Погашение задолженности по страховым взносам

Погашение задолженности по страховым взносам

Минфин России во исполнение пункта 1 перечня поручений по итогам еженедельного Оперативного совещания с заместителями Министра и директорами Департаментов у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 30.10.2017 и пункта 1 раздела III протокола совещания у Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 11.10.2017 N 13, а также в связи с обращением ФНС России от 20.10.2017 N ГД-4-8/21214@ о передаче Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в ФНС России невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам, сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (далее — задолженность по страховым взносам), образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС).

Применение налоговыми органами дальнейших мер взыскания задолженности по страховым взносам в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, принятой органами ПФР и ФСС, может быть осуществлено только по факту анализа сведений о задолженности по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2017 года.

В связи с чем, в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обеспечить передачу и принятие информации о соответствующих мерах по взысканию упомянутой задолженности по страховым взносам.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон N 250-ФЗ) списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами ПФР, ФСС в следующих случаях:

— по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ);

— в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам (далее — задолженности) в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.

Вместе с тем отмечается, что в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам осуществлялось в соответствии с Законом N 212-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» (далее — Постановление N 820).

Пунктом 4 Постановления N 820 устанавливается перечень документов, при наличии которых ПФР и ФСС принимают решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам. В частности, к таким документам относится в том числе копия акта суда, в соответствии с которым органы ПФР и ФСС утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Исходя из изложенного, органы ПФР и ФСС осуществляют списание невозможной к взысканию задолженности (недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам) по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, а также задолженности, по которой по состоянию на 1 января 2017 года утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленного срока ее взыскания, и, следовательно, суммы такой задолженности не могут быть переданы для ее администрирования в ФНС России.

И.В. Трунин

проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от _________ 2011 г. №_______

МОСКВА

Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2010 года, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность

В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемые Правила проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2010 года, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность.

Председатель Правительства

Российской Федерации В.Путин

Утвержден

постановлением Правительства

Российской Федерации

от _________2011 г. N _____

ПРАВИЛА

проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2010 года, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений (далее – учреждения) по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, по состоянию на 1 января 2010 года, но не более размера задолженности по страховым взносам в бюджеты указанных внебюджетных фондов по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации (далее — задолженность).

Право на реструктуризацию задолженности реорганизованного учреждения, предоставленное в соответствии с настоящими Правилами, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) учреждения и (или) собственником его имущества.

Учреждения, являющиеся на дату вступления в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями, тип которых впоследствии был изменен, имеют право на проведение реструктуризации задолженности в соответствии с настоящими Правилами.

2. Решение о реструктуризации задолженности может быть принято в отношении учреждения, которое осуществляло в течение 2 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности, полное внесение текущих налоговых платежей и текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование за отчетный (расчетный) период, предшествовавший месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности.

Решение о реструктуризации задолженности принимается налоговым органом по месту постановки учреждения на учет в качестве налогоплательщика (далее – налоговый орган) в соответствии с перечнями учреждений, представляемыми не позднее 1 декабря 2011 года финансовыми органами соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании представленных главными распорядителями бюджетных средств перечней подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств, сформированных в рамках установленных бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетных полномочий, по его заявлению о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам (далее — заявление о проведении реструктуризации задолженности) по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

3. Реструктуризация задолженности в соответствии с настоящими Правилами проводится 1 раз.

4. В отношении одного учреждения реструктуризация задолженности проводится одновременно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования на основании решения налогового органа о реструктуризации задолженности, путем предоставления рассрочки уплаты задолженности по страховым взносам на срок не более 6 лет, по пеням и штрафам — в течение 4 лет после погашения задолженности по страховым взносам.

В отношении учреждения, не имеющего задолженности по страховым взносам, налоговый орган принимает решение о списании задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2010 года, но не более размера задолженности по состоянию на дату принятия решения о списании, при условии уплаты в полном объеме текущих налоговых платежей и текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в течение 3 месяцев до первого числа месяца подачи заявления о списании задолженности по начисленным пеням и штрафам по страховым взносам по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам.

С даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности начисление пеней и штрафов на сумму задолженности по страховым взносам не производится.

5. Реструктуризация задолженности осуществляется в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам (далее — графики погашения задолженности) по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам. Графики погашения задолженности предусматривают осуществление учреждением соответствующих платежей равными частями не реже 1 раза в квартал.

6. Учреждение имеет право произвести досрочное погашение задолженности по страховым взносам.

При погашении реструктуризированной задолженности по страховым взносам в течение 3 лет с момента принятия решения о реструктуризации задолженности производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Списание задолженности по пеням и штрафам осуществляется по заявлению учреждения о списании задолженности по начисленным пеням и штрафам по страховым взносам по форме согласно приложению № 4 к настоящим Правилам.

7. Учреждение утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате (неполной) уплате задолженности в размерах и в сроки, установленные графиками погашения задолженности, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей и (или) текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации представляют информацию о задолженности по текущим платежам по страховым взносам в налоговый орган не позднее 20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом в отношении учреждений, по которым налоговым органом принято решение о реструктуризации задолженности.

При возникновении указанных обстоятельств, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в течение 1 месяца принимает решение о его отмене и в течение 10 рабочих дней уведомляет учреждение о принятом решении.

При этом восстанавливается начисление пеней на сумму задолженности по страховым взносам, оставшуюся не погашенной на дату принятия решения об отмене решения о реструктуризации задолженности.

Право на реструктуризацию задолженности сохраняется для учреждения, в отношении которого принято решение об отмене решения о реструктуризации задолженности по его заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующим учреждением текущих налоговых платежей и текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, средств в погашение реструктуризированной задолженности в соответствии с утвержденными в установленном порядке графиками погашения задолженности и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей и платежей по страховым взносам с момента возникновения нарушения условий реструктуризации задолженности на дату рассмотрения заявления на возобновление права на реструктуризацию задолженности.

8. Учреждение подает в налоговый орган до 1 декабря 2011 года заявление о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам, с приложением:

а) справки налогового органа о задолженности по страховым взносам, в том числе отдельно в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, начисленным пеням и штрафам на 1-е число месяца подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности;

б) справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающей фактическое поступление текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в сумме обязательных начислений за отчетный (расчетный) период, предшествовавший месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности;

в) справки территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, подтверждающей фактическое поступление текущих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование, в сумме обязательных начислений за отчетный (расчетный) период, предшествовавший месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности;

г) документов, подтверждающих ранее предоставленные отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности, в том числе в виде реструктуризации задолженности, срок действия которых не истек на 1-е число месяца, в котором подано заявление о проведении реструктуризации задолженности;

д) проектов графиков погашения задолженности по страховым взносам, в том числе отдельно в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и начисленным пеням и штрафам. Указанные графики утверждаются налоговым органом.

9. Требовать от учреждения представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, запрещается.

10. Заявление о проведении реструктуризации задолженности, поданное учреждением с нарушением настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня его получения вместе с приложенными к нему документами возвращается учреждению налоговым органом с указанием причин возврата.

11. Налоговый орган в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления о проведении реструктуризации задолженности, рассматривает его и приложенные к нему документы и принимает соответствующее решение.

12. В решении о реструктуризации задолженности учреждения указываются:

а) полное наименование учреждения, место его нахождения и идентификационный номер налогоплательщика;

б) сумма задолженности по страховым взносам, в том числе отдельно в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, начисленным пеням и штрафам;

в) графики погашения задолженности по страховым взносам, в том числе отдельно в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и начисленным пеням и штрафам;

г) обязательство учреждения по осуществлению своевременно и в полном объеме платежей в погашение задолженности в соответствии с установленными графиками.

13. Копии решений о реструктуризации задолженности, об отмене реструктуризации задолженности, о восстановлении права на реструктуризацию задолженности, о списании задолженности по пеням и штрафам направляются налоговым органом в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующих решений.

14. Контроль за исполнением учреждением обязательств по погашению задолженности по графикам, в течение всего срока реструктуризации задолженности осуществляется налоговым органом, по уплате текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, по уплате текущих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

к Правилам, утвержденным

постановлением Правительства

Российской Федерации

от________ № _____

(форма)

В _______________________________________

(наименование налогового органа)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам

, ИНН

(полное наименование учреждения

в соответствии с учредительными документами)

(адрес места нахождения учреждения)

Наименование платежа

Сумма задолженности, рублей

Страховые взносы, зачисляемые в:

— Пенсионный фонд Российской Федерации

— Фонд социального страхования Российской Федерации

— Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

— территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Начисленные пени и штрафы

Всего

Руководитель учреждения

_____________ (___________________) __________

(подпись)

(ф.и.о.)

(дата)

М.П.

Дата поступления заявления

____

____

______________ (________________)

(подпись)

(ф.и.о.)

к Правилам, утвержденным

постановлением Правительства

Российской Федерации

от________ № _____

(форма)

В _______________________________________

(наименование налогового органа)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о списании задолженности по начисленным пеням и штрафам по страховым взносам

, ИНН

(полное наименование учреждения

в соответствии с учредительными документами)

(адрес места нахождения учреждения)

Руководитель

_____________ (___________________) __________

(подпись)

(ф.и.о.)

(дата)

М.П.

Дата поступления заявления

____

____

______________ (________________)

(подпись)

(ф.и.о.)

к Правилам, утвержденным

постановлением Правительства

Российской Федерации

от________ № _____

(форма)

В _______________________________________

(наименование налогового органа)

ГРАФИК
погашения реструктуризированной задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам

, ИНН

(полное наименование учреждения

в соответствии с учредительными документами)

(адрес места нахождения организации)

(рублей)

Год

реструктуризации

Остаток суммы задолженности

по взносу

Сумма задолженности, подлежащая уплате

1-й год реструктуризации:

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

2-й год реструктуризации:

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

3-й год реструктуризации:

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

4-й год реструктуризации:

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

5-й год реструктуризации:

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

6-й год реструктуризации:

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

Итого за период реструктуризации

б) задолженности по начисленным пеням и штрафам, которая по состоянию на дату подачи заявления составляет __________ рублей

(рублей)

Год

реструктуризации

Остаток суммы задолженности

по пеням и штрафам

Сумма задолженности по пеням и штрафам, подлежащая уплате

7-й год реструктуризации

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

8-й год реструктуризации

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

9-й год реструктуризации

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

10-й год реструктуризации

I квартал 20__ года

II квартал 20__ года

III квартал 20__ года

IV квартал 20__ года

Итого за период реструктуризации

Руководитель учреждения

_____________ (___________________) __________

(подпись)

(ф.и.о.)

(дата)

М.П.

Дата поступления заявления

____

____

______________ (________________)

(подпись)

(ф.и.о.)

к Правилам, утвержденным

постановлением Правительства

Российской Федерации

от________ № _____

(форма)

В _______________________________________

(наименование налогового органа)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о списании задолженности по начисленным пеням и штрафам по страховым взносам

, ИНН

(полное наименование учреждения)

(адрес места нахождения учреждения)

Задолженность по уплате страховых взносов и пеня, возникшие в период действия части 2 статьи 52 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» за весь период 2010 года, могут быть взысканы и после 1 января 2011 года

19 февраля 2013 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску отделения исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в г. Ровеньки Луганской области (отделение Фонда, Фонд соответственно) к государственному предприятию «Р» в лице обособленного подразделения «Ш» (ГП «Р») — о взыскании пени, установила следующее.

В июле 2011 года отделение Фонда обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с ГП «Р» в пользу истца пеню в сумме 1 538 072,90 грн, начисленную за выявленные факты нарушения уплаты страховых взносов.

В обоснование иска сослалось на то, что в нарушение пункта 2 части 2 статьи 45, части 2 статьи 52 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23 сентября 1999 года № 1105-XIV и подпунктов 4.12, 4.13 и 4.14 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12 июля 2007 года № 36 (Инструкция), страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев ответчик перечислил не в полном объеме, поэтому в соответствии с актом проверки правильности начисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов и расходования средств Фонда от 1 июня 2011 года № 51 за период с 1 января 2010 года по 31 марта 2011 года ГП «Р» начислена вышеуказанная пеня.

Луганский окружной административный суд постановлением от 5 августа 2011 года исковые требования удовлетворил в полном объеме.

Донецкий апелляционный административный суд постановлением от 26 сентября 2011 года решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении исковых требований отказал.

Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, исходил из того, что на время принятия субъектом властных полномочий решения о начислении пени правовые нормы, которые бы устанавливали такую ответственность страхователя за просрочку уплаты страховых взносов в отделение Фонда, не существовали.

Высший административный суд Украины определением от 23 октября 2012 года постановление Донецкого апелляционного административного суда от 26 сентября 2011 года отменил, постановление Луганского окружного административного суда от 5 августа 2011 года оставил в силе.

В заявлении о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, ГП «Р» просит отменить определение Высшего административного суда Украины от 23 октября 2012 года и направить дело на новое рассмотрение в этот же суд, ссылаясь на неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права.

Кассационный суд, допуская это дело к производству Верховного Суда Украины, исходил из того, что заявитель приложил копию определения Высшего административного суда Украины от 24 мая 2012 года (№ К/9991/3047/12), в котором иначе, чем в рассматриваемом деле применены одни и те же нормы материального права, а именно: пункты 7 и 10 Заключительных и Переходных положений Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 года № 2464-VI.

Оставляя в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, Высший административный суд Украины согласился с тем, что абзацем 5 пункта 7 Заключительных и Переходных положений указанного Закона предусмотрено взыскание органами Фонда задолженности по уплате страховых взносов и штрафных санкций в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения. Кроме того, коллегия судей не усматривала коллизии в содержании пунктов 7 и 10 Заключительных и Переходных положений этого Закона.

Выполняя требования пункта 1 части 1 статьи 237 КАС Украины по устранению неодинакового применения норм материального права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Частью 2 статьи 52 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», действовавшей до 1 января 2011 года, было предусмотрено, что за просрочку уплаты страхового взноса в Фонд со страхователя взимается пеня в соответствии с законом. С принятием и вступлением в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» указанная выше норма материального права была отменена, а начисление пени при несвоевременном или неполном начислении и перечислении страховых взносов не предусмотрено.

С 1 января 2011 года на основании постановления Фонда от 30 ноября 2010 года № 31 утратила силу и Инструкция, согласно которой отделение Фонда выявило нарушение порядка уплаты страховых взносов.

В то же время в соответствии с абзацем 5 пункта 7 Заключительных и Переходных положений Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» взыскание задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, осуществляется фондами общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения такой задолженности или применения штрафных санкций. Погашение задолженности с использованием средств, поступающих в счет уплаты единого взноса, запрещается.

По мнению коллегии судей, задолженность в связи с неуплатой страховых взносов, а значит, и пеня за весь период 2010 года, может быть взыскана и после 1 января 2011 года, поскольку такая задолженность по уплате взносов и пеня возникли в период действия части 2 статьи 52 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности». При этом коллегия судей отмечает, что в соответствии с решением суда первой инстанции, с которым согласился и суд кассационной инстанции, задолженность по уплате пени в сумме 1 538 072,95 грн, начисленной 1 июня 2011 года, возникла исключительно за 2010 год.

При таких обстоятельствах по рассматриваемому делу Высший административный суд правильно применил нормы материального права, поэтому оснований для удовлетворения заявления ГП «Р» нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 241, 242, 244 КАС Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:

— в удовлетворении заявления ГП «Р» в лице обособленного подразделения «Ш» отказать.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 КАС Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *