Постановка постановщик

Постановка постановщик

Содержание

В настоящее время практикуется приглашение на работу в театры (иные учреждения культуры и искусства) иностранных специалистов (режиссеров и т.д.), например, для постановки спектакля. Как оформляются такие трудовые отношения между театром и иностранным специалистом? Каков порядок оплаты работы иностранца, а также компенсации иных расходов, связанных с его переездом и проживанием на территории РФ? В чем заключаются особенности обложения таких выплат НДФЛ и страховыми взносами? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Иностранным работником признается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ <1>). При этом временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

<1> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Оформляем договор с иностранным режиссером

Итак, иностранный режиссер приглашается для выполнения определенной работы для учреждения. Поэтому взаимоотношения с таким работником оформляются не трудовым договором, а гражданско-правовым. По такому договору режиссер (исполнитель) обязуется выполнить по заданию учреждения (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Представим примерный договор между театром и иностранным режиссером, по которому последний обязуется выполнить работу по постановке спектакля.

Договор с иностранным режиссером на постановку спектакля

г. Москва «10» мая
———————————- — — 2012 г.
(указать место заключения договора)
Государственное бюджетное учреждение культуры (ГБУК) Театр им. Пушкина
————————————————————————
(полное наименование общества с указанием организационно-правовой формы)
руководителя Иванова И.И.
в лице ————————-, действующего на основании
Устава
—————————————————-, именуемое в
(наименование документа, подтверждающего полномочия)
MARK MUSTERMAN 17.04.1956
дальнейшем «Театр», с одной стороны, и —————— ———- года
(Ф.И.О. полностью)
— 77777777
рождения, паспорт серии — N ——— выдан _______________________________
(указать наименование органа,
__________________ «__» ____ г., код подразделения ____, зарегистрированный
выдавшего паспорт)
BERLIN
по месту жительства по адресу: ——, именуемый в дальнейшем «Режиссер», с
другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Предмет договора

На условиях настоящего договора Режиссер обязуется за вознаграждение в
качестве режиссера-постановщика осуществить на сцене театра постановку
Премьера
Спектакля под рабочим (условным) названием ———, в дальнейшем в тексте

«Спектакль»
настоящего договора именуемого ———————, по литературному
(указать название)
сценарию согласно Приложению N 1, являющемуся неотъемлемой частью
настоящего договора.
Режиссерский проект Спектакля, а также составленные на его основе
календарно-постановочный план и смета содержатся в Приложении N 2 к
настоящему договору и являются неотъемлемой его частью.
При заключении настоящего договора стороны исходят из следующих
основных условий постановки Спектакля:
комедия
жанр ——-;
130
продолжительность — мин.;
3
количество актов, действий —;
русский
язык ——-;
общий срок постановки Спектакля (включая изготовление исходных
6
материалов) — — месяцев с даты заключения договора.

Авторские и иные права на Спектакль

2.1. Режиссер передает театру исключительные права на использование Спектакля, его названия, фрагментов и элементов в любой форме и любыми известными способами.

2.2. Режиссер передает театру исключительные права на использование всех диалогов, реплик, фраз и иных объектов авторского права, созданных Режиссером или с его участием в ходе постановки Спектакля (в том числе в переработанном виде), в любой форме и любыми известными способами.

2.3. Театр имеет право уступать, передавать третьим лицам принадлежащие ему в соответствии с настоящим договором права полностью или частично или иным образом распоряжаться правами без получения согласия Режиссера и выплаты ему какого-либо дополнительного вознаграждения помимо предусмотренного настоящим договором.

2.4. Режиссер гарантирует, что весь материал, созданный им или с его участием в период действия настоящего договора, будет оригинальным, не будет содержать заимствований из произведений третьих лиц или иным образом нарушать авторские, смежные и иные права третьих лиц, не будет содержать клеветы, оскорбления или недостоверных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц.

2.5. Театр вправе вносить любые изменения и дополнения и иным образом перерабатывать Спектакль, если такие изменения не нанесут ущерб чести, достоинству и репутации автора.

Обязанности сторон по постановке спектакля

3.1. Режиссер обязуется:

а) осуществлять деятельность по постановке Спектакля в течение срока действия настоящего договора, которая включает в себя:

  • разработку режиссерского сценария на основе сценария;
  • разработку постановочного проекта;
  • художественное руководство и контроль за процессом постановки Спектакля;
  • осуществление иных действий в соответствии с обычно предъявляемыми к режиссеру — постановщику Спектакля требованиями;

б) осуществлять деятельность по постановке Спектакля в полном соответствии с режиссерским сценарием и постановочным проектом Спектакля, а также указаниями, замечаниями и требованиями театра;

в) осуществлять деятельность по постановке Спектакля на эксклюзивной основе;

г) исполнять свои обязательства по настоящему договору лично или совместно с другими лицами, если их привлечение согласовано с театром;

д) исполнять требования, указания театра и учитывать его замечания, возникающие в процессе постановки Спектакля;

е) в течение подготовительного периода: ______________:
(указать срок)

  • осуществлять разработку режиссерского сценария;
  • принимать участие в формировании творческого состава коллектива на постановку Спектакля, создании экспликации музыкального оформления Спектакля;
  • осуществлять подбор актерского состава, фото- и видеопробы актеров;
  • совместно с художником-постановщиком определять изобразительную трактовку Спектакля;
  • устанавливать количественный состав исполнителей эпизодических ролей, участников массовых и групповых сцен;
  • принимать эскизы и другие материалы по декорациям, костюмам, реквизиту;
  • осуществлять иные действия, обычно осуществляемые режиссером-постановщиком в подготовительном периоде постановки Спектакля;

ж) сформировать творческий состав коллектива на постановку Спектакля (художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету, осветитель, художник по гриму, второй режиссер, звукорежиссер) и представить театру список участников для совместного утверждения. Окончательное решение по составу творческого коллектива принимает театр;

з) разработать режиссерский сценарий и постановочный проект спектакля;

и) осуществлять в постановочный период руководство и контроль за подготовкой декораций, костюмов, светового оформления сцены, бутафории, реквизита и иных необходимых материально-технических и постановочных средств;

к) обеспечить проведение репетиций Спектакля в сроки, которые определены календарно-постановочным планом и указаниями театра, за исключением случаев, обусловленных причинами, не зависящими от Режиссера.

3.2. Театр обязуется:

а) обеспечить проведение необходимых для постановки Спектакля действий и работ в объеме и в сроки, предусмотренные постановочным проектом Спектакля;

б) выплатить Режиссеру вознаграждение за его работу, а также компенсировать расходы, связанные с его переездом и проживанием, в размерах, установленных настоящим договором.

Сумма и порядок выплаты вознаграждения

4.1. При условии надлежащего исполнения Режиссером своих обязательств
по настоящему договору Продюсер обязуется выплатить Режиссеру
вознаграждение в размере ________ (________________) руб.
(сумма цифрами и прописью)
Выплата вознаграждения осуществляется в течение всего срока действия
настоящего договора ежемесячно равными долями в размере
_________ (_______________) руб.
(сумма цифрами и прописью)
Выплата вознаграждения производится наличными в кассе театра в
установленные коллективным договором театра дни выдачи зарплаты, то есть
15 30
— и — числа каждого месяца, либо деньги переводятся на банковский счет
Режиссера по согласованию с последним.

В состав вознаграждения включена компенсация всех расходов Режиссера, связанных с исполнением настоящего договора, за исключением указанных в п. 4.2 настоящего договора, которые компенсируются дополнительно.

4.2. Театр обязуется в период работы Режиссера и проживания на территории РФ компенсировать документально подтвержденные расходы:

  • по переезду (из Германии в Российскую Федерацию и обратно);
  • по оплате проживания в гостинице или ином помещении со всеми удобствами;
  • по проезду от места временного проживания до места работы и обратно.

4.3. За передачу исключительных прав на Спектакль театр обязуется выплатить Режиссеру сумму в размере ________ (_________________) руб.

Выплата вознаграждения производится наличными деньгами в кассе театра в
5
течение — рабочих дней с момента премьеры Спектакля на сцене театра.

Ответственность сторон

5.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором.

5.2. Стороны освобождаются от материальной ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы или чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

Срок действия договора, порядок изменения и расторжения договора

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими
10 октября
сторонами и действует до «—» ——- 2012 г.

6.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны в случае оформления их в письменном виде и подписания обеими сторонами.

6.3. Стороны вправе досрочно расторгнуть настоящий договор по взаимному соглашению.

Дополнительные условия и заключительные положения

Реквизиты и подписи сторон

Заказчик Исполнитель

Правомерна ли выплата вознаграждения иностранному режиссеру за постановку спектакля в валюте РФ, то есть в рублях? В соответствии со ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях). Как правило, заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).

Данные нормы Трудового кодекса распространяются как на трудовые отношения с российскими гражданами, так и на трудовые отношения с участием иностранных граждан (ст. 11 ТК РФ).

Однако поскольку взаимоотношения с иностранным режиссером оформляются гражданско-правовым договором, в данном случае нормы Трудового кодекса не применимы (ст. 11 ТК РФ).

При проведении расчетов между российским учреждением — заказчиком (резидентом) и иностранным гражданином — исполнителем (нерезидентом), выполняющим работу по гражданско-правовому договору, следует учитывать положения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ). Согласно абз. «б» пп. 9 п. 1 ст. 1 данного Закона к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

При этом расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств (п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).

Из приведенных норм валютного законодательства следует, что выплата учреждением-резидентом вознаграждения иностранному режиссеру — нерезиденту за работу без использования банковских счетов (то есть в наличной форме) является нарушением валютного законодательства. Аналогичный вывод раньше делали и суды (Постановления ФАС ЗСО от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19), ФАС ЗСО от 26.04.2007 N Ф04-2592/2007(33774-А03-23)).

Однако впоследствии судебные арбитры пересмотрели свою точку зрения и установили следующее: в валютном законодательстве РФ не содержится запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ. Исходя из ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных этим Законом, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством. Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены.

Таким образом, валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте РФ в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 15693/07).

Анализируя все вышесказанное, а также учитывая последние решения судов, выплата вознаграждения в рублях иностранному режиссеру за выполненную им работу правомерна и не является нарушением валютного законодательства. При этом данная выплата может быть произведена как путем перечисления денежных средств на банковский счет иностранца (по его желанию), так и путем выдачи наличных денежных средств ему на руки.

Обложение выплат в пользу иностранца НДФЛ и страховыми взносами

В качестве облагаемых выплат рассмотрим вознаграждение, выплачиваемое иностранцу за выполненную работу, а также суммы возмещаемых ему дополнительных расходов по проезду, проживанию и питанию.

НДФЛ. Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Поскольку, как упоминалось выше, иностранные работники являются временно пребывающими в Российской Федерации, причем время их пребывания в России, как правило, составляет менее 183 дней в году, в целях применения НДФЛ такие работники не являются налоговыми резидентами РФ.

Вознаграждение, выплаченное иностранному гражданину за работу, выполненную в Российской Федерации, признается доходом от источников в РФ и подлежит обложению НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Что касается выплат, производимых иностранцу в целях возмещения его расходов, связанных с проездом, питанием и проживанием в Российской Федерации, следует отметить: такие выплаты не стоит расценивать как компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей (то есть как возмещение командировочных расходов). Поскольку указанные выплаты связаны с выполнением работ не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, их следует считать дополнительными доходами иностранца. Обязанность возмещения расходов иностранцу не установлена какими бы то ни было нормативными актами. Такая обязанность определяется лишь условиями гражданско-правового договора. Следовательно, указанные дополнительные доходы иностранного работника облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

Стоит отметить, что с доходов, полученных физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, НДФЛ исчисляется по ставке 30% без предоставления вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 — 221 НК РФ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ <2> не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минздравсоцразвития России от 26.01.2010 N 20-1/253427.

<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

На основании этого иностранные работники, временно находящиеся в Российской Федерации и работающие на территории Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, не подлежат обязательному социальному, медицинскому и пенсионному страхованию, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Для справки. С 1 января 2012 г. застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию признаются иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие в РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ <3>). В отношении таких работников следует начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР.

<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Выплаты в пользу иностранного работника будут облагаться страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний только в том случае, если заказчик обязался уплачивать такие страховые взносы в соответствии с гражданско-правовым договором, заключенным с указанным работником (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Бухгалтерский учет

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее — Указания N 180н), выплату иностранному режиссеру вознаграждения за выполненную по гражданско-правовому договору работу следует производить по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. При этом возмещение расходов иностранца, связанных с выполнением таких работ и выделенных в договоре отдельными строками, в частности:

  • расходов по проезду от места выполнения работы до места проживания в Российской Федерации — следует относить на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;
  • расходов на проживание и питание в Российской Федерации — на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Далее рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению расходов по оплате гражданско-правового договора, заключенного с иностранным режиссером на постановку спектакля.

Пример. Театр (автономное учреждение) заключило с иностранным режиссером договор гражданско-правового характера на постановку спектакля. Срок действия договора составляет 5 месяцев. За постановку спектакля договором предусмотрено вознаграждение в размере 350 000 руб., выплачиваемое равными долями ежемесячно в течение срока действия договора. Выплата вознаграждения осуществляется наличными из кассы в срок выплаты заработной платы, установленный локальными документами по учреждению.

Кроме того, договором также предусмотрено возмещение режиссеру документально подтвержденных расходов:

  • по проезду — 47 000 руб.;
  • по проживанию в Российской Федерации — 55 000 руб.;
  • по питанию — 30 000 руб.

Указанные расходы режиссеру возмещаются после демонстрации премьеры спектакля.

Оплата гражданско-правового договора осуществляется за счет средств театра, полученных в рамках приносящей доход деятельности.

Все расходы, возникшие в рамках заключенного договора, учреждение относит на себестоимость услуги по созданию и показу спектакля.

Лицевой счет открыт в ОФК.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

Что касается остальных условий лицензионного договора об использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, то на них распространяются общие положения о лицензионных договорах (ст. 1235 — 1238 ГК).

7. Дополнительной гарантией стабильности отношений, связанных с использованием результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, является установленный ч. 2 ст. 1269 ГК РФ запрет отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения науки, литературы и искусства (право на отзыв) в отношении произведений, вошедших в сложный объект. С другой стороны, императивность указанного правила лишает лицо, организовавшее создание сложного объекта, права на возмещение причиненных отзывом произведения убытков, которым в силу абз. 1 ст. 1269 ГК РФ наделены в случае отзыва произведения лица, которым отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования соответствующего произведения.

8. Норма п. 3 комментируемой статьи о сохранении за автором результата интеллектуальной деятельности, используемого в составе сложного объекта, права авторства и других личных неимущественных прав на такой результат воспроизводит общие положения о неотчуждаемости и непередаваемости таких прав (п. 2 ст. 1228, п. 1 ст. 1265, ст. 1356, 1418, 1453).

Включение данной нормы в комментируемую статью призвано подчеркнуть отсутствие аналогичного права у лица, организующего создание сложного объекта.

9. Предусмотренное п. 4 комментируемой статьи право лица, организовавшего создание сложного объекта, указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе такого объекта, является неимущественным правом. Таким образом, право на сложный объект, принадлежащее лицу, организовавшему создание такого объекта, включает правомочия как имущественного, так и неимущественного характера.

Еще одна разновидность неимущественного права в силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ принадлежит лицу, организовавшему создание (изготовление) аудиовизуального произведения (продюсеру), которое вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания не только при использовании соответствующего результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (как это предусмотрено п. 4 комментируемой статьи), но и при каждом использовании аудиовизуального произведения в целом. При этом в отсутствие доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. Подобное расширение неимущественного права вызвано тем обстоятельством, что такой сложный объект, как аудиовизуальное произведение, является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1259, ст. 1263 ГК).

По своему целевому назначению предусмотренное п. 4 комментируемой статьи неимущественное право направлено на решение тех же задач, которые в отношении результатов интеллектуальной деятельности и их авторов выполняет право на имя, являющееся личным неимущественным правом автора. Право лица, организовавшего создание сложного объекта, к этой категории не относится, так как по общему правилу указанные объекты не являются результатами интеллектуальной деятельности.

Однако в силу п. 2 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения предусмотренного п. 4 комментируемой статьи права его защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении, т.е. способами, предусмотренными для защиты личных неимущественных прав.

В отсутствие подобных оговорок в отношении иных элементов правового режима право на указание имени или наименования лица, организовавшего создание сложного объекта, возникает при необходимости применения по аналогии других норм, содержащихся в части четвертой ГК РФ.

В отношении срока действия права на указание имени и наименования наиболее сходным представляется право изготовителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, которое в силу п. 3 ст. 1323 ГК РФ действует и охраняется в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Однако эта норма не решает вопрос об указании имени или наименования лица, организовавшего создание сложного объекта, после смерти соответствующего гражданина или прекращения юридического лица до истечения сроков действия права использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в сложный объект. Применительно к физическим лицам, приобретшим в целях включения результатов интеллектуальной деятельности в сложный объект право использования или исключительное право на произведения литературы, науки или искусства, есть все основания по аналогии применять правила п. 1 ст. 1267 ГК РФ о бессрочной охране имени лиц, во всяком случае в отношении тех сложных объектов, использование которых технологически возможно без участия такого лица (аудиовизуальное произведение, мультимедийная игра и т.п.).

ДМИТРИЙ БЕРТМАН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА «ГЕЛИКОН-ОПЕРА»

режиссёр-постановщик
народный артист России, профессор
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
награжден Орденом Дружбы
офицер французского ордена «Орден Академических пальм»,
награждён Мальтийским крестом и титулом графа Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических,
лауреат премии им. К. C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство»,
удостоен премии города Москвы за значительный вклад в музыкальную культуру,
кавалер эстонского Ордена Креста земли Марии
лауреат Государственной премии Эстонии
награжден знаком отличия «За безупречную службу городу Москве»
награжден Почетной грамотой Московской государственной думы «За заслуги перед городским сообществом»
награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью»
награжден «Орденом почета» за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
в 2018 году вошёл в состав Совета при Президенте по культуре и искусству
награждён медалью «За вклад в развитие музыкальной культуры» (фонд «Русское исполнительское искусство»)
обладатель премии «Хранитель памяти», присуждаемой выдающимся людям, внесшим особый вклад в сохранение памяти о Холокосте
награждён благодарностью Министра культуры Российской Федерации за большой вклад в проведение Года театра в Российской Федерации-2019

Окончил Российский институт театрального искусства — ГИТИС (мастерская народного артиста СССР профессора Г. П. Ансимова). В 1990 году создал Московский музыкальный театр «Геликон-Опера».
Режиссёр-постановщик около 110 спектаклей как в «Геликон-опере», так и в других российских и зарубежных театрах, в том числе: в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Калининграде, Екатеринбурге, Уэксфорде (Ирландия), Дюссельдорфе, Манхейме, Людвигсбурге (Германия), Вене (Австрия). Париже, Монпелье, Страсбурге, Эвиане, Дижоне (Франция), Торонто (Канада), Риме, Равенне (Италия), Стокгольме, Умео, Мальмо (Швеция), Хельсинки (Финляндия), Сантандере, Мериде, Переладе (Испания), Стамбуле (Турция), Таллинне (Эстония), Риге (Латвия) и др.
Дмитрий Бертман неоднократно награждался театральными премиями «Золотая Маска», «Гвоздь сезона», международной им. К. С. Станиславского, правительства Москвы. С 2003 года Д. Бертман – заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра РАТИ.

ПОСТАНОВКИ БЕРТМАНА / КРИТИКИ О БЕРТМАНЕ / ГЕЛИКОНОВЦЫ О БЕРТМАНЕ / КОЛЛЕГИ О БЕРТМАНЕ / ФОТОАЛЬБОМ

БИОГРАФИЯ
Дмитрий Александрович Бертман родился в Москве. В 1984 году поступил в Российский институт театрального искусства — ГИТИС на курс Народного артиста СССР, профессора Г.П. Ансимова, где получил специальность режиссера музыкального театра. Еще будучи студентом, поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в театрах России и Украины.

В 1990 году Дмитрий Бертман создал в Москве музыкальный театр «Геликон-Опера»,и с тех пор, в течении более 23 лет, является его Художественным руководителем. В 1993 году театр получил статус государственного и вскоре выдвинулся в ряд известнейших оперных театров России. Располагая широким репертуаром, включающим оперы XVIII–XXI веков, от самых популярных до раритетных, а также оперетту и мюзикл, театр активно гастролирует в России и за рубежом. Кроме того, театр осуществляет совместные постановки с крупными зарубежными оперными домами и фестивалями.
С 1994 года по настоящее время Дмитрий Бертман преподаёт в Оперной студии Берна (Швейцария). Проводит мастер-классы как в России, так и за рубежом. В 1996 года стал художественным руководителем мастерской, а с 2003 года – заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в Российском институте театрального искусства — ГИТИС, является Профессором режиссуры и мастерства актёра музыкального театра. Автор ряда статей и научных трудов.
В 1997 году Дмитрий Бертман удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
В 1997–2001 годах трижды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр музыкального театра» (за спектакли «Кармен», «Сказки Гофмана», «Леди Макбет Мценского уезда»). В 2001 году Дмитрий Бертман возглавлял музыкальное жюри «Золотой маски». В 2005 году спектакль в его постановке «Диалоги кармелиток» был удостоен театральной премии СТД «Гвоздь сезона». В 2006 году этой же премией был награждён спектакль «Упавший с неба» по мотивам оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

В 2003 году за вклад в развитие мировой культуры Дмитрий Бертман удостоен Мальтийского креста и титула графа суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических

В 2003 году за заслуги в сфере культуры и искусства Дмитрий Бертман награждён национальным французским орденом «Академическая ветвь пальмы» (офицерская степень), а в 2004 году Мальтийским крестом.

Указом президента России в 2005 году Дмитрию Бертману присвоено звание Народного артиста России.

Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравляет Дмитрия Бертмана с присуждением звания «Народный артист России»

В конце 2005 года Дмитрий Бертман стал лауреатом премии им. К. C. Станиславского в номинации «Режиссёрское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры.
В 2007 году художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман удостоен премии города Москвы за постановки спектаклей сезона 2004-2006 годов и значительный вклад в музыкальную культуру Москвы.

23 февраля 2008 года президент Республики Эстония Тоомас Хендрик Илвес вручил Дмитрию Бертману Орден Земли Святой Марии (Крест Маарьямаа) IV степени за постановку в таллиннском театре «Эстония» антифашистской оперы «Валленберг» Эркки-Свен Тюйра.

Дмитрий Бертман также лауреат Государственной премии Эстонии и премии Эстонского театрального союза.

Указом Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Александрович Бертман награждён Орденом Дружбы.

Дмитрий Бертман в течение многих лет тесно сотрудничает с телеканалом «Культура», являясь режиссёром и участником многих телепередач.
23 октября 2011 года решением VI (XX) Съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Народный артист России Дмитрий Бертман был единогласно выбран секретарём СТД РФ.
В 2012 году Дмитрий Бертман стал членом Совета по культуре при председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

Помимо работы в «Геликон-Опере» Дмитрий Бертман востребован в качестве оперного режиссёра по всему миру, в частности, неоднократно осуществлял постановки опер в Канадской Опере (Торонто), в Шведской королевской опере (Стокгольм). Среди его последних постановок «Голый король» Л. Ломбарди в Римской опере (2009), «Русалка» А. Дворжака в Канадской опере в Торонто (2009) и во Франкфурте, «Любовь к трём апельсинам» и «Фауст» в театре «Эстония» (Таллинн). В 2010 году во Дворце им. Гейдара Алиева в Баку состоялась премьера оперы Франгиз Ализаде «Интизар»; В конце 2010 года в Шведской королевской опере громкая премьера оперы «Андре Шенье» У. Джордано; В феврале 2011 года поставлена опера Дж. Верди «Отелло» на сцене театра «Норрланд опера» в шведском городе Умео; В сентябре 2012 — премьера спектаклей «Иоланта» П. И. Чайковского в Московском детском музыкальном театре имени Н. И. Сац и «Фауст» Ш. Гуно в театре «Эстония» (Таллин); В декабре 2012 года в Латвийской национальной опере (Рига) «Тоски» Дж. Пуччини. Спектакль Дж. Верди «Набукко», поставленный Дмитрием Бертманом для Дижонской оперы во Франции, был приобретен Мариинским театром. 4 мая 2013 года им открылась новая Мариинка, в заглавных партиях выступили Пласидо Доминго и Мария Гулегина. В феврале 2014 Дмитрий Бертман поставил оперу «Евгений Онегин» П. Чайковского на сцене театра Норрландопера в городе Умео (Швеция), объявленного в 2014 году культурной столицей Европы. А уже в апреле 2014 года в Оперном театре шведского города Мальмё состоялась премьера спектакля «Кавалер розы» Р. Штрауса в постановке Дмитрия Бертмана. На сцене театра «Геликон-опера» в Москве в мае 2014 года Дмитрий Бертман представил оперу «Соловей» И. Стравинского.Дмитрий Бертман сотрудничал с выдающимися дирижерами: Р. Мути, А. Алеманди, Р. Брэдшоу, Д. Каллегари, Дж. Моранди, К. Бадеа, Т. Северини, М. Ростроповичем, В. Гергиевым, Г. Рождественским, А. Лазаревым, В. Понькиным и со звездами мировой оперы: Пласидо Доминго, Хосе Кура, Монсеррат Кабалье, Нормой Фантини, Роберто Аланьей, Анджелой Георгиу, Марией Гулегиной, Катариной Далайман, Инвой Мула. Неоднократно входил в составы жюри различных международных конкурсов оперного искусства, постоянный член жюри вокального конкурса «Бельведер».

3-го октября 2014 года на сцене театра «Геликон-Опера» состоялась премьера оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» в постановке Дмитрия Бертмана.

В октябре 2014 года Дмитрий Бертман стал постановщиком исторического концерта в Государственном Академическом Большом театре России – Оперного бала Елены Образцовой, приуроченном к 75-летию великой певицы. В концерте приняли участие звезды мировой оперы Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Юзиф Эйвазов, Ольга Перетятько и другие. Вместе с выдающимися артистами на сцене Большого театра в этот вечер выступал хор театра «Геликон-опера».

В январе 2015 года артисты театра «Геликон-опера» приняли участие в совместном проекте театра и Московской государственной филармонии – постановке спектакля «Демон» А. Рубинштейна с участием Дмитрия Хворостовского, Асмик Григорян и Александра Цымбалюка, а также Госоркестра России имени Е. Светланова под управлением Михаила Татарникова. Режиссёром спектакля стал Дмитрий Бертман.

Первыми спектаклями, поставленными Дмитрием Бертманом после возвращения «Геликон-оперы» на Большую Никитскую, стали оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (воссоздание легендарного спектакля К.С. Станиславского 1922 года),

В марте 2016 года на сцене Финской национальной оперы в Хельсинки состоялась долгожданная премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке Дмитрия Бертмана.

В апреле 2016 года состоялась премьера оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Deutsche Oper am Rhein (Германия). Спектакль — совместная постановка с Немецкой оперой на Рейне, московская премьера состоялась 1 июля 2018 года.

В июне 2016 года на сцене бразильского Муниципального театра Сан-Паулу Дмитрий Бертман поставил «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (совместная постановка театра Сан-Паулу и «Геликон-оперы»).

28 января 2017 на сцене театра «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана. Вместе с художественным руководителем театра над спектаклем работали выдающийся дирижер современности народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик из Канады Камелия Куу и художник по свету американец Томас Хазе.

27 июня 2017 года Дмитрий Бертман представил московской публике спектакль «Трубадур» Дж. Верди. Дирижером-постановщиком стал Оливер Диаз (Испания).

21 сентября 2017 года Мэр Москвы Сергей Собянин подписал Указ о награждении Дмитрия Бертмана Знаком отличия «За безупречную службу городу Москве».

11 ноября 2017 в «Геликон-опере» в честь юбилея Дмитрию Бертману был вручен орден «За заслуги перед Калининградской областью».

9 декабря 2017 года на сцене зала «Стравинский» состоялась премьера спектакля «Пиковая дама» П.И.Чайковского, над которой Дмитрий Бертман работал вместе с народным артистом СССР Владимиром Федосеевым.

13 декабря 2017 Дмитрию Бертману за заслуги перед городским сообществом была вручена Почетная грамота Московской государственной думы.

20 декабря 2017 года Дмитрию Бертману и коллективу театра была объявлена Благодарность от имени Академии управления МВД России.

В 2017 году Дмитрию Бертману за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Российской Академии искусств».

В 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о награждении Дмитрия Бертмана Орденом почёта за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

23 апреля 2018 года зрители Барселоны рукоплескали премьере спектакля «Демон» А. Рубинштейна в Большом театре «Лисео». Над постановкой работала международная команда: режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель постановки и дирижер – Михаил Татарников, главный дирижер Михайловского театра, декорации и костюмы к спектаклю создал известный австрийский художник Хартмут Шогхофер, световую партитуру «Демона» воплотил американец Томас Хазе – знаменитый мастер по свету, над пластикой и сценическим движением актеров работал главный хореограф «Геликона» Эдвальд Смирнов. Постановка на сцене Лисео – старт грандиозного проекта, который охватит четыре города: Барселону (Большой театр «Лисео»), Нюрнберг (Государственный театр Нюрнберга), Бордо (Национальная опера Бордо) и Москву (театр «Геликон-опера». На сцене зала «Стравинский» в Москве опера «Демон» А. Рубинштейна будет представлена в 2020 году.

28 мая 2018 года в рамках XV юбилейного Ежегодного общего собрания Международной академии телевидения и радио (IATR) прошла международная конференция «Евразийское информационное партнерство и торжественное вручение наград за академическое признание лауретам в сфере СМИ, науки и культуры, на которой художестенному руководителю театра «Геликон-опера» Дмитрию Бертману вручили награду «Академическое признание-2018».

В сентябре 2018 года стало известно, что с 2020 года Дмитрий Бертман станет художественным руководителем фестиваля «Биргитта».

20 ноября 2018 Владимир Путин подписал Указ об утверждении нового состава Совета при Президенте по культуре и искусству. В новый состав Совета вошел художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.

5 мая 2019 года на «Радио России» Дмитрий Бертман представил цикл авторских программ «Чайковский» к 180-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

24 июля 2019 года на фестивале «Оперные дни на Сааремаа» состоялась мировая премьера — «Мистер Георг Отс» в постановке Дмитрия Бертмана. Московской публике спектакль был представлен 25 сентября. «Мистер Георг Отс» — совместная постановка с Eesti Kontsert, в которой участвуют и российские, и эстонские исполнители.

1 октября 2019 года, в Международный день музыки в Национальном театре Токио с феноменальным успехом прошла премьера оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в постановке Дмитрия Бертмана. Вместе с ним над спектаклем трудилась дружная команда геликоновцев: художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, ассистент режиссера Галина Тимакова, художник по свету Денис Енюков, хореограф Эдвальд Смирнов. Музыкальное руководство постановкой взял на себя маэстро Андрий Юркевич, в главных ролях выступили Евгения Муравьева (Татьяна), Василий Ладюк (Онегин), Павел Колгатин (Ленский), Торики Яёи/Toriki Yayoi (Ольга), Алексей Тихомиров (Гремин).

22 октября 2019 года в «Геликон» вернулась опера Дж. Верди «Травиата»! Феерическая постановка Дмитрия Бертмана, Александра Сладковского, Игоря Нежного, Татьяны Тулубьевой, Дамира Исмагилова, Эдвальда Смирнова вызвала восторг публики и ворвалась в оперную жизнь Москвы уверенно и триумфально.

3 декабря 2019 года музыкально-педагогическому институту имени Ипполитова-Иванова исполнилось 100 лет. В честь этого события в Большом зале Московской консерватории прошел благотворительный гала-концерт, на котором фондом «Русское исполнительское искусство» генеральному директору-художественному руководителю театра «Геликон-опера» Дмитрию Бертману была вручена медаль за вклад в развитие музыкальной культуры.

26 января 2020 года в «Геликоне» прошел мемориальный благотворительный вечер и вручение премии «Хранитель памяти». Это ключевое событие «Недели памяти жертв Холокоста», посвященной годовщине освобождения Красной армией узников концлагеря Аушвиц (Освенцим) и Международному Дню Памяти.
Премия «Хранитель памяти» присуждается выдающимся людям, внесшим особый вклад в сохранение памяти о Холокосте. Одним из обладателем почетной премии стал генеральный директор-художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.

29 января на сцене Национальной оперы Бордо с грандиозным успехом прошел премьерный показ спектакля «Демон» А. Рубинштейна в постановке Дмитрия Бертмана! Над постановкой также работали дирижер-постановщик Пол Дэниэл, художник-постановщик Хартмут Шоргхоффер (Австрия), художник по свету Томас Хазе (США), хореограф Эдвальд Смирнов (Россия). Постановка на сцене старейшего музыкального театра Европы – второй этап международного проекта, связавшего четыре знаменитых оперных дома Европы: Большой театр «Лисео» (Барселона), Национальную оперу Бордо, Государственный театр Нюрнберга и «Геликон-оперу» (Москва). Удивительно, что каждый раз рождение спектакля происходит заново, а опера обретает новое дыхание. Премьеру «Демона» Национальная опера Бордо и ее художественный руководитель Марк Минковски посвятили выдающемуся артисту Дмитрию Хворостовскому.

17 августа 2020 года в день сбора труппы Дмитрий Бертман был награждён благодарностью Министра культуры Российской Федерации за большой вклад в проведение Года театра в Российской Федерации-2019.

8 сентября 2020 года два важнейших события произошли в геликоновских стенах: впервые после пандемии коронавируса в театр пришли зрители, и впервые на сцене зала «Стравинский» был представлен спектакль «Каменный гость» А.С. Даргомыжского в постановке Дмитрия Бертмана. Вместе с ним над созданием спектакля трудилась команда: режиссер – Галина Тимакова, музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Егиазарьян, художник-постановщик и художник по костюмам – Алла Шумейко, художник по свету – Денис Енюков, художник по видеодизайну – Александр Андронов, художник по гриму – Елена Наличаева.

Полный список постановок Дмитрия Бертмана смотрите .
ЛИЧНЫЙ САЙТ ДМИТРИЯ БЕРТМАНА http://www.bertman.ru

ДОГОВОР на постановку спектакля

г. _______________ «_____» _______________ 2016 г. ______________________________ в лице ______________________________, действующего на основании ______________________________, именуемый в дальнейшем «Театр», с одной стороны, и Гражданин ______________________________, паспорт: серия __________, № __________, выданный ____________________, проживающий по адресу: ______________________________, именуемый в дальнейшем «Режиссёр-постановщик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор» , о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.2. Режиссёр-постановщик в процессе постановки Спектакля руководит Постановочной группой, состав которой определяется в порядке, определенном п.3.1.3 настоящего Договора.

1.3. Стороны определили, что первый показ Спектакля (премьера) состоится «_____» _______________2016 года.

1.4. Настоящий Договор служит основанием для показа зрителям на собственной и других площадках поставленного Режиссёром-постановщиком Спектакля, от имени Театра в течение __________ лет со дня премьеры.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ПОСТАНОВКЕ СПЕКТАКЛЯ

2.1. Порядок организации и проведения работ по постановке Спектакля фиксируется в согласованных Сторонами Дополнительных соглашениях, содержащих следующие плановые документы:

  • План-график подготовительного периода и досценических репетиций спектакля в Дополнительном соглашении №1, которое заключается в течение __________ дней с момента подписания настоящего Договора, если хотя бы одна из сторон сочтет это необходимым, направив другой стороне письменное извещение;
  • График выпуска спектакля в Дополнительном соглашении №2, которое заключается после согласования с Режиссёром-постановщиком Технологической разработки материального оформления (монтировочная опись, смета), но не позднее, чем за __________ дней до премьеры;

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

3.1. Театр обязуется:

3.1.1. Строго соблюдать Порядок организации и проведения работ по постановке Спектакля и осуществлять их организационное, финансовое и производственное обеспечение в соответствии с дополнительными соглашениями, предусмотренными п.2.1 настоящего Договора.

3.1.2. Рассмотреть и согласовать в течение __________ дней предложения Режиссёра-постановщика по использованию в Спектакле литературных (в дополнение к указанному в п.1.1 настоящего Договора), музыкальных и иных произведений, а также использование созданных не Театром фонограмм; за свой счет и своими силами (без привлечения Режиссёра-постановщика) урегулировать отношения с авторами (производителями) произведений (фонограмм), согласованных Сторонами.

3.1.3. Предоставить Режиссёру-постановщику право выбора членов постановочной группы для последующего согласования всех кандидатур с Театром в Дополнительном соглашении №3 к настоящему Договору (Состав Постановочной группы); своевременно заключить соответствующие договоры с членами постановочной группы, не являющимися работниками Театра; обеспечить необходимые условия для работы членов постановочной группы, в том числе приглашенных; изменения в согласованный Состав Постановочной группы вносить только с письменного согласия Режиссёра-постановщика.

3.1.4. В случае творческой или производственной необходимости рассмотреть предложение Режиссёра-постановщика о внесении изменений в состав Постановочной группы; в случае несогласия предоставить Режиссёру-постановщику мотивированные возражения и/или встречные предложения; после согласования Сторонами утвердить изменения в состав Постановочной группы приказом по Театру; при необходимости своевременно заключить соответствующие договоры.

3.1.5. Обеспечить Режиссёру-постановщику возможность ознакомиться с труппой Театра, рассмотреть предложения Режиссёра-постановщика по составу исполнителей в Спектакле, в случае несогласия предоставить Режиссёру-постановщику мотивированные возражения и/или встречные предложения; после согласования Сторонами утвердить распределение ролей приказом по Театру; изменения в утвержденное распределение ролей – состав (составы) исполнителей – вносить только с письменного согласия Режиссёра-постановщика.

3.1.6. В случае творческой или производственной необходимости рассмотреть предложение Режиссёра-постановщика о замене одного исполнителя на другого, в случае несогласия предоставить Режиссёру-постановщику мотивированные возражения и/или встречные предложения; после согласования Сторонами утвердить изменения в распределение ролей приказом по Театру.

3.1.7. Обеспечить участие в постановке Спектакля утвержденного состава (составов) исполнителей, своевременно заключить соответствующие договоры с артистами, не являющимися работниками Театра; обеспечить необходимые условия для работы артистов, в том числе приглашенных; предоставлять Режиссёру-постановщику список занятости артистов из утвержденного состава (составов) исполнителей в текущем репертуаре Театра, а также в других работах в Театре и за его пределами на неделю вперед, а за __________ рабочих дней до назначенной Премьеры занятость артистов, занятых в Спектакле, согласовывать с Режиссёром-постановщиком.

3.1.8. Обеспечить возможность проведения репетиций разных видов в следующих помещениях:

3.1.9. Провести совместно с Режиссёром-постановщиком приемку проекта художественного оформления Спектакля (макет, эскизы), согласовать с ним технологическую разработку материального оформления (монтировочная опись, смета), после чего обеспечить изготовление (подбор, приобретение) декораций, мебели, костюмов и реквизита строго по эскизам художника, а также их соответствие всем нормам пожарной безопасности, техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам; обеспечить необходимую выгородку и элементы оформления Спектакля для проведения досценических репетиций; обеспечивать проведение каждой сценической репетиции необходимыми элементами материального и светового оформления, предусмотренными Дополнительным соглашением №2 к настоящему Договору.

3.1.10. Обеспечить согласованные с Режиссёром-постановщиком записи фонограмм (рабочих и чистовых) музыкального и шумового оформления, участие в постановке в случае необходимости оркестра, звукорежиссера, требуемого для записи и воспроизведения звука технического персонала и т.д.; при необходимости своевременно заключить соответствующие договоры с указанными лицами; обеспечивать проведение каждой сценической репетиции необходимыми элементами звукового оформления, предусмотренными Дополнительным соглашением №2 к настоящему Договору.

3.1.11. Не вмешиваться в творческий процесс постановки спектакля Режиссёром-постановщиком, кроме тех случаев, когда Режиссёр-постановщик нарушает условия настоящего Договора.

3.1.12. Рассмотреть письменное мотивированное предложение Режиссёра-постановщика о переносе срока первого показа Спектакля (премьеры), предусмотренного п.1.3 настоящего Договора, и дать на это предложение письменный ответ в течение одних суток с момента его получения. Если причина переноса срока премьеры в несвоевременном исполнении Театром его обязанностей по обеспечению подготовки новой постановки, Театр обязан согласиться на такой перенос. По результатам переговоров Сторон по этому вопросу вносятся изменения в п.1.3 настоящего Договора и в Дополнительное соглашение №2.

3.1.13. Провести приемку Спектакля, организовав его просмотр в согласованный с Режиссёром-постановщиком день; не позднее, чем в течение суток после окончания просмотра известить Режиссёра-постановщика письменно:

  • о принятии Спектакля (подпись от Театра в Акте сдачи-приемки Спектакля);
  • о предложении Режиссёру-постановщику согласовать предлагаемые Театром поправки и проведении дополнительных репетиций в согласованные Сторонами сроки;
  • об отклонении поставленного Режиссёром-постановщиком Спектакля по причине невыполнения Режиссёром-постановщиком условий, содержащихся в настоящем Договоре либо в любом из дополнительных соглашений к нему, признаваемых Сторонами его неотъемлемой частью.

3.1.14. Спектакль считается принятым если:

  • Стороны подписали Акт сдачи-приёмки Спектакля;
  • в течение суток после окончания указанного в п.3.1.13 просмотра Спектакля Театром не был подписан Акт сдачи-приемки Спектакля, но Режиссёру-постановщику не было направлено письменное сообщение об отклонении Спектакля или предложение о внесении в него поправок;
  • состоялся первый платный показ Спектакля вне зависимости от того, проводился предварительно его просмотр и приемка Театром или нет.

3.1.15. Согласовать с Режиссёром-постановщиком текст и макет премьерной афиши, плаката и программки Спектакля.

3.1.16. Организовать первые два показа Спектакля подряд – день за днём без выходных.

3.1.17. Создать в режиссерском управлении Театра окончательный вариант Партитуры проведения Спектакля помощником режиссера и согласовать ее с Режиссёром-постановщиком не позднее, чем на третий рабочий день после премьеры.

3.1.18. Не осуществлять, постановку по тому же произведению и с тем же художником-постановщиком без согласия Режиссёра-постановщика в течение __________ лет в том случае, если Спектакль не принят Театром или в случае досрочного прекращения действия настоящего Договора Театром в одностороннем порядке после приемки Проекта художественного оформления Спектакля.

3.2. Режиссёр-постановщик обязуется:

3.2.1. Соблюдать Порядок организации и проведения работ по постановке Спектакля в соответствии с дополнительными соглашениями, предусмотренными п.2.1 настоящего Договора.

3.2.2. При постановке Спектакля соблюдать его характеристики, согласованные Сторонами и зафиксированные в Дополнительном соглашении №4 к настоящему Договору.

3.2.3. Без согласования с Театром не использовать для постановки Спектакля сверх согласованных с Театром в соответствии с п.3.1.2 настоящего Договора охраняемые авторскими правами (смежными правами) произведения (фонограммы), не вносить изменения в такие произведения, в том числе не изменять название Спектакля.

3.2.4. Представить на согласование Театру не позднее, чем на __________ рабочий день после заключения настоящего Договора, письменно оформленные предложения по Составу Постановочной группы с указанием сроков, когда каждый из ее членов должен приступить к работе над Спектаклем. После согласования Состава Постановочной группы замены в этом составе производить только на основании дополнительных соглашений с Театром.

3.2.5. Организовать работу Постановочной группы и репетиционный процесс по подготовке Спектакля в соответствии с п.2.1 настоящего Договора.

3.2.6. При разработке совместно с другими членами Постановочной группы проекта художественного и музыкально-звукового оформления Спектакля принять во внимание объем средств, выделенных Театром на постановку Спектакля (п.2.2 настоящего Договора).

3.2.7. Провести совместно с Театром приемку Проекта художественного оформления Спектакля (макет, эскизы); согласовать с Театром технологическую разработку материального оформления (монтировочная опись, смета); согласовать с Театром записи фонограмм (рабочих и чистовых) музыкального и шумового оформления, участие в постановке в случае необходимости оркестра, звукорежиссера, требуемого для записи и воспроизведения звука технического персонала и т.д.

3.2.8. Представить на согласование Театру не позднее, чем на __________ рабочий день после заключения настоящего Договора, предложения по Составу (составам) исполнителей (распределению ролей), а после его согласования Сторонами замены исполнителей производить только на основании дополнительных соглашений с Театром.

3.2.9. Во время проведения репетиций (на всех этапах работы) обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, правил внутреннего распорядка работниками Театра, участвующими в постановке Спектакля.

3.2.10. Обеспечить возможность представителю (представителям) Театра просмотра Спектакля на генеральной репетиции с целью проведения его приемки.

3.2.12. В случае если по результатам приемки Театр вносит письменные предложения о поправках в Спектакль, рассмотреть эти предложения и не позднее, чем в течение суток после их получения, ответить Театру письменным извещением:

  • о принципиальной готовности вносить поправки в Спектакль и к переговорам с Театром о характере этих поправок и сроках дополнительных репетиций;
  • об отказе от внесения в Спектакль каких-либо поправок.

Отсутствие реакции Режиссёра-постановщика (письменное извещение Театру) на указные в данном пункте предложения Театра признается отказом Режиссёра-постановщика от внесения в Спектакль каких-либо поправок.

ВЫПЛАТЫ РЕЖИССЕРУ-ПОСТАНОВЩИКУ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Театр по настоящему Договору осуществляет выплату Режиссёру-постановщику вознаграждения, причитающегося ему за постановку Спектакля, и выплаты, направленные на компенсацию издержек Режиссёра-постановщика, связанных с исполнением настоящего Договора (компенсационные выплаты).

4.2. За постановку Спектакля по настоящему Договору, Режиссёру-постановщику выплачивается вознаграждение:

4.2.1 в период постановки Спектакля в размере __________ рублей.

4.3. Вознаграждение, предусмотренное п.4.2.1 настоящего Договора, выплачивается Режиссёру-постановщику в следующем порядке:

В случае досрочного прекращения настоящего Договора по соглашению Сторон, размер вознаграждения Режиссёру-постановщику за выполненную часть работы определяется в этом соглашении.

4.4. Вознаграждение, предусмотренное п.4.2.2 настоящего Договора, выплачивается Режиссёру-постановщику в следующем порядке: Театр по результатам показа Спектакля ежеквартально производит расчет вознаграждения Режиссёру-постановщику и перечисляет ему не позднее __________ числа месяца, следующего за окончанием квартала, соответствующую сумму __________ рублей на указанный Режиссёром-постановщиком счет в банке или почтовым переводом на указанный им адрес. Одновременно по почте Режиссёру-постановщику направляется справка за подписью руководителя и главного бухгалтера Театра, скрепленная печатью, в которой указываются даты показа Спектакля в течение соответствующего квартала, сумма доходов Театра по каждому из показов, расчет начисления вознаграждения в соответствии с настоящим Договором, сума удержания НДФЛ. Отчисления в фонды в соответствии с действующим законодательством производятся за счет Театра.

4.5. Компенсационные выплаты покрывают транспортные расходы, расходы на проживание и другие расходы Режиссёра-постановщика, прибывающего для постановки Спектакля в Театре из другого города. Все произведенные расходы должны быть подтверждены оправдательными документами. Виды таких расходов и их предельные объемы, подлежащие компенсации, согласовываются сторонами в Дополнительном соглашении №5 к настоящему Договору, которое заключается в необходимых случаях.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

6.1. Срок действия настоящего Договора: с «_____» _______________2016 года по «_____» _______________2016 года.

6.2. Указанные в п.6.1 начальный и конечный сроки выполнения обязательств по настоящему Договору могут быть изменены письменно оформленным соглашением Сторон.

6.3. Действие настоящего Договора может быть прекращено досрочно:

  • по письменно оформленному соглашению Сторон;
  • в одностороннем порядке любой из сторон;
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли Сторон.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. Если до приемки Проекта художественного оформления Спектакля (п.3.1.9 и п.3.2.7), при условии выполнения Театром всех обязательств по настоящему Договору, Режиссёр-постановщик отказывается от своих обязательств, т.е. в одностороннем порядке прекращает действие настоящего Договора, он возвращает Театру полученный им аванс (п.4.3) и произведенные к этому моменту компенсационные выплаты (п.4.5).

7.2. Если после приемки Проекта художественного оформления Спектакля, при условии выполнения Театром всех обязательств по настоящему Договору, Режиссёр-постановщик отказывается от своих обязательств, т.е. в одностороннем порядке прекращает действие настоящего Договора, то он возвращает Театру полученную на этот момент в соответствии с п.4.3 настоящего Договора часть вознаграждения и компенсационных выплат (п.4.5), а также выплачивает Театру неустойку в размере __________ рублей.

7.3. Если при условии выполнения Театром всех обязательств по настоящему Договору, Режиссёр-постановщик не обеспечит соблюдение сроков выпуска Спектакля в соответствии с п.1.3 настоящего Договора и Дополнительного соглашения №2, Театр вправе потребовать от Режиссёра-постановщика возмещения вызванных этим убытков. Соответствующие суммы, обоснованные Театром, могут быть удержаны из причитающегося Режиссёру-постановщику вознаграждения.

7.4. Если вознаграждение перечисляется Режиссёру-постановщику с нарушением сроков выплаты, предусмотренных настоящим Договором, Театр выплачивает Режиссёру-постановщику неустойку (пени) в размере __________ % от невыплаченной суммы за каждый день просрочки.

7.5. Если до приемки Проекта художественного оформления Спектакля, при условии выполнения Режиссёром-постановщиком всех обязательств по настоящему Договору, Театр отказывается от выполнения своих обязательств, т.е. фактически в одностороннем порядке прекращает действие настоящего Договора, Режиссёр-постановщик не возвращает Театру полученный им аванс и компенсационные выплаты. При этом Театр обязан выполнить все условия, предусмотренные Дополнительным соглашением №5 к настоящему Договору до возвращения Режиссёра-постановщика к месту постоянного проживания.

7.6. Если после приемки Проекта художественного оформления Спектакля, при условии выполнения Режиссёром-постановщиком всех обязательств по настоящему Договору, Театр отказывается от выполнения своих обязательств, т.е. фактически в одностороннем порядке прекращает действие настоящего Договора, Театр выплачивает Режиссёру-постановщику 100% вознаграждения, предусмотренного п.4.2 настоящего Договора за минусом ранее произведенной выплаты части вознаграждения, а также выполняет все предусмотренные настоящим Договором компенсационные выплаты и условия, предусмотренные Дополнительным соглашением №5 к настоящему Договору, до возвращения Режиссёра-постановщика к месту постоянного проживания.

7.7. Если Спектакль не принят Театром, то окончательный расчет с Режиссёром-постановщиком не производится, но суммы, уже полученные Режиссёром-постановщиком, возврату не подлежат. При этом Театр обязан выполнить все условия, предусмотренные Дополнительным соглашением №5 к настоящему Договору, до возвращения Режиссёра-постановщика к месту постоянного проживания.

7.8. Режиссёр-постановщик несет ответственность за неурегулированность отношений с правообладателями произведений и с производителями фонограмм, используемых в Спектакле, только по тем произведениям и фонограммам, которые включены им в Спектакль сверх согласованных Сторонами Списка произведений и фонограмм, используемых в Спектакле (п.3.1.2). По указанным в данном пункте обстоятельствам Режиссёр-постановщик несет ответственность в течение __________ лет со дня Премьеры в размере 100% понесенных Театром убытков.

7.9. После состоявшегося первого показа спектакля (премьеры) Театр не вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору в части выплаты вознаграждения Режиссёру-постановщику в соответствии с п.4.2.2 настоящего Договора.

7.10. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, землетрясения, других природных и техногенных катастроф, военных действий, решений государственных органов власти или муниципальных органов самоуправления, а также болезни Режиссёра-постановщика, других творческих работников, принимающих участие в постановке), препятствующих исполнению Сторонами своих обязательств. При этом срок исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Договору, обязана о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств немедленно, однако не позднее __________ дней с момента их наступления, известить в письменной форме другую Сторону. Несвоевременное извещение об обстоятельствах непреодолимой силы лишает соответствующую Сторону права ссылаться на них в будущем. Надлежащим подтверждением существования таких обстоятельств будут являться справки уполномоченных органов, медицинские документы. Если указанные обстоятельства будут длиться более одного месяца, то каждая из сторон может отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по настоящему Договору, и в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение другой стороной возможных убытков.

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

8.1. Все споры и разногласия, возникающие по настоящему Договору или в связи с ним, а также в случае нарушения Сторонами своих обязательств, будут по возможности решаться путем переговоров между Сторонами. Для участия в этих переговоров Стороны готовы, по согласованию между собой в каждом конкретном случае, привлекать в качестве экспертов представителей Гильдии режиссеров России и/или Союза театральных деятелей Российской Федерации (ВТО), мнение которых для Сторон будет иметь только рекомендательный характер.

8.2. Если указанные споры и разногласия не могут быть решены путем переговоров между Сторонами, они подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Все упомянутые в тексте настоящего Договора дополнительные соглашения, а также любые изменения и дополнения к настоящему Договору признаются его неотъемлемой частью при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.

9.2. Настоящий Договор подписан в двух экземплярах по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.

АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ТеатрЮридический адрес:________________________________________ Почтовый адрес:________________________________________ ИНН/КПП:______________________________ Телефон/факс:____________________ Расчетный счёт:______________________________ Наименование банка:______________________________ Корреспондентский счёт:______________________________ БИК:____________________ Режиссёр-постановщикАдрес регистрации:________________________________________ Почтовый адрес:________________________________________ Паспорт серия, номер:____________________ Кем выдан:________________________________________ Когда выдан:_______________ Контактный телефон:____________________

ПОДПИСИ СТОРОН

Театр _________________ Режиссёр-постановщик _________________

1. Настоящие Правила содержат основные положения, регулирующие взаимоотношения зрителя и ГАУК «Новокузнецкий драматический театр» при посещении театра зрителем.

2. Приобретая билет Театра на спектакль или другое театрально-зрелищное мероприятие (далее – мероприятие), зритель принимает на себя обязательства соблюдать Правила для зрителей Театра при посещении и общественный порядок в здании Театра, а также:

— соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2010 года № 436 –ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»;

— соблюдать требования Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака»;

— соблюдать Профилактику инфекционных болезней, коммунальную гигиену, рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности театров и концертных организаций, методические рекомендации МР 3.1/2.1.0202-20 от 21.07.2020;

3. Посещение Театра возможно только при наличии билета на каждого зрителя. Для детей приобретается отдельный билет: на дневные спектакли с трех лет, на вечерние спектакли с семи лет.

4. Если билеты приобретены по специальному предложению или по акциям в день спектакля, зритель обязан предъявить на контроле билетов удостоверение, дающее право на скидку.

5. Информация о возрастных ограничениях содержится в афишах на официальном сайте, на приобретаемых билетах. Перед началом мероприятия дается голосовое оповещение о том, с какого возраста мероприятие рекомендовано к просмотру. При покупке билета Зритель соглашается следовать возрастным рекомендациям и указаниям на билете и афише. Театр не несет ответственности за нарушение зрителем данных рекомендаций.

6.При входе зрителе на мероприятие с возрастным ограничением 16+,18+ осуществляется при предъявлении документов удостоверяющих личность(паспорт, водительское удостоверение).

7. В случае потери (порчи) бланка билета печатного образца посещение Театра невозможно.

8. Не допускается посещение Театра с билетами неустановленного образца или с билетами, в которых вручную внесены изменения.

9. Запрещено проносить в Театр оружие, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, пахучие и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы, пиротехнические устройства, лазерные фонарики, алкогольные и наркотические вещества, чемоданы, крупногабаритные свертки и сумки, а также предметы самообороны.

10. Пропуск зрителей в здание Театра осуществляется через центральных вход, зрителей с ограниченными возможностями пропускают через вход, оборудованный необходимыми приспособлениями и находящийся со стороны Дворца Металлургов.

11. Верхняя одежда и головные уборы, пакеты, рюкзаки, зонты и др. должны быть сданы в гардероб в обмен на номерок. Посещение театра в спортивной или рабочей одежде нежелательно. При посещении Театра в весенне-осенний периоды года желательно иметь сменную обувь. После окончания спектакля гардероб работает в течение получаса. В случае потери номерка, зритель обязан возместить стоимость номерка в размере 100 рублей.

12. Время начала спектакля указанно на билете. Запуск зрителей начинается за 1 час до спектакля. Вход в зрительный зал разрешен за 30 минут до начала спектакля.

13. Места в залах театра следует занимать в соответствии с купленными билетами. Запрещается занимать места не указанные в билете.

14. После начала спектакля вход в партер зала запрещен. В случае опоздания следует занять место, предложенное контролером или администратором. Указанное на билете место можно занять во время антракта.

15. В театре запрещено:

-входить в зрительный зал в верхней одежде, с животными, едой, напитками;

— пользоваться в зрительных зала фото-, видео – и аудиоаппаратурой;

— курить в помещениях театра.

16. На время спектакля зрители обязаны отключать звуковые и световые сигналы мобильного телефона.

17. В антракте зрители могут посетить театральное кафе, расположенное с двух сторон от зрительного зала на 2-ом этаже здания.

18. Зрители обязаны бережно относиться к имуществу театра, соблюдать порядок и правила противопожарной безопасности. При возникновении чрезвычайного происшествия и включении сигнала тревоги зрители должны выполнять указания работников театра.

19. В театре следует вести себя корректно по отношению к окружающим, не провоцировать конфликты и не мешать другим гостям, запрещен вход в театр в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, не рекомендуется использование парфюмерных средств с сильно выраженным запахом.

20. За час до мероприятия продажа билетов осуществляется на текущий спектакль без очереди.

21. Администрация театра в исключительных случаях оставляет за собой право замены, переноса, отмены спектакля, замена состава исполнителей. Изменение состава исполнителей не является нарушением обязательств Театра перед зрителями.

22. Лица, не соблюдающие установленные правила, нарушающие общественный порядок, создающие угрозу жизни и здоровью посетителей, могут быть удалены сотрудниками безопасности театра из здания и с территории театра или переданы сотрудникам полиции.

23. В период режима повышенной готовности по предупреждению распространения короновирусной инфекции (и других инфекций):

— при покупке билетов в кассах при наличии возможности у зрителя необходимо использовать бесконтактные способы оплаты билетов с помощью банковских карт и др.,

— зрители в здание Театра допускаются только при наличии и использовании защитной маски;

— при входе в театр зрителям измеряют температуру тела с помощью бесконтактных тепловизоров;

— при отказе зрителем использовать защитную маску и при установлении температуры тела свыше 37 С0 администрация театра оставляет за собой право не допустить зрителя в здание театра, возврат денежных средств за приобретенный билет осуществляется по месту приобретения билета;

— рекомендуется соблюдать социальную дистанцию 1,5 м при посещении буфета, бара, гардероба и туалетных комнат театра;

— представление в театре зрителям театральных биноклей проводиться только при условии осуществления мероприятий по дезинфекции биноклей после каждого посетителя, при выдаче бинокля выдается индивидуальная дезинфицирующая салфетка;

— рекомендуется обрабатывать руки дезинфицирующими средствами в здании театра;

— после каждой репетиции, спектакля, мероприятия проводится уборка помещений с использованием дезинфицирующих средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *