Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливается?
Содержание
Порядок предоставления государственных услуг
Утвержден новый порядок предоставления госуслуг
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет принципы и процедуру предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти.
С 1 октября 2011 г. вступили в силу очередные поправки в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Центральная инновация законопроекта – внедрение системы межведомственного электронного документооборота.
Новая норма закона запрещает федеральным органам власти требовать у получателей услуг сведения, которые есть в распоряжении других ведомств: необходимые документы государственные структуры должны предоставлять друг другу в электронном виде. Для этого создана единая система межведомственного электронного взаимодействия, которая связывает воедино информационные системы государственных и региональных ведомств. Переход на новую схему межведомственного взаимодействия направлен на сокращение сроков предоставления государственных услуг, упрощение самой процедуры для потребителей услуг, уменьшение финансовых издержек граждан и юридических лиц и снижение коррупционных рисков.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия объединяет более 50 государственных структур, среди которых МВД, Федеральная миграционная и налоговая службы, МЧС, Росреестр, Пенсионный фонд. Оператором системы является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Для реализации этого проекта каждым ведомством разработан и утвержден план перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных услуг. Он включает в себя разработку технологических карт взаимодействия между ведомствами в процессе получения сведений, внесение изменений в нормативно-правовые акты, разработку регламентов предоставления государственных услуг, разработку и внедрение программ сервиса для электронного взаимодействия, внедрение системы электронной цифровой подписи и обучение госслужащих. Например, для того, чтобы перейти к новому порядку предоставления услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, МВД необходимо обеспечить взаимодействие с 9 ведомствами. Для предоставления услуг по принципу «одной инстанции» в МВД проведен анализ всех возможных сценариев предоставления услуги, определены все документы, необходимые для реализации каждого из них, а также органы и организации, которые являются «поставщиками» необходимых документов.
Срок предоставления одним ведомством ответа на запрос другого составляет 5 календарных дней. За превышение указанных сроков должностным лицам, ответственным за обмен документами, грозит строгое взыскание. Контроль за реализацией закона в целом возложен на специально созданную Правительственную подкомиссию, координирующую работу ведомств по отлаживанию электронного взаимодействия, в частности, утверждающую технологические карты взаимодействия и протоколы тестирования специализированных программ.
Вместе с тем, пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ определенны группы документов, которые заявитель при обращении за государственной услугой должен предоставить самостоятельно. Это так называемые документы личного хранения. К данным документам относятся:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
2) документы воинского учета;
3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина;
9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность и входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;
11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
12) решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
13) учредительные документы юридического лица;
14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;
18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (п. 19 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ).
Полностью новый порядок оказания госуслуг, когда органы госвласти не имеют права запрашивать у граждан информацию, которая есть у других учреждений, должен вступить в силу с 1 июля 2012 года.
Электронные госуслуги: как это будет?
С точки зрения получателя услуги, термин «электронные госуслуги» говорит о том, что его взаимодействие с государственными органами целиком или в значительной степени осуществляется в электронном виде. С точки зрения госслужащих, электронные госуслуги – это такие услуги, при оказании которых внутренние процессы, в первую очередь межведомственное взаимодействие, выполняются преимущественно в электронном виде. Электронные госуслуги рассчитаны на три категории заявителей – граждан, организации и органы власти.
Закон № 210-ФЗ предусматривает различные способы обращения получателей за электронными госуслугами и последующего взаимодействия с ИС – через веб-порталы, многофункциональные центры (МФЦ) по оказанию госуслуг, специализованные информационные киоски (инфоматы) и с помощью «Универсальных электронных карт» (УЭК). Со временем число технологий доступа к госуслугам будет расти. В частности, уже ведется работа над доступом с мобильного телефона и при помощи приставки для приема цифрового телевидения.
По-видимому, наиболее популярны у населения, и тем более у бизнеса, станут веб-порталы – людям, привыкшим пользоваться электронными устройствами и Интернетом, проще всего обратиться за услугой из дома или офиса и тогда, когда им это удобно или необходимо. Доля таких пользователей будет только расти.
Инфоматы предназначены в основном для тех граждан, у которых нет выхода в Интернет. Они должны появиться на улицах, рядом с привычными терминалами по оплате услуг, в почтовых отделениях, в метро. Инфоматы оснащены системой приема пластиковых карт, а также принтером и сканером, чтобы гражданин мог на месте распечатать бланк или создать электронную копию своей справки для немедленной отправки в нужное ведомство прямо с инфомата. Удобный интерфейс – большие кнопки, яркий экран, возможность связаться с оператором инфомата – облегчает доступ к госуслугам людям разного возраста и разного уровня компьютерной грамотности. В нескольких крупных городах страны уже установлено более 500 инфоматов.
Людям старшего возраста, как правило, трудно работать с электронными устройствами, вероятно, им удобнее будет прийти в многофункциональный центр предоставления государственных услуг своего района или другого населенного пункта и подать свой запрос лично в электронной или письменной форме, получив консультацию сотрудника МФЦ.
Что касается УЭК, то она позволит не только идентифицировать человека, обращающегося за госуслугами, но и даст ему возможность оплачивать госуслуги, совершать другие платежи, а также устанавливать необходимые для работы с порталом госуслуг программные приложения.
Выдача универсальных электронных карт гражданам (на бесплатной основе, на основании их заявлений) начнется c 1 января 2013 года.
О Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 октября 2011 года граждане могут подать заявку в электронном виде, воспользовавшись возможностями Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее Единый портал) – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая:
– доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;
– предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
– учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Информация на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещается в течение одного рабочего дня из Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) формируемого федеральными и региональными органами власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые несут ответственность за полноту и достоверность сведений об услугах (функциях).
Единый портал доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам.
Все услуги, размещенные на Едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.
Первым шагом для получения доступа к возможностям Единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта.
Государственные и муниципальные услуги классифицированы по ряду признаков (по ведомствам, по жизненным ситуациям, по категориям пользователей, по популярности – частоте заказа услуги) и представлены в виде каталога.
В информационной карточке каждой услуги содержится следующая информация:
– наименование услуги;
– наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставляющего услугу;
– категории заявителей, которым предоставляется услуга;
– необходимые документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителями и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;
– сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга оказывается на возмездной основе;
– результат предоставления услуги;
– сроки предоставления услуги;
– основания для приостановления предоставления услуги или отказа в ее предоставлении;
– информация о месте предоставления услуги;
– сведения о допустимости досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих услугу, и результатов предоставления этой услуги;
– контакты для получения дополнительной информации (телефоны органа государственной власти или органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги, телефоны мест предоставления услуги);
– формы заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для получения государственной или муниципальной услуги (в электронной форме).
На Едином портале реализована концепция «личного кабинета» пользователя, обеспечивающая после его регистрации на портале следующие возможности:
– ознакомление с информацией о государственной или муниципальной услуге (функции);
– обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги (функции), их заполнение и представление в электронной форме;
– обращение в электронной форме в государственные органы или органы местного самоуправления;
– осуществление мониторинга хода предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной функции;
– получение начислений и возможность оплаты государственных пошлин, штрафов и сборов;
– хранение реквизитов пользователя;
– получение результатов предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом.
В настоящее время для доступа к услугам на Едином портале реализовано два способа авторизации:
– с использованием логина/пароля,
– с использованием электронной подписи.
Единый портал находится в постоянном развитии: еженедельно появляются новые электронные формы заявлений по государственным услугам, ранее по которым была размещена лишь справочная информация и имелись шаблоны заявлений.
Помимо информации о государственных и муниципальных услугах на Едином портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по той или иной услуге (рубрика Новости).
Для получения дополнительной информации по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия: 8-800-100-70-10, звонок бесплатный.
Чтобы стать зарегистрированным пользователем портала государственных услуг www.gosuslugi.ru и получить доступ в свой «Личный кабинет», позволяющий пользоваться всеми имеющимися там возможностями, необходимо пройти процедуру регистрации, включающую двойную проверку – проверку индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), номера индивидуального лицевого счета социального страхования (СНИЛС).
Доступ ко всем сведениям Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 210-ФЗ
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»
Уважаемые приглашенные!
В целях устранения избыточных административных процедур и избыточных административных действий доступности информации был принят Федеральный закон № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный закон вступил в силу с 01.07.2012г., предусмотрев, что органы государственной власти – в том числе и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам возможность получать ту или иную услугу, в том числе и в электронной форме.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель при обращении в муниципальные органы должен предоставлять только те документы, которые перечислены в данной статье и имеются у него нарочно.
К числу документов, подлежащих обязательному представлению заявителем для получения государственной или муниципальной услуги, относятся:
Во-первых, документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, в том числе военнослужащих, иностранных граждан, лиц без гражданства. Основным документом, удостоверяющим личность российского гражданина, выступает его гражданский паспорт, заграничный паспорт, военный билет, водительское удостоверение.
Поясняю, что
для иностранных граждан — паспорт иностранного государства, а также разрешение на пребывание на территории РФ;
для военнослужащих таким документом выступает военный билет,
а для лиц без гражданства — вид на жительство и удостоверение беженца.
Во-вторых, документы воинского учета, в большинстве случаев речь идет о военном билете, который выступает в качестве удостоверения личности военнослужащего;
в-третьих, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
— свидетельство о рождении, которое является основанием для выдачи паспорта гражданину РФ по указанным в нем реквизитам.
— Изменения в паспортные данные гражданина могут быть внесены и на основании свидетельства о регистрации брака.
— Любые правоотношения прекращаются с момента смерти гражданина, что подтверждается свидетельством о смерти.
В-четвертых, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства и месту пребывания.
Как правило, регистрация по месту жительства отражена в документах, удостоверяющих личность гражданина, например в паспорте.
Регистрация по месту пребывания характерна для лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, а при длительном пребывании на территории России и для иностранных граждан.
В-пятых, документы, подтверждающие предоставление субъекту специального права на управление транспортным средством соответствующего вида. Закон предусматривает лишь необходимость представления водительского удостоверения, однако можно предположить более широкую трактовку данного положения, определяя его как обязанность предъявления дополнительных документов, подтверждающих предоставление заявителю специального права.
В-шестых, документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида.
В-седьмых, документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы.
— не только паспорт транспортного средства и свидетельство на него, но и иные документы (например, выдаваемые структурными подразделениями ГИБДД МВД РФ или заводом-изготовителем);
В-восьмых, документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина.
В качестве таких документов выступают трудовая книжка работника, а в необходимых случаях справка с места работы или из архивного учреждения, подтверждающая факт трудовой деятельности и период ее осуществления.
В отдельных случаях факт трудовой деятельности может подтверждаться и документами о заработной плате;
В-девятых, документы об образовании, профессиональной квалификации, ученых степенях, ученых званиях, прохождении обучения.
В-десятых, документы, выдаваемые медицинскими учреждениями, независимо от формы собственности такого учреждения (справки, заключения).
Указанные документы носят исключительный характер и могут предоставляться лишь в отношении медицинских услуг, которые в большинстве своем отнесены к категории муниципальных.
Она может быть представлена заявителем добровольно либо только в отношении медицинских услуг в специализированные учреждения;
В-одиннадцатых, архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле РФ.
Указанное положение затрагивает деятельность как государственных, так и муниципальных архивов и подлежит применению лишь в тех случаях, если основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения подлежит длительному или постоянному архивному хранению и истек срок хранения иными субъектами до передачи на архивное хранение;
В-двенадцатых, судебные акты (решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов).
В-тринадцатых, учредительные документы юридического лица по своей сути представляют документы, удостоверяющие «личность» юридического лица, в связи, с чем по общему правилу они должны быть представлены уполномоченному на оказание соответствующей услуги органу.
К числу учредительных документов действующее законодательство относит:
— устав,
— свидетельства о государственной регистрации,
— документы, подтверждающие полномочия руководителя,
— а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
Поясняю, что ни в коем случае информационное письмо органов статистики о присвоении кодов деятельности ни один из действующих нормативных актов не относит к числу учредительных.
В-четырнадцатых, решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства.
Для получения указанного документа предусмотрена специальная процедура согласования, что предполагает активное участие в ней законных представителей несовершеннолетнего субъекта, и документ, выданный по результатам такой процедуры, может быть представлен уполномоченному органу только самим заявителем. Кроме заявителя, которым в данном случае выступает сам несовершеннолетний либо его законный представитель, никакой иной субъект не вправе инициировать получение такого решения, разрешения либо заключения;
В-пятнадцатых, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
В-шестнадцатых, документы, выдаваемые учреждениями медико-социальной экспертизы.
Данная категория документов включает в себя, как правило, заключение МСЭК об установлении инвалидности или отказе в ее установлении.
В-семнадцатых, документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки.
В-восемнадцатых, документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.
В-девятнадцатых, первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
В рамках реализации положений указанного Федерального закона на уровне муниципалитета приняты ряд постановлений и распоряжений, одно из которых № 569 от 01.04.2011г. «О перечне государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Азнакаевского муниципального района», (распоряжением № 332 от 22.02.2012г. внесены изменения и дополнения), который конкретизирует количество услуг в сферах муниципальных органов и переданных полномочий.
На 1 июля принято муниципальных услуг в количестве 89 шт.и 36 гос.услуги переданных муниципальным органам.
Муниципальные услуги направлены на решение вопросов местного значения, поэтому их перечень определяется применительно к компетенции отдельных органов местного самоуправления в следующем порядке:
Наименование услуг |
количество |
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ |
89 |
1. Работа с архивными документами |
5 |
2. Жилищные вопросы |
4 |
3. В сфере архитектуры и градостроительства |
14 |
4. Вопросы транспорта |
1 |
5. В финансово-бюджетной сфере |
1 |
6. В сфере имущественных и земельных отношений |
51 |
7. Прочие |
1 |
8. Муниципальные услуги, предоставляемые поселениями Азнакаевского муниципального района |
12 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ |
36 |
9. Регистрация актов гражданского состояния |
11 |
Вопросы опеки и попечительства: |
|
10. В сфере опеки и попечительства граждан недееспособных и ограниченно дееспособных |
9 |
11. В сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан |
13 |
12. В сфере образования и науки |
3 |
ОСОБО ХОЧУ ОТМЕТИТЬ И ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ГЛАВ ПОСЕЛЕНИЙ О ТОМ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В КОЛИЧЕСТВЕ 12 ШТ. КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ
— Согласование вырубки деревьев при осуществлении градостроительной деятельности в поселении Азнакаевского муниципального района
— Присвоение почтового адреса объекту капитального строительства (в т.ч. незавершенного строительства) в поселении Азнакаевского муниципального района
— Заключение договора о передаче жилых помещений муниципального фонда в собственность граждан (приватизация жилья) в поселении Азнакаевского муниципального района
— Оформление и выдача документов по обмену жилых помещений, предоставленных по договору социального найма в поселении Азнакаевского муниципального района
— Предоставление жилого помещения находящегося в муниципальной собственности гражданину на основании договора социального найма в поселении Азнакаевского муниципального района
— Выдача разрешения на автомобильные перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муниципального образования в поселении Азнакаевского муниципального района.
— Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в поселении Азнакаевского муниципального района
Все последующие выписки и справки, являются выписками из похозяйственной книги, в которой отражаются:
— Сведения на домовладение в поселении Азнакаевского муниципального района
— Сведения из домовой книги в поселении Азнакаевского муниципального района
— Данные о составе семьи в поселении Азнакаевского муниципального района
— Справка о регистрации с места жительства в поселении Азнакаевского муниципального района
— Сведения с места жительства в поселении Азнакаевского муниципального района
Процедура пользования системой гос. и муниципальных услуг следующая:
В рамках подготовки к межведомственному взаимодействию нами было направлено письмо в центр информационных технологий РТ о включении сотрудников в состав единой межведомственной системы электронного документооборота куда мы включили всех специалистов отделов и поселений (в том числе специалиста по бух.учету и секретарей).
На сегодняшний день доступ имеют заместители, все главы поселений, начальники отделов, управлений, которые являются пользователями ведомства.
Для работы с запросами администраторам необходимо авторизоваться в системе, пройти по ссылке «Пользователи ведомства» и назначить пользователям тестовые права на использование сервисов (те, которые отобразятся во вкладке «Модули» в системе распределения прав доступа пользователям. После этого пользователи смогут отправлять запросы и самостоятельно отвечать на них.
Для работы в системе пользователю нужно сделать следующее:
1. Авторизоваться во внутреннем контуре системы «Электронный Татарстан» по ссылке https//intra.tatar.ru;
2. Выбрать вкладку «Государственные услуги»;
3. Пройти по ссылке «Межведомственное взаимодействие»
4. Дальнейшие действия по отправке и получению запросов описаны в инструкции, размещенной в системе.
После отправления Вам запроса от администратора, в котором четко определена задача по предоставлению той или иной информации, например, предоставить сведения из разрешения на строительство.
Исполнитель, т.е Вы, обязан прикрепить данный документ или выписку из данного документа и перенаправить автору запроса.
На 1 января 2018 года создано 2777 многофункциональных центров и 10 558 небольших офисов в малонаселённых пунктах. Услугами МФЦ охвачено 96% населения. Среднее время в очереди за предоставлением госуслуг в 2017 году по сравнению с 2012 годом сократилось более чем в 3 раза и составляет 18,67 минуты (в 2012 году – 55 минут). 64,3% граждан получают государственные и муниципальные услуги в электронном виде. В 2012 году на Едином портале госуслуг было зарегистрировано 3,6 миллиона граждан, в 2013-м – 6,9 миллиона, в 2014-м – 13 миллионов, в 2015-м – 22,5 миллиона, в 2016-м – 40 миллионов. На конец 2017 года этот показатель составил 65 миллионов.
К отчёту о результатах деятельности Правительства России за 2012–2017 годы. Слайд 26
В соответствии с майскими указами необходимо было достичь показателя доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», не менее 90%. Ключевым механизмом решения поставленной задачи стало создание сети многофункциональных центров (МФЦ). Офисы МФЦ создавались из расчёта одно окно обслуживания на 5 тысяч человек населения. В малонаселённых пунктах открывались небольшие офисы МФЦ.
На 1 января 2018 года создано 2777 многофункциональных центров и 10 558 небольших офисов в малонаселённых пунктах. Услугами МФЦ охвачено 96% населения.
В МФЦ переданы полномочия по приёму заявителей по самым востребованным услугам, например, оформление паспортов, в том числе заграничных, регистрационный учёт, оформление прав на недвижимость, материнский капитал, услуги в социальной сфере и многие другие. Количество государственных и муниципальных услуг варьируется от 150 до 250 в зависимости от региона. В «едином окне» МФЦ сейчас можно получить более 30 федеральных и 100 региональных услуг.
В конце 2017 года на законодательном уровне закреплена возможность получения услуг по жизненным ситуациям, когда гражданин подаёт одно заявление и по нему можно получить сразу несколько услуг (например, оформление комплекта документов при рождении ребёнка).
В МФЦ появляются новые услуги: ЗАГС, налоговой службы, возможность подать заявление о голосовании по месту пребывания.
Сегодня МФЦ работают и с юридическими лицами. Основные услуги, которыми пользуются предприниматели, – регистрация сделок с недвижимостью, открытие юридических лиц, регистрация индивидуальных предпринимателей. Линейка услуг для предпринимателей постоянно расширяется. Развивается целое направление создания специализированных МФЦ для обслуживания субъектов малого предпринимательства («МФЦ для бизнеса»).
В том числе благодаря развитию сети многофункциональных центров уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг в 2017 году составил 86,4%. Это на 3,5 процентного пункта больше, чем в 2016 году. Среднее время в очереди за предоставлением госуслуг в 2017 году по сравнению с 2012 годом сократилось более чем в три раза и составляет 18,67 минуты (в 2012 году – 55 минут).
Согласно 601-му майскому указу Президента Российской Федерации, определён ключевой показатель в части развития электронного правительства – доля граждан, пользующихся механизмом получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Уже 64,3% граждан получают государственные и муниципальные услуги в электронном виде.
В 2012 году на Едином портале госуслуг было зарегистрировано 3,6 миллиона граждан, в 2013-м – 6,9 миллиона, в 2014-м – 13 миллионов, в 2015-м – 22,5 миллиона, в 2016-м – 40 миллионов. На конец 2017 года этот показатель составил 65 миллионов.
Количество госуслуг, заказанных через Единый портал госуслуг, показывает впечатляющий рост. В 2012 году граждане заказали 7,1 млн услуг, в 2013-м – 13 млн, в 2014-м – 17,7 млн, в 2015-м – 51,2 млн, в 2016-м – 380 млн услуг. В 2017 году через портал было оказано 1,3 млрд госуслуг, что в 3 раза больше, чем годом ранее, и в 180 раз больше, чем в 2012 году.
С 1 января 2017 года при заказе услуг на Едином портале госуслуг граждане могут сэкономить 30% на госпошлине при условии оплаты через портал. Это широко востребовано. Объём платежей, совершённых через портал госуслуг, в 2017 году вырос почти в 4 раза по сравнению с 2016 годом и составил 30,3 млрд рублей (в 2015 году – 2,9 млрд рублей, в 2014 году – 780 млн рублей).
Для отслеживания качества оказания госуслуг в начале 2015 года запущена система досудебного обжалования. Граждане имеют возможность в досудебном порядке обжаловать решения и действия, совершённые государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг. Система интегрирована в инфраструктуру «электронного правительства». Граждане, зарегистрированные на портале госуслуг, могут через систему подать жалобу на любые нарушения, в том числе связанные с отказом в приёме документов или предоставлении услуги, нарушением сроков предоставления услуги, требованием дополнительных документов или оплаты.
О заказчике
Департамент информационных технологий города Москвы — это орган исполнительной власти города Москвы, отвечающий за развитие информационных технологий, телекоммуникаций и связи, а так же обеспечивающий межотраслевую координацию органов исполнительной власти города Москвы. в области информатизации.
Одной из ключевых задач, стоящих перед Департаментом является внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности города. Организация обеспечивает разработку, внедрение и эксплуатацию информационных ресурсов и систем города Москвы. Например, ДИТ Москвы отвечает за развитие Портала государственных и муниципальных услуг Москвы, ресурса которым постоянно пользуются более 2 млн москвичей и который занимает первое место по количество предоставляемых услуг, среди региональных Порталов госуслуг.
Оптимизация процессов по предоставлению государственных услуг
Согласно Указу Президента № 601 от 7 мая 2012 года к 2018 году более 70% граждан РФ должны иметь возможность получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. При этом 90% жителей должны быть довольны качеством оказания госуслуг.
Для своевременной реализации целей Указа № 601 возникла необходимость оптимизации административно-управленческих процессов по предоставлению государственных услуг в Московских МФЦ и ОИВ и повышения качества обработки обращений граждан и организаций за государственными услугами.
Создание АС ГУФ
Для решения вышеописанных задач специалистами компании «Программный Продукт» был проведён ряд работ по оптимизации и адаптации Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ), используемой в Московских МФЦ и «службах одного окна».
Автоматизированная система государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ) является единой точкой приема обращений заявителей для получения госуслуг в независимости от мест обращения (МПГУ, МФЦ, «Одно окно», Контакт-центр). Система обеспечивает подготовку заявок на оказание госуслуг и передачу их на дальнейшее исполнение. Кроме того, через систему происходит взаимодействие с Заявителем, включая информирование о ходе и результатах оказания услуг и предоставление результата.
Через АС ГУФ работает более 12 000 пользователей из 1000 государственных организаций, участвующих в предоставлении услуг на территории Москвы, в их числе все 112 Московских МФЦ и 215 служб «одного окна».
С момента запуска системы в эксплуатацию было зарегистрировано более 21 000 000 обращений, из них более 2 500 000 принято универсальными специалистами МФЦ. Посредством АС ГУФ запрашивается 300 типов документов. За время работы системы было получено более 23 000 000 документов.
Результаты
В ходе выполнения проекта специалистами «Программного Продукта» было проведено обследование технологии предоставления госуслуг сотрудниками МФЦ и ОИВ Москвы. По результатам данного обследования были проведены работы по настройке и модернизации форм, содержащих статистические и аналитические данные по предоставлению государственных услуг через МФЦ и ОИВ. Кроме того были настроены механизмы предоставления данных для контроля и мониторинга исполнения государственных услуг и проведён ряд других работ, необходимых для улучшения качества предоставляемых услуг. Всего в ходе проекта будет оптимизировано оказание более 20 госуслуг.
Перспективы развития МФЦ
В настоящее время в Москве существует много информационных систем, которые могут автоматизировать локальные функции, но многообразие таких систем приводит лишь к увеличению затрат денежных средств и ресурсов на реализацию однотипных функций, а так же приводит к дублированию одних и тех же работ сотрудниками ОИВ.
Для решения данных проблем предполагается создание единой информационной среды, позволяющей осуществлять комплексную автоматизацию государственных услуг и при этом максимально сократить издержки. Такого рода единая информационная среда может быть построена на базе АС ГУФ и интеграции её с уже существующими информационными системами.
Достижения
18 января 2013 года в ходе посещения Дмитрием Медведевым МФЦ «Лефортово» работа системы получила высокую оценку со стороны премьер-министра России.