Платон и транспортный налог 2018

Платон и транспортный налог 2018

anaken2012 / .com

Так, с 2018 года приложение владельцами транспортных средств, вносящих плату по системе «Платон», к заявлению о предоставлении льготы по транспортному налогу документов, подтверждающих право на такую льготу, – их право, а не обязанность. Соответствующие разъяснения появились на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России.

Напомним, в соответствии с п. 1 ст. 361.1 Налогового кодекса физлица освобождаются от налогообложения в отношении каждого транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (система «Платон»). Такое освобождение предусмотрено, если сумма платы по системе «Платон» превышает или равна сумме исчисленного транспортного налога. Если же внесенная по системе «Платон» плата меньше суммы налога, то предоставляется налоговый вычет – транспортный налог уменьшается на сумму платы (п. 2 ст. 361.1 НК РФ).

Положения ст. 361.1 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, и действуют до 31 декабря 2018 года включительно (п. 3-4 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Теперь сведения о внесенной налогоплательщиком сумме платы налоговый орган может получить по системе межведомственного взаимодействия от оператора, обеспечивающего функционирование системы взимания платы.

Добавим, лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на рассматриваемую налоговую льготу, исполняет его в течение недели со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса. Если запрос не может быть исполнен, то налоговый орган в течение трех дней со дня получения сообщения об этом обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган (п. 3 ст. 361.1 НК РФ).

Какую информацию можно представлять для подтверждения права на налоговую льготу и налоговый вычет по транспортному налогу в виде платы по системе «Платон»? Узнайте из материала «Порядок и сроки уплаты транспортного налога налогоплательщиками – физическими лицами» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налоговики подчеркивают, что для применения льготы необходимо представить в налоговый орган по своему выбору соответствующее заявление. Оно может быть подано любым удобным способом: через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», по почте, при личном обращении в любую налоговую инспекцию. При этом если заявление ранее направлялось в налоговый орган, то представлять его повторно не требуется.

Начало 2019 года ознаменовалось не только увеличением ставки НДС, изменения затронули и систему «Платон». Среди нововведений — отмена вычета по транспортному налогу на сумму платежей в систему. Рассказываем, как владельцам большегрузов избежать ошибок при расчете необходимых отчислений в бюджет и каким образом вернуть переплату, если она образовалась.

Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2019 года?

До 31.12.2018 за собственниками большегрузного транспорта «закреплялись» два типа платежей:

  • отчисления в систему «Платон», за счет которой ремонтируются дороги;
  • региональный транспортный налог, направляемый на содержание дорог.

Кроме того, владельцы автомобилей с разрешенной max массой более 12 тонн имели возможность снизить ТН на сумму, перечисленную в «Платон».

Важно, что этим правом могли воспользоваться только собственники большегрузов, зарегистрированные в системе в качестве плательщиков ТН по данному транспортному средству (письмо налоговой службы от 11 июля 2018 года № БС-4-21/13355).

Налоговый расчет строился на следующих правилах:

  1. Учет велся по каждому автомобилю отдельно. Нельзя было уменьшить суммы налога за один грузовик на сумму взносов, уплаченных за другое транспортное средство.
  2. Уменьшение бюджетных платежей допускалось только в случае, когда в отчетном году автомобиль «изъездил» авансовые взносы в систему.
  3. При превышении платежей в «Платон» начисленного налога, плательщик полностью освобождался от обязательства. Разницу между суммой взносов и транспортным налогом разрешалось учитывать в налоговой базе по прибыли.
  4. Если оплата сбора за вред дорогам была меньше налога, в бюджет уплачивали сумму, не покрытую за счет средств, израсходованных на «Платон».

С 01 января 2019 года была отменена льгота, с помощью которой автовладельцы снижали сумму транспортного налога. Кроме того, нововведения усложнили учет расходов по «Платону». Чтобы иметь возможность включить их в общие затраты, потребуется отдельно учитывать платежи в систему.

Отмена льготы по транспортному налогу: перспективы нововведения

С 2019 год размер уплаченных платежей в систему «Платон» не имеет значения для целей расчета ТН. По новым правилам, плательщики обязаны уплачивать налоги за весь имеющийся транспорт в полном объеме (письмо ФНС № БС-4-21/5227@ от 22.03.2019).

Таким образом, на всех владельцев большегрузов одновременно ложится обязанность по расчету и уплате авансовых платежей транспортного налога, а также оплата за проезд по федеральным трассам в систему «Платон».

Важно!

Статья 12.21.3 КоАП устанавливает ряд штрафов за неиспользование бортового устройства или за махинации с ним.

Порядок учета платежей в «Платон» в составе расходов по налогу на прибыль

Итак, мы уже сказали, что с 01.01.2019 отменен налоговый вычет, который ранее предоставлялся в размере платы в систему «Платон». Все суммы сейчас могут быть учтены в налогооблагаемой базе по прибыли в полном размере в составе прочих расходов.

Правило касается не только тех, кто находится на общепринятой системе налогообложения, но и всех спецрежимников.

Переплата по транспортному налогу

Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.

Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете. Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение. К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали .

Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет. Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.

Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.

Всё дело в организации процесса и особых запатентованных технологиях.

Заказать услугу

ИА ГАРАНТ
Организация уплатила административный штраф за нарушение Правил дорожного движения (автомобиль, на котором было допущено нарушение, является собственностью организации). Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете уплаченный штраф? Можно ли включать такой штраф в налоговую базу по налогу на прибыль?

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации организация уплатила административный штраф.
В силу п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде штрафов, перечисляемых в бюджет.
Учитывая, что суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ), считаем, что организация в рассматриваемой ситуации не вправе учесть затраты на уплату штрафа в налоговом учете (дополнительно смотрите, например, письма Минфина России от 29.04.2013 N 03-03-06/4/14917, от 18.04.2011 N 03-03-06/1/247).

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).
Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Учитывая изложенное, полагаем, что операции, связанные с начислением и уплатой организацией административного штрафа, отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам»
— начислен административный штраф;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам» Кредит 51
— административный штраф перечислен в бюджет.
Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 3, 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

С января 2019 года владельцы большегрузного автотранспорта при расчете налога на прибыль получили право включать в расходы своей организации всю сумму, внесенную ими в качестве платы по государственной системе «Платон».

С соответствующим заявлением выступила на днях Федеральная налоговая служба (ФНС).

Транспортные компании смогут снизить свою налогооблагаемую базу (фото: РТИТС)

«С 1 января 2019 года отменяется вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения. В связи с этим упраздняется ограничение на учет расходов по налогу на прибыль: теперь всю сумму платы можно будет учитывать в составе прочих расходов», — говорится в официальном комментарии организации.

Как отмечают налоговики, до 2019 года организации, владеющие большегрузным транспортом, не имели такой возможности — уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму платы по «Платону». Это было связано с тем, что для владельцев большегрузов прежде (с ноября 2015 года) действовала льгота при уплате транспортного налога. Пользователи государственной электронной системы имели возможность уменьшить размер уплачиваемого транспортного налога на сумму своей платы по «Платону».

Государственная электронная автоматизированная система «Платон» функционирует в России с ноября 2015 года. Она обеспечивает взимание платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т в счет возмещения вреда, который они наносят федеральным трассам. Действие системы распространяется на 51 тыс. км дорог, расположенных на территории всей страны, за исключением платных магистралей федерального значения госкомпании «Автодор».

С 15 апреля 2017 года тариф «Платона» составляет 1,91 руб. за 1 км пути.

Фирмы — владельцы 12-тонников смогут засчитывать средства, уплаченные в системе «Платон», в счет уплаты транспортного налога. Соответствующий законопроект разработал Минтранс совместно с Минфином. Таким образом, часть платежей за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам ежегодно будет отправляться для погашения налога на транспорт, что должно несколько упростить жизнь дальнобойщикам и снизить налоговое бремя.

Реклама

Напомним, что до марта плата за один километр проезда по федеральной трассе для большегрузов составляет 1,53 руб. В дальнейшем сбор, как ожидается, вырастет до 3,06 руб., а с 2019 года — уже до 3,73 руб.

«Минтранс получил документ и сегодня, 9 февраля, согласует его и направит в правительство РФ, — говорится в сообщении Минтранса. — Законопроект предусматривает пересмотр правил исчисления транспортного налога как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Новые правила позволят засчитывать начисленные ранее средства в системе «Платон» в счет транспортного налога».

Напомним, что еще в начале января президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Тема отмены транспортного налога для грузовиков — участников системы взимания платы «Платон» возникла на ежегодной пресс-конференции Путина в декабре 2015 года. Тогда президент выразил надежду, что правительство отменит транспортный налог для 12-тонников не позднее первого квартала 2016 года.

«За километраж большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России, — сказал Путин.

— Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог, — не отменили.

Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Но для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает. Я надеюсь, что все эти решения, о которых я сказал, в том числе и по налогу на транспортные средства, в ближайшее время правительством, не позже чем в первом квартале, будут приняты».

Отметим, что тогда на пресс-конференции звучали просьбы полностью отменить систему сборов.

Однако в своем ответе на вопрос о судьбе «Платона» и дальнобойщиков Путин впервые ясно дал понять, что отмены системы не будет. Ответ разочаровал многих водителей большегрузов, надеявшихся, что в кризис власть пойдет навстречу.

При этом президент распорядился провести оценку выпадающих доходов дорожных фондов субъектов в связи с освобождением собственников транспортных средств от уплаты транспортного налога и при необходимости представить предложения по определению источников их компенсации.

Позднее правительство сообщило, что отмена транспортного налога в целом для всех автомобилистов приведет к снижению доходов в региональных бюджетах на общую сумму 146,2 млрд руб. в расчете на 2016 год, и не поддержало соответствующий законопроект, однако сохранило такую возможность для большегрузного транспорта.

В итоге и сформировалось совместное решение от Минтранса и Минфина.

Поясним, что транспортный налог идет в региональные дорожные фонды, на восстановление региональных дорог. Платежи по системе «Платон» — на ремонт федеральных трасс. Именно поэтому ранее вице-спикер Госдумы Сергей Неверов обращал внимание на необходимость найти золотую середину, оптимальное решение, чтобы регионы не остались без средств на восстановление региональных дорог в случае отмены транспортного налога.

Освобождение от транспортного налога не компенсирует затрат на «Платон»

Между тем сами участники рынка и дальнобойщики уверяют, что после введения системы «Платон» их расходы заметно выросли и никакое избавление от транспортного налога не может сравниться с этими потерями.

«Транспортный налог с одного грузовика составляет 20–40 тыс. руб. в год, а за пользование системой «Платон» придется выкладывать по 200–300 тыс. в год, — рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко «Газете.Ru».

— Вот и выходит, что подобная «отмена» транспортного налога совершенно не компенсирует введение «Платона». Ставка транспортного налога на 12-тонную фуру рассчитывается из расчета свыше 210 л.с., в среднем на такие грузовики устанавливаются моторы от 220 до 500 л.с. Чаще всего используются моторы мощностью 360 и 420 л.с. При этом доходы от транспортного налога поступают в региональные бюджеты».

Руководитель компании «Навигатор-М» Руслан Шанкин ранее уже делился собственными расчетами по «Платону».

«Вот пример с грузовой фурой с мотором 320 л.с. — за нее мы отдаем 28 тыс. руб. в год, — рассказывал Шанкин «Газете.Ru». — Получается, с отменой транспортного налога с нас снимают 2,3 тыс. руб. в месяц. При том что с пробегом 15 тыс. км в месяц нам придется отдавать 40–45 тыс. руб. Получается, что звучит громко, а на деле эффекта никакого – как мертвому припарка».

Бухгалтер небольшого семейного бизнеса по грузоперевозкам из Нижнего Новгорода Зоя Попова также уверена, что избавление от уплаты транспортного налога не слишком облегчит жизнь ее предприятию.

«У меня две фуры, в год за них я плачу около 60 тыс. руб. в виде налога на транспорт, — рассказала Попова «Газете.Ru». — Но, чтобы оплатить все наши поездки по федеральным трассам за год, придется отдать около 500 тыс. руб. за две машины – я даже не уверена, что мы столько заработаем!

При этом запчасти уже подорожали на 20–40%, мы продолжаем платить акцизы на топливо, и солярка тоже дорожает. Получается, что сборы только растут и растут. Нас убеждали, что будут поддерживать малый бизнес, а вместо этого только обдирают».

Напомним, что после масштабных несанкционированных акций протеста водителей фур, прошедших по всей России, в правительстве по-прежнему уверены, что введение денежных сборов с водителей дальнобойных машин было правильной мерой.

Так, по мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, владельцы фур платят несоизмеримо мало относительно того вреда, который грузовики наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, — ранее заявил Медведев. — А кто реально воздействует на дорогу — водители крупных грузовиков не платят практически ничего».

Медведев напомнил, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.

«Это абсолютно нормально. Психологически дальнобойщики должны привыкнуть к тому, что за такие перевозки нужно платить. Запуск системы «Платон» по взиманию платы за проезд по федеральным трассам прошел удачно, утверждают в Росавтодоре. Я считаю, что система «Платон» должна быть доведена до своего логического конца», — подчеркнул глава правительства.

Сборы за проезд по федеральным трассам позволят добавить в дорожные фонды порядка 40–50 млрд руб. в год, что, по мнению Медведева, «не так мало».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *