Положение о предоставлении соц поддержки молодым специалистам
Содержание
Дополнительные меры социальной поддержки работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга (памятка для молодых специалистов)
Закон Санкт-Петербурга «СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА», от 09.11.2011 (далее – Кодекс), регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения.
Меры социальной поддержки настоящего Кодекса, являются расходными обязательствами Санкт-Петербурга. Финансовое обеспечение расходных обязательств Санкт-Петербурга по социальной поддержке и социальной помощи, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Кодексом, производится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Расходы на предоставление дополнительных мер социальной поддержки предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период. Дополнительные меры социальной поддержки и предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (включая образование) отражены в главе 9 Кодекса.
Для целей настоящей главы используются следующие понятия:
молодой специалист — гражданин, закончивший образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования;
базовая единица — единица, применяемая для расчета размера дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с настоящим Кодексом, равная по величине размеру базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, устанавливаемой в соответствии с законом Санкт-Петербурга.
Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения;
В отношении педагогических работников государственных образовательных учреждений устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки:
1) единовременная выплата молодым специалистам и получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, — шесть базовых единиц; получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, — восемь базовых единиц;
2) ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге — молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений;
3) денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в 5 лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга — педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения.
Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений
1. Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
2. Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются работникам государственных учреждений по основному месту работы. При исполнении работником должностных обязанностей по совместительству дополнительные меры социальной поддержки, на которые работник имеет право предоставляются по месту основной работы.
3. Дополнительные меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются в размерах, установленных Кодексом, с учетом их последующей индексации в порядке, определенном Кодексом. Единовременная выплата молодым специалистам государственных образовательных учреждений назначается и выплачивается в размерах, установленных на дату подачи заявления.
4. Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки (далее — заявление) по форме согласно приложению N 1, поданного заявителем (его законным представителем) в отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга. Заявление может быть подано на бумажном носителе либо в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа.
Одновременно с заявлением представляются следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя) (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены),
— справка с места работы.
— документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании,
— трудовую книжку либо ее копию, оформленную надлежащим образом.
Документы, прилагаемые к заявлению, подлежат копированию и после копирования возвращаются заявителю.
Решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается администрацией Кировского района Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления с приложением документов, предусмотренных настоящим Порядком.
При обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность представленных заявителем сведений в подтверждение права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, срок принятия решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в предоставлении указанных мер продлевается на десять рабочих дней.
Решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки оформляется распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее — распоряжение) с указанием вида и размера дополнительной меры социальной поддержки.
О принятом решении исполнительный орган информирует заявителя в течение пяти рабочих дней со дня издания распоряжения.
Решение об отказе в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на основании распоряжения и подтверждающих документов формирует личные дела получателей и направляет их в государственное учреждение не позднее трех рабочих дней со дня издания распоряжения.
Предоставление дополнительных мер социальной поддержки прекращается в случае утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Прекращение предоставления дополнительных мер социальной поддержки в случае утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Решение о прекращении предоставления дополнительных мер социальной поддержки оформляется распоряжением исполнительного органа в течение десяти рабочих дней со дня установления обстоятельств утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. О принятом решении исполнительный орган информирует государственное учреждение и получателя в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Решение о прекращении предоставления дополнительных мер социальной поддержки направляется получателю с указанием причины прекращения предоставления дополнительных мер социальной поддержки.
В случае установления факта излишней выплаты дополнительных мер социальной поддержки администрации Кировского района Санкт-Петербурга организует работу по возврату в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм.
Получатели обязаны извещать администрацию Кировского района Санкт-Петербурга не позднее чем в десятидневный срок о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления дополнительных мер социальной поддержки, за исключением обстоятельств, наступление которых не зависит от получателя.
На учительские «подъемные» — сто тысяч рублей — могут претендовать педагоги в возрасте до 35 лет, если они приступили к работе в глубинке не позднее трех месяцев после окончания вуза. Учитель должен минимум три года отработать в сельской школе. Есть случаи, когда на работу в село отправляются супружеские пары молодых учителей. Одна из таких пар — Давыд и Амелия Шургучиевы. К ним еду в село Садовое Сарпинского района. Это на автобусе часа три-четыре, причем транспорт ходит в Садовое нечасто.
За окном бескрайняя серая степь, слегка припорошенная снежком. Взгляд цепляется за редкие деревца. Но ближе к Садовому деревьев становится больше. Наверное, название села обязывает. Заправка, кафешка, поворот налево, памятник погибшим в Великую Отечественную…
Садовская средняя школа № 1 располагается в здании 1956 года постройки. Сейчас здесь учатся 216 ребятишек. Наталья Русанова, директор садовской школы, в которой работают молодые педагоги, каждый день ездит на работу из соседнего села Коробкин 18 километров. Иногда остается ночевать в Садовом. Распознав в Давыде и Амелии таких же энтузиастов, Наталья нашла для них в селе небольшую двухкомнатную квартиру на первое время и оплатила бронь из собственного кармана. В школе молодым специалистам выделили наставников, да и сама директор посвящала молодых педагогов в тонкости профессии, которым не учат в вузе.
В рубрике «Земский учитель» «СОЮЗ» расскажет о педагогах, выбравших судьбой сельскую школу
— Я сразу дала им классное руководство. Конечно, был определенный риск: справятся ли молодые учителя, примут ли их дети и родители. Но все получилось. Для нашей школы, где средний возраст педагогов за 50, жизненно важно привлекать молодежь. Кроме Давыда и Амелии к нам недавно пришли еще два молодых педагога. Они уже преподают информатику, биологию и химию и тоже подали документы на единовременную выплату. Большая проблема с учителями иностранных языков, еще нужен хотя бы один филолог, психолог, социальный педагог, — делится Наталья Русанова.
Амелия Шургучиева: Я ничуть не скучаю по городу. Да и городские живут не столько в городе, сколько в интернете. Фото: Руслан Мельников
Заглядываю в седьмой «А». 24-летний Давыд Владимирович Шургучиев сам выглядит как старшеклассник, но урок ведет уверенно. Давыд преподает историю и географию. Плюс классное руководство у того же седьмого класса.
Ученики слушают, раскрыв рты. Тема — строительство царских палат. Когда звенит звонок на перемену, Давыд предлагает ребятам сравнить количество окон у царя и в их родной школе. Класс с энтузиазмом бежит в коридор.
— Когда я учился на гуманитарном факультете Калмыцкого госуниверситета, то даже не думал, что буду преподавать в школе, — признается Давыд. — Хотел пойти в магистратуру учиться на юриста. Еще звали на Север на хорошую зарплату. Но когда попал на педагогическую практику, понял, что мне интереснее работать с детьми. Конечно, это не просто. Современные подростки хорошо знают свои права, но порой забывают об обязанностях, и многое будет зависеть от того, сумеет ли их заинтересовать учитель своим уроком. Если будет интересно — дети станут благодарной аудиторией. Если нет — не будут работать.
В Оренбургской области трудится Антон Ляпин — самый молодой в России директор школы.
В рубрике «Земский учитель» «СОЮЗ» расскажет о педагогах, выбравших судьбой сельскую школу
Поэтому ищу интересные повороты, использую анекдоты, загадки, стихотворения… А вот супруга Давыда 22-летняя Амелия со школы знала, что станет педагогом. Она преподает русский и калмыцкий языки, но сейчас в декрете. Впрочем, когда муж может посидеть с детьми, Амелия тоже появляется в школе.
— Когда я брал справки в бухгалтерии, — рассказывает Давыд, — вся моя годовая зарплата как раз оказалась около ста тысяч рублей. Поэтому «подъемные» в таком же размере — это ощутимая помощь, хотя, конечно, их не сравнить с миллионом, который выдают молодым сельским врачам. Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги взять машину. И к родителям съездить можно, и ребенка в садик или поликлинику отвезти, и в город выбраться… На оставшиеся деньги купили одежду себе и детям.
Давыд и Амелия уже пустили в Садовом крепкие корни: они растят сына Эренсена и дочерей Энкиру и Эльзяту
Недавно молодая семья перебралась в частный дом, его помогли купить родители. А пару месяцев назад у Шургучиевых родился третий ребенок. Теперь Давыд и Амелия растят сына Эренсена и дочерей Энкиру и Эльзяту.
По древнему калмыцкому обычаю, пока новорожденному не исполнится год, в дом нельзя приводить чужих людей, поэтому Давыд показывает мне свое хозяйство снаружи. Основательный забор, добротный каменный дом, просторный ухоженный двор, гараж. На одном из окон вижу занавеску в виде флага Калмыкии с изображением лотоса.
Давыд рассказал, что на 200 тысяч рублей «подъемных» они купили машину: теперь и к родителям съездить можно, и ребенка в поликлинику отвезти, и в город выбраться… Фото: Руслан Мельников
— Сейчас молодежь хочет, чтобы все было готовое, а в нашем селе, например, нет водопровода, поэтому приходится завозить воду. Но я ничуть не скучаю по городу. Да и городские ребята живут не столько в городе, сколько в интернете. А в интернет можно выйти и отсюда, — говорит Амелия.
Городские знакомые удивляются, как можно жить на зарплату сельского школьного учителя. Давыд объясняет как:
— Когда получаем зарплату, то записываем, каких продуктов у нас не хватает. Мясо нам часто привозят родители, но мы хотим завести на подворье свою живность. Сахар, макароны, картошку, овощи закупаем сразу и в больших количествах. После покупки продуктов платим за коммуналку. Это примерно три-четыре тысячи рублей. Если все грамотно распределять, то на месяц зарплаты хватает.
Помогает экономить и то, что Давыд старается любую работу сделать сам. Научился ремонтировать машину и вставлять пластиковые окна, сейчас изучает в интернете, как уложить теплый пол.
— Все, что нужно для счастья, у меня есть, — по-буддистски спокойно рассуждает Давыд. — Любимая жена, семья, интересная работа, дом, машина, спокойная размеренная жизнь… Думаю, немногие горожане могут такое сказать в свои 24 года. Конечно, мы останемся в селе. Нам здесь хорошо.
А как в Беларуси?
В Беларуси в сельской местности для учителей предусмотрена доплата 20% от тарифной ставки, подтвердила Валентина Герасимович, завотделом социально-экономической работы Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Но куда больше бонусов в регионах у молодых специалистов, которые отправляются отрабатывать по распределению. C недавних пор распределение с таким статусом могут получить не только выпускники-бюджетники, но и те, кто учился на платном отделении вуза.
В первый месяц работы наниматель должен выплатить молодому специалисту так называемые подъемные. Сколько это в денежном выражении, зависит от уровня образования вчерашнего студента и размера его стипендии в последнем семестре. А если молодой человек приехал отрабатывать распределение на территории, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС и заключает контракт на пять лет, ему положена единовременная выплата в 300 базовых величин (7650 белорусских рублей, или почти 236 тысяч российских). С началом работы молодые учителя получают различные надбавки, в том числе ежемесячные в размере одной тарифной ставки первого разряда. И если после отработки такой специалист остается, доплаты сохраняются еще на год. Хотя официально не закреплено, что бонусом к первому рабочему месту в регионах должно быть жилье, заинтересованные в кадрах местные власти серьезно подходят к этому вопросу: предлагают места в общежитиях, ставят на очередь на арендное жилье и помогают с поисками съемного. А если специалист распределяется не по месту постоянной регистрации, ему должны выплатить еще и компенсацию в связи с переездом. Кроме того, каждая организация имеет право устанавливать дополнительные меры стимулирования.
С другой стороны, в Беларуси многие сельские школы, в которых мало учеников и нерентабельно содержать педколлектив, в последние годы закрывают. Выгоднее организовать подвоз школьников из деревень на специальных автобусах в учебное заведение ближайшего более крупного населенного пункта, агрогородка или райцентра. Там и уровень обучения, и материальные условия деятельности педагогов, как правило, выше.
Подготовила Ольга Пасияк, pasiyak@sb.by
К слову
Сто тысяч рублей для молодых учителей, устраивающихся на работу в сельские школы, в Калмыкии выплачивают уже несколько лет. В 2013 году выплаты получили 57 педагогов, в 2014 году — пять, в 2015 году — 32, в 2016 году — 20, в 2017 году — 30 и еще 30 — в 2018 году. В 2019 году такой помощью смогут воспользоваться тридцать молодых учителей. На это уже выделено 3 млн рублей.
Дословно
Николай Очиров, глава администрации Сарпинского района:
— У нас в районе сейчас демографический подъем. Раньше в первых классах было по три человека, сейчас — 10-11. Но остро ощущается недостаток молодых учителей. К сожалению, бюджет района не позволяет строить для них жилье с нуля, но есть некоторые планы. Недавно администрация выкупила недостроенное двухэтажное здание на 12 квартир. Будем его достраивать и предоставим эти квартиры педагогам. А если для учителей, которые приезжают работать в село, начнут выделять по миллиону рублей, проблема, думаю, решится быстро. Например, двухкомнатная квартира в Садовом стоит 500-600 тысяч рублей, а за миллион можно купить или построить отличный дом.
Как это было
И физик, и лирик
Наш обозреватель вспоминает о своем опыте работы «земским учителем».
От 40-градусных морозов спасала шапка, подаренная местным лесорубом. Фото: Из личного архива
Сельских учителей не хватало и в СССР.
1978 год, осень. Четверокурсников филфака Иркутского госуниверситета собрал декан:
— Надо выручать село: областные власти просят отправить в глубинку наших студентов поработать в качестве учителей…
Отобрали десять человек. Не помню, что сыграло роль в моем решении «помочь селу» — то ли своеобразная романтика, то ли поднадоевшее уже протирание штанов на лекциях. Мне досталось село Новая Тельба Куйтунского района Иркутской области. Получив в университетской кассе деньги на билет и «на первое время», я сел в плацкартный вагон. Ночь на поезде, потом на «кукурузнике» Ан-2 над бескрайней тайгой. И вот я на месте.
Новой Тельбой оказалось крошечное село лесорубов в несколько десятков рубленых домов со школой-восьмилеткой. Сюда, в дикую природу, тельбинцев переселили из зоны затопления Братского водохранилища. Новая Тельба являла собой этакую Матеру, воспетую классиком.
Пожилой директор школы встретил сурово:
— Тебя, дружок, предупредили, что придется преподавать не только русский и литературу, но и историю, ботанику и физику. Во всех классах. Плюс за тобой — еженедельная политинформация для жителей села…
Имея за плечами месячный опыт педагогической практики на третьем курсе в одной из иркутских школ, я не видел разницы, что и кому преподавать: все приходилось начинать с нуля.
Дело вроде бы пошло успешно. Единственная заминка вышла с физикой в восьмом классе. Однажды, сидя в учительской перед уроком, я корпел над очередной задачкой для восьмиклашек. Она не давалась, хоть убей! И тут, как в сказке, распахнулась дверь и вошел мой друг — студент физмата нашего университета. Он решил навестить меня в этой глуши. Вместо приветствий я попросил его помочь с задачкой, которую он решил за полминуты. После урока я отправился к директору школы и отказался от физики в восьмом классе. Потом на физмате ходил анекдот, как филологи преподают физику в сельских школах…
Сельским учителем я отработал на полторы ставки три с хвостиком учебных четверти и приобрел бесценный педагогический опыт. Правда, дни тянулись бесконечно долго. Часто из-за погоды Ан-2 не прилетал неделями. Без газет и писем приходилось особенно тоскливо.
Мне выделили комнатку в бараке для школьников, которых привозили на учебу из соседних сел. На выходные они разъезжались по домам. Но я не оставался один. По вечерам, а иногда и ранним утром в гости наведывались рослые и нетрезвые лесорубы, желавшие «раздавить» с молодым учителем бутылку гаванского рома. Недостатка в экзотических напитках в сельмаге никогда не было. Иногда удавалось отбиться…
Были и приятные моменты: мне, студенту-практиканту, платили как полноценному учителю. При тогдашней стипендии 40 рублей я как сельский учитель получал около 200 рублей. Вернувшись на летние каникулы домой, вывалил перед мамой целую кучу честно заработанных денег, почти полтысячи рублей. Сумма по тем временам фантастическая.
Явившись на комиссию по распределению, я узнал, что Иркутское облоно приготовило мне «отличное» распределение — директором школы. В такую же тельбу. Увы, не сложилось. Меня к тому времени с головой увлекла журналистика, и я даже получил приглашение из одной республиканской молодежки.
Подготовил Александр Бушев, bush@rg.ru
Что государство предусматривает меры социальной поддержки для врачей, знают многие. Но что это за меры и на что конкретно имеют право медики? «Врачи Санкт-Петербурга» поинтересовались, в соответствии с какими программами доктора могут рассчитывать на помощь и как правительство страны и города поддержало медработников в 2013 году.
Выплаты молодым специалистам
В соответствии со статьей 45 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»:
– молодые специалисты, получившие документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, имеют право на единовременную выплату в размере шести базовых единиц. В 2013 году эта сумма составила 44 604 рублей.
– молодые специалисты, получившие документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, – в размере восьми базовых единиц. В 2013 году – 59 472 рублей.
Выплаты медработникам, чья деятельность связана с разъездами
В соответствии с этим же документом, медицинские работники учреждений здравоохранения, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с разъездами, имеют право на ежемесячные денежные выплаты. В 2013 году они составили 836 рублей.
Улучшение жилищных условий
В целях улучшения социальной защищенности работников учреждений системы образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и науки, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, сохранения квалифицированных кадров в учреждениях бюджетной сферы, Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2005 № 648-91 утверждена целевая программа «Жилье работникам бюджетной сферы» (далее – Программа).
С начала реализации Программы улучшили свои жилищные условия 2600 семей работников здравоохранения. В соответствии с Программой в 2013 году от работников учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга поступило 242 заявления, из них 40 – от врачей. В 2013 году получили жилье 198 работников учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, из них 32 – врачи. За 2012–2013 годы врачам и медицинским сестрам, работающим в поликлиниках, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, на условиях социального найма по востребованным специальностям предоставлено 45 квартир и 79 комнат.
Единовременные компенсационные выплаты
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ приняты Закон Санкт-Петербурга от 25.10.2013 № 529-93 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга ”Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге»» и Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 974 «О Порядке заключения с медицинским работником договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2013 году».
В 2013 году Комитет по здравоохранению осуществил единовременные компенсационные выплаты 6 медицинским работникам Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Психиатрическая больница № 1 им. П. П. Кащенко» в возрасте до 35 лет, прибывших в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавших на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключивших с Комитетом по здравоохранению договор, в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника.
Премии
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 № 754 «О премиях Правительства Санкт-Петербурга ”Лучший врач года» и ”Лучший медицинский работник года со средним профессиональным образованием» и в целях повышения престижа профессий в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга, Правительством Санкт-Петербурга проводится ежегодный городской конкурс на премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший врач года» и «Лучший медицинский работник года со средним профессиональным образованием» по 20 номинациям.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2013 № 378 «О присуждении премий Правительства Санкт-Петербурга ”Лучший врач года» и ”Лучший медицинский работник года со средним профессиональным образованием», медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, за 2012 год» присуждены премии по 11 номинациям «Лучший врач года» в размере 100 тысяч рублей каждая и 9 номинациям «Лучший медицинский работник года со средним профессиональным образованием» в размере 50 тысяч рублей каждая. Комитетом по здравоохранению премии победителям конкурса выплачены в полном объеме.
Требования к молодым специалистам на современном рынке труда
Н. В.Чхутиашвили
старший преподаватель кафедры экономики МГЮА им. О.Е. Кутафина
кандидат экономических наук
Сегодня важным является выдвижение на первый план новых требований рынка труда к молодым специалистам. На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет такой работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т. д.
Проблема трудоустройства является важной социально-экономической проблемой как для всей системы российского профессионального образования, так и для страны в целом. Ее решение состоит в создании механизмов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг. Готовя будущих специалистов, необходимо учитывать перспективы их дальнейшего трудоустройства на основе реальных потребностей национальной экономики. Кроме того, и будущий выпускник образовательного учреждения должен знать возможность трудоустройства после получения той или иной специальности.
Поэтому на современном этапе развития рынка образовательных услуг все более актуальной становится задача управления процессом образования в совокупности с учетом потребности предприятий и организаций в специалистах. Согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей позволит реализовать социально значимую цель профессиональную адаптацию студентов и выпускников вузов к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда.
Актуализировалась проблема оценки качества подготовки специалистов, особенно с точки зрения результатов функционирования системы: людские ресурсы образовательные услуги потребности в специалистах на рынке труда.
В настоящее время согласно «Межведомственной программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» по всей стране создаются центры содействия занятости учащейся молодежи, располагающие банками данных спроса и предложения с выходом в Интернет. Однако до сих пор нет точных методик, формализующих процессы трудоустройства, которые бы могли служить основой создаваемых информационных систем и сайтов, поддерживающих работу баз данных спроса и предложения для специалистов выпускников вузов. Мало внимания уделено моделированию информационных процессов трудоустройства выпускников вуза, связи этих процессов с возможностью и необходимостью изменений в структуре образовательного процесса, а также разработке адекватных информационных систем поддержки трудоустройства.
Таким образом, актуальной является задача разработки методов анализа и моделирования информационных процессов трудоустройства выпускников вуза в системе поддержки согласованного управления ресурсами рынка труда и процессом подготовки специалистов.
Рынок труда молодых специалистов представляет собой взаимодействие спроса на труд и его предложения, в результате которого устанавливается определенная цена труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности. Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда. Существенную роль в процессе трудоустройства играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.
На возможностях реального трудоустройства молодежи сказывается наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в высших учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности, между возможно высоким уровнем подготовки молодых спе¬циалистов, и требуемым от него со стороны работодателя развитием соответствующих трудовых умений и навыков. Отмечается несовпадение представлений выпускников с реальными требованиями работодателя.
Поэтому необходимо учитывать требования к молодым специалистам на современном рынке труда, выявлять необходимые знания и навыки для успешного трудоустройства и последующей работы молодого специалиста. Для решения поставленной задачи были проведены различные исследования, позволяющие с различных сторон рассмотреть проблему трудоустройства молодого специалиста, в том числе проводятся и Интернет-исследование объявлений о работе, опрос сотрудников рекрутинговых агентств, специализирующихся на поиске работы для молодых специалистов, анкетирование выпускников, работающих по специальности. Анализ показывает, что на трудоустройство выпускников вузов оказывает влияние большое количество различных факторов и условий. Среди них можно выделить такие, как отсутствие практического опыта работы по специальности, недостаточная ориентированность существующей системы подготовки специалистов на реальные потребности работодателей.
Качество подготовки специалистов в вузах не вполне отвечает запросам современного рынка, а система высшего образования представляется недостаточно гибкой. Отделы кадров работодателей зачастую не планируют состав и подбор персонала на перспективу, а набирают специалистов лишь под конкретные объемы работ и, следовательно, не координируют свои потребности с вузами. Следует также отметить субъективные факторы, как например, низкая информированность абитуриентов, студентов и выпускников о текущих потребностях рынка труда.
Образовательная деятельность вуза не ограничивается только реализацией образовательных программ в рамках государственного федерального государственного образовательного стандарта. Она должна быть ориентирована на подготовку специалистов, востребованных рынком труда, и, как следствие, на трудоустройство выпускников. Для того чтобы выпускники стали более востребованными со стороны работодателей, они должны постоянно совершенствовать имеющиеся знания и получать новые. Одним из вариантов решения данной проблемы явилась организация отделов трудоустройства вузов, призванных заниматься изучением спроса на специалистов и на этой основе комплексным решением проблемы занятости.
В МГЮА им. О.Е. Кутафина в настоящее время созданы и работают Центр занятости cтудентов МГЮА, целью деятельности которого является содействие занятости студентов и эффективному трудоустройству выпускников МГЮА, Автономная некоммерческая организация «Содружество выпускников МГЮА», которая также оказывает помощь выпускникам в трудоустройстве с целью эффективного применения полученных при обучении знаний и опыта.
В Студенческом центре юридической помощи «PRO BONO», основанным МГЮА и Московской коллегией адвокатов «Юракадемия: Кутафин и партнеры» для повышения уровня профессиональной подготовки студентов и участия в решении социальных проблем общества, можно пройти стажировку, готовя ответы на обращения граждан и организаций, поступающие в государственные органы и органы местного самоуправления; ведут прием и консультирование клиентов, оказывая бесплатную юридическую помощь представителям социально незащищенных слоев населения и правозащитным организациям, физическим лицам и некоммерческим организациям, которые не в состоянии оплатить такие услуги самостоятельно.
Несмотря на важность данной работы, остаются нерешенными многие проблемы, в том числе: анализ соответствия предоставляемых вузом образовательных услуг современным требованиям рынка и разработка механизма адаптации образовательной системы в соответствии с выявленными предпочтениями работодателей.
Результатом реализации модели трудоустройства выпускников в вузе должно стать создание эффективной информационной системы, главная задача которой — формирование актуальной базы данных о потребностях в специалистах и координация образовательной деятельности ВУЗа в соответствии с предпочтениями работодателей.
Востребованность и высокая конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда является одним из показателей эффективности его работы. В последнее время в качестве основы системы управления качеством подготовки вместо квалификационной модели предлагается компетентностная модель специалиста. Модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных обязанностей он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций. Однако, не всегда и не все перечисленные в модели компетенции интересуют работодателя. Также для разных специализаций это может быть совершенно иной набор компетенций. А в процессе рыночных изменений может поменяться и представления того же самого работодателя. Поэтому важной задачей становится точное и своевременное определение значимого набора компетенций выпускника для каждой специальности вуза. Данная проблема может быть решена путем разработки адекватной модели трудоустройства выпускников.
Управление процессом подготовки специалистов можно осуществлять путём взаимодействия с работодателями в рамках создаваемой информационной системы трудоустройства с целью информационного обмена и реализации механизмов адаптации структуры и содержания образовательных программ к конъюнктуре рынка труда. В связи с этим информационная система поддержки трудоустройства выпускников выступает в качестве инструмента обратной связи в системе управления качеством образовательного процесса.
Данная система базируется на соответствующей модели, которая охватывает следующие моменты:
- Оценка реальных потребностей рынка (требований работодателей) в привязке к данному сектору экономики (содержанию образовательной программы специальности).
- Оценка качества подготовки выпускников (по результатам внут-реннего тестирования преподавателями Вуза).
- Оценка востребованности выпускников вуза на рынке труда (по результатам опроса работодателей).
- Выработка рекомендаций по изменению содержания образовательной программы специальности в соответствии с результатами процесса трудоустройства выпускников и оценками их работодателями.
Информационная система поддерживает работу сайта Центра занятости. На сайте работодатели задают свои требования к выпускнику в виде заявок, содержащих набор требований, которые составляют основу его «эталонной» модели компетенций кандидата. Каждый выпускник-претендент представляет на сайт перечень своих компетенций в виде резюме. Формируется база данных вакансий работодателя и резюме выпускников.
Современные факторы, влияющие на эффективный поиск перспективной работы выпускниками и развитие карьеры проанализированы Хеленой Зайкик и Аланом Сакс в своей работе «Поиск работы и социальная когнитивная теория: роль деятельности, относящейся к развитию карьеры» (2009 г.), которые описали модель эффективного поиска работы и развития карьеры (см. Рис.1).
«Самоэффективность поиска работы» (job search self efficacy) это степень уверенности в том, что безработный сможет успешно продемонстрировать определенное поведение в области поиска работы. «Прозрачность поиска работы» (job search clarity) это степень, с которой те, кто находится в поиске работы, может четко и ясно определить цели поиска (какой тип карьеры, работы, профессии предпочитает индивид, ищущий работу). Самоэффективность поиска работы и прозрачность поиска работы являются ключевыми механизмами процесса саморегуляции поведения человека, ищущего работу. Это означает, что процесс поиска работы это индивидуальный путь, который может быть пройден с успехом только в том случае, если будет пройден самостоятельно. В нашем случае, выпускники высших учебных заведений могут рассчитывать только на свои собственные внутренние ресурсы, а не на те ресурсы, которые могут навязывать, например, советы и поддержка родителей и знакомых. На самоэффективность и прозрачность поиска работы влияют следующие факторы: «Исследование карьеры» (career exploration), «ресурсы карьеры» (career resources), «тренинги» (training). В рамках описываемой модели эффективного поиска работы и развития карьеры эти три базовые характеристики относятся к сфере стартовых и последующих возможностей развития карьеры (career-relevant activities).
Качество образования определяется множеством условий, в том числе кадровым потенциалом вуза, технической оснащенностью учебного процесса, развитием образовательных и информационных технологий, мотивацией деятельности и др. Но именно в активизации этих и других факторов, влияющих на конечный результат образовательный продукт, обостряется проблема формирования в вузе системы инноваций.
Понятие «система инноваций» следует рассматривать как комплекс инициированных и реализованных решений, каждое из которых касается определенных объектов или видов деятельности в ВУЗах и Университетах, имеет свойство новизны, уникальности, направлено на то, чтобы превзойти предшествующий результат, и предназначено в конечном итоге для реализации университетом своей миссии.
Системные проблемы высшего профессионального образования, такие как разрыв между уровнем развития высоких технологий и подготовкой специалистов высшей квалификации; ориентированность специалистов высшей квалификации на узко профессиональную деятельность; отсутствие достаточной подготовки в области коммуникаций, инновационной деятельности, и другие ставят университет перед необходимостью интенсивного внедрения комплекса инновационных решений в обеспечение образовательного процесса. Комплексность инновационной стратегии в образовательной деятельности позволяет не только перейти на более высокий уровень качества образования в университете, повысить эффективность использования ресурсов, но и значительно поднять системообразующую роль университета в региональном образовании, предоставляя региональным учебным заведениям различных уровней научно-методическую, кадровую и технологическую поддержку.
Рис. 1. Модель эффективного поиска работы и развития карьеры.
Условия XXI века диктуют инновационный характер стратегии образовательной деятельности любого ВУЗа или Университета, которые должны быть направлена в первую очередь на максимальное вовлечение научно-исследовательской работы в образовательный процесс; на применение новых технологий обучения, ориентированных на изменившиеся условия современного мира; на формирование новых, возможно комплексных, образовательных программ и подготовку адекватных решений для усовершенствования образовательных стандартов. Необходимо также сосредоточить усилия на обеспечении дальнейшей интеграции профессионального образования в международное образовательное пространство при сохранении национальных особенностей в контексте вступления России в Болонский процесс.
Решение поставленных задач состоит в разработке и реализации образовательных программ инновационного типа в соответствии со следующими основными принципами:
- комплексный подход к формированию направлений и специальностей программы, разработка блоков методической, программно-технологической поддержки;
- сохранение традиционной фундаментальности высшего образования России и ориентированности на достижения мировой науки и техники;
- создание условий для развития профессиональных и научных компетенций преподавателей и студентов высшей школы и др.
Комплексный характер подготовки специалистов высокой квалификации в сферах наукоемких и высокотехнологичных производств по всем уровням образования (бакалавр, специалист, магистр) в тесной связи с интенсивным развитием системы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура) позволяет в наибольшей степени учитывать интересы научных организаций и интенсивно восстанавливающегося промышленного производства региона, а также готовить собственные преподавательские кадры и кадры для высшего образования региона. Опыт работы с зарубежными вузами в проектах по подготовке специалистов различного профиля и совместной разработке соответствующих образовательных программ, а также участие университета в программах Министерства образования и науки по вхождению российского образования в Болонский процесс позволили начать работы по формированию образовательных программ, сопоставимых с зарубежными.
Согласно опубликованным данным, значительное количество профессиональных знаний и навыков востребовано в не меньшей степени, чем знания по специальности. Возможным объяснением может служить тот факт, что на современном российском рынке труда значительная часть выпускников работает без связи со специальностью, полученной в вузе.
Какие же качества помогут начинающему специалисту в трудоустройстве. Итак, основываясь на объективных результатах социальных исследований, проведенных в разные годы среди выпускников не только российских вузов, но и стран Европы и Японии, можно сделать выв, что на первый план вышли новые требования рынка труда. Выяснилось, что по-настоящему конкурентоспособным будет такой работник, который не только хорошо владеет своей специальностью, но и обладает аналитическим мышлением, умеет работать в стрессовой ситуации, быстро осваивать новую информацию, грамотно выражать свои мысли. Работник должен уметь работать в коллективе, укреплять авторитет, гибко воздействовать на подчиненных, добиваться своей цели. Ценится энергичность, присутствие творческого начала, способность нестандартно подходить к ситуации, а также здоровый образ жизни. Некоторые другие компетенции получали оценки, сопоставимые с оценкой по компетенции «знания по специальности». Среди таких компетенций — общие знания в различных областях, умение мотивировать других людей к работе, способность находить новые и оспаривать существующие идеи. И неважно, работает ли человек по своей специальности или же трудится в совершенно другой области. На мой взгляд, работодатели таким образом компенсируют отсутствие опыта у молодых специалистов. На первый план выходит потенциал работника.
В заключении можно сказать, что в современных условий рынка труда выпускники должны успешно конкурировать с более опытными специалистами, заниматься интересным и достойно оплачиваемым делом, и что наиболее востребованными становятся гибкие специалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, обладают аналитическим мышлением и могут критически мыслить. Кроме того, на современном рынке труда важны умение работать в стрессовой ситуации, управлять своим рабочим временем, проводить переговоры, представлять широкой публике свой продукт/услугу и т. д.
Использованная литература:
1. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
2. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
3. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы»
4. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
5. Межведомственной программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования