Положение о министерстве энергетики РФ

Положение о министерстве энергетики РФ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации;
изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации.
2. Разрешить Министерству энергетики Российской Федерации иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного статс-секретаря — заместителя Министра, а также в структуре центрального аппарата до 12 департаментов по основным направлениям деятельности.
3. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства энергетики Российской Федерации в количестве 464 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), работников территориальных органов — 88 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
4. Осуществить формирование предельной численности работников центрального аппарата Министерства энергетики Российской Федерации, указанной в пункте 3 настоящего Постановления, и финансовое обеспечение расходных обязательств на ее содержание в следующем порядке:
310 единиц — за счет преобразованного Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете этому Министерству на руководство и управление в сфере установленной деятельности;
154 единицы — за счет упраздненного Федерального агентства по энергетике и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете этому Агентству на руководство и управление в сфере установленной деятельности.
5. Министерству энергетики Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и настоящим Постановлением.
6. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации внести согласованное предложение о месте размещения Министерства энергетики Российской Федерации в г. Москве.
7. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Министерства энергетики Российской Федерации находятся организации, находившиеся в ведении Федерального агентства по энергетике.
Министерству энергетики Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о закреплении за Министерством энергетики Российской Федерации организаций, находившихся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
8. Установить, что до принятия соответствующего нормативного акта Министерство энергетики Российской Федерации утверждает квартальные графики транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов с учетом обеспечения поставки на внутренний рынок нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.
9. Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации внести согласованные предложения по осуществлению контроля и надзора на объектах топливно-энергетического комплекса.
10. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 287 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по энергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2569);
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 197 «Вопросы Федерального агентства по энергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1489);
пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с формированием и использованием государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2008 г. N 138 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с формированием и использованием государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 10, ст. 936).
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 02.06.2008, N 22, ст. 2577.

Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации

I. Общие положения
1. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Министерство энергетики Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет функции по формированию, использованию и распоряжению государственными информационными ресурсами топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
2. Министерство энергетики Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
4. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
4.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
4.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
4.2.1. форма представления инвестиционных программ субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе;
4.2.2. нормативы удельного расхода топлива;
4.2.3. нормативы создания запасов и резервов топлива;
4.2.4. нормативы технологических потерь электрической и тепловой энергии;
4.2.5. нормативы технологических потерь углеводородного сырья;
4.2.6. порядок формирования и размещения технологического резерва мощности в Единой энергетической системе России;
4.2.7. порядок и условия поддержания технологических резервов мощностей по производству электрической энергии;
4.2.8. форма реестра объектов электросетевого хозяйства, а также регламент деятельности рабочей группы по отнесению объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
4.2.9. правила учета газа;
4.2.10. единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в электроэнергетике;
4.2.11. порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
4.2.12. порядок определения страховых рисков субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
4.2.13. обязательный для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объем приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
4.2.14. перечень предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формы и порядок ее предоставления;
4.2.15. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю в установленной сфере деятельности:
4.3.1. за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции;
4.3.2. за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности в пределах своей компетенции;
4.3.3. за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
4.3.4. за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
4.3.5. за реализацией мероприятий по реструктуризации угольной промышленности;
4.4. осуществляет:
4.4.1. разработку программ перспективного развития электроэнергетики с учетом требований по обеспечению безопасности Российской Федерации и на основе прогноза ее социально-экономического развития;
4.4.2. формирование и обеспечение функционирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, в том числе разработку прогноза топливно-энергетического баланса и системы мер, направленных на обеспечение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии;
4.4.3. утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, а также инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством;
4.4.4. прогнозирование возможного дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности и формирование благоприятных условий для капиталовложений или при необходимости для государственных инвестиций в строительство объектов электроэнергетики в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности;
4.4.5. согласование передачи объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети в аренду территориальным сетевым организациям;
4.4.6. мероприятия, связанные с подготовкой и реализацией соглашений о разделе продукции;
4.4.7. аттестацию арбитражных управляющих, назначаемых при проведении процедур банкротства в отношении субъектов естественных монополий и иных организаций топливно-энергетического комплекса, в установленном порядке;
4.4.8. участие в предупреждении банкротства и в обеспечении условий реализации процедур банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей и транспортировкой нефти и природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, входящее в состав единого производственно-технического комплекса;
4.4.9. разработку и реализацию государственной политики в области газоснабжения;
4.4.10. разработку и реализацию федеральной программы газификации в Российской Федерации;
4.5. утверждает годовые и квартальные балансы по основным видам топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов;
4.6. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Министерства в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;
4.7. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
4.8. осуществляет функции государственного заказчика по организации выполнения межгосударственных программ, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
4.9. размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
4.10. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
4.11. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, в том числе в отношении мероприятий по реструктуризации угольной промышленности;
4.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
4.13. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
4.14. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства;
4.15. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
4.16. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
4.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
4.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
5. Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
5.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
5.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
5.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
5.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.
6. При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство энергетики Российской Федерации не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Организация деятельности
7. Министерство энергетики Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство энергетики Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Структурными подразделениями Министерства энергетики Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
9. Министр:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
9.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы, указанные в подпункте 4.1 настоящего Положения;
9.7. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных Министерству организаций;
9.8. назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов и подведомственных Министерству организаций;
9.9. представляет в установленном порядке работников Министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
9.10. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера.
10. Финансирование расходов на содержание Министерства энергетики Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
11. Министерство энергетики Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Место нахождения Министерства энергетики Российской Федерации — г. Москва.

Изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации

1. В абзаце первом пункта 1, абзаце пятом пункта 2, абзаце втором пункта 4, пункте 5, абзацах втором и третьем пункта 7 и пункте 9 Основных положений формирования и использования государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2002 г. N 663 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 37, ст. 3527; 2005, N 19, ст. 1826; 2008, N 10, ст. 936), слова «Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации» в соответствующем падеже заменить словами «Министерство энергетики Российской Федерации» в соответствующем падеже.
2. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст. 5526; 2007, N 26, ст. 3192):
а) в пункте 2 слова «Федеральное агентство по энергетике» и «Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации» в соответствующем падеже заменить словами «Министерство энергетики Российской Федерации» в соответствующем падеже;
б) в абзаце четвертом пункта 3 Правил финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности, утвержденных указанным Постановлением, слова «Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации» заменить словами «Министерством энергетики Российской Федерации», слова «Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации» заменить словами «Министерством экономического развития Российской Федерации».
3. В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2007 г. N 350 «Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2919) слова «Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации» заменить словами «Министерством энергетики Российской Федерации».
4. В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. N 902 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2008 году» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6601):
а) в абзаце первом слова «Федеральное агентство по энергетике» заменить словами «Министерство энергетики Российской Федерации»;
б) в абзаце втором слова «Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации» заменить словами «Министерством энергетики Российской Федерации».

Авторы:
Кирилл Полежаев, аналитик
Анастасия Заведенская, помощник аналитика

Настоящая Аналитическая записка содержит обзор опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации 18 февраля 2019 года Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 06.11.2018 № 1015 «Об утверждении требований в отношении базовых (обязательных) функций и информационной безопасности объектов электроэнергетики при создании и последующей эксплуатации на территории Российской Федерации систем удаленного мониторинга и диагностики энергетического оборудования» (Зарегистрирован 15.02.2019 № 53815) (далее – Приказ Минэнерго). Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, т.е. с 18 августа 2019 года.

В сфере электроэнергетики в технологических процессах производства и передачи электроэнергии и тепла активно применяются автоматизированные системы управления технологическими процессами (далее – АСУТП). АСУТП могут интегрироваться с системами удаленного мониторинга и диагностики (далее – СУМиД) технического состояния основного оборудования объектов электроэнергетики, что требует принятия мер по обеспечению безопасности данных систем. Приказом устанавливаются организационные и функциональные требования к обеспечению информационной безопасности СУМиД, а именно безопасности ее программных компонентов, аппаратной инфраструктуры, встроенных средств защиты информации и обеспечению контроля безопасности. Также устанавливаются требования к обеспечению ИБ СУМиД на стадиях жизненного цикла и проведению аттестации.

Материалы

  • Аналитическая записка «Обзор приказа Минэнерго РФ от 6 ноября 2018 года N 1015»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *