Посттренинговое сопровождение
Как показали научные исследования, проведенные компанией Watson Wyatt на основании данных более 1500 ведущих компаний в различных секторах экономики, что только за счет эффективной постановки работы с персоналом (сотрудниками) при умелом управлении теми же самыми ресурсами, доходы компаний в среднем могут повыситься на 52%.
Эти данные, кстати, подтверждаются отчетами также Российских консалтинговых компаний. В любом случае самым важным аспектом в доходности компании является регулярное профессиональное обучение и развитие персонала (апгрейд знаний, умений, навыков).
И в настоящее время руководство различных компаний уже достаточно глубоко задумываются над эффективностью вложенных средств в обучение и развитие персонала. И как показывает опыт, все прекрасно понимают, что одними лишь разовыми акциями тренингов мало ограничиваться, чтобы достичь существенных показателей. Необходима организация системной работы, где одним из самых значимых факторов в достижении результативности становится умение поддерживать обучающиеся процессы (посттренинговое сопровождение).
Какие на сегодняшний момент существуют формы посттренингового сопровождения:
- Рабочие совещания.
- Тренинг в укороченном варианте.
- Коучинг.
- Консультирование.
- Обучение на рабочем месте.
- HR – инструменты.
- Смешанные варианты.
- Полевая подготовка.
Рабочее совещание – заседание с целью совместного обсуждения возникающих проблем и поиска из предложенных альтернатив наилучшего решения. Проходит чаще всего в формате «круглого стола» и напоминает скорее брифинг (высказывание определенной позиции представителями тренинговых компаний и ответы на интересующие вопросы), нежели мозговой штурм с целью найти уникальное решение.
Плюсы: Руководство компании имеет более четкую картину ситуации и может самостоятельно предпринять какие-либо меры для ее изменения в нужном направлении. Активные участники получают возможность получить ответы на вопросы, которые не были заданы во время тренинга в силу различных причин. Минусы: Участники получают теоретические ответы без возможности их проверки на рабочем месте. Большинство участников при такой форме не являются вовлеченными в процесс изменений. Навыки не тренируются вообще. Риск свести все к обычным разговорам.
Тренинг в укороченном варианте – активная форма обучения, направленная на формирование и совершенствование какого-либо конкретного выбранного навыка. Проходит в аудиторном пространстве, где повторяются основные темы и в формате деловых или ролевых игр рассматриваются проблемные ситуации, с которыми участники столкнулись уже после основного тренинга.
Плюсы: У участников имеется реальная возможность освежить в памяти (повторить) ключевые моменты тренинга. Активные участники имеют шанс проиграть еще раз сложные ситуации, с которыми они встретились на практике. Минусы: Комфортность условий и не приближенность их к реальности не позволяют участникам с серьезностью воспринять полученную информацию. У многих не изменяются ограничивающие убеждения, установки к действию. В силу ограничений по времени большинство, даже в таком формате не отрабатывают навыки. Велик риск «заиграться», а на деле сохраняются старые методы работы.
Коучинг – персональный тренинг, где демонстрируется собственная успешная стратегия и модель поведения тренера и на ее примере формируется и отрабатывается, по принципу делай как я, делай лучше, чем я, в чем-то похожая или иная модель у ученика. Проходит, как правило, в игровых и реальных условиях, где в режиме постоянного контакта дается регулярная обратная связь, что и как надо лучше делать в той или иной ситуации.
Плюсы: У тренируемого появляется возможность определить стратегию и на ее основании скорректировать свое поведение, а также увидеть и в чем-то заимствовать успешную стратегию и модель тренера (передача мастерства). В том числе, уделить внимание деталям, досконально разобраться с причинами, препятствующими достижению целей. Минусы: Самый очевидный минус – это отсутствие возможности охватить одновременно массовую аудиторию из-за ограничений по времени и дороговизне метода. Неспособность каждого перенять подобный стиль работы тренера, по причине неразвитости каких-либо способностей, природных данных.
Консультирование – профессиональная помощь в решении проблемных ситуаций, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений. Выглядит, чаще всего в форме делового разговора с руководителем по поводу общей иногда персональной оценки способностей участников и предложений по их дальнейшему развитию, а также совершенствованию бизнес-процессов в целом по организации.
Плюсы: У руководителя появляется более четкое видение всей целиком ситуации и в частности в вопросах стратегии и развитии профессиональных компетенций у сотрудников. Дополнительно предлагаются технологии для поддержания и реализации на практике достигнутых результатов, эффектов тренинга. Минусы: Участники выступают в пассивной роли и не могут использовать данную возможность для повторения, пройденного материала. Навыки не тренируются никак. Риск оставить все как есть.
Обучение на рабочем месте – обучение непосредственно на рабочем месте под наблюдением опытного наставника. Перед выполнением рабочих обязанностей обучение проходит, как правило, в форме краткого инструктажа и наблюдения за поведением ученика, что и как он делает, в случае необходимости вносятся коррективы в поведение.
Плюсы: Студент имеет возможность спросить в любой момент как нужно делать, в случае если пойдет что-то не так. Он быстрее приобретает уверенность, зная, что может рассчитывать на помощь опытного коллеги. Минусы: Сложность возникает с отсутствием достаточного количества таких подготовленных компетентных наставников, способных не только показать, но и выразительно, убедительно объяснить, что и как надо делать. Так же как и коучингом трудно работать с большим количеством участников.
HR – инструменты – технологии, методы, методики, направленные на повышение профессиональной эффективности, управляемости персонала. В число таких инструментов могут входить: внутренний институт тренерства, аттестация, мотивационные схемы выплат в зависимости от ключевых показателей качества (KPI), ассессмент и т.д.
Плюсы: У участников появляется мотивирующая среда, способствующая усвояемости полученной информации на тренинге и стремлению к углублению развития профессиональных способностей, умений, навыков. С одной стороны к этому побуждает экзаменационный эффект (состояние оценки), с другой стороны морально и/или материально поощрительный стимул. Минусы: Основная проблема – это отсутствие подкрепляющих ресурсов со стороны организации для поддержания изменений после тренинга. Руководство не всегда понимает важность этого шага, а ведь нет стимула – нет и реакции. И еще немаловажный момент при дефиците на рынке труда профессиональных кадров это также отягощается боязнью потерять хоть слабых работников, но работающих. К тому же не всегда достает уровня подготовленности HR-менеджеров самостоятельно и грамотно организовать такие процессы внутри организации.
Смешанные варианты – из названия, становится понятно, что речь идет о соединении различных вариантов посттренингового сопровождения. Чаще всего на практике они принимают такие формы: Рабочее совещание + Консультирование; Тренинг в укороченном варианте + HR – инструменты; Коучинг + Обучение на рабочем месте и другие.
Плюсы: Соответственно возможность влияния на ситуацию возрастает. При условии применения двух, трех и более вариантов в правильной последовательности может возникнуть синергетический эффект. Минусы: Требуется очень много времени (денег) для того, чтобы закрепить хоть какой-нибудь существенный результат. Самым проблемным звеном является то, что эта форма ориентирована на активную, успешную часть обучающихся и недостаточно затрагивает других более пассивных участников, но которых большинство.
Полевая подготовка – система моделирующих упражнений (коммуникативных задач), направленных на развитие конкретных коммуникативных и иных навыков в различных ситуациях общения с незнакомыми людьми. Проходит помимо привычных (в аудиторных условиях), также в условиях приближенных к рабочей реальности в зависимости от темы и целей тренинга (выставки, ярмарки, торговые и офисные центры, рынки, места отдыха, пешеходные зоны).
За счет чего эффективно встраиваются навыки в полевой подготовке?
- Это большое количество повторяющихся операций. Исследования показывают, что навык формируется не менее чем после двадцати одного повторения.
- Это использование расширенного контекста применения навыков на практике. Эксперты отмечают, что чем чаще приходится применять один и тот же навык в различных контекстах, тем на порядок быстрее и результативнее происходит его усвоение по сравнению с теми, у кого нет такой возможности.
- Это эмоциональное переживание. Давно замечено, что если событие насыщено эмоциями, то его запоминаемость существенно выше тех аналогов, где эмоции не преобладают (происходит включение эмоциональной памяти).
- Это формирование или пробуждение внутренних ресурсов (качеств) необходимых в деловой деятельности. Например: закалка таких качеств как готовность быстро мобилизоваться, активность, решительность, находчивость, терпимость, уверенность, способствуют более скорому овладению навыками.
- Это создание реальных и вместе с тем безопасных условий для тренировки. Очень важно неоднократно испытать и проверить полученную информацию, до того момента как возникнет необходимость в ее применении, а иначе сохраняется риск неблагоприятного исхода и дальнейшего отказа (демотивация, появление защитной позиции) по причине неудачного действия.
Плюсы: Участники тренинга получают отличную возможность реально сформировать навык – постепенно довести его до уровня автоматизма (неосознанная компетентность). Участники развивают деловые качества (внутренние ресурсы), способствующие повышению эффективности в профессиональной деятельности. Руководство ясно видит сильные и слабые стороны каждого сотрудника и может предпринять адекватные меры (разумные инвестиции: экономия времени, денег, сил). Минусы: Отсутствие устойчивой культуры, в силу инерции привычек. Малая распространенность из-за отсутствия компетентных и способных ведущих (тренеров) внедрить технологию, как стратегию самообучающейся организации.
В конечном итоге жизнь перед нами всегда ставит выбор, каким путем лучше двигаться. И, конечно же, мы все, согласуем свои действия со своей системой координат. У каждого она своя. Кому что ближе. В любом случае уверенней себя чувствуешь, когда знаешь, что на чем стоит, где основа. В заключении хочу пожелать Вам стоять твердо и устойчиво, двигаясь при этом к намеченным целям.
ЦЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСТТРЕНИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФРОНТ-ПЕРСОНАЛА
В настоящее время общепризнано, что эффективность тренинга без посттренингового сопровождения крайне низка. Основной задачей любого обучения являются изменения знаний, умений, навыков, качеств и установок участников тренинга (ЗУНКУ). В течение тренинга можно изменить их в нужную сторону, но всегда останется вопрос долговременности этих изменений. Без подкрепления ЗУНКУ быстро возвращаются на прежний или даже более низкий уровень.
А если в реальной работе (или жизни) участники тренинга сталкиваются с антиподкреплением, как часто и бывает, то у них формируется понимание того, что корпоративный тренинг — это «красивая сказка, которую приятно послушать и помечтать», потому что в жизни все по-другому. Это в начале. Потом зародится мысль, что тренинг — это «просто сказка», в жизни он не применим никак, поскольку пробовали, и ничего не получилось. А еще через некоторое время: тренинг — это «извините, чушь собачья», пустая трата времени и демотивирующий фактор, потому что мы все это уже проходили и все знаем на собственном опыте.
За чашечкой кофе фронт-персонал такие мысли зачастую высказывает откровенно, средний менеджмент — несколько опасаясь, а более высокий менеджмент — намеками в завуалированной форме. И все говорят об этом совсем честно в отделе кадров при увольнении.
Более того, подобным образом отношение к корпоративному обучению (позитивное, нейтральное, негативное) меняется по мере увеличения опыта работы в компании: в начале — хорошее, потом — нейтральное, и через некоторое время — негативное. Это трудно не заметить особенно у фронт-персонала и особенно в период кризиса — когда нового, мотивированного, только что взятого на работу персонала практически нет, текучка кадров снизилась и среди фронт-персонала большие пропорции занимают немотивированные «старички», для которых тренинг — это пустая трата времени. С низшим и средним менеджментом в этом отношении дела обстоят лучше, но тренд, собственно, тот же.
К сожалению, описанная картина не очень красива, но, по моим наблюдениям, такие ситуации встречаются достаточно часто.
Безусловно, на отношение персонала к корпоративному обучению влияет множество факторов, сегодня предлагаю остановиться на следующей теме: что в таких ситуациях делать корпоративному учебному центру с посттренинговым сопровождением персонала? О тренингах сейчас предлагаю не говорить, поскольку мы все, вроде бы, умеем их писать, организовывать, проводить и знаем большинство подводных камней, которые мы можем встретить на этом пути.
Итак, проблема: «Что делать корпоративному учебному центру с посттренинговым сопровождением персонала, который не мотивирован даже на стандартное обучение? Причем мы в связи с разными обстоятельствами не можем за раз разрубить этот Гордиев узел: за один день поменять персонал и его мотивацию, изменить корпоративную культуру. К тому же мы еще серьезно ограничены в бюджете».
Для начала попробуем ответить на вопрос о целях посттренинговой работы с тем фронт-персоналом, который у нас есть. Тактических и стратегических.
Тактические цели:
- Мотивация
- Активизация
- Закрепление ЗУНКУ, полученных на тренинге
- Разработка, корректировка, поддержание стандартов работы фронт-персонала
- Работа над ошибками
- Отработка взаимодействия, налаживание контактов, «командообразование» фронт-персонала
- Стимулирование «здоровой текучки фронт-персонала»
- Создание кадрового резерва
- Сбор идей/обратная связь с персоналом разной иерархии.
Стратегические цели:
- Повышение качества работы фронт-персонала с клиентами компании
- Увеличение оборотов продающих отделов компании
В нашем понимании цели посттренингового сопровождения фронт-персонала достаточно обширны и не сводятся только к поддержанию и закреплению ЗУНКУ, полученных на тренинге. Мы не исключаем, что это вопрос, вызывающий дискуссии, но этот выбор был сделан нами осознанно.
Определив цели, считаем важным основательно задуматься об основных мотиваторах и демотиваторах фронт-персонала. Очень часто это большой список, но очень важный. Помочь в его составлении могут представители самого фронт-персонала, а также средний менеджмент. Кстати, этот список может быть полезен не только вам, но и руководству, а также отделу кадров. Далее, учитывая его, мы определяем карту (совокупность) мотиваторов и демотиваторов самого «белого и пушистого» представителя фронт-персонала (образцово-показательный представитель фронт-персонала) и самого «седого и мохнатого» (наихудший представитель фронт-персонала). Впоследствии в нашей работе с персоналом они будут возглавлять светлую и темную сторону силы, по крайней мере, мы именно на них будем ориентироваться в хорошем и плохом смысле этого слова.
Например, самому «белому и пушистому» с точки зрения корпоративных целей сотруднику не очень-то важна зарплата и её уровень, лишь бы начальник хвалил (мотиватор — похвала руководителя, демотиватор — отсутствие похвалы; зарплата — нереферентна). А самому «седому и мохнатому» сотруднику, например, важен только уровень оклада, а на похвалу или критику начальника ему чихать (мотиватор — увеличение оклада, демотиватор — снижение оклада; критика и похвала начальника — нереферентна).
Также необходимо проанализировать фронт-персонал исходя из концепции метапрограмм. Метапрограмм много, но нам достаточно определиться хотя бы с 5–7-9, например: активный/рефлексивный, внутренняя/внешняя референция, движение от/движение к, возможности/результат, общее/детали, сходства/различия, сам/другой, реакция на стресс, точка выбора (оно же — убедитель), роли в коллективе и др. Также исследуем «пушистиков» и «мохнатиков». (О том, что такое метапрограммы и как их определять, можно узнать из курса Нейро-Лингвистического Программирования уровня НЛП-Мастер).
Таким образом, в итоге у нас будет список того, от чего мы будем уходить («мохнатики»), и того, к чему мы собираемся прийти («пушистики»), расписанный по мотиваторам, демотиваторам и метапрограммам. Кстати, этот список нам пригодится не только в посттренинге, который мы будем разрабавытать и проводить, но и в тренинговой работе.
Опыт показывает, что практически в любом структурном подразделении компании присутствуют «пушистики» и «мохнатики», правда, в разных пропорциях.
Далее корпоративный учебный центр создает концепцию посттренингового сопровождения персонала, исходя из поставленных целей. При создании концепции мы должны четко понимать, что наше посттренинговое сопровождение будет особенным, поскольку у персонала компании пока, мягко сказать, слишком противоречивые отношения к обучению и низкая мотивированность.
Поэтому основными характеристиками посттренинга должны стать:
I) Неформальность
На данном этапе персоналу, с которым будет вестись посттренинговая работа, лучше не знать, что та система обучения, которая их ждет после основного тренингового обучения, называется посттренингом. Особенно, если тренинг и посттренинг в вашей компании пока не являются орденом почета, т. е. не в цене. Еще хуже будет, если посттренингом раньше вообще не занимались. Представляете, что будет, если вы скажете: «Здравствуйте! Тренинг прошел, теперь нам пора заняться посттренинговым сопровождением. Мы будем им заниматься с сегодняшнего дня и до Нового года. Итак, нам предстоит…» После этих слов начинается война, и никакого посттренинга уже не надо.
Новые проекты, которые могут напрячь «мохнатиков», воспринимаются ими в штыки, а это как минимум не стыкуется с одной из целей посттренинга для фронт-персонала: отработка взаимодействия, налаживание контактов, «командообразование» фронт-персонала.
II) Ненавязчивость
Если навязывать посттренинг «сверху», это будет вызывать сопротивление как активное, так и пассивное. Ненавязчивость не означает безответственность и бесконтрольность. Ответственность здесь заключается в собственной постоянной мотивации отдела обучения и способности заинтересовать, внушить среднему менеджменту, что им нужно заниматься посттренингом вместе с отделом обучения постоянно, а не раз в месяц для отчетности. Безусловно, в основном это достигается в индивидуальных беседах с менеджментом и реализации принципа «относительного напряга»: сам проект посттренингового сопровождения фронт-персонала должен создаваться и реализовываться так, чтобы не напрягать средний менеджмент дополнительным функционалом, одновременно сделав его частично ответственным за него.
Какие-то новые функции по посттренинговому сопровождению средний менеджмент все равно на себя возьмет, но они должны быть настолько органично вписываться в их повседневную работу, что не воспринимались бы как нечто тяжелое и неподъемное. Более того, активизация среднего менеджмента в проект посттренингового сопровождения — дело индивидуальное и творческое, и в каждой компании должно решаться исходя из собственных возможностей.
Что касается контроля за результатами посттренингового сопровождения, то об этом нельзя забывать: необходимые ЗУНКУ мы будем оценивать на аттестациях и при ассесменте персонала.
III) Разнообразие
Методы посттренингового сопровождения фронт-персонала обязательно должны быть разнообразными. Еще лучше, чтобы они вызывали интерес как у «пушистиков», так и у «мохнатиков». Когда вы разрабатываете концепцию посттренингового сопровождения, нужно детально продумать методы, инструменты и темы, которые были бы интересны для тех и для других, и при этом еще реализовывали ваши основные цели. Эта задача может показаться очень сложной, однако, если вы будете хорошо понимать основные мотиваторы, демотиваторы и метапрограммы фронт-персонала, то она вполне выполнима.
Понятно, что методы посттренингового сопровождения могут быть тренинговыми и нетренинговыми, активными и спокойными, серьезными и смешными, короткими и длинными, с более выраженной теоретической или практической стороной и др.
Подробнее о методах посттренингового сопровождения читайте во второй части этой статьи.
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!