользу работника с учетом ограничения размера однократной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы, т.е. в сумме 7 424 092 руб.

Объясняется это следующим.

Работники резидентов ПВТ в установленном законодательством порядке подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

При этом обязательные страховые взносы не начисляют на часть дохода (выплат) работника – резидента ПВТ (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы (п. 27 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12).

В отчете 4-фонд по стр. 04 «Общая начисленная сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые взносы» разд. II «Сведения о выплатах» отражают общую сумму выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленную работникам, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются взносы по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством.

Окончание см.: «ГБ», 2016, № 11, с. 11.

Главное в статье: методика формирования и объем показателей формы 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации».

Заголовочная часть формы 4

Форма 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации» приведена в приложении 6 к Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 (далее – форма 4, Инструкция № 22).

В заголовочной части формы 4 указываются следующие данные:

  • дата, на которую она составлена;
  • полное наименование организации (получателя (распорядителя) бюджетных средств);
  • полный адрес, телефон;
  • бюджет (республиканский, местный);
  • наименование источника доходов (внебюджетные средства в соответствии с классификацией доходов);
  • раздел и подраздел доходов;
  • код главы по соответствующей ведомственной классификации;
  • коды расходов в разрезе функциональной и программной классификаций (раздел, подраздел, программа, подпрограмма);
  • периодичность представления (годовая, квартальная);
  • единица измерения.

Напомним, что с 1 февраля 2017 г. коды программы, подпрограммы предусмотрены в заголовочной части формы 4 и заполняются при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе в соответствии с нормами постановления Минфина от 26.12.2016 № 112 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций» (далее – постановление № 112).

Пунктом 5.5 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом от 15.12.2016 № 466, в целях повышения эффективности планирования и исполнения бюджета предусматриваются использование в бюджетном процессе программно-целевого метода и поэтапный переход к среднесрочному (трехлетнему) бюджетному планированию (с ежегодным смещением на один прогнозируемый год).

К 2020 г. охват расходов бюджета государственными программами планируется повысить до не менее 90 %.

Периодичность, порядок и сроки представления

Форма 4 составляется бюджетными организациями, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность (п. 48 Инструкции № 22).

Периодичность представления формы 4 – годовая и квартальная.

В соответствии с пп. 3–5, 7 Инструкции № 22 бухгалтерская отчетность (включая форму 4) годовая составляется на 1 января года, следующего за отчетным, а квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.

Как и другие формы бухгалтерской отчетности, форма 4 составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в белорусских рублях с двумя знаками после запятой, представляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде в форме электронного документа.

Сроки представления бухгалтерской отчетности (включая форму 4) устанавливаются в соответствии с п. 93 Инструкции № 22. Для распорядителей средств республиканского бюджета они устанавливаются Минфином ежегодно, а для распорядителей средств местных бюджетов – соответствующими местными финансовыми органами.

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности. Если срок представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день (п. 94 Инструкции № 22).

Получатель бюджетных средств – бюджетная организация представляет бухгалтерскую отчетность (включая форму 4) распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) (п. 87 Инструкции № 22).

Согласно п. 91 Инструкции № 22 распорядители бюджетных средств на основании показателей форм бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность (включая свод по форме 4) путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям.

Следуя нормам п. 90 Инструкции № 22 сводную бухгалтерскую отчетность составляют:

  • распорядители бюджетных средств, имеющие обособленные структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;
  • распорядители бюджетных средств, имеющие подведомственные бюджетные организации, и др.

Распорядители средств республиканского бюджета представляют бухгалтерскую отчетность в Минфин, а распорядители средств местных бюджетов – в местный финансовый орган.

Распорядители бюджетных средств сводную бухгалтерскую отчетность представляют с сопроводительным письмом в отдельной папке в сброшюрованном виде (п. 92 Инструкции № 22).

Формирование показателей формы 4

Общие положения

Методика формирования показателей формы 4 определена в главе 7 Инструкции № 22.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с постановлением № 112 форма 4 изложена в новой редакции.

Постановление № 112 вступило в силу с 1 февраля 2017 г., поэтому форма 4 в новой редакции применена впервые при составлении бухгалтерской отчетности за I квартал 2017 г.

Согласно п. 49 Инструкции № 22 форма 4 составляется по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, программной (при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе), экономической классификациями и соответствующей ведомственной классификацией, а также свод по форме 4 в целом по бюджетной организации.

Распорядители бюджетных средств на основании данных бухгалтерской отчетности бюджетных организаций составляют форму 4 в составе сводной бухгалтерской отчетности по каждому источнику доходов (по подразделу доходов классификации доходов) в соответствии с функциональной, экономической классификациями и главам соответствующей ведомственной классификации, а также свод по форме 4 в целом по распорядителю бюджетных средств (п. 50 Инструкции № 22).

Классификация доходов бюджета установлена согласно приложению 1 к постановлению Минфина от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее – постановление № 208).
Функциональная классификация расходов бюджета по видам (с указанием кодов и наименований разделов, подразделов и видов функциональной классификации расходов бюджета), программная классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, экономическая классификация расходов бюджета установлены постановлением № 208 и приведены соответственно в приложениях 2, 4, 5, 6.
Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п. 8 Инструкции № 22).

Изменения в бухгалтерской отчетности (включая форму 4), относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 16 Инструкции № 22).

Расходы в форме 4 и в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее – смета) отражаются по следующим направлениям:

1) текущие расходы (затраты), необходимые для осуществления приносящей доходы деятельности;

2) расходы на уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей, подлежащих уплате в республиканский и местные бюджеты в соответствии с законодательством;

3) использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации.

Смета составляется по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Минфина от 30.01.2009 № 8.

Согласно п. 24 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641 (далее – Положение № 641), сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении бюджетной организации, определяется ежемесячно по каждому источнику доходов.

Расчет производится следующим образом: из суммы доходов от предпринимательской деятельности (от иной приносящей доходы деятельности) вычитаются суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в соответствующий бюджет, государственные внебюджетные фонды, и фактические расходы в пределах сметы.

Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении организации, используется на цели в соответствии с п. 25 Положения № 641.

Порядок отражения в бухгалтерском учете использования внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные п. 25 Положения № 641, определен письмом Минфина от 28.01.2014 № 15-1-19/75 (см. таблицу ниже).

Учет использования сумм превышения доходов над расходами, остающихся
в распоряжении бюджетных организаций

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Использование суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации

178, 180, 250, 260 и др.

Ежемесячное списание использованной суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации, отраженной по дебету субсчета 411 «Использование прибыли»

Методика формирования отдельных показателей

В графе 4 «Утверждено по смете на год» формы 4 отражаются показатели утвержденной сметы на год.

Плановые показатели в форме 4 должны соответствовать утвержденным сметам с учетом внесенных в отчетном периоде в установленном порядке изменений (пп. 15, 51 Инструкции № 22).

В графе 5 «Исполнено по банковскому счету» формы 4 согласно п. 52 Инструкции № 22 отражаются:

1) суммы остатков внебюджетных средств на начало года и конец отчетного периода (строки 001 «Остаток средств на начало года» и 066 «Остаток средств на конец отчетного периода»). Сводные данные этих строк должны соответствовать выписке банка, остаткам в кассе, а также данным бухгалтерского баланса по банковским счетам по внебюджетным средствам;

2) суммы поступлений за отчетный период, в т.ч. суммы полученных авансов, за вычетом возвращенных сумм (строка 002 «Доходы»);

3) суммы разниц, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, денежных средств по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (строка 003 «Источники финансирования (разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь)»). Строка 003 в форму 4 введена постановлением № 112 с 1 февраля 2017 г.;

4) суммы произведенных в отчетном периоде кассовых расходов по соответствующим статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета (строки 004–047, 051–065).

Из п. 52 Инструкции № 22 следует, что показатель по строке 002 «Доходы» графы 5 «Исполнено по банковскому счету» должен соответствовать сумме разницы между дебетовым и кредитовым оборотом субсчетов 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам» и 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам».

Содержание показателя, отражаемого по строке 002 графы 5, существенно отличается от понятия доход (выручка) от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отражаемой на субсчете 237 «Прочие источники» и субсчетах счета 28 «Реализация».

В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы должны признавать в бухгалтерском учете по методу начисления. Под методом начисления понимается отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним. Сказанное определено п. 1 постановления Минфина от 08.02.2013 № 11 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь».

Принцип начисления является одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности, установленных п. 1 ст. 3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

В связи с введением в форму 4 строки 003 (см. выше) напомним нормы законодательства, связанные с пересчетом выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь.

Разницы, возникающие при пересчете выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 12 Закона № 57-З).

Порядок пересчета выраженных в иностранной валюте активов и обязательств в белорусские рубли и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц определен Методическими указаниями о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденными приказом Минфина от 17.12.1999 № 364 (далее – Методические указания № 364).

В бухгалтерском учете и отчетности иностранная валюта и средства, приобретенные за счет иностранной валюты, дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница, возникающая при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, зачисляется бюджетными организациями на увеличение или уменьшение бюджетного или внебюджетного источника финансирования (п. 8 Методических указаний № 364).

Методические указания № 364 следует применять с учетом нормы п. 3 ст. 12 Закона № 57-З, согласно которой не производится пересчет выраженных в иностранной валюте полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков.

Обязательства и имущество в иностранной валюте на отчетную дату пересчитываются по курсу последнего календарного дня отчетного периода (п. 2 ст. 101 БдК).

Из вышеизложенного следует, что по операциям, осуществляемым за счет приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, курсовые разницы следует относить в дебет (кредит) субсчета 410 «Прибыли и убытки» или субсчета 237 «Прочие источники».

В графе 6 «Фактически исполнено» формы 4 отражаются остатки по субсчетам 237 «Прочие источники», 238 «Заемные средства», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)», 410 «Прибыли и убытки» пассива бухгалтерского баланса с учетом несписанных расходов и убытков по субсчетам 080 «Затраты на производство», 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам», 211 «Расходы по внебюджетным средствам», 212 «Расходы по внебюджетным средствам на капитальные вложения», 410 «Прибыли и убытки» актива бухгалтерского баланса (п. 53 Инструкции № 22).

Согласно п. 21 Инструкции № 22 бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников.

Норма п. 21 Инструкции № 22 о том, что списание расходов при осуществлении приносящей доходы (предпринимательской) деятельности производится в конце года, противоречит положениям Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157).

Согласно п. 11 Инструкции № 157 расходы по внебюджетным средствам (в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) списываются без всяких оговорок ежемесячно (в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах – в конце года).

В связи с сезонным характером производства в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах все расчеты, связанные с исчислением фактической себестоимости сельскохозяйственной продукции, делаются лишь в конце года, поэтому и списание расходов производится в конце года.

Однако несмотря на то, что в подсобных сельских хозяйствах фактическая себестоимость сельскохозяйственной продукции определяется в конце года, учет этой продукции (выпуск из производства, отгрузка покупателям, использование для собственных нужд организации) ведется в течение года (по мере осуществления названных операций). Названные операции в течение года отражаются в бухгалтерском учете по плановой себестоимости и корректируются до фактической себестоимости лишь в конце года после составления отчетных калькуляций.

Из вышеизложенного следует, что в конце года списанию подлежит лишь разница между фактической себестоимостью выпущенной сельскохозяйственной продукции и ее плановой себестоимостью.

Следует также отметить, что Инструкция № 22 не включает в понятие годового заключения счетов списание финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей.

Поэтому бюджетные организации вправе производить списание финансового результата (прибыли или убытка) ежемесячно или в конце года (в соответствии с учетной политикой).

Сумма прибыли отражается бухгалтерской записью:

Д-т субсч. 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)»

К-т субсч. 410 «Прибыли и убытки».

Сумма убытка отражается обратной бухгалтерской записью:

Д-т субсч. 410 «Прибыли и убытки»

К-т субсч. 237 «Прочие источники», 280 «Реализация продукции (работ, услуг)».

По мнению автора, бухгалтерские записи по списанию финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей должны составляться ежемесячно.

Составление этих записей ежемесячно позволяет определять финансовый результат деятельности организации нарастающим итогом с начала года на одном субсчете 410 «Прибыли и убытки». Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации. При ее использовании субсчета по учету реализованной продукции (работ, услуг) (237 «Прочие источники» и 280 «Реализация продукции (работ, услуг)») должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в бухгалтерском балансе не должно быть.

Анна Чернюк, доцент

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *