Отмена мобильного рабства
С 1 декабря в России вступает в силу закон об услуге по переносу мобильных номеров, или об отмене мобильного рабства.
По этому закону абоненты смогут сменить оператора сотовой связи, сохранив при этом свой прежний номер. Между тем, абонентов уже предостерегли от поспешных шагов — на первом этапе в системе могут наблюдаться сбои. До 15 апреля 2014 года провайдерам дано время на решение различных технических вопросов. До этой даты операторы будут в каждом конкретном случае сами решать, предоставлять услугу переноса номера своим клиентам или нет.
По словам представителей компаний, основной проблемой на сегодня является вопрос взаимодействия операторов «Большой тройки» и региональных провайдеров, которых на сегодня в нашей стране около 140.
Подать заявку на смену оператора с сохранением номера можно уже сейчас. Для этого пользователям необходимо зарегистрироваться в электронной очереди. При этом, по словам экспертов, даже если переход состоится, в первое время абонент гарантировано столкнется с проблемами со связью. В частности, большие сложности возможны в роуминге, сообщают «Вести».
Напомним, разговоры об отмене мобильного рабства велись еще несколько лет назад. В марте этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства «Об утверждении изменений в Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ», позволяющее перейти к другому сотовому оператору, сохранив прежний номер. А с 1 марта в силу вступит закон, о штрафах для компаний, затягивающих переход абонента в другую сеть. Такие операторы будут вынуждены бесплатно оказывать своему заждавшемуся клиенту услуги связи. Предполагается, что к весне операторы окончательно научатся работать по новым правилам и с мобильным рабством будет покончено.
Напомним, разговоры об отмене мобильного рабства велись еще несколько лет назад. В марте этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства «Об утверждении изменений в Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ», позволяющее перейти к другому сотовому оператору, сохранив прежний номер.
А с 1 марта в силу вступит закон, о штрафах для компаний, затягивающих переход абонента в другую сеть. Такие операторы будут вынуждены бесплатно оказывать своему заждавшемуся клиенту услуги связи. Предполагается, что к весне операторы окончательно научатся работать по новым правилам и с мобильным рабством будет покончено.
14.07.2014, Пн, 10:07, Мск , Текст: Игорь Королев Оператор базы данных перенесенных номеров — ЦНИИС — пока не смог выйти на самоокупаемость. С момента запуска в России процедуры MNP на содержание базы потребовалось i122 млн, большую часть этой суммы заплатит федеральный бюджет.
Минкомсвязи разработало проект приказа о финансировании работ по созданию и функционированию Базы данных перенесенных номеров (БДПН). В соответствие с этим документом, объем проделанных за II квартал текущего года работ оценивается в i52 млн.
Ранее Минкомсвязи издавало приказы об определении объемов финансирования БДПН за конец 2013 г. и I квартал 2014 г. в объемах i34 млн и i36 млн соответственно. То есть всего на БДПН на текущий момент потребовалось i122 млн.
Напомним, с 1 декабря 2013 г. в России был введен механизм переносимости телефонных номеров от одного сотового оператора к другому (MNP). Для его работы в ноябре была запущена БДПН, ее оператором является государственный Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС). Данное предприятие подчиняется Федеральному агентству связи (Россвязь).
Телефонные операторы, а также иные организации (платежные системы, контент-провайдеры и т.д.) имеют подключения к БДПН и обращаются к базе с целью определить, какой оператор обслуживает интересующего их абонента. Сотовые операторы, к которым мигрируют абоненты в рамках механизма MNP, обязаны платить по i100 за каждый успешный перевод.
Согласно утвержденным правительством правилам финансирования БДПН, в случае, если оператору этой базы для осуществления своей деятельности не хватает платежей от сотовых операторов, он запрашивает недостающую сумму из бюджета. Источником средств является Резерв универсального обслуживания, в который все телекоммуникационные операторы перечисляют 1,2% от своей выручки.
В случае же, если за отчетный период у оператора БДПН, наоборот, образовался излишек денежных средств, то разницу он передает в бюджет. На конец июня 2014 г., по данным ЦНИИС, в России было перенесено 361 тыс. телефонных номеров. То есть ЦНИИС получил от сотовых операторов i36,1 млн.
Соответственно, недостающая разница в расходах ЦНИИС — i86 млн — должна быть взята из бюджета.
В прошлом году Минкомсвязи предлагало другого кандидата на роль оператора БДПН — некоммерческую организацию «Координационный центр национального домена сети интернет» (КЦ). Она занимается регулированием доменных зон .Ru и .РФ.
Директор КЦ Андрей Колесников заявил CNews, что их предложение не предусматривало получение бюджетных денег. «У нас уже есть готовая инфраструктура и штат, а программное обеспечение для БДПН было нашей собственной разработкой, а не лицензировалось у зарубежных поставщиков (ЦНИИС закупил решение латвийской компании «Медиафон», — прим. CNews)», — объяснил Колесников.
Но вице-премьер Аркадий Дворкович без проведения конкурса принял решение о назначении ЦНИИС оператором БПДН. Источник CNews в одном из правительственных ведомств не исключает, что конкурс по выбору оператора БДПН может все-таки произойти, чтобы выбрать наименее затратное решение.
Представитель Россвязи Владимир Калинин объясняет потребность ЦНИИС в бюджетных средствах ошибками в прогнозах, сделанных на старте MNP.
«Во время презентации проекта использовались расчеты Минкомсвязи относительно динамики заявлений на перенос телефонных номеров, — говорит он. — Однако в реальности число переносов оказалось в два раза ниже этих прогнозов. На такой случай и была запланирована возможность получения госбюджетных средств».
Только за 8 месяцев 2019 года оно достигло отметки в 7,39 миллиона. Это больше, чем за весь 2018 год, рассказали «Российской газете» в Центральном научно-исследовательском институте связи (ЦНИИС) — подведомственный Россвязи оператор базы данных перенесенных абонентских номеров.
Мобильное рабство упразднили в декабре 2013 года. С тех пор от абонентов поступило 27,4 миллиона заявок на переход к другому мобильному оператору с сохранением своего номера. Спрос на услугу растет каждый год. Если в 2016-м было подано 3,9 миллиона заявок, то в 2018-м уже около 7,2 миллиона. Абоненты «мигрируют» по двум причинам, полагают эксперты. Одни уходят из-за того, что недовольны качеством обслуживания и тарифной политикой «родного» оператора.
Других соблазняют промоакции конкурентов. «Новых абонентов уже практически нет, — говорит Денис Кусков, гендиректор TelecomDaily. — Борьба между операторами идет за тех же самых людей, поэтому они постоянно предлагают какие-то новые интересные условия. Промотарифы, как правило, долго «не живут», но людям все равно кажется, что они могут заметно сократить расходы на связь, если перейдут к другому оператору и воспользуются выгодным предложением».
По мнению Кускова, абоненты будут продолжать «бегать» от оператора к оператору, пока те не прекратят жонглировать тарифными планами. «В Европе у каждой компании есть три-четыре тарифных плана, которые рассчитаны на определенный объем потребляемых услуг. У наших операторов десятки действующих тарифных планов, и они меняются по три раза в год», — объясняет Кусков.
Данные ЦНИИС подтверждают его тезисы. Там отмечают, что пики популярности услуги по переносу номера частично совпадают с проведением акций, связанных с изменением тарифной политики действующих операторов связи.
Мобильное рабство упразднили в декабре 2013 года. С тех пор абоненты подали 27,4 миллиона заявок на перенос номеров
Активность абонентов-«перебежчиков» также увеличивается, когда на рынок выходят новые поставщики услуг мобильной связи. Например, в мае 2018 года в России заработал виртуальный оператор Easy4 (бренд европейской группы EasyCall). В сентябре того же года запустился виртуальный «СберМобайл» — детище Сбербанка. Тинькофф банк создал «Тинькофф мобайл». Все виртуальные операторы предоставляют услуги связи под собственным брендом на сетях существующих сотовых компаний. Абонентов у них в сравнении с «большой четверкой» пока не так много. Тем не менее по активности в плане привлечения внимания абонентов акциями и бонусами конкурентам они не уступают.
Самые непостоянные абоненты в Центральном федеральном округе. На него в 2018 году пришлось 40,44 процента общего количества поданных обращений на перенос номеров. Меньше всего их пришло из Северо-Кавказского федерального округа — 1,24 процента. По количеству успешно перенесенных номеров лидируют Москва и Московская область (около 29 процентов). В целом же реально перенесенных номеров вдвое меньше количества поданных заявок.
Существует временной интервал между датой приема заявки и днем ее исполнения, напоминают в ЦНИИС. Если заявка пришла от абонента-физлица, оператору на ее исполнение отводится 8 дней, если от компании — 29 дней (эти сроки определены приказом Минкомсвязи). Кроме того, оператор-донор, от которого переносится абонентский номер, имеет право в ряде случаев отклонить заявку на переход. Например, если по данному номеру имеется задолженность или если обнаружится несовпадение информации в базе данных оператора-донора и той, которая была предоставлена новому оператору.
Важный момент: номер для переноса должен быть оформлен на абонента, который подает заявку. В переносе «чужого» тоже не откажут, но лишь в том случае, если человек при подаче документов предоставит нотариально оформленную доверенность реального владельцем номера.