Положение 242 п

Положение 242 п

Законодательное регулирование  

Л.В. Костикова, ОАО «БИНБАНК», руководитель центра внутреннего контроля департамента внутреннего контроля и аудита, член Института внутренних аудиторов
Н.Е. Цангль, руководитель службы внутреннего аудита ОАО «ТрансФин-М», заместитель директора Банковского института НИУ Вшэ, руководитель финансовой секции Института внутренних аудиторов, к.э.н.

Банк России разграничил контрольные функции в кредитной организации

Электронное приложение

В срок до 1 октября 2014 года кредитные организации обязаны привести свои учредительные и внутренние документы в соответствие с новой редакцией Положения Банка России № 242-П. Новая трактовка понятий «внутренний контроль» и «внутренний аудит», организационные требования, цели и задачи служб внутреннего контроля и внутреннего аудита все больше приближают форму их функционирования к концепции «три линии защиты», соответствующей международным стандартам.

А.С. Яковенко, НТЦ «ОРИОН», консультант по вопросам в области ПОД/ФТ

Идентификация клиентов: новые требования закона и регулятора

В один из основных комплексов мероприятий «антиотмывочного» законодательства — идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев — в 2014 году внесены значительные изменения. В каких случаях проводится упрощенная идентификация? Каковы способы и порядок ее проведения при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа? В какие сроки кредитная организация должна обновлять сведения, полученные в результате идентификации, и пересматривать уровень риска? Какие меры должна содержать программа идентификации, самостоятельно разработанная банком?

  Банковский надзор  

Д.Н. Козлов, ОАО Банк ЗЕНИТ, департамент рисков, начальник управления операционных рисков и контроля, доцент, к.т.н.
Ю.Н. Юденков, МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет политологии, доцент, к.э.н.

Контроль регуляторных рисков

Система внутреннего контроля в кредитной организации функционирует в первую очередь в соответствии с требованиями Банка России и лишь потом — в соответствии с рекомендациями корпоративного управления. Нормотворчество методологов Банка России — процесс непрерывный и ускоряющийся. В новой редакции Положения № 242-П используется много новых терминов, но не объясняются их сущность и процедуры внедрения, в частности термин «регуляторный риск». Разберемся с этим объектом контроля.

Т.А. Цыпурко, ГПБ (ОАО), департамент внутреннего контроля, директор управления методологии и развития

Как оценить эффективность системы внутреннего контроля в банке?

Несмотря на то что российский регулятор предписывает кредитным организациям обязательное проведение оценки системы внутреннего контроля, единой методики такой оценки (что оценивать, зачем, в какие сроки) не существует. Банк России рекомендует применять систему показателей, характеризующих качество системы органов и направлений внутреннего контроля, а также критерии, приведенные в новой редакции Положения № 242-П. С одной стороны, регулятор предлагает механизм, который кредитная организация может применить самостоятельно, с другой — он пока не может заставить участников оценки давать честные ответы на адресованные им вопросы.

  Контроль потенциальных потерь  

А.Л. Поспелов, Банк России, начальник управления Главного управления безопасности и защиты информации
П.В.

Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П

Ревенков, Банк России, начальник отдела Главного управления безопасности и защиты информации, д.э.н.

Как контролировать информационную безопасность в банке

Если в следующие пять лет пользователей дистанционного банковского обслуживания станет вдвое больше, какие риски грозят банкам по причине такого возрастания технической составляющей? Какие проблемы связаны с недостатками в обеспечении информационной безопасности в банках? Это и расширение профиля операционного риска, и неподготовленность сотрудников в вопросах обеспечения информационной безопасности в условиях дистанционного обслуживания, и другие факторы.

Е.В. Старостина, PwC, младший менеджер направления «Информационная безопасность»
В.Г. Наймарк, PwC, руководитель службы информационной безопасности региона Центральной и Восточной Европы

Защита от информационных рисков при внедрении BYOD

PC World называет BYOD самым ужасающим акронимом для IT-специалистов. Но корпоративные стандарты, похоже, все-таки проигрывают битву принципу «все свое ношу с собой». Насколько данная технология применима в банках? Каковы достоинства и недостатки BYOD? На что нужно обратить внимание IT-специалистам, службе внутреннего аудита и СВК, если принято решение внедрять данную технологию? Как минимизировать риски мошенничества и сохранять информационную безопасность банка при BYOD?

М.П. Бурдонова, АКБ «РосЕвроБанк» (ОАО), начальник управления нефинансовых рисков

Исполнение функций контроля первой линии

Одной из эффективных стратегий построения интегрированной системы управления рисками является модель трех линий защиты, которая подразумевает вовлечение в процесс управления рисками персонал разного профиля, в том числе представителей служб внутреннего контроля и внутреннего аудита. Первую линию защиты представляют подразделения, которые генерируют риски в процессе деятельности. Для эффективного функционирования первой линии защиты необходимы инструменты адекватного управления уровнем принимаемых рисков и риск-взвешенная система мотивации.

  Регламентация процессов и процедур  

Н.С. Андреева, ОАО «Открытие Холдинг», глава внутреннего аудита

Регламенты внутреннего контроля и внутреннего аудита: что общего и в чем различия?

По мнению автора статьи1, СВК находилась на стыке второго и третьего уровня контроля, а иногда их совмещала или замещала. Теперь перед банками стоит задача разделить функционал между двумя службами — внутреннего контроля и внутреннего аудита. На ее решение направлены изменения, внесенные в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Какими будут подходы к организации системы контроля в банках и какими документами будет регламентирована деятельность двух контрольных служб?

О.Ю. Кашанова, Внешэкономбанк, заместитель начальника управления внешних проверок службы внутреннего контроля, аттестованный аудитор, к.э.н.

Контроль порядка открытия счетов

Открытие счета клиенту является одной из важнейших и своего рода уникальной услугой банка, и к различным аспектам внутреннего контроля открытия, закрытия и порядка ведения счетов клиентов, внутрибанковских и внебалансовых счетов сегодня проявляется особый интерес. Вопросы открытия и закрытия счетов четко регламентированы Банком России. Это упрощает деятельность контрольных служб кредитных организаций, но требует тщательного выявления несоответствий нормативным требованиям.

  Комплаенс-контроль  

Д.В. Чистов, КПМГ в России и СНГ, руководитель группы по системам комплаенс и ПОД/ФТ, директор

Роль службы комплаенса в условиях реализации требований FATCA

Какие подразделения банка должны входить в состав рабочей группы по FATCA? Удачным решением автор считает лидирующую роль службы комплаенса в подготовке банка к применению требований FATCA. Это созвучно и последним изменениям, внесенным в Положение Банка России об организации внутреннего контроля в кредитных организациях. Включение в службу комплаенс специалистов ПОД/ФТ и других областей, знающих банковские процессы и продукты, поможет банку провести работу по внедрению требований закона США на должном уровне и избежать претензий со стороны IRS или FATCA-аудитора.

В.В. Березанский, компания EY, аудиторские услуги, расследование мошенничества и содействие в спорных ситуациях, глава практики комплаенса
А.А. Килячков, компания EY, аудиторские услуги, расследование мошенничества и содействие в спорных ситуациях, менеджер

Чем может обернуться экстерриториальность закона США о противодействии коррупции

Казалось бы, чем может грозить антикоррупционный закон США компании, если она не эмитент и не резидент этой страны? Однако закон имеет экстерриториальный характер, и даже компании, которые не являются местными эмитентами или резидентами, могут попасть под юрисдикцию FCPA и понести ответственность, если они напрямую или через агента осуществляют любые действия на территории Соединенных Штатов, связанные с коррупционным платежом. Весьма поучительные примеры — известное дело Штрауба и не менее известное дело Штеффена.

М.А. Шалимова, Инвестиционный банк «Открытие Капитал», начальник управле- ния комплаенс, Международная ассоциация по комплаенсу (ICA), директор по развитию и сотрудничеству

Ключевые драйверы международного санкционного комплаенса

Почему международный санкционный комплаенс становится существенным звеном в работе комплаенс-подразделения? Достаточно проанализировать режим международных санкций, установленных США и ЕС, чтобы ответить на этот вопрос. Требования режима носят экстратерриториальный характер, поэтому международный санкционный комплаенс необходим при взаимодействии с иностранными регуляторами, потенциальными международными инвесторами, контрагентами и другими международными стейкхолдерами, чтобы минимизировать репутационные и финансовые риски.

Объявление

Законодательная база Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *