Отказ в государственной регистрации ООО

Отказ в государственной регистрации ООО

  • Для малых предпринимателей

Если налоговая инспекция отказала в регистрации Общества с ограниченной ответственностью или в качестве индивидуального предпринимателя, она должна в пятидневный срок с момента получения документов для государственной регистрации издать соответствующее решение и на следующий же рабочий день выдать решение об отказе заявителю тем способом, который был указан в заявлении на государственную регистрацию. Если же эти данные не были указаны, Федеральная налоговая служба должна направить документальный отказ в государственной регистрации по почте на адрес, указанный в заявлении на государственную регистрацию.

В том случае, если документы для регистрации были направлены в налоговую инспекцию в электронном виде, отказ ФНС тоже направляется в электронной форме. И только по дополнительному требованию заявителя решение об отказе в государственной регистрации выдается на бумажном носителе.

При получении такого отказа нужно внимательно ознакомиться с содержанием отказного решения, в котором должны указываться основания отказа со ссылками на допущенные заявителем нарушения. Если решение об отказе в государственной регистрации принято неправомерно, оно может быть обжаловано в суде.

Поэтому крайне важно знать, какие основания для отказа в государственной регистрации являются законными, а какие нет.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается по следующим основаниям:

  1. непредставления заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов,
  2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган,
  3. несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна,
  4. подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации,
  5. несоответствия наименования юридического лица требованиям действующего законодательства,
  6. несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов,
  7. получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц,
  8. если физическое лицо – учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек, и некоторые другие основания (см. ст. 23 указанного законодательного акта).

К неправомерным причинам отказа в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью, согласно Приказа Минфина РФ от 22.06.2012 №87н, относятся:

  • отказ заявителя представить документы и/или информацию, не предусмотренные законом;
  • наличие судебного спора с участием заявителя по вопросу размера доли в уставном капитале ООО и иных споров по содержанию сведений об ООО, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • непредставление или несвоевременное представление в ФНС документов, запрашиваемых по межведомственному запросу налоговой инспекцией у другого государственного органа

Таким образом, если отказ ИФНС в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя был основан на законных основаниях, то заявителю надлежит снова оплатить государственную пошлину, после чего повторно подать в ИФНС весь пакет документов в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ уже с учетом требований законодательства.

В случае, если основания отказа в государственной регистрации являются незаконными (по мнению заявителя), то ответственность за неправомерные действия регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации устанавливается пунктами 1 и 2 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказ ИФНС можно обжаловать в Арбитражном суде.

Пример:

Уставом юридического лица его наименования определены следующим образом: полное наименование на русском языке – Общество с ограниченной ответственностью «РЭУ 25», сокращенное – ООО «РЭУ 25», фирменное – ООО «РЭУ 25». Последовал отказ в регистрации по причине того, что в фирменном названии форма собственности была указана в сокращении. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2008 по делу № А82-1965/2008-20)

По данному вопросу существует две позиции судов. В одних случаях такой отказ признается законным, в других – нет. А вот если фирменного наименования нет вообще, то вряд ли удастся оспорить отказ в суде (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2007 по делу № А56-48761/2006).

При обнаружении малейших, даже не являющихся юридически значимыми, недостатков в документах, поданных на государственную регистрацию юридического лица, в том числе, в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании, налоговые органы отказывают в регистрации нового юридического лица.

Пример:

Одна из налоговых инспекций города Екатеринбурга отказала в создании ООО по той причине, что в Заявлении в листе «М» была допущена малозначительная опечатка при указании кода ОКВЭД.

Выдержка из Решения об отказе в государственной регистрации юридического лица:

«В соответствии с разделом 12 листа «Н» Заявления заявитель подтверждает, что сведения, содержащиеся в Заявлении, достоверны.

Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 года №454-ст с 1 января 2003 г. принят и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее – Классификатор). В соответствии с листом «М» страницы 10 регистрируемое общество осуществляет такой вид экономической деятельности, как рекламная деятельность, которому, согласно Заявлению, соответствует код 70.40.

В соответствии с Классификатором рекламной деятельности соответствует код 74.40.

Учитывая изложенное, утверждение заявителя по разделу 12 страницы 11 Заявления не соответствует действительности, а заявление считается не представленным.

В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон) принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов».

Таким образом, налоговый орган, увидев небольшую опечатку в Заявлении, посчитал представленные сведения недостоверными, а заявление – неподанным.

Пример:

Мы подавали документы на регистрацию нашей организации. Но нам отказали. В объяснении причины отказа указано, что это сделано из-за предоставления недостоверной информации о будущем местонахождении офиса нашей организации.

Все остальные документы у нас в порядке. Все действительно оформлялось у нотариуса, паспорта наши. Проблема в том, что мы еще формально не заключили договор об аренде с собственником помещения, где собирались разместить офис нашей организации. Но мы с ним договорились, что как только зарегистрируем, договор аренды будет подписан. Он должен быть в курсе, что мы собираемся арендовать у него помещение.

Ответ:

Как правило, вместе с документами для государственной регистрации в налоговый орган предоставляется гарантийное письмо собственника помещения с подтверждением договоренности заключения договора аренды после государственной регистрации юридического лица, с приложением копии свидетельства о праве собственности помещения.

2 Августа 2013

28 июня 2013 года Президентом РФ был подписан Проект Федерального закона N 196666-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» которым было предложено внести изменения, в частности, в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации (далее – Закон N 129-ФЗ).

Таким образом, был принят Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон N 134-ФЗ).

Закон N 134-ФЗ добавил некоторые основания для отказа в государственной регистрации.

  • несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
  • получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
  • если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
  • если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
  • если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ. Это основание для отказа в государственной регистрации содержится в пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

При этом, как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 июля 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Налоговый орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона N 129-ФЗ, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).

При этом согласно изменениям, внесенным Законом N 134-ФЗ в ст. 51 Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Закон N 134-ФЗ внес и другие дополнения в ст. 51 Гражданского кодекса РФ.

Так, ст. 51 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Также Закон N 134-ФЗ дополнил ст. 51 Гражданского кодекса РФ положениями об особенностях государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

Так, согласно положениям п. 3 и п. 4 ст. 51 Гражданского кодекса РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Вышеуказанные изменения соответствуют отдельно изложенным принципам развития гражданского законодательства РФ, которые содержатся в Разделе 2 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, которая была одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.

Например, Закон N 134-ФЗ реализовал принцип публичной достоверности реестра, в соответствии с которым любое добросовестное лицо, полагавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных реестра фактическим обстоятельствам. Юридическое лицо при этом не вправе ссылаться на данные, не внесенные в реестр, равно как и на недостоверность данных, содержащихся в реестре, в отношении лиц, добросовестно полагавшихся на эти данные. Установление же недостоверности таких данных должно является безусловным законным основанием отказа в государственной регистрации юридического лица.

Эти положения закреплены Законом N 134-ФЗ в п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ. Согласно его положениям данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

При этом Закон N 134-ФЗ не внес такое содержавшееся в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предложение по изменению функции по регистрации всех юридических лиц и ведению ЕГРЮЛ и закреплению ее за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций. Как указано в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.
Однако, органами, осуществляющими государственную регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по-прежнему остались налоговые органы. Закон N 134-ФЗ вступил в силу с 30 июня 2013 года.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО «Мир Консалтинга»

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

  • Как обжаловать отказ в государственной регистрации ООО?;
  • О порядке обжалования отказа в госрегистрации ЮЛ или ИП в Минфин РФ, ФНС России и суд;
  • О работе налоговых органов, связанной с госрегистрацией физлиц в качестве предпринимателей, применяющих Патентную систему налогообложения.

Юридическое лицо может получить отказ в государственной регистрации факта ликвидации по основаниям, перечисленным в ст. 23 Закона № 129-ФЗ и п. 50 Приказа Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Заметим, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения2. Однако на практике часто возникают споры о том, какие конкретные нарушения могут являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Данные споры возникают из-за возможности неоднозначного толкования некоторых норм ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
Исходя из сложившейся судебной практики по делам об обжаловании отказа регистрирующего органа можно выделить конкретные правомерные основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Рассмотрим их более подробно и изучим судебную практику по этим вопросам.
ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ДОКУМЕНТЫ
Одним из условий отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица является непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов. Исключением из этого основания является возможность получения документов по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с законодательством уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица3.
Законом № 129-ФЗ установлен закрытый перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации сведений о ликвидации юридического лица.
Часто встречающимся основанием для отказа в государственной регистрации служит непредставление в регистрирующий орган полного перечня надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ.
К примеру, в деле № А40-92964/144 суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, поскольку заявителем был представлен полный перечень надлежащим образом оформленных документов. При этом судом отклонён довод ответчика о том, что в удостоверительной надписи, совершённой нотариусом на представленном в регистрирующий орган заявлении по форме Р16001, отсутствует указание о проверке полномочий представителя.
Как разъяснил суд, в соответствии с Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ установлена форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией (ф. Р16001), третья страница которого содержит требование об обязательном нотариальном заверении подлинности подписи заявителя. При этом ни закон, ни Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ не содержат обязательного текста нотариальной надписи, при отсутствии которого заявление считалось бы ненадлежаще оформленным.
БАЛАНС ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПОРЯДКЕ
Ещё одним основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации компании может служить представленный в непрошитом и непронумерованном виде ликвидационный баланс. Так, судом в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2009 № А21-9982/2008 установлено, что представленный в инспекцию на регистрацию ликвидатором ликвидационный баланс не прошит и не пронумерован. Данное обстоятельство не оспаривалось самим ликвидатором. Представление ненадлежащим образом оформленного ликвидационного баланса правомерно расценено инспекцией как непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Причём кассационная инстанция оценила выводы судов малозначительности данного нарушения и его возможном исправлении в случае указания на это нарушение должностным лицом, принимающим документы как неправильные, указав следующее. Законодательство, регламентирующее регистрацию юридических лиц, не содержит положений, обязывающих принимающих документы должностных лиц сообщать о тех или иных нарушениях, допущенных в документах. Не содержит законодательство и норм, позволяющих приостановить регистрацию в целях устранения каких-либо нарушений. Единственным возможным последствием представления ненадлежаще оформленных документов является отказ в регистрации, что не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться с заявлением о регистрации после устранения соответствующих нарушений.
Следующим основанием для отказа в регистрации является представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчётов с кредиторами.
Вопрос о правомерности отказа нашёл своё однозначное решение в судебной практике.
Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.10.2011 № 7075/11 изложил правовую позицию таким образом: представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения юридического лица и его расчётов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
Данная позиция Высшего Арбитражного суда РФ нашла своё отражение в Письме ФНС России от 01.07.2015 № СА-4-14/11453 «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2015)»:
«Установив, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не отвечал признакам достоверности и был составлен без учёта результатов выездной налоговой проверки, о которых юридическое лицо знало достоверно, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации. При этом выводы суда первой инстанции о том, что налоговый орган своевременно не предъявил требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица и не принял меры к принудительному взысканию имеющейся задолженности, были признаны ошибочными. Кроме того, суд апелляционной инстанции оценил действия юридического лица как злоупотребление правами, что недопустимо и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований».
Следующим основанием для отказа в государственной регистрации является отсутствие сведений об утверждении ликвидационного баланса участниками юридического лица (его органом).
К примеру, по материалам одного из дел на самом ликвидационном балансе не содержалось его названия, отсутствовала отметка о его утверждении участниками общества, и протокол общего собрания не содержал сведений об этом документе либо дате, на которую он составлялся ликвидатором. Суд оценил такие несоответствия как основание для отказа в государственной регистрации по пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ5.
ОТЧИСЛЕНИЯ, НАЛОГИ И СБОРЫ

Одним из оснований отказа в регистрации ликвидации юридического лица является невыполнение требований, предусмотренных пп. «ж» п. 1 ст. 14, пп. «г» п. 1 ст. 21, пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ: непредставление в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.05.2015 № Ф08-2815/2015 по делу № А32-40130/2014 удовлетворены требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и обязании зарегистрировать запись о ликвидации общества. Судом установлено, что с момента создания общества и до даты принятия решения о ликвидации у общества штатного расписания не было, работники в обществе не значились, заработная плата и иные вознаграждения не начислялись и не выплачивались. В связи с этим у налогового органа отсутствовало основание для отказа в государственной регистрации ликвидации.
Ещё одним основанием для отказа в регистрации ликвидации юридического лица является неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов).
Интересным, на наш взгляд, является Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2014 № Ф09-8055/14 по делу № А50-5056/2014.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования в лице финансового управления администрации задолженности муниципального автономного учреждения (МАУ) по налоговым платежам, пеням, санкциям. Получив уведомление о ликвидации МАУ, налоговая инспекция направила в адрес председателя ликвидационной комиссии МАУ требование о включении в ликвидационный баланс спорной задолженности, а затем отказала в государственной регистрации ликвидации МАУ на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ в связи с наличием задолженности.
Суд принял во внимание, что обращение налогового органа с требованием о взыскании суммы долга происходило не в общем порядке, который предусмотрен ст. 120 ГК РФ, а в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ, применяемым в ходе ликвидационного процесса.
А в случае ненаправления требования об уплате налога налоговый орган в дальнейшем утрачивает право на обращение в суд с иском о принудительном взыскании задолженности6.
При этом суды отказывают в удовлетворении заявления признании недействительным требования об уплате налога, выставленного после принятия решения о добровольной ликвидации организации. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги), а ст. 49 НК РФ также не исключает предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ права налогового органа на обращение в суд с соответствующим иском к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ В ЛИКВИДАЦИИ ОТКАЗАТЬ НЕ МОГУТ?
Необходимо обратить внимание на основания, которые не позволяют налоговому органу отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
#FOOTNOTE#
Нарушение юридическим лицом срока для направления уведомления о принятии решения о ликвидации. В частности, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2015 № Ф08-1652/15 по делу № А32-17159/2014 суд указал, что суждение налоговой инспекции о том, что общество нарушило срок уведомления налогового органа о принятии решения о ликвидации юридического лица, предусмотренный п. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ, в связи с тем, что направило соответствующее уведомление с пропуском срока, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Наличие ошибки в зарегистрированных сведениях о юридическом лице, допущенной регистрирующим органом ранее при внесении сведений в ЕГРЮЛ. Как указал суд в обжалуемом решении, комплект документов, представленный заявителем в регистрирующий орган, соответствовал требованиям п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ. А наличие ошибки в зарегистрированных сведениях о юридическом лице, допущенной регистрирующим органом ранее при внесении сведений в ЕГРЮЛ, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации последующих изменений7.

На каком основании налоговый орган может принять решение об отказе в регистрации?

Согласно Федеральному закону №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основаниями решения об отказе в регистрации могут быть:

  • Непредставление определенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов (Не подавалось заявление, решение, устав или квитанция об оплате государственной пошлины);
  • Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (Т.е. если документы подавались в любой иной орган, а не в определенную регистрирующую налоговую инспекцию или иной орган. В городе Москве действует только одна регистрирующая налоговая инспекция для коммерческих организаций (ООО, ИП, АО) — МИ ФНС № 46) некомерческие организации регистрируются в МИНЮСТе;
  • В случае, если юридическое лицо находится в процессе ликвидации или физическое лицо желает зарегистрироваться ещё раз в качестве индивидуального предпринимателя (В случае если юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то не допускается никакая регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица. В случае если физическое лицо желает зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, при этом не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью);
  • Несоблюдение нотариальной формы представляемых документов (т.е. заявление на регистрацию не заверено или заверено, но в самом заявлении допущены ошибки нотариусом);
  • Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (Заявитель может быть один, он и подписывает заявление лично в присутствии нотариуса. Никто кроме него не может подписывать заявление);
  • В случае выхода участников ООО из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника ООО из общества (В ООО должен быть минимум 1 участник);
  • Несоответствие наименования юридического лица требованиям закона (например, для ООО в обязательном порядке перед названием фирмы должна стоят аббревиатура — Общество с ограниченной ответственностью, в сокращённом варианте — ООО. Получается — Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка», ООО «Ромашка»);
  • Непредоставление справки по установленной форме из ПФ РФ при реорганизации и ликвидации юридического лица, а также при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует учесть, что не является основанием для отказа, если существует наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале ООО, либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об ООО, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Юридический адрес на сегодня самая больная тема, поэтому полезно будет ознакомиться с разъяснениями Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» в котором указывается, что налоговая может и вправе отказать в регистрации, если адрес указывается без намерения использования его для осуществления связи с организацией. Также, в постановлении Пленума ВАС разъясняется, что о недостоверности адреса может свидетельствовать следующее:

  • адрес массовый (согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения»));
  • адреса в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части);
  • имеется заявление собственника адреса о запрете регистрировать на свой адрес организации.

Какие могут быть причины отказа?

Причин может быть несколько. Может быть и одна причина. Они все тем или иным образом опираются на основания принятия решения об отказе (указанны выше). Главное составить документы согласно требованиям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и быть предельно внимательным при формировании документов. Важна каждая точка, запятая, буква. Вместе с этим, в настоящее время следует уделить внимание юридическому адресу, указываемому в документах. Адреса, указанные в документах на регистрацию, проверяется налоговым органом.

К сожалению, но встречаются необоснованные отказы, т. е. не соответствующие основаниям, указанным выше. Это можно объяснить, грубо говоря, нежеланием налогового органа зарегистрировать фирму или внести те или иные изменения (уклонение от государственной регистрации или нарушение порядка государственной регистрации). Не стоит забывать, что всегда имеет место быть человеческий фактор (ошибка принимающего дела инспектора налогового органа).

Если получен необоснованный отказ в регистрации, то можно пойти двумя путями:

  • Подать документы ещё раз на регистрацию. В этом случае придётся снова сформировать весь пакет документов, вплоть до оплаты государственной пошлины за регистрацию т. к. налоговый орган не выдаёт обратно документы, поданные на регистрацию;
  • Обжаловать в судебном порядке решение об отказе в регистрации. Данная практика уже существует и зачастую дела выигрываются. При этом налоговый (регистрирующий) орган обязан возместить ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине. Один минус выбора данного пути заключается в затрате достаточного времени. Срок исчисляется месяцами.

Обратившись к нам, Вы минимизируете риски получения отказа в регистрации. Наш юрист составит все необходимые документы на регистрацию ООО, руководствуясь действующим законодательством РФ, что позволит Вам сохранить время. А также, при возникновении вопросов по регистрации ответит на них, в случае необходимости даст рекомендации.

Заявитель не согласен с решением налогового органа об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2017 года N СА-4-9/24046@

Федеральной налоговой службой получены жалоба общества с ограниченной ответственностью «Х» (далее — ООО «Х», Общество, Заявитель) от 20.09.2017 на решения Межрайонной ИФНС России (далее — Регистрирующий орган, Межрайонная инспекция) от 31.07.2017 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО «Х», содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ, реестр), не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, (далее — Решение), УФНС России (далее — Управление) от 07.09.2017 об оставлении жалобы Заявителя на Решение без удовлетворения (далее — Решение Управления) и направленная Управлением письмом от 02.10.2017 идентичная жалоба Заявителя от 20.09.2017.

Заявитель в жалобе от 20.09.2017 указывает, что 16.08.2017 Обществом получено письмо Межрайонной инспекции от 08.08.2017, содержащее сообщение о том, что по результатам представленных в Регистрирующий орган документов для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Х», принято Решение по следующим основаниям: непредставление на государственную регистрацию заявления, поскольку в представленном заявлении отсутствует номер конкретного помещения, что делает невозможной точную идентификацию адреса (места нахождения) исполнительного органа юридического лица и осуществление в дальнейшем связи с ним, а также затрагивает законные интересы собственников всех помещений, расположенных по заявленному адресу.

Не согласившись с Решением, 21.08.2017 Общество обратилось в Управление с жалобой от 17.08.2017 на Решение, которая 07.09.2017 решением Управления оставлена без удовлетворения.

Заявитель в жалобе от 20.09.2017 сообщает, что не согласен с Решениями, исходя из следующего.

На основании положений Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@) Общество считает, что в представленном на государственную регистрацию заявлении номер конкретного помещения указывается при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе.

При этом ООО «Х» является единственным собственником производственной базы, что подтверждается представленными в Межрайонную инспекцию для государственной регистрации Общества документами, в том числе копиями свидетельств о государственной регистрации права ООО «Х», выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в 2013 году.

Указанные обстоятельства, по мнению Заявителя, также свидетельствуют о несостоятельности довода Регистрирующего органа о том, что вносимые Обществом в реестр изменения затрагивают права и интересы собственников всех помещений, расположенных по заявленному адресу, в связи с отсутствием иных собственников данных помещений.

Кроме того, Заявитель указывает, что в отношении юридических лиц — арендаторов помещений, принадлежащих на праве собственности Обществу, в сведениях об адресе (месте нахождения) данных юридических лиц в ЕГРЮЛ отражены детальные элементы адреса.

Ссылку Регистрирующего органа на присвоение недвижимому имуществу Общества литер, а также отражение в ЕГРЮЛ сведений в части адреса (места нахождения) ООО «Х»: д.2, литер А, офис 27, Заявитель считает необоснованной, поскольку органы управления Общества размещаются в одном здании, принадлежащем ООО «Х» на праве собственности, а номеров офисов на территории складов не существует, есть одно здание, в котором размещается управление организации во всех существующих кабинетах.

Учитывая изложенное, Заявитель просит, в том числе признать незаконным Решение, отменить Решение Управления, осуществить государственную регистрацию ООО «Х» на основании представленных в Межрайонную инспекцию документов и внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения о фактическом месте нахождения Общества.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества от 20.09.2017, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что в ЕГРЮЛ содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Из пункта 4 статьи 5 Закон N 129-ФЗ следует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В пункте 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 Приказа N ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования).

Пунктом 7.6 Требований установлено, что Лист Б Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001 (далее — Заявление по форме N Р14001) «Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом» заполняется с учетом положений пункта 2.3 Требований.

Как следует из пункта 2.3 Требований, элементы адреса указываются с учетом следующего: в пунктах 3-9 листа Б Заявления по форме N Р14001 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором — соответственно наименование или номер адресного объекта.

Таким образом, положения Приказа N ММВ-7-6/25@ обязывают заявителя заполнять в сведениях об адресе (месте нахождения) юридического лица показатели, только имеющиеся в наличии.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Представление документов, заполненных с нарушением Требований, приравнивается к их непредставлению, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.02.2011 N 12101/10 (далее — Постановление).

Как следует из материалов жалобы от 20.09.2017, 24.07.2017 Заявителем в Регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений об адресе (месте нахождения) ООО «Х», в том числе:

— Заявление по форме N Р14001;

— пояснения генерального директора Общества от 21.07.2017 по фактическому адресу (далее — Пояснения), в которых генеральный директор ООО «Х» указывает, что фактический и юридический адрес Общества не предполагает номера офиса в связи с тем, что находящиеся по данному адресу здания и сооружения принадлежат на праве собственности ООО «Х» и являются фактическим местом нахождения Общества;

— копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Общества, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 11.02.2013 (далее — Свидетельства).

В Заявлении по форме N Р14001 указан адрес (место нахождения) ООО «Х».

По результатам рассмотрения представленных Заявителем документов регистрирующим органом принято Решение, в соответствии с которым отказано в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в связи непредставлением заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, поскольку в представленном на государственную регистрацию заявлении отсутствует номер конкретного помещения, что делает невозможной точную идентификацию адреса (места нахождения) исполнительного органа юридического лица и осуществление в дальнейшем связи с ним; также это затрагивает законные интересы собственников всех помещений, расположенных по заявленному адресу.

Не согласившись с Решением, Заявитель 21.08.2017 обратился с жалобой от 17.08.2017 в Управление, которое Решением оставило жалобу Заявителя без удовлетворения.

Оставляя жалобу Заявителя без удовлетворения, Управление указало, что Общество является собственником недвижимого имущества. По Адресу находятся несколько объектов недвижимого имущества, которым присвоены разные литеры, что подтверждается Свидетельствами. Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом места нахождения Общества является фактический адрес, но с указанием Литер и номером офиса. Таким образом, в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе Общества с указанием детальных элементов (литер, офис). В Заявлении по форме N Р14001, представленном на государственную регистрацию 24.07.2017, заявлен адрес места нахождения Общества без указания детальных элементов.

Вместе с тем, ФНС России считает, что в рассматриваемой ситуации доводы регистрирующих органов о наличии оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) ООО «Х» в связи с отсутствием в Заявлении по форме N Р14001 сведений о детальных элементах Адреса не могут являться обоснованными в связи с нижеследующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» следует, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Адрес, указанный Обществом в Заявлении по форме N Р14001, полностью соответствует адресу, указанному в Свидетельствах.

Из Свидетельств следует, что по Адресу расположены принадлежащие на праве собственности ООО «Х» административное здание, здание весовой литер Г; административное здание литер А, а; здание склада литер Д; здание склада с пристройками литер Б, Б1, Б2, Б3, Б4; здание склада литер И; здание склада с пристройкой литер Ж, Ж1; здание склада литер Е.

Сведений о присвоении данным помещениям иного адреса регистрирующими органами не установлено.

Как было указано выше, Заявитель 24.07.2017 в качестве документов для государственной регистрации внесения изменений в сведения об ООО «Х», содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, представил Пояснения, из которых следовало, что находящиеся по Адресу здания и сооружения принадлежат на праве собственности ООО «Х».

Факт того, что Общество является единственным собственником зданий и помещений, расположенных по Адресу, не был опровергнут ни Регистрирующим органом, ни Управлением при принятии Решений.

Таким образом, указание Заявителем неполного адреса без указания конкретных помещений в отсутствие иных доказательств не может быть расценено как представление в Регистрирующий орган недостоверных сведений относительно местонахождения Общества.

При этом обстоятельств, свидетельствующих о затруднении в обнаружении Общества и, как следствие, невозможности связи с данным юридическим лицом по Адресу, ни Регистрирующим органом, ни Управлением не установлено.

Кроме того, Заявитель в жалобе от 20.09.2017 утверждает, что в настоящее время каких-либо номеров офисов на территории складов не существует, есть одно здание, в котором размещается управление Общества во всех существующих кабинетах.

Данный факт не опровергается доказательствами, представленными регистрирующими органами.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для вывода о наличии у адреса (места нахождения) Общества таких показателей как номер помещения и, соответственно, об обязанности заполнения Заявителем в Заявлении по форме N Р14001 в сведениях об адресе (месте нахождения) ООО «Х» номера помещения.

Довод Управления о том, что в реестре отражен адрес (место нахождения) Общества с указанием детальных элементов (литер, офис), а в Заявлении по форме N Р14001, представленном в Регистрирующий орган для государственной регистрации, указан адрес (место нахождения) ООО «Х» без отражения данных детальных элементов адреса, не может быть признан в качестве основания отказа в регистрации с учетом наличия права собственности у Общества на все здания, расположенные по Адресу, а также отсутствия доказательств того, что связь с ним по заявленному Адресу невозможна.

Учитывая вышеизложенное, ФНС России считает, что Решения подлежат отмене.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом «а» пункта 3 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ, отменяет решения Межрайонной ИФНС России от 31.07.2017 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Х», и УФНС России от 07.09.2017.

Одновременно Федеральная налоговая служба поручает УФНС России в срок не более пяти рабочих дней со дня получения настоящего решения обеспечить контроль за вынесением Межрайонной ИФНС России решения по документам, представленным обществом с ограниченной ответственностью «Х» 24.07.2017.

Об исполнении поручения сообщить Заявителю и в копии Федеральной налоговой службе не позднее следующего дня по истечении вышеуказанного срока.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе

Дата решения: 28.11.2017

Номер решения: СА-4-9/24046@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: —

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Правомерность отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: В представленном заявлении о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц отсутствует номер конкретного помещения, что делает невозможной точную идентификацию адреса (места нахождения) исполнительного органа юридического лица и осуществление в дальнейшем связи с ним, а также затрагивает законные интересы собственников всех помещений, расположенных по заявленному адресу.

Позиция налогоплательщика: Общество считает, что в представленном на государственную регистрацию заявлении номер конкретного помещения указывается при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе. При этом Общество является единственным собственником производственной базы, что подтверждается представленными в налоговый орган для государственной регистрации Общества документами, в том числе копиями свидетельств о государственной регистрации прав Общества, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в 2013 году.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что в ЕГРЮЛ содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Из пункта 4 статьи 5 Закон N 129-ФЗ следует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В пункте 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 Приказа N ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования).

Как следует из пункта 2.3 Требований, элементы адреса указываются с учетом следующего: в пунктах 3-9 листа Б Заявления по форме N Р14001 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором — соответственно наименование или номер адресного объекта.

Таким образом, положения Приказа N ММВ-7-6/25@ обязывают заявителя заполнять в сведениях об адресе (месте нахождения) юридического лица показатели, только имеющиеся в наличии.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Представление документов, заполненных с нарушением Требований, приравнивается к их непредставлению, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.02.2011 N 12101/10 (далее — Постановление).

Как следует из материалов жалобы от 20.09.2017, 24.07.2017 Заявителем в Регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений об адресе (месте нахождения) Общества, в том числе:

— Заявление по форме N Р14001 (указан адрес Общества);

— пояснения генерального директора Общества от 21.07.2017 по фактическому адресу (далее — Пояснения), в которых Заявитель указывает, что фактический и юридический адрес Общества не предполагает номера офиса в связи с тем, что находящиеся по данному адресу здания и сооружения принадлежат на праве собственности Обществу и являются фактическим местом его нахождения;

— копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Общества, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 11.02.2013 (далее — Свидетельства).

По результатам рассмотрения представленных Заявителем документов регистрирующим органом принято Решение, в соответствии с которым отказано в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в связи непредставлением заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Не согласившись с Решением, Заявитель 21.08.2017 обратился с жалобой от 17.08.2017 в Управление, которое Решением оставило жалобу Заявителя без удовлетворения.

Оставляя жалобу Заявителя без удовлетворения, Управление указало, что Общество является собственником недвижимого имущества. По Адресу находятся несколько объектов недвижимого имущества, которым присвоены разные литеры, что подтверждается Свидетельствами. Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом места нахождения Общества является тот же адрес, но с указанием Литер и номером офиса. Таким образом, в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе Общества с указанием детальных элементов (литер, офис). В Заявлении по форме N Р14001, представленном на государственную регистрацию 24.07.2017, заявлен адрес места нахождения Общества без указания детальных элементов.

Вместе с тем, ФНС России считает, что в рассматриваемой ситуации доводы регистрирующих органов о наличии оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) Общества в связи с отсутствием в Заявлении по форме N Р14001 сведений о детальных элементах Адреса не могут являться обоснованными в связи с нижеследующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» следует, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Адрес, указанный Обществом в Заявлении по форме N Р14001, полностью соответствует адресу, указанному в Свидетельствах.

Как было указано выше, Заявитель 24.07.2017 в качестве документов для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, представил Пояснения, из которых следовало, что находящиеся по Адресу здания и сооружения принадлежат на праве собственности Обществу.

Факт того, что Общество является единственным собственником зданий и помещений, расположенных по Адресу, не был опровергнут ни Регистрирующим органом, ни Управлением при принятии Решений.

Таким образом, указание Заявителем неполного адреса без указания конкретных помещений в отсутствие иных доказательств не может быть расценено как представление в Регистрирующий орган недостоверных сведений относительно местонахождения Общества.

Довод Управления о том, что в реестре отражен адрес (место нахождения) Общества с указанием детальных элементов (литер, офис), а в Заявлении по форме N Р14001, представленном в Регистрирующий орган для государственной регистрации, указан адрес (место нахождения) Общества без отражения данных детальных элементов адреса, не может быть признан в качестве основания отказа в регистрации с учетом наличия права собственности у Общества на все здания, расположенные по Адресу, а также отсутствия доказательств того, что связь с ним по заявленному Адресу невозможна.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба отменила решения налоговых органов.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *