Отписка от чиновников
Содержание
Сегодня государственные органы на большинство поступивших к ним обращений и жалоб отвечает отпиской — формально закон они при этом соблюдают, но по сути для решения проблемы обратившегося ничего не делают. Но даже в такой ситуации многие продолжают обращаться с надеждой на решение своей ситуации и компетентный ответ.
Самые распространенные отписки
Перечислим самые распространенные отписки чиновников:
- Вы не получили ответ на своё обращение по истечению тридцати дней или было получено только уведомление из вышестоящей организации о том, что обращение было перенаправлено для рассмотрения «вниз».
- Вы получили ответ на обращение, что нарушение выявлено, что будет устранено в будущем в случае наличия финансирования и без указания сроков.
- Вы получили ответ, который не позволяет понять, о чём конкретно идет речь, всё написано общими фразами. Таким ответом может являться «В связи с вашим обращением проведена проверка, мы приняли ваше мнение к сведению». Часто отсутствие аргументов по существу, помимо прочего, сопровождается также отсутствием разъяснения, к какому адресату и по какой конкретно проблеме был подготовлен данный ответ.
Варианты решения
- Можно отправить повторное заявление или аналогично первому через официальный сайт, или обратиться лично, в часы приема, непосредственно туда, куда ваше первое обращение было перенаправлено;
- Обратиться в прокуратуру в связи с нарушением 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Прокуратура имеет полномочия возбудить дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц, которое предусмотрено статьей 5.59 КоАП РФ, и привлечь виновных сотрудников к предусмотренной законом ответственности. 📌 Реклама
Обжаловать полученную отписку можно по двум направлениям:
- по вертикали — непосредственно вышестоящему начальнику;
- в судебном порядке — чаще всего этот способ эффективнее.
В ответ на обращение вам нагрубили, угрожали или передали данные третьим лицам
Иногда чиновники подвержены эмоциям и не могут сдержать их. Подобное поведение является нарушением этики государственного служащего. Получите точную информацию о лице, которое направило вам ответ, в котором содержалась грубость или хамство, и отправляйте жалобу через электронную приёмную на официальном сайте или по почте.
Ваши персональные данные, указанные в обращении (адрес, номер телефона и т.д.), были переданы третьим лицам. Это прямое нарушение обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, согласно ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
Если на ваше письменное обращение в госучреждение, коммунальное предприятие или в местные органы власти чиновники шлют отписки — пишите жалобу омбудсмену. Бюрократов привлекут к ответственности.
Ответы чиновников, которые получает «ВХ» на информационные запросы, часто ставят в тупик. Информация предоставляется таким бюрократическим языком, что понять, о чем идет речь, крайне сложно. А когда все-таки осмыслишь изложенное – оказывается, что ответов-то на поставленные вопросы эта информация и не содержит. Либо же даются ответы на пару вопросов, при этом игнорируются остальные. Но даже в этих ответах чаще всего чиновники отделываются туманными фразами. Еще одна любимая формулировка чиновников: «вопросы, изложенные в запросе, не отвечают ч. 5 ст. 19 ЗУ «О доступе к публичной информации» и не могут быть рассмотрены в срок, определенный этим законом, поэтому будут рассмотрены в определенном законодательством порядке». По прошествии времени чиновники попросту «забывают», о чем их спрашивали. Вроде как и закон не нарушили – ответ дали, но и запрашиваемой информации не предоставили.
Отписки – так называются такие псевдо-ответы – не изобретение сегодняшнего дня. Но удивляет, что это явление по-прежнему процветает, несмотря на все политические потрясения. Если с такими сложностями сталкиваются СМИ, что уж говорить о простых гражданах, которые пытаются получить от чиновников ответы на волнующие их вопросы.
Какую информацию имеет право замолчать чиновник, а какую раскрыть обязан и в какой срок?
Когда ответ могут отложить на месяц
Как объяснил правозащитник Юрий Чумак, предоставление информации на запросы граждан, организаций и СМИ регулирует Закон Украины «О доступе к публичной информации».
– В ответ на информационный запрос согласно этому Закону должна быть предоставлена определенная информация: документ, статистические данные, информация о том, где можно получить соответствующие документы и т. п., – рассказывает Юрий Чумак. – На такие запросы органы власти, местного самоуправления, практически все госструктуры, получающие финансирование из бюджета, обязаны предоставлять ответ в течение 5 рабочих дней. Если объем информации большой – в этот же срок дается промежуточный ответ, где сообщается, что информация будет собрана и предоставлена позже. Максимальный срок, который отводит законодатель в этом случае – 20 рабочих дней. Если же запрашиваемая информация касается аварий, катастроф и других ситуаций, связанных с возможной угрозой для жизни, безопасности и здоровья граждан – ответ на запрос должны дать в течение 48 часов.
Однако нередко бывает, что гражданин пишет запрос на информацию, но фактически просит каких-то действий – чтобы выполнили какие-то работы, посодействовали в решении каких-то вопросов и т. д.
– Тогда организация, в которую вы обратились, квалифицирует этот запрос как обращение граждан и ответ дает в течение месяца – в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан». О чем заявитель, разумеется, тоже оповещается, – уточняет Юрий Чумак.
Куда потратили бюджетные деньги?
По словам Юрия Чумака, часто чиновники, не желая делиться с общественностью той или иной информацией, ссылаются на ее закрытость.
– На самом деле засекреченной от общественности информации не так уж и много, – говорит Юрий Чумак. – Например, это могут быть данные, касающиеся обороны и территориальной безопасности. Скорее всего, они будут засекречены по закону «О государственной тайне». Также это могут быть служебные записки, внутренняя переписка, а также информация под грифом «для служебного пользования».
Между тем, «под этим соусом» чиновники нередко отказывают в предоставлении открытой информации.
– Например, решение сессии, которым кому-то выделяется земля – мол, дело касается персональных данных определенного лица, – продолжает Юрий Чумак. – Это незаконно, потому что человек защищен правом на приватность, пока занимается личной жизнью. Если же он получает землю или какие-то другие блага от властей – он уже переходит в публичную плоскость. Решение ведь принимаются на сессии, а сессия является публичной.
Обязаны предоставить чиновники даже ту информацию, часть которой засекречена.
– Эту часть документа должны просто заштриховать, а все остальное по закону обязаны предоставить, – уточняет Юрий Чумак.
Любая организация, подчеркивает правозащитник, вне зависимости от того, является она государственной, коммунальной, общественной или частной, обязана предоставлять информацию, которая касается бюджетных средств.
– Такая организация должна отчитаться, куда потратила эти деньги, – отмечает он.
Ссылку на сайт закон не приемлет
Когда ответ дан, но запрашиваемой информации в нем не содержится, это считается непредоставлением информации. Не приемлет законодатель и неправомерный отказ, а также несвоевременное или неполное предоставление информации.
– Советую при отправлении запроса указывать, чтобы ответ был дан в двух вариантах: в электронном и по почте. Так и ответ есть возможность получить оперативнее (по «электронке») и можно отследить, не хитрят ли чиновники с датами: на почтовом штампе четко видно, когда был отправлен ответ, – подсказывает правозащитник.
Также чиновник не имеет права вместо ответа предлагать посмотреть запрашиваемую информацию на официальном сайте.
– В Законе «О доступе к публичной информации» по этому поводу дается четкое указание. Тем более, что информация на сайте может быть так запрятана, что придется потратить массу времени, чтобы ее отыскать, – подчеркивает правозащитник.
Как найти управу на чиновника-бюрократа
Ответственность за нарушения права на информацию прописана в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Так, в статье 212-3 указано, что к нарушителям применяются штраф в размере от 425 до 850 грн. (25 и 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) в зависимости от нарушения
Контролировать соблюдение Закона «О доступе к публичной информации» должен омбудсмен (раньше этим занималась прокуратура).
– Нужно написать жалобу Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Валерии Лутковской. Отправить его заказным письмом с уведомлением, приложив ответ соответствующей службы, который был дан с нарушением. Или указать, что ответа не было, – подсказывает Юрий Чумак. – И попросить, чтобы представители омбудсмена составили по этому факту админпротокол и передали его в суд. А также попросить содействия возобновлению нарушенного права – то есть предоставлению информации.
Куда обращаться Секретариат Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека:
01008, Киев, ул. Институтская, 21/8.