Ответственность за нарушение таможенного законодательства

Ответственность за нарушение таможенного законодательства

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Гречкина, Ольга Владимировна, 2004 год

1. Законодательные нормативные акты и иные официальныедокументы

2. Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, заключенная в Найроби 9 июня 1977 г. // Таможенные ведомости. 1996. №11.

3. Соглашение стран СНГ от 8 июля 1994 г. «О взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Таможенный вестник. 2002. № 16.

4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

5. Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 28 мая 1987,28 июля 1988 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980, № 44. Ст. 909.

6. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, ст. 909.

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 19. Ст. 2069.

8. Кодекс республики Татарстан об административных правонарушениях от 26 декабря 2002 г. № 36-3PT.

10. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства Российской Федерации. №8, 1994, ст. 801.

11. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г.) /Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923; 1999. №7. Ст. 879.

12. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 49. Ст. 5906.

13. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.

14. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации № 50,2003. Ст. 4859.

15. Закон РФ от 17 декабря 1992 № 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. №2. Ст. 58.

16. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 29 июня 2004) // Ведомости Верховного Совета Российской

17. Закон РФ от 14 мая 1993 № 4979-1 «О ветеринарии». Ст. 24 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. № 24. Ст. 857.

18. Закон Челябинской области от 19 декабря 2002 г. № 129-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (с изм. от 28 августа 2003 г.) // Южно-Уральская панорама. 2003. № 4.

19. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. № 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1824.

20. Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 47. Ст. 5742.

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» // Российская газета. 2004. 26 августа.

22. Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12 «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» // Российские вести. № 73, 18 апреля 1996 г.; № 78, 25 апреля 1996 г.; № 89, 16 мая 1996 г.

23. Приказ ГТК России от 14 декабря 2000 г. № 1155 «Об утверждении положения о нормативных правовых актах ГТК РФ» //Таможенные ведомости. 2001. №6.

24. Приказ ГТК России от 20 июня 2000 г. № 527 «Об упорядочении нормативно-правовой базы» // Таможня. 2000. № 12.

25. Приказ ГТК России от 24 октября 2000 г. № 957 «Об упорядочении нормативно-правовой базы по вопросам валютного контроля» от 24.10.2000 // Таможенный вестник. 2001. № 22.

26. Приказ ГТК России от 05 марта 2001 г. № 229 «Об упорядочении нормативно-правовой базы ГТК России по взиманию акцизов» от 05.03.2001 // Таможенный вестник. 2001. № 7.

27. Приказ ГТК России от 25 июня 2002 г. № 667 «Об утверждении типовых положений об отделах административных расследований таможни» (с изм. от 12 мая 2003 г.).

28. Приказ ГТК России от 25 июня 2002 г. № 657 «Об утверждении Инструкции об организации контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях».

29. Приказ ГТК России от 27 апреля 2002 г. № 423 «Об утверждении форм процессуальных документов» // Таможенные ведомости. 2002. № 8.

30. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04 августа 2003 года. № 846 «Об утверждении типовых положений об отделах контроля соблюдения законности региональных таможенных управлений» // Таможенные ведомости, № 10. 2003.

31. Письмо ГТК России от 14 января 2002 г. N 01-06/1306 «Об Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2001 N 202-0»

32. Письмо ГТК России от 18 ноября 2002 г. № 01-06/45305 «О направлении форм процессуальных документов».

33. Письмо ГТК России от 27 мая 2002 г. № 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» // Таможенные ведомости. 2002. № 9.1.. Монографии, учебники, учебные пособия

34. Административное право / под ред. Ю.М. Козлова и JI.JI. Попова.— М.: Юристъ, 2000.-319 с.

35. Алексеев, С.С. Общая теория права Т. 1 : Учебник / С.С. Алексеев. -М., 1981.-359 с.

36. Алексеев, С.С. Государство и право. Начальный курс: Учебник / С.С. Алексеев-М., 1994. 188 с.

38. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России: Учебник / О.Ю. Бакаева, Матвиенко Г.В.; отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Юристъ, 2003 427 с.

39. Бахрах, Д.Н. Административное право. Часть Общая: Учебник / Д.Н. Бахрах.-М., 1993.- 355 с.

40. Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах.- М.: НОРМА, 2000.- 640 с.

41. Бахрах, Д.Н. Таможенное право России / Д.Н. Бахрах, C.B. Кивалов -Екатеринбург: Диамант, 1995.- 176 с.

42. Бахрах, Д.Н. Производство по делам об административных правонарушениях / Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов М., 1989. — 95 с.

43. Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н.Старилов М.: Норма, 2004. — 768 с.

44. Веремеенко, И.И. Административно-правовые санкции / И.И. Веремеенко.- М., 1975. 192 с.

45. Габричидзе, Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе.-М.: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.- 520 с.

46. Габричидзе, Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса РФ / Б.Н. Габричидзе.—М.: Книжный мир, 1998.-496 с.

47. Горшенев, В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании / В.М. Горшенев.— М., 1963.

48. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев,-М., 1995. 367 с.

49. Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (новая редакция) / Ю.Г. Давыдов.- М.: ТК Велби, 2003.— 592 с.

52. Коваль, JI.В. Административно-деликтное отношение /J1.В. Коваль. — Киев, 1979.-230 с.

56. Коренев, А.П. Административное право России: Учебник в 3-х частях. Часть 1 / А.П. Коренев.- М.: МЮИ МВД России, 1996. 268 с.

58. Лазарев, В.В. Теория государства и права: Учебник / В.В. Лазарев, C.B. Липень. М., 2000. — 507 с.

59. Лазарев, В.В. Социально-психологические аспекты применения права / В.В. Лазарев Казань , 1982. — 144 с.

62. Осипов, Ю.К. Подведомственность юридических дел / Ю.К. Осипов. — Свердловск, 1973. 123 с.

63. Ответственность за нарушения таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина M ., 1999. — 367 с.

64. Панова, И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации / И.В. Панова.- Саратов. 2001.

65. Попов, Л .Л. Управление. Гражданин. Ответственность / Л. Л. Попов, А.П. Шергин Л., 1975.-251 с.

66. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. Б.Н. Габричидзе — М.: НОРМА, 1997 520 с.

67. Салищева, Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР / Н.Г. Салищева.-М., 1970. 164 с.

68. Салищева, Н.Г. Административный процесс в СССР / Н.Г Салищева. -М.: Юридическая литература, 1964. 158 с.

72. Старилов, Ю.Н. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов.— Воронеж, 1998.-266 с.

73. Таможенное право: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с.

74. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев М.: Юристь, 1998.-576 с.

75. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева — М., 2001. — 591 с.

76. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько.- М» 2000. 771 с.

77. Тимошенко, И.В. Таможенное право России: Учебники, учебные пособия / И.В. Тимошенко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-512 с.

79. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров.- М., 1998 798 с.

80. Фокин, В.М. Административное право: Учебное пособие/В.М. Фокин-М.: Былина, 2003- 310 с.

81. Чечот, Д.М. Административная юстиция (теоретические проблемы) / Д.М. Чечот.-Л.: Лен. гос. унив-тет, 1973. 134 с.

82. Шергин, А.П. Административная юрисдикция / А.П. Шергин.— М.: Юрид. лит., 1979. 143 с.

83. Якуба, О.М. Административная ответственность / О.М. Якуба,— М., 1972.- 168 с.

84. I. Статьи, газетные и научные публикации, сборники научных трудов

85. Ю.Баранов С. Проблемы пересмотра в порядке надзора дел об административных правонарушениях // Российская юстиция. 2003. № 7. С. 66.

86. Ш.Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9.

87. Бахрах Д.Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция.2003. № 2. С. 10-11.

88. ПЗ.Бахрах Д.Н. Как защитить себя от произвола власти // Российская юстиция. 2003. № 9. С. 14-15.

90. Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности. // Правоведение. 1983. № 2. С. 4.

91. Габричидзе Б.Н., Шахматьев A.A. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Государство и право. 1994. № 1.

92. Горшенев В.М., Дюрягин И.Я. Правоприменительная деятельность // Советское государство и право. 1969. № 5.

93. Данэ М. Кодекс вполне соответствует. // Экономика и жизнь. 2001. 15 апреля.

94. Дружков П.С. О понятии и видах юрисдикции // Вопросы государства и права. -Томск. 1974. С. 87.

95. Иванов В.А. Советский административно-юрисдикционный процесс // Советское государство и право. 1980. № 6. С. 30-37.

97. Интервью с Г.В.Баландиной, начальником правового управления ГТК РФ // Законодательство. 2003. № 8. С.

99. Лазарев, Л. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. 2002. № 9. С. 17-19.

100. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс // Советское государство и право. 1988. № 10. С. 83-89.

101. Минашкин A.B. О совершенствовании административного и административного процессуального законодательства в Украине // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 150-153.

102. Николаев М. Право собственности на автотранспортное средство как основание защиты гражданами своих имущественных интересов // Хозяйство и право. 1998. № 1.С. 96-103;

103. Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. № 2. С. 114-127.

104. Панова И.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Вестник СГАП. Саратов. 2002. № 1. С. 57-62.

105. Скловский К. Защита владения, полученного по недействительной сделке; Защита владения от изъятия в административном порядке; Об истребовании вещи кондикционным иском. // Законодательство. 2002. № 9.

106. Старилов, Ю.Н. К вопросу о новом понимании административной юстиции // Правоведение. 2000. № 2. С. 101-114.

108. Тадевосян B.C. Советское государство и право. 1963. № 1. С. 131.

110. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.

111. Шагабутдинов А. Пересмотр вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. / Российская юстиция. 2003. № 9. С. 64-66.1.. Авторефераты и диссертации

112. Аникин С.Б. Проблемы и перспективы административной юрисдикцииорганов внутренних дел Российской Федерации: Автореф. диссканд. юрид.наук. М., 1996.

113. Ванин М.В.Повышение эффективности управления таможенной службой России. Автореф. Дис. канд.эк.наук. -М., 2000.

114. Истомин С.И. Юрисдикционный процесс в таможенной сфере. Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.

116. Самойленко A.B. Административные штрафы милиции как средство охраны советского правопорядка: Автореф. Дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1971.

117. Сергун П.П. Охрана прав и свобод личности при производстве по делам об административных правонарушениях. — Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1987.

119. Телегин A.C. Расследование административных правонарушений. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Свердловск, 1984.

120. Тищенко Н.М. Правовой статус субъектов производства по делам об административных правонарушениях: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Харьков, 1988.

121. V. Справочные издания: словари

122. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1957.

123. Краткий словарь иностранных слов. М., 1952.

124. Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1957.

125. Юридический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1984.-415 с.

Таможенным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, посвящена отдельная глава КоАП РФ. В составе этой главы Кодекса нарушениям таможенных правил выделено 24 статьи. Примечательно, что согласно статистике таможенных органов, большая часть дел об административных правонарушениях, возбужденных таможней, относится всего к 3 статьям.

Привлечение же к ответственности за нарушения таможенных правил по остальным статьям достаточно редкое явление. В каких же случаях таможня чаще всего привлекает к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела? Кого таможня привлекает чаще: физических или юридических лиц?

Административные правонарушения в области таможенного дела

Несмотря на то, что сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика. Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС. По статистике таможенных органов последних лет, порядка 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по этим статьям: 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

Также достаточно часто таможня возбуждает дела в следующих случаях:

  • при перемещении через границу физическим лицом наличных денежных средств без декларирования;
  • нарушения физическим лицом порядка временного ввоза или вывоза транспортных средств;
  • непредставление юридическими лицами в таможенный орган отчетности (например, при несдаче статистической формы о перемещении товаров через границу ЕАЭС)

Остальные статьи Кодекса, посвященные нарушениям таможенного законодательства, на практике применяются довольно редко. К ответственности за нарушения в сфере таможенного дела могут быть привлечены как физические или юридические, так и должностные или неустановленные лица. Соотношение количества дел об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц практически равное. В отношении неустановленных лиц таможня возбуждает дела, как правило, лишь в 1-2% случаев от общего количества дел. Административная ответственность за таможенные правонарушения для разных категорий лиц отличается.

Ответственность за правонарушения в сфере таможенного законодательства

Положениями Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность лиц за нарушения таможенных правил. В большинстве случаев речь идет об административном штрафе. Помимо штрафа, в качестве меры административного наказания, применяется и конфискация товара. При определении ответственности лица за нарушение, таможня руководствуется совокупностью факторов, поэтому санкции штрафа и конфискации могут применяться как раздельно, так и совместно.

Наиболее распространенной мерой административного наказания по таможенным делам является таможенный штраф.

Административный штраф за нарушение таможенных правил

В случае привлечения лица к административной ответственности в области таможенного законодательства наиболее частой санкцией со стороны таможни является назначение административного штрафа. Размер штрафа может быть как фиксированным, так и варьирующимся в зависимости от стоимости товара, который стал предметом административного правонарушения.

Именно размер штрафа вызывает опасения у лица, привлекаемого таможней к административной ответственности. Например, при привлечении лица к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ – недекларирование либо недостоверное декларирование товаров – размер административного штрафа привязан к стоимости незадекларированного либо недостоверно задекларированного товара: штраф составит сумму от половины до двукратной стоимости товара. Причем размер таможенного штрафа по данной статье одинаков как для физических, так и для юридических лиц.

Рекомендуем ознакомиться — «Что нужно декларировать при въезде и выезде из России?»

Очевидно, что при стоимости спорного товара, например, в 100 тысяч рублей, грозящий штраф в размере от 50 до 200 тысяч рублей — достаточно серьезный повод для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. По статьям, предусматривающим фиксированный размер штрафа, гражданам, как правило, назначается штраф на порядок меньший, чем юридический лицам. Так, например, таможенный штраф для физических лиц за незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами составляет сумму от 1500 до 2500 рублей, а для юридических лиц – от 50000 до 300000 рублей.

С недавнего времени стала возможна оплата таможенного штрафа через «Госуслуги».

В отдельных случаях возможна оплата таможенного штрафа со скидкой. Оплата таможенного штрафа с 50% скидкой на данный момент возможна только по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена 12 главой КоАП РФ.

Оплата административного штрафа с 50% скидкой в течение 30 дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, например, за недекларирование или недостоверное декларирование товаров, невозможна.

Вынесению штрафа, как мере административного наказания за правонарушения в сфере таможенного дела, предшествует комплекс мероприятий таможенных органов по ведению производства по административному делу.

Производство по делам о таможенных правонарушениях

Производством по делам об административных правонарушениях, как правило, занимается ОАР таможни – отдел административных расследований. Действующим законодательством Российской Федерации установлено 3 формы ведения производства по делам об административных правонарушениях:

  • общий порядок административного производства;
  • специальный порядок;
  • упрощенный порядок

Решение об избранной форме производства остается за лицом, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере. Можно сказать, что на практике в отношении юридических лиц обычно применяется специальный порядок производства, в то время как в отношении физических лиц – общий или упрощенный порядок. Каждой форме административного производства соответствует тот или иной процессуальный документ:

  • протокол об административном таможенном правонарушении;
  • определение о возбуждении дела об административном таможенном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, постановление-предупреждение

Протокол таможни об административном таможенном правонарушении

Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен в ходе административного расследования.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Определение о возбуждении дела о таможенном правонарушении

Вынесение таможней определения об административном правонарушении означает избрание инспектором специального порядка ведения производства по делу об административном правонарушении. Определение таможенного органа о возбуждении административного дела предполагает, что для установления всех обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования таможенного правонарушения.

Административное расследование правонарушений в сфере таможенного дела

Расследование административных правонарушений таможенными органами требует времени для установления всех фактов совершения правонарушения. Сотрудники ОАР таможенного органа в рамках производства по делу предпринимают меры по проверке и установлению всех обстоятельств совершенного административного правонарушения, к таким мерам, в частности, могу относиться:

  • изъятие проб и образцов товара;
  • полное изъятие или арест товара;
  • проведение товароведческой экспертизы (например, для оценки стоимости товара с целью установления размере штрафа);
  • вызов лица для участия в составлении протокола об административном таможенном правонарушении

При проведении административного расследования инспектор таможни должен четко установить все составляющие правонарушения:

  • объект правонарушения – те общественные отношения, в отношении которых было направлено деяние;
  • субъект правонарушения – лицо, виновное в совершении правонарушения в области таможенного дела;
  • объективная сторона – место, время, способ совершения противоправного деяния;
  • субъективная сторона – вина и умысел субъекта при совершении административного правонарушения в сфере таможенного дела

Очевидно, что в ходе административного расследования лицу, привлекаемому таможней к ответственности, необходимо представить свою правовую позицию, при необходимости направить письменные пояснения и ходатайства в таможню.

Непредставление своей правовой позиции по делу грозит не только максимальными штрафами, но и существенно снижает шансы на успех при дальнейшем судебном обжаловании.

Так, например, при проведении таможенной экспертизы товар нередко оценивается в стоимость, значительно превышающую рыночную, что в конечном итоге может существенно увеличить и размер штрафа по делу. Соответственно, в процессе административного расследования необходимо внимательно знакомиться со всеми имеющимися в материалах дела документами и при необходимости реагировать на их содержание.

Как правило, фактический срок расследования составляет 2-4 месяца. Максимальный же срок проведения административного расследования по законодательству не может превышать 6 месяцев.

По результатам проведения расследования таможенным органом выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Постановление об административном правонарушении

Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.

При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение. Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф). К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Обжалование постановления таможни о привлечении к административной ответственности возможно в течение 10 дней с даты фактического получения текста постановления, то есть ознакомления с текстом.

При обжаловании постановления таможенного органа следует учесть тот факт, что успех обжалования во многом будет зависеть от качества проведенного таможней ранее административного расследования по делу.

В отдельных случаях допущенные таможенными органами ошибки в ходе производства по делу об административном правонарушении позволяют признать постановление незаконным и отменить его. При этом отметим, что качество работы таможни в последние годы значительно выросло, процессуальных ошибок и недочетов практически не допускается, в связи с чем при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности чаще всего работа юристов направлена на меру наказания.

Практически по всех случаях обжалования постановления таможни нашими юристами, им удается добиться назначения либо минимально возможного штрафа либо штрафа «ниже низшего», то есть ниже минимального значения, установленного законодательством.

Результативность обжалования и успех ведения дела об АП на таможне также во многом зависит от действий лица, привлекаемого к административной ответственности, предпринятых им на этапе расследования.

Очевидно, что участие опытного таможенного юриста на этапе ведения производства по делу в таможне значительно повышает шансы как на дальнейшее обжалование, так и на назначения таможней минимально возможного наказания.

В ряде случае, например, при неуплате в результате недостоверного декларирования товаров таможенных платежей на сумму свыше 2 миллионов рублей, помимо административной ответственности, лицу грозит и привлечение к уголовной ответственности.

Вне зависимости от тяжести грозящих последствий возбуждение дела об административном правонарушении в сфере таможенного законодательства — серьезный повод внимательно отнестись к участию в нем.

Помимо финансовых потерь в виде штрафа, а иногда и конфискации товара, привлечение к ответственности в сфере таможенного дела может повлечь за собой неочевидные негативные последствия в будущем, такие как, например, повторность привлечения.

В КоАП РФ внесены изменения о снижении штрафов по некоторым таможенным правонарушениям, а также о назначении предупреждения вместо штрафа. Поправки применяются с 4 июля 2016 г.

Президент подписал сразу два закона, которые изменили административную ответственность за нарушение таможенного законодательства — от 23.06.2016 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 207-ФЗ) и от 23.06.2016 № 213-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил» (далее — Закон № 213-ФЗ). Оба закона подготовлены в рамках мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, а также в связи с постановлением КС РФ от 25.02.2014 № 4-П, которым КС РФ разрешил судам снижать размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного КоАП РФ. Такая позиция обосновывалась тем, что штрафы для компаний, начинающиеся от 100 000 руб., не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение обстоятельства. А за большинство таможенных правонарушений штрафы для компаний как раз начинались от 100 000 руб.

В Законе № 207-ФЗ, во-первых, предусмотрено снижение минимального размера штрафов по ряду нарушений. Например, за заявление в декларации недостоверных сведений о товарах штраф для компаний снижен со 100 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ). Также смягчена ответственность за непредставление отчетности в таможенный орган или просрочку ее представления (ст. 16.15 КоАП РФ). За это должностных лиц оштрафуют на сумму от 500 до 5000 руб., а компании — от 5000 до 30 000 руб. В прежней редакции штрафы за это нарушение для должностных лиц составляли от 2000 до 5000 руб., для компаний — от 20 000 до 50 000 руб.

Также снижены штрафы за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию Евразийского экономического союза или РФ. Для граждан теперь минимальный порог штрафа составляет 1000 руб. вместо 1500 руб., для должностных лиц штраф начинается от 5000 руб. (вместо 10 000 руб.), а для юридических лиц — от 50 000 руб. (вместо 100 000 руб.). При этом возможность конфискации товаров за данное правонарушение осталась (ст. 16.3 КоАП РФ).

Кроме того, в КоАП РФ внесены поправки, согласно которым по некоторым таможенным правонарушениям вместо штрафа теперь можно получить предупреждение. Например, в случае сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто, об объеме товаров при прибытии или убытии с территории Таможенного союза (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ).

Предупреждения будут назначать еще и за такие правонарушения, как непредставление в срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля (ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ), неисполнение обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля (ч. 5 ст. 16.12 КоАП РФ), нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП РФ), непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) и некоторые другие.

Помимо этого в Законе № 207-ФЗ предусмотрена возможность освобождения компании от ответственности за предоставление в декларации недостоверных сведений о товаре (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ), если она сама добровольно обратится в таможенный орган для внесения изменений или дополнений в декларацию уже после выпуска товара. Но для этого должны быть соблюдены три условия: если до этого момента таможенный орган не выявил правонарушения в отношении этого товара, если компании еще не было направлено уведомление о проведении таможенной проверки, а у самой компании отсутствовала задолженность по таможенным платежам.

Закон № 213-ФЗ также смягчил ответственность за таможенные правонарушения. В нем тоже предусмотрено несколько правонарушений, за которые будут назначать предупреждение. В частности, за:

  • несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и транспортных средств либо необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место (ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ);

  • причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ);

  • уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа (ст. 16.11 КоАП РФ).

Помимо этого, Законом № 213-ФЗ уточнена формулировка нарушения, когда заявитель указывает в декларации неверный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕЭС). Дело в том, что еще в 2013 г. ВАС РФ разъяснял, что указание в декларации неверного кода по ТН ВЭД, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства»). В связи с этим в КоАП РФ теперь предусмотрено, что указание неверного кода по ТН ВЭД будет считаться нарушением, только если оно сопряжено с неверным указанием характеристик товара.

Оба закона вступили в силу 4 июля 2016 г.

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Административные процедуры в деятельности таможенных органов Российской Федерации и их правовая значимость в условиях интеграции России в Единое экономическое пространство (Морозова М.С.)

Дата размещения статьи: 18.10.2012

Повышенный интерес к государственному регулированию общественных отношений, возникающих в сфере таможенного дела, со стороны научного сообщества, а также участников внешнеэкономической деятельности обусловлен влиянием внутренних и внешних факторов, требующих совершенствования нормативной регламентации деятельности таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле.
Россия переживает сложный этап своего развития, который обусловлен интенсивной интеграцией в различные мировые хозяйственные связи и отношения, что вызывает необходимость совершенствования правового регулирования таможенного дела как важного инструмента в использовании различных форм экономического сотрудничества.
На сегодняшний день самыми масштабными и динамичными процессами для Российской Федерации являются образование Таможенного союза и, как следствие, интеграция в Единое экономическое пространство. В этих условиях наиболее актуальными проблемами становятся гармонизация и унификация законодательств государств — участников Таможенного союза с учетом общепризнанных норм и принципов международного права в той мере, в какой это необходимо для функционирования Единого экономического пространства.
В свете указанных событий существует реальная необходимость совершенствования нормативной регламентации взаимодействия таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле. Ведь от того, как определен порядок данных взаимоотношений, зависит не только реализация прав отдельных субъектов, но и экономика государства в целом.
Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, насколько высоки во многих странах требования, предъявляемые к качеству государственного управления. В последние годы правительства разных стран, неправительственные организации, Всемирный банк и бизнес-структуры активно действуют в этом направлении, вводя и оценивая уровень государственного управления с точки зрения его организации, демократичности и доступности, достижения высоких конечных результатов. Эффективность управления по результатам служит его главным индикатором в глазах мирового сообщества <1>.
———————————
<1> См.: Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М., 2011.
В свете указанных событий появляются новые возможности, а вместе с ними и новые угрозы. Возрастает и цена правовых ошибок. Поэтому так важны научные исследования приоритетных для права направлений.
К числу таких приоритетных направлений многие ученые относят исследование административных процедур <2>. Административные процедуры и контроль — это ключевые вопросы права. От того, как они регламентируются, зависит многое: уровень защищенности прав и свобод личности, эффективность государственного управления, развитие экономики, устойчивость государства в целом. Задача нормативно-правового закрепления административных процедур и контроля очень сложна, так как нужно сбалансировать различные интересы — общие и частные, тщательно просчитать последствия принимаемых решений. Если этого не сделать, административные процедуры и контроль из средств гармонизации отношений в сфере административного управления превратятся в непреодолимые барьеры, препятствующие реализации прав граждан и развитию общества в целом.
———————————
<2> Там же.
Необходимость практического внедрения института административных процедур отмечали в своих научных работах многие авторы, в частности Н.Б. Малявина связывает данную необходимость с потребностью формирования четких и единообразных правил деятельности органов публичной администрации в ходе реализации гражданами и юридическими лицами публичных прав и свобод, выстраивания прозрачных отношений в системе «человек — государство» <3>.
———————————
<3> См.: Малявина Н.Б. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в системе органов публичной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
Начиная с 90-х гг. XX в. в России стали появляться научные работы, посвященные административным процедурам, их роли в системе отрасли административного права <4>. Но, несмотря на предпринятые попытки, институт административных процедур исследован недостаточно широко, далеко не все ученые уделяют должное внимание вопросам рассмотрения административных процедур даже в рамках проблемного исследования <5>.
———————————
<4> См.: Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и юридических лиц с органами государственного управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Тихий Р.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в РФ (регионально-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2005; Хазанов С.Д. Правовое регулирование административных процедур в российском законодательстве: состояние и перспективы // Международный симпозиум «Верховенство закона в сфере публично-правовых отношений. Смежные юридические профессии». Ташкент, 2005.
<5> См.: Агапов А.Б. Федеральное административное право. М., 1997.
На сегодняшний день еще не было уделено должного внимания научному исследованию института административных процедур в деятельности таможенных органов РФ.
А ведь именно таможенные органы выполняют такие важные функции, как формирование значительной доли федерального бюджета страны, стимулирование развития внешней торговли страны, обеспечение экономической безопасности страны, содействие реализации единой торговой политики и т.д.
В этой связи существует объективная необходимость определить, что понимается под «административной процедурой, непосредственно осуществляемой в деятельности таможенных органов Российской Федерации».
В настоящее время законодательно не закреплено понятие «административная процедура», и тем не менее законодатель активно использует данный термин в федеральных законах, правовых актах Правительства РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в том числе в правовых актах, устанавливающих определенный порядок действий (административных процедур) таможенных органов РФ по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в сфере таможенного дела.
В науке также отсутствует единое мнение относительно понятия административной процедуры. Одни исследователи включают в ее состав как позитивную, так и юрисдикционную административную деятельность, другие — только позитивную.
Например, определенный круг ученых, включая О.С. Беркутову, И.М. Лазарева, понимает под административной процедурой урегулированную административно-процессуальными нормами правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, направленную на реализацию своих полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и организациями и не связанную с рассмотрением споров или применением мер принуждения <6>.
———————————
<6> См.: Беркутова О.С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 9; Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 54; Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10.
Автору исследования представляется более обоснованной точка зрения ученых, придерживающихся научной позиции С.И. Агафонова, Р.С. Тихого, С.Д. Хазанова, согласно которой в административной деятельности органов исполнительной власти кроме позитивных процедур, с помощью которых происходит упорядочение этой деятельности, имеют место и коллизионные (административно-юрисдикционные) процедуры, отличающиеся от позитивных тем, что они нацелены на организацию рассмотрения споров и разрешение разногласий <7>.
———————————
<7> См.: Агафонов С.И. Понятие административной процедуры и концепции законодательного регулирования административных процедур в зарубежных государствах // www.law-n-life.ru/arch/101_Agafonov.doc; Тихий Р.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в РФ (регионально-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2005; Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 58.
Также представляется интересным анализ определений административной процедуры, содержащихся в законопроектах, касающихся правового регулирования административных процедур. Так, в одном из законопроектов (проекте депутата В.В. Похмелкина) административные процедуры определяются через позитивное правоприменение: как правила рассмотрения и разрешения административных дел исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами либо как осуществление управленческой деятельности по предоставлению, удостоверению, регистрации или приостановлению (прекращению) определенных правомочий организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц <8>.
———————————
<8> Проект Федерального закона N 64090-3 «Об административных процедурах» (внесен депутатом Государственной Думы В.В. Похмелкиным).
В проекте, предложенном фондом «Конституция», понятие административных процедур связано с изданием, изменением или отменой индивидуальных административных актов по результатам административных процедур рассмотрения административных дел (ст. 1), а сама по себе административная процедура трактуется как порядок рассмотрения полномочным органом публичной администрации дел по инициативе граждан, их организаций (юридических лиц) либо по инициативе органов публичной администрации (ст. 2). Таким образом, понятие административной процедуры связано с рассмотрением административного дела. Само же административное дело определяется как совокупность документов и иных материалов, имеющих юридическое значение и связанных с принятием уполномоченным на то органом публичной администрации индивидуального административного акта (решения) по обращению (заявлению, жалобе) гражданина, организации (юридического лица) либо по своей инициативе <9>.
———————————
<9> См.: Малявина Н.Б. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в системе органов публичной власти: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
Значимым представляется также сопоставление юридических дефиниций рассматриваемого понятия, закрепленных в законодательстве зарубежных стран. В Законе Республики Казахстан «Об административных процедурах» (п. 1 ст. 1) под административными процедурами понимаются:
1) порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственными органами и должностными лицами государственных функций и должностных полномочий и их оформление;
2) процедура организации работы государственного аппарата;
3) процедуры рассмотрения обращений граждан по реализации их прав, а также процедуры административной защиты прав и законных интересов граждан;
4) основные начала процедур принятия решений в области экономики.
В Законе Кыргызской Республики «Об административных процедурах» (ч. 1 ст. 1) административные процедуры — это установленные регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя:
— порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий;
— порядок организации работы административных органов;
— порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов.
Для более точного определения понятия административной процедуры необходимо остановиться на выявлении ее признаков и элементов.
Анализ признаков административной процедуры, выделенных в научной литературе, показывает, что к наиболее существенным из них относятся:
— системность, ориентированность на достижение конкретного социального результата;
— в состав системы входят последовательно сменяющие друг друга акты поведения;
— внутренняя структурированность целесообразными общественными отношениями;
— урегулированность специальными нормами, содержащимися в нормативных актах (нормативная модель юридической процедуры) или содержащимися в праворегулирующем договоре или ином индивидуальном юридическом акте (индивидуальная модель);
— иерархичность построения;
— постоянно находится в динамике, развитии;
— имеет служебный характер, т.е. выступает средством реализации основного общественного отношения <10>.
———————————
<10> См.: Никифоров М.В. Проблемы теории административных процедур. Н. Новгород, 2006. С. 5; Протасов В.Н. Модель надлежащей правовой процедуры: теоретические основы и главные параметры // Советское государство и право. 1990. N 7. С. 15.
Элементами же административной процедуры, по мнению ученых, являются:
а) процедурные правила, предназначенные для легального применения материальных и процессуальных норм;
б) определенный набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых уполномоченными субъектами в пределах их компетенции;
в) реализация административных процедур на определенных стадиях посредством совершения юридически значимых действий;
г) продолжительность и периодичность административных процедур <11>.
———————————
<11> См.: Агафонов С.И. Институт административных процедур и проблемы его реализации в деятельности органов внутренних дел. Домодедово, 2009. С. 17.
Обобщение вышеизложенных определений с учетом выявленных признаков и элементов административной процедуры позволяет сделать вывод о том, что наиболее приемлемым определением административной процедуры может быть следующее определение.
Административная процедура — это нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий органов публичного управления, направленных на реализацию предоставленных им полномочий по рассмотрению и разрешению подведомственных административных дел или выполнению управленческих функций в механизме защиты прав граждан и юридических лиц.
Многообразие административной деятельности таможенных органов РФ содержит в себе действия по осуществлению широкого круга административных процедур. Прежде всего можно выделить позитивные административные процедуры, призванные упорядочить основные виды административной деятельности органов публичного управления, и юрисдикционные (коллизионные) административные процедуры, связанные с рассмотрением жалоб, а также разрешением разногласий и споров в сфере публичного управления. Данные процедуры достаточно часто используются в деятельности таможенных органов РФ в процессе выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в области таможенного дела.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что административные процедуры все активней внедряются как в экономическую, так и в правоохранительную деятельность таможенных органов РФ, в этой связи таможенным органам РФ необходим более совершенный механизм правового регулирования деятельности по осуществлению административных процедур. В настоящее время таможенным органам РФ недостает предписаний административных процедур. Можно согласиться с мнением о том, что в законах прошлых лет и нашего времени очень мало процедурных правил <12>.
———————————
<12> См.: Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 3.
Из всего вышесказанного следует, что административные процедуры в деятельности таможенных органов РФ должны быть определены как нормативно установленный порядок последовательно совершаемых административных действий, направленных на реализацию предоставленных им полномочий по рассмотрению и разрешению подведомственных административных дел, выполнению управленческих функций, а также предоставлению гражданам и юридическим лицам, в соответствии со своей компетенцией, государственных услуг в сфере таможенного дела.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *