Постановление правительства о компенсационных выплатах

Постановление правительства о компенсационных выплатах

В соответствии со статьями 69 и 611 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения;

состав информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источники такой информации;

порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации:

обеспечить реализацию мероприятий по развитию и эксплуатации Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить в объеме полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

в срок до 31 декабря 2017 г. разработать и утвердить регламент информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г., за исключением абзаца четвертого пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок обработки информации, подлежащей размещению в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — информационная система), порядок предоставления доступа к сведениям информационной системы, а также принципы создания, развития и эксплуатации информационной системы, ее структуру, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в информационной системе, порядок направления и обработки запросов, права и обязанности поставщиков информации и пользователей информационной системы, функции ее оператора.

2. Государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации информационной системы, а также ее оператором является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — оператор информационной системы).

3. Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование информационной системы, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее соответственно — оператор инфраструктуры, инфраструктура).

4. Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона «О персональных данных» и настоящего Положения.

5. Правообладателем информации, содержащейся в информационной системе, от имени Российской Федерации является поставщик информации в части сведений, размещенных им в соответствующем региональном (ведомственном) сегменте информационной системы.

II. Принципы создания, развития и эксплуатации информационной системы, функции оператора информационной системы и оператора инфраструктуры

6. Для реализации целей создания информационной системы, указанных в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», посредством информационной системы обеспечиваются:

а) предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат населению в Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — меры социальной защиты (поддержки) органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления и организациями, предоставляющими меры социальной защиты (поддержки), (далее соответственно — органы власти, организации), в том числе с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости;

б) унификация мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

в) возможность прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части выполнения социальных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

г) повышение уровня информированности граждан о мерах социальной защиты (поддержки) и реализации права на них;

д) формирование и ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации базового государственного информационного ресурса в сфере социальной защиты населения.

7. К задачам информационной системы относятся:

а) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) (далее — классификатор) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее — перечень категорий получателей);

б) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), а также сведений об организациях;

в) контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты (поддержки).

8. Функциями информационной системы являются:

а) сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты (поддержки), а также предоставление доступа к такой информации гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;

б) обеспечение возможности использования сведений информационной системы в целях прогнозирования и оценки необходимости и нуждаемости граждан в мерах социальной защиты (поддержки);

в) соотнесение региональных и муниципальных классификаторов мер социальной защиты (поддержки), регистров в сфере социальной защиты с классификатором в целях унификации мер социальной защиты (поддержки);

г) обеспечение упорядоченного эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации между собой в части обмена сведениями о предоставлении мер социальной защиты (поддержки) посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее — инфраструктура взаимодействия).

9. Создание, развитие и эксплуатация информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:

а) использование инфраструктуры взаимодействия;

б) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности сведений, получаемых через информационную систему;

в) однократность ввода информации и многократность ее использования;

г) обеспечение применения органами власти и организациями классификатора и перечня категорий получателей;

д) централизация сбора и безвозмездность предоставления информации с использованием информационной системы для всех пользователей информационной системы в соответствии с их правами доступа;

е) модульность построения, адаптируемость, модифицируемость информационной системы;

ж) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единых форматов информационного взаимодействия.

10. Функциями оператора информационной системы являются:

а) техническое сопровождение, администрирование, эксплуатация и развитие программно-технических средств информационной системы;

б) соблюдение требований безопасности информационной системы;

в) обеспечение совместно с оператором инфраструктуры бесперебойного функционирования информационной системы;

г) обеспечение возможности интеграции и взаимодействия иных информационных систем с информационной системой;

д) ведение аналитической подсистемы информационной системы с целью формирования аналитической отчетности и предоставление к ней доступа заинтересованным органам власти;

е) размещение (опубликование) ежеквартально на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), а также на портале открытых данных Российской Федерации общедоступной информации, в том числе в форме открытых данных;

ж) утверждение форматов сведений, предоставляемых в информационную систему.

11. Реализация функций оператора инфраструктуры по предоставлению и функционированию инфраструктуры осуществляется в порядке, определяемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

III. Структура информационной системы

12. Информационная система состоит из следующих сегментов:

а) региональные (ведомственные) сегменты;

б) федеральный сегмент;

в) технологический сегмент.

13. Региональные (ведомственные) сегменты информационной системы предназначены для сбора сведений из информационных систем поставщиков данных. Состав собираемых сведений определен в составе информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниках такой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее — состав информации).

Персонификация сведений в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) получателя мер социальной защиты (поддержки).

14. В состав каждого регионального (ведомственного) сегмента информационной системы входят:

а) подсистема взаимодействия с внешними системами;

б) подсистема сбора данных.

15. Федеральный сегмент информационной системы обеспечивает:

а) прием и форматно-логический контроль информации, поступающей из региональных (ведомственных) сегментов информационной системы в соответствии с составом информации;

б) предоставление по запросам органов власти, организаций и граждан сведений;

в) формирование регламентированных и аналитических отчетов на основании сведений информационной системы;

г) предоставление сформированных отчетов органам власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения;

д) формирование и ведение нормативно-справочной информации, в том числе классификатора и перечня категорий получателей.

16. Федеральный сегмент информационной системы включает в себя:

а) портал информационной системы;

б) подсистему ведения классификатора;

в) аналитическую подсистему;

г) подсистему регламентированной отчетности;

д) подсистему обработки запросов;

е) подсистему нормативно-справочной информации.

17. Технологический сегмент информационной системы обеспечивает функционирование инфраструктуры информационной системы и комплексную информационную безопасность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и иных документов, устанавливающих требования по защите информации.

18. Ведение классификатора осуществляется в соответствии с порядком его формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

При формировании классификатора обеспечивается использование Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).

19. В составе информационной системы предусматривается формирование и ведение справочника критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), порядок формирования, ведения и использования которого устанавливается оператором информационной системы, а также формирование аналитических отчетов в сфере предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам.

20. В целях функционирования информационной системы обеспечивается ее интеграция с элементами электронного правительства, такими, как федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — Единая система идентификации и аутентификации), единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал государственных и муниципальных услуг).

Также обеспечивается интеграция информационной системы с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, подлежащую включению в информационную систему в соответствии с составом информации, либо обеспечивающими доступ к этой информации.

IV. Поставщики информации в информационную систему и пользователи информационной системы

21. Поставщиками информации являются органы государственной власти (государственные органы), государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).

22. Пользователями информационной системы являются поставщики информации, указанные в пункте 21 настоящего Положения, и граждане.

23. Поставщики информации размещают в собственных информационных ресурсах информацию, предусмотренную составом информации, для ее дальнейшего предоставления в информационную систему в соответствии с порядком предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения».

24. В целях информирования граждан о предоставленных, предоставляемых им мерах социальной защиты (поддержки) оператор информационной системы обеспечивает отражение такой информации в личном кабинете гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее — личный кабинет), в том числе предоставление такой информации в виде электронного документа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

25. В целях обеспечения актуальности и достоверности информации о фамилии, имени, отчестве гражданина в информационных системах поставщиков информации и пользователей информационной системы оператор информационной системы обеспечивает передачу сведений об изменении фамилии, имени, отчества, поступивших в информационную систему из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

V. Порядок обработки информации, подлежащей размещению в информационной системе

26. Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных».

27. Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки).

28. Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

29. При обработке информации, подлежащей размещению в информационной системе, должны быть обеспечены:

проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к такой информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к данной информации;

своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

недопущение воздействия на региональные (ведомственные) сегменты информационной системы, в результате которого может быть нарушено их функционирование;

постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

VI. Порядок предоставления доступа пользователей к информации, содержащейся в информационной системе

30. Доступ к информации, содержащейся в информационной системе, предоставляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

31. Доступ к информационной системе предоставляется:

а) уполномоченным должностным лицам органов власти и организаций посредством инфраструктуры взаимодействия при соблюдении требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты персональных данных;

б) уполномоченным должностным лицам иных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов посредством инфраструктуры взаимодействия в части доступа к аналитической отчетности, содержащейся в информационной системе;

в) физическим лицам — получателям мер социальной защиты (поддержки) в части персональной информации, предоставляемой посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, о назначенных им мерах социальной защиты (поддержки) и предоставленных услугах;

г) всем пользователям сети «Интернет» — к нормативно-справочной информации в сфере социальной защиты (поддержки) посредством свободного доступа с использованием сети «Интернет».

32. Идентификация и аутентификация пользователей информационной системы, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 31 настоящего Положения, осуществляются с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.

33. Порядок регистрации пользователей информационной системы определяется оператором информационной системы.

VII. Направление и обработка запросов о предоставлении информации в информационной системе

34. Пользователи информационной системы, указанные в подпункте «а» пункта 31 настоящего Положения, для получения информации, содержащейся в информационной системе, направляют запрос о предоставлении информации путем его формирования в электронной форме в своей информационной системе.

При направлении такого запроса должны быть указаны следующие сведения:

а) наименование органа власти или организации, направляющих запрос;

б) СНИЛС гражданина, в отношении которого запрашивается информация;

в) наименование государственной, муниципальной услуги с указанием номера (идентификатора) такой услуги в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», а также наименование иной услуги, для предоставления которой необходима запрашиваемая информация;

г) указание на положения нормативного правового акта, устанавливающие, что запрашиваемая информация необходима для предоставления государственной, муниципальной или иной услуги, и указание на реквизиты данного нормативного правового акта;

д) дата направления запроса;

е) фамилия, имя, отчество и должность лица, подготовившего и направившего запрос, а также номер служебного телефона и (или) адрес электронной почты данного лица для связи.

35. Направление запросов о предоставлении информации в информационную систему в целях получения персонифицированных сведений пользователем, указанным в подпункте «а» пункта 31 настоящего Положения, для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), не допускается, а должностные лица, направившие такие запросы в информационную систему, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

36. Пользователи информационной системы, указанные в подпункте «в» пункта 31 настоящего Положения, для получения информации, содержащейся в информационной системе, направляют запрос о предоставлении информации путем обращения через личный кабинет.

37. При поступлении запроса о предоставлении информации, направленного пользователем информационной системы в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, такой запрос обрабатывается подсистемой обработки запросов федерального сегмента информационной системы.

По результатам обработки в указанной подсистеме федерального сегмента информационной системы формируется ответ на поступивший запрос.

При этом в федеральном сегменте информационной системы сохраняется информация о поступившем запросе и предоставленной по нему из информационной системы информации.

38. Состав информации, предоставляемой конкретному пользователю информационной системы, направившему запрос о предоставлении информации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

39. В информационной системе на основании запроса о предоставлении аналитической информации, подготовленного пользователями информационной системы, указанными

в подпунктах «а» и «б» пункта 31 настоящего Положения, содержащего коды (список кодов) классификатора, перечня категорий получателей, предоставляется доступ к агрегированным деперсонифицированным сведениям информационной системы для формирования аналитической отчетности.

40. Информация о запросах, направленных пользователями информационной системы, указанными в подпунктах «а» и «в» пункта 31 настоящего Положения, хранится в информационной системе в течение 1 года. Состав такой информации определяется оператором информационной системы.

VIII. Защита информации, содержащейся в информационной системе

41. Информация, содержащаяся в информационной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

42. Защита информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы.

43. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития информационной системы оператором информационной системы осуществляются:

а) формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;

б) разработка и внедрение системы защиты информации, содержащейся в информационной системе;

в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация информационной системы на соответствие требованиям к защите информации;

г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы.

44. В целях защиты информации, содержащейся в информационной системе, оператор информационной системы обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к информации;

б) возможность обнаружения фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе;

в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав информационной системы технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

г) возможность выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в информационной системе, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;

д) осуществление непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в информационной системе.

Порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения

1. Настоящий порядок определяет действия поставщиков информации Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее соответственно — поставщики информации, информационная система) по предоставлению в информационную систему информации, содержащейся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, операторами которых они являются (далее соответственно — информационные ресурсы, меры социальной защиты (поддержки).

2. Предоставление информации в информационную систему осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральным законом «О персональных данных».

3. При необходимости установления особенностей порядка предоставления информации в информационную систему в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, такие особенности определяются совместно оператором информационной системы и указанными федеральными органами исполнительной власти.

4. Поставщики информации размещают информацию о предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления мерах социальной защиты (поддержки), состав которой предусмотрен составом информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниками такой информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения», в своих информационных ресурсах для последующей ее передачи в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы.

5. Поставщики информации при внесении в свои информационные ресурсы информации о предоставлении гражданину мер социальной защиты (поддержки) обеспечивают передачу указанной информации в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы с периодичностью и в порядке, которые определяются оператором информационной системы.

6. Информация о предоставлении гражданину мер социальной защиты (поддержки) включает в себя страховой номер индивидуального лицевого счета получателя таких мер, а также информацию о предоставленных ему мерах социальной защиты (поддержки), кодифицированную с использованием классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

7. В случае изменения информации о предоставлении мер социальной защиты (поддержки), содержащейся в информационных ресурсах поставщиков информации, эти поставщики информации обеспечивают передачу актуальной информации в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы с периодичностью и в порядке, которые определяются оператором информационной системы.

8. Поставщики информации обеспечивают передачу информации, содержащейся в информационных ресурсах поставщиков информации, в региональные (ведомственные) сегменты информационной системы с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

9. Поставщики информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой ими в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы, а также ее соответствие требованиям к формам и форматам электронных документов, которые утверждаются оператором информационной системы.

10. Достоверность информации, размещаемой в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы, подтверждается органом государственной власти (государственным органом), государственным внебюджетным фондом, организацией, находящейся в ведении органов государственной власти, предоставляющей меры социальной защиты (поддержки), являющимися поставщиками информации в информационной системе, посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Понятие «субсидия» в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:

(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:

Понятие «субсидия» в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:

(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:

i — правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантий по займам);

ii- правительство отказывается от причитающихся ему доходов или от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);

iii- правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

iv- правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций, перечисленных в подпунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

(а)(2) существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994;

(б) таким образом предоставлялось преимущество».

ССКМ особо выделяет специфические субсидии, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры. Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако, когда применение таких правил не позволяет четко определить, является ли субсидия специфической, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорции при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

— «красные» субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

— «желтые» субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

— «зеленые» субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии со статьей 31 ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, производителям и экспортерам которого иностранное государство предоставляет специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако, в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

— наличие специфических субсидий, предоставляемых иностранным производителям;

— наличие материального ущерба, нанесенного отечественной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

— наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественной отраслью, которой наносится ущерб субсидируемым импортом.

Формой применения компенсационных мер могут быть как компенсационные пошлины, так и обязательства:

— устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или

— пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.

Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики. Заявление считается поданным отечественной промышленностью или от ее имени, если его поддерживают те отечественные производители, на долю которых приходится более 50% общего производства аналогичного товара, произведенного той частью отечественной промышленности, которая высказалась в поддержку или против заявления. Однако расследование не начинается, если на долю отечественных производителей, ясно высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% общего производства аналогичного товара, произведенного отечественной промышленностью.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а также на протяжении всего периода расследования.

Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен максимум до 18 месяцев.

Основные этапы компенсационного расследования:

— отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его на рассмотрение уполномоченного органа;

— уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

— до начала расследования уполномоченный орган проводит консультации с представителями органов власти членов ВТО, в отношении импорта из которых предполагается проведение расследования;

— после начала расследования уполномоченный орган собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей, а также государственных органов экспортирующих стран, ответственных за предоставление субсидий. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам, размерам и формам субсидирования и т.д.);

— не менее, чем через 60 дней с даты начала расследования уполномоченный орган расследования может ввести предварительные меры;

— после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследования представляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

— после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования;

— после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам может быть предоставлена возможность согласовать обязательства, позволяющие избежать введения компенсационных пошлин.

Советы экспортерам:

— определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

— после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

— заполнить и направить вопросник на рассмотрение уполномоченного органа;

— в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

— по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

— запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

— в случае принятия решения уполномоченным органом о наличии субсидируемого импорта и наносимого им материального ущерба предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии и ее специфичности с целью минимизации возможных потерь;

— в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.

В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2007 года N 343

Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет *

(с изменениями на 21 мая 2020 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2020 года)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2. Финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257. — См. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 549 «О Порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст.612);
пункт 1 изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 707 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся детей-инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 39, ст.3880).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

(с изменениями на 21 мая 2020 года)

1. Настоящие Правила определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — лица, осуществляющие уход).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2. Ежемесячная компенсационная выплата (далее — компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — нетрудоспособные граждане).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1101; в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

3. Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 520. — См. предыдущую редакцию)

4. Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

5. Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (далее — орган, осуществляющий выплату пенсии).

6. Для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы:

а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства, а также документ, удостоверяющий его личность;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2018 года N 1287. — См. предыдущую редакцию)

б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным (ограниченным в дееспособности), такое заявление подается от имени его законного представителя с представлением документа, подтверждающего полномочия законного представителя. В качестве документа, подтверждающего установление опеки (попечительства) принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

д) выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;

е) подпункт утратил силу с 20 мая 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года — см. предыдущую редакцию;

ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;

з) документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход, а также нетрудоспособного гражданина (при наличии в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии, сведений, необходимых для назначения компенсационной выплаты, представление лицом, осуществляющим уход, указанных документов не требуется);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2018 года N 1287. — См. предыдущую редакцию)

и) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об усыновлении. В качестве документа, подтверждающего установление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года; в редакции, введенной в действие с 16 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 497. — См. предыдущую редакцию)

к) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 октября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 года N 1054. — См. предыдущую редакцию)

л) справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся &nbspполучателем одновременно двух пенсий: пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и &nbspиной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии&nbsp, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 18 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 790; в редакции, введенной в действие с 16 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 года N 813; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. — См. предыдущую редакцию)
(Пункт 6 в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646. — См. предыдущую редакцию)

6_1. Орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, документов (сведений), указанных в подпунктах «в» — «д» и «л» пункта 6 настоящих Правил. Эти документы (сведения) запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Межведомственный запрос направляется указанным органом в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления лицом, осуществляющим уход, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года N 114. — См. предыдущую редакцию)
Документы (сведения), указанные в подпунктах «в» — «д» и «л» пункта 6 настоящих Правил, предоставляются соответствующими органами по запросу органа, осуществляющего выплату пенсии, в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года N 114. — См. предыдущую редакцию)
Лицо, осуществляющее уход, вправе представить документы (сведения), указанные в подпунктах «в» — «д» и «л» пункта 6 настоящих Правил, по собственной инициативе.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2018 года N 1287; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года N 114. — См. предыдущую редакцию)
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646)

6_2. Заявления, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 6 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646)

7. Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646. — См. предыдущую редакцию)
В случае отказа в удовлетворении заявления лица, осуществляющего уход, орган, осуществляющий выплату пенсии, в течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом лицо, осуществляющее уход, и нетрудоспособного гражданина (законного представителя) с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646. — См. предыдущую редакцию)

8. Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646. — См. предыдущую редакцию)
В случае если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646. — См. предыдущую редакцию)

9. Осуществление компенсационной выплаты прекращается в следующих случаях:

а) смерть нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;

б) прекращение осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением нетрудоспособного гражданина (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии;

в) назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера;

г) назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице;

д) выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;

е) истечение срока, на который нетрудоспособному гражданину была установлена I группа инвалидности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

ж) признание инвалидом с детства I группы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

з) помещение нетрудоспособного гражданина в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581. — См. предыдущую редакцию)

и) поодпункт утратил силу с 20 мая 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года — см. предыдущую редакцию.

10. Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646. — См. предыдущую редакцию)

11. Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 настоящих Правил.

12. В случае перемены нетрудоспособным гражданином места жительства и продолжения осуществления за ним ухода лицом, которому была назначена компенсационная выплата, орган, осуществлявший выплату ему пенсии, приостанавливает осуществление компенсационной выплаты. Орган, осуществляющий выплату пенсии по новому месту жительства, по заявлению лица, осуществляющего уход, о продолжении им ухода за нетрудоспособным гражданином возобновляет осуществление компенсационной выплаты с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было приостановлено. Такое заявление может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 646. — См. предыдущую редакцию)
Орган, осуществляющий выплату пенсии, в целях возобновления осуществления компенсационной выплаты вправе затребовать от лица, осуществляющего уход, документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2018 года N 1287. — См. предыдущую редакцию)

13. Суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года до обращения за ее получением.

Суммы назначенной компенсационной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

14. Начисленные суммы компенсационной выплаты, причитавшиеся лицу, осуществлявшему уход, в текущем месяце и оставшиеся неполученными им в связи со смертью лица, за которым осуществлялся уход, выплачиваются лицу, осуществлявшему уход, в порядке, предусмотренном для выплаты пенсии, на основании соответствующего заявления указанного лица.
(Пункт дополнительно включен с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года)

15. Начисленные суммы компенсационной выплаты, причитавшиеся лицу, осуществлявшему уход, в текущем месяце и оставшиеся неполученными им в связи со смертью, выплачиваются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 20 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 396, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *