По служебной подготовке

По служебной подготовке

Профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка кадров в системе МВД России это организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Система профессиональной подготовки кадров МВД России включает в себя:
раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

первоначальную подготовку впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел;
подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);
повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;
послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников являются:

  • подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности;
  • изучение Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел, законов субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, нормативных правовых актов МВД России и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности, соблюдении прав и свобод граждан;
  • обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
  • совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда, организации работы со средствами массовой информации;
  • формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;
  • обучение сотрудников приемам и способам обеспечения личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;
  • выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер государственного принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека;
  • поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
  • формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;
  • совершенствование навыков обращения с современной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, в том числе сетью Интернет, автоматизированными информационными системами, интегрированными банками данных, со специальной техникой и специальными средствами, техническими средствами документирования, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, эксплуатации транспортных средств, сети связи, организационной и компьютерной техники.

Конкурсы профессионального мастерства

В целях повышения уровня профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и эффективности их оперативно-служебной деятельности ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» по своим направлениям служебной деятельности.

К участию в конкурсах профессионального мастерства допускаются сотрудники из числа рядового и младшего начальствующего состава, имеющие стаж работы по направлению оперативно-служебной деятельности не менее одного года, и трех лет из числа среднего и старшего начальствующего состава, положительно характеризующиеся по службе и не имеющие действующих дисциплинарных взысканий.

Основными задачами конкурсов профессионального мастерства являются:

  • совершенствование у сотрудников профессионально-прикладных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять свои должностные обязанности;
  • стимулирование заинтересованности сотрудников в непрерывном повышении своего профессионального мастерства;
  • повышение правовой культуры сотрудников;
  • развитие у сотрудников профессионально-психологических, моральных, нравственных и деловых качеств, привитие им чувства ответственности за выполнение своих служебных обязанностей;
  • выявление высококвалифицированных, компетентных сотрудников и создание из их числа резерва для выдвижения на вышестоящие должности;
  • укрепление законности и дисциплины среди сотрудников, выработка и закрепление у них устойчивых навыков в решении оперативно-служебных задач, а также умения действовать в экстремальных ситуациях.

Конкурсы профессионального мастерства организуются и проводятся в три этапа:

I этап – в подразделениях городских, районных органов внутренних дел;
II этап – областной конкурс среди победителей первого этапа;
III этап – на первенство Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Индивидуальная оценка конкурсанту слагается из баллов, полученных за выполнение видов испытаний по теоретической части и практического задания разделов служебно-боевой подготовки.
Практическая часть раздела огневой подготовки оценивается за выполнение одного из нормативов по огневой подготовке и специального упражнения из пистолета Макарова.

Физическая подготовка оценивается за выполнение: боевых приемов борьбы, подтягивания на перекладине (для мужчин), силового комплексного упражнения (для женщин), а также кросса 1 км.
Победитель этапа конкурса профессионального мастерства выявляется по наибольшей сумме баллов, набранных конкурсантом по всем разделам служебно-боевой подготовки, выносимым на испытания.

Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ,

ФИЛОСОФИЯ

Процесс формирования высокопрофессионального кадрового ядра, и, следовательно, выработка оптимальных направлений дальнейшего развития системы МВД России в целом, повышение эффективности его деятельности в борьбе с преступностью и защите прав и свобод граждан предполагает совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Система профессионального образования в России, как и во всем мире, сегодня переживает кризис, который связан с тем, что уровень подготовки специалистов не отвечает требованиям работодателя — при приеме на работу вчерашних студентов приходится переучивать их, так как образовательные программы отстают от эволюции предъявляемых требований к сотрудникам. Не является в этом плане исключением и система ведомственного образования МВД России.

Современная система профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации не ограничивается обучением в ведомственных образовательных организациях и, по утверждению А.А. Кобозева, представляет собой специальную профессионально-прикладную педагогическую систему, реализуемую как в образовательных учреждениях, так и непосредственно по месту службы, и охватывает весь период службы сотрудников .

Эффективное использование возможностей обучения сотрудников по месту службы имеет большое значение для формирования, поддержания и повышения профессионального мастерства личного состава. Именно в системе профессиональной служебной и физической подготовки руководителями учебных групп и начальниками подразделений осуществляется подготовка сотрудника к его непосредственной служебной деятельности, устраняются имеющиеся пробелы в приобретении знаний умений и навыков.

М.М. Байдаев

Mukhtar Baydaev

© Байдаев М.М., 2014

Подготовка кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный Закон № 342-Ф3), приказа МВД России от 03.07.2012 № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», приказов МВД России от 13.11.2012 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.

Прежде всего, определимся с понятием «профессиональная служебная и физическая подготовка». Данное словосочетание было определено в ст. 76 Федерального закона № 342-ФЗ, как один из путей подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации . Широкое распространение оно получило после издания приказа МВД России № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее — приказ МВД России № 663). Этим приказом был отменен приказ МВД России от 29.06.2009 № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в котором было дано определение «служебно-боевой подготовки», как одного из видов обучения в процессе оперативно-служебной деятельности . Таким образом, в соответствии с приказом МВД России № 663 вместо понятия служебно-боевая подготовка стала применяться профессиональная служебная и физическая подготовка.

В соответствии с п. 74 приказа МВД России № 663, профессиональная служебная и физическая подготовка — это обучение, осуществляемое по месту службы сотрудников, в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и включает в себя следующие виды:

— правовую подготовку;

— служебную подготовку;

— огневую подготовку;

— физическую подготовку.

Из историко-педагогического анализа профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел следует, что обучение сотрудников по месту службы их непосредственными начальниками, несмотря на отсутствие единой системы, в дореволюционный период был основным, а в начале становления и развития органов внутренних дел единственным видом подготовки кадров. В ходе дальнейшей эволюции и формирования стройной многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, служебно-боевая подготовка, а в дальнейшем, профессиональная служебная и физическая подготовка стала одним из составных частей профессиональной подготовки сотрудников. В настоящее время при подготовке кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации используются наиболее эффективно, как правило, возможности профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, обучения по образовательным программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы МВД России. Вместе с тем возможности профессиональной служебной и физической подготовки, непосредственно в подразделениях используются недостаточно эффективно. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами.

Во-первых, имеются недостатки в содержательной и методической подготовке руководителей учебных групп. В соответствии с п. 91 приказа МВД России № 663 руководители учебных групп

назначаются из числа руководителей (начальников) органов, организаций и подразделений МВД России. К сожалению не все руководители имеют соответствующую подготовку для организации и проведения занятий. Как отмечает исследователь проблем профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, профессор Н.В. Астафьев, одна из наиболее важных причин низкого уровня физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел это отсутствие многоуровневой системы высшего профессионального образования, а также подготовки научно-педагогических кадров сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел . Во-вторых, не все органы внутренних дел обеспечены в полной мере необходимыми материально-техническими средствами. Например, собственные стрелковые тиры имеют немногим более 30% горрайлинорганов, собственные спортивные залы около 15%, чего явно недостаточно для эффективного обучения сотрудников в системе профессиональной служебной и физической подготовки. В-третьих, занятия в системе профессиональной служебной и физической подготовки зачастую проводятся формально, не охватывают весь личный состав подразделений. Руководители подразделений органов внутренних дел ответственные за посещение вверенным личным составом занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, не всегда направляют личный состав на занятия. Это может быть связано не только с объективными причинами по проведению неотложных следственных действий или оперативно-разыскных мероприятий, но и с исполнением «сроковых» документов, составлением и направлением отчетов в вышестоящие органы внутренних дел и т.д. В-четвертых, не урегулирован до конца вопрос проведения занятий с категорией сотрудников органов внутренних дел несущих службу в сменном режиме. В п. 87 приказа МВД России № 663 указано: «В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций». Вместе с тем на практике предоставление компенсаций сотрудникам, несущим службу в сменном режиме, имеет определенные трудности, что в целом негативно сказывается на отношении сотрудников к занятиям. В-пятых на практике применяются отработанные, но на современном этапе не всегда эффективные технологии обучения, в то время как, увеличение задач стоящих перед органами внутренних дел, усиление противодействия преступного мира, увеличение потока информации, развитие информационных технологий требуют внедрения инновационных подходов и инновационных технологий обучения в систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Как определено в Проекте концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел на период до 2020 года , одной из приоритетных задач в области профессиональной подготовки кадров является модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике.

Для выполнения этой задачи предполагается:

— создание механизмов контроля и оценки уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел с учетом должностных категорий и специфики служебной деятельности;

— осуществление профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, учёт специфики региона, должностных обязанностей сотрудников, характера службы;

— совершенствование методов профессиональной подготовки посредством перехода преимущественно к информационно-тренинговой модели обучения;

— повышение мотивации сотрудников к постоянному совершенствованию профессионального уровня на основе использования широкого диапазона средств морального и материального стимулирования.

Для решения задачи модернизации ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, необходимо провести специальные исследования, направленные на изучение положительного как отечественного, так и зарубежного опыта подготовки сотрудников полиции, особенно применения инновационных технологий обучения . Уже сегодня, на наш взгляд, применение зарубежного опыта подготовки сотрудников полиции с использованием возможностей активных игровых форм пейнтбола, страйкбола и лазергета позволило бы повысить огневую подготовку сотрудников органов внутренних дел и слаженность подразделений.

Внедрение электронных стрелковых тренажеров и использование специализированных интерактивных тиров, позволило бы получить сотрудниками навыков ведения стрельбы по движущимся целям, а также ведения стрельбы в движении. В то же время, это частично решило бы проблему отсутствия стрелковых тиров в некоторых территориальных органах районного уровня и отсутствие или недостаточное количество боеприпасов для проведения учебных стрельб. Вместе с тем следует отметить, что применение современных оптико-электронных стрелковых тренажеров и применение активных игровых форм ни в коем случае не означает отказа от занятий с боевым огнестрельным оружием, а лишь должны дополнять их.

Применение дистанционных форм обучения позволило бы частично решить проблему проведения занятий с категорией сотрудников органов внутренних дел несущих службу в сменном режиме. Применение современных информационных технологий на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке, а также возможность их применения в процессе самостоятельной подготовки позволило бы активировать мотивационную деятельность по профессиональному самосовершенствованию сотрудников.

Использование интернет технологий позволит руководителям учебных групп обмениваться опытом, получать из вышестоящего органа методические материалы, а при необходимости проконсультироваться со специалистами по вопросам организации и проведения занятий.

Из вышеизложенного следует, что система профессиональной служебной и физической подготовки обладает большими возможностями для повышения профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе их служебной деятельности, но эти возможности в недостаточной мере используются на практике. Для совершенствования системы профессиональной служебной и физической подготовки, необходимо провести комплекс мер по совершенствованию организационно-штатного обеспечения, организации профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, применение инновационных подходов и инновационных технологий обучения сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кобозев А.А. Правовое регулирование деятельности системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации: монография / А.А. Кобозев. — М.: Ависта консалтинг, 2007.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 03.07.2012 № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД России от 29.06.2009 № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Астафьев Н.В. Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел . — Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id50 (дата обращения 20.12.2013).

7. Лазукин А.Д. Инновационные технологии в процессе профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. -М., 2012. — № 1. — C. 83-87.

Л.М. Берман СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-

Н.Н. Гомзякова НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ

КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся казачьих классов в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. Авторами обозначена проблема выявления источника формирования духовно-нравственных ценностей у детей и подростков. В качестве инструмента регулирования обозначенного процесса предложена система приобщения учащихся к традиционной культуре кубанского казачества. Приведена характеристика каждого звена системы. Кратко описаны результаты проведенной работы.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционная культура кубанского казачества, класс казачьей направленности, система, формирование.

С утратой традиционных идеалов формирование у современной молодежи духовно-нравственных ценностей претерпевает определенные сложности. Дооктябрьские, а следом за ними и советские идолы были низвергнуты, но взамен не появились новые. Национальная идея однозначно до сих пор не сформулирована. Возможно, основой ее должно стать возрождение культуры, которая приведет к развитию духовности и нравственности в современном обществе.

Когда мы говорим о значительной степени влияния культуры на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, в этом нет большого преувеличения. Не подлежит сомнению необходимость ее возрождения. Однако процесс возрождения должен получить новое качественное развитие, позволяющее использовать традиционную культуру в современном обществе.

Стр. 3

| Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 |

39. Организация и проведение служебной подготовки входят в обязанности руководителей органов внутренних дел, которые несут персональную ответственность за уровень подготовленности сотрудников. 40. Вопросы совершенствования организации служебной подготовки регулярно рассматриваются коллегиями и на оперативных совещаниях, вносятся в планы основных мероприятий органов внутренних дел. 41. Контроль за проведением служебной подготовки и оказание помощи в ее организации осуществляют руководители вышестоящих органов (подразделений) внутренних дел. 42. С целью повышения качества проводимых с сотрудниками занятий руководители органов (подразделений) внутренних дел изыскивают средства и возможности для создания и улучшения имеющейся учебной базы. Особое внимание при этом уделяется созданию и совершенствованию оборудования учебно-методических классов, музеев (комнат) истории, строительству тиров (стрельбищ), спортивных залов, стадионов, формированию справочно-информационных и методических фондов библиотек. 43. Занятия по служебной подготовке проводятся руководителями учебных групп согласно приложению 4 к настоящей Инструкции. К проведению занятий по темам, требующим специальных знаний, может привлекаться руководящий состав подразделений центрального аппарата и центрального подчинения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, учреждений образования МВД, а также представители других государственных органов, общественности, ветераны органов внутренних дел. 44. В начале учебного года с руководителями учебных групп, руководителями стрельб проводятся занятия по изучению правил ведения учетно-планирующей документации, методики проведения занятий с сотрудниками. 45. Основными видами занятий по служебной подготовке являются лекции, семинарские и практические занятия. Лекция — основа теоретической подготовки. Ее цель — дать систематизированные основы по изучаемой теме, акцентировать внимание на наиболее сложных вопросах, стимулировать активную познавательную деятельность сотрудников. Семинарские занятия проводятся с целью проверки, углубления и закрепления теоретических знаний, полученных сотрудниками на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки. Они должны обеспечивать творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам и прививать навыки устного изложения материала. Семинарские занятия могут содержать элементы практических занятий. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков по совершенствованию владения огнестрельным оружием, владению боевыми приемами борьбы, по организации и проведению оперативных мероприятий, следственных действий, работе с процессуальными документами, техническими средствами и компьютерной техникой, развития и совершенствования других способностей сотрудников, необходимых для эффективного исполнения ими служебных обязанностей. Практические занятия проводятся, как правило, в специальных классах, учебно-методических и других кабинетах, спортивных залах, на учебных объектах и полигонах. На время их проведения учебная группа может быть разделена на две и более подгруппы. При проведении практических занятий используются различные формы и методы: решение задач, групповые упражнения, тренировки, деловые и имитационно-ситуационные игры, учения, работа на тренажерах, отработка упражнений и нормативов по огневой и физической подготовке. 46. В процессе занятий используются учебные, учебно-методические и наглядные пособия, учебные видеофильмы, материалы уголовных дел, возможности телевидения, музеев (комнат) истории органов (подразделений) внутренних дел. 47. Лица, проводящие занятия по служебной подготовке, должны иметь план-конспект по изучаемой теме. Планы-конспекты проведенных в течение учебного года занятий хранятся до конца календарного года. 48. Сотрудники обязаны подготовиться к семинарским и практическим занятиям, самостоятельно изучить рекомендованную литературу, в необходимых случаях подготовить рефераты; иметь тетради по служебной подготовке для записи изучаемых тем, а проходящие службу в должностях среднего и старшего начальствующего состава — и для конспектирования нормативных правовых актов. Сроки хранения тетрадей по служебной подготовке и для конспектирования нормативных правовых актов устанавливаются руководителем учебной группы (до конца календарного года и более). 49. Служебная подготовка организуется и проводится в служебное время в соответствии с расчетом часов согласно приложению 5 к настоящей Инструкции с использованием учебной базы и соответствующего материального обеспечения в учебных группах. 50. Занятия по темам, которые изучаются всеми сотрудниками, могут проводиться в составе органа (подразделения) внутренних дел. 51. Занятия начинаются в январе, в учреждениях образования МВД — одновременно с началом учебного года и продолжаются в течение 10 месяцев. Физическая подготовка сотрудников проводится в течение календарного года. 52. Служебная подготовка сотрудников специального подразделения по борьбе с терроризмом «Алмаз» МВД проводится в течение календарного года по отдельному плану. 53. Продолжительность учебного часа составляет 50 минут без перерыва. На занятия сотрудники прибывают в установленной форме одежды. 54. Порядок организации служебной подготовки определяется приказом соответствующего начальника органа (подразделения) внутренних дел. В приказе определяются задачи на учебный год, утверждаются составы учебных групп и их руководители, устанавливаются время, место проведения занятий и, как правило, лица, ответственные за ведение учетно-планирующей документации. Для проведения занятий в отсутствие руководителей учебных групп и занятий по отдельным темам специальной подготовки назначаются заместители руководителей учебных групп (из числа их штатных заместителей и непосредственно подчиненных сотрудников). 55. Один экземпляр приказа об организации служебной подготовки направляется в вышестоящий орган (подразделение) внутренних дел. 56. Формирование учебных групп осуществляется с учетом стажа службы сотрудников. 57. В каждой учебной группе ведется следующая учетно-планирующая документация: тематический план; расписание занятий; журнал учета посещаемости и успеваемости занятий по служебной подготовке. 58. Тематические планы по служебной подготовке разрабатываются подразделениями центрального аппарата и центрального подчинения МВД совместно с главным управлением воспитательной работы и кадрового обеспечения МВД. 59. С учетом оперативной обстановки, результатов служебной деятельности, изменений в законодательстве руководители учебных групп осуществляют расчет часов, определяют вид и тематику занятий, вносят необходимые дополнения в тематический план. Дополнения в тематический план могут вноситься по инициативе непосредственного начальника или руководителя вышестоящего органа (подразделения) внутренних дел. По физической, огневой и строевой подготовке лекции не планируются, а по другим видам подготовки — не более 50% учебного времени. 60. Расписание занятий установленного образца согласно приложению 6 к настоящей Инструкции содержит полную информацию о времени, месте и виде учебных занятий для каждой учебной группы, изучаемых темах и лицах, проводящих занятия. Оно составляется на квартал с учетом тематического плана и внесенных дополнений, утверждается руководителем учебной группы и доводится до сведения сотрудников. Расписание занятий хранится до конца календарного года. 61. Изменение времени проведения занятий осуществляется в установленном порядке. 62. Журналы учета посещаемости и успеваемости занятий по служебной подготовке установленного образца согласно приложению 7 к настоящей Инструкции хранятся в течение трех лет. Занятия по физической подготовке могут учитываться в отдельном журнале. 63. В течение учебного года руководители учебных групп осуществляют систематическую проверку знаний и навыков сотрудников в ходе семинарских и практических занятий путем проведения дифференцированных зачетов с выставлением оценок в журнал учета посещаемости и успеваемости занятий: 63.1. дифференцированные зачеты проводятся после изучения темы в соответствии с расписанием занятий по билетам или в ходе собеседования по перечню вопросов. Порядок проведения дифференцированных зачетов, форму проверки знаний, умений и навыков сотрудников определяет руководитель учебной группы; 63.2. при приеме дифференцированных зачетов по билетам в них включаются два-три вопроса, позволяющие проверить и оценить теоретические знания сотрудников, их умение самостоятельно применять теоретические знания при решении практических задач и навыки самостоятельной подготовки. Руководитель учебной группы имеет право задавать сотрудникам дополнительные вопросы; 63.3. сотрудники, не сдавшие дифференцированный зачет, сдают его повторно в срок, установленный руководителем учебной группы. 64. Учебный год завершается приемом экзаменов по специальной и огневой подготовке, контрольных нормативов по физической подготовке, проверкой практических навыков владения огнестрельным оружием (выполнение упражнения для стрельбы из пистолета или (и) автомата) с выставлением итоговых оценок всем сотрудникам: 64.1. экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины в полном объеме или ее части (раздела) и имеют целью проверить теоретические знания сотрудников, умение применять их при решении практических задач, а также самостоятельно работать со специальной и компьютерной техникой; 64.2. к экзаменам допускаются сотрудники, имеющие положительные текущие оценки; 64.3. для проведения экзаменов в органах (подразделениях) внутренних дел разрабатываются экзаменационные билеты; практические задачи; списки учебных и наглядных пособий, которыми с разрешения экзаменатора могут пользоваться сотрудники на экзаменах (учебные и наглядные пособия не должны содержать пояснительных надписей, раскрывающих ответ на вопрос); перечень средств материального обеспечения экзамена (приборы, техника, учебное оружие); 64.4. в экзаменационный билет включаются, как правило, два-три теоретических вопроса из разных разделов программы и одна задача или практическое задание (в зависимости от специфики дисциплины). Предварительное ознакомление сотрудников с экзаменационными билетами не допускается; 64.5. экзамены принимает комиссия, председатель и состав которой определяются приказом начальника органа, подразделения внутренних дел. На экзамене, кроме членов комиссии, которые несут персональную ответственность за объективность выставленной оценки, и экзаменуемых, имеют право присутствовать начальник и заместители начальника органа (подразделения) внутренних дел, руководители учебных групп; 64.6. в помещении, где проводится экзамен, должны быть журнал учета посещаемости и успеваемости, экзаменационные билеты, необходимые учебные пособия и макеты; 64.7. перед началом экзамена учебная группа в полном составе представляется экзаменатору (председателю комиссии). При сдаче устного экзамена часть сотрудников (не более 5 человек) вызывается для сдачи экзамена, остальные находятся вне помещения; 64.8. вызванный сотрудник после доклада о прибытии для сдачи экзамена представляет экзаменатору служебное удостоверение, затем лично берет билет, называет его номер, зачитывает вопросы, докладывает, понятны ли они, при необходимости уточняет их, получает чистые листы бумаги для записей ответа и решения задач; 64.9. экзаменующийся имеет право отказаться от ответа на вопросы одного билета и взять другой. В этом случае оценка может быть снижена на один балл; 64.10. в процессе подготовки к ответу экзаменующийся намечает его план или пишет ответ на выданном листе, подбирает для ответа необходимые плакаты и схемы; 64.11. для подготовки к ответу каждому сотруднику отводится не более 30 минут. Ответ по билету также не должен превышать 30 минут; 64.12. по мере готовности к ответу или по истечении отведенного для подготовки времени сотрудник докладывает об этом экзаменатору и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы; 64.13. по окончании ответа по билету экзаменатор может задавать экзаменуемому дополнительные и уточняющие вопросы в объеме изученного материала. Прерывать экзаменуемого во время ответа не рекомендуется, задавать наводящие вопросы запрещается; 64.14. после ответа на все вопросы сотрудник докладывает об этом экзаменатору (руководителю учебной группы), сдает билет и тезисы ответа; 64.15. члены комиссии выставляют оценки экзаменующемуся по каждому основному вопросу билета, за дополнительный вопрос (вопросы) и по результатам экзамена; 64.16. перед началом письменного экзамена сотрудникам выдаются экзаменационные билеты и необходимое количество листов чистой бумаги со штампом. Пользоваться другими листами бумаги, кроме выданных, не разрешается. Все листы бумаги по окончании экзамена сдаются экзаменатору; 64.17. сотрудникам, замеченным в помощи друг другу, а также пользующимся неразрешенными наглядными пособиями и различного рода записями, нарушающим установленные правила на экзамене, может быть выставлена неудовлетворительная оценка; 64.18. выход сотрудников из помещения, где проводится письменный экзамен, может быть разрешен экзаменатором только в случае необходимости. При этом экзаменующийся обязан сдать свою работу принимающему экзамен. Незаконченные работы сдаются по истечении времени, отведенного на экзамен. При приеме экзамена комиссией письменные работы для проверки распределяются между ее членами; 64.19. по результатам экзамена выставляется оценка. Она

| Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 |

Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью: Долгих И.П. — Профессиональная подготовка сотрудников полиции в России: верной ли дорогой идем? // Полицейская и следственная деятельность. – 2016. – № 4. – С. 46 — 55. DOI: 10.7256/2409-7810.2016.4.18934 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=18934

Долгих Игорь Петрович
независимый ученый
394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Антокольского, 14
Dolgikh Igor’ Petrovich
Senior Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
394065, Russia, Voronezhskaya oblast’, g. Voronezh, ul. Antokol’skogo, 14, kv. 134

idol_2008@mail.ru
Другие публикации этого автора

10.7256/2409-7810.2016.4.18934

Дата направления статьи в редакцию:

25-04-2016

Дата публикации:

31-01-2017

Аннотация.

Предметом исследования являются принципы, закономерности, содержание и организация профессиональной подготовки сотрудников полиции в Российской Федерации. Объектом исследования выступает первоначальная профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов ведущих мировых держав и России.Цель исследования — совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции.Задачами исследования являются: 1. Анализ современного состояния профессиональной подготовки сотрудников полиции в России, выявление тенденций его развития и имеющихся недостатков. 2. Выработка предложений по оптимизации профессиональной подготовки сотрудников полиции. Методологической основой исследования служит теория познания и научные разработки ее внедрения в систему профессионального образования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы. Новизна исследования заключается в том, что в нем:1. Дан объективный анализ современного состояния системы профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в полицию.2. Впервые в научной литературе дана принципиальная оценка организации и качества подготовки сотрудников полиции на факультетах профессиональной подготовки образовательных учреждений МВД России.3. Разработаны предложения по оптимизации профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, центры профессиональной подготовки, сотрудники полиции, образовательные организации МВД, ученые в погонах, национальная гвардия, программы профессиональной подготовки, факультеты профессиональной подготовки, органы внутренних дел, педагогические работники МВД
The subject of the research is the principles and patterns, contents and organisation of training police officers in the Russian Federation. The object of the research is the primary training of law enforcement officers of the world’s leading powers and Russia. The purpose of the research is to improve the training of police officers. Goals of the research include: 1) to analyze the modern condition of training police officers in Russia and to define developmnent trends and drawbacks of the current system of training; 2) to develop recommendations on how to improve vocational training of police officers. The methodological basis of the research is the theory of knowledge and research results related to application of the knowledge theory to the system of training. To achieve the research goals and objectives, the author has used theoretical and empirical methods. The novelty of the research are caused by the following facts: 1. The author gave an objective analysis of the current state of the vocational training for persons newly recruited to the police. 2. For the first time in the academic literature the author gave a principled assessment of the organisation and the quality of police training in the faculties of vocational training at educational institutions of the MIA of Russia. 3. The author developed offers on optimization of vocational training of police officers.

faculties training, training programmes, national guard, scientists in uniform, educational organizations of the Ministry of Inter, bodies of the Ministry of Internal Affairs, police, vocational training centres, training, teaching staff of the Ministry of Internal Affairs

Пожалуй, никто не станет спорить, что все мы, россияне, сейчас переживаем пусть и не самый спокойный и комфортный в экономическом и политическом плане, но, безусловно, один из самых интересных периодов отечественной истории. Поставленная в жесткие условия совокупностью объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, Россия фактически решает вопрос о своей государственности. Опорой любого государства, гарантией стабильности его общественного развития всегда являлись и являются органы внутренних дел. В наши дни именно органы внутренних дел – это, пожалуй, единственный действенный инструмент влияния власти на различные общественные отношения. Совместно с иными правоохранительными органами органы внутренних дел, во-первых, призваны гарантировать соблюдение прав и законных интересов граждан, а во-вторых, они олицетворяют собой государственное принуждение как один из основных методов государственного управления . В связи со сказанным все более серьезное значение приобретают проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции.

В мае 2013 года большая часть центров профессиональной подготовки (Г)УМВД России по субъектам Российской Федерации (далее – ЦПП, Центры) была ликвидирована волевым решением Министерства внутренних дел , а их функции переданы образовательным учреждениям (академиям, университетам и институтам). Помимо формальной стороны вопроса, связанной с реализацией положений Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , данное решение, по словам его сторонников, было продиктовано отсутствием у ЦПП необходимой учебно-материальной базы. В том числе инициаторы анализируемых структурных преобразований указывали на нехватку в региональных Центрах спортивных залов, учебных полигонов, специальных библиотек, тиров для проведения стрельб, столовых, а также общежитий для проживания обучаемых.

Автор настоящей статьи, много лет занимающийся проблемой профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, с уверенностью заявляет, что данные утверждения, мягко говоря, не соответствуют действительности. Несмотря на, подчас, ощутимую нехватку финансирования, большая часть ЦПП обладало надежной материальной базой и с успехом решало поставленные задачи по подготовке профессиональных кадров .

Поразительно, что сегодня, спустя три года после проведения реформы, ведомственное научное сообщество не пытается проанализировать ее ход и первоначальные результаты. Безусловно, столь масштабные преобразования требуют определенного временного промежутка и осмысления. Однако материалы для проведения исследований уже имеются. Поскольку средний срок обучения слушателей на факультетах профессиональной подготовки составляет всего 6 месяцев, а наборы, как правило, осуществляются ежемесячно, то и количество выпускных квалификационных экзаменов по среднестатистическому вузу должно измеряться десятками. Немалую роль в оценке качества обучения должны играть регулярные анкетирования обучаемых. Причем, объективности ради, проводится они должны анонимно и по завершению всех форм контроля. Нам известно, что в отдельных вузах такая работа проводится, но имеет она кулуарный характер и не может принципиальным образом повлиять на общепринятую ведомственную концепцию.

Попробуем, несмотря на скудность имеющегося материала, оценить, что прогрессивного дала обществу, государству и МВД анализируемая реформа.

Как правило, в заслугу реформаторам полицейского образования сегодня принято ставить рост уровня ведомственных педагогических кадров. На самом деле в ЦПП не часто работали специалисты (преподаватели), отягощенные учеными званиями и учеными степенями. Однако это не является показателем их низкого образовательного уровня или отсутствия у них желания достичь профессиональных вершин. Просто ведомственные подзаконные акты этого не требовали. Проявлять же инициативу в данном вопросе решались немногие.

Неоспоримым является тот факт, что ученое звание и ученая степень – яркий показатель высокого уровня знаний ученого в той или иной сфере, а также характеристика его научного авторитета. Но, давайте задумаемся, насколько это является принципиальным в работе по подготовке сотрудников полиции, впервые пришедших на службу? Следует подчеркнуть, именно в подготовке, а не в обучении. Печально, что в нашей стране сегодня не разграничивают эти очевидные понятия.

Для примера остановимся на системе подготовки полицейских в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на довольно-таки агрессивную критику этой системы в российских средствах массовой информации, для профессионалов очевидно, что она сегодня является одной из самых эффективных на планете. В отличие от России, правовая наука в США не отождествляет словосочетания «подготовка полицейского» и «образование полицейского». Под первоначальной подготовкой там принято понимать получение офицером полиции практических и теоретических знаний по профессии «полицейский» в полицейской академии штата, которая обладает соответствующим сертификатом. Окончив академию, полицейский вправе начать исполнять свои профессиональные обязанности. Такая подготовка обязательна для всех без исключения офицеров полиции.

Образование же полицейского в США (высшее или среднее специальное) подразумевает под собой процесс его обучения в гражданском образовательном учреждении. Чаще всего полицейский получает такое образование уже после обучения в полицейской академии. По результатам обучения он получает диплом по уголовному правосудию, экономики, бухгалтерии, компьютерным технологиям и т.д.

Однако вероятна и иная ситуация, когда уже после получения среднего специального или высшего гражданского образования гражданин решает поступить в полицию. Но и в этом случае он не избавляется от дальнейшего направления для прохождения профессиональной подготовки в полицейскую академию.

В отличие от Российской Федерации, в США высших полицейских учебных заведений нет. Из-за этого полицейский офицер вынужден для получения соответствующего образования обращаться к услугам гражданских образовательных организаций.

Система профессиональной подготовки кадров в Соединенных Штатах Америки имеет трехзвенную структуру:

— профессиональная подготовка для лиц, которые впервые поступают на службу в полицию;

— подготовка и повышение квалификации действующих полицейских;

— служебная подготовка и повышение квалификации сотрудников, которые занимают должности руководящего звена .

Базовая и самая непростая ступень обучения американского полицейского — это первоначальная подготовка. Следует обратить внимание на две ключевые особенности этой стадии – стандартизацию и дифференциацию.

Стандартизация первоначальной полицейской подготовки состоит в существовании обязательных для исполнения нормативно-правовых актов, которые содержат минимальные требования и стандарты такой подготовки.

Дифференциация полицейской подготовки заключается в вариативности стандарта минимального количества часов, которые отводятся на первоначальную подготовку в различных штатах: от 320 часов в Южной Дакоте, Канзасе и Теннеси и до 1040 часов в штате Гавайи .

Не менее важное значение в подготовке американских полицейских играет обучение сотрудников, которые имеют тот или иной опыт полицейской работы. Оснований для подобной подготовки множество: совершенствование методов экспертизы и приемов использования новейших технических средств; частое изменение правовой базы; возникновение инновационных аспектов процедурных операций; необходимость перманентного обновления навыков работы .

Следует сделать вывод о том, что следующие особенности профессиональной подготовки американских полицейских, впервые приходящих на службу, вполне могли бы быть использованы и в нашей стране:

— максимальная ассимиляция процесса подготовки с практической деятельностью сотрудника полиции;

— активная ориентация сотрудника полиции на получение высшего образования в гражданских вузах, позволяющая экономить немалые средства на содержание ведомственных образовательных организаций.

Нельзя не согласиться с В.В. Титовым, считающим, что в силу усложнения правоохранительной деятельности и усиления ее социальной направленности американский опыт профессионального образования приобретает особую значимость для современной России. При этом особый интерес представляют сложившаяся в США децентрализованная система подготовки кадров, позволяющая максимально учитывать региональные особенности правоохранительной деятельности, а также практика обучения будущих сотрудников в местных колледжах и университетах .

Если кому-то претит опыт США, давайте обратимся к системе профессиональной подготовки полицейских в Федеративной Республике Германии. В соответствии с законодательством ФРГ, полицейская служба и правомочность полиции определяются самостоятельно федеральными землями. Необходимо заметить, что и в ФРГ полицейские учебные заведения занимаются именно подготовкой, а не обучением сотрудников полиции, которые не получают здесь дипломов о высшем юридическом образовании. Структура профессиональной подготовки немецких полицейских состоит из трех уровней:

— полицейский образовательный институт;

— институт повышения квалификации;

— высшая академия полиции.

К примеру, на территории Земли Северный Рейн-Вестфалия расположено несколько полицейских образовательных организаций. Базовым принципом учебного заведения такого уровня является обеспечение неразрывной связи учебы с полицейской практикой. Иначе говоря, содержательность и практическая направленность обучения в неразрывном единстве с качеством знаний способствуют двустороннему корректирующему влиянию на формирование молодого сотрудника полиции.

В ноябре 2013 года сотрудники Воронежского института МВД России в составе делегации Министерства внутренних дел посетили Институт повышения квалификации полицейских земли Северный Рейн-Вестфалия, где приняли участие в научно-практическом мероприятии на тему: «Преступность среди несовершеннолетних (формы проявления, профилактика)» . На заключительном занятии, которое проводилось руководителем учебно-методического отдела фрау Фоссен в г. Кельне, воронежскими полицейскими был задан вопрос по поводу научного обеспечения учебного процесса у их германских коллег. Ответ фрау Фоссен изрядно шокировал наших земляков. Оказалось, что даже на втором уровне профессиональной подготовки будущие сотрудники немецкой полиции не сочиняют бесчисленные научно-исследовательские работы, а преподаватели в плановом порядке не занимаются написанием научных статей, пытаясь тем самым повысить свой индекс цитируемости в ученом сообществе. А ведь когда-то аналогичная практика существовала и на нашей отчечественной земле и в полной мере себя оправдывала. Однако вернемся к нашим «ученым в погонах».

Закрытие ЦПП привело к тому, что один из первостепенных критериев оценки уровня образовательного учреждения – количество лиц профессорско-преподавательского состава, которые имеют ученую степень, – стал неотъемлемой частью оценки деятельности факультетов профессиональной подготовки. И если в ЦПП, к примеру, на цикле юридической подготовки могли работать лишь преподаватели (специалисты), которые имели высшее юридическое образование и длительный стаж практической работы в профильных должностях (дознаватели, следователи, инспектора подразделений по исполнению административного законодательства и т.д.), то ныне образовательной организации ни коим образом не выгодно иметь преподавателя без ученой степени, даже если он – профессионал своего дела и отличается высоким педагогическим мастерством. При этом, в каком направлении защищал свою диссертацию преподаватель – совсем неважно. Ещё в меньшей степени интересует руководителей вузов МВД факт наличия (или отсутствия) у него опыта практической службы в органах внутренних дел.

Далеко за примерами ходить не надо. Обратимся к официальному сайту Воронежского института МВД России. Смотрим расписание занятий для лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (взвод №П16М1) . Дисциплина – «Прохождение службы в ОВД», занятия проводит старший преподаватель кафедры административного права – кандидат педагогических наук. Дисциплина – «Правовая подготовка», занятия проводит старший преподаватель кафедры административного права – кандидат экономических наук. Имеются в институте на кафедрах юридического профиля также и кандидаты филологических, исторических и прочих наук, весьма далеких от юриспруденции. Если рассказать об этом в тех же Соединенных Штатах Америки или в Федеративной Республике Германии – засмеют. У нас же – никаких проблем. Сегодня подобная анекдотичная ситуация в ведомственных вузах распространена повсеместно .

Анализ педагогического состава полицейских образовательных организаций в Российской Федерации наводит на мысль о том, что всякая ротация здесь невозможна в принципе. Это своего рода закрытые учреждения, которые варятся в собственном соку. Многие выпускники подобных вузов, не проработав «на земле» ни дня, остаются в своих альма-матер и весь свой дальнейших карьерный рост связывают только с ними. За последние годы появилось целое поколение преподавателей, которые видели «живого» правонарушителя лишь на экране телевизора. Часто в образовательных организациях системы МВД работают целыми семьями: дети и родители, жены и мужья и т.д. Ни о какой «свежей крови» и речи не идет. Подобную тенденцию вряд ли можно оценить положительно.

Следовательно, заявления о том, что в системе профессиональной подготовки полицейских в нашей стране вырос авторитет педагогических кадров и их уровень, выглядят несколько опрометчивыми. Правдивее говорить о том, что эта подготовка стала для государства более накладной, так как денежное довольствие преподавателя вуза, к тому же имеющего ученое звание и ученую степень, на два порядка выше денежного довольствия преподавателя (специалиста) ЦПП.

Поскольку мы коснулись финансового вопроса, весьма актуального в кризисный период, уместно будет затронуть ещё один аспект. Являясь структурным подразделением соответствующего регионального главка МВД, ЦПП в полном объеме удовлетворял его нужды в части кадрового обеспечения. Слушатели подбирались, стажировались, а в последствии и обучались на территории одного и того же субъекта Российской Федерации, что в значительной степени экономило ведомственные (читай – государственные) деньги. После ликвидации ЦПП проблема обучения и подготовки молодых полицейских особенно остро обозначилась в тех субъектах, где образовательные организации МВД России отсутствуют (а таких регионов немало). Как же решается вопрос? Да очень просто. Для прохождения профессионального обучения слушатели отправляются в другие субъекты Федерации.

Так, в настоящее время в Воронежском институте МВД России походят обучение слушатели не только из местного региона, но и начинающие службу сотрудники из УМВД по Липецкой области, а в 2014-2015 году в стенах воронежского вуза обучались полицейские из Краснодарского края. И это при том, что расстояние между Воронежем и Краснодаром составляет около восьмисот километров. Возникает резонный вопрос: не слишком ли расточительно для нынешних времен?

Особую озабоченность вызывают программы, разработанные для обучения лиц, впервые поступивших на службу в полицию. Главный их недостаток – это отсутствие адаптации к специфике конкретных должностных категорий сотрудников полиции. Многопрофильный характер программ вынуждает обучаемых тратить драгоценное учебное время на изучение дисциплин, которые навряд ли будут востребованы в их практической деятельности. К примеру, по единой программе ныне обучаются лица среднего и старшего начальствующего составов органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства, инспектора по лицензионно-разрешительной работе. По мнению автора, многопрофильные программы не способствуют формированию настоящих профессионалов своего дела и крайне нерациональны в плане использования учебного времени.

Имеющаяся практика реализации программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции показывает, что преподаватели вузов МВД зачастую не желают «опускаться» до уровня слушателей факультетов профессиональной подготовки и преподносят последним учебный материал также, как и курсантам, образовательный уровень которых гораздо выше. В итоге получается некое подобие разговора слепого с глухим: один не видит предмет разговора, другой – не в состоянии ничего услышать.

Автор уверен, что подобный подход к профессиональной подготовке сотрудников полиции в нашей стране бесперспективен. Кроме того, в связи с созданием в России национальной гвардии, возникает резонный вопрос: кто будет заниматься обучением служащих новой структуры — профессионалы или вновь девочки с учеными званиями и степенями?

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Генерал-лейтенант полиции Андрей КОНЕВ, начальник Академии управления МВД России

В этом году наряду с 90-летием Академии управления МВД России отмечается и 65-летие её кафедры организации огневой и физической подготовки, деятельности которой всегда уделялось и уделяется большое внимание. Юбилейные даты – хороший повод подвести итоги сделанного предшественниками, определить дальнейшие пути развития.

В июне 1952 года существовавшая на тот момент Высшая школа милиции МГБ СССР была преобразована в вуз с правом выдачи выпускникам диплома СССР о высшем юридическом образовании. В связи с этим в октябре 1954 года в Высшей школе МВД СССР из отдела военно-физической подготовки была образована кафедра военно-физической подготовки – одна из старейших кафедр по вопросам организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в сфере служебной деятельности и боевой подготовки.

Огромный вклад в её становление внёс первый начальник – полковник внутренней службы Яков Ласкин, участник Великой Отечественной войны, имевший высшее военное и юридическое образование, большой опыт практической и организаторской работы. Под руководством Якова Алексеевича были разработаны учебные программы по курсам «Огневая подготовка и стрелковая тренировка» и «Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел». Он нацеливал коллектив кафедры на поиск новых подходов к отбору и подготовке будущих руководителей органов внутренних дел.

В контексте осмысления новых задач, стоящих перед органами внутренних дел в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями, с 1969-го по 2016 год претерпевала изменения специ­фика кафедры, что отражалось и в её названии: кафедра военно-служебной и физической подготовки; военно-специальной, служебной и физической подготовки; боевой и физической подготовки; боевой, физической и строевой подготовки; профессиональной служебной и физической подготовки.

В эти годы кафедру возглавляли полковник внутренней службы Николай Иванов; полковник внутренней службы Андрей Дубский; полковник милиции Станислав Степанов, мастер спорта СССР по самбо и дзюдо, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации; полковник милиции Юрий Назаров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР по боксу; полковник полиции Владимир Беликин, доктор юридических наук, кандидат военных наук, профессор, почётный сотрудник МВД России, кандидат в мастера спорта СССР по самбо, почётный динамовец; полковник полиции Иван Сидоренко, кандидат педагогических наук, почётный сотрудник МВД России, почётный динамовец, кандидат в мастера спорта СССР по спортивному ориентированию. Каждый из них внёс значительную лепту в становление и развитие кафедры.

Здесь работали выдающиеся спортсмены. В частности, старшим преподавателем был ветеран Великой Отечественной войны полковник внутренней службы в отставке Василий Сорокин, почётный мастер спорта СССР по пулевой стрельбе, чемпион мира, пятикратный чемпион Европы, многократный чемпион Советского Союза, рекордсмен мира, Европы и СССР.

В октябре 2015 года в рамках научно-исследовательской работы, направленной на создание отечественной системы самозащиты без оружия для сотрудников полиции «Полицейское самбо», кафедра провела семинар-совещание, посвящённый данной проблематике. В его работе приняли участие специалисты ДГСК МВД России, представители других подразделений министерства, различных силовых структур, образовательных и спортивных организаций. Общим решением семинара стало – полицейскому разделу самбо быть!

Летом 2016 года в Академии происходит очередная реорганизация подразделений, которая затрагивает и кафедру. Она получает название, наиболее соответствующее современным требованиям, предъявляемым Министерством внутренних дел Российской Федерации к Академии управления МВД России, – кафедра организации огневой и физической подготовки. Сегодня это слаженный коллектив, в который впервые входит столь сильный в научном плане преподавательский состав. С октября 2016 года кафедрой руководит полковник полиции Александр Косиковский, кандидат педагогических наук, почётный динамовец.

Помимо преподаваемых ранее дисциплин «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка» кафедрой разрабатывается и с 2017 года вводится новая дисциплина – «Организация огневой и физической подготовки» на 2-м факультете (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) и на 3-м факультете (подготовки научных и научно-педагогических кадров).

С 2018 года кафедра пересмотрела подход к обучению слушателей по преподаваемым дисциплинам «Организация огневой и физической подготовки» по реализуемым Академией основным профессио­нальным образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (подготовка руководителей органов внутренних дел), 38.04.03 Управление персоналом (подготовка руководителей подразделений по работе с личным составом), 38.04.02. Менеджмент, – разработав раздел управленческого блока в сфере организации огневой и физической подготовки и включив в тематический план соответствующие дисциплины.

Так, в 2018 году важным событием стало участие кафедры в учебно-методическом сборе в городе Суздале Владимирской области, организованном и проведённом ДГСК МВД России с руководителями подразделений профессио­нальной подготовки управлений (отделов) по работе с личным составом территориальных органов МВД России и представителями кафедр огневой подготовки образовательных организаций (филиалов образовательных организаций) МВД России. С этого времени, по предложению сотрудников кафедры, её представители являются постоянно действующими членами научно-практической секции ГУ МВД России по городу Москве, учебно-методической секции по дисциплинам (модулям) «Огневая, физическая, специальная подготовка и специальная тактика», функционирующей на базе Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

Сотрудники кафедры принимают активное участие в вебинарах по проблемным вопросам управленческой деятельности в сфере профессиональной служебной и физической подготовки в режиме видеоконференцсвязи как в территориальных органах, так и в образовательных организациях МВД России.

В декабре 2018 года впервые за всю историю существовании кафедры была разработана и внепланово реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации начальников (заместителей начальников) подразделений профессиональной подготовки управлений (отделов) по работе с личным составом территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровне. В результате коллектив кафедры в 2019 году успешно реализовал дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для таких категорий обучающихся, как руководящий состав центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России на окружном, региональном уровне; руководящий состав кафедр огневой подготовки образовательных организаций МВД России с учётом специфики их деятельности. В различных видах занятий по дополнительным профессиональным программам участвуют представители структурных подразделений ДГСК МВД России.

Всё это способствует повышению эффективности взаимодействия кафедры с территориальными органами и подразделениями центрального аппарата МВД России, государственно-общественными организациями.

Знания и управленческий опыт сотрудников кафедры востребованы в практической деятельности МВД России. В марте 2019 года Академией проведено мероприятие всероссийского значения – Всероссийский круглый стол по теме «Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», с участием представителей ДГСК МВД России, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, руководителей подразделений профессиональной подготовки ГУ МВД России по городу Москве и Московской области и в режиме видеоконференцсвязи – восьми образовательных организаций МВД России, а также территориальных органов МВД России на региональном уровне, которые задействованы в реализации пилотного проекта по внедрению института инструкторов по огневой и физической подготовке (Краснодарский край, Томская и Вологодская области).

По инициативе сотрудников кафедры в рамках научно-исследовательских работ созданы и запатентованы программы, которые внедрены в образовательный процесс по таким дисциплинам, как «Автоматизированная система «Стрелковое оружие, находящееся на вооружении в органах внутренних дел»» и «Учебно-методический комплекс для инструкторов по огневой и физической подготовке ОВД РФ «Инструктор»», позволяющие обеспечить принцип наглядности и автоматизировать отдельные вопросы учёта результатов обучения по огневой и физической подготовке.

Приоритетной для кафедры была и остаётся задача по обеспечению всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, организации образовательного процесса. Важным направлением деятельности является учебно-методическая работа, внедрение новых образовательных технологий, методов и средств обучения, использование в преподавании положительного практического опыта.

Имеющийся научный и педагогический потенциал, а также постоянно развивающаяся учебно-материальная база позволяют применять в обучении слушателей современные методики и информационные технологии, обеспечивающие не только высокий учебный результат, но и быстрое освоение сложных вопросов управления развитием физической и огневой подготовки. Для обучения специалистов кафедра располагает спортивно-оздоровительным комплексом, включающим тренажёрный зал; спортивным залом для занятий боевыми приёмами борьбы, оснащённым боксёрским инвентарём и гимнастическими снарядами; спортивным (игровым) залом; интерактивным стрелковым тиром (полигоном) боевого и виртуального обучения, позволяющим проводить занятия на мультимедийном аппаратном комплексе огневой подготовки и лазерном тренажёре системы ответного огня.

Ещё одним направлением является спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Для повышения уровня физической подготовленности и привлечения сотрудников постоянного состава, слушателей и членов их семей к регулярным занятиям физической культурой в Академии работают спортивные секции по самозащите без оружия, волейболу, мини-футболу, настольному теннису, шахматам, атлетической гимнастике, боксу и кикбоксингу. В Академии ежегодно проводится комплексная Спартакиада по служебно-прикладным и олимпийским видам спорта. В её программу включены такие виды, как лёгкая атлетика, шахматы, настольный теннис, волейбол, стрельба из боевого оружия и другие.

С целью военно-патриотического и нравственного воспитания традиционно проводятся соревнования, посвящённые знаменательным и памятным датам, таким как День Победы, День защитника Отечества, День сотрудника органов внутренних дел, День защиты детей. Итоги соревнований подводятся в торжественной обстановке с участием знаменитых спортсменов и тренеров. По приглашению кафедры в гостях у Академии в своё время бывали Лев Яшин, Владислав Третьяк, Лариса Латынина, Ирина Роднина, Елена Чайковская и многие другие.

Сборные команды Академии ежегодно принимают участие в соревнованиях «Лыжня России», «Московская лыжня», «Динамовская лыжня», «Марафон Мира», Спартакиады среди коллективов физической культуры организации «Динамо» № 25, на которых занимают первые и призовые места как по отдельным видам спорта, так и в общем зачёте Спартакиады.

Впереди – большая работа по созданию новой серии учебников и учебных пособий, расширение сотрудничества с отраслевыми отечественными и зарубежными образовательными организациями по проведению прикладных исследований по актуальным проблемам организации огневой и физической подготовки. А в ближайших планах Академии – введение в действие ещё двух новых стрелковых тиров, расширение борцовского и тренажёрных залов, переоборудование игрового зала.

Коллектив кафедры организации огневой и физической подготовки, опираясь на опыт предыдущих поколений профессорско-преподавательского состава и руководителей, осваивая новые технологические решения в области подготовки кадров, идеи цифровизации и инновации, ставит перед собой амбициозные цели развития образовательного пространства и с оптимизмом смотрит в будущее.

Фото предоставлены Академией управления МВД России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *