Передача тепловых сетей в муниципальную собственность

Передача тепловых сетей в муниципальную собственность

Отвечая на Ваш вопрос, в первую очередь, необходимо определиться, относятся ли транзитные участки труб к имуществу многоквартирного дома (далее — МКД), и исходя из системного анализа нормативно-правовых актов, а также судебной практики, можно сделать вывод о том, что указанные объекты не относятся к имуществу МКД.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Также в соответствии с пунктом 1.9. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации № 85 от 13.12.2000 (далее – Типовая инструкция) границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается на границе балансовой принадлежности. При этом граница балансовой принадлежности – линия раздела элементов систем теплоснабжения по признаку собственности или иного законного основания исходя из понятия внутридомовой системы отопления, данного в пункте 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, участки транзитных тепловых сетей, проходящих в подвалах нескольких жилых домов, предназначенные для снабжения их тепловой энергией, не могут быть отнесены к общему имуществу.
Таким образом, транзитные участки труб не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В отношении оформления прав муниципалитета на транзитные участки труб, законодательно закреплено следующее.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Частью 3 данной нормы установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Исходя из вышеизложенного, оформление в муниципальную собственность бесхозяйных транзитных участков труб возможно, как и передача их на содержание и обслуживание специализированным организациям.

Астраханское управление Федеральной антимонопольной службы предложило головному офису внести в Госдуму закон, по которому расходы за потери в бесхозных сетях несли бы ресурсоснабжающие организации, не перекладывая эти расходы на жильцов. Поставщик тепла и горячей воды, компания «ЛУКОЙЛ-ТТК” согласна подчиниться закону, но уверяет, что не включает в тариф расходы на содержание и ремонт бесхозных сетей.В зоне
безответственности

Решение обратиться в головной офис с просьбой готовить поправки в действующее законодательство антимонопольщики приняли по итогам заседания Экспертного совета по применению законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального комплекса при УФАС.

По словам председателя совета, руководителя антимонопольного управления Николая Меркулова, в УФАС периодически обращаются потребители коммунальных услуг с просьбой воздействовать на поставщиков этих услуг, которые выставляют, по мнению жалобщиков, незаконные требования. Речь идет о поставщиках электроэнергии, тепла, воды. Поставщики требуют компенсировать потери в подводящих сетях, не принадлежащих ни поставщикам, ни жильцам, «то есть по разным причинам являющихся бесхозными”.

«Граница ответственности жильцов заканчивается на границе дома”, – убеждал глава УФАС нашего корреспондента.
Бесхозными сети становятся несколькими путями, перечисляет Николай Меркулов. Например, сети когда-то принадлежали юридическим лицам, но те попросту ликвидировались. Возможно, электросети принадлежали «Астраханьэнерго”, но в процессе передачи каким-то образом не попали на баланс «МРСК Юга”. Возможно, при создании «ЛУКОЙЛ-ТТК” теплосети каким-то образом не были включены в передаваемое компании имущество.

«Вешать — неправильно”

Компания, которая продает ресурс, возлагает потери на жильцов просто расчетным путем, объясняет Николай Меркулов: «Мы считаем, что вешать на население эти потери неправильно, и, соответственно, возбуждаем антимонопольные дела”.

Сейчас действующее законодательство не позволяет заставить ресурсоснабжающие организации брать сети на баланс (конкретному юрлицу – в зависимости от того, чей ресурс по этим сетям поступает). Значит, надо изменить законодательство. «Раз монополист заинтересован в этих сетях, раз он продает с их помощью свой ресурс – вот пусть он их и содержит”, – объясняет глава УФАС решение обратиться в головной офис антимонопольной службы с просьбой повлиять на правила игры для монополистов. Это может быть, к примеру, отдельное постановление правительства РФ. «А пока нет механизма – возможны любые нарушения со стороны ресурсоснабжающей организации”, – делает вывод Николай Меркулов.

А вот кому километр трубы?

Разбирательство в УФАС началось с конкретной жалобы жильцов дома № 7 на улице Бульварной в микрорайоне Бабаевского. ОАО «МСРК Юга” попыталось заключить с управляющей организацией ООО «Благовест” договор, по которому потери, возникающие на участке электросети от магистральной линии до дома, должны были компенсировать жильцы. «Благовест” не согласился и обратился к антимонопольщикам. Те возбудили антимонопольное дело, и вскоре, 17 июля, комиссия УФАС признала «МРСК Юга” нарушившим закон о защите конкуренции «в части навязывания потерь”.

Арбитражный суд, куда пошли энергетики, встал на их сторону и отменил решение комиссии УФАС. Теперь, рассказывают в управлении, они хотят оспорить этот вердикт в апелляции.

«Договор долевого участия в строительстве не предполагает, что собственник квартиры приобретает еще и некие сети, – поясняет Николай Меркулов. – Кто бы согласился получить в нагрузку километр трубы?!”

Похожее, но более крупное разбирательство было около шести лет назад. Тогда жители нескольких домов в Юго-Востоке в разгар отопительного сезона были поставлены перед фактом: платить тогдашнему поставщику «ЮГК ТГК-8” за потери или не получать тепло вовсе. Жильцы пошли в прокуратуру, разбирательство дошло до руководства области, и волевым решением тепло включили. Но вопрос с бесхозными теплосетями на территории города Астрахани до сих пор так и не решили. В 2011 году было принято постановление с перечнем всех бесхозных теплосетей, но передача их энергетикам либо приемка на баланс города так и не состоялась.

«Бесхозяйные вещи”

В «МРСК Юга” получить комментарий по поводу инициативы антимонопольщиков пока не удалось. В наследнице «ТГК-8”, компании «ЛУКОЙЛ-ТТК” заявили, что подчинятся требованиям законодательства, если оно и правда изменится. Сейчас же астраханский филиал выставляет потребителям счета «исключительно в соответствии с тарифами, установленными службой по тарифам Астраханской области”. «Расходы на содержание и ремонт бесхозяйных тепловых сетей в тариф не включены, так как правовой статус бесхозяйности спорных сетей не подтверждён”, – поясняет директор филиала Вячеслав Темников.

По его словам, с января 2015 года любые «бесхозяйные недвижимые вещи” должны быть приняты на учёт Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии. Для этого, цитирует норму Вячеслав Темников, достаточно заявления органов местного самоуправления и документа, подтверждающего статус бесхозяйности в течение последних 18 календарных дней.

Таким документом может, теоретически, стать то самое постановление мэрии трехлетней давности.

Дом куплен в 2000 г. Проектная документация на воду отсутствует. Нужно заказывать новый проект? Какие для этого потребуются документы и сколько стоит?

В разделе «Вопрос – ответ» нашей Интернет-приемной уже опубликован ответ на аналогичный вопрос: для выполнения проектной документации на водоснабжение жилого дома необходимо получить технические условия. Как это сделать – смотрите ниже. Напомним, что в случае подключения к частным сетям водоснабжения необходимо также представить согласование владельцев сети. Стоимость выполнения проектной документации (при наличии лицевого счета) – от 4300 руб.

Мой муж стал собственником дома в частном секторе. Дом имеет все удобства, кроме подключения к центральной канализации. Септик расположен за пределами двора, в 2 метрах от ограды дома. Если вопрос о подключении к канализации будет согласован и одобрен МУП «Горводоканал г. Волгограда», кто будет являться собственником коммунальной системы водоотведения, если учесть, что муж понесет расходы на участок коммуникаций за пределами нашего домовладения? Имеет ли собственник дома, оплативший МУП «Горводоканал г. Волгограда» врезку в городскую канализацию, право на государственную регистрацию права собственности на оплаченный участок коммуникаций?

В зоне размещения вашего домовладения отсутствуют муниципальные сети централизованной бытовой канализации. Подключение к частному канализационному коллектору возможно при условии согласования с владельцами сети. Для решения вопроса необходимо:

1. Запросить у нашего предприятия технические условия в соответствии с «Правилами определения и представления технических условий…», утвержденными постановлением правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83, в том числе согласование владельцев частной канализации.

2. Заключить с предприятием договор на технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения и получить условия подключения.

3. Предоставить на согласование проектную документацию на проектируемый и строящийся канализационный выпуск.

4. Оформить акт технического освидетельствования сети. При наличии вышеперечисленных документов вы вправе оформить свидетельство о государственной регистрации права на проложенный канализационный выпуск своего домовладения.

На основании чего при приеме пакета документов на оформление технических условий вы требуете нотариально заверенные копии учредительных документов организации?

Технические условия объектов, подключаемых к системам водоснабжение и водоотведение, разрабатываются предприятием на основании «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных постановлением правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83. Пунктом 8 указанных правил отмечено, что запрос правообладателя земельного участка на выдачу технических условий должен содержать нотариально заверенные копии учредительных документов.

Недавно приобрели дом. Оказалось, что водопроводная сеть по улице была проведена жителями самостоятельно в 1954 году и до сих пор не поставлена на баланс водоканала. Прошу предоставить образец заявки и перечень документов, необходимых для постановки линии на баланс.

Если сеть водоснабжения построена с соблюдением зон санитарной охраны и отвечает требованиям строительных норм и правил, она может быть принята в муниципальную собственность Волгограда в качестве бесхозяйного имущества. Для этого лицам, подключенным к сети водоснабжения, необходимо написать коллективное письмо на имя руководителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда Кондратенко Ирины Владимировны (400066, Волгоград, ул. Волгодонская, 16) с просьбой о принятии водопровода в муниципальную собственность.В письме необходимо указать, в границах каких домовладений находится водопровод, его ориентировочную длину, диаметр трубопровода, год постройки.

При этом надо учесть: вводы водопровода в частные дома, включая смотровые колодцы на точках подключения к уличной сети водоснабжения, являются собственностью домовладельцев и обслуживаются (эксплуатируются) ими самостоятельно. Документом, подтверждающим права собственности ввода водопровода в дом, являются технические условия на подключение и планы (проекты), согласованные городским Водоканалом, которые должны иметься у каждого собственника. Отсутствие этих документов расценивается как самовольное подключение к городской системе водоснабжения.

Я живу в частном секторе, у нас дом на 6 хозяев, у каждого однокомнатная квартирка в этом доме. Раньше хозяин был один, а теперь нас шестеро. Квитанция на водоснабжение приходит на прежнего хозяина. Как мне переоформить свое водоснабжение на свое имя?

Окончательный ответ по вашему обращению мы сможем дать только по результатам обследования домовладения с целью определения его статуса, действительно ли ваше жилье является многоквартирным домом. Многоквартирный дом отличается от частного домовладения наличием общего имущества, которое жильцы должны содержать и обслуживать совместно. Согласно ст.161 Жилищного Кодекса РФ собственники многоквартирного дома вправе избрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе: управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и др. После выбора способа управления согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме договор на холодное водоснабжение и водоотведение с Горводоканалом заключит организация, выбранная вами – УК, ТСЖ, ЖСК.

Из-за того, что засорилась внутриквартальная канализационная сеть, в нашем доме подвал затопило фекалиями. Кто понесет за это ответственность?

Устранение засора на канализационных сетях является штатной ситуацией и не относится к категории аварийных. Заявки по устранению засоров внутриквартальных канализационных сетей персонал Горводоканала устраняет своевременно. Но в устройстве канализации есть нюансы, о которых не рассказывает ваша управляющая компания.
Согласно п. 17.27 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» санитарные приборы, борта которых расположены ниже уровня люка обечайки колодца, необходимо присоединять к отдельной системе канализации (изолированной от системы канализации вышерасположенных помещений) с устройством отдельного выпуска и установкой на нём задвижки с электрифицированным приводом, управляемым автоматически по сигналу датчика, установленного на трубопроводе в канализуемом подвале.
Согласно п. 91 «Разъяснений о применении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ» в случае подтопления подвальных помещений, вызванного отсутствием затворов, негерметичным закрытием ревизий, неисправным техническим состоянием санитарных приборов канализационных сетей, сооружений на них, ответственность несет абонент. Компания, обслуживающая внутридомовые сети, должна обеспечивать герметичность системы внутридомовой канализации и принимать меры, не допускающие подтопления подвалов.
Таковы правила. Реальность же несколько иная. Если не следить за внутридомовой канализацией и не принимать мер, то при срабатывании автоматической задвижки может получиться так, что фекальные воды могут потечь из унитаза. Управляющие компании, как и жильцы, как правило, предпочитают затапливать подвалы, а не квартиры.
Что же сделать, чтобы не сталкиваться с этой проблемой? В первую очередь помнить: канализация не предназначена для твердых бытовых отходов, даже если это пищевые отходы. И совершенно точно в канализации не место тряпкам, прокладкам, салфеткам и многому другому, что мы достаем, прочищая очередной засор. Канализация – только для жидких отходов.

У нас в частном доме установлен счетчик воды. Почему Горводоканал вдруг стал присылать нам платежные документы с расчётом по нормативам?

Давайте внимательно посмотрим, что написано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», далее – Правила).
На основании п.81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя (неисправным) в том числе и в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Согласно п. 81 (13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение неисправности в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). Что бы ни случилось с прибором учета, он должен вновь заработать в течение 30 дней.
В соответствии с п.34 Правил после поверки прибора учета потребитель обязан направить нам копию свидетельства о поверке или документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета. В случае неисполнения потребителем данных обязанностей показания прибора учета не могут применяться при расчете стоимости коммунальных услуг.
Иными словами, прибор учета, у которого прошел срок поверки, – все равно, что неисправный прибор. В этом случае плата начисляется сначала по среднемесячному объему потребления, затем – по нормативам.
На основании п.59 Правил среднемесячный объем потребления определяется по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев. Если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора, но не менее 3 месяцев. Если прибор вышел из строя, с этой даты до возобновления учета по приборам среднемесячное потребление считается не более 3-х расчетных периодов подряд. После этого плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Допустим, срок очередной поверки прибора учета истек 1 марта. Если владелец прибора ничего не предпринял, то за март, апрель и май (три месяца) плата за воду начисляется по среднемесячному потреблению за последние полгода, а с 1 июня – по нормативу потребления.

Купили дом и обнаружили, что документов на водоснабжение и водоотведение у прежних владельцев не было. Как же начислялась плата за воду прежним владельцам дома, по каким данным?

Наше предприятие предоставляет услуги водоснабжения потребителям Волгограда с июня 2009 года. До этого времени база данных по частным домовладениям была сформирована и поддерживалась на основании сведений МУПП «Волгоградводоканал» и других коммунальных операторов. Лицевые счета абонентов, открытые до июня 2009 года, переданы в МУП «Горводоканал г. Волгограда» в открытом состоянии для начисления платы по факту пользования коммунальным ресурсом. Согласно п. 115 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае «выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления несанкционированного подключения».
Отсутствие проектной и договорной документации даже в таком случае, как ваш, формально позволяет нам считать подключение несанкционированным. На основании этого документа мы вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг при отсутствии проекта на подключение водопровода и канализации. Тем не менее, при перерегистрации лицевого счета в связи со вступлением в право владения домом, Горводоканал разрешает водопользование и водоотведение на период оформления проектно-технической документации.

Почему Горводоканал не предупредил нас об отключении воды при проведении плановых работ?

При проведении плановых ремонтных работ, связанных с заменой и ремонтом пожарных гидрантов, труб, запорной арматуры, предприятие извещает управляющие компании, которые обслуживают попадающие под отключение жилые дома. В телефонограммах мы указываем не только дату отключения, но и временной диапазон – с какого по какое время предполагается отключение. Управляющие компании обязаны предупредить жильцов, а также предприятия и организация, находящиеся в этих домах. Отметим, что не всегда отключение происходит по нашей инициативе: например, установка общедомовых счетчиков или ремонт внутридомовых сетей – это работа управляющих компаний, которые отключают воду сами, без нашего участия.

Почему в ответе на вопрос, заданный через интернет-приемную, стоит «б/н» – без номера? Вы как-то регистрируете наши сообщения? Или бумажное письмо надежнее – его не потеряют?

Письма, поступающие через интернет-приемную, обрабатываются точно так же, как и бумажные: с регистрационным номером, поручениями исполнителям и теми же сроками ответа отправителю. С бумажными и электронными письмами мы работаем одинаково – в системе электронного документооборота. «Б/н» – это всего лишь значит, что ваше письмо, направленное нам, не имело исходящего номера.

Сколько времени согласовывается проектная документация на водоснабжение и водоотведение объектов для юридических лиц?

В соответствии с действующим законодательством муниципальная услуга «согласование проектной документации юридическим лицам» оказывается в течение 30 рабочих дней.

За апрель Горводоканал включил в платежку за воду плату за полив деревьев. Мы очень удивлены этим, так как в апреле никто никаких садовых работ еще не начинал. Правомерно ли выставление этих платежей? С какого по какой период данные платежи вообще должны начисляться?

Счета выставлены правомерно. Комитет по тарифному регулированию Волгоградской области постановлением от 02.04.2014 N 13/2 «О внесении изменения в постановление министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25 июля 2012 г. N 4/1 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» определил временные рамки применения норматива потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению для полива земельного участка. Указанный норматив применяется в период с апреля по октябрь каждого года.

Какие необходимы документы для перезаключения договора с Горводоканалом с одного юридического лица на другое? Это офисное помещение, встроенное в многоэтажный дом. И что надо сделать юрлицу, с которым на данный момент заключен договор?

Чтобы перезаключить договор с одного юридического лица на другое, необходимо предоставить в МУП «Горводоканал г. Волгограда» следующий пакет документов:
— баланс водопотребления и водоотведения -3 экз.;
— структурные схемы водоснабжения и водоотведения (план помещения);
— акт раздела границ водоснабжения и водоотведения (управляющая компания, ТСЖ);
— приказ о назначении ответственного лица за ВиВ (с указанием ФИО полностью и контактного телефона);
— свидетельство о регистрации, свидетельство ИНН с уведомлением, выписка из ЕГРЮЛ;
— документ, подтверждающий право собственности (копия свидетельства, договор аренды, договор безвозмездного пользования, договор оперативного управления и т.д.) на объект недвижимости;
— договор на горячее водоснабжение при наличии ЦГВС (МУП Волгоградское коммунальное хозяйство);
— план мероприятий по сокращению нерационального использования питьевой воды и сброса сточных вод.
После подачи заявления в центр обслуживания клиентов с пакетом перечисленных документов предыдущему собственнику офисного помещения необходимо написать заявление о смене собственника помещения для расторжения договора.

Подскажите, пожалуйста, стоимость подключения к канализации и водоснабжению многоквартирного дома. Какие расходы меня ожидают?

Размер платы к сетям водоснабжения и водоотведения определяется исходя из тарифа на подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения (Постановление администрации Волгограда от 10 мая 2011 г. №1124 «Об установлении тарифов на подключение к коммунальным системам холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда строящихся (реконструируемых) объектов для муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда») и нагрузки ресурсов, необходимых для объекта.
Однако 10 февраля 2014 года вышло Постановление администрации Волгограда № 135 о «О признании утратившим силу постановления администрации Волгограда от 10 мая 2011 г. №1124 «Об установлении тарифов на подключение к коммунальным системам холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда строящихся (реконструируемых) объектов для муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда». Соответственно тарифы на подключение к коммунальным системам холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда строящихся (реконструируемых) объектов для нашего предприятия не действуют. Рассчитать стоимость подключения можно будет после утверждения нового тарифа.

Где можно подать заявление на проведение воды в частном секторе Советского района и какие документы для этого нужны?

Запрос на выдачу технических условий принимается в Центре обслуживания клиентов предприятия (г.Волгоград, Центральный район, ул. Пархоменко, д. 47А, кабинет №38).
В соответствии с «Правилами определения и представления технических условий…», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 83 от 13 февраля 2006 г., для подготовки технических условий Вам необходимо представить следующие документы:
— план размещения объекта в масштабе 1:500;
— правоустанавливающие документы на земельный участок и на объект.
При наличии технической возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения, предприятием будут выданы технические условия по вашему запросу с представлением исходных материалов.

Прошу вас подсоединить мой участок, полученный для многодетной семьи по адресу: г.Волгоград, Кировский район, территория западнее 1-ой очереди жилого района Ергенинский, квартал 6, участок 55, к воде, и сообщить мне когда планируется подсоединение моего участка и поселка Ергенинский к воде. Документы, необходимые для подсоединения к воде, и документы на собственность участка находятся у меня на руках и будут предоставлены по вашему требованию.

Инвестиционная программа МУП «Горводоканал г.Волгограда» по развитию коммунальных систем водоснабжения и водоотведения Волгограда для подключения строящихся (реконструируемых) объектов на 2011-2015 годы утверждена решением Волгоградской областной думы от 26.01.2011г. №41/1288. Этой программой не предусмотрены мероприятия по развитию системы водоснабжения поселка Ергенинский. Резерва пропускной способности водопроводных сетей в зоне застройки нет. В связи с этим выдача технических условий и подключение к системе водоснабжения выделенного вам земельного участка не представляется возможным. Для подачи воды на жилую застройку этой территории требуется строительство разводящих сетей с подключением от водовода по ул.Кленовой.

Какие документы надо представить в Горводоканал, чтобы провести водоснабжение на земельный участок с жилым домом?

В соответствии с «Правилами определения и представления технических условий…», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83, для подготовки технических условий необходимо представить следующие документы:

  • план размещения объекта в масштабе 1:500;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок и объект водоснабжения.

При наличии технической возможности подключения к сетям и свободной мощности Горводоканалом будут выданы технические условия подключения.

Какая жесткость водопроводной воды в районах Волгограда?

Качество питьевой воды по показателю «жесткость общая» по районам города в целом не изменяется и составляет 3,2-3,7 мг-экв/л.

Каковы сроки выполнения и регламент закрытия заявок, поданных через Call-центр МУП «Городской водоканал г. Волгограда»? Какими нормативно-правовыми документами это определяется?

Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда разработан и утвержден регламент допустимого времени аварийных ситуаций в системах тепло-, водо- и электроснабжения. Сроки устранения повреждений фиксируются с момента отключения потребителей. Минимальный срок устранения повреждений в системе водоснабжения составляет 8 часов, он увеличивается в зависимости от типа повреждения, глубины, на которой находится трубопровод, и так далее. В случае необходимости дезинфекции трубопровода после ликвидации аварии расчетное время увеличивается на 12 часов.

Прошу вас дать комментарии о сроках решения вопроса обеспечения качественной водой жителей п. Горный Советского района.

Для выполнения мероприятий по обеспечению качественной водой жителей поселка Горный Советского района подготовлено задание на проектирование, проводится тендер на проектирование блочных водопроводных очистных сооружений. Предполагается выполнить установку этих сооружений в 2014 году.

Хочу установить счётчик на воду. Проживаю в частном секторе. Нас два собственника. Какие документы нужны для установки счетчика?

К расчетам за потребляемые услуги по показаниям счетчика принимаются только опломбированные и зарегистрированные в МУП «Горводоканал г. Волгограда» приборы учета с момента подписания акта о введении его в эксплуатацию (после проверки правильности монтажа водомерного узла). Для постановки водомера на учет необходимо предоставить следующий комплект документов: домовую книгу или справку о составе семьи, рабочий проект подключения сетей водопровода (канализации), технический паспорт на домовладение, паспорт на прибор учета, приобретенный согласно проекту и имеющий непросроченную дату поверки. Если домовладение находится в долевой собственности, необходимо предоставить свидетельство о государственной регистрации права на долю в жилом доме и земельного участка каждого собственника. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» расходы по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета производятся за счет средств потребителя. По вопросу оформления проектной документации на подключение сетей водоснабжения (водоотведения) необходимо обращаться в МУП «Горводоканал г. Волгограда» по адресу: Центральный район, ул. Пархоменко, д.47а, каб. 38, телефон 55-13-21.

— Почему заявление на опломбировку прибора учета нужно подавать лично? XXI век на дворе!

Для подачи заявления есть два варианта:
1. Прибыть в Центр обслуживания клиентов МУП «Горводоканал г. Волгограда» (ул. Пархоменко, 47а) с пакетом документов: домовой книгой, паспортом на прибор учета, проектом подключения к сетям водопровода и письменно оформить заявление на бланке установленного образца;
2. Отправить заявление на опломбировку в произвольной форме и отсканированные копии необходимых документов по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по почте.

— Надо ли платить за опломбировку приборов учета?
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

— Можем ли мы, жильцы многоквартирного жилого дома, оплачивать услуги МУП «Горводоканал г. Волгограда» напрямую МУП, минуя управляющую компанию?
Внесение платы за коммунальные услуги на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающей организации регламентируется ч. 7.1 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ, п. 64 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Однако такой способ расчетов не влечет возникновения договорных отношений между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Это — исполнение ваших обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед исполнителем — управляющей компанией. Кроме того, расчеты непосредственно с ресурсоснабжающей организацией не освобождают собственников от внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды.

— В объявлениях о плановых профилактических остановках водоснабжения вы указывали конкретные сроки, когда нам придется сидеть без воды. Почему вода отключена раньше и включена позже?

Проводя плановые профилактические работы, МУП «Горводоканал г. Волгограда» начинает остановку водоснабжения строго в 00.00 определенной для этих работ даты. Для того, чтобы система освободилась от воды полностью, требуется еще несколько часов. Поэтому в некоторых домах вода есть и некоторое время спустя после остановки. При этом абсолютное большинство потребителей начинают делать запасы воды в последний момент — как правило, после 18-19 часов накануне, а пик разбора приходится на 22-23 часа. Такое усиленное потребление приводит к тому, что воды хватает не всем. Точно так же происходит и по окончании плановой остановки: после запуска подачи воды требуется время, чтобы система заполнилась. Чтобы не повредить систему резким ростом нагрузки, подача воды начинается с небольшим напором. Поэтому не во все дома вода приходит одновременно. Учитывая, что при этом сразу начинается усиленный разбор воды, ее также хватает не всем.

— Нигде не могу найти действующие на территории города Волгограда нормы потребления холодной воды на полив земельного участка (огорода). Укажите, пожалуйста, официальный источник, а также саму норму.

Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании для полива земельного участка без индивидуальных приборов учета утверждены постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25 июля 2012 г. N 4/1 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» (в редакции постановлений министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 17.05.2013 N23/1 и от 21.08.2013 N42/1). Расход воды на полив земельного участка утвержден в размере 0,46 кубометров на квадратный метр площади поливаемого участка в месяц и применяется на территории Волгоградской области в период с мая по сентябрь календарного года.

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», разрешает Застройщику за счет денежных средств дольщиков возводить внешние инженерные сети в границах земельного участка, выделенного под строительство. При этом закон ничего не говорит о том, кому эти инженерные сети принадлежат после ввода здания в эксплуатацию.

Проблемная недвижимость

После окончания строительства застройщики часто сталкиваются с вопросом, что делать с построенными коммуникациями, расположенными в границах земельного участка, выделенного под строительство.

· Может ли Застройщик передать инженерные сети в управление управляющей компании?

· Вправе ли Застройщик передать инженерные сети в аренду или собственность ресурсоснабжающей организации?

· Должны ли начисляться налоги при передаче инженерных сетей в собственность ресурсоснабжающих организаций?

Это только часть вопросов, на которые должен ответить застройщик, решая судьбу оставшихся у него на балансе инженерных сетей. Ответ зависит от того, кто является собственником построенных сетей. А с этим ясности как раз и нет.

Когда общие сети не являются общедомовым имуществом

Как правило, дольщики становятся собственниками инженерных сетей в силу закона. Статья 36 Жилищного Кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливают перечень имущества, которое в сиу закона является общим имуществом всех собственников дома. В частности, к такому имуществу относятся трансформаторные подстанции, тепловые пункты и наружные сети, которые обслуживают более одного помещения в одном доме.

Сложности с трактовкой этих норм возникают, когда к трансформаторным подстанциям, тепловым пунктам, ливневой канализации и другим объектам подключены сразу несколько домов. Будут ли такие объекты обладать статусом общего имущества в силу закона?

Из судебной практики следует однозначный вывод: нет, не будут.

Показательным в этом отношении является Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08 по делу N А72-5489/06-22/219. В этом деле суд столкнулся с ситуацией, когда через подвал одного дома к другому дому проходила транзитная труба отопления. Собственники первого дома утверждали, что они являются и собственниками транзитной трубы, поскольку она расположена в их подвале и отапливает, в том числе, их дом. Собственники второго здания возражали, что не имеет значения чей подвал, на статус трубы это не влияет.

Высший Арбитражный суд РФ рассмотрел дело и ответил, что правы собственники второго здания. По смыслу пунктов 5, 6 Правил содержания имущества тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Часть подвальных тепловых сетей, которая осуществляет теплоснабжение, как жилого дома, так и отдельного здания за пределами дома, не может быть отнесена к общему имуществу.

Отсюда следует интересный вывод: инженерные сети, построенные на деньги дольщиков, но обслуживающие больше одного дома, не являются общим имуществом.

Бесхозное имущество в нагрузку муниципалитету

У застройщиков часто возникает желание передать построенные инженерные сети муниципалитету. В некоторых случаях это допустимо и даже является обязанностью застройщика. Инженерные сети должны быть переданы органам местного самоуправления в следующих случаях:

· По договору о развитии застроенной территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 4 статьи 46.2. Градостроительного Кодекса РФ);

· По договору о комплексном освоении территории, если это предусмотрено договором (пункт 2 часть 6 статьи 46.4 Градостроительного Кодекса РФ);

· В соответствии с постановлением правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»;

· В Пункте 7 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», правительство рекомендовало органам местного самоуправления принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность. Однако это право, а не обязанность муниципалитета, которое ко всему прочему не касается инженерных сетей, созданных внутри земельного участка.

Как видно перечень является достаточно ограниченным. Это заставляет заинтересованных лиц ухищряется, и пытаться передать наружные сети муниципалитету, как бесхозное имущество на основании статьи 225 ГК РФ.

Интересна позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2015 г. по делу № А73-11133/2014. В этом деле суд пришел к выводу, что наружные инженерные сети, не являющиеся общим имуществом, пусть даже и созданные при строительстве здания, не являются имуществом дольщиков. Суд фактически признал такие сети бесхозные, но указал, что у Мэрии отсутствует обязанность принять такие сети себе на учет.

Сославшись на нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» суд отметил, что ресурсоснабжающии организации вправе эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов. Поэтому урегулировать статус наружных сетей должны между собой ресурсоснабжающия организация и муниципалитет. Собственников дома эти отношения волновать не должны.

Такая позиция напоминает страуса, прячущего голову в песок. Она позволяет решить проблему с практической точки зрения, но с правовой не выдерживает критики. Если инженерные сети кто-то построил, значит, у них есть собственник. И суд должен был решить, кто им является.

Бремя застройщика

В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Застройщик заинтересован в строительстве наружных инженерных сетей и обладает правом аренды или собственности на участок, предоставленный под строительство. Исходя из этих позиций, застройщик может быть признан собственником инженерных сетей.

Это дает определенные преимущества для дальнейшего оборота инженерных сетей, у которых появляется единый собственник, который следит за их состоянием; при необходимости дает разрешение на подключение к ним; не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах дополнительных расходов на содержание.

Интересным является вывод, изложенный в Постановлении Президиума Красноярского краевого суда от 26.06.2018 по делу N 44Г-71/2018, 44Г-72/2018. Суд стал дословно толковать договор долевого участия, согласно которому предметом договора, являлась квартира в доме, но не трансформаторная подстанция. Суд учел, что трансформаторная подстанция входит в комплекс электроустановки, обеспечивающей электроснабжение микрорайона по кольцевой сети, т.е. не является общим имуществом. На основании этого суд признал, что у дольщиков отсутствуют права на трансформаторную подстанцию, собственников которой является застройщик.

Против такого подхода есть ряд возражений:

1. Земельный участок после завершения строительства отходит дольщикам. Из этого правила есть исключения, когда земельный участок, например, выделяется именно под строительство трансформаторной подстанции;

2. Инженерные сети могут строиться за счет дольщиков. Передача таких инженерных сетей застройщику можно рассматривать как своеобразное дарение денежных средств;

3. Застройщик строит инженерные сети не для их дальнейшей эксплуатации. В некоторых случаях застройщики создают дочерние компании, которые в дальнейшем обслуживают дома, возведенные застройщиком. Если застройщик не собирается обслуживать дома ни сам, ни через подконтрольную управляющую компанию, то насколько оправдано возлагать на него бремя содержания инженерных коммуникаций, которые нужны собственникам помещений в доме.

Для многих застройщиков инженерные коммуникации являются бременем, которое они не хотят возлагать на себя.

Общее имущество собственников нескольких домов

Мы вернулись к тому, с чего начали – могут ли собственниками общих инженерных сетей являться дольщики всех домов, которые к этим инженерным сетям подключены? Если дома два, то дольщики двух домов владеют и принадлежат этими инженерными сетями. Если дома три, то дольщики трех домов владеют сетями. А если у вас ливневая канализация обслуживает десять домов, то значит все десять тысяч жителей и являются собственниками этой ливневой канализации.

Такой вывод плавно вытекает из статьи 18.1 закона о долевом участии. Согласно указанной норме объекты социальной структуры, обслуживающие несколько домов, могут по соглашению быть переданы в долевую собственность всем собственникам. Конечно, в первую очередь закон под объектами социальной инфраструктуры понимает школы, детские сады, поликлиники, хотя вопрос о возможности передачи таких объектов дольщикам вызывает еще больше вопросов. Но, представляется, что к ним могут быть отнесены и трансформаторные подстанции, и другие инженерные сети, и даже дороги.

Для применения статьи 18.1. существует ряд условий. Как минимум должно быть заключено соответствующее соглашение с дольщиком. О фактах подписания таких соглашений мне неизвестно.

Можно настаивать на том, что несоблюдение застройщиком обязанности заключить соответствующие договоры с дольщиком, не лишает последних права собственности на инженерные сети, созданные на их земельном участке, за их счет и для их нужд.

На моей практики был случай, когда застройщик принял решение передать на баланс управляющей компании трансформаторную подстанцию, как общее имущество всех дольщиков, руководствуясь именно тем, что построена она была за счет средств дольщиков нескольких домов. Особенность гражданского оборота инженерных сетей и линейных объектов позволили это сделать без государственной регистрации права собственности.

Вот только нужна ли такая «радость» в виде регистрации права собственности самим дольщикам? После регистрации дольщики становятся собственником самостоятельного объекта недвижимости. Это не общее имущество, которое следует судьбе основной вещи. Если собственник продал квартиру, то он должен продать одну тысячную доли в праве собственности на трансформаторную подстанцию с соблюдением преимущественное право покупки другими дольщиками. Процедуру можно обойти, подарив долю новому собственнику. Оплатить дополнительную государственную пошлину и уговорить нового собственника принять «подарок» придется в любом случае. Обороноспособность квартиры усложняется.

Дальше возникает еще больше вопросов. Вы дольщик, и хотите, чтобы трансформаторную подстанцию обслуживала управляющая компания? Соберите общее собрание собственников всех домов. Хорошо, если будет одна управляющая компания на несколько домов. Можно собрать подписи о передачи объектов инфраструктуры в аренду ресурсоснабжающих организаций, если они не против, но вот кто будет подписывать такой договор от имени собственников? Еще хуже, если, вам надо будет присоединиться к ливневой канализации, у которой десять тысяч собственников. Для этого надо будет собрать подписи не менее, чем у двух третей из них.

Тут уж уместно создавать отдельную администрацию, которая будет обслуживать отдельные инженерные сети. Департамент по обслуживанию трансформаторной подстанции. Департамент по обслуживанию велосипедных дорожек. Народные органы местного самоуправления, которые начнут дублировать функции органов местного самоуправления с местечковым размахом. Над этим можно было бы смеяться, если бы за этой иронией не было реальной проблемы.

Неутешительные выводы

Сегодня существует целый пласт отношений в сфере градостроительства и коммунального обслуживания, находящийся в поле правовой неопределенности. Огромные количества инженерных сетей с неясным статусом, которые могут выходить из строя, требуют ремонта, нуждаются в использовании для подключения к ним новых домов и зданий. И такая же неопределенная судебная практика, которая не знает, что с этими инженерными сетями делать, предлагая каждый раз новые варианты. Стабильность и определенность гражданского оборота требует окончательного решения этого вопроса, которые будет учитывать интересы всех сторон и не создавать неоправданных трудностей в распоряжении и пользовании инженерными сетями. Если есть имущество, должен быть и собственник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *