Постановление 852

Постановление 852

Cкачать: постановление НОВОЕ ШО и ПС

Наименование: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 октября 2019 года № 136 О создании штаба оповещения и пункта сбора муниципального образования для оповещения, сбора и отправки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и поставщиков техники
Дата: 10.10.2019

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ

СЕРЕБРЯНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 10 октября 2019 года № 136

О создании штаба оповещения

и пункта сбора муниципального образования для оповещения,

сбора и отправки граждан, подлежащих призыву на военную службу

по мобилизации и поставщиков техники

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 852 «Положением о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Положением о военных комиссариатах», выпиской из постановления СЗ администрации Лужского района № 7 «с» от 28 февраля 2017 года «Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории Лужского района Ленинградской области», руководствуясь Уставом муниципального образования «Серебрянское сельское поселение», в целях гарантированного и полного оповещения, сбора и отправки мобилизационных ресурсов на пункт предварительного сбора военного комиссариата города Луга и Лужского района Ленинградской области,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Создать на базе администрации муниципального образования «Серебрянское сельское поселение», штаб оповещения и пункт сбора муниципального образования для оповещения, сбора и отправки граждан и техники, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и поставщиков техники (далее — ШО и ПС) в составе:

Группа управления:

Начальник ШО и ПС – глава администрации – Пальок С.А.

Заместитель начальника ШО и ПС – Стриженков С.В.

Комендант – Савельев В.А.

Фельдшер – Исаева И.М.

Места размещения группы в соответствии со схемой размещения ШО и ПСМО.

Отделение оповещения:

Начальник отделения – Стриженков С.В.;

Помощник начальника отделения по анализу результатов оповещения Денисова В.Б.

Технический работник № 1 – Егорова А.В.

Посыльные – 6 человек согласно списка (Приложение №1)

Ответственность за доставление на пункт сбора граждан, пребывающих в запасе (далее – граждан), уклоняющихся от призыва на военную службу возложить на участкового инспектора.

Места размещения отделения в соответствии со схемой размещения ШО и ПС

Отделение явки:

Начальник отделения Куропанов Г. И.

Помощник по встрече ГПЗ – Юшина Ю.К.

Технический работник № 2 – Стриженкова Л.В.;

Места размещения отделения в соответствии со схемой размещения ШО и ПС

Отделение формирования и отправок команд:

Начальник отделения – Чорный А.А.

Технический работник № 3 – Степаненко Т.В.

Сопровождающий команд – 1 человек согласно списка (Приложение №2)

Места размещения отделения в соответствии со схемой размещения ШО и ПС.

Группа розыска:

Начальник группы розыска не оповещённых граждан – участковый инспектор.

Посыльные – 1 человек согласно списка (Приложение №1).

Ответственность за доставление на пункт сбора граждан, пребывающих в запасе (далее – граждан), уклоняющихся от призыва на военную службу возложить на участкового инспектора.

Место размещения группы в соответствии со схемой размещения ШО и ПС.

  1. Утвердить обязанности должностных лиц администрации ШО и ПС.
  2. Готовность ШО и ПС к работе Ч+4.00, после получения сигнала (распоряжения).
  3. В целях обеспечения бесперебойной работы ШО и ПС руководителям организаций, расположенных на территории поселения в течение часа выделить работников согласно расчёта (Приложение №2).
  4. Доставку на удалённые маршруты посыльных и отправку военнообязанных на пункт предварительного сбора военного комиссариата города Луга и Лужского района Ленинградской области с ШО и ПС производить на специально выделенном автотранспорте, выделяемом по постановлению администрации Лужского района согласно выписки из расчёта (Приложение №3).
  5. Разработку и уточнение документов ШО и ПС осуществить во взаимодействии с военным комиссариатом города Луга и Лужского района Ленинградской области.
  6. Ответственность за разработку, уточнение, хранение документов ШО и ПС возложить на специалиста ВУС администрации Денисову В.Б.
  7. Учебные занятия с практическим развёртыванием ШО и ПСМО проводить не реже двух раз в год.
  8. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
  9. Постановление объявить исполнителям под роспись в части касающейся.
  10. Постановление от 07.03.2019 года № 39 «О создании штаба оповещения и пункта сбора муниципального образования для оповещения, сбора и отправки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и поставщиков техники» считать утратившим силу.

Глава администрации

Серебрянского сельского поселения С.А. Пальок

Разослано: Начальнику ШО и ПСМО – Пальок С.А., Начальнику ШО — Стриженкову С.В., Начальнику ПС –Куропанову Г.И., Начальнику отделения формирования и отправки –Дмитриевой Т.В., Начальнику 118 ОП, ВК г. Луга и ЛР ЛО, администрация Лужского муниципального р-на, прокуратура, в дело.

Приложение № 1

к постановлению Главы администрации

Серебрянского сельского поселения

№ 136 от 10.10.2019 г.

СПИСОК

граждан, назначенных посыльными штаба оповещения и

пункта сбора Серебрянского сельского поселения

п/п

Фамилия, имя,

отчество

Год

рождения

маршрута

Адрес

места жительства

Место

работы

1 Кашникова Елена Григорьевна 1967 1 п. Серебрянский, ул. Лужская, д. 1, кв. 18 МОУ Серебрянская средняя школа
2 Каликамберг Татьяна Сергеевна 1979 1, 2 п. Серебрянский, ул. Совхозная, д. 14, кв. 2

ОПС Серебрянка

3 Трофимова Наталья Алексеевна 1959 1 п. Серебрянский, ул. Лесная, д. 6 МОУ Серебрянская средняя школа
4 Войнова Марина Павловна 1972 3 п. Серебрянский, ул. Совхозная, д. 25, кв. 47 ОПС Серебрянка
5 Боталова Светлана Владимировна 1976 4 п. Серебрянский, ул. Совхозная, д. 9, кв. 9 ЗАО «Лукоморье»

(магазин «Славия»)

6 Копякова Вера Валентиновна 1968 4 п. Серебрянский, ул. Лужская, д. 2, кв. 40 ИП Хилько Ирина Валерьевна

(магазин «Катюша»)

7 Шиловский Александр Валентинович 1956 посыльный группы розыска дер. Новоселье, ул. Ветеранов, д. 10 МУП ЛМР «Лужский водоканал»

Глава администрации

Серебрянского сельского поселения С.А. Пальок

Приложение № 2

к постановлению Главы администрации

Серебрянского сельского поселения

№ 136 от 10.10.2019 г.

РАСЧЁТ

выделения работников из организаций, входящих

в состав штаба оповещения и пункта сбора

№ п/п Наименование организации,

Ф.И.О. выделяемых работников

Количество выделяемых работников В какие подразделения штаба предназначаются работники Примечание
1 ООО «Лужское тепло»

Куропанов Григорий Иванович

1 Отделение явки. Начальник.
2 ГБУЗ ЛО «Лужская МБ» (Серебрянская амбулатория)

Исаева Ирина Мидихатовна

1 Группа управления

Фельдшер

3 ГБУ «МФЦ Лужского МР ЛО» (УРМ в поселке Серебрянский)

Стриженкова Лариса Викторовна

1 Отделение явки.

Технический работник № 2

4 МОУ Серебрянская средняя школа

Кашникова Елена Григорьевна

Трофимова Наталья Алексеевна

2 Отделение оповещения.

Посыльные.

5 ОПС Серебрянка

Каликамберг Татьяна Сергеевна

Войнова Марина Павловна

2 Отделение оповещения.

Посыльные.

6 ЗАО «Лукоморье» (магазин «Славия»)

Боталова Светлана Владимировна

1 Отделение оповещения.

Посыльный.

Отделение формирования и отправки

7 ИП Хилько Ирина Валерьевна (магазин «Катюша»)

Копякова Вера Валентиновна

1 Отделение оповещения.

Посыльный.

8 Межрегиональное отделение военно-охтничьего общества общероссийской спортивной общественной организации

Клубникин Евгений Викторович

1 Отделение формирования и отправки

Сопровождающий команд

9 ГУП «Водоканал Ленинградской области»

Шиловский Александр Валентинович

1 Группа розыска

Посыльный группы розыска

Глава администрации

Серебрянского сельского поселения С.А. Пальок

Приложение № 3

к постановлению Главы администрации

Серебрянского сельского поселения

№ 136 от 10.10.2019 г.

ВЫПИСКА ИЗ РАСЧЁТА

выделения транспортных средств организациями

для работы штаба оповещения и пункта сбора МО Серебрянское сельское поселение

п/п

Наименование организации Тип и марка транспортного средства Кол-во выделяемого транспорта Время прибытия
1 МОУ Серебрянская средняя школа П/а ПАЗ-3205370

гос. номер

В 906 УМ

1 Ч + 6.00
2 Администрация Серебрянского сельского поселения Hyundai Solaris,

гос. номер

М 204 АЕ 82

1 Ч + 4.00
ИТОГО: 2

«6. Размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации или бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определяется по формуле:

,

где:

B 2i — прогнозное количество выплат в месяц ежемесячного пособия по уходу за ребенком следующим лицам, проживающим в субъекте Российской Федерации или г. Байконуре: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, и матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

— максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный в соответствии со статьей 15 Федерального закона;

— районный коэффициент к заработной плате в субъекте Российской Федерации или г. Байконуре, определенный в соответствии со статьей 5 Федерального закона;

— прогнозное количество выплат в месяц ежемесячного пособия по уходу за ребенком следующим лицам, проживающим в субъекте Российской Федерации или г. Байконуре:

матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный в соответствии со статьей 15 Федерального закона;

— расходы на оплату услуг по доставке ежемесячного пособия по уходу за ребенком и на компенсацию затрат, связанных с обеспечением деятельности органов исполнительной власти в связи с осуществлением переданного им полномочия Российской Федерации, в пределах 1,5 процента предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенции.».

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1216 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5354).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее — призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее — призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.

II. Порядок призыва граждан по мобилизации

2. Призыв граждан по мобилизации — комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени.

Призыв граждан по мобилизации включает:

оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации;

явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты встречи пополнения воинских частей;

документальное оформление призыва граждан по мобилизации.

3. Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее — ресурсы).

5. Порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации граждан субъектов Российской Федерации (органа местного самоуправления).

6. Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами (начальниками) комплектуемых воинских частей.

Граждане, работающие в мирное время в воинских частях на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям.

Военнослужащие, уволенные в запас из центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, приписываются по мобилизационному плану к этим органам военного управления.

Факт приписки к воинской части или предназначения в специальное формирование доводится до сведения гражданина на основании решения призывной комиссии по мобилизации путем вызова в военный комиссариат и вручения ему мобилизационного предписания.

7. Сроки и места явки (доставки) граждан, подлежащих призыву по мобилизации, определяются планом перевода воинской части с мирного времени на военное время и планом проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории соответствующего военного комиссариата и указываются во вручаемых гражданам мобилизационных предписаниях и повестках.

8. Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в военном комиссариате в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

9. Для проведения оповещения граждан по месту их жительства (работы) создаются:

в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены военные комиссариаты, — участки оповещения;

в муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, и в организациях — штабы оповещения.

Создание, организация работы и материальное обеспечение участков оповещения осуществляются соответствующими военными комиссариатами при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Создание и организация работы штабов оповещения возлагаются на соответствующие органы местного самоуправления.

В организации при создании штаба оповещения издается приказ руководителя, в котором определяются:

схема организации и проведения оповещения граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания, а также граждан — владельцев транспортных средств;

ответственные должностные лица и их обязанности;

схема организации связи;

порядок выделения автотранспорта для организации оповещения.

10. Отправка граждан, приписанных к воинским частям, дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации, а также предназначенных в специальные формирования, осуществляется через пункты (места) сбора граждан, создаваемые в субъектах Российской Федерации.

11. При значительном удалении от военного комиссариата пункта переоборудования судов призыв по мобилизации граждан, предназначенных для комплектования сил (войск) флотов, производится военным комиссариатом по месту приписки передаваемых судов.

12. Порядок оформления призыва граждан по мобилизации, их явка (доставка) и передача в воинские части (специальные формирования) осуществляются в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.

13. Граждане, призванные по мобилизации, направляются в воинские части (специальные формирования) через военный комиссариат, за исключением:

состоящих на воинском учете в федеральных органах исполнительной власти, имеющих запас;

привлекаемых к выполнению первоочередных работ в воинских частях (специальных формированиях) при их переводе на организацию и состав военного времени;

работающих в мирное время в воинских частях, воинских и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму и приписанных к ним (предназначенные в них).

14. В случае невозможности призыва граждан, приписанных к воинским частям (специальным формированиям), осуществляется призыв граждан, не имеющих мобилизационных предписаний, и направление их в воинские части (специальные формирования) в целях их полного укомплектования до штатов военного времени.

15. Приписка (предназначение) на воинские должности граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

III. Порядок создания и состав призывной комиссии по мобилизации граждан

16. В мирное время в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании создается призывная комиссия по мобилизации, осуществляющая призыв граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации.

17. Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утверждается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).

18. В состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации включаются:

председатель комиссии — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или один из его заместителей;

заместитель председателя комиссии — военный комиссар субъекта Российской Федерации;

секретарь комиссии — работник военного комиссариата субъекта Российской Федерации;

члены комиссии:

представитель органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации;

председатель военно-врачебной комиссии;

представитель органа федеральной службы безопасности по субъекту Российской Федерации;

другие должностные лица по предложению военного комиссара.

19. В состав призывной комиссии по мобилизации муниципального образования включаются:

председатель призывной комиссии — глава муниципального образования или один из его заместителей;

заместитель председателя призывной комиссии — военный комиссар муниципального образования;

секретарь комиссии — работник военного комиссариата муниципального образования;

члены комиссии:

врач (врачи-специалисты), участвующий (участвующие) в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;

представитель соответствующего органа внутренних дел муниципального образования;

представитель органа федеральной службы безопасности в муниципальном образовании;

другие должностные лица по предложению военного комиссара.

20. Члены призывной комиссии по мобилизации, как правило, входят в состав аппарата усиления военного комиссариата субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

21. На призывную комиссию по мобилизации субъекта Российской Федерации возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

организация призыва граждан и его обеспечения;

руководство деятельностью призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом субъекта Российской Федерации;

осуществление призыва граждан и его обеспечение;

осуществление контроля за своевременным оповещением и явкой (доставкой) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также их доставкой на пункты приема воинских частей (специальных формирований).

22. На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

определение количества объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата исходя из объема мобилизационного задания;

распределение объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата по организациям, фондами которых они будут пользоваться;

определение необходимого количества граждан, привлекаемых в аппарат усиления военного комиссариата;

организация оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военного комиссариата, а также доставки граждан на пункты приема воинских частей (специальных формирований);

осуществление контроля за содержанием зданий, помещений и других объектов, предназначенных для обеспечения проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования;

организация проведения и обеспечения призыва граждан;

обеспечение организации розыска и доставки граждан, не явившихся в военный комиссариат для получения ими мобилизационных предписаний;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования;

утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части;

осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов в плановые сроки;

осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов;

предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации;

организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов, а также на маршрутах движения ресурсов.

23. Решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на призывные комиссии по мобилизации могут возлагаться и другие функции, связанные с решением оборонных вопросов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

24. Призывная комиссия по мобилизации:

а) в мирное время:

согласовывает и периодически уточняет документы по организации оповещения и явки граждан по мобилизации, в том числе по заблаговременной подготовке ресурсов;

принимает участие (через своих представителей) в проведении сборов с руководителями организаций по организации проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов;

организует своевременное оповещение и явку (доставку) граждан, пребывающих в запасе, на пункты сбора военных комиссариатов;

содействует подбору граждан в состав аппарата усиления военного комиссариата и привлечению их к тренировочным занятиям;

представляет на заседание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы организации и всестороннего обеспечения вышеуказанных мероприятий, в том числе предоставления зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств, в соответствии с планами мобилизации;

б) в период мобилизации:

во взаимодействии с военными комиссариатами обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву.

25. Деятельность призывной комиссии по мобилизации в мирное время планируется и организуется, как правило, в период проведения текущего уточнения документов мобилизационного плана.

В мирное время призывная комиссия по мобилизации принимает решение об общем объеме планируемых к призыву ресурсов в пределах мобилизационного задания с учетом резервов, необходимых для гарантированного выполнения задания.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом.

В дальнейшем при проведении приписки граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (причисленных) в команды (партии), в их мобилизационных предписаниях проставляется номер и дата протокола.

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

26. Решение призывной комиссии по мобилизации о планируемом призыве граждан, а также о предназначении граждан в аппарат усиления военных комиссариатов заблаговременно доводится военным комиссариатом до сведения граждан путем вручения им мобилизационного предписания с указанием номера, даты протокола заседания призывной комиссии по мобилизации и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах.

Форма мобилизационного предписания определяется Министерством обороны Российской Федерации.

27. Призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения:

о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации;

об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.

28. С объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.

29. Призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.

Краткая справка

Стрелковые войска составляли основной род сухопутных сил РККА. Основным общевойсковым тактическим соединением была стрелковая дивизия; в ее состав входили бригады, действующие как общевойсковые тактические соединения; составной частью бригады был стрелковый полк как самостоятельная административно-хозяйственная и тактическая единица. Высшим общевойсковым тактическим соединением после окончания гражданской войны становится стрелковый корпус.

В начальный период строительства Красная Армия не имела единой структуры. Большую ее часть составляли отряды Красной гвардии, разного рода, состава и численности формирования добровольцев-красноармейцев, части, перешедшие из старой армии. Преобладала отрядная система организации войск. Вскоре после принятия декрета об организации РККА от 15(28) января 1918 г. начали создаваться без общего плана соединения — 1 Московская советская, 1 Латышская советская дивизии, 1 корпус РККА в Петрограде, служивший вплоть до своего расформирования в мае 1918 г. базой комплектования и обучения частей перед отправкой на фронт.

Плановые начала в формирование армии, создаваемой на добровольческих началах, были положены после принятия Совнаркомом разработанного Высшим военным советом в марте и уточненного в апреле-мае 1918 г. плана организации Вооруженных Сил Республики. Предполагалось сформировать 88 пехотных дивизий (28 внеочередных, 30 первоочередных и 30 во вторую очередь). Внеочередные дивизии развертывались из войск завесы, остальные из войск военных округов.

В связи с тем, что создание дивизий проходило с большими трудностями из-за недостаточной численности добровольческого контингента, военных специалистов, продовольствия, Высший военный совет распорядился в срочном порядке сформировать из отрядов завесы 9 дивизий.

Приказами Наркомвоена N 294 от 20 апреля и N 308 от 26 апреля 1918 г. были объявлены штаты управлений пехотной дивизии, штабов пехотной бригады, полка, строевых частей. Пехотная дивизия создавалась как общевойсковое тактическое соединение, включавшее все рода войск, она имела следующую структуру: три пехотных бригады 2-полкового состава, артиллерийская бригада, кавалерийский полк, батальон связи, разведывательная рота, инженерный батальон, воздухоплавательный отряд, авиационная группа, тыловые учреждения. Штатная численность дивизии составляла 26972 человека, из них боевого элемента (т.е. вооруженных бойцов, непосредственно участвовавших в бою) — 14220 человек, 10048 лошадей.

Стрелковый полк численностью 2866 человек состоял из трех батальонов (в каждом три роты, пулеметная и хозяйственная команды) и полковых команд: пулеметной, связи, конной разведки, саперной, бомбометной, перевязочного пункта, полковой школы.

Кавалерийский полк общей численностью 872 человека включал 4 эскадрона, команды: конно-пулеметную, хозяйственную, связи, а также полковую школу и обоз.

С лета 1918 г. помимо общего плана пехотные дивизии начали создаваться по инициативе местного командования в составе армий Восточного фронта и войск, действовавших на Нижней Волге, Северном Кавказе. Они имели различную численность и организацию.

Несмотря на принятый 29 мая 1918 г. декрет ВЦИК о принудительном наборе в армию, формирование дивизий проходило с большими трудностями. Фактически ни одну из дивизий не удалось довести до штатной численности.

Реввоенсовет Республики приказом N 4 от 11 сентября 1918 г. прекратил формирование дивизий по ранее принятым планам, кроме кавалерийских и тех, которые полностью или частично были направлены на фронты, и объявил свой план. Количество создаваемых дивизий было сведено до шести, по одной в округах Петроградском, Московском, Орловском, Ярославском, Приволжском, Уральском. Кроме того, приказом предписывалось в округах сформировать пять дивизий из мобилизованных 1898 г. рождения, при этом дивизия должна была иметь не 6, а 9 полков. Дивизии получали порядковую нумерацию с 1-ой по 11-ю, как и полки, входившие в их состав — с 1-го по 99-й (1 сд — 1 -9 полки, 2 сд — 10 — 18 полки и т.д.). Дивизии составляли резерв Главного командования. Ряд старых дивизий расформировывались, а их штабы и войска использовались для укомплектования новых формирований. По приказу РВСР N 61 от 11 октября 1918 г. все пехотные соединения, части и подразделения переименовывались в стрелковые.

Организация стрелковых войск осуществлялась по новым штатам, объявленным приказом РВСР N 220/34 от 13 ноября 1918 г. Согласно штатам в стрелковую дивизию входили: три стрелковые бригады по три полка в каждой (далее по троичной системе), 4 кавалерийских и 9 артиллерийских дивизионов, отдельная конная батарея, инженерный батальон, батальон связи, автоброневой, воздухоплавательный и авиационный отряды, а также учреждения и части обслуживания. Общая численность личного состава дивизии — более 58 тыс. человек (из них боевого элемента 46%), лошадей — 24338. На вооружении состояли: винтовки — 36265, ружья-пулеметы — 324, станковые пулеметы — 520, артиллерийские орудия — 116, минометы — 54.

В состав управления стрелковой дивизии входили: штаб, отделы снабжения, санитарный и ветеринарный, дивизионный контроль, казначейство, телеграфная и почтовая конторы. По решению РВСР приказом N 456/60 от 26 декабря 1918 г. вводилось политическое отделение (с 4 февраля 1919 г. — отдел).

В целях придания большей оперативной и хозяйственной самостоятельности штатами N 220/34 значительно усиливалось бригадное звено за счет увеличения штатной численности и вспомогательных частей. В состав управления бригады входили: штаб с комендантской командой, отдел снабжения, санитарная и ветеринарная части, хозяйственная команда и обоз. Бригаде придавались: ружейно-пулеметный парк, бригадный инженер, отдельная саперная рота и рота связи, перевязочный отряд, продовольственный и военно-санитарный транспорты, полевой склад.

Каждый из трех входивших в бригаду полков включал три батальона (далее по троичной системе), полковые команды: пулеметную, связи, саперную, минометную, конной разведки, газовую, комендантскую, хозяйственную, а также полковую школу, перевязочный отряд, ветеринарный лечебный пункт. Численный состав полка увеличился до 3687 человек.

Дивизии в течение всей гражданской войны формировались по штатам N 220/34, но ни одна из них не достигла предусмотренной численности личного состава и вооружения. К середине 1919 г. в штаты были внесены ряд изменений: разрешался постоянный некомплект личного состава до 35% за счет тыловых подразделений и вспомогательных войск, отменялось обязательное усиление дивизий авиаотрядами, сокращалось количество артдивизионов, стрелкового вооружения. Приказом РВСР N 1201/226 от 29 июля 1919 г. кавалерийские дивизионы в стрелковых дивизиях сводились в один, а при наличии лошадей — в два полка.

Наряду с бригадами, входившими в состав стрелковых дивизий, создавались и отдельные бригады. Они формировались в основном по штатам N 220/34, а некоторые, в силу особенностей выполняемых ими задач, усиливались артиллерией, частями боевого обеспечения и действовали по временным штатам.

2 июля 1919 г. Реввоенсовет Республики утвердил Положение о полевом управлении войск в военное время (раздел II). Оно определяло структуру управления дивизии. Во главе дивизии стояли начальник и комиссар. Начальнику дивизии предоставлялась полная самостоятельность в вопросах стратегически-оперативного характера, в которых он подчинялся только командующему армией. Комиссар пользовался правами и выполнял обязанности согласно положению о военных комиссарах. В состав управления дивизии входили штаб дивизии и управления начальников артиллерии и снабжений, дивизионного инженера.

По постановлению РВСР, объявленному приказом N 1829/387 от 30 октября 1919 г., Главное командование прекратило создание новых стрелковых дивизий и бригад. Разрешалось уменьшение числа существующих дивизий путем слияния ослабленных и создания боеспособных соединений, а также комплектование батальонов пополнения.

Принятая организационно-штатная структура стрелковых войск с незначительными изменениями сохранялась до конца гражданской войны, изменения проводились главным образом за счет сокращения штатной численности.

В годы гражданской войны корпусная система организации стрелковых войск не получила распространения. Стрелковые корпуса создавались для выполнения отдельных оперативных заданий.

Экономическая разруха в стране и завершение гражданской войны обусловили сокращение Вооруженных Сил, перевод их на мирное положение.

В связи с этим вместо штатов 220/34, отмененных приказом РВСР N 556/88 от 4 марта 1921 г., были разработаны штаты для различного типа и назначения соединений — дивизий военного и мирного времени, внутренних и приграничных округов, отличавшиеся в основном по численности личного и конского состава, вооружению, составу частей боевого и материального обеспечения.

Большинство дивизий в 1921 г. были переведены на штаты стрелковой дивизии мирного времени (литер В), объявленные приказом РВСР N 1400/246 от 5 июля 1921 г., с численным составом 15876 человек (из них 35,1% бойцов). Дивизия состояла из двух стрелковых бригад (по три полка сокращенного состава в каждой) и одной учебно-кадровой, кавполка 3-эскадронного состава, кадрового учебного стрелкового полка (в ряде дивизий — бригады) и других учебных частей, действовала дивизионная школа подготовки отделенных командиров; артиллерию дивизии составляли два дивизиона, сводная батарея, артпарк. Управление дивизии включало штаб (оперативно-строевая и административно-хозяйственная части), управления начальников: артиллерии, снабжения, продовольственного снабжения, дивизионного инженера, санитарную и ветеринарную части, политотдел и особый отдел ВЧК.

Управлению стрелковой бригады (литер В) подчинялись три стрелковых полка, ей придавались: рота связи, отдельная саперная рота, бригадный лазарет, банно-прачечный отряд, передовой ветеринарный лазарет, кадрово-учебная саперная рота. Стрелковый полк (в бригаде) имел три батальона, две пулеметные команды, кавполк в дивизии — три эскадрона, команду связи, конно-пулеметный взвод, хозкоманду, санитарную часть, ветеринарный лазарет, обоз.

Для объединения в оперативном отношении стрелковых дивизий и отдельных бригад, действующих в районах повстанческого движения и бандитизма на Украине, Кавказе, в Тамбовской губернии, в 1921 г. в стрелковых войсках было введено корпусное звено управления. Стрелковый корпус включал 2 — 3 стрелковых дивизии. По штату (объявлен приказом РВСР N 1768/305 от 20 августа 1921 г.) в состав управления корпуса входили: штаб (части — оперативно-строевая, связи, административно-хозяйственная), инспектор артиллерии, корпусной инженер, санитарная и ветеринарная части, обоз. В дальнейшем роль корпусной системы в организации стрелковых войск постоянно возрастала.

Существенной реорганизации и дальнейшему сокращению подверглись стрелковые войска в соответствии с приказом РВСР N 1647/323 от 10 июля 1922 г., которым объявлялись штаты дивизий приграничных и внутренних округов мирного времени. В дивизиях ликвидировалось бригадное звено, они переводились на полковую организацию и состояли из трех отдельных полков, исключались учебные части и ряд учреждений материального обеспечения, некоторые части заменялись меньшими единицами. Прекратили свое существование и отдельные бригады. Приграничная дивизия численностью 8705 человек включала кавполк 3-эскадронного состава (внутренняя численностью 6725 человек имела эскадрон), более сильную артиллерию. Структура управления дивизии принципиальных изменений не претерпела, лишь материальное обеспечение объединялось в управлении военно-хозяйственного снабжения, вводились клуб дивизии, ревтрибунал и в штабе дивизии — часть связи. Численность полка приграничной дивизии составляла 2246 и внутренней — 1759 человек, из полка исключались команды саперная, пеших разведчиков и др.

Ввиду местных особенностей и выполняемых задач численность дивизий (мирного времени) Отдельной Кавказской армии (ОКА) и Туркестанского фронта была увеличена (приказы РВСР N 1973/379 от 18 августа и N 2140/406 от 13 сентября 1922 г.), полки этих дивизий наделялись полной самостоятельностью в боевом и хозяйственном отношениях.

Экономические трудности страны вызвали не только сокращение армии, численность которой к октябрю 1924 г. была доведена до 562 тысяч, но и перевод определенной части кадровых соединений на территориальную систему комплектования. Эта система позволяла содержать за счет военного бюджета постоянный кадр и дать необходимую военную подготовку трудящимся путем краткосрочных сборов без длительного отрыва их от производительного труда. Она была законодательно закреплена декретом ЦИК и СНК от 8 августа 1923 г. «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся». Территориальный принцип строительства распространялся главным образом на стрелковые войска и частично на кавалерию.

Приказом РВС СССР N 1969/519 от 6 сентября 1923 г. были объявлены единые штаты управлений, учреждений и частей милиционной (переименованной затем в территориальную) стрелковой дивизии. В состав дивизии входили три стрелковых полка (по три батальона в каждом), школа подготовки младшего комсостава, отдельный кавэскадрон, при численности постоянного состава 1437 человек, включая 304 курсанта школы, и 8084 — переменного. Стрелковый полк (316 — постоянного и 2574 — переменного состава) включал три батальона, команды: пулеметную, саперную, противогазовую, пеших и конных разведчиков, связи, а также перевязочный отряд, клуб. Состав управления дивизии: штаб (части — оперативная, разведывательная, учебно-мобилизационная, связи, административная, комендантская), управления начальников артиллерии и снабжения, дивизионного инженера, политотдел. Последующие изменения штатов территориально-милиционной дивизии в основном выразились в увеличении кадрового состава для дивизий усиленной и сокращенной численности (соответственно 2150 и 1802 человека по приказам РВС СССР N 668 от 28 июня 1925 г. и N 408 от 28 июля 1926 г.), введении четвертого батальона в полк (приказ РВС СССР N 571 от 22 сентября 1926 г.) и др.

На 1 октября 1923 г. в стрелковых войсках состояло 49 дивизий (внутренних — 21, приграничных — 11, на Туркфронте — 4, в ОКА — 3, территориальных — 10), стрелковых корпусов — 17. За 1924 — 1928 гг. количество территориальных стрелковых дивизий увеличилось более чем в 4 раза, они составляли 71% от общего числа дивизий.

В связи с сокращением армии штаты стрелковых дивизий в течение 1923 г. подвергались значительным изменениям: были исключены ряд командных и административных должностей, расформированы третьи роты в батальонах, ряд подразделений технического и материального обеспечения, произведено усиление артиллерии.

В период проведения военной реформы (1924 — 1928 гг.) продолжалась реорганизация стрелковых войск: расширение территориального принципа комплектования в сочетании с кадровым, введение единоначалия в соединениях, ликвидация многотипности в организации соединений и частей, сокращение тылов и аппарата управления, усиление специальных и технических войск. Повышение боеспособности войск в этот период осуществлялось главным образом за счет развития артиллерии, боевой техники. Все это нашло отражение в новых штатах.

Стрелковый корпус мирного времени включал две стрелковые дивизии, артдивизион, батальон связи, саперную роту, части обслуживания; корпус военного времени должен был дополнительно иметь третью дивизию и авиационные части — авиазвено и воздухоплавательный отряд (приказы РВС СССР N 1296 и N 1297/202 от 7 октября 1924 г.).

По приказу РВС СССР N 1298/203 от 7 октября 1924 г. дивизия военного времени численностью в 12800 человек включала три стрелковых полка (2805 человек каждый) с батареей полковой артиллерии, один легкий артиллерийский полк, кавалерийский эскадрон, роты саперную, связи и службы обеспечения. Аналогичную структуру, но сокращенного состава (6516 человек для дивизий приграничных и 4819 — для внутренних) имела стрелковая дивизия мирного времени (приказ РВС СССР N 1295 от 7 октября 1924 г.).

Отличие новых штатов заключалось в следующем: организация снабжения рассчитывалась на органы военно-окружного управления, артиллерия дивизии (два дивизиона) объединялась в артиллерийский полк, вводилась однотипная организация стрелковой роты — основной тактической единицы пехоты (три стрелковых и один пулеметный взводы, взвод управления), в состав полка вводилась батарея полковой артиллерии.

В 1923 — 1924 гг. некоторые территориальные соединения были переведены на национальное комплектование и к концу 1924 г. созданы: одна белорусская, четыре украинских, две грузинских, одна армянская и одна азербайджанская дивизии.

Новыми штатами (приказ РВС СССР N 411 от 5 августа 1927 г.) в управление дивизии мирного времени вводилось отделение химической службы и ветеринарная часть; численность стрелкового полка сокращенного состава повышалась до 1264, усиленного — до 1745 человек, полки усиливались дивизионом полковой артиллерии, химическим взводом, а стрелковый батальон — взводом батальонной артиллерии и пулеметной ротой.

В 1928 г. 1 и 3 Туркестанские стрелковые дивизии и в 1929 г. Азербайджанская в опытном порядке были переведены на горную систему, которая получила широкое распространение к 1931 г. Горнострелковые дивизии отличались особой организацией частей и подразделений, специальным оборудованием, вооружением, спецификой подготовки личного состава и включали по 3 — 4 горнострелковых полка, 1 — 2 артполка, отдельный зенитный дивизион, батарею противозенитных пушек и кавэскадрон, подразделения спецвойск.

Изменение структуры сухопутных войск и повышение их технической и огневой мощи явилось важным достижением военной реформы. Однако, общее состояние техники сухопутных войск оставалось невысоким.

В связи с обострением международной обстановки, ростом вооруженных сил ведущих государств мира, укреплением экономических возможностей СССР советское правительство приняло решение о переходе во второй половине 30-х годов со смешанной на единую кадровую систему комплектования армии. Переход вызывался кроме того усложнением военной техники, для успешного овладения которой кратковременных сборов было недостаточно. Переход к кадровой системе осуществлялся постепенно путем последовательного увеличения постоянного состава, техники и вооружения.

Сухопутные войска имели: в 1929 г. — 70 стрелковых дивизий, в том числе 41 территориальную, большая часть дивизий была сведена в 17 корпусов; к концу 1938 г. — 98 кадровых стрелковых дивизий, в том числе 11 горнострелковых и 5 отдельных стрелковых бригад, дивизии были сведены в 25 корпусов.

Проводилась работа по устранению продолжавшей иметь место многотипности в структуре стрелковых войск. Приказом РВС СССР N 319 от 17 октября 1929 г. были оставлены единые штаты для всех типов соединений и частей стрелковых войск и отменены ряд ранее объявленных приказов.

Насыщение армии техникой, новыми видами вооружения приводили к постоянным изменениям в составе и организации стрелковых войск. Структура дивизий, как отмечалось в одном из докладов М. Н. Тухачевского в сентябре 1934 г., была очень пестрой и насчитывала 13 типов.

31 января 1935 г. НКО утвердил новую структуру стрелковой дивизии численностью 13 тысяч человек. Дивизия включала: три стрелковых, один артиллерийский полки, танковый батальон, отдельный разведывательный батальон, батальон связи, отдельную зенитно-пулеметную роту, саперную роту, авиазвено, другие части и подразделения. Новым в структуре дивизии являлись: усиление авиацией, введение разведбатальона (в составе роты танков, кавэскадрона и батареи самоходных пушек), 4-го дивизиона в артполку, сокращение численности стрелковой роты, усиление танковыми подразделениями и подразделениями с более совершенным вооружением, в том числе зенитным и противотанковым. Дивизия должна была иметь 57 танков, 96 орудий, 180 станковых, 18 зенитных, 354 ручных пулеметов. Все это существенно повысило маневренность и боевые возможности стрелковых войск. В результате механизации и моторизации стрелковой дивизии удельный вес технического состава повысился в 1938 г. до 41,7% (против 20,2% в 1929 г.).

В феврале 1936 г. были утверждены схемы организации дивизии мирного времени для укрепленных районов: внутренних — численностью 6560 человек и восточных — 10 тысяч человек. Дивизия включала три стрелковых и один артиллерийский полки, отдельные танковый, разведывательный и саперный батальоны, пулеметный батальон, зенитную пулеметную роту. Стрелковому полку (численность 1367 и 1768 человек) придавались рота боевого обеспечения (в составе взводов ПВО, саперного, химического, музыкантского), батарея полковой артиллерии и части обеспечения. Стрелковый полк включал два стрелковых батальона (в составе трех стрелковых и одной пулеметной рот и роты тяжелого оружия) и один пулеметный батальон (4 — 5 пулеметных рот). Дивизия укрепрайона военного времени численностью 15500 человек усиливалась танками и артиллерией.

В мае 1937 г. в стрелковых войсках, как в армии в целом, вводился институт военных комиссаров.

29 ноября 1937 г. Комитет Обороны утвердил разработанный Главным военным советом план развития Вооруженных Сил. Намеченная реорганизация имела целью ускорить переход стрелковых войск на единую кадровую систему, упорядочить существующую разнотипность стрелковых дивизий, усилить мобилизационную готовность кадров приграничных дивизий. В этих целях, не увеличивая общего количества стрелковых дивизий, было решено иметь четыре типовых структуры стрелковых войск: 14 стрелковых дивизий Дальнего Востока по 10000 человек (из них три доводились до 14000), 37 кадровых стрелковых дивизий по 6950, 10 кадровых горных дивизий по 4000; 37 территориальных стрелковых дивизий переводились на сокращенные штаты кадровых дивизий численностью 5220 человек (без батальонов связи, саперного и разведывательного), в шести из этих дивизий временно сохранялось по одному территориальному полку. Кроме того, к началу 1938 г. были сформированы по типу кадровых Камчатская и Сахалинская дивизии.

Одновременно была утверждена новая организационная структура стрелковых дивизий военного времени численностью 17000 человек для запада и 18000 для востока вместо ранее существовавших дивизий численностью 13000 человек.

Согласно утвержденным в январе 1938 г. наркомом обороны схемам, все указанные дивизии имели однотипную структуру, отличавшуюся по количеству или уровню входивших в них частей и подразделений, а также по вооружению. Дивизия включала по три полка разной численности, два артиллерийских полка (типовая мирного времени — один), отдельный саперный батальон, дивизионы зенитный и ПТО, отдельный танковый батальон; в штаб дивизии входили: отдельный разведывательный батальон в составе мотострелковой и автобронетанковой рот и кавэскадрона, батальон или рота связи, в стрелковых дивизиях военного времени — авиазвено, а также части боевого и хозяйственного обеспечения.

Горнострелковая дивизия не имела батальонного деления в полках, танкового подразделения, включала один артполк и усиленные части боевого и хозяйственного обеспечения.

Решением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 марта 1938 г. и директивой НКО от 16 апреля 1938 г. национальные части были переформированы в общеармейские с экстерриториальной системой комплектования.

Корпус приграничного военного округа состоял из трех стрелковых дивизий, двух корпусных артполков, отдельного зенитного артдивизиона, саперного батальона, батальона связи и других подразделений. Штабу корпуса придавалась батарея.

В целом за десятилетие (1929 — 1938 гг.) в результате технической реконструкции в структуре и вооружении сухопутных, в том числе стрелковых, войск произошли существенные количественные и качественные изменения. Удельный вес стрелковых войск при абсолютном росте в 2 раза снизился в сухопутных войсках с 58 до 49%, а технических кадров поднялся до 51%; возросшая мощь артиллерийского и стрелкового вооружения повысила их ударную и огневую силу.

Начавшаяся Вторая мировая война выдвинула задачи по дальнейшему укреплению Вооруженных Сил и обороны страны.

С осени 1939 г. началось развертывание Вооруженных Сил и реорганизация сухопутных войск, определяемая задачами повышения их мобилизационной готовности, дальнейшей механизацией и моторизацией. Большое внимание уделялось совершенствованию штатной организации, насыщению стрелковых соединений техникой и вооружением.

Постановлением Главного военного совета от 21 ноября 1939 г., утвержденным Комитетом Обороны, были приняты основы перестройки Красной Армии и типовые схемы организации войск. В Красной Армии было решено иметь 170 дивизий, в том числе:

-139 дивизий численностью от 3 до 14 тысяч (по штатам мирного времени) и численностью 18 тысяч (военного времени). В состав этих дивизий включались: три стрелковых, два артиллерийских полка, отдельные батальоны: связи, разведывательный и саперный, отдельный зенитный артдивизион, дивизион ПТО, а также части и подразделения боевого и хозяйственного обслуживания. Стрелковые полки имели различную численность и однотипную структуру: три стрелковых батальона, в каждом из них по три стрелковых, одной пулеметной роте, роте тяжелого оружия, части боевого и хозяйственного обеспечения;

— 16 горнострелковых дивизий военного времени — 12865 человек, мирного — 7500 (Карпатская) и 4550 (Закавказская). Дивизии этого типа придавался артполк, кавэскадрон, отдельный танковый батальон (или отдельная танковая рота), отдельная химическая рота. В каждом из четырех стрелковых полков было по четыре стрелковых и по одной пулеметной роте (батальонного деления по-прежнему не было);

— 15 мотострелковых дивизий — соединений нового типа, где главный упор делался на техническую оснащенность. Мотострелковые дивизии военного времени состояли из трех мотострелковых полков (по 2990 человек) 3-батальонного состава, полк имел две батареи. Дивизии придавался артполк, танковый батальон, отдельный санитарный батальон, отдельный зенитный батальон, дивизион ПТО, батальон разведки и связи, а также авиазвено.

Управлений стрелковых корпусов планировалось иметь на мирное время — 48 и на военное — 58. Кроме того в войсках сохранялись 3 отдельных стрелковых бригады в 1 ОКА и 6 авиадесантных бригад.

К концу 1939 г. общая численность армии увеличилась до 3273400 человек, 40 стрелковых дивизий было переведено на штаты военного времени.

В ходе советско-финляндской войны 1939 — 1940 гг. выявилось, что стрелковая дивизия, формируемая по штатам военного времени, оказалась громоздким, неповоротливым, перегруженным тылами соединением. В связи с этим возникла необходимость дальнейшего совершенствования штатной организации стрелковых соединений.

С сентября 1939 г. по апрель 1941 г. типовой штат стрелковой дивизии военного времени менялся трижды. В апреле 1941 г. была окончательно определена численность стрелковой дивизии — 14483 человека (вместо 18 тысяч в 1939 г.), в то же время ее огневые возможности возросли. Дивизия могла произвести в минуту на 96,5 тыс. ружейно-пулеметных выстрелов больше, чем дивизия 1939 г.

По штату 1941 г. стрелковая дивизия состояла из трех стрелковых и двух артиллерийских полков, противотанкового и зенитно-артиллерийского дивизионов, саперного батальона и батальона связи, подразделений обеспечения и обслуживания.

Общая численность Вооруженных Сил на июнь 1941 г. составила 5373 тысячи человек. Всего к середине 1941 г. в составе сухопутных войск насчитывалось 62 управления стрелковых корпусов, 303 дивизии, в том числе 198 стрелковых, 31 моторизованная, 61 танковая и 13 кавалерийских. Около 1/4 соединений находились в стадии формирования.

Повышение боевой и мобилизационной готовности стрелковых войск практически выразилось в формировании новых стрелковых дивизий и постепенном переводе частей и соединений на штаты военного времени.

Война застала стрелковые войска в процессе развертывания и перехода на новые штаты. На 1 июня 1941 г. из 170 дивизий и двух бригад, дислоцированных в пяти западных пограничных округах, ни одно соединение не было укомплектовано по полному штату. 144 дивизии имели численность по 8 — 9 тысяч человек, 19 — от 600 до 5 тысяч и 7 кавдивизий — в среднем по 6 тысяч человек. Большая часть стрелковых дивизий не имела штатной численности оружия и боевой техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *