Отчетность малого предприятия

Отчетность малого предприятия

Критерии субъектов малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация — участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Организация прекращает быть СМП, если в течение трех лет, следующих подряд, фактические показатели среднесписочной численности, дохода оказываются выше предельных значений (п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н»). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают укрупненно только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Критерии для оценки важности информации организация определяет самостоятельно.

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

Если важной информации, подлежащей отражению в приложениях (пояснениях), по мнению организации нет, то они не заполняются.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

СМП вправе:

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Что касается СМП, подлежащих обязательному аудиту, то они ведут бухучет и составляют отчетность по общим правилам.

Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса

Условия отнесения предприятий к категории малого бизнеса установлены ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

1. 25% предельно допустимая доля участия в уставном капитале организации:

  • РФ, субъекта или муниципального образования РФ;
  • общественных и религиозных организаций или объединений;
  • благотворительных или иных фондов.

Исключение составляют активы инвестиционных фондов.

2. Общая доля участия иностранного капитала и одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 49%. Исключения составляют:

  • хозяйствующие субъекты, применяющие или внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы ЭВМ, баз данных, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, ноу-хау), права на которые принадлежат учредителям, являющимся бюджетными или автономными учреждениями:
    • научными учреждениями;
    • образовательными организациями высшего профессионального образования;
  • юридические лица, участники которых относятся к организациям, получающим государственную поддержку инновационной деятельности согласно перечню Правительства РФ в формах, установленных законом «О науке и государственной научной политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

3. Среднесписочная численность работников — не более 100 человек за предшествующий календарный год.

4. Доход от реализации не превышает 800 млн руб. без НДС за предшествующий календарный год (п. 1 постановления Правительства от 04.04.2016 № 265).

О том, что отличает бухучет, организуемый на предприятиях, относимых к малым, читайте в материале «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Упрощение состава отчетности

Упрощение состава отчетности выражается в сокращении числа обязательных к представлению форм. Для субъектов малого бизнеса обязательными являются отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс.

Скачать актуальные бланки бухотчетности для малого предприятия можно .

Дополнительные формы отчетности — отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств — представляются при необходимости пояснения дополнительных сведений для проведения детальной оценки финансового положения и результатов деятельности компании (информация Минфина России № ПЗ-3/2012, письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).

О правилах заполнения дополнительных форм читайте в статье «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

Упрощение отчетности по объему информации

Упрощается и порядок детализации данных:

  • Баланс и отчет о финансовых результатах могут включать объединенные показатели; постатейная детализация необязательна (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н).
  • Малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» имеют право на применение особых (менее детальных) форм отчетности, утвержденных приказом № 66н (п. 6.1 приказа № 66н, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).
  • Для предоставления отчетности в электронном виде используется формат, утвержденный письмом ФНС от 16.07.2018 №ПА-4-6/13687@.
  • Если организации необходимо предоставить дополнительные формы отчетности (отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств), то она вправе включить в них только существенную информацию, важную для оценки ее финансового состояния (подп. «б» п. 6 приказа № 66н).
  • Для полного понимания особенностей формирования показателей баланса и отчета о финансовых результатах в приложении необходимо раскрыть положения учетной политики организации (информация Минфина России № ПЗ-3/2012).

В то же время за малыми предприятиями закреплено право принимать решение о выборе формы отчетности для сдачи: упрощенной либо обычной, составляемой в общеустановленном порядке (п. 6 приказа № 66н). Решение должно быть принято руководством организации.

Об особенностях составления бухотчетности для малых предприятий читайте в материалах:

  • «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)»;
  • «Составляем бухгалтерский баланс при УСН в 2018-2019 годах».

Итоги

Некоторые юрлица имеют право выбора формы (полной или упрощенной) для сдачи бухгалтерской отчетности в налоговый орган. К числу таких лиц относятся малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». Упрощение отчетности происходит не только за счет сокращения числа отчетов, но и путем укрупнения их показателей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Малые предприятия сдают отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Организация приказом руководителя сама определяет, какие регистры бухгалтерского учета вести.

Обоснуем ответ.

В общем случае субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее – Закон № 402-ФЗ).

Критерии признания предприятия малым содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Для таких организаций согласно Приложению № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее – Приказ № 66н) утверждены следующие упрощенные формы бухгалтерской отчетности (п. 6.1 Приказа 66н):

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о финансовых результатах,
  • отчет о целевом использовании средств.

Обратите внимание, что в соответствии с п. 6 Приказа № 66н организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут формировать бухгалтерскую отчетность по общеустановленным формам.

Таким образом, малые предприятия в зависимости от выбранной ими формы представления бухгалтерской отчетности (по общеустановленным формам либо по упрощенным формам) представляют в налоговый орган:

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств по упрощенной форме согласно Приложению № 5 к Приказу № 66н (п. 6, п. 6.1 Приказа № 66н)
  • либо бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах согласно Приложению № 1 к Приказу № 66н, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах по формам согласно Приложению № 2 к Приказу 66н и отчет о целевом использовании средств согласно Приложению № 2.1 к Приказу 66н (п. 1 – п. 4, п. 6 Приказа № 66н).

Такие же разъяснения ФНС России представила в письме от 20.02.2017 № СД-4-3/3088@.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Регистр бухгалтерского учета должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

  1. наименование регистра;
  2. наименование организации;
  3. дату начала и окончания и / или период, за который составлен регистр;
  4. хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
  5. величину денежного измерения объектов бухучета с указанием единицы измерения;
  6. наименования должностей, Ф. И. О. и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

Таким образом, организация самостоятельно определяет и / или разрабатывает формы регистров бухгалтерского учета для использования в своей деятельности, а также определяет способ ведения регистров – в бумажной или электронной форме.

Как правило, при ведении учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» в качестве регистров бухгалтерского учета используются стандартные отчеты (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) и справки-расчеты.

Отметим, что для малых предприятий в программе «1С:Бухгалтерия 8» предусмотрены также ведомости по формам 1МП – 9МП согласно рекомендациям ИПБР для субъектов малого предпринимательства. Эти формы аналогичны формам В1 – В9 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Дипломная работа

на тему:

Бухгалтерская и финансовая отчетность на малых предприятиях

Введение

Глава 1. Финансовая отчетность

1 Понятие, состав и пользователи финансовой отчетности

2 Роль финансовой отчетности в финансовом анализе

3. Анализ финансового состояния.

4 Методика анализа ликвидности и платежеспособности.

5 Анализ финансовой устойчивости.

6 Классификация финансового состояния по анализу финансовой отчетности

7. Особенности финансового анализа предприятий различных отраслей эк

Глава 2. Бухгалтерская отчетность на предприятии

1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

3. Порядок составления бухгалтерских отчетов

4. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей

Глава 3. Учетная политика на предприятии

1. Понятие и формирование учетной политики

2. Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)

2.1. Выбор вариантов по начислению амортизации по основным средствам

3. Формы организации бухгалтерского учета. Раскрытие учетной политики

Глава 4. Источники информации, необходимой для финансового анализа

1. Бухгалтерский баланс предприятия

2. Отчет о прибылях и убытках

3. Отчет о движении капитала

4. Отчет о движении денежных средств

5. Приложение к бухгалтерскому балансу

Глава 5. Положения бухгалтерского учета

1. Учетная политика организации. ПБУ 1/98

2. Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство. ПБУ 2/94

3. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. ПБУ 3/2000

4. Бухгалтерская отчетность организации. ПБУ 4/99

5. Учет материально-производственных запасов. ПБУ 5/98

6. Учет основных средств. ПБУ 6/97

7. События после отчетной даты. ПБУ 6/98

8. Условные факты хозяйственной деятельности. ПБУ 8/98

9. Доходы организаций. ПБУ 9/99

10. Расходы организаций. ПБУ 10/99

11. Информация об аффилированных лицах. ПБУ 11/2000

12. Информация по сегментам. 12/2000

13. Учет государственной помощи ПБУ 13/2000

14. Учет нематериальных активов. ПБУ 14/2000

Глава 6. Основные мероприятия по переходу на новый план счетов бухгалтерского учета

1. Задачи подготовительной работы

2. Этапы плана подготовительной работы

Заключение

Список литературы и нормативных документов

Приложения

Введение

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять лю­бые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководи­тели, учредители, участники и собственники имущества пред­приятия.

Содержание отчетности о деятельности предприятия, иму­щественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заин­тересованных во вложении капитала.

Финансовое состояние предприятия характеризуется широким кругом показателей, отражающим наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. В условиях массовой неплатежеспособности предприятий и практического применения ко многим из них процедуры банкротства объективная и точная оценка их финансового состояния приобретает первостепенное значение. Определение финансового состояния на ту или иную дату помогает ответить на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате.

Существуют различные методики анализа финансового состояния. В нашей стране по опыту экономически развитых стран все большее распространение получает методика, основанная на расчете и использовании системы коэффициентов.

Дипломная работа состоит из введения, шести глав, заключения, нормативно-правовых актов, списка использованной литературы, приложения, включающего 41 наименований.

В первой главе «Финансовая отчетность” раскрывается понятие, состав финансовой отчетности. Рассматривается финансовое состояние предприятия.

Во второй главе «Бухгалтерская отчетность на предприятии” раскрывается понятие, состав бухгалтерской отчетности, требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности. Также описан порядок составления бухгалтерских отчетов и правила оценки статей баланса.

В третьей главе «Учетная политика на предприятии” изложены понятие и формирование учетной политики, выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета). Не оставлено без внимания формы организации бухгалтерского учета.

В следующей главе рассматриваются источники информации, необходимые для финансового анализа, к которым относятся формы №№ 1, 2, 3, 4, 5. Они соответственно называются: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу.

В пятой главе «Положения бухгалтерского учета” представлены все Положения бухгалтерского учета, которые действуют на данный момент в Российской Федерации.

В заключительной шестой главе дипломной работы приведены и проанализированы основные мероприятия по переходу на новый План счетов бухгалтерского учета финансо­во-хозяйственной деятельности организации, к которому, как известно, должен быть завершен переход российских предприятий, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

Также нами выявлены задачи и этапы подготовительной работы, даны бухгалтерские проводки для перехода на новый План счетов бухгалтерского учета и сравнительная таблица Плана счетов бухгалтерского учета 1992 г. и нового Плана счетов.

1.Финансовая отчетность.

Понятие, состав и пользователи финансовой отчетности

Финансовая отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.1

Состав, содержание, требования и другие методические основы регламентированы «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденному приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н. Согласно этим положениям в состав финансовой отчетности включаются:

  1. бухгалтерский баланс – форма №1;

  2. отчет о прибылях и убытках – форма №2;

  3. приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

отчет о движении капитала – форма №3 (годовая);

отчет о движении денежных средств – форма №4 (годовая);

приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5 (годовая);

пояснительная записка;

  1. отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6 (годовая) – для общественных организаций (объединений);

  2. специализированные формы, установленные в соответствии с пунктом 30 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;

  3. итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.

В ПБУ 4/99 выдвигаются требования к составлению финансовой отчетности:

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной.

Финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету РФ.

При формировании финансовой отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Данные по числовым показателям в отчетности приводятся минимум за два года – отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год). Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленными нормативными актами.

Финансовая отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Пример заполнения форм бухгалтерской отчетности представлен в Приложении 1.

Работа по анализу финансовой отчетности должна удовлетворять многим требованиям. Круг пользователей включает различные категории – от серьезных аналитиков до случайных «любителей». Все они руководствуются общей целью для достижения своих интересов – оценить по данным финансовой отчетности финансовое состояние организации. Финансовая отчетность в России представляет интерес для двух групп внешних пользователей.

  1. Непосредственно заинтересованных в деятельности организации;

  2. Опосредованно заинтересованных в ней.

К первой группе относятся следующие пользователи:

  • государство, прежде всего в виде налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

  • существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиление кредита, определение условий кредитования, условия гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;

  • поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

  • существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия. Однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:

  • аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;

  • консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

  • законодательные органы и др.

К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство организации, общее собрание участников, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов.



В современных условиях малое предприятие выступает, как самая массовая форма деловой жизни. Развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса. Основные проблемы бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с существующими противоречиями в законодательстве и его нестабильностью. Цель статьи состоит в изложении и обосновании особенностей, методических и организационных подходов к ведению учета на предприятиях малого бизнеса. Раскрыты особенности ведения учета и составления отчетности на малых предприятиях.

Ключевые слова: учет, финансовая отчетность, субъект малого предпринимательства.

Одним из перспективных направлений для рыночной экономики в настоящее время является развитие малого предпринимательства. Поэтому особое внимание при разработке изменений и дополнений, вносимых в законодательство, уделяется представителям малого бизнеса. Связано это с тем, что учет и отчетность представителей субъектов малого предпринимательства на территории России постоянно меняются, добавляются новые и корректируются уже имеющиеся нормативные и законодательные акты и документы.

Субъект малого предпринимательства — это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли.

К субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

Таблица 1

Критерии отнесения субъектов ккатегории малого предпринимательства

Категория субъекта

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Выручка без НДС за год

120 млн рублей

800 млн рублей

2 млрд рублей

Среднесписочная численность работ

не более 15 человек

не более 100 человек

не более 250 человек

Субъекты малого предпринимательства имеют право на основании Типового Плана счетов составлять свой план счетов. Такой план счетов будет являться упрощенным и может содержать в себе только те счета, которые организация будет использовать в процессе ведения бухгалтерского учета.

При составлении своего «упрощенного» плана счетов малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов Типового Плана счетов на одном синтетическом счете.

Применяя рабочий план счетов СМП следует руководствоваться Инструкцией по его применению (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению») .

Бухгалтерский учет на малых предприятиях можно систематизировать следующим образом: -первичная документация;

‒ бухгалтерский учет;

‒ отчетность.

В настоящее время нет обязательных к применению форм первичных документов. Субъекты малого предпринимательства, по желанию, могут использовать типовые формы.

Протоколом от 25 апреля 2013 года № 4/13 Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» утверждены «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности», которые предусматривают три формы ведения учета на малых предприятиях:

‒ полная форма упрощенного учета;

‒ сокращенная форма;

‒ простая форма .

Полная форма предполагает использование регистров бухгалтерского учета. В них записываются все факты хозяйственной жизни. Данная форма предусматривает использование комплекта ведомостей:

‒ ведомость учета основных средств и амортизации — форма № 1МП;

‒ ведомость учета материально-производственных запасов — форма № 2МП;

‒ ведомость учета затрат на производство — форма № 3МП;

‒ ведомость учета денежных средств — форма № 4МП;

‒ ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № 5МП;

‒ ведомость учета продаж — форма № 6МП;

‒ ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № 7МП;

‒ ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда — форма № 8МП;

‒ сводная ведомость (шахматная) — форма № 9МП.

При этом ключевым моментом является то, что СМП могут разрабатывать учетные регистры самостоятельно, применительно к условиям своей деятельности, но при условии, что учет будет вестись посредствам двойной записи.

Следует обратить внимание на то, что при использовании сокращенной формы учета все хозяйственные операции регистрируются в Книге учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-1МП. Наряду с ней предпринимателям малого бизнеса рекомендуется использовать Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда — форма № 8МП. Таким образом, данная форма предусматривает ведение учета без применения учетных регистров, но обязует применение двойной записи.

Наименьшее давление при организации и ведении учета, со стороны законодательной базы, испытывают микропредприятия, поскольку только им дозволено использовать «простую» форму учета. Простая форма предполагает ведение бухгалтерского учета без применения двойной записи. В этом случае хозяйственные операции сразу формируются по группам статей Баланса и Отчета о финансовых результатах. Также может использоваться Книга учета фактов хозяйственной жизни.

Существует также ряд особенностей, определяющих состав финансовой отчетности, и предусмотренных только для малого бизнеса.

Состав бухгалтерской отчетности СМП определяется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно ему финансовая отчетность малых предприятий должна содержать бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним .

СМП, применяющие упрощенные способы ведения учета, вправе составлять отчетность в сокращенном объеме, а также самостоятельно разрабатывать формы отчетности. При этом СМП, подлежащие обязательному аудиту обязаны вести учет по общим правилам. За ведение учета на таких предприятиях отвечает руководитель.

Для субъектов малого предпринимательства Налоговым Кодексом Российской Федерации установлены специальные режимы налогообложения, которые могут предусматривать особый порядок налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

‒ УСН, или упрощенная система налогообложения, предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения — «доходы» и «доходы за вычетом расходов»;

‒ ЕНВД, или единый налог на вмененный доход, когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений;

‒ ЕСХН, или единый сельхозналог, применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции;

‒ ПСН, или патентная система, требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок .

Специальные режимы налогообложения создают более благоприятные условия для определенных отраслей, а также для стимулирования малого предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку.

Выводы.

Предприятия малого бизнеса играют все более важную роль в экономической жизни страны. За последние годы количество малых предприятий значительно увеличилось.

Однако в сфере малого бизнеса существует ряд особенностей и ряд недостатков, которые влияют на организацию, и ведение бухгалтерского учета.

Это позволяет говорить о несовершенстве законодательной базы, применяемой в отношении ведения учета на малых предприятиях. Возникает необходимость разработки нормативной базы, которая бы учитывала специфику деятельности и отраслевую принадлежность малых предприятий.

Создание малых аудиторских фирм, которые, в свою очередь, проверяли бы отчетность СМП, оказало бы положительное влияние на ведение учета и составление отчетности. Так как часто на таких предприятиях ведением учета занимается руководитель, который менее осведомлен в данной области.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  3. Протокол Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 года № 4/13 утверждены «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности»
  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *