Передача полномочий получателя бюджетных средств

Передача полномочий получателя бюджетных средств

«Финансовая газета», N 40, 1999
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), который вводится в действие на территории Российской Федерации с 1 января 2000 г., устанавливает правовые основы не только государственных заимствований, в которых Российская Федерация выступает в качестве заемщика, но и предоставления бюджетных средств другим заемщикам на возвратной и возмездной основах.
Бюджетные средства на возвратной основе предоставляются в форме бюджетных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в форме бюджетных ссуд другим уровням бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных кредитов юридическим лицам, в том числе в форме налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств.
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, как являющемуся, так и не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием и бюджетным учреждением.
Возможности федерального бюджета по предоставлению организациям бюджетного кредита как одной из форм расходов федерального бюджета могут быть оценены исходя из положения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета», согласно которому Правительству Российской Федерации поручено предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на 1995 и последующие годы направление до 4% совокупных расходов федерального бюджета на предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям. Причем указанная финансовая поддержка предоставляется предприятиям на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу.
В свою очередь средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд соответствующим федеральным органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и бюджетным ссудам, составляют доходную часть федерального бюджета. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитывается плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам и юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет и, как правило, аккумулируются на лицевых счетах Главного управления федерального казначейства Минфина России с последующим направлением на те же цели.
В соответствии с БК РФ сторону Российской Федерации в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе по поручению Правительства Российской Федерации представляет Минфин России. Это Министерство обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в договоре о предоставлении бюджетного кредита Российскую Федерацию могут представлять и иные государственные органы, а также бюджетные учреждения. Это положение БК РФ отличается от положения ст.819 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому в роли кредитора по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию Банка России.
По поручению Правительства Российской Федерации в подготовке предложений о предоставлении бюджетного кредита либо об отказе в его предоставлении помимо Минфина России могут принимать участие и иные федеральные органы исполнительной власти.
Минфин России разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации для направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год, указывая в нем, в том числе, цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
Например, согласно ст.55 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» (ред. от 17.07.1999) Правительство Российской Федерации вправе осуществлять в 1999 г. в пределах ассигнований федерального бюджета на условиях возвратности и платности финансирование расходов на сезонное кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса, закупок сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд, расходов на развитие межфермерской кооперации, на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно — технического назначения легкой и текстильной промышленности, на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива для предприятий лесной промышленности, расходов на выполнение высокоэффективных прикладных научно — технических разработок, имеющих коммерческую значимость, и других расходов в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные средства федерального бюджета, как правило, выделяются в пределах финансового года или на срок до одного года, а в отдельных случаях — до четырех лет.
В процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год дополнительно к ранее представленным документам и материалам Минфин России разрабатывает проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года.
Кроме того, Минфин России подготавливает предложения, определяющие политику Правительства Российской Федерации по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, и о порядке предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Разрабатываются также соответствующие внутренние документы, определяющие правила предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, ведения реестров всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов, составления отчетов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
При выделении конкретных сумм средств любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных федеральным бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в федеральном бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.236 БК РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Следует полагать, что правила финансирования расходов в пределах целевых назначений, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, не означают ограниченности денежных средств в обороте в том юридическом значении, как это установлено ст.129 ГК РФ относительно оборотоспособности объектов гражданского оборота.
Статья 129 ГК РФ определяет свободно обращающиеся объекты права, объекты, ограниченно оборотоспособные, и объекты, изъятые из оборота. Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение оборотоспособности и тем более полное изъятие из оборота — исключением из этого правила. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов могут принадлежать только государственным организациям или только российским гражданам и юридическим лицам либо находиться в обороте только по специальным разрешениям. Данная статья ГК РФ предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом.
Денежные средства относятся к объектам прав, свободно обращающимся на территории Российской Федерации. Они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.
Из этого следует, что отношения бюджетного законодательства Российской Федерации, связанные с целевым использованием бюджетных средств, имеют иной юридический смысл.
Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК РФ и иных нормативных правовых актов на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год.
Предоставление бюджетных кредитов государственным или муниципальным унитарным предприятиям допускается на возмездной и безвозмездной основе. Другим организациям бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — предварительная проверка финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредитного договора. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.
Минфин России организует проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита и использования бюджетного кредита через Главное управление федерального казначейства, территориальные органы федерального казначейства и территориальные контрольно — ревизионные органы.
Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Заемщик самостоятельно осуществляет операции и платежи за счет средств бюджетного кредита в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Статьей 163 БК РФ определено, что получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме возвращать их, своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, своевременно представлять отчет и иные сведения об их использовании.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только поручительства, банковские гарантии, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту указанными способами бюджетный кредит не предоставляется.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
(Продолжение см. «Финансовая газета», N 41, 1999)
Подписано в печать А.Киреев
01.10.1999 Зам. руководителя
Правового департамента
Минфина России

О порядке передачи бюджетных полномочий

КОМИТЕТ ФИНАНСОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 23 апреля 2018 года N 22н
О порядке передачи бюджетных полномочий

В соответствии со статьей 6, пунктом 3.1 статьи 158, пунктом 2 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 9.1 Закона Курской области от 18.06.2003 N 33-ЗКО «О бюджетном процессе в Курской области», Общими требованиями к порядку принятия решений о передаче главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств своих бюджетных полномочий получателя бюджетных средств находящимся в его ведении получателям бюджетных средств или Федеральному казначейству (финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования), а также полномочий получателей бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, другим получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении, утвержденными приказом Минфина России от 27.12.2017 N 254н, приказываю:

1. Утвердить Порядок передачи главным распорядителем средств областного бюджета своих бюджетных полномочий получателя средств областного бюджета находящимся в его ведении получателям средств областного бюджета или финансовому органу Курской области, а также полномочий получателей средств областного бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя средств областного бюджета, другим получателям средств областного бюджета, находящимся в его ведении.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета финансов Курской области И.Ю. Апонасенко, заместителя председателя комитета, начальника управления казначейского исполнения бюджета комитета финансов Курской области С.И. Сидорову, заместителя председателя комитета финансов Курской области, начальника управления отраслевого финансирования комитета финансов Курской области А.Д. Сивцеву, заместителя председателя комитета финансов Курской области В.Л. Дремову, заместителя председателя комитета, начальника управления делами комитета финансов Курской области А.А. Авилова.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель комитета
Л.В.ПОЛОЖЕНЦЕВА

1. Настоящий Порядок передачи главным распорядителем средств областного бюджета своих бюджетных полномочий получателя средств областного бюджета находящимся в его ведении получателям средств областного бюджета или финансовому органу Курской области, а также полномочий получателей средств областного бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя средств областного бюджета, другим получателям средств областного бюджета, находящимся в его ведении, устанавливает правила передачи главным распорядителем средств областного бюджета своих бюджетных полномочий получателя средств областного бюджета находящимся в его ведении получателям средств областного бюджета или финансовому органу Курской области, полномочий получателей средств областного бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя средств областного бюджета, другим получателям средств областного бюджета, находящимся в его ведении.

Передача полномочий, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется в случаях, установленных Администрацией Курской области.

2. Решение о передаче на безвозмездной основе полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка (далее соответственно — Решение, переданные полномочия), принимается главным распорядителем средств областного бюджета в течение месяца со дня доведения ему как получателю средств областного бюджета (находящимся в его ведении получателям средств областного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств или лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств, связанных с реализацией переданных полномочий (в срок, установленный решением).

3. Решение должно содержать в том числе следующие положения:

а) наименование главного распорядителя средств областного бюджета и (или) получателя средств областного бюджета, передающего свои бюджетные полномочия получателя средств областного бюджета (далее — передающий получатель), и его код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее — Сводный реестр);

б) наименование получателя средств областного бюджета или финансового органа Курской области (далее — комитет финансов Курской области), осуществляющего переданные ему полномочия получателя средств областного бюджета (далее — принимающий получатель), и его код по Сводному реестру;

в) наименование переданных полномочий;

г) права и обязанности принимающего получателя по исполнению переданных полномочий;

д) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принимающим получателем переданных полномочий;

е) порядок проведения главным распорядителем средств областного бюджета и (или) получателем средств областного бюджета, бюджетные полномочия которого переданы принимающему получателю, контроля за осуществлением принимающим получателем переданных полномочий;

ж) порядок взаимодействия между передающим получателем и принимающим получателем по предоставлению информации об осуществлении принимающим получателем переданных полномочий;

з) наименование и реквизиты территориального органа Федерального казначейства, комитета финансов Курской области, в котором будет обслуживаться лицевой счет, предназначенный для отражения операций по переданным полномочиям получателя средств областного бюджета, открытый передающему получателю;

и) иные положения, необходимые для осуществления переданных полномочий, установленные Администрацией Курской области.

4. Копия Решения (выписка из Решения) направляется передающим получателем принимающему получателю в течение 2 рабочих дней со дня его подписания руководителем передающего получателя или иным лицом, уполномоченным действовать от имени руководителя передающего получателя.

5. Принимающий получатель в течение 5 рабочих дней со дня получения копии Решения (выписки из Решения) должен представить копию указанного Решения (выписки из Решения) в территориальный орган Федерального казначейства, комитет финансов Курской области вместе с документами, необходимыми для открытия лицевого счета, указанного в подпункте «з» пункта 3 настоящего Порядка, передающему получателю в территориальном органе Федерального казначейства, комитете финансов Курской области.

6. В случае принятия Решения оплата денежных обязательств по бюджетным обязательствам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется принимающим получателем от имени передающего получателя на основании платежных документов, оформленных в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, а также в соответствии с порядком, установленным Федеральным казначейством, представленных им в территориальный орган Федерального казначейства, комитет финансов Курской области по месту открытия передающему получателю средств лицевого счета, указанного в подпункте «з» пункта 3 настоящего Порядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *