Полный навигационный период на водном транспорте

Полный навигационный период на водном транспорте

Транспортировка нефти и нефтепродуктов морскими и речными путями имеет массу преимуществ. Такой способ экономически выгоден по сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками, требует меньшего количества обслуживающего персонала, а для отдаленных районов часто является единственным способом доставки топлива. Но есть у морских и речных перевозок существенный недостаток – они осуществляются только в навигационный период.

Что такое навигационный период?

Периодом навигации на водном транспорте называется промежуток времени, в течение которого внутренние водные транспортные пути открыты для передвижения судов. Обычно это время года с апреля по ноябрь, но для каждого района такой период устанавливается индивидуально с учетом климатических изменений.

Соответственно и работники речного флота, непосредственно участвующие в плавании и называемые плавсоставом, в зимний период не занимаются основной деятельностью. Но при подсчете трудового стажа отработанный полный навигационный период на водном транспорте приравнивается к году работы. Поэтому вопрос «Как считать трудовой стаж для плавсостава?» возникает у кадровиков только в случае частично отработанного навигационного периода.

Когда начинается навигация в 2018 году?

Даты открытия и закрытия речных шлюзов на территории РФ устанавливаются Федеральным агентством речного и морского транспорта. Они преимущественно не меняются каждый год, но могут корректироваться для отдельных районов с учетом изменений климата.

Навигация в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе осуществляется на следующих речных путях:

Самый длительный навигационный период наблюдается на Волге и Дону: шлюзы Волго-Донского канала и Волжской ГЭС в Волгограде открываются уже 1 апреля, а закрываются 25-27 ноября. Наименее продолжительный период функционирования у шлюзов Беломорско-Балтийского канала: с 20 мая по 15-31 октября.

Поставки топлива морским и речным транспортом

Перевозка нефти и ее производных водными путями осуществляется нефтяными танкерами – грузовыми судами, предназначенными специально для наливных грузов. Крупные танкеры для перевозки сырья доставляют сырую нефть с добывающих предприятий на нефтеперерабатывающие заводы. Далее готовые нефтепродукты доставляют с НПЗ к местам реализации танкерами меньших размеров.

Прием и отпуск нефтепродуктов с танкеров осуществляется посредством операций налива и слива с использованием специального оборудования и вспомогательных грузовых операций. Для слива/налива предусмотрены отдельные стационарные или плавучие причалы, а на закрытых рейдах – подводные трубопроводы.

Для перевозки нефтепродуктов используются два вида судов:

  • суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки до 45⁰включительно;
  • суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки от 46⁰.

Для бункеровки (заправки) нефтяных танкеров используется топливо бункеровочное легкое (ТБЛ). Этот вид топлива по функциональным характеристикам соответствует судовому маловязкому топливу (СМТ) и кроме бункеровки судов может применяться для заправки сельскохозяйственной и строительной техники. Наиболее популярным топливом для нефтяных танкеров в РФ является топливо «Лукойл» вид 1, вид 2 и топливо «Роснефть» вид 1, вид 2. Оно отличается высокой температурой вспышки (от 93⁰) и низким порогом застываемости (от -44⁰).

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Общие положения

1. Настоящие тарифно-квалификационные требования по должностям работников плавающего состава судов учреждений образования Министерства образования Российской Федерации призваны устанавливать уровень профессионального образования и определять право занятия определенной должности на учебных и учебно-производственных судах по группам судов всех категорий работников плавающего состава. Должностные обязанности работников плавающего состава и порядок дипломирования командного состава на судах различной мощности (производительности) определяются в соответствии с Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР, введенным в действие с 1 марта 1983 г., приказом Министерства речного флота РСФСР N 30 от 30 марта 1992 г. Положением о дипломировании командного состава самоходных судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях РСФСР, утвержденным приказом Министерства речного флота РСФСР N 51 от 3 апреля 1986 г., а также Уставом учреждения образования, утвержденным в установленном порядке.

2. Отнесение судов учреждений образования к группам по оплате труда командного состава производится в соответствии с показателями, утвержденными Министерством образования Российской Федерации.

3. Лица, не имеющие специальной подготовки, отвечающей квалификационным требованиям, не обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы в командных должностях.

4. Членам экипажей судов, совмещающим должности, оклады по основной работе могут повышаться на сумму до 50 процентов оклада. Конкретные размеры увеличения устанавливают учреждения образования.

5. Капитанам-наставникам, отвечающим за подготовку капитанов учебных судов, выполнение правил плавания и безопасность плавания учебных судов, и механикам-наставникам, осуществляющим контроль за правильной технической эксплуатацией учебных судов и организацию их ремонта, разряды оплаты по ЕТС устанавливаются на уровне разрядов оплаты капитанов и механиков высшей группы обслуживаемых ими судов.

Разряд ЕТС Уровень профессионально го образования Диплом или квалификационное свидетельство Право занятия должности на судах специального назначения, на нетранспортной работе
группа судна по оплате строитель ная мощность гл. двигателе й, кВт
Капитан
9 — 15 разряды
9 Высшее или среднее Диплом на право управления судами I группы I до 70
10 Высшее или среднее Диплом на право управления судами I группы II 71 — 180
11 Высшее или среднее Диплом на право управления судами I группы III 181 — 300
12 Высшее или среднее Диплом на право управления судами II группы IV 301 — 550
13 Высшее Диплом на право управления судами III группы V 551 — 850
14 Высшее Диплом на право управления судами IV-V группы VI 851 — 1800
15 Высшее Диплом на право управления судами IV-V группы VII свыше 1800
I штурман, I помощник капитана, сменный капитан
8 — 14 разряд
8 Среднее Диплом на право управления судами I группы I до 70
9 Высшее или среднее Диплом на право управления судами I группы II 71 — 180
10 Высшее или среднее Диплом на право управления судами I группы III 181 — 300
11 Высшее или среднее Диплом на право управления судами II группы IV 301 — 550
12 Высшее или среднее Диплом на право управления судами III группы V 551 — 850
13 Высшее Диплом на право управления судами IV-V группы VI 851 — 1800
14 Высшее Диплом на право управления судами IV-V группы VII свыше 1800
2 штурман, 2 помощник капитана
8 — 13 разряды
8 Среднее Диплом на право управления судами I группы I — II 60 — 180
9 Высшее или среднее Диплом на право управления судами I группы III 181 — 300
10 Высшее или среднее Диплом на право управления судами II группы IV 301 — 550
11 Высшее или среднее Диплом на право управления судами III группы V 551 — 850
12 Высшее или среднее Диплом на право управления судами IV-V группы VI 851 — 1800
13 Высшее Диплом на право управления судами IV-V группы VII свыше 1800
3 штурман, 3 помощник капитана
10 — 12 разряды
10 Высшее или среднее Диплом на право управления судами III группы V 551 — 850
11 Высшее или среднее Диплом на право управления судами IV-V группы VI 851 — 1800
12 Высшее или среднее Диплом на право управления судами IV-V группы VII свыше 1800
Механик, электромеханик
9 — 14 разряды
9 Высшее или среднее Диплом механика, электромеханика I группы судов I — II 60 — 180
10 Высшее или среднее Диплом механика, электромеханика I группы судов III 181 — 300
11 Высшее или среднее Диплом механика, электромеханика II группы судов IV 301 — 550
12 Высшее или среднее Диплом механика, электромеханика III группы судов V 551 — 850
13 Высшее Диплом механика, электромеханика IV-V группы судов VI 851 — 1800
14 Высшее Диплом механика, электромеханика IV-V группы судов VII свыше 1800
помощник механика, электромеханика; сменный механик
8 — 13 разряды
8 Среднее Диплом I помощника: механика, электромеханика I группы судов I — II 60 — 180
9 Высшее или среднее Диплом I помощника: механика, электромеханика I группы судов III 181 — 300
10 Высшее или среднее Диплом I помощника: механика, электромеханика II группы судов IV 301 — 550
11 Высшее или среднее Диплом I помощника: механика, электромеханика III группы судов V 551 — 850
12 Высшее или среднее Диплом I помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов VI 851 — 1800
13 Высшее Диплом I помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов VII свыше 1800
2 помощник: механика, электромеханика
8 — 13 разряды
8 Среднее Диплом 2 помощника: механика, электромеханика I группы судов I — II 60 — 180
9 Высшее или среднее Диплом 2 помощника: механика, электромеханика I группы судов III 181 — 300
10 Высшее или среднее Диплом 2 помощника: механика, электромеханика II группы судов IV 301 — 550
11 Высшее или среднее Диплом 2 помощника: механика, электромеханика III группы судов V 551 — 850
12 Высшее или среднее Диплом 2 помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов VI 851 — 1800
13 Высшее Диплом 2 помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов VII свыше 1800
3 помощник механика, электромеханика
10-12 разряды
0 Высшее или среднее Диплом 3 помощника: механика, электромеханика III группы судов V 551 — 850
1 Высшее или среднее Диплом 3 помощника: механика, электромеханика IV — V группы судов VI 851 — 1800
2 Высшее или среднее Диплом 3 помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов VII свыше 1800
Начальник радиостанции с обслуживанием электронавигационных приборов
12-13 разряды
12 Высшее Диплом инженеро-радионавигатора VI 851 — 1800
13 Высшее Диплом инженеро-радионавигатора VII свыше 1800

О деятельности Ассоциации морских торговых портов по формированию нормативно-правовой базы в рамках реализации Федерального закона о морских портах в Российской Федерации

Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность операторов морских терминалов, а также взаимодействие с государственными органами в решении этой задачи остаются одним из основных направлений деятельности Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Работа в этом направлении была усилена с принятием Федерального закона №261-ФЗ от 8 ноября 2007 года «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для реализации закона о морских портах предусматривалось издание актов Правительства Российской Федерации, приказов Минтранса России, нормативных документов других ведомств. АСОП через соответствующие профильные комитеты участвовала в подготовке, рассмотрении, обсуждении, доработке подзаконных актов на всех этапах этой работы в рамках реализации Плана мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов на 2008 – 2009 годы.

Серик Жусупов, Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов

В результате совместной работы законодательных, исполнительных органов власти, научных и общественных организаций, в том числе Ассоциации морских торговых портов по плану взаимодействия с Минтрансом России, за период 2008-2009 годов были подготовлены и утверждены следующие нормативно-правовые акты:

17 июля 2009 года принято Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с этим постановлением на Федеральное агентство морского и речного транспорта возложены полномочия по управлению государственным имуществом в морских портах, а именно:

— организация оценки федерального имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации и определение условий договоров о проведении оценки федерального имущества;

— закрепление федерального имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и правомерное изъятие этого имущества;

— контроль за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества;

— согласование сделок с недвижимым имуществом.

19 августа 2009 года подписано Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил обслуживания пассажиров и правил оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности».

1 апреля 2009 года издан Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации». В настоящее время в Реестре морских портов РФ зарегистрирован 21 морской порт. Издано 41 распоряжение Правительства РФ об установлении границ морских портов.

20 августа 2009 года Приказом Минтранса РФ утверждены «Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним».

22 декабря 2009 года издан Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

– 2 ноября 2009 года издан, а 27 февраля 2010 года зарегистрирован Минюстом РФ Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта».

Специалисты Ассоциации принимали активное участие на всех этапах разработки и согласования «Порядка». Основные требования портового сообщества по тексту документа были учтены. На начало апреля 2010 года в соответствии с требованиями «Порядка» в морских портах заключено 56 договоров аренды причальных сооружений.

Планом мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов предусматривалась подготовка Постановления Правительства РФ «Об охране объектов инфраструктуры морского порта» и проекта Закона о внесении изменений в закон о морских портах в части совершенствования регулирования отношений в области охраны в морских портах. Документы были подготовлены Минтрансом, но не прошли согласования в других ведомствах и аппарате Правительства РФ.

В настоящее время руководством Минтранса принято решение о подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 15 Закона о морских портах в РФ. То есть речь уже не идет о подготовке и принятии постановлений Правительства РФ по охране объектов инфраструктуры и границ порта в соответствии с требованиями статьи 15 Закона о морских портах, а о подготовке законопроекта, которым статья 15 будет изложена в другом виде.

Предусмотренные планом взаимодействия Минтранса и АСОП проекты «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту», «Правил оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему», а также «Порядок учета реализуемых оператором морского терминала грузов и расчетов за них» готовились ДНИИМФом в рамках научно-исследовательской работы «Исследование проблем правового регулирования имущественных отношений в морских портах с учетом требований Федерального закона «О морских портах в РФ».

Ассоциация также принимала активное участие во всех этапах подготовки указанных нормативных документов. В частности, в октябре 2009 и январе 2010 года данному вопросу были посвящены заседания Комитета по коммерческо-правовым вопросам. По их результатам были подготовлены и направлены в Минтранс России проекты Правил в редакции АСОП. Мы считаем «Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» чрезвычайно важным документом для портового сообщества, этим и вызвано столь тщательная работа над проектом данного нормативно-правового акта.

Еще один проект приказа Минтранса, предусмотренный Планом взаимодействия, находится в стадии согласования. Речь идет о проекте Приказа Минтранса РФ «Об утверждении требований безопасной перевозки грузов в части их физико-химических свойств».

Торгово-промышленной палатой РФ при участии АСОП был принят Порядок свидетельствования обычаев морских портов, предусмотренный статьей 3 Закона о морских портах.

Мы считаем, что работа по подготовке подзаконных актов в целях реализации Федерального закона «О морских портах в РФ» близка к завершению. С изданием всего комплекта документов, предусмотренных Законом о морских портах, будет создана нормативно-правовая база, регулирующая оказание услуг и осуществление государственных функций в морском порту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *