Пенсия тем кто не работал

Пенсия тем кто не работал

Российское государство по закону выплачивает пенсии даже тем гражданам, которые никогда не работали. Рассмотрим подробнее, какие для этого есть основания, и в каком размере предоставляется в таком случае пенсия.

Будет ли пенсия при отсутствии опыта работы

Отвечая на вопрос — какая будет пенсия, если человек не работал, следует подробнее раскрыть сущность словосочетания «не работал». Здесь возможны следующие трактовки:

Человек «не работал» в принципе — бездельничал

Как ни странно, никогда не имевший трудового опыта гражданин — по зависящим или независящим от него причинам, вправе задаваться непростым вопросом – есть ли пенсия, если не работал, и рассчитывать в некоторых случаях, что его пенсия будет не меньшей, чем у гражданина, имевшего стаж.

Человек не работал официально

То есть — получал зарплату «в конверте», и с нее не отчислялись пенсионные взносы в ПФР либо в НПФ. Он также имеет право на пенсию — но абсолютно наравне с человеком, который позволил себе не трудиться в принципе.

У человека на момент наступления пенсионного возраста нет достаточного стажа и нужного количества баллов для назначения пенсии

И здесь принцип назначения пенсии аналогичен. Фактически, пенсия без трудового стажа и баллов, собранных в нужной величине, приравнивается к пенсии в принципе не работавшего человека, либо не работавшего официально.

Человек не работал по найму, но занимался предпринимательской деятельностью

Здесь нужно разграничить:

— деятельность, при которой в ПФР отчислялись взносы (фиксированные взносы ИП) — в этом случае о пенсии без стажа речи не идет (если, конечно, стаж — в нужном объеме, как и пенсионные баллы, исчисленные на основе взносов);
— деятельность, при которой взносы не отчислялись (например, если гражданин просто владел долей в ООО и получал дивиденды).

Во втором случае уже можно задаваться вопросом — будет ли пенсия, если никогда не работал. С точки зрения пенсионного законодательства предприниматель, получающий доходы, с которых не уплачиваются взносы — неработающий гражданин. Сюда же можно отнести доходы от торговли валютой, ценными бумагами.

Так или иначе, во всех указанных случаях ответ на вопрос — есть ли пенсия, если никогда не работал (фактически или с точки зрения пенсионного законодательства) будет положительным. Правда, назначение пенсии в этом случае имеет особые условия.

Каковы условия получения пенсии без опыта работы

Право на обычную трудовую пенсию по старости — которая назначается при достаточном стаже, в 2018 году возникает у человека по достижении возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины). Пенсия по старости без трудового стажа назначается на 5 лет позже. Такая пенсия называется «социальная пенсия по старости”. Других условий для ее получения законодательство не предусматривает. Каких-либо требований к минимальному стажу (пенсионным баллам) нет. И тот факт, что стаж есть, но немного недотянул до требуемого для обычной пенсии — тоже не имеет значения.

Разумеется, величина обычной трудовой пенсии по старости и пенсии без трудового стажа в России может быть несопоставимой (особенно, если есть большой реальный стаж и хорошая зарплата). Но во многих случаях это не совсем так, что объясняется спецификой расчета пенсии для неработавшего человека.

Как рассчитывается пенсия без опыта работы

Величина пенсии для не работавшего (не платившего взносов со своих доходов) гражданина определяется по следующим правилам:

То, какая будет пенсия, если нет трудового стажа, зависит от величины минимальной (социальной) пенсии, установленной законом

Сейчас ее величина — 5240,65 рублей. Она одинакова вне зависимости от категории получателя.

Социальная пенсия в величине, указанной выше, ежегодно индексируется государством

Таким образом, то, какая будет пенсия, если нет стажа работы, зависит и от уровня инфляции (именно он берется в расчет при индексации).

Социальная пенсия с учетом индексации может быть увеличена за счет районного коэффициента — если человек, к примеру, проживает на Крайнем Севере или на приравненной к нему территории

Таким образом, то, сколько будет пенсия, если нет трудового стажа, может зависеть и от региона проживания гражданина.

Если исчисленная по пунктам 1-3 социальная пенсия не достигает уровня прожиточного минимума, установленного регионом, то она государство доплачивает гражданину ту сумму, которая нужна для доведения пенсии до соответствующего уровня

Таким образом, конечный ориентир пенсионного дохода человека, который задумывается о том, будет ли пенсия, если не работал всю жизнь — это прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, в котором он проживает. Отметим, что прожиточный минимум для пенсионера, как правило, заметно ниже чем тот, что установлен для обычного гражданина.

Резюме «Вопрос-ответ»

Теперь резюмируем изложенное выше.

Если человек не будет работать, будет ли он получать пенсию?

Да, но на 5 лет позже и в размере, который не превышает прожиточного минимума по региону. Но и меньше данной величины пенсия быть не может по закону. По мере инфляции минимальная пенсия индексируется государством и сохраняет свою покупательную способность.

Будет ли пенсия, если не работать официально?

Правило здесь аналогичное. Отсутствие официального заработка по пенсионному законодательству приравнивается к неосуществлению трудовой деятельности. Главный критерий здесь — наличие взносов с зарплаты гражданина. Взносы есть — пенсионный стаж идет.

Будет ли пенсия, если нет стажа?

И здесь правило применяется то же самое. Дело в том, что если у человека недостаточно стажа (и дополняющего его пенсионных баллов) для оформления обычной трудовой пенсии, то он вправе рассчитывать лишь на социальную.

Если человек всю жизнь не работал, будет ли он получать пенсию ниже, чем при наличии любого стажа?

Нет, в обоих случаях пенсионный доход будет одинаковым. Он рассчитывается на базе социальной пенсии, которая периодически индексируется, увеличивается за счет районных коэффициентов и при необходимости доводится до прожиточного минимума, установленного регионом.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Маргарита Рябинкина для Ведомостей

Законопроект о поправках в Конституцию предполагает регулярную индексацию пенсий, в том числе работающим пенсионерам. Об этом объявила сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок Талия Хабриева: «Правило сформировано без изъятий». Поправки предлагают индексировать социальные пособия, выплаты и пенсии, индексация должна проходить по действующим законам. Проект не только повышает юридическую защиту, но и создает стабильный социальный стандарт, сказала Хабриева. В четверг проект поправок был принят Госдумой в первом чтении.

Пенсии всех работающих пенсионеров, в том числе с инвалидностью, не индексируются с 2016 г. Вернуть ее предлагали депутаты – такой законопроект в Госдуму вносили депутаты ЛДПР (он не прошел первое чтение). А в 2017 г. министр финансов Антон Силуанов предлагал вернуться к вопросу об индексации таких пенсий в 2020 г.

По данным Пенсионного фонда России (ПФР), на начало 2019 г. в России было 43,8 млн пенсионеров, из них работали 9,6 млн. Чтобы возобновить индексацию уже в этом году, понадобится 368 млрд руб., говорил бывший председатель правления ПФР Антон Дроздов (в среду вечером он был назначен замминистра финансов в новом правительстве). По его словам, таких денег сейчас у ПФР нет.

Отмена индексации пенсий работающим пенсионерам и занижение стоимости зарабатываемых ими пенсионных коэффициентов грубо нарушают основополагающий страховой принцип – соотношение страховых взносов и размеров пенсий, писали бывшие заместители министра социального развития Юрий Воронин, Евгений Гонтмахер и Александр Сафонов. Решение было непродуманным и несправедливым, говорил и замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Повлияла отмена индексаций и на экономику – чтобы увеличить пенсию, многие пенсионеры прекратили трудиться или перешли в теневой сектор, указывали эксперты Высшей школы экономики в «Вопросах статистики».

В 2019 г. в России началась пенсионная реформа. Власти постепенно повышают пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и до 63 – женщинам, с шагом полгода в год. Взамен пенсии неработающим пенсионерам индексируются ускоренными темпами: в соответствии с трехлетним бюджетом ПФР в 2019 г. – на 7%, в 2020 и 2021 гг. – на 6,6 и 6,3%. По расчетам правительства, это в среднем обеспечит пенсионерам прибавку к пенсии в 1000 руб. ежегодно. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в 2020 г. правительство планирует проиндексировать страховые пенсии на 6,6%, а социальные – на 7%. По ее словам, средняя пенсия в 2020 г. будет около 15 000 руб., а страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров – 16 400 руб.

В 2020 году украинские пенсионеры получили различные доплаты, однако многие пожилые граждане продолжают жить на нищенские пособия, едва превышающие 1,5 тысячи гривен в месяц. «Апостроф” разбирался, почему так происходит, и какое отношение это имеет к социальной справедливости.

Весна 2020 года стала, вероятно, одним из наиболее радостных периодов для украинских пенсионеров, ведь миллионы наших пожилых граждан получили различные доплаты, некоторые даже несколько.

Напомним, в конце апреля почти 10 миллионов пенсионеров получили единоразово по 1000 гривен — так называемую коронавирусную тысячу от президента Владимира Зеленского, который пообещал ее всем, чья пенсия составляет менее 5000 гривен.

Также в апреле пенсионеры старше 80 лет — а их в стране примерно 1,5 миллиона — начали получать ежемесячно дополнительные 500 гривен.

А в мае состоялась долгожданная индексация пенсий, которую ждали еще в марте.

По данным Пенсионного фонда, перерасчет затронул 9,9 миллионов пенсионеров, но по факту пенсии выросли у 8,36 миллионов человек. Индексировались пенсии по возрасту, выслуге лет, инвалидности и в связи с утратой кормильца.

Среднее повышение составило 11%. Средняя сумма надбавки — 260 гривен. При этом почти половине пенсионеров повысили выплаты лишь на 100 гривен. Также без повышения остались те, у кого фактический размер выплат с учетом надбавок уже был на это время выше расчетного.

Кроме того, индексация не коснулась тех, кто получает так называемую социальную пенсию. Ее размер привязан к прожиточному минимуму для лиц, утративших трудоспособность, и индексируется дважды в год (вместе с прожиточным минимумом) — в июле и декабре. Сейчас ее размер составляет 1638 гривен. Соответственно, 1 июля он повысится до 1712 гривен, а 1 декабря — до 1769 гривен.

Выпавшие десятилетия

Социальная пенсия в узком смысле пенсией не считается (она не выплачивается из средств Пенсионного фонда), а является социальной помощью. Ее получают те люди, которые достигли пенсионного возраста, но не имеют страхового стажа, необходимого для получения полноценной пенсии.

В результате пенсионной реформы требования к минимальному стажу значительно повысились — уже с 2018 года для выхода на пенсию в 60 лет он составлял 25 лет, и теперь увеличивается ежегодно на один год, пока не остановится в 2028 году на отметке 35 лет (если за это время не придумают что-то еще, причем, как в сторону увеличения, так и, возможно, в сторону снижения, хотя в это верится с трудом).

Некоторые из тех, кто к 60 годам не имел указанного страхового стажа, попросту не работал (или работал очень недолго). Чаще — это женщины, решившие посвятить себя воспитанию детей и поддержанию домашнего очага. Но попадаются среди них и мужчины, например, те, кто долго не мог найти работу. Или себя.

Особенно много таких граждан среди попавших в жернова «лихих 90-х”. Это, в основном, люди, которым на момент развала Советского Союза было от 30 до 50 лет, и которые преимущественно работали на бюджетных предприятиях. В последнее десятилетие прошлого века такие предприятия массово закрывались, трудившиеся на них увольнялись, переходили на индивидуальную трудовую деятельность, в частный бизнес, который, заметим, зачастую носил не совсем легальный характер, отправлялись на заработки за границу, где тоже очень часто работали нелегально. Это было время слома эпох, систем, всего жизненного уклада. Одна государственная система с треском развалилась, а другая, балансируя на этих обломках, еще не появилась. Людям же нужно было как-то жить и, скажем честно, выживать.

В результате у данной категории граждан выпало целое десятилетие, а у многих — и два десятка лет, ведь в XXI веке условия трудоустройства не сильно изменились. А вот требования к стажу поменялись заметно, о чем было сказано выше.

Понятие «страховой стаж” в Украине появилось лишь в 2004 году. До этого учитывался еще «советский” трудовой стаж. Очевидно, что, если человек работал без трудовой книжки, его шансы заработать легальный трудовой стаж приближаются к нулю. Даже, если платились налоги. Так, например, автор этих строк в начале 1990-х выполнил ряд работ для одной уважаемой международной организации, и из оплаты, на то время очень солидной, автоматически были вычтены налоги. Но найти подтверждающие это документы сегодня не представляется возможным.

Те, кто уехал на чужбину и даже смог устроиться там на легальную работу, тоже не могут рассчитывать на зачисление этого времени в трудовой, а теперь и страховой стаж — они ведь не трудились на благо родины и не делали отчисления в ее пользу. И кого теперь волнует, что за границей своей родины они оказались из-за того, что эта родина не смогла их обеспечить работой и достойной зарплатой.

Что уже говорить о тех, кто переоборудовал собственный гараж в автомастерскую или занялся выращиванием овощей на придомовом участке для скромных поставок на продовольственные рынки.

При этом, если в столице и крупных городах с работой все эти годы было относительно неплохо, хотя и здесь часто приходилось, да и сейчас нередко приходится, работать в «тени”, то в маленьких населенных пунктах с работой всегда было существенно хуже. А это значит, что число граждан, не имеющих права на пенсию, будет только увеличиваться.

Ненужные люди

Есть совершенно вопиющие примеры. Вот один из них. Жительница небольшого городка на западе Украины. Около 60 лет. Еще в советские времена работала на градообразующем предприятии, которое после развала СССР закрылось. Женщина несколько лет постоянно нигде не работала, перебиваясь случайными заработками, несколько раз выезжала за границу. В последнее время за рубежом трудоустраивалась совершенно легально — ведь во многих странах Европы наши люди, в отличие от родины, в цене. Добилась социальной помощи, поскольку в свое время ухаживала за ребенком-инвалидом. Сейчас получает 1638 гривен. Как жить на эти деньги, не знает.

Другой пример. Женщина примерно тех же лет, но из большого города. В последние годы практически лишена возможности самостоятельно передвигаться. Пенсия есть (по инвалидности) — все те же 1638 гривен. Если бы не помощь детей, не представляет, как смогла бы выжить на эти деньги.

А если человек одинок, что тогда? Нет ответа на этот вопрос.

Третий пример. Мужчина, 61 год. Работал на предприятии в СССР. В независимой Украине, после того, как предприятие закрылось, брался за любую работу, выезжал на заработки в Польшу. По достижении официального пенсионного возраста обратился в отделение Пенсионного фонда по месту жительства. В пенсии отказали — не хватает стажа. Назначили социальную помощь. Но, поскольку вместе с ним проживает еще и его жена, которая получает социальную пенсию, помощь даже не дотягивает до 800 гривен.

И это — не единичные примеры. Их сотни, если не тысячи, а, возможно, намного больше.

Недавно сеть взорвалась от возмущения из-за заявлений представителей власти о том, что предлагаемые украинцам 5000 гривен — это вполне приличная зарплата. А как тогда оценивать пенсии, которые в три раза меньше?

Нужно четко понимать, что пенсия — это не подачка от государства тем, кто не хочет работать, а вознаграждение за многолетние труды. И не важно, сколько и как долго нынешний пенсионер отчислял в Пенсионный фонд: когда-то и Пенсионного фонда не было, и вообще была другая страна, а в нынешней стране сменялись президенты, главы правительств, менялось законодательство, в том числе Конституция. Нынешний пенсионер ничего не должен ни Брежневу, ни Горбачеву, ни Кучме, ни Порошенко, ни Зеленскому, ни тому, кто станет президентом после него.

А вот у власти долг перед пенсионерами есть. И речь здесь не о конкретных суммах, а об элементарной социальной справедливости, о которой так часто любят говорить украинские политики.

Ведь в старости у людей уже не те силы, что в молодости и даже в зрелые годы. Очень часто люди с возрастом теряют трудоспособность. Даже если речь не идет о болезнях. А болезни с возрастом также обостряются. А это значит, что нужны дополнительные средства на лечение. Отечественная медицина не дает особых надежд, при этом лекарства дорожают с каждым годом больше, чем все остальное.

Пенсионер — в любой стране, не только в Украине — заслуживает достойной старости. То, что легко переносится в молодости — безденежье, бытовая неустроенность, недомогание, с возрастом воспринимается существенно тяжелее. И у таких людей не должно быть ощущения ненужности, социальной изоляции (речь не о профилактике COVID-19 — на это властям, да и обществу в целом, наплевать). Люди не должны с ужасом ждать приближения старости.

Необходимые шаги

Какой может быть из всего этого выход? Очевидно, что размеры пенсий должны быть пересмотрены. И не только минимальной — ведь и средняя пенсия в Украине сегодня едва превышает 3000 гривен, то есть чуть более 100 евро (это пока валютный курс не вырос).

Учитывая, что минимальная пенсия в Украине привязана к прожиточному минимуму (для лиц, утративших трудоспособность, он еще меньше, чем средний прожиточный минимум), необходимо пересматривать и его размер.

В 2019 году тогдашний премьер-министр Алексей Гончарук заявлял, что размер прожиточного минимума не соответствует реалиям, в связи с чем собирался его увеличить до уровня минимальной зарплаты (более, чем 4000 гривен). Но в госбюджет 2020 года внесли совсем другие цифры, и теперь мы «маємо те, що маємо”. Средний — на уровне 2027 гривен сейчас и 2189 гривен с 1 декабря, для нетрудоспособных — 1638 гривен сейчас и 1769 гривен в конце года.

Для сравнения: в таких странах как Великобритания, Франция, Австрия, Нидерланды, официальный прожиточный минимум превышает 1000 евро. В Испании и Италии он немного не дотягивает до этого уровня. В бывших социалистических странах прожиточный минимум еще ниже — от 300 евро в Болгарии и Румынии до 600 евро в Чехии. Но и это, конечно же, больше, чем наши 60-80 евро.

Кроме того, в русле мировой практики следует обеспечить пенсией всех граждан преклонного возраста, хотя бы минимальной. При этом пенсия по стажу должна основываться на принципах накопительной системы, что также является международным стандартом.

Недавно в Верховной Раде прошли парламентские слушания, на которых были приняты рекомендации о необходимости повысить прожиточный минимум до уровня минимальной зарплаты. Напомним, в 2020 году она составляет 4723 гривны.

Но даже по оценкам Министерства социальной политики, при нынешних ценах реальный прожиточный минимум почти достиг 5000 гривен (для нетрудоспособных, по оценке министерства, он составляет 3264 гривны). Так что даже в случае повышения прожиточного минимума до «минималки” он все равно будет меньше необходимого.

Рекомендации народных депутатов вселяют робкую надежду. Но важно понимать, что это — пока даже не законопроект.

А главное — прислушаются ли к рекомендациям в правительстве? Это уже отдельный, хотя и очень важный вопрос.

Виктор АВДЕЕНКО

Начиная с 1 января 2020 на пенсию смогут выйти лица в возрасте 65 лет при наличии страхового стажа к 31 декабря 2020 от 15 до 17 лет, в возрасте 63 года — в случае, если они имеют стаж от 17 до 27 лет, и лица в возрасте 60 лет в случае, если их страховой стаж — 27 лет или больше.

Каждый год эта цифра будет расти на 1 год, и в 2028 году в 60 лет смогут выйти только те лица, которые будут иметь 35 лет страхового стажа, а в 65 те, кто имеют страховой стаж от 15 до 25 лет (ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Если будущий пенсионер не работал некоторое время, не получал доходы, с которых уплачивался единый взнос, то такой период в страховой стаж не засчитывается. Так, если в момент достижения возраста, с которого назначается пенсия по возрасту, лицо не будет иметь необходимый страховой стаж, пенсия будет назначена после достижения необходимого страхового стажа.

Помочь в решении таких ситуаций возможно за счет «приобретения стажа» путем заключения договора о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования (за предыдущие периоды) или договора о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования (на будущий период), который можно заключить не менее чем на год.

Как заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования?

Возможность заключения договора регламентируется ст. 12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и заключается в соответствии со ст. 10 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

С другими нормативно-правовыми актами по этой тематике можно ознакомиться в модуле «Законодательство» ИПС ЛІГА:ЗАКОН, заказав тестовый доступ.

Как заключить договор:

1. Обратиться в налоговый орган по месту жительства.

2. Предоставить следующие документы:

— заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного соцстрахования или одноразовой оплату в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;

— копию трудовой книжки (при наличии);

— выписку из системы персонифицированного учета (ОК-5);

— копию документа, удостоверяющего личность.

С лицом, подавшим заявление, после проверки изложенных в ней сведений, в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления заключается договор по выбранному виду.

Сколько стоит страховой стаж?

Исчисление размера доплаты производится по формуле:

Д = С x К x М, где:

Д — доплата за недостающий пенсионный стаж

С — страховой взнос с минимальной заработной платы по ставке ЕСВ — 22%

К — коэффициент стоимости компенсации, который применяется при единовременной уплате

М — количество месяцев стажа, которых не хватает для пенсии

Таким образом, в 2020-м один год стажа будет стоить 24,9 тыс. грн. А если, например, не хватает пять лет, придется заплатить сразу 124,6 тыс. грн.

Одноразовая уплата единого взноса осуществляется одной суммой за весь период, за который «покупается» стаж, в течение 10 календарных дней с момента подписания Договора.

Упростить процесс уплаты налогов и подачу документов в госорганы поможет бот-бухгалтер ReporTax для ФЛП. ReporTax показывает налоговую задолженность и позволяет ее оплатить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *