Оценка уровня профессиональной подготовленности

Оценка уровня профессиональной подготовленности

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2012 года № 281
Об утверждении Правил оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям)

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.01.2016 г.)

Утратил силу в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 6 сентября 2018 года № 446

Заголовок изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 26.01.16 г. № 79 (см. стар. ред.)

В соответствии с подпунктом 20) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

Пункт 1 изложен в редакции приказа Министра образования и науки РК от 26.01.16 г. № 79 (см. стар. ред.)

1. Утвердить прилагаемые Правила оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям).

2. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 ноября 2007 года № 595 «Об утверждении Правил подтверждения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5035, опубликованный в «Юридической газете» от 4 января 2008 г. в № 1 (1401)).

3. Департаменту технического и профессионального образования (Борибекову К.К.):

1) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шаяхметова С.Б.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

Б. Жумагулов

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Правила изложены в редакции приказа Министра образования и науки РК от 26.01.16 г. № 79 (см. стар. ред.)

Утверждены

приказом Министра образования и науки

Республики Казахстан

от 18 июня 2012 года № 281

Правила
оценки уровня профессиональной подготовленности и
присвоения квалификации по профессиям (специальностям)
1. Общие положения

1. Настоящие Правила оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по подготовке квалифицированных рабочих кадров разработаны в соответствии с подпунктом 20) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Настоящие Правила распространяются на организации технического и профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Амлаев Карэн Робертович Койчуева Софья Магометовна Хрипунова Алеся Александровна Кузьмина Елена Михайловна

Выбор будущей профессии — непростая задача для большинства абитуриентов. Школьники часто имеют неполное представление о будущей профессии, а мнение их родителей, если они сами не работают по данной профессии, как правило, сформировано за много лет до поступления их детей в вуз и может серьезно отличаться от текущей трудовой ситуации в стране и регионе . Очевидно, что профессиональное самоопределение начинается до поступления в вуз, затем происходит его осознание через собственный учебный и отчасти практический опыт, в результате чего студент либо укрепляется в своем желании получить данную профессию, либо принимает решение не работать по специальности . При этом существует множество вариантов каждого решения.

Таким образом, личностные характеристики и мотивация студентов служат критериями, которые оказывают решающее влияние на выбор профессии и карьерные установки . Можно предположить, что между абитуриентами, а затем между студентами, выбравшими профессию врача и сделавшими свой выбор в пользу других специальностей, существуют определенные личностные и другие различия.

Цель — изучить особенности профессиональной мотивации и карьерные установки студентов ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее — СтГМУ) и других российских вузов на основании анонимного онлайн-опроса.

Материал и методы

Изучение личностных качеств студентов, отношения к условиям обучения и взаимодействия проводили по методике глобальной аналитической компании Universum с использованием ее технических ресурсов. Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 для Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (в процентах) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (М±SD). При сравнении двух групп по качественным признакам использовали критерий хи-квадрат (χ2). Сравнение 2 связанных между собой групп по количественным признакам осуществляли с использованием теста согласованных пар Вилкоксона. Сравнение 2 несвязанных между собой групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05. Целевая группа респондентов — студенты высших учебных заведений России. Исследование проводилось посредством онлайн-опроса с ноября 2017 г. по апрель 2018 г. Онлайн-анкета включала вопросы по 7 разделам: навыки, знания, установки, опыт, самооценка, планы, трудоустройство. Всего было опрошено 22 666 обучающихся более чем из 150 вузов различной направленности (гуманитарных, технических, экономических и т.д.). В исследовании приняли участие 219 студентов СтГМУ, что составляет 0,97% общего числа опрошенных.

Результаты

В ходе исследования изучено мнение студентов о том, какие личностные качества для них наиболее важны (табл. 1).

У студентов всех вузов, по их мнению, наиболее развиты следующие качества: добросовестность, ответственность, наименее — стрессоустойчивость и тайм-менеджмент. У студентов-медиков в сравнении с другими студентами более развиты позитивный подход, целеустремленность, работа в команде, а у студентов других вузов появляется новое качество -предприимчивость, которое отсутствует у студентов-медиков.

Следует предположить, что набор личностных характеристик влияет и на уверенность студентов в своих навыках. При этом среди студентов-медиков процент неуверенных респондентов (рис. 1) выше, чем у студентов других специальностей (41 и 31% соответственно; р=0,028).

В последние годы все более актуальной становится практико-ориентированность обучения студентов, минимизирующая продолжительность адаптационного периода молодых специалистов. В этой связи представляет интерес наличие у студентов практического опыта (рис. 2).

Установлено, что процент студентов, получивших важный практический опыт, среди студентов-медиков ниже, чем у студентов других специальностей (3 и 10% соответственно; р= 0,041). Уровень образования — не единственное требование. Работодатели, как правило, ожидают от нового сотрудника практического опыта, навыков лидерства и ответственности, а также способности к проявлению инициативы. Практический опыт поможет быстро освоиться на рабочем месте, выработать основные навыки, получить возможность применять знания на практике. Гипотетически можно предположить различия в ответах студентов-медиков и студентов других специальностей, поэтому вопрос был детализирован уточнением, какой именно практический опыт имели респонденты (рис. 3).

Следует отметить статистически значимые различия между студентами СтГМУ и других вузов по следующим позициям: работа по специальности (6 и 17% соответственно; p=0,028), работа не по специальности (5 и 17% соответственно; p=0,026), учеба за границей (2 и 8% соответственно; p=0,039).

На основании полученных данных были построены карьерные профили респондентов (рис. 4).

Среди студентов-медиков больше респондентов со следующими карьерными профилями: лидер и карьерист, а среди студентов других специальностей чаще встречаются карьерные профили предприниматель, гармонист, охотник, интернационалист.

Лидеры. Способны видеть общую картину, могут связать отдельные задачи и задания с более крупными организационными целями для достижения исключительных результатов.

Карьеристы. Используют каждый шанс получить новые навыки. Обычно строят карьеру в управлении в крупных организациях, а также видят свой путь от самого начального уровня до руководящей должности. Благодаря знаниям, полученным на каждом этапе, дополняющим их растущий арсенал навыков, карьеристы бывают хорошо подготовлены. Такие черты характера могут позитивно отразиться на качестве работы в различных медицинских учреждениях.

Предприниматели. Ожидают достойной оплаты, но приоритетом для них является совершенствование собственных навыков. Их всегда мотивирует признание, выраженное в новых и интересных заданиях.

Интернационалисты. Люди, принадлежащие к данной категории, постоянно ищут новое с возможностью путешествовать по миру, а выполнение повторяющихся задач может быстро привести их к разочарованию.

Охотники. Легко адаптируются, быстро осваиваются в новом коллективе и способны меняться, чтобы соответствовать требованиям организации. Охотники не всегда помнят о команде, а потому легко принимают новые предложения, если они заманчивы. Их основной мотиватор — деньги.

Гармонисты. Для данной категории работников характерно умение вести за собой коллег в эпоху перемен в организации, способность довести дело до конца.

При этом они вынуждены тратить слишком много времени на межличностные отношения на работе, забывая об обязанностях. Также для них сложно достичь баланса между работой и семьей.

Ответы на вопрос о краткосрочных карьерных целях распределились следующим образом. Значительная часть студентов медицинского вуза (30%) после окончания учебы хотели бы продолжить образование (студенты других вузов — 21%), 13% респондентов из СтГМУ хотели бы открыть свой бизнес (студенты других вузов — 8%), однако будущие медики не готовы строить международную карьеру (4 против 26% студентов других вузов) (рис. 5).

Следует отметить, что студенты всех вузов имеют завышенные ожидания относительно уровня заработной платы (в 3 раза превышает среднемесячную зарплату по Ставрапольскому краю). При этом наблюдаются явные гендерные различия — размер ожидаемой заработной платы, по оценкам девушек, примерно на 15% ниже, чем у юношей (табл. 2).

Долгосрочные карьерные цели респондентов также имеют профильные различия (рис. 6).

Среди студентов-медиков популярны такие долгосрочные карьерные цели, как профессиональный рост (53%), служение общественному благу (50%), в то время как среди студентов других специальностей более актуальны такие цели, как конкурентоспособность (41%), соблюдение баланса труда и отдыха (42%), уверенность и стабильность в работе (49%). При этом гендерный анализ карьерных целей показал, что среди девушек более популярно соблюдение баланса труда и отдыха (девушки — 36%, юноши — 24%) и менее популярна конкурентоспособность (девушки — 33%, юноши — 41%).

Обсуждение

Все вузы в первую очередь воспитывают в будущих специалистах ответственность, коммуникационные навыки и способность работы в команде. При этом студентов-медиков отличают такие необходимые в будущей работе качества, как умение работать в команде и целеустремленность. Общая проблема всех студентов — отсутствие или слабое развитие навыков тайм-менеджмента и совладания со стрессом, хотя в настоящее время эти ключевые навыки и умения можно отнести к обязательным.

Уверенность в собственных навыках студентов-медиков ниже, чем у других респондентов. Очевидно, это обусловлено сложностью профессии врача, пониманием высокой ответственности за принятые решения,тенденцией уголовного преследования профессионалов за врачебные ошибки, а также обширностью и разнообразием медицинских знаний,практических умений, которые потребуются молодому специалисту сразу после окончания медицинского вуза. Лидерские качества у респондентов встречаются довольно редко.

Время обучения в вузе занимает длительное время, логично ожидать, что за этот срок студенты получают не одни лишь знания, а еще важный опыт не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Однако небольшое число респондентов с практическим опытом (3-10%) свидетельствует о неиспользовании студентами таких возможностей, что приводит к затягиванию адаптации к самостоятельной работе. Полученные ответы респондентов позволили построить их карьерные профили и выявить особенности, характерные преимущественно для будущих медицинских специалистов, к которым относится большая распространенность карьерных типов лидер и карьерист.
Часть студентов после окончания вуза планируют продолжить образование, причем процент респондентов, давших положительный ответ на этот вопрос, выше среди медиков, что объясняется сложностью профессии и необходимостью получения дополнительных знаний и опыта для построения успешной врачебной карьеры. Профессия врача влияет и на долгосрочные карьерные траектории студентов, в которых преобладают гуманистические цели и профессиональный рост.

Стоит отметить, что выпускники вузов имеют довольно высокие ожидания по заработной плате. Несоответствие дохода при устройстве на работу ожиданиям, очевидно, будет влиять как на выбор места работы, так и в ряде случаев на смену вида деятельности. В то же время желаемый уровень заработной платы и приоритет соблюдения баланса между работой и отдыхом свидетельствуют, что девушки при планировании своего будущего значительное место отводят семье.

Выводы

  1. Медицинская профессия влияет на менталитет студента уже на этапе выбора будущей специальности. Вуз вносит коррективы в формирование профессиональных качеств в соответствии с профилем. Однако вузам следует больше внимания уделить вопросам тайм-менеджмента и управления стрессом.
  2. Следует больше внимания уделять практико-ориентированности образования в вузах, оттачивая практические навыки до такого уровня, чтобы к моменту окончания университета молодой специалист был бы в них полностью уверен.
  3. Необходимо расширять спектр возможностей получения профессионального и жизненного опыта в вузах (временная и постоянная трудовая занятость, стажировки, академическая мобильность, волонтерство).
  4. Требуется разработка государственных программ материальной поддержки молодых специалистов, особенно там, где существует их долговременный дефицит.
  5. Для будущих специалистов женщин с учетом их особой роли в реализации демографической политики следует предусмотреть возможность неполной занятости и гибкого графика.

Литература

Ступени профессионального роста

13 марта в колледже состоялась I педагогическая научно- практическая конференция «Ступени профессионального роста». Основная идея Конференции- создание условий для обобщения педагогического опыта практик наставничества, технологий и форм управления педагогическим мастерством и поддержки творческих педагогов.
Целью проведения Конференции является привлечение творческих педагогов, стремящихся к росту своего профессионального мастерства, обобщение педагогического опыта по теме «Формы работы с начинающими преподавателями в профессиональных образовательных организациях Воронежской области».
Задачи Конференции:
1. Создание условий для взаимодействия профессиональных образовательных организаций в решении вопросов педагогического наставничества при подготовке начинающего преподавателя.
2. Выявление и распространение передового опыта в организации профессионального роста начинающих преподавателей, форм и технологий формирования педагогического мастерства, популяризации лучших практик.

3. Диссеминация опыта среди профессионального сообщества «Формы работы с начинающими преподавателями в профессиональных образовательных организациях Воронежской области», выпуск электронного сборника материалов Конференции.
Количество участников -21 человек (преподаватели, методисты, руководители ОУ, главные эксперты ВИРО) География участников Конференции:
1. ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова
2. Бутурлиновский филиал ГБУ ДПО ВО «Центра непрерывного повышения профмастерства педработников»
3. ГБПОУ ВО «Воронежский политехнический техникум»
4. ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»
5. ГБПОУ ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»
6. ГБПОУ ВО «Воронежский индустриальный колледж»
7. ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
8. ГБПОУ ВО «Воронежский колледж сварки и промышленных технологий»
9. ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-экономический колледж»
10. Россошанский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
11. Бутурлиновский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
12. ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж» -6 чел
Все участники выслали свои доклады на электронную почту колледжа, их работы проверены системой антиплагиат. Большинство участников имеет уникальность работ более 50%, одна треть –более 80%.
Основные направления работы конференции:
1. Практики педагогического наставничества в ПОО
2. Семинары профессиональной подготовки (мастерства)
3. Конкурсы профессионального педагогического мастерства в ПОО
4. Формы обобщения педагогического опыта работы
По итогам конференции будет вынесена резолюция I педагогической научно- практической конференции «Ступени профессионального роста», которую мы вышлем всем участникам НПК в течение следующей недели.
Все участники конференции получили сертификаты участников.

Заместитель директора по УМР Искра О.Ю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *