Отчеты в росприроднадзор

Отчеты в росприроднадзор

Представители малого и среднего предпринимательства должны отчитываться о количестве и движении отходов, образовавшихся в процессе их деятельности. Отчет МСП, называемый также «отчетом по экологии», сдается каждый год и содержит документально подтвержденную информацию об отходах за прошедший отчетный период.

По какой форме заполняется отчет по отходам субъектов МСП, каково его содержание, в какие сроки и в какие органы представляется организациями и предпринимателями — об этом наша статья.

Годовой отчет МСП по экологии — основные понятия

Отчетность для малого и среднего предпринимательства по образованию отходов, их использованию, размещению и обезвреживанию предусмотрена п.п. 7, 8 ст. 18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.12.2016). Порядок представления таких отчетов утвержден приказом Минприроды и экологии РФ от 16.02.2010 № 30.

Напомним, что к субъектам малого и среднего бизнеса относятся организации и ИП, соответствующие условиям, указанным в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

В отчете МСП в 2017 году встречаются следующие основные понятия:

  • Отходы — подлежащие удалению вещества и предметы, образовавшиеся при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг. Каждому их виду присвоен свой код в Федеральном каталоге (ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 16.08.2016. Также отходы различаются по классу опасного воздействия на окружающую среду: I-IV классы разной степени опасности, V класс — безопасные отходы. Код ФККО и классы опасности указывают в разделе III отчета по МСП в 2017 г.
  • Размещение отходов — это их складирование для хранения на срок до 11 месяцев. Далее отходы подлежат утилизации, обезвреживанию, или захоронению.
  • На захоронение отправляются отходы, которые нельзя утилизировать, то есть использовать для повторного применения, или извлечения из них полезных составляющих.
  • Обезвреживание отходов предполагает снижение их негативного воздействия на окружающую среду путем обеззараживания, сжигания и иными способами.

Отчетность можно заполнить с помощью бесплатной программы «Модуль природопользователя», размещенной на сайте ]]>Росприроднадзора]]>. Те, кто будет заполнять отчет МСП за 2017 год, скачать его форму в формате excel можно там же.

Форма отчета состоит из трех разделов:

  • В разделе I отражаются данные об отчитывающейся организации или ИП: наименование, адрес, ИНН, КПП, номера телефонов и прочих контактов, Ф.И.О. руководителя. Также, при наличии указывается номер лицензии на сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов.
  • Раздел II отчета по МСП по экологии — это сведения о контрагентах, то есть организациях, или ИП, которым передаются отходы. На каждую организацию, если их несколько, следует заполнить отдельный лист с разделом II. Кроме наименования, адреса и ОКАТО следует указать реквизиты лицензии, на основании которой они занимаются сбором и размещением отходов.
  • Раздел III отражает в отчете МСП отходы по видам и их движение. На каждый вид отхода заполняется отдельный лист. Показатели указываются в тоннах. Здесь показываются как принятые отходы, так и переданные спецорганизациям.

К заполненному отчету МСП Росприроднадзор в 2017 году требует приложение следующих документов в копиях:

  • Лицензия на сбор, транспортировку и прочие действия с отходами I-IV класса опасности, если такой деятельностью занимается отчитывающаяся организация, или ИП;
  • Лицензии на сбор и прочие действия с отходами I-IV класса опасности, принадлежащие организациям, которые в отчетном году принимали отходы у сдающего МСП-отчетность субъекта малого и среднего предпринимательства;
  • Договоры на передачу отходов спецорганизациям или на прием отходов от других лиц и акты приема-передачи по ним;
  • Акты приема-передачи отходов и лома черных и цветных металлов.

Сдаем отчет МСП в Росприроднадзор

Основной срок представления отчета — до 15 января года, следующего за отчетным, но на региональном уровне срок может быть иным. Процедура сдачи отчета фактически включает в себя два этапа: передача электронно и на бумаге.

Как отправить отчет МСП в Росприроднадзор электронно? Через «Модуль природопользователя» на веб-портале. Если отчет передан верно, он пройдет регистрацию на портале и ему будет присвоен идентификационный номер, которые следует указать на первом листе бумажной версии отчета по строке «Электронный идентификатор отчета в ИС Росприроднадзора». Бумажный отчет субъектов малого и среднего предпринимательства МСП, не имеющий идентификатора, считается несданным.

Затем отчет распечатывается, прошивается, его страницы нумеруются, все заверяется подписью и печатью и направляется в территориальный орган Росприроднадзора вместе с электронной версией на магнитном носителе. Можно принести и сдать отчет лично, или отправить его почтой заказным письмом с описью.

Ежегодный объем обязательной для сдачи экологической отчетности не так уж мал, как может показаться на первый взгляд.Особенно, если речь идет о производственном предприятии. Как правило, ведение и своевременная сдача всех отчетов включены в должностные инструкции эколога на предприятии, однако, при желании вы можете заказать полное или частичное экологическое обслуживание в нашей компании.
Итак, прежде всего ежегодная отчетность включает статистические отчеты по форме 2-ТП. Комплекс отчетов 2-ТП состоит из трех направлений – отходы, воздух и водные ресурсы.Сроки сдачи этих отчетов, как правило, ограничены январем — 1 февраля следующего за отчетным периодом года, их следует строго соблюдать.
Cледующий важный отчет – технический отчет о неизменности количества отходов, которые накапливаются на предприятии, технологических процессов, сырья и материалов.
Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов также входит в список обязательных для своевременной сдачи – до 15 января следующего за отчетным года.
К области обращения с отходами на предприятии относится и сдача паспортов отходов.
Еще один отчет, которые предприятие ежегодно сдает государственным службам – отчет о размерах и сроках внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Форма 4-ОС, которая не является обязательной, однако рекомендована к сдаче государством и нашими специалистами, должна быть готова к сдаче до 25 января следующего года.
Своевременная сдача необходимой отчетности а также внесение всех платежей в установленные сроки помогут вам избежать штрафов и претензий со стороны государственных надзорных органов и проверяющих служб, сократить количество проверок и зарекомендовать себя в качестве ответственного и грамотного природопользователя.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на экологические отчеты можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

В настоящее время предусмотрено 6 видов отчётов для предприятий разного размера и разных сфер деятельности. Все эти отчёты сдаются ежегодно, однако в разные сроки.

Сдавать отчётность в Росприроднадзор можно как в бумажном виде (с доставкой документов лично плательщиком или почтой), так и в электронном – через сайт госоргана или с помощью специальных программ для сдачи отчётности (например, СБИС++ Электронная Отчётность).

Кто и что сдаёт

  • Отчёт по МСП – об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) – малые и средние компании сдают до 15 января года, следующего за отчётным.
  • Отчёты 2-ТП об отходах и рекультивации земель сдаются до 1 февраля. Первый отчёт (отходы) предоставляют все, второй — только предприятия и ИП, которые занимаются разработкой природных недр и ведут строительные, лесозаготовительные, мелиоративные или изыскательные работы с размещением отходов.
  • Декларация за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) – расчёт, который сдают до 10 марта, следующего отчетным периодом, все, для этого данная обязанность предусмотрена статьёй 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ («Об охране окружающей среды»).
  • Декларация о готовых товарах сдаётся до 1 апреля импортёрами любой продукции, которая подлежит утилизации по истечении потребительских свойств.
  • Отчёт о выполнении нормативов утилизации – также подают до 1 апреля производители, импортёры, а также объединения импортёров и производителей, которые обязаны отчитываться в утилизации готовых товаров согласно пунктам 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Электронная отчётность в Росприроднадзор легко поддаётся автоматизации. Не обязательно отслеживать календарь отчётов, заполнять все формы вручную, отправлять каждый отчёт через портал, а затем отслеживать результаты. С программой СБИС++ вы экономите время (напоминания об отправке отчётов отображаются при каждом запуске), снижаете издержки (не нужно тратиться на печать документов и поездки), работаете в удобном вам режиме (всегда и везде, где есть интернет-соединение). После отправки документов СБИС проверяет, дошел ли ваш отчёт в Росприроднадзор и не нужно ли вносить корректирующие данные.

Сдача отчетности в Росприроднадзор

Рассмотрим подробнее о том, как быстро подготовить и сдать отчёт в Росприроднадзор, используя средства автоматизации. Не все формы обязательно заполнять вручную.

Для формирования отчётов 2-ТП плательщик может использовать специальный «Модуль природопользователя», который можно загрузить с официального сайта Росприродназдора. Там же размещены памятки, инструкции и видеоруководства по заполнению отчётов и деклараций. Однако электронный сервис лишь частично автоматизирует вашу работу.

Если вы хотите, чтобы вместо вас за сроками сдачи и статусом сданных отчётов следила программа, вам больше подойдёт готовое решение для электронной отчётности СБИС++. С этой программой календарь отчётности, всегда перед глазами, а сама сдача происходит в несколько простых шагов.

  1. Отчёты в Росприроднадзор можно готовить прямо в СБИС – все основные данные о вашей компании будут заполнены автоматически.
  2. Загружаете заполненный файл отчёта или формируете новый в СБИС.
  3. Подписываете отчётность своей электронной подписью.
  4. Отправляете документы нажатием одной кнопки (они передаются в зашифрованном виде по защищённым каналам связи).
  5. Получаете квитанцию о доставке и протокол проверки отчётов.

Эта схема снижает риск ошибок и позволяет отчитываться перед госорганом точно в срок.

Несвоевременная сдача отчётности в Росприроднадзор грозит штрафами согласно статье 8.5 КоАП РФ:

  • от 500 до 1000 рублей для физических лиц (ИП),
  • от 3 000 до 6 000 рублей для должностных лиц в организациях,
  • от 20 000 до 80 000 рублей для предприятий.

Если вы хотите упростить себе сдачу электронной отчётности в Росприроднадзор, позвоните нам или оставьте заявку – специалист по СБИС расскажет о возможностях программы, ответит на ваши вопросы и поможет выбрать оптимальный тариф электронной отчётности для вашего бизнеса.

Экология сейчас находится на этапе крупных перемен. Это касается всего – принцип надзора и контроля меняется на риск-ориентированный, надзорность теперь осуществляется не над предприятием в целом, а над объектами негативного воздействия, в прошлое уходят старые формы природоохранной документации. В результате этих новшеств преображается и рутинная часть экологической действительности. Привычная экологическая отчётность изменяется все сильнее, и в данной статье мы предлагаем рассмотреть эти изменения подробнее.

  1. Общая информация: экологическая отчетность 2019
  2. Срок действия старых разрешительных документов
  3. Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?
  4. Экологическая отчетность: 4-ОС
  5. ДВОС в 2019 году
  6. Плата за ТКО и обращение с отходами
  7. Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Срок действия старых разрешительных документов

Но в федеральном законодательстве в конце 2018 года еще раз произошли изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ, согласно которым прояснился срок действия старых разрешительных документов:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов. Таким образом, пока объекты I и II категории будут пользоваться старыми проектами и документами либо получать новые документы по старой схеме нормирования, они будут обязаны продолжать подавать технические отчеты об обращении с отходами, чтобы подтверждать установленные нормативы и лимиты.

Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2018 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2016 г. N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2018 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2018 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

Экологическая отчетность: 4-ОС

Кроме того, изменения коснулись отчетности о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах – форма 4 – ОС(срок сдачи – 25 января). Приказ № 473 утвердил иной перечень лиц, обязанных подавать данный вид отчетности. Ранее ее должны были подавать лица, имеющие очистные сооружения и осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, теперь отчётность сдается лицами, имеющими основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия и имеющими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат.

ДВОС в 2019 году

Следующий вид отчета – подача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – 10 марта, но внести плату нужно до 1 марта. При этом в течение всего года всем природопользователям, не относящимся к субъектам МСП, необходимо было ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 25% от суммы платежа за предыдущий год. Недавно появился проект изменений порядка расчета авансовых платежей. Можно будет вносить плату в размере части суммы, рассчитанной на основе данных производственного экологического контроля либо в размере четверти суммы, рассчитанной на основе утверждённых нормативов и лимитов.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится. Разработан проект изменений в критерии установления категории, которые приравнивают «бескатегорийные» объекты к IV категории, на данный момент он не утвержден.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Те лица, которые имеют только объекты НВОС IV категории, от платы освобождены. Если учесть, что основная часть объектов получила категорию в течение 2017 года, значит, при расчете платы за 2018 год таким предприятиям уже можно было плату не вносить.

Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2018 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Но в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона. Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию. Отсрочка перехода на новую систему продлевается до 1 января 2020 года. Во многих субъектах реформа обращения с отходами провалена либо не уложилась в установленные сроки, в связи с чем данные переходные положения и вводятся.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов. Многие из них начали свое действие в течение 2018 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2018 год уже должна рассчитываться по новым правилам. Так, если с начала 2018 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке. В итоге образованные на объекте отходы, относящиеся к ТКО, в первой части года вывозились обычным транспортировщиком, соответственно, предприятие-собственник объекта ОНВ обязано за данные объемы ТКО внести плату за НВОС.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру. Кроме того, согласно закону, при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата за размещение отходов не взимается. Однако ни один из существующих полигонов ТКО пока не подтвердил отсутствие негативного воздействия.

Помимо этих новшеств, с 1 января 2020 года при расчёте платы вводятся дополнительные коэффициенты согласно статье 16.3:

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере. Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года. Объекты II категории уже могут начинать составлять декларацию ОВОС, а чтобы не платить в 25-кратном и 100-кратном размере, нужно указывать в декларации реальные объемы и массы.

Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

Следующий вид отчетности, о которой нужно сказать, это совершенно новая отчетность по программе производственного экологического контроля. Форма программы ПЭК появилась с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.04.18 г.). Новая программа ПЭК на предприятии призвана заменить устаревшие формы контроля, такие, как план-график аналитического контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, являющийся раньше частью проекта ПДВ.

За 2018 год необходимо было разработать программу ПЭК для каждого из эксплуатируемых объектов, относящихся к I-III категориям НВОС. В программу ПЭК включено три основных раздела: контроль за выбросами в атмосферный воздух, контроль за сбросами в водные объекты, контроль за деятельностью по обращению с отходами. Программа ПЭК является бессрочной и не проходит утверждение в государственных органах. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2018) утвердил форму отчетности по ПЭК. Таким образом, в течение 2018 года необходимо было проводить контроль по планам-графикам, утверждённым в программе ПЭК, чтобы до 25 марта 2019 года подать отчет по проведенным мероприятиям ПЭК.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждаются в государственной регистрации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета. Было обещано, что отчетность можно будет заполнить в «Модуле природопользователя», однако пока что в программе такая возможность не реализована.
Следующим по плану отчётом является тройной отчет, который подается в апреле:

  • 1 апреля – подача декларации о количестве выпущенных товаров и отчета о выполнении нормативов утилизации
  • 15 апреля – уплата экологического сбора и подача расчета суммы сбора

Кроме того, есть отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты сбора и утилизации. Что изменилось в подаче декларации и расчете сбора? В августе 2018 года вышло постановление Правительства РФ № 986 от 23.08.2018, которое внесло изменения в Правила взимания экологического сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073. Согласно изменениям, теперь исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, по каждой группе товаров, группе упаковки согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Уточнено, что в отношении товаров, используемых при производстве колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки товаров. Плата осуществляется производителями товаров на счет ТО Росприроднадзора, импортёрами товаров – на счет ЦА Росприроднадзора. Кроме того, уточняется, что сбор платится за товары и упаковку, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду. Введен механизм контроля за правильностью исчисления суммы сбора, который может быть проведен администратором сбора с составлением акта контроля по установленной форме, а также процедура оспаривания составленного акта контроля.

Если у Вас остались вопросы по любому из видов экологической отчетности и изменений в законодательстве, обращайтесь к нам за консультацией.

Бесплатная консультация

Форма 2-ТП (воздух) – ежегодная статистическая отчетность, которую заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух (посмотреть, что является источником выбросов ЗВ можно на странице Проект ПДВ — что это?), независимо от того, оборудованы ли ваши источники выбросов очистными установками или нет.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений – форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

ЗАКОН

Приказ Росстата №387 от 04.08.2016 г. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой.

Кому и куда нужно сдавать отчетность 2-ТП (воздух)?

В Федеральную службу государственной статистики до 22 января после отчетного периода сведения предоставляет юридическое лицо (обособленное подразделение) или индивидуальный предприниматель с объемом выброса более 10 тонн в год или с объемом выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Сложно сказать, как форма 2-ТП (воздух) сдается в каждом субъекте РФ. В Управление Росприроднадзора, либо орган регионального экологического контроля, или также как в органы Госстатистики, возможно предоставляют сведения все юридические лица (обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели вне зависимости от величины годового объема выброса или только объекты федерального надзора. В каждом регионе могут быть свои правила, необходимо связаться с контролирующим органом и уточнить надо ли именно вам сдавать статотчетность. Дата сдачи формы до 22 января после отчетного периода, но тоже может быть перенесена на местном уровне.

Если не сдавать отчетность, то инспектор может это выявить в ходе проведения проверки предприятия, а также после завершения срока приема отчетности формируется список из организаций-нарушителей.

Ответственность за непредоставление отчетности 2-ТП (воздух) определяется статьей 8,5 КоАП РФ (20-80 тысяч рублей на юридическое лицо) и ст.3 закона ФЗ №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Стоит иметь в виду, что цена подготовки отчета 2-ТП (воздух) гораздо ниже штрафа.

Сам отчет вы можете оформить несколькими путями:

  1. Воспользоваться On-line или off-line модулем «Заполнение форм статистической отчетности» на сайте ФС госстатистики.
  2. Сделать отчет в программе произведенной частной фирмой (бывают платные и бесплатные, с последними нужно быть внимательными, так как они не всегда вовремя обновляются).
  3. Сделать отчет 2-ТП (воздух) полностью самому в MS Excel, для этого нужно скачать форму для заполнения.

ВАЖНО

В соответствии с приказом №234 от 29.06.2010 статистическая отчетность подается в органы госстатистики только в электронном формате, подписанная электронной цифровой подписью.

Заполнение формы 2-ТП (воздух)

Рассмотрим подготовку отчетности 2-ТП (воздух) без использования программного обеспечения. При использовании программ принцип тот же.

Предполагаем, что вы уже скачали форму отчета из Приказа Росстата №387 и открыли ее в MS Excel. Очень подробно прописано куда и что писать в Указаниях, которые идут вместе с формой 2ТП (воздух), поэтому заострим внимание на вопросах, которые могут возникнуть при ее заполнении.

Первая страница – это информация о предприятии. Тут все просто, вписываете сведения, которые вас просят написать.

Вторая страница Раздел 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация.

  1. В данный раздел заносятся не все вещества, а только прописанные в форме.
  2. Все значения округляем до 3 знака после запятой (даже если получается 0,000), если графа не заполняется обязательно ставится прочерк.
  3. Если очистных сооружений нет, то тут все более-менее понятно, заполняем графы 2, 3 и 7. Графы 2 (Выбрасывается без очистки) и 7 (Всего выброшено в атмосферу ЗВ) при этом должны быть равны между собой.
  4. Если очистные сооружения все-таки есть, то тут немного сложнее. В большинстве случаев очистные сооружения устанавливают для твердых веществ. И здесь надо из всей массы выделить то количество, которое выбрасывается после очистных, оно и пойдет в графу 6 (из них утилизировано). Графа 4 = графа 6 /(100- эффективность очистных сооружений)*100. Ну а графа 5 (Из поступивших на очистку — уловлено и обезврежено, всего), соответственно, равна графа 4 (Поступило на очистные) – графа 6.

Третья страница Раздел 2. Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ.

  1. Порядок строк в форме нельзя менять. То есть, при наличии в выбросах данных веществ заполняем все как написано в форме сначала бенз(а)пирен, потом серная кислота, потом метан, а потом уже все остальное.
  2. В данном разделе не отражаются диоксид серы, оксид углерода и оксиды азота.
  3. В форме, которую сдаем в органы Госстатистики, в разделе отражаются только вещества, приведенные в Приложении к указаниям по заполнению формы. Все остальные суммируются и с кодом 8888 и наименованием Прочие вписываются в форму.
  4. В форме, которую сдаем в органы ООС, в разделе отражаются все вещества (кроме уже указанных в разделе 1), строки с кодом 8888 – нет.

Четвертая страница Раздел 3. Источники загрязнения атмосферы.

  1. Юридические лица заполняют весь раздел, индивидуальные предприниматели заполняют только графу 1 (Количество источников загрязнения атмосферы на конец года).
  2. При наличии ПДВ (ВСВ) данные о количестве источников и годовом объеме выброса берутся из проектной документации.
  3. Если разрешительной документации не было весь отчетный период, то заполняем в строке 301 графу 1, графу 2 и графу 4. В строках 302 и 303 ставятся прочерки.

Пятая страница Раздел 4. Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Не учитываются контрольные и инструментальные замеры, режимно-наладочные испытания, разработка проекта нормативов ПДВ и другие мероприятия, проведение которых не связано напрямую с сокращением выброса загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников.

Шестая страница Раздел 5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения.

  1. В графе 3 приводятся данные по загрязняющим веществам, поступающим в атмосферный воздух в результате теплоэнергетических процессов, направленных на выработку электроэнергии и теплоэнергии на производственные нужды и на нужны населения.
  2. В графе 4 показываются данные о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух от технологических и других процессов, не связанных с выработкой электроэнергии и теплоэнергии, выбросы от которых приводятся в графе 3.

Пояснительная записка к форме отчетности 2-ТП (воздух)

Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  1. Название предприятия (полное, сокращенное), реквизиты: ИНН, ОКАТО, ОКВЭД.
  2. Информацию об изменениях в статусе предприятия (слияние/разделение, смена формы собственности, перепрофилирование и пр.).
  3. Динамика выброса по сравнению с прошлым годом (рост/снижение) в целом по предприятию.
  4. Причины роста/снижения выброса в целом по предприятию, в т.ч. по ЗВ.
  5. Обоснование качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ (ЗВ): расчеты выбросов с указанием используемых расчетных методик, результаты анализов инструментальных замеров с указанием методов определения (протоколы проведенных замеров), сведения о работе пыле-газоочистного оборудования (КПД ГОУ).
  6. Информация о невыполненных мероприятиях, причины невыполнения.
  7. Сведения об аварийных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу: описание аварии, какие загрязняющие вещества поступили в атмосферный воздух в результате аварии, в каком количестве и т.д. (при наличии).
  8. Сведения о выполнении мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период НМУ с указанием величины снижения в тоннах.
  9. Расчет количественного состава выбросов оксидов азота для 106 строки 1 раздела формы 2-ТП (воздух) с учетом процесса трансформации (по выбросам, обусловленным производственными процессами, связанными со сжиганием различных видов топлива) проводится по формуле: МNOx(в пересчете на NO2)= (MNO2 + 1,53 MNO).

Сдача отчетности

  1. В органы Госстатистики форма 2-ТП (воздух) сдается только в электронном виде, подписанная электронной цифровой подписью.
  2. В органы территориальные охраны окружающей среды форму 2-ТП (воздух) можно сдать в электронном виде, подписанную электронной цифровой подписью или на бумажном носителе (с собой иметь электронную версию отчета и доверенность на представление интересов организации).

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь, консультации или Вы хотите заказать подготовку отчетности 2-ТП (воздух), пишите в наш адрес на почту или в Вконтакте, наши Контакты.

Напоминаем Вам, что от деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода 1-4 класса опасности должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства). Помимо этого каждый год все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны сдавать форму отчетности по отходам 2-ТП (отходы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *