Перечень преступлений экономической направленности

Перечень преступлений экономической направленности

ПЕРЕЧЕНЬ N 2 преступлений экономической направленности, по уголовным делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия 1. Преступления экономической направленности, по уголовным делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия: 1.1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: п. «в» ч. 2 ст. 127.1 <*>, п. «в» ч. 2 ст. 127.2, ст. 145.1, ст. 146, ст. 147, ст. 169, ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 171.1, ст. ст. 172, 173, 174, 174.1, 176, 178, 179, ч. 3 ст. 180, ч. 2 ст. 181, ст. ст. 183, 184, 185, 185.1, 186, 187, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 188, ст. ст. 189, 190, 191, 192, 193, 195, 196, 197, 198, 199, 199.1, 199.2, 201, 202, 204, п. «в» ч. 2 ст. 215.2, ст. ст. 238, 285.1, 285.2, 287, 289, 290, 291, 292, ч. 1 ст. 292.1, 304, ч. 2 ст. 327.1. ——————————— <*> Здесь и далее перечисление преступлений происходит по статьям (пунктам, частям) УК РФ, которыми они предусмотрены. 1.2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке дополнительных условий, при которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности: ч. 3 ст. 127.1, ч. 3 ст. 127.2, ч. 3 ст. 138, ч. ч. 3 и 4 ст. 158, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 159, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 160, ч. ч. 2 и 3 ст. 163, ст. 164, ч. 3 ст. 165, ч. 2 ст. 167, ч. 3 ст. 175, ст. 210, ст. 215.1, ч. 1, п. п. «а», «б» ч. 2 и ч. 3 ст. 215.2, ст. 215.3, ч. ч. 2 и 3 ст. 220, ч. ч. 2 и 3 ст. 221, ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ст. 229, ст. 235, п. «а» ч. 2 ст. 241, ст. ст. 242.1, 246, 247, 248, 249, ч. ч. 2 и 3 ст. 250, ч. ч. 2 и 3 ст. 251, ч. ч. 2 и 3 ст. 252, ч. ч. 2 и 3 ст. 254, ст. 255, ст. 259, ч. ч. 2 и 3 ст. 260, ч. 2 ст. 261, ст. ст. 272, 273, 274, 285, 286, 288, 293, 303, ч. 1 ст. 309, ст. 316, ч. 2 ст. 322.1, ч. 2 ст. 327, ч. 2 ст. 330, ст. 358. 1.3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке дополнительных условий, при которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности и зависит от даты возбуждения уголовного дела: ч. 2 ст. 158 (дата >= 09.06.2007). 2. Экологические преступления, по уголовным делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия: ст. ст. 246, 247, 248, 249, ч. ч. 2 и 3 ст. 250, ч. ч. 2 и 3 ст. 251, ч. ч. 2 и 3 ст. 252, ч. ч. 2 и 3 ст. 254, ст. 255, ст. 259, ч. ч. 2 и 3 ст. 260, ч. 2 ст. 261, ст. 358. 3. Преступления экономической направленности, относящиеся к категории налоговых преступлений, по уголовным делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия: 3.1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2, ч. 2 ст. 327.1. 3.2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки об отнесении к налоговым преступлениям: ст. ст. 146, 147, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 159, ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 171.1, ст. ст. 172, 173, ч. 3 ст. 180, ст. 187, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 188, ст. ст. 193, 195, 196, 197, 201, 204, 272, 273, 274, 285, 285.1, 285.2, 286, 290, 292, 293, ч. 2 ст. 327. Дополнительные условия, при которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности К преступлениям экономической направленности относятся деяния, квалифицированные статьями УК РФ при выполнении дополнительных условий, перечисленных в п. п. «а», «б», «в», «г», «д», «е»: а) преступление совершено лицами: — должностными, материально ответственными и иными, выполняющими на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции; — не наделенными указанными полномочиями, но имеющими доступ к предмету преступного посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы; — выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности; б) преступление совершено в процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности либо под видом ее осуществления: — в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, официально зарегистрированных в качестве предпринимателей, а также объединений (граждан, юридических лиц), не являющихся юридическими лицами; — выявленное при проведении бухгалтерских документальных ревизий либо проверок контролирующих и надзорных органов; в) преступление, предусмотренное статьей 159 УК РФ, совершено физическими лицами с целью завладения имуществом граждан для осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, либо под видом ее осуществления (например «финансовые пирамиды»); г) преступление, предусмотренное ст. 165 УК РФ, совершено путем уклонения от уплаты различных законных платежей и незаконной эксплуатации в личных целях не принадлежащего виновному имущества; д) преступление совершено неустановленными лицами при совершении деяния, предусмотренного статьями 159, 160, 165 УК РФ, с использованием подложных документов при осуществлении финансово- хозяйственной деятельности предприятий, выявленное при проведении документально-бухгалтерских ревизий, установлением движения денежных средств, материальных ценностей и т.д.; е) преступления, предусмотренные статьями: 163, ч. 3 175, ч. 1 309, 312, 315, 325, 327 УК РФ, имеют экономическую направленность только в случае их выявления при раскрытии преступлений, подпадающих под действие Перечня N 1 либо Перечня N 2; ж) преступления, предусмотренные статьями: 146, 147, 171, 171.1, 172, 173, 180, 187, 188, 193, 195, 196, 197, 201, 204, 272, 273, 274, 285, 285.1, 285.2, 286, 290, 292, 293, 327 УК РФ, относятся к налоговым преступлениям только в случае их выявления при раскрытии преступлений, предусмотренных статьями 194, 198, 199, 199.1, 199.2, 327.1 УК РФ; з) преступление, предусмотренное ст. 159 УК РФ, относится к налоговым преступлениям, если оно совершено путем незаконного возмещения НДС либо выявлено при раскрытии преступлений, предусмотренных статьями 194, 198, 199, 199.1, 199.2, 327.1 УК РФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Расторопова О.В. Нечаев А.Д.

7.6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА

Расторопова Ольга Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: olgadiana@mail.ru Нечаев Алексей Дмитриевич. Должность: научный сотрудник. Место работы: НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: a.d.nechaev@mail.ru

Аннотация: В статье предлагается авторский подход к понятию, признакам и системе преступлений экономической направленности. Ряд положений статьи направлен на уточнение и корректировку складывающейся практики и выработанных ранее позиций по вопросам статистического учета преступлений экономической направленности.

Ключевые слова: преступления экономической направленности; экономические преступления; преступления в сфере экономики; экономическая мотивация.

ECONOMIC-MOTIVATED CRIMES: DEFINITION, FEATURES, SYSTEM

Внесение Федеральным законом от 07.02.2011 № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции» изменений в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» символизировало, как отмечает А.Ю. Винокуров, «законодательное закрепление появления в деятельности прокуратуры нового самостоятельного направления внешнефункциональ-ной деятельности — участка, который можно обозначить термином «государственный учет»1. Как отмечает О.А. Кожевников, задачей этого направления выступает «создание единой, независимой от ведомственной принадлежности статистической отчетности по борьбе с преступностью»2. Одной из гарантий обеспечения

1 Винокуров А.Ю. Государственный учет как самостоятельное направление (участок) деятельности прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 74-76.

2 Кожевников О.А. О направлениях деятельности прокуратуры // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С.109-114.

единства статистического учета выступает единая терминология и единые критерии идентификации преступлений для целей статистического учета.

Современная уголовная статистика использует специфические категории, например, преступления экономической направленности, преступления террористического характера, преступления коррупционной направленности и т.д. По замечанию С.Ф. Мазура, если уголовное и уголовно-процессуальное законодательство классифицирует преступления по их объекту, то ведомственное законодательство, организуя уголовную статистику, применяет иные классифицирующие признаки3. Н.Ш. Козаев указывает, что «уголовная статистика является одним из ведущих инструментов

~ 4

изучения социально-правовых явлений» .

Понятие «преступления экономической направленности» наряду с «экономическими преступлениями», «преступлениями в сфере экономики», «преступлениями в сфере экономической деятельности» сегодня прочно вошло в категориальный аппарат криминологии и уголовного права, широко используется практическими работниками правоохранительных органов.

Некоторые авторы ставят знак равенства между преступлениями экономической направленности и преступлениями в сфере экономической деятельности (гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)5, другие — отождествляют их с преступлениями в сфере экономики (разд. VIII УК РФ)6.

В науке предпринимаются попытки выработать док-тринальное определение преступлений экономической направленности. Так, А.В. Привалов рассматривает их как «умышленные уголовно наказуемые нарушения законодательно установленных порядка и правил осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, имеющие своей непосредственной целью неосновательное обогащение хозяйствующих субъектов в виде приращения или сбережения имущества, ограничение конкуренции или нарушение государственной монополии на отдельные виды деятельности, или порядка их лицензирования, или сокрытие либо искажение информации о предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежащей по закону передаче иным лицам, органам власти или опубликованию»7.

Полагаем, что данный подход неточен. Во-первых, вместо понятия «деяние» используется более широкая категория «нарушение». Кроме того, вряд ли к нарушению правил или порядка осуществления предпринимательской или экономической деятельности

3 Мазур С.Ф. Некоторые вопросы противодействия преступлениям экономической направленности и их место в классификации преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 104.

4 Козаев Н.Ш. Уголовная статистика как зеркало общественных отношений, обусловленных научно-техническим прогрессом // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2014. № 4 (55). С. 3.

6 Гладких В.И. К вопросу о понятии и видах экономической преступности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 621. С. 14-20; Ларичев В.Д. Преступность экономической направленности. М., 2011. С. 28.

7 Привалов А.В. О значении направленности и характера пре-

ступлений для их квалификации // Пробелы в российском законо-

дательстве. 2014. № 2. С. 201.

можно отнести, например, злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), в то время как данное преступление справедливо отнесено к преступлениям экономической направленности. Во-вторых, указание на закрытый перечень целей и их определение через описание признаков объективной стороны ряда составов преступлений, закрепленных в гл. 22 УК РФ, также вызывает сомнение.

И.И. Рожков пришел к выводу, что «все преступления, обладающие такими родовыми характеристиками, как: нанесение ущерба функционирующей экономической структуре; выполнение преступных действий под видом законных хозяйственных операций; построение преступной деятельности на таких схемах информирования, как дезинформирование (ложь) и метаде-зинформирование (обман)» следует обозначить терминологическим словосочетанием «преступления экономической направленности»8. Указанное определение также представляется спорным. Во-первых, экономической структуре общества вред наносится даже убийством за счет уменьшения численности трудовых ресурсов. Во-вторых, не все преступления экономической направленности совершаются под видом законных хозяйственных операций, целый ряд из них носит незаконный характер (ст. 1855 УК РФ). В-третьих, не всякое преступление экономической направленности связано с ложью или обманом. Например, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) относится к преступлениям экономической направленности, однако обман или ложь не являются признаками его объективной стороны.

Ведомственный подход к преступлениям экономической направленности нашел свое отражение в указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России № 797/11/2 от 13.12.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Следует обратить внимание на то, что преступления экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме дознания, содержатся в п. 2 и 3 Перечня № 1, а в Перечне № 2 — преступления экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При определении понятия и признаков преступлений экономической направленности, при установлении научно обоснованных критериев отнесения тех или иных преступлений к указанной группе преступлений не должны приниматься во внимание лишь узкие ведомственные интересы. Например, Ф.Н. Багаутдинов, критикующий действовавший ранее перечень преступлений экономической направленности, отмечал, что «отдельные условия … не способствуют активизации работы органов внутренних дел по выявлению преступных посягательств»9. Полагаем, что вопросы организации деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений не могут и не должны служить тем признаком, по которому преступления экономической направленности отграничиваются от общеуголов-

9 Багаутдинов Ф.Н. Некоторые вопросы статистического учета преступлений экономической направленности // Законность. 2016. № 5 (979). С. 26.

ных преступлений. В этом смысле верно, что «криминальная статистика должна выполнять информационную функцию, а не оценочную в отношении правоохранительной системы»10.

Сформулировать определение «преступлений экономической направленности» возможно на основе системного анализа используемых в действующем законодательстве, доктрине уголовного права, а также экономической теории категорий. К числу признаков, в совокупности характеризующих преступления экономической направленности, по нашему мнению, относятся следующие.

1. Преступление совершается в процессе производственно-хозяйственной и (или) финансовой деятельности, под видом производственно-хозяйственной и (или) финансовой деятельности либо направлено против нормального осуществления такой деятельности.

Как отмечает О.Ю. Мамедов, «в обыденном сознании «экономика» и «производство» — тождественные понятия. Однако в экономической теории … производство — это только часть экономики. Экономика всегда включает производство, но производство — это еще не всегда экономика»11. Полагаем, что производственно-хозяйственная деятельность — это экономическая деятельность хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит преобразование экономических ресурсов в блага, а также их распространение.

Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов выражается в их действиях, направленных на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимость которых обусловлена наличием товарно-денежных отношений. Финансовая деятельность представляет собой сопутствующее производственно-хозяйственной деятельности движение собственного и заемного капитала. Производственная и финансовая деятельность являются двумя сторонами одного и того же процесса.

2. В основе преступления лежит экономическая мотивация.

А.В. Привалов считает, что направленность определяется связями объекта преступления с его целью12. Однако, в действующем уголовном законодательстве, например, понятие преступлений экстремистской направленности определяется через «экстремистские» мотивы (п. 2 примечаний к ст. 2821 УК РФ).

Определение преступлений коррупционной направленности выводимо из ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в которой указывается, что цель совершения перечисленных действий состоит в получении выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Не менее сложным является и вопрос о террористической направленности преступлений. В ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, орга-

11 Мамедов О.Ю. Политическая экономия. Ростов-на-Дону, 2007. С. 15.

12 Привалов А.В. Указ. соч. С. 201.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Расторопова О.В. Нечаев А.Д.

нами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Соответственно, террористическая направленность также находит свое выражение в эмоционально-волевой сфере соответствующего субъекта.

Проанализировав вышеуказанные определения, мы пришли к выводу, что позиция о содержании направленности как исключительно телеологической категории (во главе цель преступления) является спорной. Как видно, при отграничении преступлений экстремистской, коррупционной и др. направленности указывается не только на цели, но и на мотивы.

Наличие экономического мотива является одним из главенствующих признаков преступлений экономической направленности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мотив входит в предмет доказывания по любому уголовному делу.

В специальной литературе отмечается, что «субъекты действуют в экономике, принимая решения под влиянием: ожиданий и предпочтений»13. Те или иные действия (бездействие) экономического субъекта, его собственников или агентов детерминируются системой мотивов.

В основе экономической мотивации лежит решение главной проблемы экономики, выражающейся в противоречии между желанием удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Традиционно, мотив прибыли (чисто экономический мотив) является главным мотивом всей деятельности. В то же время указанный мотив «не всегда играет ведущую роль в поведении хозяйствующих субъектов — очень часто в условиях неполноты информации они довольствуются получением минимально приемлемой для продолжения деятельности прибыли или руководствуются другими целями в зависимости от специфики экономиче-

ской ситуации» .

Достаточно широкий перечень экономических мотивов был приведен для фирмы как экономического субъекта Н.И. Дрыхловым, отмечавшим три группы экономических мотивов. Особый интерес, как мы считаем, имеют мотивы первых двух групп (мотивы уменьшения оттока ресурсов и мотивы повышения их притока). К первой группе он относил мотивы экономии масштабов; повышения эффективности работы с поставщиками; ликвидации дублирующих функций; кооперации в области научных исследований; уменьшения налогов, таможенных платежей и иных сборов; преимуществ на рынке капитала; устранения неэффективности управления. Во вторую группу он включал мотивы взаимодополняющих ресурсов; приобретения крупных контрактов; преимуществ на рынке капитала; монополии; диверсификации производства; доступа к информации (ноу-хау).15

3. Преступление не связано с черными криминальными рынками.

14 Овчаров А.В. Экономические риски и система управления туристским предприятием. М., 2013. С. 66 — 67.

15 Россия и Германия: Опыт трансформаций / отв. ред.

Н.И. Дрыхлов. М., 2004. С. 198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Криминальный рынок представляет «устойчивую среду и основное условие систематического получения организованными преступными формированиями прибыли посредством незаконного оборота товаров (или иных объектов материального мира), оказания услуг и (или) выполнения работ»16.

В криминологической литературе отсутствует единство в вопросе о том, следует ли в экономическую преступность включать совокупность тех деяний, которые совершаются на черных криминальных рынках. Так, В.А. Номоконов к понятию экономической преступности относит собственно криминальный рынок в виде незаконного оборота оружия, наркотиков, торговли людьми и т.д., а также коррупцию как своеобразную форму торговли властью. Другие авторы, напротив, отмечают, что «с экономической точки зрения криминальный рынок является лишь одним из институтов, механизмов координации криминальной сферы эконо-

мики» .

Полагаем неверным относить к преступлениям экономической направленности те преступления, которые связаны с обращением ограниченных или запрещенных к обороту благ (например, ст. 1271, 1272 УК РФ). Несмотря на то, что в основе этих преступлений лежат экономические отношения, причислять их к преступлениям экономической направленности нецелесообразно. Если пытаться отнести к преступлениям экономической направленности преступления, которые имеют экономическую основу, то практически каждая статья Особенной части УК РФ имеет шанс быть признанной преступлением экономической направленности. Было бы, например, неверным относить к преступлениям экономической направленности убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека и истязание, которые совершаются по найму, хотя в их основе лежат товарно-денежные отношения.

На основе выделенных признаков преступлений экономической направленности, полагаем возможным сформулировать их определение: преступления экономической направленности — это преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 22 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также преступления, совершаемые по экономическим мотивам в процессе осуществления законной и незаконной (за исключением криминальной) производственно-хозяйственной и (или) финансовой деятельности, под видом производственно-хозяйственной и (или) финансовой деятельности либо направленные против нормального осуществления такой деятельности.

С учетом выработанного авторского понятия преступлений экономической направленности, считаем возможным пересмотреть систему преступлений экономической направленности. В отношении подсистемы «безусловных» преступлений экономической направленности можно отметить следующее. Во-первых, вызывает сомнение неотнесение к числу преступлений экономической направленности деяния, предусмотренного ст. 1856 УК РФ, и отнесение некоторых преступлений (ст. 175, 177, 179, 1911, 2002 УК РФ) к числу «условных» преступлений экономической направленности. Включение законодателем указанных статей в

16 Борьба с криминальными рынками в России / под общ. ред. В.В. Меркурьева. М., 2015. С. 308.

главу 22 УК РФ уже само по себе свидетельствует об их экономической направленности. Кроме того, необходимо отнести к «безусловным» преступлениям экономической направленности деяния, запрещенные ст. 2151, 235, 2351 УК РФ.

Во-вторых, ряд деяний и вовсе необоснованно отнесен к преступлениям экономической направленности. Например, полагаем, что деяния, совершаемые на рынке коррупционных услуг, также не следует рассматривать как имеющие экономическую направленность (ст. 204, 2041, 2042, 290, 291, 2911, 2912, 304 УК РФ). Думается, что и включение в число преступлений экономической направленности деяний, запрещенных ст. 287 УК РФ, не имеет достаточных оснований.

На наш взгляд, усовершенствовать требуется и подсистему «безусловных» преступлений экономической направленности. Во-первых, требуется исключить ряд преступлений, совершаемых на «черных» криминальных рынках (ст. 1271, 1272, 210, 2281, 2284, 241, 2421, 273, 3221 УК РФ).

Во-вторых, ряд преступлений не связан с осуществлением производственно-хозяйственной и (или) финансовой деятельности (ст. 233 УК РФ) и их нельзя рассматривать как преступления экономической направленности.

В-третьих, ряд преступлений имеет коррупционную, а не экономическую направленность (ст. 309 УК РФ).

В-четвертых, деятельность в области осуществления правосудия (ст. 303, 312, 315, 316 УК РФ) и порядка управления (ст. 3222, 3223 УК РФ) нередко рассматривается экономистами как общественное благо, за которое потребители платят налоги. Подобный подход, хотя и имеет свое право на существование в области экономических наук, в юриспруденции должен приниматься с большой осторожностью.

Критериями отнесения «условных» преступлений к преступлениям экономической направленности должны выступать их конститутивные признаки, а именно: преступление совершается в процессе производственно-хозяйственной и (или) финансовой деятельности, под их видом или направлено против такой деятельности; деяние совершается в результате экономической мотивации; оно не связано с черными криминальными рынками.

Таким образом, полагаем, что назрела необходимость совершенствования статистического учета преступлений экономической направленности для более объективного отражение состояния экономической

преступности и более эффективного противодействия ей.

Список литературы:

2. Борьба с криминальными рынками в России / под общ. ред. В.В. Меркурьева. — М., 2015.

3. Винокуров А.Ю. Государственный учет как самостоятельное направление (участок) деятельности прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 3.

4. Гладких В.И. К вопросу о понятии и видах экономической преступности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2011. — № 621.

5. Кожевников О.А. О направлениях деятельности прокуратуры // Российский юридический журнал. -2016. — № 1.

6. Козаев Н.Ш. Уголовная статистика как зеркало общественных отношений, обусловленных научно-техническим прогрессом // Научный вестник Омской Академии МВД России. — 2014. — № 4 (55).

8. Ларичев В.Д. Преступность экономической направленности. — М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мазур С.Ф. Некоторые вопросы противодействия преступлениям экономической направленности и их место в классификации преступлений // Пробелы в российском законодательстве. — 2014. — № 4.

11. Мамедов О.Ю. Политическая экономия. — Ростов-на-Дону, 2007.

12. Овчаров А.В. Экономические риски и система управления туристским предприятием. — М., 2013.

13. Привалов А.В. О значении направленности и характера преступлений для их квалификации // Пробелы в российском законодательстве. — 2014. — № 2.

15. Россия и Германия: Опыт трансформаций / отв. ред. Н.И. Дрыхлов. — М., 2004.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

4. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ-152.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

4. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД:

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel@tylik.ru, либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

4. опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы два документа, направленных на уменьшение рисков при ведении предпринимательской деятельности, а также пресечение возможности давления на бизнесменов путем уголовного преследования.

Первым законопроектом1 предлагается, в частности, понизить размер ущерба, возместив который предприниматель приобретает право на освобождение от уголовной ответственности по делам о некоторых экономических преступлениях, совершенных впервые. Имеются в виду такие преступления, как осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (ч. 1 ст. 171 УК РФ), незаконное получение государственного целевого кредита (ч. 2 ст. 176 УК РФ), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ) и т. д. Нарушителю предлагается предоставить выбор в вопросе о том, каким образом будет определена сумма возмещения. Так, избежать уголовной ответственности удастся предпринимателям, которые выполнили один из следующих наборов действий:

  • возместили пострадавшим (в том числе государству) ущерб и выплатили в бюджет двукратную сумму такого ущерба;
  • перечислили в бюджет доход от преступления, а также двукратную сумму такого дохода;
  • перечислили в бюджет сумму, эквивалентную убыткам, которых удалось избежать в результате совершения преступления, а также двукратную сумму этих убытков;
  • перечислили в бюджет сумму, эквивалентной размеру совершенного деяния, а также двукратный размер такой суммы.

В настоящее время преступник освобождается от ответственности, если он возместил пострадавшим ущерб и выплатил в бюджет компенсацию в размере пятикратной суммы ущерба. Либо перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы этого дохода (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ).

Кроме того, могут быть изменены пороговые значения ущерба для привлечения к уголовной ответственности в сфере экономических и налоговых преступлений. Под крупным размером, крупным ущербом или задолженностью в крупном размере предлагается считать сумму, превышающую 2 млн 250 тыс. руб., под особо крупным – 9 млн руб. В настоящее время по общему правилу эти значения составляют 1,5 млн и 6 млн руб. соответственно (примечание к ст. 169 УК РФ).

Вторая законодательная инициатива2 предусматривает предоставление права на встречу с нотариусом для предпринимателей, находящихся под стражей. Предполагается, что такие свидания не будут иметь каких-либо ограничений по времени и количеству.

___________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА__________________

2012 ЭКОНОМИКА Вып. 2(13)

УДК 343.37:343.46:332.02

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

A.Г. Светлаков, д. экон. наук, проф. кафедры национальной экономики и экономической безопасности

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Электронный адрес: sag08perm@mail.ru

B.В. Епишин, к. юрид. наук, прокурор кассационного отдела Управления прокуратуры Пермского края

Прокуратура Пермского края, 614990 г. Пермь, ул. Луначарского, 60 Электронный адрес: valerypermur@mail.ru

В статье рассмотрены основные признаки преступлений экономической направленности, методы выявления экономических преступлений, определены основные направления по раскрытию латентных преступлений в сфере региональной экономики.

Ключевые слова: экономические преступления; методы выявления; документальный;

бухгалтерский; экономико-криминалистический анализ.

Обеспечение экономической

безопасности одинаково необходимо для государства в лице его органов и для юридических и физических лиц. В настоящее время в условиях неопределенности и непредсказуемости особенно актуальными, по нашему мнению, являются угрозы криминального характера в сфере региональной экономики.

Традиционно к преступлениям экономической направленности относятся мошенничество, присвоение и растрата, незаконное предпринимательство,

криминальные банкротства, налоговые преступления и другие. При этом, характеризуя преступность в экономической сфере, практически все исследователи говорят о ее высокой степени латентности (скрытый, замаскированный характер). По некоторым оценкам количество преступлений, выявленное в сфере экономической деятельности, составляет не более пяти процентов от реально совершаемых уголовно наказуемых деяний.

Латентный характер преступлений экономической направленности обуславливает необходимость и приоритет поисковой деятельности, в том числе и в рамках оперативно-розыскных мероприятий . Установление самого факта нарушения

законных интересов, например, собственника (при хищении), государственного бюджета (в связи с неуплатой обязательных платежей) -первоочередная задача в сфере противодействия экономическим преступлениям. Выявление (поиск) экономических преступлений или первичное обнаружение их признаков является как задачей для государства в лице его органов , так и необходимой мерой по обеспечению безопасности собственных законных интересов для различных субъектов экономической деятельности. Таким образом, методы обнаружения (распознавания) признаков экономических преступлений в различных сферах региональной экономики Пермского края представляются значимыми и для сотрудников правоохранительных органов (подразделений по борьбе с экономическими преступлениями), и для специалистов служб экономической безопасности, внутреннего аудита, ревизоров различных хозяйствующих субъектов .

Какие методы первичного обнаружения признаков экономических преступлений существуют и являются наиболее эффективными? Не претендуя на бесспорность, мы предлагаем следующую их классификацию (рис. 1).

© Светлаков А.Г., Епишин В.В., 2012

Методы выявления, не учитывающие данных особенностей (неэкономические методы)

Экономические преступления

Методы выявления, учитывающие особенности механизма следообра-зования при совершении экономических преступлений (экономические методы)

Рис. 1. Основные методы выявления экономических преступлений

Логично начать с методов, не учитывающих особенностей механизма следообразования при совершении

экономических преступлений. По нашему мнению, к ним относятся традиционные методы получения информации о преступлении — как гласные, так и негласные (в ходе оперативноразыскной деятельности): например, в

результате опроса свидетелей, установления, что должностное лицо живет «не по средствам», публикации в СМИ; задержании должностных и материально-ответственных лиц с поличным во время вывоза, выноса товаров и материальных ценностей и др.

При описании второй группы методов целесообразно рассмотреть особенности

механизма следообразования (возникновения

признаков преступлений экономической

направленности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс возникновения информации об экономических преступлениях подчинен

общему учению науки криминалистики о закономерностях возникновения информации о преступлении. «Любое событие преступления отражается в окружающей среде, и процесс возникновения информации о преступлении … является закономерностью» . Таким образом, даже в результате совершения замаскированных экономических преступлений возникают

материальные следы (изменения,

опосредованные событием преступления) и их признаки, которые отражаются в системе экономической информации на различных ее уровнях (бухгалтерский учет, оперативнотехнический учет и статистический учет). Например, на уровне бухгалтерского учета — в первичных документах, счетах текущего учета, отчетности.

Признаки преступлений экономической направленности проявляются в неявном виде в системе экономической информации как различного рода несоответствия , среди которых выделяются документальные, учетные

и экономические признаки. В связи с этим методы исследования источников

экономической информации (среды

следообразования), направленные на обнаружение признаков экономических преступлений, могут быть обозначены нами как экономические, которые подразделяются (в зависимости от вида искомых несоответствий) на методы:

• документального анализа,

построенные на исследовании документов (бухгалтерского, статистического, оперативнотехнического учета) как носителей информации о результатах совершенных хозяйственных операций, в т.ч. результатах хозяйственных операций, измененных в связи с событием преступления. Данные методы распространены в ревизионной и экспертной практике (внешний осмотр документа, встречная проверка, инвентаризация и др.) ;

• бухгалтерского анализа,

построенные на исследовании записей бухгалтерского учета (регистров аналитического и синтетического учета) и отчетности, основанные на использовании элементов метода бухгалтерского учета (баланс, счета, двойная запись и др.). Приемы бухгалтерского анализа используются в основном в процессе аудиторских, налоговых проверок, проведении экспертиз ;

• экономического (финансового)

анализа, в основу которых положен принцип непротиворечивости системы техникоэкономических и (или) финансовых показателей . В настоящее время методы экономического (финансового) анализа в целях первичного обнаружения признаков преступления практически не применяются. Ранее, в 1970-80-е гг., в МВД СССР существовали подразделения оперативно-экономического анализа, активно использовавшие экономико-аналитические

методы, в т.ч. адаптированные для выявления признаков хозяйственных преступлений .

В современной практике методы экономического (финансового) анализа используются в основном как средство документального подтверждения признаков преступлений по уже имеющимся в

производстве делам и распространены при проведении финансово-аналитических

экспертиз (исследований), в процессе подготовки заключений арбитражными

управляющими на наличие признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства .

Методы документального и

бухгалтерского анализа эффективны в

обнаружении признаков экономических

преступлений в следующих случаях:

1. Использование в конкретных

государственных (муниципальных)

организациях, на предприятиях среднего и малого бизнеса, где исследованию подлежит сравнительно небольшое количество

источников экономической информации.

2. В целях проверки уже имеющейся в

распоряжении сотрудников органов внутренних дел (ОВД), службы экономической безопасности предприятия первичной

информации о конкретном «криминогенном» объекте (подозрительных хозяйственных операциях).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостатком данных методов является то, что обнаружить признаки преступления (без обладания сведениями о месте, времени, способе преступления) возможно только в результате исследования значительного массива экономической информации конкретного

предприятия, притом преимущественно сплошным методом проверки первичных, сводных документов, записей в регистрах учета, установления достоверности отчетности.

Данные методы не всегда могут быть применены для первичного обнаружения признаков преступления, так как, например, на территории обслуживания ОВД может быть несколько сотен предприятий, поэтому подвергнуть их все проверке затруднительно, ограниченность штата ревизионной службы холдинга (крупного предприятия) может не позволить подвергнуть проверке все его дочерние предприятия (филиалы).

Рассмотренные методы

(документального и бухгалтерского анализа) используются сотрудниками ОВД при

традиционной схеме организации выявления экономических преступлений (от получения первичной оперативной информации, проведения проверочных мероприятий к последующим документальной ревизии и

проверке) . То есть первичная информация о признаках преступления выявляется в результате использования

неэкономических методов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения важнейшей задачи в процессе противодействия экономическим

преступлениям — получения первичной информации о признаках преступления (конкретном «криминогенном» объекте -предприятии, структурном подразделении,

участке работы) методы документального и бухгалтерского анализа не всегда эффективны.

Эффективность деятельности ОВД и служб безопасности организаций в выявлении первичной информации о признаках экономических преступлений может быть значительно повышена за счет использования методов экономического (финансового)

анализа.

По мнению Е.С. Лехановой и А.Н. Мамкина, в настоящее время круг противоправных деяний, выявляемых с помощью анализа экономической информации, значительно расширился: это и уклонение от уплаты налогов, легализация преступных доходов, криминальные банкротства и др. Информационную базу экономического анализа составляют отчетность организаций (статистическая, финансовая, налоговая), иные доступные экономические, показатели в т.ч. и натуральные. К методам экономического анализа (экономико-криминалистического

анализа), направленным на обнаружение признаков экономических преступлений, относятся: метод сопряженных сопоставлений, метод вычисления специальных расчетных показателей, метод стереотипов, метод корректирующих показателей .

Направлением использования метода сопряженных сопоставлений может быть выявление налоговых преступлений: например, экономические несоответствия регионального характера могут быть выявлены при сопоставлении данных затрат электроэнергии и объема выпуска готовой продукции. Показатели затрат электроэнергии производственного предприятия и количества изготовленной продукции являются взаимосвязанными, увеличение одного детерминирует увеличение другого. Поэтому выявление факта значительного увеличения потребления электричества и неизменности показателя выпуска готовой продукции (на протяжении нескольких месяцев, кварталов) может свидетельствовать о выпуске и реализации неучтенной продукции.

Использование метода стереотипов (стереотип распределения преступных действий во времени) может быть продемонстрировано на следующем примере. При анализе, проведенном в страховой компании, у одного из агентов была выявлена высокая доля наступления страхового случая в течение десяти-пятнадцати дней после

заключения договора. Эта информация была передана в правоохранительные органы. В последующем было установлено, что агент страховой компании, получая из ГИБДД сведения об автомобилях, попавших в аварию, обращался к их владельцам с предложением заключить фиктивный договор страхования. После выплаты страховой суммы деньги делились между инспектором ГИБДД, автовладельцем и агентом страховой компании .

Характеризуя методы экономического анализа, можно выделить следующие преимущества их использования:

• значительную часть

информационной базы составляют данные отчетности (являются более доступными в отличие от внутрифирменной информации), к которой относятся первичные бухгалтерские документы, записи в учете, договоры и др.;

• для выявления признаков преступления нет необходимости использовать сплошной метод проверки всех источников экономической информации, исследование проводится в основном на уровне обобщенных данных — отчетности предприятия (филиала, производственного участка и др.);

• в процессе анализа не происходит

непосредственного вмешательства в

хозяйственную деятельность проверяемых.

Особенностью рассмотренных методов является то, что результат исследования, например, выделение из массива предприятий «криминогенных», является

предположительным, хотя и обладает высокой степенью достоверности. Результаты анализа требуют дальнейшей проверки, в т.ч. путем применения документального и бухгалтерского анализа, однако в этом случае проверочные мероприятия будут носить уже адресный характер и потребуют меньших затрат сил, времени.

Использование экономических методов (учитывающих особенности механизма следообразования) в качестве средства активного поиска первичной информации о признаках экономических преступлений образует отличную от традиционной схему раскрытия преступлений, которая обозначается как вспомогательная (от анализа системы экономической информации предприятий и выделения на его основании объектов, требующих усиленного внимания

правоохранительных органов, к проверочным мероприятиям на них) . Основу данных методов, на наш взгляд, должны составлять методы экономико-

криминалистического анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании изложенного и в целях более эффективного выявления латентных

преступлений в сфере региональной экономики, по-нашему мнению, необходимо:

1. Дальнейшее совершенствование

методов экономико-криминалистического

анализа и их адаптация к современным условиям для выявления первичной информации о признаках экономических преступлений, а именно:

1.1. Создание на базе методов

экономико-криминалистического анализа

инновационных методик обнаружения

признаков конкретных видов преступлений (налоговые преступления, криминальные

банкротства, слияния, поглощения и т.д.) в определенных сферах экономики

(кредитование, страхование и др.).

1.2. Учитывая, что в настоящее время

основу отчетности предприятий (базу экономического анализа) составляют

преимущественно финансовые показатели, в отличие от отчетности времен СССР, представляется необходимым адаптировать методы финансового анализа для обнаружения признаков преступлений в источниках финансовой информации. В этом случае можно говорить о методах финансовокриминалистического анализа.

2. Внедрение методик экономикокриминалистического и финансово-

криминалистического анализа в практику:

2.1. Введение на экономических

факультетах вузов дисциплины «Экономикокриминалистический анализ» (в т.ч. ее изучение в процессе переподготовки, повышения квалификации);

2.2. Разработка соответствующих методических рекомендаций для сотрудников служб безопасности организаций.

Все это создаст благоприятные условия для повышения качества подготовки специалистов в области экономической

безопасности, их своевременного реагирования как на местном, так и на региональном уровне.

Список литературы

1. Атанесян Г.А., Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия: учебник. М.: Юрид. лит., 1989. 236 с.

2. Голубятников С.П., Леханова Е.С., Тимченко В.А. Судебная бухгалтерия: учебник. М.: Юрид. лит. 1998. 368 с.

5. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: учебник. М.: Высшее образование, 2009. 376 с.

6. Ковалев В.В. Финансовый анализ:

Методы и процедуры. М.: Финансы и

статистика, 2006. 560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Криминалистика: учеб. для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская; под. ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА, 2000. 990 с.

9. Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства: постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52, ч.2. Ст. 5519. . Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *