Полный навигационный период на водном транспорте
Содержание
Транспортировка нефти и нефтепродуктов морскими и речными путями имеет массу преимуществ. Такой способ экономически выгоден по сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками, требует меньшего количества обслуживающего персонала, а для отдаленных районов часто является единственным способом доставки топлива. Но есть у морских и речных перевозок существенный недостаток – они осуществляются только в навигационный период.
Что такое навигационный период?
Периодом навигации на водном транспорте называется промежуток времени, в течение которого внутренние водные транспортные пути открыты для передвижения судов. Обычно это время года с апреля по ноябрь, но для каждого района такой период устанавливается индивидуально с учетом климатических изменений.
Соответственно и работники речного флота, непосредственно участвующие в плавании и называемые плавсоставом, в зимний период не занимаются основной деятельностью. Но при подсчете трудового стажа отработанный полный навигационный период на водном транспорте приравнивается к году работы. Поэтому вопрос «Как считать трудовой стаж для плавсостава?» возникает у кадровиков только в случае частично отработанного навигационного периода.
Когда начинается навигация в 2018 году?
Даты открытия и закрытия речных шлюзов на территории РФ устанавливаются Федеральным агентством речного и морского транспорта. Они преимущественно не меняются каждый год, но могут корректироваться для отдельных районов с учетом изменений климата.
Навигация в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе осуществляется на следующих речных путях:
Самый длительный навигационный период наблюдается на Волге и Дону: шлюзы Волго-Донского канала и Волжской ГЭС в Волгограде открываются уже 1 апреля, а закрываются 25-27 ноября. Наименее продолжительный период функционирования у шлюзов Беломорско-Балтийского канала: с 20 мая по 15-31 октября.
Поставки топлива морским и речным транспортом
Перевозка нефти и ее производных водными путями осуществляется нефтяными танкерами – грузовыми судами, предназначенными специально для наливных грузов. Крупные танкеры для перевозки сырья доставляют сырую нефть с добывающих предприятий на нефтеперерабатывающие заводы. Далее готовые нефтепродукты доставляют с НПЗ к местам реализации танкерами меньших размеров.
Прием и отпуск нефтепродуктов с танкеров осуществляется посредством операций налива и слива с использованием специального оборудования и вспомогательных грузовых операций. Для слива/налива предусмотрены отдельные стационарные или плавучие причалы, а на закрытых рейдах – подводные трубопроводы.
Для перевозки нефтепродуктов используются два вида судов:
- суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки до 45⁰включительно;
- суда, предназначенные для нефтяных грузов с температурой вспышки от 46⁰.
Для бункеровки (заправки) нефтяных танкеров используется топливо бункеровочное легкое (ТБЛ). Этот вид топлива по функциональным характеристикам соответствует судовому маловязкому топливу (СМТ) и кроме бункеровки судов может применяться для заправки сельскохозяйственной и строительной техники. Наиболее популярным топливом для нефтяных танкеров в РФ является топливо «Лукойл» вид 1, вид 2 и топливо «Роснефть» вид 1, вид 2. Оно отличается высокой температурой вспышки (от 93⁰) и низким порогом застываемости (от -44⁰).
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Общие положения
1. Настоящие тарифно-квалификационные требования по должностям работников плавающего состава судов учреждений образования Министерства образования Российской Федерации призваны устанавливать уровень профессионального образования и определять право занятия определенной должности на учебных и учебно-производственных судах по группам судов всех категорий работников плавающего состава. Должностные обязанности работников плавающего состава и порядок дипломирования командного состава на судах различной мощности (производительности) определяются в соответствии с Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР, введенным в действие с 1 марта 1983 г., приказом Министерства речного флота РСФСР N 30 от 30 марта 1992 г. Положением о дипломировании командного состава самоходных судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях РСФСР, утвержденным приказом Министерства речного флота РСФСР N 51 от 3 апреля 1986 г., а также Уставом учреждения образования, утвержденным в установленном порядке.
2. Отнесение судов учреждений образования к группам по оплате труда командного состава производится в соответствии с показателями, утвержденными Министерством образования Российской Федерации.
3. Лица, не имеющие специальной подготовки, отвечающей квалификационным требованиям, не обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы в командных должностях.
4. Членам экипажей судов, совмещающим должности, оклады по основной работе могут повышаться на сумму до 50 процентов оклада. Конкретные размеры увеличения устанавливают учреждения образования.
5. Капитанам-наставникам, отвечающим за подготовку капитанов учебных судов, выполнение правил плавания и безопасность плавания учебных судов, и механикам-наставникам, осуществляющим контроль за правильной технической эксплуатацией учебных судов и организацию их ремонта, разряды оплаты по ЕТС устанавливаются на уровне разрядов оплаты капитанов и механиков высшей группы обслуживаемых ими судов.
Разряд ЕТС | Уровень профессионально го образования | Диплом или квалификационное свидетельство | Право занятия должности на судах специального назначения, на нетранспортной работе | |
группа судна по оплате | строитель ная мощность гл. двигателе й, кВт | |||
Капитан | ||||
9 — 15 разряды | ||||
9 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами I группы | I | до 70 |
10 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами I группы | II | 71 — 180 |
11 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами I группы | III | 181 — 300 |
12 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами II группы | IV | 301 — 550 |
13 | Высшее | Диплом на право управления судами III группы | V | 551 — 850 |
14 | Высшее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VI | 851 — 1800 |
15 | Высшее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VII | свыше 1800 |
I штурман, I помощник капитана, сменный капитан | ||||
8 — 14 разряд | ||||
8 | Среднее | Диплом на право управления судами I группы | I | до 70 |
9 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами I группы | II | 71 — 180 |
10 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами I группы | III | 181 — 300 |
11 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами II группы | IV | 301 — 550 |
12 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами III группы | V | 551 — 850 |
13 | Высшее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VI | 851 — 1800 |
14 | Высшее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VII | свыше 1800 |
2 штурман, 2 помощник капитана | ||||
8 — 13 разряды | ||||
8 | Среднее | Диплом на право управления судами I группы | I — II | 60 — 180 |
9 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами I группы | III | 181 — 300 |
10 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами II группы | IV | 301 — 550 |
11 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами III группы | V | 551 — 850 |
12 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VI | 851 — 1800 |
13 | Высшее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VII | свыше 1800 |
3 штурман, 3 помощник капитана | ||||
10 — 12 разряды | ||||
10 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами III группы | V | 551 — 850 |
11 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VI | 851 — 1800 |
12 | Высшее или среднее | Диплом на право управления судами IV-V группы | VII | свыше 1800 |
Механик, электромеханик | ||||
9 — 14 разряды | ||||
9 | Высшее или среднее | Диплом механика, электромеханика I группы судов | I — II | 60 — 180 |
10 | Высшее или среднее | Диплом механика, электромеханика I группы судов | III | 181 — 300 |
11 | Высшее или среднее | Диплом механика, электромеханика II группы судов | IV | 301 — 550 |
12 | Высшее или среднее | Диплом механика, электромеханика III группы судов | V | 551 — 850 |
13 | Высшее | Диплом механика, электромеханика IV-V группы судов | VI | 851 — 1800 |
14 | Высшее | Диплом механика, электромеханика IV-V группы судов | VII | свыше 1800 |
помощник механика, электромеханика; сменный механик | ||||
8 — 13 разряды | ||||
8 | Среднее | Диплом I помощника: механика, электромеханика I группы судов | I — II | 60 — 180 |
9 | Высшее или среднее | Диплом I помощника: механика, электромеханика I группы судов | III | 181 — 300 |
10 | Высшее или среднее | Диплом I помощника: механика, электромеханика II группы судов | IV | 301 — 550 |
11 | Высшее или среднее | Диплом I помощника: механика, электромеханика III группы судов | V | 551 — 850 |
12 | Высшее или среднее | Диплом I помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов | VI | 851 — 1800 |
13 | Высшее | Диплом I помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов | VII | свыше 1800 |
2 помощник: механика, электромеханика | ||||
8 — 13 разряды | ||||
8 | Среднее | Диплом 2 помощника: механика, электромеханика I группы судов | I — II | 60 — 180 |
9 | Высшее или среднее | Диплом 2 помощника: механика, электромеханика I группы судов | III | 181 — 300 |
10 | Высшее или среднее | Диплом 2 помощника: механика, электромеханика II группы судов | IV | 301 — 550 |
11 | Высшее или среднее | Диплом 2 помощника: механика, электромеханика III группы судов | V | 551 — 850 |
12 | Высшее или среднее | Диплом 2 помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов | VI | 851 — 1800 |
13 | Высшее | Диплом 2 помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов | VII | свыше 1800 |
3 помощник механика, электромеханика | ||||
10-12 разряды | ||||
0 | Высшее или среднее | Диплом 3 помощника: механика, электромеханика III группы судов | V | 551 — 850 |
1 | Высшее или среднее | Диплом 3 помощника: механика, электромеханика IV — V группы судов | VI | 851 — 1800 |
2 | Высшее или среднее | Диплом 3 помощника: механика, электромеханика IV-V группы судов | VII | свыше 1800 |
Начальник радиостанции с обслуживанием электронавигационных приборов | ||||
12-13 разряды | ||||
12 | Высшее | Диплом инженеро-радионавигатора | VI | 851 — 1800 |
13 | Высшее | Диплом инженеро-радионавигатора | VII | свыше 1800 |
О деятельности Ассоциации морских торговых портов по формированию нормативно-правовой базы в рамках реализации Федерального закона о морских портах в Российской Федерации
Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность операторов морских терминалов, а также взаимодействие с государственными органами в решении этой задачи остаются одним из основных направлений деятельности Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Работа в этом направлении была усилена с принятием Федерального закона №261-ФЗ от 8 ноября 2007 года «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Для реализации закона о морских портах предусматривалось издание актов Правительства Российской Федерации, приказов Минтранса России, нормативных документов других ведомств. АСОП через соответствующие профильные комитеты участвовала в подготовке, рассмотрении, обсуждении, доработке подзаконных актов на всех этапах этой работы в рамках реализации Плана мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов на 2008 – 2009 годы.
Серик Жусупов, Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов
В результате совместной работы законодательных, исполнительных органов власти, научных и общественных организаций, в том числе Ассоциации морских торговых портов по плану взаимодействия с Минтрансом России, за период 2008-2009 годов были подготовлены и утверждены следующие нормативно-правовые акты:
17 июля 2009 года принято Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим постановлением на Федеральное агентство морского и речного транспорта возложены полномочия по управлению государственным имуществом в морских портах, а именно:
— организация оценки федерального имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации и определение условий договоров о проведении оценки федерального имущества;
— закрепление федерального имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и правомерное изъятие этого имущества;
— контроль за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества;
— согласование сделок с недвижимым имуществом.
19 августа 2009 года подписано Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил обслуживания пассажиров и правил оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности».
1 апреля 2009 года издан Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации». В настоящее время в Реестре морских портов РФ зарегистрирован 21 морской порт. Издано 41 распоряжение Правительства РФ об установлении границ морских портов.
20 августа 2009 года Приказом Минтранса РФ утверждены «Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним».
22 декабря 2009 года издан Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
– 2 ноября 2009 года издан, а 27 февраля 2010 года зарегистрирован Минюстом РФ Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта».
Специалисты Ассоциации принимали активное участие на всех этапах разработки и согласования «Порядка». Основные требования портового сообщества по тексту документа были учтены. На начало апреля 2010 года в соответствии с требованиями «Порядка» в морских портах заключено 56 договоров аренды причальных сооружений.
Планом мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов предусматривалась подготовка Постановления Правительства РФ «Об охране объектов инфраструктуры морского порта» и проекта Закона о внесении изменений в закон о морских портах в части совершенствования регулирования отношений в области охраны в морских портах. Документы были подготовлены Минтрансом, но не прошли согласования в других ведомствах и аппарате Правительства РФ.
В настоящее время руководством Минтранса принято решение о подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 15 Закона о морских портах в РФ. То есть речь уже не идет о подготовке и принятии постановлений Правительства РФ по охране объектов инфраструктуры и границ порта в соответствии с требованиями статьи 15 Закона о морских портах, а о подготовке законопроекта, которым статья 15 будет изложена в другом виде.
Предусмотренные планом взаимодействия Минтранса и АСОП проекты «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту», «Правил оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему», а также «Порядок учета реализуемых оператором морского терминала грузов и расчетов за них» готовились ДНИИМФом в рамках научно-исследовательской работы «Исследование проблем правового регулирования имущественных отношений в морских портах с учетом требований Федерального закона «О морских портах в РФ».
Ассоциация также принимала активное участие во всех этапах подготовки указанных нормативных документов. В частности, в октябре 2009 и январе 2010 года данному вопросу были посвящены заседания Комитета по коммерческо-правовым вопросам. По их результатам были подготовлены и направлены в Минтранс России проекты Правил в редакции АСОП. Мы считаем «Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» чрезвычайно важным документом для портового сообщества, этим и вызвано столь тщательная работа над проектом данного нормативно-правового акта.
Еще один проект приказа Минтранса, предусмотренный Планом взаимодействия, находится в стадии согласования. Речь идет о проекте Приказа Минтранса РФ «Об утверждении требований безопасной перевозки грузов в части их физико-химических свойств».
Торгово-промышленной палатой РФ при участии АСОП был принят Порядок свидетельствования обычаев морских портов, предусмотренный статьей 3 Закона о морских портах.
Мы считаем, что работа по подготовке подзаконных актов в целях реализации Федерального закона «О морских портах в РФ» близка к завершению. С изданием всего комплекта документов, предусмотренных Законом о морских портах, будет создана нормативно-правовая база, регулирующая оказание услуг и осуществление государственных функций в морском порту.