Отклонение от принятой нормы

Отклонение от принятой нормы

Если обычного, не связанного с медициной, человека спросить, что он знает о пульсе, то его ответ будет неполноценным. Многие уверенно укажут на запястье и даже покажут, как измерять пульс. Некоторые вспомнят принятые значения нормы, которые они знают ещё со школы. Однако для чего проводят эти измерения? Что является нормой для пульса, и о чём свидетельствуют его отклонения?

Пульс: о чём говорит пульсация сосудов?
Пульс является важнейшим физиологическим показателем, и образуется из-за ритмических колебаний стенок сосудов в результате сокращений сердца. Он обычно соответствует частоте сердечных сокращений (ЧСС). Следовательно, по частоте пульса можно судить о работе сердца.

Что такое пульс?
Для диагностики состояния пациента врачи обращают внимание на следующие показатели пульса:

  1. Ритм. Это периодичность колебаний за определённый промежуток времени. У здорового человека пульс ритмичен. Колебания повторяются через равные промежутки времени. Если колебания стенок артерий происходят с паузами разной протяжённости, то у пациента диагносцируется аритмия.
  2. Частота. Считают число сокращений (ударов) стенок артерий за одну минуту. В здоровом организме пульс варьирует в пределах принятой нормы (связанной с возрастом, полом). Если развилась патология сердца, то ЧСС может быть больше или меньше нормы.
  3. Наполненность. Это показатель экстраполирует объём крови, который нагнетается из полостей сердца в сосуды. В норме просвет артерии заполняется полностью. В этом случае колебания стенок при пальпации чётко ощутимы. О таком пульсе говорят, что он «наполнен». Если колебания при пальпации едва ощутимы, то пульс называется «слабого наполнения».

ЧСС определяется мнгогочисленными факторами, в том числе, возрастом, полом, физической подготовкой. У людей, не забывающих регулярные спортивные тренировки, наблюдается медленный пульс. В общем смысле, все показатели должны находиться в пределах нормы.

Итак, в таблице представлены нормы пульса по возрасту:

У профессиональных спортсменов пульс более медленный. Для них разработаны особые таблицы норм ЧСС.

Почему меняется пульс? Физиологические нормы
Пульс – величина не постоянная. Он с лёгкостью может участится или замедлится. Например, у студентов перед экзаменами, когда душевные переживания просто невыносимы, сердце бьётся так сильно, что кажется «пытается выскочить из груди». А когда человек слушает интересную историю, которая завоёвывает всё его внимание, сердцебиение так ослабевает, что пульс урежается.

Изменение пульса может наблюдатся в следующих ситуациях:

  • покой, расслабление, сон, лежачее положение (ЧСС уменьшается),
  • приём пищи, алкоголя, чая, кофе (пульс учащается),
  • интенсивные физические нагрузки, спортивные занятия,
  • приём некоторых лекарств (может участится или замедлится, информацию можно найти в аннотации к препарату),
  • психоэмоциональные переживания, выраженный страх, паника и даже радость,
  • гормональные изменения у женщин, при которых уменьшается концентрация эстрогена (приводит к учащению пульса),
  • лихорадка (ЧСС увеличивается, поскольку сердце бывает вынуждено перекачивать уплотнённую кровь),
  • жара или духота в помещении (пульс учащается).

Учащение или урежение пульса, которому предшествуют вышеуказанные причины, не считается патологическим. У человека может наблюдаться кратковременное учащение ЧСС до 100 уд/мин, а временами – и до 170 уд/мин. Если эти показатели образовались в результате чрезмерной нагрузки или душевных потрясений, то они считаются физиологической нормой.

Отклонения от нормы: о чём свидетельствует пульс?
Измерение пульса – это диагностический метод, такой же, как измерение теипературы или осмотр больного. По этой причине не следует думать, что определение ЧСС достаточно для установки диагноза. Это лишь первичное исследование функции сердца, которое даёт возможность кардиологу определиться, в каком направлении нужно продолжить диагностический поиск.

Частый пульс
Если пульс значительно превышает указанные в таблице показатели нормы, то у больного диагносцируется тахикардия. Этот симптом, в случае, когда он не является физиологическим, присущ многочисленным заболеваниям.

Обычно, патологическая тахикардия сопровождается сопутствующими симптомами (это – основное отличие патологического симптома от физиологического):

  • боль в грудной клетке,
  • одышка,
  • головокружение,
  • потливость,
  • предобморочное состояние и обморок,
  • зрительные нарушения,
  • слабость,
  • тремор конечностей.

Учащённый пульс может свидетельствовать о следующих патологических состояниях:

  • кардиосклероз,
  • артериальная гипертензия,
  • миокардит,
  • бронхо-лёгочные патологии,
  • кардиомиопатия,
  • интоксикации,
  • опухолевые заболевания,
  • поражение центральной нервной системы,
  • сопровождающиеся гормональными нарушениями заболевания,
  • нейроциркуляторная дистония,
  • гипокалиемия,
  • гипоксия,
  • инфекционно-воспалительные процессы.

Что делать, если пульс участился? При первичном учащении ЧСС можно принимать седативные средства: боярышник, валериану, корвалол, пустырник, пион лекарственный. Однако, если приступы беспричинно повторяются, то необходимо обратиться к врачу, который выявит причину и назначит правильное лечение.

Урежённый пульс
Уменьшение ЧСС ниже нормы (если речь не идёт о физиологическом снижении, которое, например, присуще спортменам) также говорит о развитии некоторых заболеваний. Состояние называется брадикардией.

Замедление пульса может свидетельствовать о наличии следующих патологий:

  • эндокринные заболевания (гипофункция щитовидной железы),
  • кислородное голодание, при которой гипоксия негативно влияет на синусовый водитель ритма,
  • инфаркт миокарда,
  • гепатит,
  • токсикоинфекции,
  • менингит,
  • язвенная болезнь,
  • черепно-мозговые травмы,
  • брюшной тиф,
  • синдром слабости синусового узла,
  • опухоли мозга,
  • сепсис,
  • субарахноидальное кровоизлияние,
  • отёк мозга.

Что делать, если пульс медленный? Очень часто брадикардия сигнализирует о происходящих в организме тяжёлых патологических процессах, в случае наличия некоторых из них требуется неотложная медицинская помощь. Поэтому, при урежении ЧСС необходимо безотлагательно обратиться к врачу и полноценно обследоваться.

Пульс и колебания артериального давления (АД)

Учащение или урежение пульса не всегда сопровождается соответствующим увеличением или уменьшением артериального давления. И тем не менее, некоторая зависимость между этими параметрами наблюдается.

Медики утверждают, что при корреляции АД и пульса можно заподозрить развитие определённых патологических состояний:

  1. Нормальное давление и частый пульс. Это характерно для интоксикаций, вегето-сосудистой дистонии, лихорадки.
  2. Учащение ЧСС и низкое давление. Это довольно тревожное сочетание, которое может подсказать о серьёзных нарушениях, таких как кардиогенный и геморрагический шок. По этой причине, при подобных показателях необходимо незамедлительно вызывать скорую помощь.
  3. Учащённый пульс и высокое давление. Именно такое состояние наблюдается при физической нагрузке, а также после интенсивных тренировок. Помимо этого, эти параметры могут свидетельствовать об эндокринных нарушениях, о сердечно-сосудистых заболеваниях.
  4. Снижение пульса на фоне высокого давления. Эти симптомы обычно вызываются искусственным путём. Часто подобная клиническая картина наблюдается у больных артериальной гипертензией после приёма воздействующих на сердце препаратов (например, бета-блокаторов).

Для защиты своего организма от резких перепадов пульса врачи советуют регулярно заниматься спортом, избавиться от курения и злоупотребления алкоголем, а также полноценный сон. Правильный образ жизни позволит не только нормализовать ЧСС, но и предотвратить развитие многих заболеваний.

Понятие нормы

Понятие нормы существует в любом обществе, вне зависимости от стадии его развития и процветания, экономического успеха и т.д. Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.

Определение 1

Норма – это определенный образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности.

По своему содержанию понимание «нормы» включает в себя то, что установлено или сложилось на конкретном этапе развития данного общества. Также под нормой понимают должное поведение, отношения и деятельность.

Таким образом, в общем, норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность и при этом не существует в ней.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По-своему норма, это то, чего нет в природе, но к чему стремится каждый. Кроме того, несмотря на то, что норма является общепринятым условным обозначением, довольно часто у каждого свое понимание и восприятие нормы.

В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и ее вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:

  • норма реакции (сенсорной, моторной)
  • норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие)
  • норма регуляции
  • норма личности
  • эмоциональная норма
  • нормы половых различий
  • нормы возрастных различий

Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание во многом зависит от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.

В различных науках, занимающихся изучением развития человека (психология, педагогика, медицина и т.д.), свои показатели, характеристики и параметры нормы. Несмотря на это, отклонение от нормы, в рамках любой из наук принято называть аномалией.

Аномалия – (от греч.) отклонение.

Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчета, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс воспитания, обучения и социализации ребенка. Данная информация в педагогике является ценной, так как на ее основании педагог выстраивает практическую работу с детьми в рамках педагогического процесса.

Отклонения и их причины

Замечание 1

Отклонение от нормы (девиация) – нарушение принятых и сложившихся в социуме норм и правил поведения, деятельности и т.д.

Отклонения принято подразделять на:

  • Положительные: предприимчивость, талант и т.п.
  • Отрицательные: умственная отсталость, недоразвитость и т.п.

Основные причины отклонений:

  1. Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врожденные аномалии и т.д.)
  2. Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения, либо напротив одаренность, талант в какой-либо сфере деятельности и т.д.).
  3. Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы), либо нежеланием учиться (бродяжничество).
  4. Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.).

В настоящее время, отклонения принято делить на четыре основные группы: психические, физические, социальные и педагогические. Группа отклонения зависит от того, какими причинами оно вызвано.

Физические отклонения – связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объема и т.д.). Физические отклонения могут быть вызваны наследственными факторами, либо внешними обстоятельствами.

Физические отклонения делятся на:

  • Недуг – затруднения в деятельности
  • Ограниченная возможность – определенные ограничения в деятельности
  • Инвалидность – недееспособность

Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности, получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение), либо в рамках инклюзивного обучения.

Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Психические отклонения — связаны с умственным развитием ребенка, возможными недостатками психики.

К данному виду отклонений относятся: задержка психического развития (ЗПР), различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т.п.), нарушения эмоционально-волевой сферы.

Замечание 2

В особую группу отклонений принято относить детей с различными видами одаренности.

Педагогические отклонения – связаны с достижениями образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека.

Согласно образовательным стандартам, каждый ребенок должен получить необходимый уровень образования, пройдя ряд ступеней образования, часть из которых является обязательной. Получение образования начинается с дошкольного, далее школьное, послешкольное (по желанию и на выбор ребенка). К послешкольному относятся – ВУЗы, СУЗы и т.д. Согласно действующему на территории России законодательству (ФЗ РФ «Об образовании»), обязательным для получения является общее среднее образование (9 классов общеобразовательной школы). Однако, в настоящее время есть дети, которые не получили данное образование по ряду причин (беженцы, дети из неблагополучных семей и т.п.).

Социальные отклонения — связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом, обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *