Плюсы и минусы соперничества в конфликте

Плюсы и минусы соперничества в конфликте

Трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации.
С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания.
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.

Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:

I Соревнование (конкуренция) — «акула»;

II Приспособление (улаживание) — «плюшевый мишка»;

III Избегание (уклонение) — «черепаха»;

IV Компромисс — «лиса»;

V Сотрудничество — «сова».

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.

Ежегодно в колледже проводится тестирование по определению ведущих способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

Свои результаты тестирования каждый студент может узнать у психолога колледжа в каб.224.

Ниже приведены описания стратегий, выделенных К. Томасом, дополненные комментариями различных авторов.

I Соревнование

Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.

В виде образа соревнование — это конкуренция «акула».

Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

Тактические действия «Акулы»:

жестко контролирует действия противника и его источники информации; постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами; использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением; провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки; выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность. При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.

Качества личности: властность, авторитарность; нетерпение к разногласиям и инакомыслию; ориентировка на сохранение того, что есть; боязнь нововведений, неоднозначных решений; боязнь критики своего стиля поведения; использование своего положения с цепью достижения власти; игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

II Приспособление

Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

Приспособление в виде образа — улаживание «плюшевый мишка»

Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей. Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сил противников. Если соотношение сил не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя». Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу. Бывают и такие случаи, когда нужно сохранить добрые отношения. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения. В случае же серьезного конфликта стратегия поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным.
Тактические действия «Плюшевого Мишки»:

— постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;
— постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
— потакает противнику, льстит.

Качества личности:

— бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
— желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
— идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
— преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.

III Избегание

Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен («Если Вы не можете договориться, какую программу по телевизору смотреть, можно заняться чем-нибудь другим» — пишет американский психолог С. Кови), либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения (если Вы считаете, что вещь, которую Вам нужно купить в этом магазине слишком дорого стоит, то Вы можете пойти в другой магазин). Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

В виде образа избегание можно представить как уклонение «черепаха».

Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.
Стратегия поведения «Черепахи» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.

С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.

Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.

Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.

Тактические действия «Черепахи»:

— отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода; избегает применения силовых приемов; игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их; отрицает серьезность и остроту конфликта; систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
Качества личности:- застенчивость в общении с людьми; — нетерпение к критике;- принятие ее как атаки на себя лично;- нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»; неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

IV Компромисс

Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

В виде образа компромисс — это «лиса».

Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта.
Тактические действия «Лисы»: торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;
использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;
ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».

Качества личности:

— предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности; настороженное отношение к критическим оценкам других людей; ожидание мягких формулировок, красивых слов; желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

V Сотрудничество

При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добится, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.

В виде образа сотрудничество — это «сова».

Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. «Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.

Тактические действия «Совы»:

— собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
— ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
— обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;
— если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:

— в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
— положительно относится к новациям, переменам;
— умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;
— использует свои способности для достижения влияния на людей.

УДК 316.482

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ: ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В ДИСКУРСЕ РОССИЙСКИХ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова, А.Ю. Исаева

На основе материалов комплексного мониторингового социально-политического исследования (контент-анализ, глубинное интервью) определены особенности отражения стратегии поведения в конфликтных ситуациях в дискурсе лидеров мнений. Учитывая, что конфликты в системе «власть — общество» являются сложносоставными, в инструментарии были заложены различные оси конфликтного взаимодействия: горизонтальные и вертикальные. В результате, с одной стороны, выявлена степень устойчивости выбираемых стратегий, а с другой, определен баланс когнитивного и коннативного компонентов конфликтологической компетентности. Данные исследования позволили отследить дифференциацию стратегий поведения в конфликте, детерминированную как личностными характеристиками, так и уровнем интеракции. При этом обнаружен определенный дисбаланс между вербализированными позициями респондентов и владением необходимыми социальными навыками и возможностью их применения. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-03-00786.

Ключевые слова: политический дискурс, конфликт, стратегии поведения, политическое участие, протестная активность

В условиях трансформации современного российского общества актуальным становится изучение вопросов адаптационного потенциала общества, который во многом зависит от «объективного положения, установок, деятельности и поведения рядовых граждан страны» . В результате местное сообщество становится не просто уровнем проведения в жизнь тех или иных государственных и региональных программ, но и самостоятельным социальным актором и от преобладания на местах носителей инновационных или традиционалистских ориентаций зависит реализация модернизационного проекта в России. Интерес в данном контексте представляет анализ дискурса лидеров общественного мнения, в роли которых на местном уровне зачастую выступают активисты гражданских инициатив.

С целью выявления детерминант выбора стратегий поведения обозначенных субъектов было реализовано комплексное мониторинговое исследование на базе лаборатории социально-политических исследований ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» в рамках проектов «Политическое участие как фактор урегулирования конфликтов в системе «власть — общество» в условиях трансформации современной России (на примере ЦФО)» (Соглашение № 14.В37.21.1018 от 07.09.2012 г. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы) и «Институционализация самоорганизации граждан как фактор оптимизации жизнедеятельности местных сообществ (на примере ЦФО)» (соглашение № 14-03-00786/14 РГНФ). Эмпирическим объектом выступали представители местных сообществ субъектов ЦФО,

дифференцированных на основе оценки качества жизни по данным ФС Госстата РФ — лидеры (Белгородская, Московская область, г. Москва), середняки (Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Ярославская области), аутсайдеры (Костромская, Тамбовская, Тверская, Тульская области).

В процессе контент-анализа публичного дискурса интернет-представительств территориальных сообществ в социальной сети «Вконтакте» рассматривалась динамика регулирования конфликта в системе «власть — общество» на различных этапах самоорганизации граждан. В качестве единиц анализа были выделены темы обсуждения, связанные с проблемами взаимодействия между жителями и представителями управляющей компании. Последняя рассматривается как элемент властной структуры, так как в существующей практике обеспечения жилищно-коммунального хозяйства сложились отношения, которые условно можно обозначить «руководство — подчинение». Данное обстоятельство в равной степени воспринимается сторонами взаимодействия, поскольку работники жилищно-коммунальной сферы обладают большей ресур-сообеспеченностью (материальной, технической, профессиональной и т.д.), что проявляется в более высоком уровне компетентности, организации, нормативной обеспеченности, поддержке органов муниципальной власти в процессе принятия и реализации управленческих решений и возможности определять модели поведения собственников жилья.

В целом, типологический анализ участников групп позволил выделить следующие роли: «Активист» (активный участник дискуссии, ориентирован на сочетание представительских и прямых форм участия, обладает интернальным локусом контроля, демонстрирует владение определенными социальными навыками), «Дискутант» (активный участник дискуссии, демонстрирующий компетентность по отдельным вопросам обсуждения, обладает экстернальным ло-кусом контроля, ориентирован преимущественно на представительские формы участия или частное решение проблем), «Наблюдатель» (пассивный участник дискуссии, реплики носят разовый характер, обладает экстернальным локусом контроля, личное участие ограничивается процедурой голосования), «Тролль» (активный участник дискуссии, носитель деструктивных моделей поведения, основная цель которых — привлечение внимания к собственной личности, к личному участию не готов), каждая из которых в силу своей специфики предопределила характер дискуссии групп, результат взаимодействия с управляющей компанией.

Структурный анализ групп позволил выделить ядро и периферию. Ядро включает в себя несколько активных участников, вовлеченных в совместную деятельность групп в онлайн- и офлайн- пространстве как индивидуально, так и коллективно и определяющих актуальную повестку дня. В периферию входят представители многоквартирных домов, которые так или иначе заинтересованы в решении проблем, однако, их поведение во многом ситуативно и зависит от мобилизационного призыва ядра.

Результаты исследования показали, что значительную роль в процессе самоорганизации местных сообществ экономически благополучных регионов имеет наличие лидера и ядра, в состав которого входят, в том числе, и представители семьи лидера. Они выполняют информационную, мобилизационную, организационную, консультативную, коммуникационную функции. Эффективность данных структурных компонентов группы обеспечивается за счет совмещения лидером ролей работника управляющей компании и собственника жилья.

Наличие лица, взявшего на себя ответственность за функционирование группы, и его активная позиция по отношению к ней приводит к тому, что начальные этапы развития группового поведения форсированы, в результате переход от номинальной к реальной группе приходится на фазы нормирования и совместной деятельности.

Достаточно интересной представляется стратегия поведения лидера группы: использование технологии вовлечения во взаимодействие на первоначальном этапе (заявка на лидерство сочетается с актуализацией интересов собственников жилья с целью обеспечения легитимации представительства) заменяется субъект-объектным взаимодействием (лидер выполняет функционал сотрудника управляющей компании).

Результаты сравнительного анализа позволили выявить специфику поведения лидеров в различных по уровню социально-экономического развития регионах. Так, согласно данным исследования, проведенного в Тверской области (регионе-аутсайдере), запросы на самоорганизацию и лидерство в местном сообществе нивелируются взаимным недоверием, что препятствует его эффективному функционированию как элемента гражданского общества.

В связи с этим процесс оформления коллектива затянут, и возникает сложность преодоления внутригрупповых конфликтов. Вместе с тем, активисты не консолидированы относительно стратегии поведения, спектра вариантов решения проблемы. Однако наличие угрозы для личной безопасности, безопасности окружения приводит к мобилизации на конкретные действия.

В процессе интеракций между участниками дефицит неперсонифициро-ванного доверия в рамках местного сообщества компенсируется искусственным созданием общих символов для обеспечения ощущения общности, принадлежности к общему «мы». При этом полностью решить проблему формирования коллективной идентичности не удается, что связано с доминированием ориентации активистов группы на закрытость, проявляющейся, в том числе, в непрозрачности принимаемых решений и ограниченности социального капитала участников, в результате чего наблюдаются трудности при организации совместной деятельности всего местного сообщества. Представители ядра и периферии группы постоянно вовлечены в конфликтные взаимодействия по вопросам расширения целей, способов их реализации, норм поведения, а отсутствие соответствующих социальных навыков конструктивного диалога ведет к отчуждению активистов от рядовых членов.

Отсутствие лидера и ядра гражданских инициатив отмечено и в регионах-середняках, что ведет к фрагментации местного сообщества, образованию устойчивых сегментов, обладающих конфликтными интересами и негативно относящихся друг к другу. При этом взаимодействие с управляющей компанией рассматривается как основание для вытеснения из состава группы.

Явных лидеров в группе не выявлено, претенденты на данные статусные позиции либо ресурсно ограничены («активисты», готовые взять на себя ответственность и мобилизовать других, успешны в профессиональной деятельности, и, как следствие, не обладают достаточным объемом времени), либо отвергаются группой. Их претензии на лидерство проявляются в борьбе за канал коммуникации как инструмент мобилизации и лоббистских практик. Проблемы формирования структуры лидерства во многом связаны с ограниченным уровнем доверия между участниками группы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии конструктивного потенциала гражданского участия в регионах-лидерах при регулировании конфликтов в системе «власть — общество» в случае соблюдения следующих условий: наличие четкой структуры группы (лидер — ядро — периферия), высокий уровень солидарности и неперсонифицированного доверия, поддержание статусных характеристик лидера посредством сочетания формальных и неформальных систем лидерства, позитивная мобилизация, открытость группы, публичное обсуждение выдвигаемых гражданских инициатив. Вышеперечисленные факторы способствуют достижению фаз «признание реальности конфликта конфликтующими сторонами», «структурирование конфликтующих групп», «институционализация конфликта», «легитимизация конфликта». При этом сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в Московской и Белгородской областях, показал, что местное сообщество последней обладает большей субъектностью, так как для него характерны разделение труда между представителями и специализация функций, распределение полномочий по принятию решений, более сложная система внутренней коммуникации, способствующая эффективной передаче и упорядочиванию информации, что позволяет группе привлекать новые ресурсы реализации целей (политические).

Данные контент-анализа публичного дискурса онлайн- сообществ, проведенного в регионах-середняках и аутсайдерах, подтвердили общероссийскую тенденцию: стратегия «голоса» в современной России является для граждан наиболее затратной и малоэффективной в отличие от проявления «лояльности». Объединение представителей местного сообщества и организация совместной деятельности могли бы решить эту проблему, однако солидарность участниками понимается весьма специфически: она распространяется преимущественно только на «своих» (жители отдельного дома), что находит отражение в дискурсе и выбираемых моделях поведения, часто носит «протестный» характер (направлена против управляющей компании), не предполагает наличие ответственности за других. В результате граждане все больше дистанцируются от власти (в лице управляющей компании), выражая ей свое недоверие в виде набора «претензий». Учитывая, что мобилизация конфликтных групп происходит бы-

стрее, а решение проблем посредством конфликта на практике является более эффективным инструментом достижения цели, полностью урегулировать сложносоставной конфликт в системе «власть — общество» на различных уровнях при существующем характере самоорганизации не представляется возможным.

Конкретизировать полученные результаты позволила реализация глубинного интервью с лидерами общественного мнения. Учитывая, что конфликты в системе «власть — общество» являются сложносоставными, в инструментарии были заложены различные оси конфликтного взаимодействия: горизонтальные и вертикальные. В результате появилась возможность, с одной стороны, выявления степени устойчивости выбираемых стратегий, а с другой, определения баланса когнитивного и коннативного компонентов конфликтологической компетентности.

Анализ дискурса дал возможность выявить дифференциацию стратегий поведения в конфликте в зависимости от личностных характеристик и уровня интеракции. При этом наблюдается определенный дисбаланс между вербализи-рованными позициями респондентов и владением необходимыми социальными навыками и возможностью их применения.

Так, ряд лидеров общественного мнения по личностной самооценке являются адептами стратегии сотрудничества («Общественные интересы, которые я могу защитить в тот или иной момент безусловно будут важны, но они также могут затрагивать интересы других сторон, групп… Поэтому очень важно выслушать все стороны и постараться прийти к консенсусу, чтобы максимально выгодно удовлетворить интересы всех сторон, что в конечном счете позволит избежать возможных дальнейших конфликтов» (Борис, руководитель)). При этом ее продуктивность видится только в рамках горизонтального взаимодействия (с коллегами, партнерами): «Учитывая интересы людей, можно оптимально распределить обязанности, обозначить ответственных и сделать выполняемую работу наиболее эффективно» (Елена, активистка); «Взаимодействие с коллегами и партнерами предусматривает долгоиграющее сотрудничество, для его большей продуктивности просто необходимо учитывать интересы каждого. Более того, компромиссные решения будут крайне полезны для успеха всей кампании, над которой мы работаем коллективно» (Борис, руководитель). В иерархических интеракциях в данном случае наибольший эффект дает стратегия компромисса, что свидетельствует о различном характере восприятия конфликтов на разных уровнях и определенных опасениях вступления в открытую конфронтацию с властными структурами («Если уступки не влияют кардинальным образом на результаты, а помогают достичь главной цели, на них всегда можно пойти. Всегда так делаю, так как считаю это главным вариантом» (Елена, активистка); «С органами власти вообще все очень интересно. Конечно, уступать и постоянно раскланиваться, сыпать любезностями, подчеркивать важность и значимость каждого представителя» (Марьяна, руководитель)). При этом на коннативном уровне такие лидеры достаточно часто демонстрируют стратегию доминирования, поскольку «абсо-

лютно уверены в своей правоте», а к стратегии компромисса обращаются тогда, когда «нет других вариантов» или «ситуация второстепенная» (стратегию сотрудничества практически не используют), при этом жертвовать своими интересами они не готовы («Отстаиваю свою позицию, когда у меня больше жизненного или профессионального опыта, когда у меня больше информации, чем у других. Когда я руководитель. Когда «мне больше всех надо», а остальные в этой ситуации лишь косвенно заинтересованы» (Марьяна, руководитель)). В результате наблюдается противоречие между позициями, занимаемыми в рамках конфликта, и реальным поведением, что на практике приводит к искажению образа конфликтной ситуации оппонентов, усилению социальной напряженности между сторонами, отказу от поиска альтернатив в решении проблемы и эскалации конфликтного взаимодействия. Особенно негативно подобная ситуация сказывается на конфликтах с представителями органов власти, так как дисбаланс вербальных конструкций и реальных действий может привести к усилению дисфункциональности коммуникации.

Вместе с тем, в данной группе есть представители, которые на практике чаще обращаются к стратегии избегания, особенно в случае политизации конфликтных взаимодействий, так как воспринимают взаимодействия с властью через призму исхода «проигрыш» — «проигрыш» («Парламент — это не место для дискуссий! Кто любит спорить, пусть идет к бабкам на лавочке самовыражается или в твиттер спускает» (Константин, пресс-секретарь); «В переговорах с властью нужно помнить, что в любом случае Ваш оппонент имеет больший приоритет по сравнению с вами в силу должностных полномочий. Необходимо взвешивать свои решения и предложения, согласовывая их с властью, допуская отступления от первоначальных неглавенствующих идей, но и прогибаться тоже не стоит, необходим баланс» (Владислав, активист); «Так случилось, что в нашей стране власть всегда оказывается права, поэтому для того, чтобы удовлетворить хотя бы часть своих интересов, потребностей необходимо играть на их условиях и по их правилам. Что чаще всего предполагает наличие каких-либо уступок и «дележки» по принципу «ты — мне, я — тебе». Власть работает с общественниками только в случае собственной выгоды, дабы закрыть свои дыры недоработки в социальной сфере» (Борис, руководитель); «Как это не печально прозвучит, но в правительстве сидят люди, считающие себя профессионалами по всех сферах, при этом именно от решения этих людей зависит очень многое, поэтому порой, чтобы двигаться дальше, приходится идти на уступки» (Игорь, активист)).

Вторая группа лидеров мнений применяют веерные стратегии, т.е. в зависимости от конкретной ситуации используют тот или иной вариант поведения: «Все зависит от конкретной ситуации, также эффективными подходами являются компромисс и приспособление. Но стратегия соперничества наиболее близка» (Иван, активист). Так, в конфликтных ситуациях с близким окружением используется стратегия приспособления или сотрудничества, при этом ближайший круг общения расширяется до коллег и партнеров как людей продуктивного сотрудничества («Важно в личных отношениях, в конфликтах с близ-

кими людьми» (Инна, активист); «Стремлюсь максимально удовлетворить интересы каждой из сторон в семье, в отношениях с родственниками» (Иван, активист)). При взаимодействии с властными структурами представители выделенной группы гетерогенны в своих взглядах, часть из них наиболее продуктивной и востребованной считает стратегию соперничества («У представителей органов власти всегда много работы, и много людей обращаются к ним с разными просьбами. Поэтому по опыту могу сказать, что о себе им нужно напоминать как можно чаще, иначе либо просто забудут про просьбу, либо посчитают, что раз человек не надоедает, то и вопрос не столь острый» (Инна, активист)), другие демонстрируют противоречивость позиций: заявляя в качестве продуктивной компромисс («В отношениях с власть надо сделать один шаг назад, чтобы сделать два шага вперед… Надо сохранить хорошие взаимоотношения» (Иван, активист)), а в качестве эффективных — соперничество, избегание и приспособление. При этом вербальные конструкции (использование категорий «просьба», «надоедает», «хорошие отношения») указывают на патерналистский характер отношения к властным структурам. Следует подчеркнуть, что владение разнообразными стратегиями конфликтного поведения является оптимальным в современных условиях. Однако, отмечая целесообразность использования тех или иных вариантов действий, некоторые представители данного типа не всегда владеют социальными навыками для их применения: «Вообще всегда нужно ее (свою позицию) отстаивать. Но я в силу своего характера это делать не могу. Однако слушать оппонента все же важно» (Инна, активист).

Для третьего типа модели поведения в конфликте характерны доминирование стратегии сотрудничества при признании конструктивности конфликта и возможность его институционализации: «Поступать следует, в первую очередь, руководствуясь действующим законодательством. Очень многие люди знакомы с ним весьма поверхностно или вообще не знакомы. Поэтому нужно выслушать их мнение, идеи, а потом показать, как их можно реализовать с нормативно-правовой точки зрения» (Татьяна, руководитель с шестилетним стажем общественной деятельности) . Данная стратегия считается продуктивной вне зависимости от уровня конфликтного взаимодействия и допустимой для использования как во внутригрупповых конфликтах, так и в системе «власть — общество»: «Безусловно, нужно учитывать все интересы… Если речь идет об обществе, то нужно посмотреть на ситуацию со стороны разных социальных групп, выслушать их, объяснить свою позицию и потом постараться принять решение, которое бы максимально отражало мнение всех сторон… В конце концов, если чиновник увидит равного оппонента, образованного человека, подкованного в вопросе, то у него изменится отношение и конфликт будет исчерпан» (Татьяна, руководитель с шестилетним стажем общественной деятельности). Особенно эффективно использование данной стратегии, «если интересы каждого можно преобразовать в общественные интересы группы». При этом навыки ее реализации — по самооценке лидеров общественного мнения — у них сформированы («Умею приводить нужные аргументы

и соглашаться с аргументами другой стороны» (Надежда, активист)). Остальные стратегии рассматриваются как дополнительные, за исключением избегания («Не уверена, что (стратегия избегания) вообще применима. Потому что именно в споре и рождается истина» (Татьяна, руководитель с шестилетним стажем общественной деятельности)) и при реализации гражданских инициатив приспособления («Такое возможно только в межличностных отношениях. К реализации общественных инициатив это вообще не применимо» (Татьяна, руководитель с шестилетним стажем общественной деятельности)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно необходимо выделить сегмент лидеров общественного мнения, ориентированных только на стратегию соперничества (используют ее в качестве наиболее продуктивной, владеют соответствующими навыками и испытывают при реализации психологический комфорт) и не признающих другие модели поведения («Компромисс — редкий случай! При условии, что другого развития событий не может быть… не стоит и избегать, нужно уметь отстаивать свои интересы… Жертвовать своими интересами можно только при условии, что оппонент — близкий человек» (Тимофей, руководитель)). При этом доминирование применяется вне зависимости от уровня конфликта и ранга оппонента: при коммуникации с коллегами («Если это партнеры, то цель должна быть одна, ее надо добиваться») и властными структурами («Если иду к цели, то до конца! На полдороги не останавливаюсь и позицию свою не меняю» (Тимофей, руководитель)). Следует отметить, что данный тип не является распространенным.

Таким образом, результаты исследования показали следующее. Во-первых, выбор стратегии поведения в конфликте не определяется гендерными и возрастными характеристиками, социальным статусом, типом населенного пункта. В качестве детерминант выделены личностные ориентации лидеров общественного мнения и их конфликтологическая компетентность. Доминирующей является модель конфликтной коммуникации, при которой на вербальном уровне демонстрируется ориентация на сотрудничество / компромисс, а на коннатив-ном — соперничество или избегание (причем второй вариант преобладает). Сравнительный анализ данных показал, что продуктивность указанных типов стратегий лидеров общественного мнения определяется ситуационными факторами, в частности уровнем социально-экономического развития региона. Так, в регионах-лидерах более оптимальными представляются доминирование стратегии сотрудничества при признании конструктивности конфликта и возможность его институционализации, т.к. для населения характерна модель политического участия, определяемая реформистским и стабилизирующим типом политической компетентности с некоторым перевесом последнего, что актуализирует поддерживающие гражданские инициативы, развитие которых предполагает мобилизацию на основе достижительной мотивации. В регионах-середняках и аутсайдерах с доминированием индифферентно-апатичного типа политической компетентности продуктивны веерные стратегии поведения в конфликте. Однако в изучаемом сегменте лидеров мнений представителей, вла-

деющих навыками использования данной модели, выявлено не было, кроме того, существенным ограничением является патерналистские ориентации активистов из данных типов регионов.

Список литературы

1. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.

Шумилова Ольга Евгеньевна, канд. полит. наук, доц., HelgaSh80@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Исаева Анастасия Юрьевна, аспирант, isaeva_anastasia91@mail.ru, методист центра информатизации и организационного сопровождения образования, Россия, Тула, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

BEHAVIOUR STRATEGY IN CONFLICT SITUATIONS: FEATURES OF REFLECTION IN THE DISCOURSE OF THE RUSSIAN LEADERS OF PUBLIC

A.A. Lavrikova, O.E. Shumilova, A.Yu. Ysaeva

Key words: political discourse, the conflict, the strategy of behavior, political participation, protest activity.

Shumilova Olga Evgenievna, candidate of political science, docent, HelgaSh80@,mail.ru Russia, Tula, Tula State University

УДК 323

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С.А. Шачнев

Обращается внимание на роль культурной политики как фактора поступательного, устойчивого развития региона. Раскрываются возможности государственных и муниципальных органов власти в развитии культурной сферы. Это касается не только ее финансирования, но и качества оказания и доступности культурно-досуговых услуг. Актуализируется проблема эффективного маркетинга в сфере культуры, более активного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с бизнес-сообществом в вопросах культурной политики в регионе. Выделяются приоритетные сферы культурного развития, дается оценка культурного потенциала Брянской области. Предлагается усилить акценты на приоритетных направлениях развития культурной сферы.

Ключевые слова: государственная и региональная культурная политика, культурный потенциал Брянской области, капитализация культурного ресурса, рационализация региональной культурной политики.

В условиях перемен в современной общественной жизни меняется и понимание существа государственной культурной политики, представление о роли и месте культуры в обществе. Государственная культурная политика определяется в российском законодательстве как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры .

В круг полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры законодатель (ст. 39 основ законодательства о культуре) включает:

— сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

— организацию библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

— создание и поддержку государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество.

Выбор часто происходит на основе прошлого опыта. Но опыт решения конфликтов в детстве не всегда подходит к новым ситуациям.

Если Вам в детстве, чтобы родители прислушивались к Вашему мне­нию, приходилось кричать или топать ногами, то вряд ли это подойдет при споре с коллегами. А когда Вас ругали, Вы обиженно уходили в свою комна­ту или вступали в жаркий спор?

При встрече с раздраженным, агрессивно настроенным пациентом мо­жет сработать стереотип. Когда Вы находитесь в конфликтной ситуации, для эффективного решения проблемы необходимо сознательно выбирать страте­гию поведения. При этом, конечно, следует учитывать свой собственный стиль, стратегию других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

Избегание — это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта.

Формы ухода могут быть разными: Вы молчите, выключаясь из обсуж­дения вопроса, демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно ухо­дите с полным отказом от дальнейших дружеских и деловых сношений с конфликтующей стороной, язвительно отпуская замечания по поводу оппо-

нентов за «их спиной».

Причиной выбора этой стратегии может являться: неуверенность в себе и своих силах, боязнь проиграть; неопределенность собственной позиции по данному конфликтному вопросу; стремление выиграть дополнительное вре­мя для серьезной подготовки к участию в конфликте; отсутствие полномо­чий, времени.

Если Вы выбрали избегание в качестве своей стратегии поведения, то Вы сэкономите время и «нервные клетки11, но можете лишиться в дальней­шем влияния на ход событий. Конфликт либо решится без учета Ваших ин­тересов, либо не решится и будет разрастаться и углубляться.

Однако в ситуации, не затрагивающей впрямую Ваших интересов, уход может быть полезен. Вполне вероятно, что если Вы попытаетесь проигнори­ровать конфликт, не выражать своего отношения к нему, то проблема решит­ся сама собой. Если нет, то Вы сможете заняться этим позже, когда будете готовы к этому.

Приспособление — это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам.

Выглядит это так. Вы делаете вид, что все в порядке, даже если что-то очень сильно задевает Вас, предпочитаете мириться с происходящим, чтобы не испортить отношения: сначала молча соглашаетесь, а потом вынашиваете план мести или стараетесь найти обходные пути, чтобы добиться своей цели.

К стратегии приспособления прибегают, если конфликтная ситуация не затрагивает жизненно-важных ценностей; сохранение отношений является более значимым, чем отстаивание своих интересов; осознание того, что пра­вота на стороне оппонента; имеются более важные в данный момент интере­сы; у другого больше власти; полагают, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок; могут добиться цели обходным путем.

Приспособление, сглаживание конфликта может быть разумной такти­кой, если спор по поводу незначительных разногласий может испортить взаимоотношения. Бывают случаи, когда конфликты сами разрешаются за счет того, что люди продолжают поддерживать дружеские отношения. Но в ситуации серьезного конфликта, стратегия приспособления мешает разреше­нию спорного вопроса, так как не разрешает ситуацию и не дает партнеру уз­нать подлинную причину вашего недовольства.

Этот стиль лучше использовать тогда, когда Вы чувствуете, что, немно­го уступая, Вы теряете мало. Если Вы считаете, что уступаете в чем-то важ­ном для себя и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то в этом случае стратегия приспособления неприемлема. Она также не подходит, если Вы видите, что другой человек не оценит сделанного Вами и не собирается в свою очередь поступиться чем-то.

Стратегия приспособления немного напоминает уход, поскольку может быть использована для отсрочки и разрешения проблемы. Основное отличие в том, что Вы действуете вместе с другим человеком, участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой.

Когда же Вы выбираете стратегию избегания, Вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему, уходите от нее.

Соперничество или конкуренция — отличается сильной личной вовле­чённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.

Основной принцип этой стратегии: » Чтобы я выиграл, ты должен про­играть».

Соперничество проявляется тем, что Вы или Ваш партнер стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегаете к давлению на сопер­ника, стараетесь переубедить его, перекричать, применить физическую силу, требуете безоговорочного согласия и послушания.

Причины выбора человеком этой стратегии могут быть самыми разны­ми: потребность защитить свои интересы: жизнь, семью, благополучие, имидж и т.п.; желание установить приоритет в коллективе; стремление к ли­дерству; недоверие к людям вообще, в том числе к оппонентам; эгоцентризм, неумение взглянуть на проблему с другой точки зрения; критическая ситуа­ция, которая требует немедленного решения.

Эта стратегия оправдана, если Вы берете контроль в свои руки для того, чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Это может быть эффективным, когда Вы обладаете определенной властью и знаете, что ваше решение в данной ситуации наиболее правильно и Вы имеете возмож­ность настаивать на нём.

Когда Вы используете такой подход, Ваша популярность может упасть, но Вы завоюете сторонников, если быстро получите положительный резуль­тат. Однако, эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты — про­игравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле.

Компромисс — это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации. При­чинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других лю­дей, как и своих собственных, желание быть объективным; когда переговоры зашли в тупик, и компромисс — единственный выход.

Выбор стратегии компромисса может оказаться полезным в ситуации, когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисклю­чающие интересы. Компромисс бывает иногда последней возможностью прийти к какому-то решению, которое позволит Вам сохранить взаимоотно­шения и получить хоть что-то.

Такой подход подразумевает, что каждый участник чего-то добился. Но если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения или на недостаточно равноправных условиях, он будет не самым оптимальным исходом переговоров. Ни одна сторона не будет при­держиваться решения, которое не удовлетворяет ее нужд.

Сотрудничество — это стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников.

Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной, если: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться; конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозавися-щие отношения; есть время поработать над возникшей проблемой; стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в по­ложении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгод­ного решения. Иногда внешне сотрудничество напоминает компромисс или приспособление. Это происходит, когда в результате обсуждения Вы изме­няете первоначальную позицию и частично или полностью уступаете парт­неру. Это происходит не потому, что он оказался сильнее Вас или более прав, а потому, что Вы нашли другое, более оптимальное для Вас решение своих проблем.

Сотрудничество не всегда приводит к успеху, но если Вы начнете реше­ние конфликтной ситуации таким способом, то скорее всего, достигните большего.

Определение 1

Конфликт — это противостояние двух или более сторон, обусловленное противоречивостью их интересов.

Понятие стратегий поведения человека в конфликтной ситуации

Человек, оказавшись в конфликтной ситуации, стремится выбрать определенную модель поведения, которая соответствует не только объективным данным, но и его субъективному состоянию. Таким образом, попадая в конфликтную ситуацию, лицо стремится избрать стратегию поведения в конфликте.

Общие характеристики стратегии поведения в конфликте похожи, однако индивидуальные признаки любого конфликта будут различными. Как не существует двух абсолютно одинаковых людей, так не существует одинаковых видов конфликта. Для того чтобы уметь эффективно разрешать конфликты, человеку требуются знания о том, каким образом нужно действовать при их возникновении, то есть какую манеру поведения необходимо избрать, какие слова подбирать, какие конкретные действия подойдут к данной ситуации.

Один из выдающихся конфликтологов, Кэннет Томас, разделил все типы поведения людей в конфликте на две основные ситуации:

  • субъект стремится отстоять в конфликте свои личные интересы;
  • субъект при разрешении конфликта учитывает интересы других людей.

Стратегии поведения в конфликте

Кеннет Томас выделяет следующие эффективные стратегии поведения человека в конфликте:

  • соперничество;
  • приспособление;
  • уклонение;
  • компромисс;
  • сотрудничество.

Некоторые ученые также выделяют две дополнительные эффективные стратегии разрешения конфликта: подавление и переговоры.

Соперничество является основной стратегией, которую избирает большинство лиц при возникновении конфликта. При соперничестве человек предполагает, что обязан защитить свою точку зрения, если же он будет учитывать точку зрения другого лица, то имеет возможность проиграть. Противоположная позиция не берется им во внимание.

Плюсы стратегии «Соперничество»:

  • Установление жесткого контроля над развитием конфликта и действиями оппонента.
  • Жесткое отстаивание своей позиции, учет своих собственных интересов.
  • Улучшение качества своей личной деятельности за счет применения стратегии соперничества.

Минусы стратегии «Соперничество»:

  • Возможность применения обмана, хитрости с целью создания перевеса в свою сторону, провокация оппонента, что может привести к негативным последствиям.
  • Применение данной стратегии невозможно в том случае, когда между субъектами подразумеваются длительные отношения, дружба, любовь, необходимо учитывать интересы другого человека.
  • Соперничество говорит о нежелание стороны вступить в конструктивный диалог по причине своей собственной неуверенности.

Приспособление характеризует особый способ поведения человека в конфликте, когда субъект убирает на задний план свои личные потребности и интересы, идет на уступки оппоненту стоит целью, чтобы не допустить дальнейшего развития конфликта.

Плюсы стратегии «Приспособление»:

  • Возможность сохранить личные ресурсы.
  • За счет содержания победы возможность одержать верх, самоутвердиться, при отсутствии претензий на победу и сопротивления.

Минусы стратегии «Приспособление»:

  • Субъект вынужден постоянно соглашаться с требованиями оппонента, угождать ему, демонстрировать пассивную позицию активными способами.
  • Субъект вынужден брать и потакать оппоненту.
  • Ввиду субъективной стороны применение данной стратегии невозможно в тех случаях, когда причиной конфликтов является что-то существенное. Иначе конфликт не удастся исчерпать, возникают негативные эмоции, которые снова идут к конфликту.

Стратегия избегания заключается в том, что человек любым способом пытается отложить конфликт и принятие важных решений на «потом».

Плюсы стратегии «Избегание»:

  • Данная стратегия полезна в том случае, когда дальнейших отношений с оппонентом не планируется или суть конфликта не особо важна для сторон.
  • Подразумевает отказ от применения силовых методов, отрицание важности конфликта.

Минусы стратегии «Избегание»:

  • Демонстрирует страх оппонента сделать ответный ход.
  • Не применима в тех случаях, когда отношения с человеком важны для оппонента, стратегия избегание в данном случае только ухудшит положение дел, ведя к разрыву отношений.

Компромисс выступает в качестве частичного способа удовлетворения потребностей сторон.

Плюсы стратегии «Компромисс»:

  • Стороны занимают равные позиции.
  • Стороны могу предложить свои варианты для разрешения конфликта.
  • Оппоненты стремятся найти взаимовыгодное решение, учитывающее интересы обоих сторон. Решение при этом должно соответствовать принципу справедливости.

Минусы стратегии «Компромисс»:

  • Компромисс – это промежуточный этап разрешения конфликта, не исчерпывающий всех проблем.
  • Иногда стороны используют хитрость или лесть с целью вызова у другой стороны благих намерений.

Стратегия сотрудничества предусматривает разрешение конфликта выгодным для обеих сторон путем. Причем важно не только учитывать позицию оппонента, но и стремиться быть максимально удовлетворенной результатами разрешения конфликта.

Плюсы стратегии «Сотрудничество»:

  • Полный сбор информации о субъектах конфликта, причинах и условиях возникновения конфликта.
  • Использование достаточных ресурсов для разрешения конфликта между сторонами:
  • Возможность открыто обсудить конфликт, опредметить его

Минусы стратегии «Сотрудничество»:

  • Неприменима тогда, когда для сторон неважна сущность конфликта, стороны меряются силами.
  • Неприменима, если один из оппонентов не настроен сотрудничать, в таком случае конфликт не будет разрешен, в лучшем случае, будет отсрочено его решение на неопределенный период.

Рисунок 1. Варианты поведения в конфликтных ситуациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дополнительные стратегии разрешения конфликта

Помимо вышеперечисленных, субъекты могут применять дополнительные стратегии поведения в конфликте, которые также имеют как положительные, так и отрицательные черты воздействия на конфликтную ситуацию.

Подавление – достаточно жесткий, деструктивный метод, иногда представляющий непосредственную угрозу для участников. Применим в тех случаях, когда невозможно вызвать другую сторону на открытый конфликт.

Плюсы стратегии «Подавление»:

  • Применение при ситуации, когда суть конфликта недостаточно ясна, и необходимо уберечь стороны от бессмысленной траты энергии на выяснение причин конфликта.
  • При данной стратегии разрабатываются и применяются нормы и правила, которые способны упорядочить отношения между оппонентами.

Минусы стратегии «Подавление»:

  • Препятствует взаимодействию сторон, в том числе с целью конструктивного разрешения конфликта.
  • Не применима в тех случаях, когда недостаточно личного ресурса или невозможно рассчитать свои силы и силы противника. В случае если оппонент окажется сильнее, он подавит второго оппонента, что будет иметь негативные последствия.

Переговоры также выступают в качестве одной из моделей разрешения конфликта. На сегодняшний день это одна из самых распространенных моделей, которая применяется как при разрешении микро конфликтов, например, в семье, так и конфликтов макроуровне, том числе и на межгосударственном уровне.

Плюсы стратегии «Переговоры»:

  • Поиск решения, выгодного для всех сторон.
  • Прекращение агрессивных действий в отношении друг друга.
  • Проявление внимания к оппоненту, к его истинным целям.
  • Возможность обдумывания своих шагов.
  • Использование посредника, в том числе, медиатора.

Минусы стратегии «Переговоры»:

  • Не применима при необходимости срочного разрешения конфликта, например, при захвате заложников.
  • Не применима при длительном протекании конфликта, когда переговоры по какой-либо причине затягиваются и не ведут к конструктивному разрешению конфликта.

Рисунок 2. Стратегии поведения в конфликте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *