Порядок функционирования единой информационной системы устанавливается
С 1 января 2016 г. в России начала работать Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). С помощью этого информационно-технического ресурса осуществляются закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (федеральный закон 44-ФЗ), а также для нужд компаний, контролируемых государством (федеральный закон 223-ФЗ). С 2018 года через ЕИС проводятся также закупки работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (федеральный закон 185-ФЗ, Постановление Правительства от 01.07.2016г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»).
За время существования ЕИС ее функционал неоднократно изменялся в связи с изменениями, регулярно вносившимися в законодательство о закупках. В этой статье мы попробуем дать ответ на вопрос, что такое ЕИС, как она работает, а также расскажем, какие новые функции планируется реализовать в ЕИС в ближайшей перспективе.
Для начала обратимся к Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», а точнее к определению ЕИС, приведенному в п.9 статьи 3 этого закона. «Единая информационная система в сфере закупок — это совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в сети «Интернет». Адрес сайта — www.zakupki.gov.ru .
Статья 4 закона 44-ФЗ разрешает субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с ЕИС. Но при наличии разночтений в размещенной информации о закупках приоритет всегда имеет информация, размещенная в Единой информационной системе. Такой подход существенно упрощает жизнь участникам закупок, позволяя им использовать для поиска информации о закупках, проводимых в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ, только ЕИС. Тратить время, просматривая многочисленные информационные ресурсы субъектов федерации, муниципальных образований или госкорпораций уже не имеет смысла.
Какие основные задачи выполняет ЕИС. Ответ также содержится в статье 4 закона 44-ФЗ. Но более подробно этот вопрос рассмотрен в Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. N 1414, утвердившим «Правила функционирования Единой информационной системы в сфере закупок». Согласно Правилам, Единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает:
а) формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы;
б) контроль за соответствием:
— информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, — информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
— информации, включенной в планы-графики закупок, — информации, содержащейся в планах закупок;
— информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках закупок;
— информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), — информации, содержащейся в документации о закупках;
— условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, — информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
— информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контракта;
в) использование для подписания электронных документов электронной подписи, вид которой предусмотрен законодательством о закупках;
г) возможность проверки электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;
д) размещение информации и документов, предусмотренных законодательством о закупках;
е) обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о закупках, между участниками контрактной системы;
ж) формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
з) возможность осуществления мониторинга закупок в соответствии с законодательством;
и) возможность осуществления мониторинга и оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственныхсредств, а также отдельных видов юридических лиц требованиям законодательства РФ об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;
к) возможность проведения анализа и оценки информации о закупках в целях проведения аудита закупок;
л) возможность получения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, необходимых для осуществления контроля, предусмотренного статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ.
Доступ участников контрактной системы к ЕИС осуществляется после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в ЕИС. Идентификация, аутентификация и авторизация в ЕИС осуществляются с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Доступ к официальному сайту ЕИС в Интернете, за исключением раздела общественного обсуждения закупок, свободен для всех желающих, Доступ к сайту для размещения информации при обязательном общественном обсуждении закупок предоставляется участникам обсуждения после прохождения ими процедур самостоятельной регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации.
Информация, содержащаяся в Единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Технические и программные средства ЕИС и ее официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную работу, доступность информации и документов, их защиту и резервирование. Кроме того, ЕИС обеспечивает информационное взаимодействие с внешними информационными системами – система «Электронный бюджет», электронные площадки, проводящие закупочные процедуры в соответствии с федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ (закупки по закону 185-ФЗ проводятся по правилам 44-ФЗ), информационные системы ФАС, Федерального Казначейства, региональные информационные системы.
В целях исключения злоупотреблений в процессе проведения закупочных процедур создана Государственная информационная система «Независимый регистратор» фиксирующая все действия (или бездействие) участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС и на электронной площадке. Сейчас система работает в ограниченном режиме. В полном объеме ГИС «Независимый регистратор» заработает с 1 октября 2019 года.
Постановлением Правительства РФ № 442 от 13 апреля 2017 года уполномоченным органом по организации работы ЕИС назначено Федеральное Казначейство. На него возложены функции:
— по выработке, по согласованию с Минфином, функциональных требований к ЕИС;
— по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС;
— по установлению порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ЕИС.
А теперь представим себя на месте потенциального участника госзакупок, который впервые столкнулся с Единой информационной системой, обратившись к Интернет-ресурсу www.zakupki.gov.ru. Что он может там обнаружить?
Да много всего. Самую разнообразную информацию, необходимую как участникам, так и заказчикам закупок. Закон 44-ФЗ (ч.3 статьи 4) подробно перечисляет, какая информация должна содержаться в ЕИС. Чтобы не утомлять читателей, перечислим только наиболее важное, на наш взгляд:
1) Планы и планы-графики закупок, информация об их реализации.
2) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
3) Информация о закупках, и исполнении контрактов.
4) Реестр контрактов, заключенных заказчиками.
5) Единый реестр участников закупок.
6) Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7) Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов.
8) Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний.
9) Реестр банковских гарантий.
10) Реестр единственных поставщиков
11) Результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
12) Отчеты заказчиков, предусмотренные законодательством;
13) Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
14) Перечень отобранных электронных площадок и информация об их тарифах.
15) Перечень банков для открытия специальных счетов.
16) Информация о работе ГИС «Независимый регистратор» и Единого агрегатора торговли «Березка».
17) Нормативные правовые акты, регулирующие сферу госзакупок.
18) Материалы для работы в ЕИС.
Скажем сразу, что не вся информация находится в свободном доступе. Например, ранее посетителям сайта ЕИС был доступен реестр выпущенных банковских гарантий, обеспечивающих исполнение контрактов, заключенных по законам № 44-ФЗ и 185-ФЗ. Однако в связи с внесенными изменениями в закон «О контрактной системе в сфере закупок», с 1 июля 2018 года доступ к реестру банковских гарантий был ограничен. Теперь эта функция доступна только заказчикам закупок, а в свободном доступе остались только сведения о банковских гарантиях, выпущенных до 1 июля 2018 года.
Несомненным плюсом ЕИС является тот факт, что начиная с 2017 года все планы и планы-графики закупок, только в машиночитаемом виде. Это позволило значительно расширить возможности поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, например, в поисковых системах Яндекс или Google. И это при том, что в ЕИС имеется собственная поисковая система, позволяющая вести как простой, так и расширенный поиск по многим параметрам.
А теперь перейдем к самому важному. Вы приняли решение участвовать в госзакупках. С чего следует начинать? Ответ на этот вопрос достаточно простой – начинать надо с регистрации Вашей компании в ЕИС.
Перед началом регистрации следует убедиться, что у Вас имеется усиленная квалифицированная электронная подпись и директор компании (или индивидуальный предприниматель) зарегистрирован как физическое лицо на Портале государственных услуг РФ. Без выполнения этих условий пройти процедуру регистрации в ЕИС невозможно.
Мы не будем подробно описывать процедуру прохождения регистрации. Об этом можно прочитать в статье на нашем сайте. Пошаговые видео инструкции по прохождению регистрации Вы можете найти в разделе «Видеозаписи» в нашем сообществе ВКонтакте.
Информация о зарегистрированных компаниях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах включается в Единый реестр участников закупок, каждому из них присваивается уникальный номер реестровой записи.
Не позднее чем через 1 сутки зарегистрированные участники должны получить аккредитацию на всех электронных площадках, отобранных Правительством для работы по 44-ФЗ. Объективности ради, скажем, что этот срок, к сожалению, пока не всегда выдерживается. Нередко процедура аккредитации на электронных площадках занимает несколько дней. К этому надо быть готовым и учитывать, при планировании участия в закупках.
При проведении закупок в электронной форме по 223-ФЗ заказчик имеет право выбрать любую электронную площадку. Ее название можно уточнить в извещении о закупке, размещенном в ЕИС. И это не обязательно будет одна из площадок, работающих по правилам 44-ФЗ (аккредитацию на этих ЭП Вы получили автоматически после регистрации в ЕИС). В случае необходимости Вам придется самостоятельно проходить аккредитацию на каждой новой ЭП. Процедура аккредитации достаточно простая и, как правило, не вызывает затруднений.
Следующим шагом должно стать открытие специального счета в уполномоченном банке. Он понадобится для внесения обеспечения заявок на участие в закупочных процедурах. После этого можно приступать к выбору тендеров по интересующим направлениям. Для этого можно воспользоваться поисковой системой ЕИС или специализированными программами. А дальше остается только подготовить и отправить заявку на участие, внести обеспечение и выиграть закупку.
Помощь участникам госзакупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ
Получение ЭП, регистрация в ЕИС, подбор тендеров и тендерное сопровождение,
И в заключение коротко расскажем о том, какие изменения ждут ЕИС в ближайшем будущем.
В начале апреля 2019 года Федеральное Казначейство объявило о запуске мобильной версии ЕИС. Правда разработана она пока только для мобильных устройствах на платформе iOS и может работать на мобильных телефонах IPhone5 и выше. Приложение уже доступно для скачивания бесплатно в магазине AppStore. Ждем в ближайшее время выхода аналогичного приложения для Android.
Одновременно Казначейство анонсировало запуск в промышленную эксплуатацию до конца 1 полугодия 2019 года «мини-версии» ЕИС. Это будет уменьшенная, но полноценная в части функционала копия системы. Ее планируют использовать в часы наименьшей нагрузки для проведения регламентных работ на основной ЕИС.
В 2019 году также предполагается реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, субдоговоров, а также подписанию электронных актов выполненных работ. Электронное актирование станет обязательным для всех закупочных процедур по 44-ФЗ.
Вероятно, что уже в 2019 году в ЕИС появится возможность проведения закупок из каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). Для этого потребуется интеграция системы с электронными магазинами и агрегаторами торговли.
Возможно, с 1 июля 2019 года Единая информационная система в сфере закупок будет интегрирована с реестром юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение по ст. 19.28 КоАП. Соответствующий проект постановления Правительства РФ разработало Министерство финансов. Предполагается, что при прохождении электронной регистрации для участия в закупке автоматически будет проводиться проверка поставщика на предмет его нахождения в реестре «взяточников». При положительном результате проверки компания не будет допущена до регистрации на участие в торгах.
На этом мы заканчиваем короткий рассказ о возможностях ЕИС. Если Ваша компания собирается принять участие в закупках, эксперты Кредитно-Страхового агентства советуют Вам потратить немного времени для ознакомления с возможностями ЕИС. Простой и понятный интерфейс системы не вызывает затруднений даже у начинающих пользователей.
Но если у Вас нет на это времени, помните – Вы всегда можете поручить сопровождение закупочных процедур профессионалам.
31 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации — pravo.gov.ru опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».
Данным постановлением Правительства РФ во исполнение части 2 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту — ЕИС).
Правила функционирования ЕИС устанавливают порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в ЕИС, и порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами.
Среди наиболее важных положений рассматриваемого постановления Правительства РФ следует отметить следующие:
1. Информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее по тексту — официальный сайт ЕИС, ОС ЕИС). Официальный сайт ЕИС имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru , доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
2. Вводится понятие участников единой информационной системы в сфере закупок, которые подразделяются на субъектов единой информационной системы в сфере закупок и пользователей официального сайта.
Субъектами единой информационной системы в сфере закупок являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему в сфере закупок для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При этом пунктом 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе установлено, что к участникам контрактной системы в сфере закупок относятся в том числе и участники закупок.
Пользователями официального сайта являются физические и юридические лица, использующие информационный ресурс официального сайта.
3. Министерство экономического развития Российской Федерации, осуществляя функции по ведению ЕИС в части поддержки ее пользователей, обеспечивает обслуживание участников ЕИС непрерывно и круглосуточно, за исключением случаев проведения регламентных и технологических работ.
При этом среднее время ожидания ответа на обращение пользователей по телефонам технической поддержки не должно превышать 5 минут.
В случае необходимости проведения плановых регламентных и технологических работ, в ходе которых доступ пользователей официального сайта к информации и документам, размещённым на официальном сайте ЕИС, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице официального сайта не менее чем за сутки до начала указанных работ. В случае, если возникли неполадки технических средств или программного обеспечения, повлекшие невозможность доступа пользователей к официальному сайту (или его отдельным страницам), в течение 2 часов на официальном сайте после устранения указанных неполадок должна быть размещена информация с указанием причин невозможности доступа к официальному сайту, даты и времени прекращения доступа, даты и времени возобновления доступа к официальному сайту.
4. Вводится понятие организаций по обслуживанию, которые могут привлекаться для целей информационного сопровождения ЕИС при использовании ЕИС и официального сайта. Организациям по обслуживанию могут быть переданы функции по размещению на официальном сайте ЕИС информации по вопросам контрактной системы в сфере закупок.
Обращаю внимание читателей на то, что в рассматриваемом постановлении Правительства РФ не конкретизировано, что передачу таких функций могут осуществлять только Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное казначейство. Речь идёт о любых участниках контрактной системы, в том числе и заказчиках.
5. Установлено, что доступ к ЕИС предоставляется субъектам единой информационной системы после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутенфикации и авторизации в единой информационной системе. Данное положение подразумевает использование субъектами ЕИС федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее по тексту — ЕСИА) для идентификации, аутенфикации и авторизации.
Ранее заказчики, работающие с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», уже использовали ЕСИА для идентификации, аутенфикации и авторизации при доступе к выведенному из эксплуатации Официальному сайту Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Однако, для заказчиков, работающих с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данное нововведение может создать большое количество проблем, связанных с использованием функционала официального сайта ЕИС.
Доступ пользователей к официальному сайту ЕИС, за исключением участников обсуждения закупок, осуществляется без регистрации. Участники обязательного общественного обсуждения закупок проходят самостоятельную регистрацию на официальном сайте ЕИС. При этом для идентификации, аутенфикации и авторизации ими также используется ЕСИА.
6. Технологические (технические и программные средства) ЕИС и официального сайт ЕИС должны обеспечивать в том числе:
— автоматическую форматно-логическую проверку информации и документов, размещаемых в единой информационной системе в структурированном виде;
— проверку соблюдения субъектами единой информационной системы правил формирования информации и документов, размещаемых в единой информационной системе, действующему законодательству РФ;
— ведение электронных журналов учёта действий и операций субъектов единой информационной системы при работе с ЕИС с возможностью формирования выписок и статистической информации;
— отсутствие необходимости применения пользователями официального сайта программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы;
— возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещённых на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
При размещении электронных документов в ЕИС или обмене электронными документами в процессе взаимодействия с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
7. Формирование информации и документов в ЕИС осуществляется на русском языке. Использование букв латинского алфавита при формировании информации в ЕИС допускается «в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами».
8. Установлено, что ЕИС осуществляет информационное взаимодействие с системой «Электронный бюджет», электронными площадками, региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок, информационными системами органов контроля в сфере закупок, порталом госуслуг и др. Определены требования к информационному взаимодействию ЕИС с указанными информационными системами.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 вступило в силу с момента его официального опубликования, то есть с 31.12.2015 г. (за исключением отдельных положений — подп. б) п. 2 и подп. «о»-«с» п. 14 Правил функционирования ЕИС, утверждённых данным Постановлением).
Смотреть текст постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414