Отчетность в таможню при экспорте

Отчетность в таможню при экспорте

Бланк статистической формы учета перемещения товаров в рамках АЕЭС (Таможенного союза)

Статистическая отчетность на предприятиях малого и среднего бизнеса

Статистическая отчетность на предприятиях малого и  среднего бизнеса

Малое предпринимательство – это предпринимательство, осуществляемое субъектами, признанными таковыми в соответствии с законодательством. Согласно ст. 6 Закона Республики Казахстан от 31.01.2006 N 124-III»О частном предпринимательстве», под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективностьпроизводства.

Следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Вопросы развития МСБ в Республике Казахстан относятся к категории наиболее важных и рассматриваются на высшем государственном уровне.

Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.

Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса.

Успешный опыт развитых стран мира в построении конкурентоспособной и диверсифицированной экономики служит наглядным подтверждением того факта, что малый бизнес является одним их ключевых элементов в данном процессе. Состояние и уровень развития сектора малого бизнеса играют важнейшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем, таких как безработица, бедность, неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта и т.д.

В январе-декабре 2011 года по сравнению с январем-декабрем предыдущего года, по оперативным данным, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 1,9%. При этом, количество активных субъектов и численность занятых в МСП увеличились на 1,3%.

Почти по всем регионам Казахстана наблюдается повышение количества активных субъектов МСБ. Данные тенденции отражают позитивный сдвиг в реальном секторе Казахстана в посткризисные 2010-2011 года. Снижение показателей наблюдалось в Акмолинской области и в Жамбылской области. Наибольшее процентное увеличение показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса по регионам на 01.01.2012 года наблюдалось по г.Алматы и Атырауской области.

В общем количестве субъектов МСБ доля индивидуальных предпринимателей составила – 63,7%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 25,2%, юридических лиц малого предпринимательства – 9,8%, юридических лиц среднего предпринимательства – 1,3%.

Наибольший удельный вес юридических лиц МСБ в структуре всех субъектов МСБ представлен в г.Алматы, г.Астана и Мангистауской области. Если наличие в г.Астана и г.Алмата большого количества юридических лиц – субъектов МСБ обусловлено финансовым развитием двух городов Казахстана, то создавшееся положение дел в Мангистауской области вызвано тем, что в с связи с приходом нефтяных компаний в некоторых районах Мангистауской области почти все населенные пункты получили толчок к экономическому развитию.

Крестьянские (фермерские) хозяйства наиболее развиты в Алматинской (45,29%) и Южно-Казахстанской областях (47,59%) ввиду природных условий, способствующих развитию сельского хозяйства.

Важным составляющим элементом государственной поддержки МСБ в последнее время все больше становится использование нефинансовых инструментов, обеспечивающих предпринимателей консалтингом и обучением.

 Чтобы выполнять свою работу, принимать обоснованные политические и экономические решения, государству требуется полная информация процессах, происходящих в стране. Это невозможно без системы статистического наблюдения.

Статистика объединяет тысячи показателей об экономических, экологических, демографических и социальных процессах. Собираемые данные интересуют не только государство, но и региональный и муниципальный уровень управления, а также частные компании. Поэтому информация о деятельности малого бизнеса, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, должна своевременно поступать в государственные органы статистики.

Когда представляется статистическая отчетность?

Статистическая отчетность малых предприятийсодержит меньше форм, чем для крупных предприятий, поскольку для них предусмотрен упрощенный порядок. Статистические наблюдения за деятельностью малого бизнеса проводятся с помощью: — выборочных статистических наблюдений; — сплошных статистических наблюдений.

Важно: в органы статистики представляются не только специальные формы, но и годовая бухгалтерская отчетность, независимо от системы налогообложения (для малых предприятий – баланс и отчет о прибылях и убытках). Статистическую отчетность можно представлять в бумажном или электронном виде с электронной цифровой подписью.

Выборочное наблюдение

При выборочном наблюдении отчетность по формам представляют только те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые попали в выборку. Как узнать, попали ли вы в выборку и какие формы отчетности вы должны предоставить? Если вы участвуете в выборочном наблюдении, то вам должны прислать письменное требование из территориального органа статистики.

Также информацию можно получить на стендах вашего отделения или на интернет-сайтах территориальных органов Агенства РК по статистике. Эти источники должны не только приводить перечень организаций и ИП – участников выборочного наблюдения, но и указывать формы для представления. Выборочные обследования могут быть ежемесячными или ежеквартальными.

Сплошное наблюдение

Сплошное статистическое обследование малого предпринимательства проводится один раз в 5 лет. Последний раз оно проводилось во 2 квартале 2011 года по результатам 2010 года. В данном случае отчетность сдается самостоятельно, без уведомления из территориального органа статистики.

Перечень форм статистической отчетности очень велик, однако большая часть форм носит специализированный характер, т.е. их предоставляют предприятия и индивидуальные предприниматели, которые занимаются конкретными видами деятельности. Например, есть формы наблюдения для торговли, автотранспорта, сферы туризма и т.п.

Среди форм, которые представляют все, можно выделить:

— форма № 1-предприниматель (для индивидуальных предпринимателей);

— форма № МП-сп (для малых предприятий). Сроки проведения и представления форм утверждаются на государственном уровне.

Представлять формы отчетности в органы статистики нужно обязательно, иначе штрафов не избежать. Так, за нарушение сроков предоставления, недостоверную информацию, нарушение указаний по заполнению, логические и арифметические ошибки, вы можете подвергнуться штрафу.

Таким образом, статистическая отчетность малых предприятий является небольшим, но значимым фрагментом информационной системы. И от того, насколько точны предоставленные вами сведения, зависит не только отсутствие штрафов, но и верный выбор курса компании, в которой вы работаете.

Статистическая отчетность: что, куда и кому сдавать

Нередко для руководителей предприятий становится новостью обязанность отчитываться не только перед налоговой инспекцией и фондами, но и перед Агенством РК по статистике, иногда эта новость опаздывает, когда ответственности не избежать. Эта статья посвящена подробному описанию статистической отчетности и надеемся, что руководители и их помощники прочтут ее раньше того, как узнают о неизбежной ответственности за непредставление статистической отчетности.

Итак, статистический учет — особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с государственной программой статистических работ.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в органы государственной статистики либо в районные или городские отделы, либо прямо в областные комитеты в установленные сроки.

Страница не найдена

Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. После проверки данные разрабатываются в вычислительном центре (ВЦ): составляются сводные таблицы по формам, установленным Агенством РК по статистике. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Агенство РК по статистике, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.).

Статистическая отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия. Для статистической отчетности характерно то, что она утверждается органами государственной статистики (предоставление информации по неутвержденным формам является нарушением отчетной дисциплины), она имеет обязательный характер, юридическую силу, документальную обоснованность.

Отчетность различается по периодичности. Она бывает срочная — содержит данные за месяц и менее (декаду, сутки), а также квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных — документы. Прежде всего, это документы бухгалтерского учета предприятий и организаций. Агенство РК по статистике проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме.

Все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основе общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).

Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношения разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Всем ли нужно отчитываться в Агенство РК по статистике?

Отчитываться нужно всем, но с разной периодичностью и по разному перечню форм. Для предприятий и организаций, отнесенных к малому и среднему предпринимательству, установлен упрощенный порядок составления статистической отчетности. Например, ежемесячно и ежеквартально отчитываются не все малые предприятия, а только попавшие в выборку. Все малые предприятия представляют отчетность только раз в пять лет — при проведении сплошного обследования малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 12 Закона Республики Казахстан от 31.01.2006 N 124-III»О частном предпринимательстве» статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:

  • выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки;
  • сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в 5 лет.

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Сам порядок проведения выборочных статистических наблюдений установлен Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Иными словами, статистические формы представляют не все субъекты малого и среднего предпринимательства, а только те, кто попал в выборку.

При этом информирование организаций, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, на практике осуществляется путем размещения информации на стендах в зданиях территориальных органов Агенства РК по статистике либо на сайтах территориальных органов Агенства РК по статистике в Интернете

При информировании организаций территориальные органы Агенства РК по статистике, как правило, не только приводят перечень организаций, но также и указывают подлежащие представлению формы статистической отчетности.

То есть для того, чтобы узнать, обязана ли организация сдавать статистическую отчетность и по каким формам, необходимо руководствоваться информацией, размещенной на стенде в здании территориального органа Агенства РК по статистике или на его сайте в Интернете.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

В соответствии с Положением об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных органы статистики имеют право штрафовать руководителей предприятий не только за опоздание, но и за представление недостоверной информации, т.е. представление отчетов с нарушением указаний по заполнению форм, арифметическими или логическими ошибками. При этом штрафные санкции предусмотрены за каждый случай нарушения.

Порядок представления статистической отчетности

Представлять отчетность в органы статистики можно как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Независимо от способа представления отчет должен быть подписан должностным лицом, при представлении в электронном виде – действующей электронной цифровой подписью должностного лица.

Для респондентов, безусловно, удобнее передавать отчетность в электронном виде с электронной цифровой подписью. При этом респонденты не только существенно экономят время, которое они бы потратили на оформление почтового отправления или посещение ведомства, но и снижают риск наложения штрафных санкций. Это связано с тем, что в программных средствах заложен необходимый контроль, позволяющий произвести проверку данных до отправки отчета в органы статистики.

Подготовить данные можно в программных средствах, которые бесплатно предоставляются Агенством РК по статистике. Отчетность принимается с любой легитимной электронной цифровой подписью, т.е. дополнительных финансовых затрат при сдаче отчетности в электронном виде респондент не несет.

Со всеми вопросами по передаче электронной отчетности вы можете обратиться в территориальный орган статистики, с которым вы работаете.

Литература

1.Орлов А.И.Устойчивость в социально-экономических моделях. — М.: Наука, 2009. — 296 с.

2.Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. – М.: Экзамен, 2006. – 671 с.

3.Орлов А.И.О перестройке статистической науки и её применений. — Журнал «Вестник статистики». 1999. No.1. С.65 — 71.

Статотчетность в ФТС. Заполнение и отправка напрямую из «1С:Бухгалтерии 8»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *