По охрана труда 2000

По охрана труда 2000

В испытательный срок при приеме на работу период временной

В интересах лечения ребенка один из родителей имеет право находиться

Один из родителей может находиться в больнице вместе с ребенком

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных

При заболеваниях, опасных для окружающих, медицинское вмеша-

тельство без согласия гражданина и его представителя:

1. допускается

2. не допускается

последствий оформляется в медицинской документации с подписью:

1. медицинского работника, гражданина или его представителя

2. родственников или друзей

3. любого сопровождающего

92. В случае нарушения прав пациента, он должен обращаться с жалобой:

1. в суд

2. к зав.отделения

3. к главному врачу

4. все ответы правильные

в течение:

1. 3 дней

2. недели

3. не более 15 дней

4. не более 1 месяца

5. всего времени пребывания

94. Должностные преступления – это:

1. клевета

2. халатность, злоупотребление властью

3. оскорбление

4. кража

в ЛПУ вместе с ребенком в возрасте:

1. до 1 года

2. до 3 лет

3. до 7 лет

4. в любом

96. срочный трудовой договор может быть заключен на срок не более:

1. 1 года

2. 2 лет

3. 3 лет

4. 5 лет

нетрудоспособности:

1. засчитывается

2. не засчитывается

98. Основной документ о трудовой деятельности работника – это:

1. трудовая книжка

2. диплом

3. паспорт

4. пенсионное удостоверение

которых осуществляет трудовую деятельность работник – это:

1. трудовой кодекс

2. предприятие

3. организация

4. условия труда

5. администрация

100. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска:

1. 21 рабочий день

2. 24 рабочих дня

3. 28 календарных дней

4. 36 календарных дней

101. Назовите главный правовой акт Российской Федерации, регулирующий взаимоотношения в сфере здравоохранения:

1) Указ президента РФ

2) Гражданский кодекс РФ

3) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

4) Закон РСФСР «О здравоохранении»

5) Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»

102. В соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан первичная медико-санитарная помощь не включает:

1) Лечение наиболее распространенных болезней

2) Лечение травм, отравлений, других неотложных состояний

3) Проведение мероприятий медицинской профилактики заболеваний

4) Санитарно-гигиеническое образование

5) Высокоспециализированную медицинскую помощь.

103. В соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан методы диагностики, лечения и лекарственные средства, не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении:

1) Могут использоваться в интересах излечения пациента старше 15 лет только после получения его письменного согласия

2) Не могут использоваться ни при каких условиях

3) Могут использоваться только при непосредственной угрозе жизни больного.

104. В соответствии с Федеральным законном «О лекарственных средствах» при разработке новых лекарственных средств необходимо проводить:

1) Доклинические исследования

2) Клинические исследования

3) Доклинические и клинические исследования

105. В соответствии с Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» при осуществлении иммунопрофилактики граждане имеют право на все, кроме следующего:

1) Получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакциональных осложнениях.

2) Выбор государственных , муниципальных или частных организации здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой, для проведения

3) Выезд за рубеж для бесплатного проведения иммунопрофилактики.

4) Бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения.

5) Медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалификационной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакциональных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

6) Социальная поддержка при возникновении поствакциональных осложнений

7) Отказ от профилактических прививок

106. В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» лечение больных наркоманией производится:

1) В учреждениях государственной системы здравоохранения.

2) В учреждениях муниципальной системы здравоохранения.

3) В учреждениях частной системы здравоохранения

4) Только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

107. Правами пациента являются все, кроме следующих:

1) выбор врача, и в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного добровольного медицинского страхования.

2) Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.

3) Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.

4) Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.

5) Информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

6) Отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 настоящих Основ.

7) Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.

8) Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

9) Бесплатное получение медикаментов при лечении в стационаре и амбулаторно.

108. Пациент вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство при достижении им возраста:

1) 14 лет

2) 15 лет

3) 16 лет

4) 18 лет

5) 21 лет

109. Всегда следует получать согласие больного или его законного представителя на медицинское вмешательство?

1) Всегда при проведении медицинского вмешательства

2) Всегда, когда медицинское вмешательство неотложно.

3) Всегда, когда медицинское вмешательство производиться в плановом порядке.

4) Всегда, кроме случаев, когда состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно.

110. В каких случаях медицинская помощь оказывается без согласия граждан?

1) В отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

2) В отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами.

3) В отношении лиц в состоянии алкогольного опьянения.

4) В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.

5) В отношении лиц, страдающих неизлечимыми заболеваниями

6) Во всех выше перечисленных случаях

111. Какой правовой порядок оформления отказа от медицинского вмешательства?

1) Нотариальное заверение

2) Устная форма

3) Расписка, написанная пациентом собственноручно

4) Запись в истории болезни с подписями пациента и лечащего врача

5) Подпись главного врача больницы

112. Как следует поступать врачу, если больной отказывается от медицинского вмешательства?

1) Отказ от медицинского вмешательства излагается в истории болезни и подписывается главным врачом

2) Отказ от медицинского вмешательства излагается в истории болезни и подписывается больным.

3) Отказ от медицинского вмешательства излагается в истории болезни и подписывается лечащим врачом и больным или его законным представителем.

113. Основанием для госпитализации в психиатрической стационар в недобровольном порядке не является:

1) Психическое расстройство, которое обуславливает непосредственную опасность для самого больного и окружающих.

2) Беспомощность больного , т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности.

3) Желание родственников лечить больного в условиях стационара.

4) Возможность существенного вреда здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если больной будет оставлен без психиатрической помощи.

114. Положение об ответственности за разглашение врачебной тайны распространяется:

1) На лечащих и дежурных врачей.

2) На главных врачей и заведующих отделениями.

3) На средний медицинский персонал.

4) На всех лиц, которым в силу служебных отношений, известны данные, составляющие врачебную тайну.

5) На лиц, из медицинского персонала, имеющих доступ к документации о больном.

115. Разглашение врачебной тайны без согласия пациента не допускается:

1) при угрозе распространения инфекционных заболеваний

2) для проведения научных исследований

3) по запросу органов следствия и суда

4) при наличии оснований, позволяющих полагать , что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

116. В соответствии с законодательством Российской Федерации эвтаназия:

1) Разрешена в лечебных учреждениях государственной системы здравоохранения

2) Разрешена в лечебных учреждениях частной системы здравоохранения

3) Запрещена во всех типах системы здравоохранения

4) Разрешена только при наличии специально выданной лицензии во всех видах учреждений системы здравоохранения.

5) Разрешена при наличии сертификата специалиста в специализированных учреждениях системы здравоохранения.

117. В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» субъектами медицинского страхования являются все, кроме следующих:

1) Гражданин

2) Страхователь

3) Страховая медицинская организация

4) Медицинское учреждение

5) Пенсионный фонд

118. В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование (ОМС) является:

1) Государственным социальным страхованием

2) Негосударственным социальным страхованием

3) Частным страхованием

119. В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страховой медицинский полис имеет силу:

1) На всей территории Российской Федерации

2) На территории субъекта Российской Федерации, на которой выдан страховой полис.

3) На территории субъекта Российской Федерации, на которой проживает гражданин.

120. В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» на территории РФ лица, не имеющие гражданства:

1) Имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ

2) Не имеют прав в системе медицинского страхования

121. Страхователи работающего населения в системе обязательного медицинского страхования:

1) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2) Работодатели.

122. Страхователи неработающего населения в системе обязательного медицинского страхования:

1) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2) Работодатели

3) Пенсионный фонд Российской Федерации

4) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

123. Страховая медицинская организация:

1) Входит в систему здравоохранения

2) Не входит в систему здравоохранения РФ

124. Какой раздел Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан посвящен правам и социальной защите медицинских и фармацевтических работников:

1) Раздел II

2) Раздел Y

3) Раздел YII

4) Раздел X

5) Раздел XYI

125. Какие лица, согласно основам, не имеют права на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ:

1) Лица, получившие высшее и среднее медицинское фармацевтическое образование в РФ и имеющие диплом, специальное знание и сертификат специалиста.

2) Врачи в период их обучения в учреждениях повышения квалификации государственной или муниципальной систем здравоохранения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

3) Лица, не получившие законченное высшее образование (в должностях среднего медицинского персонала)

4) Лица, получившие соответствующую подготовку в иностранных государствах осле сдачи экзамена в профильных учебных заведениях РФ,

5) Народные целители

126. Для осуществления частной врачебной практики не требуется:

1) Наличие лицензии

2) Регистрация врача в качестве индивидуального предпринимателя

3) Разрешение местной администрации по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями

4) Согласие других врачей, работающих в данном районе

127. Основание для аннулирования лицензии на осуществление медицинской деятельности:

1) Избыточность медицинских услуг

2) Убыточность медицинской организации

3) Обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии.

128. Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий право медицинских работников на работу по трудовому договору:

1) Конституция РФ

2) Трудовой кодекс РФ

3) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

4) Правила внутреннего трудового распорядка

129. В случае незаконного увольнения медицинский работник может обратиться с жалобой:

1) В суд

2) В профсоюзную организацию

3) В государственную инспекцию труда

4) В профессиональную медицинскую ассоциацию

5) В вышестоящую организацию

6) Во все вышеперечисленные организации

130. Срок, на который выдается лицензия:

1) Не менее одного года

2) Не менее трех лет

3) Не менее пяти лет

4) Не менее семи лет

5) Срок устанавливается индивидуально

131. Срок, на который выдается сертификат специалиста:

1) 1 год

2) 2 года

3) 3 года

4) 4 года

5) 5 лет

132. Для осуществления медицинского вмешательства дееспособному гражданину врач не обязан:

1) Проинформировать больного о необходимости осуществить вмешательство, объяснить ему, в чем оно будет заключаться, указать возможные последствия ( как положительные, так и отрицательные) медицинского вмешательства

2) Проинформировать родственников больного

3) Убедиться , что согласие гражданина является не только осознанным, но и добровольным

4) Зафиксировать согласие гражданина в медицинской документации

133. Обязанность сохранения врачебной лежит на всех, кроме:

1) Лечащих врачей

2) Среднего медицинского персонала

3) Студентов, проводящих обучение на базе клиник

4) Сотрудников СМО, получивших сведения о пациентах на законных основаниях

5) Других больных случайно получивших сведения, составляющие врачебную тайну

134.Общие трудовые обязанности медицинских работников не входит:

1) Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации

2) Соблюдать трудовую дисциплину

3) Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда

4) Бережно относиться к имуществу работодателя и других работников

5) Незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

6) Сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении конфликтной ситуации в коллективе

135. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников не предусматривает возмещение потерпевшему пациенту:

1) Расходов на лечение, вызванных повреждение здоровья

2) Стоимости автомобиля, необходимого для поездки в месту лечения

3) Утраченного заработка в случае потери нетрудоспособности

4) Расходов на дополнительное питание и посторонний уход, в которых нуждается потерпевший

5) Морального вреда

136.Убытки в гражданском праве – это:

1) Моральный вред

2) Реальный ущерб

3) Упущенная выгода

4) Повреждение имущества

5) Реальный ущерб и моральный вред

6) Реальный ущерб и моральная выгода

137.Условия , полностью исключающие наступление деликтной ответственности:

1) Отсутствие вины медицинского работника

2) Умысел потерпевшего

3) Договоренность с пациентом о причинении ему вреда

4) Нахождение пациента о состоянии алкогольного опьянения.

138.Какие нормы используются для разрешения конфликтов между медицинскими организациями и пациентами:

1) Нормы административного права

2) Нормы уголовного права

3) Нормы гражданского права

4) Нормы правового права

5) Все вышеперечисленное

139.Какие норы, как правило, используются для разрешения конфликтов между страховым и медицинским организациями и причинителями вреда здоровью населения:

1) Нормы административного права

2) Нормы уголовного права

3) Нормы гражданского права

140. Укажите ответственность, которая может наступить в случае причинения вреда здоровью пациента в результате врачебной ошибки:

1) Уголовная

2) Административная

3) Дисциплинарная

4) Гражданско-правовая в виде возмещения вреда , причиненного жизни и здоровью

5) Гражданско-правовая в виде возмещения морального вреда

141.Укажите ответственность, которая может наступить в случае причинения вреда здоровью пациента в результате дефекта медицинской помощи:

1) Уголовная

2) Административная

3) Дисциплинарная

4) Гражданско-правовая в виде возмещения вреда , причиненного жизни и здоровью

5) Гражданско-правовая в виде возмещения морального вреда

6) Все вышеперечисленное

Добавить в «Нужное»

Обновление: 19 апреля 2017 г.

В трудовых отношениях могут возникнуть обстоятельства, когда нужно внести изменения в рабочий трудовой договор. Для того, чтобы начать эту процедуру, руководитель должен издать приказ об изменении условий трудового договора (образец приводится в статье). В этом документе необходимо отразить причины изменений, их суть и дать работникам соответствующие поручения.

Причины, по которым вносятся в трудовой договор изменения

Обстоятельства, при наступлении которых возникает необходимость во внесении изменений в трудовые отношения, различны. Это может быть и изменение рабочего времени, и обновление должностных функций работника, и изменение рабочего графика. Но, внося любые обновления в трудовые отношения, работодатель должен руководствоваться следующим:

  • изменения могут вноситься с согласия работника;
  • без согласия работника, если прежние условия не могут быть сохранены в связи с изменением технологических или организационных условий труда;
  • изменение трудовых функций работника возможно только с согласия работника, даже если эти изменения вызваны по причинам, указанным в предыдущем пункте;
  • нововведения не должны ухудшать прежнее положение сотрудника по сравнению с теми, что закреплены в коллективном договоре.

Что относится к организационным условиям труда

Законодательство не приводит определения для работодателей, что им следует понимать под изменениями организационных условий труда или технологических. Однако обязывает в приказе об изменении организационных условий труда (или технологических) указывать конкретные их причины.

Существует лишь незакрытый перечень примеров, что можно отнести к таким изменениям. Эта ситуация является причиной сложностей, которые возникают при разрешении трудовых споров. Отличное друг от друга понимание этих определений не только у работодателей и работников. Разночтения возникают, в том числе, и в различных судебных инстанциях.

Изменение организационных условий труда. Что подразумевают такие изменения?

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 рекомендовано относить:

  • к изменениям технологических условий – изменение производства или технологии работы, введение в производство новых видов услуг, продукции, переоборудование производства и т.п.;
  • к изменениям организационных условий – перемены в нормах труда, обновление структуры организации, внедрение иных форм организации режима труда и отдыха и т.п.

Можно обобщить так: организационные изменения условий труда затрагивают структуру организации, а технологические связаны с нововведениями в порядке (технологии) выполнения работ, производства товаров, оказания услуг.

Приказ об изменении условий труда

Унифицированной формы приказа о внесении изменений в положения трудового договора не утверждено. Но есть формы N Т-5 и N Т-5а, когда такие изменения связаны с переводом работника на другую работу.

В приказе нужно:

  • обосновать внедрение новшеств в работу;
  • указать перечень сотрудников, которых касаются изменения;
  • дать поручения о необходимых действиях в связи с изменениями.

После издания приказа об изменении условий труда (образец прилагается к статье):

  • если изменения вызваны не нововведениями в организационных или технологических условиях труда и имеется согласие работника, изменения оформляются дополнительным соглашением к приказу.;
  • если предыдущие условия невозможно было сохранить из-за изменений в организационных процессах или технологических, необходимо подготовить письменное уведомление.

Уведомить работника о содержании приказа об изменениях организационных условий труда (образец) нужно не позже чем за два месяца, за исключением других сроков, указанных в ТК.

Скачать образец приказа об изменений условий трудового договора

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Виды трудовой деятельности человека

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20. 25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

2.4. Труд и игра

Труд — это деятельность, которая отличает человека от животных. Именно труд, по мнению Ф.Энгельса, способствовал становлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В выходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов. В экономической сфере непроизводительный труд связан с оказанием услуг: перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышленной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свалки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном производстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физический.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помощью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли животные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся умственным. Доля работников, занятых умственным трудом, постоянно увеличивалась. Это — ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии умственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить способы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы в данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долго копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение нескольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наиболее эффективные способы воздействия на объект труда, т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный —технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная технология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных операций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле — от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уровень технической оснащенности труда, но это не исключает использования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллективной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые операции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между отдельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследовательском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся индивидуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое положение называется специализацией, или разделением труда. Для более эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается информация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» — синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа — это разновидность трудовой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальностью. Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математики и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалификацией. Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабочих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высокое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний руководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невозможно предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют инициативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, требует выполнения особых правил. Одни из них связаны с технологическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие основаны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем известно, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключены от электросети, разводить костры вблизи деревянных строений, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблюдение норм эксплуатации оборудования и правил по технике безопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют условия труда. К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваемость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возникало чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегуманизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных творчески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повысить уровень культуры труда, т.е. усовершенствовать все составляющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать особенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время называют временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды человек ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по Дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают совершение активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из ритуальных плясок древних людей, а может быть, были способом обучения молодого поколения.

Сторонники теории биологического происхождения игры считают, что игры свойственны многим животным и в их основе лежат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных усваивают образцы поведения представителей своего вида, а брачные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра — это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой деятельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С помощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, развивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрезмерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последствиям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возрасте, наиболее проявляется в ее двуплановости. Играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в процессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ролей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участников. В игре могут быть использованы различные предметы, символы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные ситуации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью приложения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», — говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофессионально.

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и социогенеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудо вая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум ственного и физического труда?

5. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях:

А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И.П.Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял «голову с руками»».

Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности

Характеристика поведения работника, его действий на рабочем месте может оцениваться как безопасная:

  1. при выполнении работы, заданий, операций с соблюдением технологического регламента и требований техники безопасности;
  2. в случаях возникновения нестандартных, опасных ситуаций ( несчастный случай, авария, инцидент) проявляет уверенность и чёткие действия, соблюдая установленный порядок;
  3. при неукоснительном исполнении трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка на своём рабочем месте и вне его;

Мотивация

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.

Психологическая установка

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать:

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы;
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться;
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»;
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе;

Работник может иметь для себя разные установки. Они могут сочетаться или конфликтовать, вызывая чувства неуверенности, напряженности и сомнений.

К важным компонентам мотивации надо отнести психологическую установку. Это означает, что работник обязан правильно относиться к выполнению правил безопасности. Он должен быть настроен на выполнение работ и избегать несчастных случаев.

Чтобы работник добросовестно соблюдал все требования правил безопасности, необходимо, прежде, всего, добиться их неукоснительного исполнения его руководителем. Работник должен видеть, что его руководитель в первую очередь обеспечивает ему эту безопасность и сам в нее верит. К этому должны стремиться все управленческие звенья производства. Они должны доносить до работника их постоянное участие в обеспечении безопасных условий его работы.

Высшее руководство отдалено от непосредственных исполнителей, от мест их труда, поэтому важно проявить повышенную заботу и внимание к технике безопасности.

Каждый рабочий должен чувствовать внимание к себе. Создание хорошего психологического климата в коллективе должно стать главной задачей для всех руководителей. Улучшение техники безопасности, устранение её проблем должно поощряться. Руководители должны знать и расследовать любой несчастный случай.

Таким образом, начинает работать общественное мнение. Каждый понимает, что безопасность стоит на первом месте и каждый за нее в ответе. Рабочий будет уверен на своем рабочем месте, что ему ничто не угрожает.

Воспитание безопасного поведения сотрудников

Важно воспитывать безопасное поведение. Воздействуя на психику работника, развивать его качества направленные на безопасную работу, можно достичь безопасного поведения.

Риски в работе вызывают небезопасное поведение. Такое поведение противостоит безопасному поведению. Термину «риск” в промышленных производствах сопутствуют опасные события и тяжелые последствия. В трудовой деятельности отдельного человека это означает, что его поведение в процессе работы может привести к опасности для него самого или других людей. Финал рискованного поведения может быть разным.

Рискованное поведение преследует цель экономии времени и сил, выпуску большего количества продукции и больших заработков. У человека предрасположенность к риску заложена с рождения. По мере взросления она изменяется. Рискованное поведение рабочего на производстве не должно стать плохой привычкой. Оно должно пресекаться коллегами и руководителями.

Противоположностью рискованному поведению может стать трусость или необоснованное осторожное поведение работника. Это не должно оцениваться как положительный фактор в профессиональной деятельности работника. Для сохранения своего здоровья и жизни каждому необходима разумная осторожность.

Отсутствие полной, точной информации, неопределенность и необходимость в таких условиях принимать решения с возможными исходами, можно назвать «оправданным риском». Экстремальные условия на производстве могут стать причиной оправданного риска. Примером этого могут послужить аварии в шахтах. Спасение людей из аварийных зон проходит под высоким риском для самих спасателей.

Безопасное поведение воспитывается двумя методами:

  • организация одно канальных коммуникаций, при которых канал обратной связи отсутствует. Имеется только канал воздействия;
  • организация двухканальных коммуникаций, при которых контролируются восприятия.

Для повышения уровня службы охраны труда необходима подготовка квалифицированных специалистов.

Безопасное поведение может быть обусловлено только психологическим настроем. Рабочих необходимо заранее предупреждать об опасных ситуациях. Анализ статистических материалов позволяет выделить внешние условия, при которых возникли ситуации несчастных случаев.

Метод «актуализации предпосылок” является новым методом. Он выявляет обстоятельства, по вине которых возникли опасные ситуации, но не завершились несчастными случаями. Необходимо изучать предпосылки опасных ситуаций до появления несчастного случая.

Работникам необходимо показывать опасные конкретные точки, к которым не стоит прикасаться. Наиболее опасны механические и электрические точки, при взаимодействии с которыми велика вероятность получить несчастный случай.

Под особым контролем должна быть новая техника и новые технологии. С их применением могут появиться новые производственные опасности, а старые правила по технике безопасности будут не срабатывать из-за непригодности.

Руководство своим повышенным вниманием к эксплуатации новой техники, соблюдению и контролю техники безопасности, будет способствовать здоровому рабочему климату и безопасной работе.

Следующая Трудовой кодексВыход из декрета после 1,5 лет (Трудовой Кодекс РФ 2020) Отличная статья 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *