Постоянное представительство

Постоянное представительство

Содержание

Постоянное представительство иностранной организации — филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Термин "Постоянное представительство" на английском языке: Permanent establishment.

Комментарий

Режим налогообложения иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории России зависит от того, признается ли ее деятельность осуществляемой через постоянное представительство или нет.

Так, прибылью иностранных организаций признается (ст. 247 НК РФ):

— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

— для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

Признаки постоянного представительства указаны в ст. 306 НК РФ "Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации".

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства облагаются налогом на прибыль почти как российские организации, исходя из прибыли, исчисляемой как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Особенности исчисления налогооблагаемой прибыли таких орагнизаций определены ст. 306 — 308 НК РФ.

Следует отметить, что понятие "Постоянное представительство" не связано с официальной регистрацией иностранной организации. Так, иностранная организация не зарегистрировавшая филиал, может быть признана налоговыми органами как имеющая поятоянное представительство, если выполняются условия, указанные в ст. 306 НК РФ.

Пример

Иностранная организация ввозит товар на территорию России на арендованный склад и реализует с этого склада товар российским покупателям. Договоры с российскими покупателями заключаются от имени иностранной организации.

Такая деятельность иностранной организации признается постоянным представительством.

Если со страной иностранной организации у России имеется действующее Международное соглашение об избежании двойного налогообложения, то нужно учитывать положения этого соглашения (в силу ст. 15 Конституции нормы соглашения имеют более высокую юридическую силу, чем НК РФ). В таких соглашениях как правило, описываются особенности признания постоянного представительства (обычно в ст. 5).

Определение из нормативных актов

Налоговый кодекс России

Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

Тема 5. Постоянное представительство иностранной организации в рф в целях налогообложения

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 — 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

Нормативное регулирование

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

Дополнительно

Зависимый агент — лицо, которое на основании договорных отношений с иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации

Строительная площадка

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

Правовые аспекты, возможности и особенности удаленной работы с территории РФ на зарубежную компанию.

Возможности и особенности удаленной работы с территории РФ на иностранную компанию компанию, мы рассмотрим на примере одной из страны ЕС — Германии.

И европейское и российское законодательство предоставляет свободу в выборе форм договора, которым будут закреплены взаимоотношения сторон. Оформление взаимоотношений сторон обычно оформляется трудовым или гражданско-правовым договором.

Российское законодательство допускает трудоустройство россиян в иностранные компании, не имеющие на территории РФ подразделений. Стороны трудового договора с иностранным элементом свободны в выборе права, в рамках которого будут регулироваться трудовые правоотношения сторон. Имеет смысл в самом договоре максимально детально описать права и обязанности сторон и применимое право. В случае отсутствия соглашения о применимом праве, обычно применяется принцип lex loci laboris –закон места работы, то есть в нашем случае это российское трудовое право.

Глава 49.1 Трудового кодекса РФ регулирует особенности труда дистанционных работников и распространяет на них все предусмотренные российским трудовым законодательством права. Ст. 312.3 ТК РФ дает работнику право получать от работодателя компенсацию за использование работником технических и программных средств и иных расходов, что является важным при определении дохода, подлежащего налогообложению.

Немецкое трудовое и миграционное право не обязывает компанию, заключающую трудовой договор с работником, работающим дистанционно в стране вне ЕС, получать разрешение на привлечение иностранного специалиста (Abschnitt 8 AufenthG).

Трудовой договор с дистанционным работником не обязывает иностранную компанию вставать в России на налоговый учет, так как стационарное рабочее место, предусмотренное ст. 11 Налогового кодекса РФ не создается. Иностранная компания в таком случае не является налоговым агентом по НДФЛ (п. 2 ст 226 НК РФ). Уплата страховых взносов во внебюджетные фонды медицинского, пенсионного и социального страхования иностранным работодателем по действующему законодательству не осуществляется.

Особенности налогового учета представительств иностранных организаций

Российский сотрудник будет вынужден самостоятельно подавать декларацию по НДФЛ и уплачивать налог в размере 13% от полученного дохода.

При работе с иностранным заказчиком на основании гражданско-правовых договоров (оказание услуг, выполнение работ) существенным является вопрос о правовом статус российского исполнителя. В случае выполнения работ без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя возникает риск признания деятельности предпринимательской c привлечением к административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Важным признаком предпринимательской деятельности, в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой считается систематичность. Таким образом, если вы планируете оказывать услуги длительное время, регулярно получая платежи от клиентов, эта деятельность будет сопровождаться ведением вами специального учета, то для того, чтобы избежать проблем с налоговыми правоохранительными органами, мы рекомендуем зарегистрировать свою деятельность в одной из предусмотренных законом форм. Подробней о случаях привлечения к налоговой ответственности в связи с признанием деятельности граждан предпринимательской можно прочитать например здесь.

Гражданин, оказывающий иностранным клиентам услуги по гражданско-правовым договорам обязан декларировать полученный доход и уплачивать с него НДФЛ по ставке 13 процентов. Налогообложению подлежит вся выручка, уменьшенная на суммы документально подтвержденных расходов в порядке ст. 221 НК РФ.

В случаях, когда деятельность носит регулярный (ежемесячные или ежеквартальные расчеты между сторонами, аналогичные услуги оказываются в течение всего времени осуществления деятельности) и систематизированный характер (ведется учет работ или услуг, сторонами регулярно производятся сверки расчетов и т.д.) предпринимательскую деятельность стоит легализовать, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или создав юридическое лицо.

Выбор организационно-правовой формы для осуществления деятельности стоит проводить в зависимости от того, какова планируемая выручка от деятельности, рисков осуществляемой деятельности, области деятельности и прочих факторов.

Например экспорт работ и услуг в области информационных технологий (IT) не облагается НДС и таможенными сборами. В случае, если в организации работает более семи человек, то при соблюдении некоторых формальностей, организация может получить существенные льготы при оплате взносов с зарплат сотрудников во внебюджетные фонды.

При выборе системы налогообложения стоит ориентироваться на планируемую выручку, объем закупаемых на стороне работ и услуг и прочие факторы. В распоряжении на состоянию на осень 2016 года имеются три основных системы налогообложения: общая система с НДС и налогом на прибыль, упрощенная система со ставками 6 или 15 процентов.

В связи с введением с 1 января 2010 года в ЕС правила «Reverse Charge“ НДС с импортируемых в ЕС услуг оплачивает резидент ЕС самостоятельно. Такое же правило установлено в ст. 13b Umsatzsteuergesetz для немецких налогоплательщиков. 

В счетах, выставляемых немецким клиентам, рекомендуется указывать следующие сведения:

  1. Полные наименование и адрес стороны, оказывающей услугу.

  2. Полные наименование и адрес получателя услуги.

  3. ИНН стороны, оказывающей услугу.

  4. Номер плательщика НДС получателя услуги (Umsatzsteueridentifikationsnummer).

  5. Дата выставления счета.

  6. Номер счета.

  7. Точное описание и объем оказанных услуг.

  8. Дату оказания услуги, если услуга оказывалась в разные налоговые периоды.

  9. Сведения о полученной предоплате и полной стоимости услуги.

  10. Указание на то, что НДС уплачивает получатель услуги самостоятельно. «die Steuerschuld des Rechnungsempfängers“.

Счет должен быть выставлен на немецком или английском языке. Документы, подтверждающие факт оказания услуг или передачи результатов работ заказчику оформляются в соответствии со сложившейся хозяйственной практикой в свободной форме.

Для более подробной консультации Вы в любой момент можете обратиться к специалистам компании Контоград.

Возврат к списку

Постоянное представительство иностранной фирмы: что это такое?

Поток иностранных инвестиций в Россию вновь растет. Все больше зарубежных компаний открывают свой бизнес в нашей стране и соответственно сталкиваются с особенностями нашего налогового законодательства. Порядок налогообложения доходов "иностранцев" в России в первую очередь зависит от того, есть ли у них постоянное представительство. Причем в том его понимании, которое заложено в налоговом законодательстве, а не в гражданском.

Иностранные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в России как через свои постоянные представительства, так и без их создания.

В первом случае иностранная организация уплачивает налог на прибыль в целом в том же порядке, что и российские налогоплательщики, за исключением некоторых особенностей, установленных ст.307 и некоторыми другими статьями НК РФ.

Во втором случае налог на прибыль удерживается у источника выплаты доходов. При этом отдельные виды доходов могут вообще не облагаться налогом в России в силу норм гл.25 НК РФ или межправительственных соглашений.

Под постоянным представительством иностранной организации в России понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации (п.2 ст.306 НК РФ).

Деятельность постоянного представительства может быть связана: с пользованием недрами, иными природными ресурсами в России; с проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования; с продажей товаров со складов в России; с выполнением иных работ, оказанием услуг, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности (см. далее "Подготовительная и вспомогательная деятельность").

Представительство по ГК РФ и по НК РФ: основные различия

Есть два основных различия между представительством, определение которого дает ГК РФ, и постоянным представительством согласно гл.25 НК РФ.

Во-первых, в гражданском праве представительство только представляет и защищает интересы организации (ст.55 ГК РФ).

В налоговом же праве постоянное представительство выполняет более важные задачи. Оно должно вести самостоятельный бизнес в другой стране, то есть принимать на месте ключевые экономические решения (выбор контрагентов, определение цен, других существенных условий сделок и т.п.).

Во-вторых, в гражданском праве представительство — это подразделение внутри юридического лица (ст.55 ГК РФ). Налоговый кодекс устанавливает, что постоянным представительством может быть как обособленное подразделение иностранной фирмы, так и любое "иное место ее деятельности". Например, российский посредник (юридическое или физическое лицо), через которого инофирма ведет свой бизнес в России.

Подготовительная и вспомогательная деятельность

Если деятельность иностранной фирмы в России носит вспомогательный или подготовительный характер, то это, как правило, не приводит к образованию постоянного представительства.

В п.4 ст.306 НК РФ к подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

  • содержание запаса товаров иностранной организации исключительно для целей их хранения, демонстрации или поставки до начала такой поставки;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров иностранной организацией;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки или распространения информации, ведения бухучета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), которые реализует инофирма, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой инофирмы.

Пример 1. Представительство иностранной фирмы дает в России рекламу, хранит и демонстрирует образцы товаров, принимает на них заказы. Эти заказы оно передает головному офису, который заключает контракты с российскими клиентами и поставляет им товары из-за рубежа.

Деятельность представительства в этом случае имеет вспомогательный характер. Поэтому постоянного представительства для целей налогообложения здесь не возникает. Хотя представительство в гражданско-правовом смысле может существовать годами, иметь аккредитацию при Государственной регистрационной палате или Торгово-промышленной палате и т.п.

То же представительство самостоятельно ввозит товары в Россию и заключает контракты с покупателями на основе генеральной доверенности головного офиса.

Такую деятельность уже нельзя считать вспомогательной. Это самостоятельный бизнес на территории Российской Федерации.

Иностранная фирма может осуществлять в России подготовительную или вспомогательную деятельность в интересах другой инофирмы. Если такая деятельность все-таки приводит к образованию постоянного представительства, но при этом оплачивается за пределами России, то налоговая база должна определяться расчетным путем. Налоговая база будет равна 20% от суммы расходов постоянного представительства, связанных с указанной деятельностью (п.3 ст.307 НК РФ).

Постоянное представительство в мировой практике

Определение постоянного представительства, данное в ст.306 НК РФ, заимствовано из мировой практики. Существует такая международная организация — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет почти все промышленно развитые западные страны.

Экспертами ОЭСР в свое время был разработан типовой договор (конвенция) об избежании двойного налогообложения (далее — Типовая конвенция ОЭСР) и комментарии к нему (далее — Комментарии к Типовой конвенции ОЭСР). Хотя Россия и не является членом ОЭСР, но абсолютное большинство договоров об избежании двойного налогообложения между Россией и другими странами построены на основе Типовой конвенции ОЭСР.

Определение постоянного представительства в ст.306 НК РФ близко к определению этого термина, которое дается в ст.5 Типовой конвенции ОЭСР.

Постоянное представительство иностранной организации

Согласно ст.5 Типовой конвенции ОЭСР постоянным представительством является "постоянное место деятельности, через которое предприятие осуществляет свой бизнес полностью либо частично".

При этом "постоянное место деятельности" означает не обязательно офис, официально арендованный или приобретенный иностранной фирмой в другой стране. Согласно п.4.1 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия инофирмы в другой стране.

Так, в п.4.3 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР приводится следующий пример.

Пример 2. Иностранная фирма командирует своего сотрудника в другую страну к фирме-контрагенту. Этот сотрудник длительное время живет за рубежом, работает в офисе контрагента, контролирует, как тот выполняет свои обязательства, решает на месте вопросы, связанные с исполнением контрактов.

Хотя прикомандированный сотрудник пользуется чужим офисом, тем не менее последний можно признать постоянным представительством в налоговых целях, поскольку у его фирмы есть "постоянное место деятельности" в другой стране.

Более того, согласно п.42.2 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР постоянным местом деятельности может быть даже компьютер, через который посредством специального программного обеспечения автоматически производится продажа товаров и услуг в другой стране.

Пример 3. Головной офис фирмы находится в Германии, а свои товары она продает в России через Интернет по каталогу. При этом инофирма имеет в Москве сервер для приема заказов, который по договору поддерживает и обслуживает российская компьютерная фирма.

В данном случае никто из сотрудников инофирмы или доверенных лиц в России не присутствует, а деятельность российских компьютерщиков по поддержке сервера носит сугубо вспомогательный характер и с самой продажей товаров не связана. Тем не менее, по мнению экспертов ОЭСР, у такой инофирмы можно признать факт наличия постоянного представительства в России.

К слову сказать, идея о том, что в сфере интернет-торговли только лишь одно наличие компьютера в другой стране говорит о постоянном представительстве, появилась в Комментариях к Типовой конвенции ОЭСР в 2001 г. и поначалу была предметом споров между экспертами. Не все были согласны с таким подходом. Так, по мнению представителей Великобритании, местом ведения бизнеса должно являться все-таки не место, где стоит компьютер, а место, где находятся люди, которые управляют им и всем этим бизнесом.

Зависимые агенты

Определение зависимого агента содержится в п.9 ст.306 НК РФ. Зависимый агент — это лицо (юридическое либо физическое), которое по договору с иностранной фирмой:

а) представляет ее интересы в РФ;

б) действует на территории РФ от имени этой инофирмы;

в) имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной инофирмы, создавая при этом правовые последствия для нее.

Если иностранная фирма регулярно осуществляет в России предпринимательскую деятельность через зависимого агента, это означает, что она имеет свое постоянное представительство в России.

Одновременно согласно тому же пункту иностранная фирма не имеет для целей налогообложения постоянного представительства, если она осуществляет деятельность в России через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Таким образом, зависимый агент — это посредник, который удовлетворяет одновременно следующим условиям:

  • во-первых, он представляет интересы инофирмы в России с правом заключать от ее имени контракты или оговаривать их существенные условия. Эти полномочия могут быть оформлены доверенностью, договором поручения, комиссии, агентирования и т.п.;
  • во-вторых, посреднические услуги, которые он оказывает, выходят за рамки обычной деятельности для посредников на этом рынке или в этом виде бизнеса.

Первое условие (совершение сделок или иных операций в интересах инофирмы на территории России) не является ключевым, поскольку любой посредник (как независимый, так и зависимый) так или иначе работает в интересах другого лица — своего клиента. Более важным при определении статуса зависимого агента на практике является второе условие — укладывается или нет деятельность агента в рамки обычных для данного рынка посреднических услуг.

Определить, где кончаются обычные услуги посредника и начинается деятельность зависимого агента, подчас довольно сложно. По этому вопросу накоплен большой международный опыт.

Так, согласно Комментариям к Типовой конвенции ОЭСР существует несколько признаков того, что агент действует не в рамках своей обычной деятельности и имеет зависимый статус. Вот эти признаки.

  1. Когда агент действует на основе "детальных инструкций" со стороны своего клиента. В частности, как указано в п.п.38.3 и 38.5 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР, независимый агент отвечает перед клиентом (принципалом) за результаты своей работы, но не за то, каким образом ему удалось выполнить поручение. Если клиент дает агенту не только поручения на сделки или иные операции, но и руководит их выполнением, указывает, где и как искать контрагентов и т.п., такой агент приближается к статусу зависимого.
  2. Когда агент оказывает клиенту (принципалу) услуги, которые в обычных условиях не практикуются в данном виде бизнеса (п.38.8 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР). Так бывает, например, когда агент не только выполняет поручения клиента на совершение сделок как комиссионер, но и параллельно имеет доверенность на широкий круг операций с правом заключения любых договоров и этими правами пользуется. Иными словами, признаками зависимого статуса агента являются отклонения от нормы в обе стороны: как слишком детальный контроль клиента за действиями агента, так и слишком большая свобода для агента, которую обычно не имеют посредники.
  3. Когда агент работает в интересах только одного клиента (принципала), то есть зависит от него экономически (см. п.38.6 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР).
  4. Когда по договору чрезмерно большая часть предпринимательских рисков переложена на клиента (принципала), в результате чего агент как бы находится на "иждивении" у клиента. Например, как указано в п.38.7 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР, признаком того, что агент не несет нормальных предпринимательских рисков, является получение им гарантированного вознаграждения (независимо от заключенных сделок и других результатов работы), а также обязанность клиента (принципала) покрывать убытки агента от предпринимательской деятельности.

Каждый из перечисленных признаков в отдельности не может быть основанием для вывода о зависимом статусе агента. Все вопросы его деятельности должны рассматриваться в комплексе.

Следует отметить также, что зависимый агент и взаимозависимые лица — не одно и то же. Согласно п.1 ст.20 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются организации, одна из которых непосредственно или косвенно участвует в другой, и суммарная доля такого участия составляет более 20%.

Пунктом 10 ст.306 НК РФ установлено следующее. Если лицо, осуществляющее деятельность в России, является взаимозависимым с иностранной фирмой, но не имеет признаков зависимого агента, предусмотренных п.9 ст.306 НК РФ, это не приводит к образованию постоянного представительства инофирмы в России.

Например, факт участия клиента в уставном капитале агента (даже если это контрольный пакет) сам по себе еще не говорит о зависимом статусе, поскольку учредитель может и не вмешиваться в текущую деятельность своей "дочки".

Постоянные представительства и строительная деятельность

Стройплощадкой иностранной фирмы на территории России в налоговых целях считается (п.1 ст.308 НК РФ):

  1. место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения или ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
  2. место строительства или монтажа, ремонта, реконструкции, расширения или технического перевооружения сооружений (в том числе плавучих и буровых установок), а также машин и оборудования, для нормального функционирования которых необходимо их жесткое крепление на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

Стройплощадка для иностранного генподрядчика, как правило, считается постоянным представительством уже с момента ее создания. Избежать в данном случае статуса постоянного представительства инофирма может, только ссылаясь на международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Согласно ст.7 НК РФ положения таких международных договоров имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. Например, п.3 ст.5 Соглашения от 5 декабря 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал установлено следующее. Строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, если они существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев. В гл.25 НК РФ такого минимального срока не установлено, но для кипрских фирм (и для российских фирм на Кипре) применяются нормы международного соглашения.

Минимальные сроки для признания стройплощадки постоянным представительством установлены не только в соглашении с Кипром, но и в других международных договорах Российской Федерации. Поэтому в гл.25 НК РФ есть специальные нормы по исчислению сроков существования стройплощадок.

Согласно п.3 ст.308 НК РФ если инофирма является генеральным подрядчиком строительства, срок существования стройплощадки отсчитывается либо с даты подписания акта о передаче ей этой площадки, либо с даты фактического начала работ в зависимости от того, что произошло раньше.

Окончанием существования стройплощадки для инофирмы-генподрядчика является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или комплекса работ. Если акт сдачи-приемки не оформляется или работы окончились уже после его подписания, строительная площадка считается прекратившей существование на дату фактического окончания работ.

Инофирма-генподрядчик может поручить выполнить часть подрядных работ другим лицам — субподрядчикам. Тогда период, в течение которого работы на стройке ведут они, включается для целей налогообложения в срок существования стройплощадки для генподрядчика.

Есть свои особенности и для субподрядчиков. Так, если субподрядчик является иностранной организацией, его деятельность на строительной площадке тоже может создавать его постоянное представительство. Это происходит, если одновременно выполняются два условия (п.2 ст.308 НК РФ):

  • во-первых, продолжительность деятельности инофирмы-субподрядчика составляет в совокупности не менее 30 дней;
  • во-вторых, генподрядчик имеет постоянное представительство.

Постановка представительств на налоговый учет

Любая иностранная организация, которая планирует осуществлять в России деятельность в течение более чем 30 дней в году, обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту осуществления деятельности. Ей присваивается ИНН и выдается свидетельство по форме 2401ИМД. Встать на учет нужно не позднее 30 дней с даты начала деятельности.

Если иностранная организация не планирует осуществлять в России деятельность, но при этом открывает счет в российском банке, она ставится на учет по месту нахождения банка. Налоговая инспекция выдает ей свидетельство по форме 2402ИМ, в котором указывается КИО — код иностранной организации.

Кроме того, инофирмы, осуществляющие деятельность в России не более 30 дней в году, должны направлять уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации по форме 2503И. Уведомление направляется до начала деятельности в налоговую инспекцию по месту осуществления этой деятельности и в МНС России.

Инофирмы, которые не имеют в России постоянного представительства, но получают доходы от источников в России, обязаны информировать об этих доходах налоговые органы. Для этого они должны направлять в налоговую инспекцию по месту нахождения источника выплаты дохода и в МНС России уведомления о полученных доходах (форма 2504И). Такое уведомление должно быть направлено в течение месяца с момента возникновения права на получение доходов отдельно по каждому источнику выплаты.

Б.М.Митин

Аудитор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *