Перечень сведений составляющих служебную тайну

Перечень сведений составляющих служебную тайну

Вносится депутатами
Государственной Думы

В.В.Бобыревым, А.Н.Волковым,
М.И.Гришанковым, В.В.Дятленко,
В.И.Илюхиным, Н.С.Леоновым,
В.В.Маргеловым, А.М.Розуваном

Проект № 124871-4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О служебной тайне

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органов государственной власти).

2. Положения настоящего Федерального закона обязательных для исполнения органами государственной власти, их должностными лицами, распоряжающимися сведениями, составляющими служебную тайну на основании настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, должностными лицами органов местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, у которых такая обязанность возникает в силу должностного положения либо трудовых обязательств, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, и их определения

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

конфиденциальные сведения — сведения, для которых установлен специальный режим сбора, хранения, обработки, распространения и использования, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законом (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

носители сведений, составляющих служебную тайну — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых соответствующие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов;

отнесение сведений к служебной тайне – введение в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к ним;

режим служебной тайны – совокупность правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами органов государственной власти и организаций, обеспечивающих ограничения на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к этим сведениям;

сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна) — конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке;

снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну – обеспечение уполномоченными должностными лицами возможности доступа заинтересованных субъектов к сведениям, составляющим служебную тайну.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о служебной тайне

Законодательство Российской Федерации о служебной тайне состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о государственной службе, законодательства Российской Федерации о труде, конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по защите сведений, составляющих служебную или иную охраняемую законом тайну, или ограничения по распространению указанных сведений.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере служебной тайны

1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

разрабатывают перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

определяют полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне, установлению и снятию режима служебной тайны по отношению к этим сведениям;

публикуют в средствах массовой информации перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

обеспечивают защиту сведений, составляющих служебную тайну;

обеспечивают в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, доступ органов, организаций и физических лиц к сведениям, составляющим служебную тайну.

2. Государственные служащие и иные работники органов государственной власти не вправе разглашать либо использовать в личных и корыстных целях ставшие им известными в силу должностного положения либо трудовых обязательств сведения, для которых правомерно установлен режим служебной тайны.

3. Представители органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну других органов или организаций, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА II. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЕ
И СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Статья 5. Принципы отнесения сведений к служебной тайне

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности, разумной достаточности и своевременности.

Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение соответствующих сведений, исходя из положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также в официальном опубликовании для всеобщего сведения перечней сведений, отнесенных к служебной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к сведениях и их распространение, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и реализации органом государственной власти предоставленных ему полномочий.

Разумная достаточность в отнесении сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на распространение сведений в объемах и на срок, определяемых конкретной целью в пределах полномочий органа государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения на срок, определяемый необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также реализации полномочий органов государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Статья 6. Отнесение сведений к служебной тайне

1. Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, при соблюдении принципов, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. К сведениям, которые органы государственной власти и их организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов государственной власти и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на документах, содержащих эти сведения или сопроводительных документах, соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер,

3. Не подлежат отнесению к служебной тайне сведения:

содержащиеся в законодательных и иных правовых актах, устанавливающих права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации, а также правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций;

о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасности граждан и населения в целом;

о привилегиях, компенсациях и льготах,. предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

об использовании органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, накапливаемые в информационных системах органов и организаций и представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, а также содержащиеся в официальных изданиях, поступающих в фонды библиотек и архивов;

о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории «А»,

сведения о деятельности органов государственной власти, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Руководители органов государственной власти несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерное отнесение сведений к служебной тайне, а также за не отнесение сведений к служебной тайне в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок отнесения сведений к служебной тайне

1. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется на основании перечней сведений, разрабатываемых органами государственной власти и утверждаемых их руководителями, в соответствии с принципами, установленными в статье 5 настоящего Федерального закона, и с учетом ограничений, налагаемых статьей 6 настоящего Федерального закона. Действие указанных перечней распространяется также на организации и учреждения, созданные данными органами.

2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется путем установления соответствия содержащихся в документе сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующего в данном органе государственной власти.

Решение об отнесении сведений, содержащихся в документе, к служебной тайне принимает должностное лицо, уполномоченное на подписание данного документа.

3. Если сведения, содержащиеся в документе, не соответствуют перечню сведений, составляющих служебную тайну, но уполномоченное должностное лицо, подписывающее данный документ, имеет основания для установления для них режима служебной тайны, ему предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.

4. Подготовку перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, осуществляют комиссии, образуемые в органах государственной власти с привлечением представителей научных организаций, отдельных специалистов.

5. Перечни сведений, отнесенных органами государственной власти к служебной тайне, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации и официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов.

6. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, подлежат не реже, чем один раз в пять лет обязательному пересмотру в целях проверки соответствия их содержания действительной потребности органов государственной власти в введении ограничений на доступ к отдельным категориям сведений.

Статья 8. Реквизиты документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну

1. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, независимо от формы представления этих документов, должны включать помимо обязательных реквизитов, следующие:

ограничительную пометку «для служебного пользования»;

наименование органа государственной власти, установившего ограничения на распространение сведений;

регистрационный номер документа в системе делопроизводства;

дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене (в случае, если срок сохранения режима служебной тайны составляет менее 5 лет);

наименование должности лица, подписавшего документа, его собственноручную подпись или электронную цифровую подпись, используемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При невозможности внесения указанных реквизитов непосредственно в документ, они проставляются в сопроводительной документации к нему.

3. Не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в части 1 настоящей статьи, для указания на наличие в документе сведений, отнесенных к служебной тайне.

Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну

1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, которые к моменту принятия таких обязательств отнесены к служебной тайне;

наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений в соответствии с принципами, определенными в статье 4 настоящего Федерального закона.

Решение о снятии ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, влечет исключение соответствующей категории сведений из перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, и(или) снятие ограничительных пометок с документов, содержащих такие сведения.

2. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом. Указанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа, содержащего указанные сведения и имеющего ограничительную пометку, установленную в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В случае, если режим служебной тайны установлен для конфиденциальных сведений, полученных органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке, решение о снятии ограничений на их распространение принимается по истечению срока, установленного предоставившим лицом, либо по истечению предельного срока в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения.

3. Лицо вправе обратиться в орган государственной власти, принявший перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по его мнению, эти ограничения нарушают его права и законные интересы.

4. Орган государственной власти, получивший такой запрос, обязан в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Решение об отнесении сведений к служебной тайне может быть обжаловано в судебном или административном порядке. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного не установления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЖИМА
СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Статья 10. Основные положения по организации системы защиты служебной тайны

1. В органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее органы и организации), осуществляющих работы со сведениями, составляющими служебную тайну, устанавливается режим служебной тайны. Порядок установления режима служебной тайны, обязательный для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими работы со сведениями, составляющими служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации.

2. Обеспечение режима служебной тайны в органах и организациях осуществляется структурными подразделениями по защите служебной тайны. По решению руководителей органов и организаций допускается возложение задач по защите сведений, составляющих служебную тайну, на подразделения по защите государственной тайны или подразделения делопроизводства при условии реализации ими всего комплекса мероприятий по защите служебной тайны, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

3. Для защиты сведений, составляющих служебную тайну, должны использоваться средства защиты информации, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, не должны включаться в электронные информационные системы, имеющие подключение к сети связи общего пользования.

4. Финансирование мероприятий по защите служебной тайны в органах и организациях осуществляются из средств соответствующих бюджетов. Юридические лица, которым данные сведения переданы для использования в соответствии с гражданско-правовым договором, осуществляют их защиту за счет собственных средств. При определении налогооблагаемой базы юридического лица мероприятия по защите сведений, составляющих служебную тайну, относятся к себестоимости производимых юридическим лицом товаров, работ, услуг.

Статья 11. Защита сведений, составляющих служебную тайну, в условиях трудовых отношений

1. Обязательства государственных служащих и иных работников органа или организации по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, и обеспечению режима служебной тайны закрепляются в заключенном с ними трудовом договоре. Данные обязательства могут оформляться отдельным соглашением, заключаемым в письменной форме.

2. Обязательства государственных служащих категории «А» по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, возникают в силу избрания (назначения) их на должность.

3. Обязательства работника по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, могут по инициативе работодателя сохраняться после прекращения трудовых отношений на срок, определенный в трудовом договоре либо отдельном соглашении, но не свыше пяти лет.

4. Руководители органов и организаций обязаны создать условия, при которых государственные служащие и иные работники органа или организации, а также лица, получающие доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с положениями статей 11-14 настоящего Федерального закона, получают доступ к указанным сведениям только в пределах, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей либо в объемах, вызванных необходимостью.

Статья 12. Порядок доступа органов государственной власти к сведениям, составляющим служебную тайну

Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну

1. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну, между органами государственной власти, а также между организациями органов государственной власти осуществляется по решению их руководителей в объемах, необходимых для исполнения указанными субъектами своих функций либо в объемах, определенных договором на проведение совместных работ.

2. Органы и организации, запрашивающие либо получающие сведения, составляющие служебную тайну, обязаны обеспечить их защиту в режиме служебной тайны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Решение о передаче сведений, составляющих служебную тайну, другим государствам принимается руководителем органа государственной власти, утвердившим перечень сведений, относимых к служебной тайне, в который включена данная категория сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней договоре (соглашении).

Статья 14. Распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, при реорганизации или ликвидации субъектов, ими располагающих

1. Органы и организации, располагающие сведениями, составляющими служебную тайну, в случаях реорганизации или ликвидации обязаны принять меры по обеспечению защиты данных сведений и их носителей. При этом сведения и (или) носители сведений, составляющих служебную тайну, в установленном порядке уничтожаются, либо сдаются на архивное хранение, либо передаются:

правопреемнику органа или организации;

органу, разработавшему перечень сведений, относимых к служебной тайне, под категории которых подпадают данные сведения.

Решение о распоряжении сведениями, составляющими служебную тайну, после реорганизации или ликвидации принимает руководитель органа или организации, принявший решение о реорганизации или ликвидации.

2. При приватизации организации, имущество которой находится в государственной собственности, орган государственной власти, осуществивший отнесение к служебной тайне находящихся в распоряжении этой организации сведений, принимает решение об изъятии носителей этих сведений либо об их оставлении в данной организации для дальнейшего использования при условии обеспечения сохранности данного государственного информационного ресурса в режиме служебной тайны. В последнем случае полномочия организации по распоряжению указанными сведениями и обязательства по их сохранению в режиме служебной тайны устанавливаются на основании гражданско-правового договора с органом государственной власти, осуществившим отнесение данных сведений к служебной тайне.

Статья 15. Доступ граждан и организаций к сведениям, составляющим служебную тайну

1. Граждане Российской Федерации допускаются в целях обеспечения их прав, свобод и законных интересов к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя органа или организации, в распоряжении которых они находятся, в объемах, вызванных необходимостью. Каждый факт ознакомления гражданина с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя соответствующего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в объемах, необходимых для выполнения международных соглашений. Каждый факт ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

3. Негосударственные организации получают доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, только в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиком, которым является орган государственной власти или государственная организация. Договор на выполнение работ или предоставление услуг между органом или организацией-заказчиком и негосударственной организацией-исполнителем должен включать положения, регламентирующие порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, и гражданско-правовую ответственность за разглашение указанных сведений. Соответствующие обязательства организации-исполнителя должны быть закреплены в трудовых договорах (контрактах) в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ
СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ

Статья 16. Контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих служебную тайну

1. Органы государственной власти, принявшие перечни сведений, составляющих служебную тайну, осуществляют контроль за обеспечением их защиты в органах и организациях, руководство которыми либо координация деятельности которых на них возложены.

2. Координация деятельности органов государственной власти в области отнесения сведений к служебной тайне и обеспечения их защиты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты служебной тайны и законность принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона

Несоблюдение положений настоящего Федерального закона влечет наступление юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Переходные положения

1. Федеральные органы государственной власти, которые на основании полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами, осуществляют распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, в течение пяти лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона должны решить вопрос об отнесении к служебной тайне, оставлении в режиме государственной тайны либо снятии всех ограничений на распространение по отношению к сведениям, имевшим гриф «секретно» и составлявшим служебную тайну до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственным библиотекам совместно с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона решить вопрос о снятии режима ограничения доступа к документам, имеющим пометку «для служебного пользования», проставленную до вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Организация работы с документами, которые отнесены к государственной тайне. 2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию. Любая организация (учреждение) не зависимо от формы собственности и организационно-правовой формы является владельцем документированной информации и должна принимать меры по ее охране в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ограничение доступа к документированной информации — это защита служебной или коммерческой документированной информации от неправомерного обращения, которое может нанести ущерб организации (учреждению) — собственникам, владельцам, пользователям. При организации работы с документами ограниченного доступа необходимо руководствоваться следующими нормативными актами: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 » О государственной тайне» Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Указ Президента Российской федерации от 6 марта 1997 года № 186 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 года № 64 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне » Постановление Правительства Российской Федерации 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» Документированная информация (документы) с ограниченным доступом в соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» по условиям правового режима подразделяется на два вида: » информация, отнесенная к государственной тайне; » информация конфиденциальная. 1. Организация работы с документами, которые отнесены к государственной тайнеПорядок отнесения документов к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», в котором установлены три степени секретности: o особой важности; o совершенно секретно; o секретно. Порядок отнесения документов к различным степеням секретности регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» был утвержден перечень, который включил в себя наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распространению этих сведений. Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения — в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. К государственной тайне может быть отнесен весьма широкий круг сведений, касающихся всех сфер общественной и государственной жизни. При решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне, должностные лица, наделенные таким правом, должны учитывать, что определенные сведения не могут являться государственной тайной. В статье 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» указываются сведения, которые не подлежат засекречиванию: » о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; » о стихийных бедствиях и их официальных прогнозах и последствиях; » о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и состоянии преступности; » о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством; » о фактах нарушения прав и свобод человека; » о размере золотого запаса и государственных валютных резервах; » о состоянии здоровья высших должностных лиц России; » о фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами. Организационные, документационные и информационные технологии по работе со сведениями, относящимися к государственной тайне изложены в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает: » принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии с Законом «О государственной тайне»; » письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; » ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; » принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне. Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Причины отказа работнику в допуске к государственной тайне указаны в статье 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Правила работы документами, отнесенными к государственной тайне, в учреждениях и организациях определяется специальными инструкциями и положениями, которые имеют одну из степеней секретности.2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информациюКонфиденциальный (от латинского confidentiale — доверие) документ — доверительный, секретный. В статье 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» конфиденциальная информация определена как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» определены следующие группы сведений: » о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; » составляющие тайну следствия и судопроизводства; » информация, связанная с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); » информация, связанная с коммерческой деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна); » информация о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, также является конфиденциальной и не подлежит разглашению (распространению). В действующих нормативных актах не отражены степени доступа (секретности) конфиденциальных документов (в документах, относящихся к государственной тайне, степени секретности определены). Поэтому степень доступа конфиденциальных документов используют исходя из сложившейся практики организаций и предприятий независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Исторически сложилось, что степени доступа конфиденциальных документов и их наименования заимствованы организациями из степеней доступа документов, относящихся к государственной тайне. Практически степени доступа конфиденциальных документов определяет сама организация. Степени доступа и их наименования могут быть разнообразны: особой важности; совершенно секретно; секретно; для служебного пользования; не для печати; конфиденциально и т.д. Степени доступа могут быть и без наименования, например: персональные данные (кадровая документация, медицинские карты, списки адресов жителей микрорайона и т.д.). Наименование степени ограничения доступа обозначается реквизитом «Гриф ограничения доступа к документу», который свидетельствует об особом характере информации. В действующих нормативных актах не отражено конкретное наименование грифов, поэтому их обозначение используется исходя из сложившейся практики организаций. Грифы могут иметь наименования «Для служебного пользования», (ДСП), «Конфиденциально» . Гриф ограничения доступа при необходимости может дополняться номером экземпляра документа, например: «Конфиденциально экз.2.» или » Для служебного пользования экз. 3″. «Гриф ограничения доступа к документу» оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30- 97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению», реквизит наносится без кавычек в правом верхнем углу первого листа документа. 2.1 Права доступа к конфиденциальным документам организации Права доступа к конфиденциальным документам в организации разграничиваются на основе предоставления различных полномочий по ознакомлению, регистрации, редактированию, снятию с контроля, списанию в дело, хранению, использованию и уничтожению. Определение документов к категории конфиденциальных производится исполнителем и лицом, подписывающим документ, и руководителем организации, а на издании — автором (составителем) и руководителем, утверждающим издание к печати. Руководители имеют право снимать гриф с документов, подготовленных в данной организации, а также полученных от подведомственных организаций с уведомлением их об этом. Руководители организаций, структурных подразделений и должностные лица несут ответственность за обеспечение правильного учета, хранения, размножения и использования документов с данным грифом, а также за соблюдением требований соответствующих инструкций, разработанных организацией по работе с конфиденциальными документами. Контроль за осуществлением учета, размножения, хранения и использования конфиденциальных документов, а также их неразглашение возлагается на службы документационного обеспечения управления (ДОУ) или специальное подразделение. Сотрудники организаций, имеющие отношение к работе с конфиденциальными документами, должны быть в обязательном порядке ознакомлены с соответствующими инструкциями по работе с ними. Сотрудникам, допущенным к работе с конфинденциальными документами, запрещается сообщать устно или письменно кому бы то ни было сведения, содержащиеся в документах, если это не вызывается служебной необходимостью. Правила работы с базами данных и автоматизированными информационно-поисковыми системами (ИПС) ограниченного доступа определяются техническими средствами, программным обеспечением и специальными технологическими инструкциями, разрабатываемыми информационно-технологическими службами, вычислительными центрами (ВЦ) организации (Руководство пользователя, Правила организации ведения баз данных и автоматизированных ИПС и т.д.). 2.2. Прием регистрация конфиденциальных документов Вся поступающая в организацию корреспонденция с грифом ограничения принимается и вскрывается сотрудниками, которым поручена работа с этими материалами. При этом проверяется количество листов и экземпляров документов и изданий, а также наличие указанных в сопроводительном письме приложений. В случае отсутствия в конвертах (пакетах) документов или приложений к ним составляется акт в двух экземплярах, один из которых высылается отправителю. Регистрации подлежат все поступающие и создаваемые документы, а также издания. Эти документы, учитываются по количеству листов, а издания (книги, журналы, брошюры) — по экземплярно. Регистрация документов и изданий в ИПС производится отдельно от регистрации несекретной документации. При незначительном объеме документов и изданий в зависимости от степени ограничения доступа разрешается вести их регистрацию совместно с другой несекретной документацией. При этом в регистрационно-контрольных формах (РКФ) к регистрационному номеру документа добавляется гриф ограничения допуска к документу, применяемого в организации, но в краткой форме, например: «ДСП» — для служебного пользования; «КФД» — конфиденциально и др. Тираж издания, полученный для рассылки, регистрируется под одним входящим номером в РКФ учета и распространения изданий. Дополнительно размноженные экземпляры документа (издания) учитываются за номером этого документа (издания), о чем делается отметка на размножаемом документе (издании) и в РКФ. Нумерация дополнительно размноженных экземпляров производится от последнего номера ранее учтенных экземпляров. 2.3. Печатание, размножение и рассылка документов Документы могут изготавливаться на пишущей машинке или при помощи печатающих устройств средств ЭВТ в зависимости от степени ограничения доступа и степени защиты технических средств и программного обеспечения работниками спецподразделения, непосредственным исполнителем, или в случае необходимости — технической службой (секретарь, инспектор, оператор и т.д.). На первом листе каждого документа указывается количество отпечатанных экземпляров, фамилия исполнителя, фамилия ответственного за распечатку документа и дата печатания документа (если документ печатался на принтерах средств ЭВТ- дополнительно указывается наименование файла, в котором набирался текст). Отпечатанные и подписанные документы вместе с их черновиками и вариантами передаются для регистрации сотруднику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим сотрудником с подтверждением факта уничтожения записью на копии исходящего документа: «Черновик (и варианты) уничтожены. Дата. Подпись». Технология дальнейшей работы с документами, находящимися в памяти средств ЭВТ, должна быть оговорена специальными инструкциями. Реферативные информационные издания в журнальном или сброшюрованном карточном исполнении, в которых содержатся сведения о документах и изданиях с ограниченным доступом, выпускаются с этим же грифом. Изъятые из этих изданий реферативные информационные карточки и листы учитываются и хранятся как несекретные материалы. Факт изъятия карточек и листов заверяется подписями двух лиц на обложке этих изданий. Размножение документов и изданий производится под контролем службы ДОУ или другого подразделения, выполняющего соответствующие функции, по разрешению руководителя организации или структурного подразделения. Учет размноженных документов и изданий осуществляется поэкземплярно. Рассылка тиражированных документов и изданий производится на основании подписанных руководителем организации (структурного подразделения) списка адресов с указанием учетных номеров отправляемых экземпляров. Пересылка документов и дел в другие организации в пределах страны осуществляется, как правило, заказными или ценными почтовыми отправлениями, а также с курьерами организации. Доставка документов и дел через представителей других организаций производится на основании доверенности. Отправляемые документы, дела и издания помещаются в конверты, либо упаковываются. Использовать конверты с прозрачными «окошками» для пересыпки этих документов запрещается. На упаковке указываются адреса и наименования (открытые или условные) получателя и отправителя, номера вложенных документов с добавлением грифа ограничения доступа. На упаковке документов не указывают фамилии и должности руководителей и сотрудников, а также наименования структурных подразделений. Передача документов иностранным учреждениям, организациям, фирмам и их представителям допускается в каждом отдельном случае по письменным разрешениям руководителя организации. Если в документах содержатся сведения, относящиеся к компетенции других организаций, передача их за границу может быть осуществлена только с согласия организаций. 2.4. Группировка исполненных документов в дела Документы после исполнения группируются в дела. Порядок их группировки предусматривается номенклатурой дел несекретного делопроизводства. В номенклатуру дел в обязательном порядке включаются все ИПС на документы и издания. Документы в зависимости от производственной необходимости и степени ограничения доступа допускается группировать в дела отдельно или вместе с другими документами по одному и тому же вопросу. В случаях, когда в организации образуется большое количество одних и тех же видов документов и дел (приказы, инструкции, сводки и т.д.) с грифом ограничения доступа и без этого грифа, целесообразно предусматривать их обособленное формирование в дела. При этом в графе номенклатуры «Индекс дела» к номеру дела с документами добавляется указанная отметка об ограничении доступа. Например :

Индекс дела

Заголовок дела

Количество томов

Срок хранения и статья по перечню

Примечание

01- 03

Приказы директора по основной деятельности

01- 03/ДСП

Приказы по основной деятельности

01- 25

Журнал регистрации входящих документов

01-25/ ДСП

Журнал регистрации входящих документов

При включении документа ограниченного доступа в дело с несекретными документами, не имеющими аналогичного грифа, данное дело получает отметку ограничения доступа и соответствующее уточнение вносится в номенклатуру дел организации (учреждения). В организациях, в деятельности которых образуется небольшое количество документов ограниченного доступа, номенклатурой дел может быть предусмотрено заведение одного дела. Например: » Документы «Для служебного пользования». Срок хранения одного такого дела не устанавливается. а в соответствующей графе номенклатуры дел проставляется отметка «ЭК» (экспертная комиссия). По окончании делопроизводственного года дело ограниченного доступа просматривается экспертной комиссией организации (учреждения) полистно и, в случае необходимости принимается решение о перегруппировке документов. Содержащиеся в деле документы долговременного и постоянного хранения группируются в отдельное дело, которое получает самостоятельный заголовок и дополнительно включается в номенклатуру дел. Если в дело включены документы только временных сроков хранения, оно может не переформировываться. Срок хранения такого дела устанавливается по максимальному сроку содержащихся в нем документов. В дела с документами открытого делопроизводства. в которых по мере накопления материалов сосредоточиваются сведения ограниченного распространения, должны быть отнесены к аналогичной категории. На обложках этих дел также проставляется гриф ограничения доступа. Соответствующие уточнения вносятся в номенклатуру дел. 2.5. Использование документов, дел и изданий. снятие с дел грифа ограничения доступа Не допускается пользоваться сведениями из документов ограниченного доступа в открытых выступлениях, в публикациях в открытой печати. в передачах по радио и телевидению, экспонировать такие документы и издания на открытых выставках, демонстрировать их на стендах, в витринах или других местах массового обозрения. Дела и издания выдаются пользователям и принимаются от них под расписку в РКФ «Учета выдаваемых дел и изданий». Снятие копий для сторонних организаций с документов производится на основании письменных запросов по разрешению руководителя организации (структурного подразделения), подготовившей эти документы. Копирование для сторонних организаций документов. полученных от других организаций, производится по согласованию с организациями-составителями. Дела постоянного и временных сроков хранения с грифом ограничения доступа периодически просматриваются с целью возможного снятия этого грифа. Просмотр осуществляется при передаче дел из структурных подразделений в архив организации, а также при подготовке дел постоянного и долговременного хранения (свыше 10 лет) к передаче в государственный архив (для коммерческих организаций при их ликвидации). Решение вопроса о снятии грифа возлагается на создаваемую в установленном порядке специальную комиссию, в состав которой включаются заместитель руководителя организации, курирующего данные вопросы, представители службы делопроизводства. Решение комиссии оформляется составляемым по произвольной форме актом, который утверждается руководителем организации. Один экземпляр акта вместе с делами передается в архив организации, а на дела постоянного хранения и долговременного хранения — в государственный архив. На обложках дел с ограниченным доступом гриф погашается штампом или записью от руки с указанием даты и номера акта послужившего основанием для его снятия. Аналогичные отметки вносятся в описи и номенклатуры дел. Дела ограниченного доступа, переданные организациями в государственные архивы, используются на правах документов ограниченного пользования в соответствии с требованиями Госархива. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. К каком нормативном акте закреплено понятие Государственная тайна»? 2. Даете определение понятия «конфиденциальная информация». 3. Назовите три степени секретности, которые были установлены законом «О государственной тайне». 4. Какими нормативными актами регламентируется порядок отнесения документов к государственной тайне. 5. Какие основные принципы должны быть соблюдены при организации работы с документами ограниченного доступа.

УДК 347.775

Голубчиков Сергей Викторович

кандидат технических наук, начальник отдела, ПАО «НПО «Алмаз», gsv_64@list.ru

Новиков Владимир Кузьмич

доцент

Баранова Анастасия Владимировна

аспирантка,

Московский государственный институт международных отношений

университет МИД России

Sergey V. Golubchikov

Candidate of Technical Sciences,

head of department,

Almaz,

gsv_64@list.ru Vladimir K. Novikov associate professor gsv_64@list.ru Anastasia V. Baranova graduate student,

Moscow State Institute of International Relations MFA of Russia university abv92@list.ru

Виды профессиональной тайны и её защита

Types of professional secrecy and its protection

Аннотация. Наиболее широкий класс тайн представляет профессиональная тайна. Рассматривается один из видов класса тайн -профессиональная тайна, институт правовой защиты которой является наименее разработанным в российских нормах права. Исходя из доверительного характера отдельных профессий и определённых видов деятельности к профессиональной тайне относится более 30 видов тайн.

Даётся понятие профессиональной тайны, вопросы правового регулирования отношений в области профессиональной тайны, подчёркиваются меры, обеспечивающие тайну информации.

Ключевые слова: профессиональная тайна, защита профессиональной тайны, доверитель, держатель, пользователь.

Keywords: professional secrecy, protection of professional secrecy, principal, holder, user.

Профессиональная тайна и её виды охватывают все стороны жизни человека, общества и государства, и поэтому их надо представлять и знать.

Вместе с тем институт правовой защиты профессиональной тайны является наименее разработанным в российских нормах права по ряду объективных обстоятельств, а именно:

— отсутствие в действующих нормативных правовых актах сущности понятия профессиональной тайны;

— значительного количества профессий, в которых имеется тайна, которую надо защищать на основе требований норм права. Но эти требования для большинства видов профессиональных тайн и ответственность за нарушение установленных обязательных требований отсутствуют;

— использование различных технических средств, информационно-телекоммуникационных систем при обработке, хранении и передаче сведений, составляющих профессиональную тайну, и отсутствие к ним требований по их защите;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— появление новых профессий, которые приводят к появлению новых видов профессиональных тайн;

— отсутствие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормотворчество в области профессиональной тайны и ряд других обстоятельств.

Все вышеприведенные обстоятельства, на наш взгляд, в ближайшее время заставят обратиться к проблеме регулирования отношений в области профессиональной тайны и её защиты, в том числе с установлением перечня охраняемых сведений, относящихся к конкретному виду профессиональной тайны, к её допуску и доступу должностных лиц и граждан.

В пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» определено, что информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. А для большинства видов профессиональных тайн нормами права в виде

федеральных законов их защита не определена. Следовательно, и не определена норма ответственности.

В настоящее время исходя из доверительного характера отдельных профессий и определённых видов деятельности к профессиональной тайне можно отнести следующие виды тайн: 1) банковская тайна, 2) налоговая тайна, 3) тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений или тайна связи, 4) тайна страхования, 5) редакционная и журналистская тайна, 6) врачебная тайна, 7) аудиторская тайна, 8) нотариальная тайна, 9) тайна голосования, 10) адвокатская тайна, 11) тайна следствия и судопроизводства, 12) музейная тайна, 13) тайна ЗАГСа, 14) архивная тайна, 15) тайна завещания, 16) тайна государственной охранной деятельности, 17) тайна исповеди, 18) депутатская тайна, 19) тайна совещаний судей, 20) тайна совещания присяжных заседателей, 21) сведения, сообщенные доверителем в связи оказанием юридической помощи, 22) сведения о страхователе, 23) сведения о доноре и реципиенте, 24) содержание дискуссий и результатах голосования закрытого совещания Конституционного суда, 25) информация о намерениях заказчика архитектурного проекта, 26) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них, 27) сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судей, участников уголовного процесса, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких, 28) тайна о недрах, 29) дактилоскопическая тайна, 30) тайна кредитной истории, 31) тайна ценных бумаг, 32) таможенная тайна и др.

Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение понятия профессиональная тайна.

Профессиональная тайна — общее название группы охраняемых законом тайн, необходимость соблюдения которых вытекает из доверительного характера отдельных профессий и определенных видов деятельности .

Предметом профессиональной тайны являются отношения, возникающие между субъектами, участвующими в обработке и защите профессиональной тайны.

К основным субъектам правоотношений в этой области относятся доверители (владельцы), держатели и пользователи профессиональной тайны .

Доверитель — физическое лицо (независимо от гражданства), доверившее сведения другому лицу, а также его правопреемники (в том числе наследники).

Держатель — физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым исключительно в силу их профессиональной деятельности (профессиональных обязанностей) были доверены или стали известны сведения, составляющие профессиональную тайну.

Пользователь (пользователи) — лицо (лица), которому(-ым)

сведения, составляющие профессиональную тайну, стали известны на законных основаниях в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, в случае и в порядке, установленных нормами права.

Защита профессиональной тайны начинается с момента получения держателем профессиональной тайны сведений от доверителя. При этом защита профессиональной тайны может быть установлена федеральными законами или с момента заключения договора между доверителем и держателем, держащего такие сведения, если защита профессиональной тайны не определена нормами права.

В нормах права или договоре должны быть определены правовые отношения, возникающие между доверителем, держателем и пользователями профессиональной тайны.

Например, доверитель может иметь следующие права: выбирать лицо в качестве держателя профессиональной тайны и распоряжаться сведениями, составляющими профессиональную тайну, по своему усмотрению; требовать защиты профессиональной тайны от её держателей и пользователей в течение всего срока, определённого нормой права или договором; требовать от держателей и пользователей профессиональной тайны в случае её разглашения возмещения причинённого ущерба и компенсации морального вреда в соответствии с гражданским правом или привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

На держателей и пользователей профессиональной тайны может быть возложен ряд обязанностей:

— должны подтвердить доверителю гарантию защиты профессиональной тайны;

— установить режим профессиональной тайны;

— обеспечить сохранность сведений, составляющих профессиональную тайну, а также требовать обеспечения этой сохранности от всех лиц, которым стала известна от них на законных основаниях профессиональная тайна;

— отказывать в предоставлении сведений, составляющих профессиональную тайну, без согласия доверителя кому бы то ни было, если эти требования не установлены прямо федеральным законом.

При этом пользователи профессиональной тайны из числа государственных органов власти и муниципальных органов власти и их должностных лиц обязаны обеспечить неразглашение профессиональной тайны и установить у себя её охрану в режиме служебной тайны.

За разглашение профессиональной тайны держатели и пользователи профессиональной тайны должны нести ответственность в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

Держателям и пользователям профессиональных тайн можно предложить ряд общих правовых мер, позволяющих обеспечить их защиту, с опорой на нормы права, регулирующих отношения в области государственной и коммерческой тайны:

— распределение обязанностей между должностными лицами за защиту профессиональной тайны в организации, в том числе назначение ответственного лица за её защиту;

— разработка и утверждение перечня сведений, относящихся к профессиональной тайне;

— разработка положения о порядке допуска и доступа пользователей к профессиональной тайне;

— организация и соблюдение определенного порядка управленческой деятельности должностных лиц организации, направленной на снижение риска утраты, утечки, модификации сведений, составляющих профессиональную тайну, в том числе за счет действий пользователей;

— наличие в документообороте дел по профессиональной тайне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ограничение (разграничение) круга держателей и пользователей по доступу к сведениям, составляющих профессиональную тайну;

— определения перечня пользователей, допущенных к работе со сведениями, составляющих профессиональных тайну, с заключением с ними дополнительных договоров (контрактов) к трудовым договорам (контрактам);

— организация учёта пользователей, допущенных к работе со сведениями, составляющими профессиональных тайну;

— определение персональной ответственности за сохранность сведений, составляющих профессиональных тайну;

— организация обучения и воспитания лиц, допущенных к сведениям, составляющими профессиональных тайну;

— материальное и моральное стимулирование лиц, работающих со сведениями, составляющими профессиональных тайну;

— осуществление постоянного аудита, мониторинга (контроля) защиты профессиональной тайны.

В пункте 6 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» говорится, что информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Далее, в пункте 7 данной статьи определено, что срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

В современном мире уже невозможно обойтись без технических средств и информационных систем при осуществлении любого вида деятельности человека, в том числе при обработке сведений, составляющих профессиональную тайну.

При этом под обработкой сведений, составляющих профессиональную тайну, можно понимать любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием

средств автоматизации или без использования таких средств со сведениями, составляющими профессиональную тайну, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление), блокирование, удаление и уничтожение, сведений.

Так как в нормах права нет нормативных правовых актов, определяющих перечень технических и организационных мер по защите сведений, составляющих профессиональную тайну, обрабатываемых с использованием средств автоматизации, то можно воспользоваться нормами, определяющими требования к защите информации, не составляющих государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную, содержащихся в государственных информационных системах» .

Правовое регулирование отношений в области профессиональной тайны в настоящее время становиться все более актуальной проблемой в жизни гражданина, деятельности общества и государства, требующей как реализации новых правовых подходов в её обработке и защите, так и определения порядка допуска и доступа к ней.

Вопросы государственного управления в информационной сфере, в том числе правовое регулирование отношений в области тайны, становятся важнейшим фактором развития личности, общества и государства на современном уровне в части упорядочения и дальнейшего развития норм права в этой области деятельности человечества.

В Российской Федерации созданы правовые отношения, которые определяют в отношении тайны информации предписывающие, запрещающие, разрешающие и рекомендующие нормы.

Одной из важных мер, обеспечивающих тайну информации, является правильная организация допуска и доступа к ней должностных лиц, работников организации и граждан, принимаемых на работу, к ней.

Литература

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Барчан Н.Н., Новиков В.К. Правовое регулирование отношений в области профессиональной тайны. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации. Материалы заседания «круглого стола». М.: Экон-информ, 2013.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *