Повысить мотивацию
Содержание
- Убедитесь, что цель — ваша
- Используйте аффирмации
- Занимайтесь тем, что больше всего нравится
- Окружайте себя людьми с энтузиазмом
- Научитесь входить в состояние высшего энтузиазма
- Задавайте себе вопросы
- Создайте список «Да, но…»
- Фокусируйтесь
- Попробуйте принцип «Как будто»
- Сосредоточьтесь на нынешней реальности
- Сохраняйте мотивацию и энтузиазм при помощи признательности
- Сделайте свое путешествие приятнее
- Мотивируйтесь при помощи прошлого
- Ожидайте препятствий
- Просто начните
- Библиографическая ссылка
- Интересные статьи
Сегодня мы поговорим о простых приемах и упражнениях для повышения уровня мотивации, на выполнение каждого из которых вам потребуется не больше 3 минут.
Дабы исключить возможность возникновения сомнений в их результативности, отметим, что все последующие способы были протестированы учеными Пенсильванского, Гарвардского и других ведущих университетов мира.
1. Эффект нового начинания (теория «межвременных маркеров»)
Вы никогда не задумывались над тем, почему большинство людей откладывают какие-то важные начинания к 1 января? Да, это начало нового года, но не начало новой жизни.
Пожалуй, это единственная причина, по которой из 365 возможных вариантов мы отдаем предпочтение именно этому дню. Согласитесь, ведь кроме того, что с этой даты начинается календарь, больше ничего не отличает ее от 19 февраля, 1 июня или 23 октября.
Профессора Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете (Wharton School of Business at the University of Pennsylvania) утверждают, что когда человек собирается заняться чем-то новым, он испытывает невероятный прилив сил и энергии, а «межвременные маркеры» (дата или время начала работы над чем-то новым) помогают ему отвлечься от мыслей о прошлых неудачах и сконцентрироваться на открывшихся перспективах.
Основная идея «межвременных маркеров» заключается в том, чтобы заставить человека поверить, что завтра — это совершенно новый день, где нет места угнетающим воспоминаниям о былых ошибках.
Попробуйте написать себе короткую записку. Единственное условие: она должна быть конкретной и правдивой. Вот как это может выглядеть:
«Я постоянно жаловался на то, что у меня нет времени, но так и не научился распоряжаться им правильно. С этого момента я не буду тратить ни одной минуты на решение недостойных внимания проблем».
Дальше дело за малым: сдержать данное себе обещание. 🙂
- Как повысить собственную продуктивность с помощью списка дел?
2. Притворяйтесь, пока не получится!
Известно ли вам, что положение тела имеет сильное влияние на гормональный фон и самовосприятие человека?
Как вы могли догадаться, сегодня мы в который раз поговорим об исследовании, проведенном под руководством профессора психологии Гарвардской школы бизнеса Эмми Кадди (Amy Cuddy).
В ходе эксперимента ученые рассматривали два вида положений тела: властные и безвольные. Властное положение свидетельствует об уверенности и силе человека (глядя на него, создается впечатление, что он занимает слишком много пространства).
Безвольное положение, в свою очередь, говорит о неуверенности и беззащитности.
Исследователям удалось выяснить, что если в течении 2-х минут человек занимает сильную позу, в его организме возрастает уровень тестостерона (гормон силы и власти) и снижается уровень кортизола (гормон стресса).
Этот лайфхак может пригодится вам в различных жизненных ситуациях: перед важным собеседованием, свиданием, совещанием или презентацией. Достаточно всего лишь откинуться на спинку кресла, сложить руки за головой (выкладывать ноги на стол не обязательно, но если есть желание — почему бы не попробовать) и задержаться в этом положении на пару минут.
Выглядит это примерно так:
Если вы не хотите выглядеть глупо в глазах коллег, лучше уединиться в конференц-зале. 🙂
3. Полакомьтесь шоколадом
Кроме того, что шоколад — это один из самых популярных продуктов в мире, продажи которого не падают даже во время экономического кризиса, существует множество доказательств того, что это отличное средство, стимулирующее выброс дофамина (гормон, ответственный за формирование чувства удовольствия).
Профессор психологии Университета Вандербильта (Vanderbilt University) в Нэшвилле (штат Теннесси, США) Дэвид Зальд (David Zald) изучил связь между выработкой дофамина и работоспособностью человека.
В соответствии с результатами проведенного им исследования, у энергичных предприимчивых людей дофамин вырабатывается в вентромедиальной префронтальной коре и полосатом теле (области головного мозга, ответственные за мотивацию и вознаграждение), тогда как у лентяев — в передней островной коре (участок мозга, принимающий участие в процессе принятия решения и восприятия рисков).
Как известно, шоколад является одним из наиболее простых и, что самое главное, легкодоступных веществ, стимулирующих выработку «гормонов радости», к числу которых принадлежит дофамин.
Влияние шоколада на работу головного мозга изучено достаточно хорошо. Вот несколько интересных фактов о том, что происходит в организме человека, когда он ест шоколад:
- повышаются уровни серотонина (нейромедиатор, ответственный за хорошее настроение человека) и фенилэтиламина (нейротрансмиттер, синтезирующийся в организме на начальных стадиях возникновения чувства влюбленности);
- возрастает выработка дофамина, в результате чего учащается сердцебиение, и значительно повышается уровень мотивации;
- поскольку в шоколаде содержится теобромин (от лат. названия какао — theobroma cacao), употребление этого лакомства способствует снятию усталости и снижению стресса.
Неплохо, да?
Так что, если вы хотите стимулировать выброс дофамина, съешьте пару кусочков шоколада. Если же вы поддерживаете диету, стоит включить в рацион другие продукты питания, каковые помогут сбалансировать уровень данного химического вещества. К их числу относятся черника, рыба, свекла, яблоки и бананы.
- Наука о счастье и составляющих гармоничной жизни
4. Делайте ваши ставки!
Вы слышали когда-нибудь о stickK.com? Это платформа для создания неофициальных контрактов.
Для начала нужно определиться с целью. Это может быть все, что угодно: похудеть, бросить курить, начать посещать спортзал, проводить больше времени с семьей, прочесть книгу, выучить иностранный язык и т. д.
Чтобы увеличить вероятность того, что вы справитесь с поставленным заданием, нужно сделать денежную ставку: в случае, если вы не выполните условия контракта, stickK переведет деньги на счет вашего друга, благотворительной организации или — если захотите — конкурента.
StickK.com — это отличный способ мотивировать человека как можно быстрее достичь поставленной цели. Ведь в случае провала он не просто потеряет возможность гордиться собой, но и лишится честно заработанных денег.
Основатель stickK, профессор экономики Йельского университета (Yale University), придумал концепцию будущей платформы еще будучи студентом: он пообещал заплатить своему другу $10 000, если не похудеет на 17 килограмм до определенной даты. К счастью, ему удалось избавиться от лишнего веса и избежать расходов. 🙂
Поскольку большинство людей отдают предпочтение краткосрочной выгоде перед долгосрочной (посмотреть телевизор vs. пойти в спортзал; приготовить фруктовый салат vs. съесть кусочек чизкейка), множество поставленных некогда целей просто забываются.
Взяв на вооружение принципы работы stickK, вы в несколько раз увеличите шансы на успех. Хотя бы потому, что вместо «В этом году я точно похудею» вы будете говорить «Я похудею на 10 кг до декабря».
Почему жизнь без цели неизменно приводит к успеху?
5. Посмотрите на зеленый цвет
Определенные цвета заставляют нас думать об определенных вещах. Например, красный обычно ассоциируется с приближающейся опасностью. Однако результаты исследования, проведенного учеными Рочестерского университета (University of Rochester), продемонстрировали, что красный цвет не только притягивает внимание, но и увеличивает физическую привлекательность мужчин.
Другое исследование показало, что синий цвет ассоциируется с доверием и надежностью, а розовый успокаивающе воздействует на головной мозг.
Теперь угадайте, какой цвет благотворно влияет на уровень мотивации человека? Конечно же, зеленый.
Первое исследование, подтверждающее чудотворные свойства зеленого цвета, было проведено в 2012 году учеными Эссекского университета (University of Essex).
В ходе эксперимента 14 участников выполняли 5-минутные упражнения на велотренажере, просматривая при этом видеоролик, моделирующий реальную велосипедную прогулку по сельской местности. Для видео были использованы три фильтра: исходный (без изменений, зеленый, Vgreen), красный (Vred) и ахроматический (черно-белый, Vgrey).
В результате выяснилось, что красный фильтр раздражал и злил участников, тогда как зеленый — мотивировал интенсивнее крутить педали, не чувствуя при этом сильной усталости.
Результаты второго исследования, проведенного в том же 2012 году учеными Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Ludwig Maximilian University of Munich), были опубликованы в журнале «Личность и социальная психология».
Участникам эксперимента нужно было в течении 2 минут придумать как можно больше способов применения консервной банки. В начале каждого испытания перед глазами участников мелькали вспышки зеленого, синего, белого и серого цветов. Как удалось выяснить, лучше всего на творческие способности человека влияет зеленый цвет.
Ученые предположили, что полученные в ходе исследования результаты были связаны с тем, что зеленый заставляет людей думать о росте, развитии и новых начинаниях.
Использовать полученную информацию очень просто: если вы чувствуете, что ваши силы на исходе, значит, пришло время для короткой прогулки. Главное, чтобы в том месте, куда вы направляетесь, было зелено. 🙂
- Как использовать психологию цвета для увеличения конверсии?
Надеемся, что используя рассмотренные методы, вы научитесь работать быстрее и качественнее.
Высоких вам конверсий!
Р.Р. Хайбуллин, Т. З. Мухутдинова, Л. Р. Храпаль,
А. Р. Камалеева
СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Ключевые слова: качество школьного образования; стратегия и концепция формирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды в школе; создание работающей мотивационной среды; формы, методы, технологии интеллектуально-игровой направленности; модель организации интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении, модернизация образовательного процесса.
В статье рассмотрена проблема совершенствования качества школьного образования, обусловленная теми целями, которые определены в качестве стратегических векторов развития системы российского образования на ближайшие годы. Возникшее качественное отставание в эффективности образовательновоспитательного процесса относительно мирового сообщества, сделало особенно важным поиск инновационных вариантов дальнейшего движения отечественного образования. Сценарий проектирования стратегии формирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды в школе, миссией которой в глобальном плане являются модернизация сути образовательного процесса, рост конкурентоспособности всей системы среднего образования, превращение школы в полноценный действующий разнонаправленный центр социума, на наш взгляд, направлена на разрешение всех вышеперечисленных проблем образования.
Последние десятилетия российское
образование переживало значительный кризис, став опосредованной жертвой всех глобальных политико-экономико-социальных изменений,
происходивших с нашим государством. В определенный момент была утрачена внутренняя парадигма развития системы, своеобразная
образовательная национальная идея, трагически приумноженная постсоветским нигилизмом,
уничтожившим многие позитивные наработки советской педагогики.
В своем Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что «главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире… Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килечек», Стратегия развития образования в городе Казани на 2010-2015 годы определяют как одну из основных задач современной школы -раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В 2009 году Российская академия образования проанализировала результаты PISA (Programme for International Student Assessment) -2009. Это общепризнанная международная программа по оценке подготовки 15-летних школьников, проводимая каждые три года Организацией экономического сотрудничества и развития и определяющая уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности учащихся из 65 стран мира. По итогам тестов Российская Федерация оказалась в нижней половине таблицы, показав понижение результатов даже в сравнении с предыдущими годами. Эта тенденция снижения конкурентоспособности российских школьников послужила причиной появления в Послании Президента слов о необходимости инновационных преобразований отечественной системы образования и последующей Президентской инициативы «Наша Новая школа».
В настоящее время можно говорить о существовании серьезных противоречий между требованиями школьной программы и реальным уровнем обученности, между предметным образованием и восприятием целостной картины мира. Эти противоречия проявляются не только в международных тестированиях, но и в Едином Государственном экзамене. Причина низких
показателей не в том, что школа не в состоянии дать знания. Проблема в том, что наша школа не вполне справляется с двумя важнейшими задачами, без решения которых невозможен эффективный образовательный процесс: создание работающей мотивационной среды, способной заинтересовать ребенка в получении знаний.
Считается, что порядка 2% детей -вундеркинды, дети со сверхспособностями, ещё порядка 15% — талантливые дети. Этим категориям интересно практически всё, что им преподают. Самая большая группа детей — порядка 70-80% -дети одарённые, но «не проснувшиеся», не способные на самомотивацию, нуждающиеся в стимулировании, «пробуждении». И, наконец, 1015% — инертные дети, заинтересовать которых крайне сложно. Фактически, вопрос мотивации к обучению и самообучению — краеугольный камень самого процесса образования. Необходимы
выстраивание связи «знания — реальность -ситуация», построение системы метапредметного образования. Зачастую обладая обширными
знаниями, выпускники не умеют эффективно работать с ними, быстро принимать оптимальные решения, что и не удивительно в условиях отсутствия у них достаточной для этого мотивации в рамках традиционно учебного процесса.
Развитие конкурентоспособности в контексте решения главной задачи современной школы -достижения высокого качества образования,
отвечающего требованиям ХХ1 в. — возможно, в первую очередь, через применение компетентност-ного подхода и использование современных
педагогических технологий, способствующих:
— вовлечению каждого учащегося в активный познавательный процесс,
— созданию атмосферы сотрудничества при решении разнообразных проблем,
— формированию собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования, постоянному совершенствованию интеллектуальных способностей.
Таким образом, существуют противоречия:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— между традиционной системой ценностей отечественного образования и необходимостью ее обновления на основе новых критериев, принципов, трендов изменения качественных показателей образования — формирования конкурентоспособности;
— между пониманием ориентиров дальнейшего развития и отсутствием однозначного понимания организации процессов этого развития, необходимостью подготовки и переподготовки всех участников образовательного процесса.
Разработанный нами сценарий
проектирования стратегии формирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды в школе, миссией которого в глобальном плане являются модернизация сути образовательного процесса, рост
конкурентоспособности всей системы среднего образования, превращение школы в полноценный
действующий разнонаправленный центр социума, включает следующие условия его воплощения
(рис.1):
Качественное изменение компетентностей у преподавателей, работающих в интеллектуальномотивационной образовательной среде
Формирование у детей установки на самомотивацию, осознания ценности и практической йпг.тррбайпнмпг.ти
образования (быть умным -модно)
Эффекты реализации стратегии
т
Миг г ия —
Модернизация образовательного процесса, рост конкурентоспособности сшиты среднего образовании, Преврйщение шш!ы б ПМНОЦеННЬ/И Ц4Нтр Сйциумй
Возникновение систем интерактивного взаимодействия «школа-клуб -семья»
конкуаентоспособности участников образовательного процесса
Превращение школы в центр метапредметного развития, подготовки кадров доя любой сферы деятельности
Разработка новых \
систем оценивания
успешности
учащихся т
условия раскрытия индивидуальных
и творческих
способностей
Лктизное 1
использование е
учебном процессе
форм..
методов., технологий
интеллектуал ьно-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
игровой
направленности
Условия и эффекты реализации стратегии интеллектуально-мотива ционной образооатслыюй г ре дм
Соответствие шкального образования целям опережающего и устойчивого развития общества
Уичивии реализации стратегии
Создание необходимой органи.зационт-педагогической базь/
интеграция основного и дополнительного образо&ания
Ноёый подход к учебному прпцрггу, приоритет мотивационного поведения и мировоззрений, переход К микрогруппам и индивидуальному подходу (интеллект ушьжяг здйрооьеебсрсмашс)
Иямрнрнчр внутренней структуры организации и управления УВП
Разработка системы материальных и моральных стимулов поддержки учителей, работающих е контексте интеллеятуалъна-ттивационнай сред ьу
Рис. 1 — Условия и эффекты реализации
стратегии интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении
— новый подход к учебному процессу,
приоритет мотивационного поведения и мировоззрения, переход к динамическим микрогруппам и индивидуальному подходу, что дает эффект «интеллектуального
здоровьесбережения» участников образовательного процесса;
— разработка новых систем оценивания успешности учащихся (а в перспективе и учителей) как условия раскрытия индивидуальных и творческих способностей;
— активное использование в учебном процессе форм, методов, технологий интеллектуально-
игровой направленности (педагогическая игра,
интеллектуальная игра, мотивационная игра,
психологическая игра);
— разработка системы моральных и
материальных стимулов поддержки учителей,
работающих в контексте интеллектуальномотивационной образовательной среды;
— создание необходимой организационнопедагогической базы, построенной на интеграции основного и дополнительного образования, что должно привести к изменению внутренней структуры организации и управления учебновоспитательным процессом.
Ожидаемые результаты от внедряемой нами Стратегии:
1. Повышение качества образовательного процесса посредством внедрения интеллектуальных игровых педагогических техник, формирования интерактивной мотивационной образовательной среды для всех участников образовательного процесса.
2. Повышение качества школьного
образования через комплекс педагогических условий, к которым, прежде всего, относятся: самомотивация всех участников образовательного процесса, стремление к самореализации,
дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, интерактивная игровая система средств и методов осуществления проверки знаний и умений, интегрированная система «интересно на уроке — интересно после уроков».
3. Активизация личностного фактора
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
в школьной среде, развитие творческого потенциала учащихся и учителей, увеличение объема и качества усваиваемого материала, выход за рамки
предметности в образовательном процессе —
развитие умений и навыков межпредметного и метапредметного характера.
4. Повышение
конкурентоспособности учащихся за счёт увеличения роли самооценки обучающихся, внедрения принципа состязательности в учебный процесс при одновременном снижении уровня тревожности — «интеллектуальное здоровье-
сбережение».
Следовательно, формирование
интеллектуально-мотивационной образовательной среды складывается на основе интеграции трёх базовых составляющих: педагогической («интересно на уроке»), клубной («интересно после урока»), интерактивной («интересно самому»). Речь идёт о полноценной структурной интеграции, подразумевающей применение в учебно-воспитательном процессе элементов и техник интеллектуального клуба, а в интеллектуальном клубе — принципов образовательного процесса.
Теоретические основания концепции выражаются в следующих основных положениях:
1. В современных условиях значительного отставания нашей системы образования от общемировых тенденций, модернизация образования должна осуществляться на принципиально новых (организационных, управленческих, профес-
сионально-педагогических, методических, эконо-мическихО основаниях. Необходима переориентация учебно-воспитательного процесса, изменение системы внутренних акцентов и целей образования, что нашло отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
2. Основными проблемами нашего
образования в настоящее время являются низкая мотивация участников образовательного процесса и низкий уровень конкурентоспособности
выпускника. Без решения проблемы мотивации иные пути модернизации образовательного процесса приобретут, по сути, экстенсивный характер, а без решения проблемы
конкурентоспособности система образования утрачивает смысл как таковая.
На этом основании можно говорить о следующих приоритетах модернизации образовательного процесса в школе: формирование
актуальной мотивации всех участников учебновоспитательного процесса; организация единой мотивационной образовательной среды, ориентированной на постоянное стимулирование интеллектуально-творческого саморазвития, образовательную социализацию личности; создание педагогических условий метапредметного образования, позволяющего адаптироваться в любой сфере профессиональной деятельности.
3. Модернизация образования не может быть успешно осуществлена за счёт усилий только средней школы. Для решения столь масштабной задачи, как мотивационная образовательная среда, требуется привлечение к решению этой задачи системы дополнительного образования (с одновременной его модернизацией) и системы молодёжных общественных организаций интеллектуально-творческой направленности (интеллектуальные игры, ролевые игры, экономическое моделирование, психологические клубы и т.д.).
4. Мотивационная образовательная среда
представляет собой систему интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, за счёт которого происходит поддержание высокого уровня внутренней самомотивации. Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих: создание условий
появления установки на качественную деятельность, формирования чувства ответственности перед самим собой, появление возможности видеть конечный результат в краткосрочной перспективе и понимание способов его достижения.
Модернизация образовательного процесса в контексте создания мотивационной образовательной среды возможна через интеллектуально-мотивационное воздействие, успешность которого, в свою очередь, зависит от следующих факторов:
1) полноты интеграции основного и дополнительного образования в рамках общеобразовательного учреждения в единую взаимосвязанную систему в методическом и управленческом смыслах;
2) наличия обоснованного инструментария мониторинга динамики основных критериев
конкурентоспособности, а также построенной на иных принципах системы оценки качества образования;
3) степени внедрения инновационных методов и технологий обучения, основанных на применении интеллектуально-игровых техник, обеспечения дифференциации и индивидуализации образования в школе на основе вариативности и многообразия направлений интеллектуальнотворческого развития;
4) подготовленности педагогических кадров к работе в нетрадиционных формах в рамках мотивационной образовательной среды, органичности процесса адаптации кадров дополнительного образования и общественных организаций к работе в структуре общеобразовательного учреждения.
Идея использования интеллектуальноигровых методик в образовании, переноса огромного 30-летнего опыта сообщества «знатоков» в школу, достаточно актуальна и перспективна, поскольку такой инновационный подход позволит повлиять на решение целого ряда проблем.
1. Проблема мотивации учащихся. Быть умным пока не модно, поскольку нет понимания, зачем это нужно. Дети должны получить возможность практически применять полученные знания во всех областях. Олимпиадное движение многих отпугивает и сложностью, и предметными рамками. Интеллектуальные турниры гораздо шире по охвату, они ярче и привлекательнее внешне, их организация не сложнее, чем организация олимпиад, а потенциальный охват знаний участников безграничен, любой ребенок может оказаться полезным в команде, т. е. почувствовать себя способным к развитию. Организуя сразу несколько чемпионатов по разным видам интеллектуальных игр и используя образовательно-игровой портал, можно охватить практически всех учащихся республики. Масштабная соревновательная среда даст возможность детям демонстрировать свои знания, смекалку, логику, побуждая их к дальнейшему развитию или пробуждая в них скрытый потенциал.
2. Проблема подготовки к ГИА и ЕГЭ. Интеллектуальные игры развивают общую эрудицию, нестандартность мышления, креативность, реакцию. Однако адаптируя их к процессу обучения через игровые педагогические технологии, мы можем придать им конкретную направленность, т. е. использовать при подготовке к итоговой аттестации. Подобный подход отвечает принципам здоровьесбережения, поскольку уменьшает психологическое давление, стрессовость. Мы приучаем детей думать и генерировать в условиях крайне ограниченного времени, применяя все имеющиеся знания и получая новые знания на их основе. Такой учащийся воспримет ЕГЭ гораздо спокойнее и увереннее. Такой выпускник станет гораздо конкурентоспособнее.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. Проблема раскрытия потенциала учителей. Наши учителя далеко не всегда готовы воспринимать инновации, перестраиваться. Связано это и с тем, что сами они не уверены в своих
способностях, их профессионализм в некоторой степени закостенел, мышление частично утратило творческую гибкость. Вовлечение их в процесс интеллектуально-игрового развития актуализирует их знания, дает возможность раскрыться и поверить в себя. Объединение их в микрогруппы (команды) способствует обмену опытом, сплоченности, формирует позитивный микроклимат. Разработка и использование методов и техники игропедагогики дает инструментарий успешной инновационной деятельности, налаживания контактов с детьми, построения эффективной образовательной среды.
Для успешного функционирования интеллектуально-мотивационной образовательной среды предполагается работа в трех направлениях:
1.Лаборатория игровых технологий, задача которой — непосредственная разработка, адаптация и внедрение игровых педагогических техник в образовательный процесс, создание программ мониторинга и критериев оценки степени эффективности использования тех или иных методов и приёмов, разработка учебных курсов.
2.Клуб интеллектуального творчества, основная функция которого — создание единого мотивационного образовательного пространства школьников через организацию очных и заочных массовых соревнований, турниров, чемпионатов, фестивалей. Здесь подразумевается проведение общешкольных чемпионатов по интеллектуальным играм, соединённым с предметной подготовкой: «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Скрэббл», «Пирамида» и другим.
3. В рамках создания единой мотивационнообразовательной среды организуются мероприятия, ориентированные на участие в них педагогических коллективов школ, а также родителей.
Ресурсный центр подготовки педагогических кадров, направленный на решение двух задач:
1. Непосредственную подготовку учителей-тьюторов, способных успешно применять в своей практике внедряемые педагогические технологии.
2. Формирование мотивационной среды для самих учителей, стимулирующей рост их творческого потенциала, стремление к саморазвитию в условиях требований нашей новой школы.
Таким образом, мы приходим к выводу, что интеллектуально-мотивационная образовательная среда способствуют повышению качественных показателей образования. Научные и организации-онные задачи, встающие при формировании интеллектуально-образовательной мотивационной среды сложны, их решение требует значительных, но вполне осуществимых усилий и затрат. Эффект от создания такой среды способен принципиально изменить образовательный процесс и может стать основой качественно нового уровня организации преподавания в школе, отвечая требованиям к качеству образования, изложенным в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
Литература
1. Камалеева А.Р. Использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций для повышения качества обученности учащейся молодежи (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла) — Казань: ТГГТУ, 2011. — 210 с.
2. Храпаль Л.Р. Стратегия социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования как института социализации // Вестник Поморского ун-та. — 2009. — № 11. — С. 282-287
3. Храпаль Л.Р. Развитие социокультурной и этнокультурной компетентностей специалистов как сложный социокультурный процесс интеграции //
Вестник Башкирского ун-та. — 2010. — Т.15. — № 1. — С. 221-224.
4. Храпаль Л.Р. Уровни и критерии оценки
5. Храпаль Л.Р., Мухутдинова Т.З. Организационнопедагогические основы модернизации экологического образования в национальных исследовательских университетах в современных социокультурных условиях // Вестник Казан. технол. ун-та. — 2011. — №8. -С. 298-307.
6. Храпаль, Л.Р., Камалеева, А.Р. Особенности
социокультурного проектирования модернизации
экологического образования в вузе // Современная наука. — 2011. — №2 (5). — С. 46-51.
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 30.11.12. по 10.01.13.
Одна из основных причин, по которым люди не достигают целей, состоит в том, что им не хватает мотивации либо начинать, либо продолжать идти, как только сопротивление становится жестким. Вы можете парировать, сказав, что главное — это дисциплина и сила воли, в то время как мотивация для слабаков. Но одно другому не противоречит — человек с огромной силой воли, который добивается своих целей, обычно еще и достаточно мотивирован.
Поэтому в нашей статье речь пойдет как раз о мотивации, как о топливе, на котором можно добраться к своей цели. При этом не стоит забывать, что мотивация — ресурс ограниченный и его следует постоянно пополнять. К счастью, существует множество различных стратегий, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать себя на работу над достижением целей.
Убедитесь, что цель — ваша
Ничто не будет истощать вашу энергию так же сильно, как попытка идти за целью, которую кто-то другой поставил перед вами и которой вы не верите. Подумайте о различии между усилиями, которые вы должны предпринять, чтобы идти в гору, по сравнению с теми усилиями, которые вы должны предпринять, чтобы спускаться с горы.
- Вы идете в гору, когда преследуете цель, которую кто-то поставил перед вами. Вы были рождены не для этого, поэтому вынуждены себя заставлять.
- Вы спускаетесь с горы, когда цель — ваша. Вас тянет к ней при помощи силы тяжести, а вдохновение и мотивация возникают сами по себе.
Используйте аффирмации
Полезны такие аффирмации:
- Шагая мелкими шагами, я в итоге добьюсь своей цели.
- У меня есть способности добиться всего, чего я хочу.
- Независимо от проблемы я найду решение.
- Каждый раз, когда я падаю, то поднимаюсь.
Занимайтесь тем, что больше всего нравится
Как однажды сказал великий предприниматель Чарльз Шваб: «Человек может добиться успеха почти во всем, для чего у него есть неограниченный энтузиазм».
Наполеон Хилл, автор многолетнего бестселлера «Думай и богатей», объясняет, что энтузиазм легко появляется, когда человек вдохновляется желанием и страстью сделать что-то. Поэтому вам нужно устанавливать цели, от которых вы в восторге. Думайте об энтузиазме как о пламени, которое питает вашу мотивацию.
Окружайте себя людьми с энтузиазмом
Другие люди могут либо ослабить ваш энтузиазм и мотивацию, либо помогут сохранить их. Подружитесь с теми, кто будет поощрять вас и бросать вызов для достижения ваших целей.
Кроме того, энтузиазм является заразным. Когда вы общаетесь с людьми, которые с энтузиазмом относятся к своей жизни и к своим целям, их энтузиазм будет вдохновлять вас.
Если вы не можете найти людей с энтузиазмом, окружайте себя видео и книгами людей, которые полны энтузиазма, такими как Брайан Трейси, Тони Роббинс, Зиг Зиглар.
Научитесь входить в состояние высшего энтузиазма
Наполеон Хилл объясняет, что у каждого есть что-то, что повышает его энтузиазм — это может быть что-то следующее:
- Посещение музеев
- Прослушивание музыки
- Проведение времени на природе
- Ношение красивой одежды
- Чтение книг авторов, которыми восхищаешься
Он добавляет, что все выдающиеся люди открыли пути и средства для перемещения себя в состояние высокого энтузиазма. Вам нужно выяснить, какая активность заставляет ваш энтузиазм взлетать до небес.
Задавайте себе вопросы
Граф Преветт — автор книги «How to Turn Your Ability Into Cash», объясняет, что одним из лучших способов генерировать энтузиазм в себе являются вопросы о ваших способностях, идеях и прогрессе. Аналогичным образом, если вы хотите генерировать энтузиазм в других: «Задайте достаточно вопросов, и вы найдете ответ. Задавая вопросы, вы запускаете бесконечную цепочку идей. Большинство изобретений и улучшений являются результатом вопросов. Кто-то хотел узнать ответ».
Вопросы разжигают идеи, вызывают реакцию, стимулируют интерес и создают желание. То есть, они порождают энтузиазм. Вот несколько вопросов, которые вы можете использовать:
- Каким образом я могу получать больше удовольствия, занимаясь этим?
- Что хорошего в этой ситуации?
- Как я могу продолжить движение?
- Какой следующий шаг я могу предпринять?
- Чего я хочу здесь?
- Как я могу увеличить скорость работы?
Создайте список «Да, но…»
Какова бы ни была цель, вы, вероятно, можете найти длинный список причин, почему вы не сможете ее достичь. Эти сомнения рождаются в глубине вашего разума, убивая мотивацию. Тем не менее, есть способ, который вы можете использовать, чтобы устранить эти сомнения.
Сядьте и запишите все причины, по которым вы думаете, что не сможете достичь своих целей. Затем, противопоставьте каждому из них «да, но». Вот пример:
- Причина: я не могу достичь своей цели, я слишком стар, чтобы заново учиться.
- Ответ: да, я старше, но мой жизненный опыт является преимуществом, которого не хватает молодым.
Фокусируйтесь
Еще один способ генерировать энтузиазм — это обратить ваше внимание на то, что вы делаете. Преветт объясняет, что для выполнения любой работы требуется концентрация мысли: «Это не измеряется в часах, однако те люди, которые умеют долго фокусироваться на чем-то, создают больше творческих идей и зарабатывают больше денег».
Попробуйте принцип «Как будто»
Норман Винсент Пил пишет о том, что нужно нарочно наполняться энтузиазмом. Процесс выглядит следующим образом:
- Закрепите образ энтузиазма в своем сознании.
- Приступайте к делу, действуя так, как будто уже обладаете высоким энтузиазмом.
- Поверьте в это.
Сосредоточьтесь на нынешней реальности
Представим, что вы в настоящее время работаете на кого-то, а ваша цель — собственный бизнес. Как действовать, чтобы улучшить свою жизнь прямо сейчас? Посмотрите на следующие два сценария:
Сценарий первый: вы просыпаетесь, идете на работу, которую ненавидите, а затем приходите домой, читаете журналы или смотрите телевизор, пока не придет время спать.
Второй сценарий: вы просыпаетесь раньше обычного и используете этот дополнительный час для работы над своей целью — начать собственный бизнес. Затем вы идете на работу, возвращаетесь домой, немного отдыхаете и ложитесь спать пораньше, чтобы повторить этот процесс на следующий день.
Следуя второму сценарию, вы будете наполняться мотивацией и энтузиазмом каждый новый день, потому что начали его со своей мечты.
Сохраняйте мотивацию и энтузиазм при помощи признательности
Одна из эмоций, которая помогает генерировать энтузиазм, и, следовательно, помогает сохранить вашу мотивацию — это благодарность. Почувствуйте благодарность за все, что у вас есть, что помогает достигать своей цели. Вот три примера:
- Почувствуйте благодарность за то, что у вас есть здоровье, необходимое для достижения цели.
- Почувствуйте благодарность за доступ к интернету, который позволяет быстро найти необходимую информацию для достижения вашей цели.
- Почувствуйте благодарность за то, что при помощи книг вы имеете доступ к рассказам людей, которые уже достигли того, чего вы пытаетесь достичь.
Сделайте свое путешествие приятнее
Если работа над целью вас в настоящее время не удовлетворяет, подумайте над тем, что нужно предпринять, чтобы сделать путешествие более приятным. Вот несколько способов:
- Добавьте разнообразие
- Балансируйте между физической и умственной работой
- Вовлекайте своих друзей и близких
- Избегайте неприятных вещей
- Сделайте свою работу веселой
Мотивируйтесь при помощи прошлого
Составьте список всех ваших прошлых успехов. Всякий раз, когда вы чувствуете себя немотивированным, читайте этот список. Напоминать себе обо всем, что вы достигли — отличный способ «заправиться».
Ожидайте препятствий
Если вы пытаетесь сделать что-то стоящее, то препятствия однозначно будут. Примите то, что их преодоление является частью процесса достижения целей. Это относится ко всем видам препятствий: людям, событиям, обстоятельствам и так далее.
Просто начните
Чего бы вы ни хотели добиться, начните. Как объясняет Преветт, закон природы таков: «Сделай это и у тебя появится сила».
Желаем вам удачи!
Ключевые слова:1Психорегуляция
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Хабаева Л.М. 1 Абаева И.В. 2 Гиоева Е.П. 3 1 НОУ ВПО «Владикавказский институт управления» 2 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» 3 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет» Исследовав особенности проявления мотивации достижений и мотивации избегания неудач у студентов Владикавказского института управления, мы выявили группы психолого-акмеологических факторов, лежащих в основе мотивации деятельности и поведения молодежи, определяющих эффективность ее дальнейшего личностного и профессионального развития, определяющих ее реальный социальный успех. Студенты юридического отделения Владикавказского института управления демонстрируют низкий и средний уровень потребности в достижении, среднюю и низкую тенденцию к улучшению результатов своих достижений, соответствующий уровень переживания успеха-неудачи в учебной деятельности, неудовлетворенности достигнутым, настойчивости в достижении своих целей, уверенности в себе. Немного меньше половины студентов (42 %) показывают высокий уровень мотивации избегания неудач, высокий уровень защитного поведения. Также высокий процент (40 %) относится к среднему уровню избегания неудач и среднему уровню мотивации достижения. И только 18 % студентов оценивают свое поведение как ориентированное на достижения и успех. В целом, группа диагностируемых студентов представляет собой молодежь больше с характеристиками консервативного, ведомого, пассивного поведения, чем уверенных в себе, самостоятельных молодых людей, заинтересованных в собственном личностном и профессиональном развитии, активно реализующих как задачи, поставленные перед ними обществом, так и собственные планы и мечты. Минимальные выборы получили характеристики (личностные качества), составляющие структуру мотивации достижения личности, а также значимые для достижения цели: предприимчивый, удалой, храбрый, чуткий, бойкий, неустрашимый, отчаянный. 182 KB североосетинская молодежь психолого-акмеологические факторы развития личностные качества избегание неудач Мотивация достижений 1. Галюк А.Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России: дис. … канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2004. – 160 с. 2. Дзуцев Х.В., Габуева А.Р.,. Хабаева Л.М. Общественное мнение о человеке преуспевающем в республиках Северо-Кавказского округа Российской Федерации // Журнал «Гуманитарий Юга России». – Ростов-на-Дону, 2012. – № 4. – С.139-153. 3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – С.245. 4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988. – С.295. 5. Котик. М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981. – 408 с. 6. Кравцова Т.Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2003. – 126 с. 7. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: опыт социологического исследования /отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. – М.: Наука, 1978. – 207 с.
Одной из самых актуальных проблем, решаемых Правительством Северной Осетии в области подготовки молодых специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, является пассивность значительной части молодежи в решении вопросов личностного и профессионального развития, а также недостаточный уровень мотивации молодежи к созидательной деятельности, к успеху.
Значительные затруднения в самоопределении, развитии испытывает и сама молодежь, ведь современная социокультурная ситуация требует от нее не просто личностной и социальной активности, но эффективности осуществления выборов, развитых способностей принятия решений в разных областях профессиональной и общественной жизни.
Решение обозначенных задач требует от органов госуправления разработки комплекса мер, нацеленных на повышение уровня мотивации личностного и профессионального развития молодежи с непременной опорой на научные данные исследований социально-психологических особенностей мотивационной сферы молодежи республики.
В этой связи мы считаем важным изучить проблемы развития мотивации достижений у североосетинской молодежи, на примере студентов-юристов Владикавказского института управления. В частности, важно изучить такие мотивационные факторы, как: потребность в достижении успеха, избегание неудачи (стремление к самозащите), способности к достижению цели. Поэтому в предмет исследования включены различные личностные качества: активность (субъективность); целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, организованность и т.п. Перечисленные факторы являются психолого-акмеологическими, имеют характер движущих сил, по определению направленные на развитие личности в учебной профессиональной и деятельности на движение к вершинам личностного и профессионального развития.
Важнейшими психолого-акмеологическими факторами, по мнению акмеологов, являются потребность в достижении, высокие профессионально-личностные стандарты, уровень мотивации. По данным В.Г. Зазыкина, общими психолого-акмеологическими факторами являются акмеологические инварианты профессионализма – высокий уровень антиципации, саморегуляции, развитая образная сфера, умения принимать решения, коммуникативные умения. В.Д. Шадриков в исследовании системогенеза профессиональной деятельности особо выделяет потребности личности, уровень мотивации достижения и социальный престиж деятельности. В исследованиях В.Д. Шадрикова престиж положительно коррелирует с высокой мотивацией (в том числе достижений, а не избегания неудач), самооценкой, уверенностью в завтрашнем дне, значимостью деятельности и ее результатов.
Исходя из вышесказанного, мы рассматриваем мотивацию достижения личности как потребность индивида добиваться успеха и избегать неудачи; субъективную оценку вероятности успеха в определенных видах деятельности . Личностное основание потребности в деятельности выявляет С.Л. Рубинштейн, считая, что в качестве мотива деятельности выступает стремление «испытать, выявить свои силы и способности». В.Г. Асеев считает, что «смысл деятельности человека состоит не только в удовлетворении потребностей, достижении некоторых результатов, а в самой деятельности, в самом функционировании его как человека». О формировании специальной потребности личности в деятельности, благодаря которой самоосуществление деятельности выступает как ее подкрепление, пишет К.А. Абульханова-Славская. При этом сама деятельность носит динамический характер: то есть жизненные позиции субъекта (отношения, мотивации и т.д.) к объекту меняются в соответствии с ходом деятельности. В этом случае деятельность является открытой системой для формирования личности. Даже в тех случаях, когда общественная мотивация исходно не сформирована, когда личность, приступая к делу, имеет общественное отношение невысокого уровня, в процессе ее осуществления возможно изменение мотивации – воспитание личности. Это воздействие может осуществляться, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, через воздействие одного человека (воспитателя, наставника, друга) и через воздействия коллектива. Также могут быть выработаны такие формы организации деятельности, при которой изменение достигается самой постановкой задач, при этом оказываются ненужными ни обсуждения, ни отрицательные санкции.
Осознание личностью собственных способностей, по мнению Е.А. Климова, приводит при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности: повышается требовательность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности. При неблагоприятных воспитательных условиях могут сформироваться самоуверенность и легкомысленное отношение к трудностям. Но избирательное отношение к деятельности возникает и в связи с тем, что она удовлетворяет некоторые другие потребности, являющиеся доминантными. Так, профессиональная направленность складывается под определяющим влиянием ценностей молодого человека или, например, под влиянием потребности в более разностороннем развитии . Как показано в диссертационном исследовании Т.Г. Кравцовой, в юношеском возрасте изменяются как сила потребности достижения успехов, так и ее структура соответствующей потребности и мотивации достижения в целом. Кроме того, внутренняя дифференциация потребности достижения успехов с возрастом увеличивается . Основными социальными ценностями современной молодежи, по мнению разных исследователей, являются ценности семьи и материального благополучия . О том, что социальный успех у современного человека сводится к материальному успеху, утверждают авторы социологического исследования современных представлений о человеке, преуспевающем в республиках СКФО 2012 года. Исследователи отмечают, что «у населения произошла потеря практики ориентации на производство; в современном северокавказском обществе нет понятия успеха ученого, врача, учителя, чтобы они за свой активный труд получали соответствующее вознаграждение» . Материальные ценности, социальные ценности престижа, прагматичность и цинизм, негативизм, вместо ценностей патриотизма, мира, взаимопомощи и дружбы все чаще занимают доминирующее положение в структуре ценностей подрастающего поколения, вызывая стрессовое состояние, крайнюю растерянность перед своим будущим, пассивный или активный протест в различных формах маргинального развития: алкоголизма, наркомании, тунеядства и т.д. (Л.А. Головей, Д.А. Леонтьев, Н.Б. Ковалева, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер, И.С. Кон и др.). Мы рассматриваем описываемые явления как девиацию социального поведения с характерными особенности кризиса личностного и профессионального развития, сформировавшуюся вследствие влияния рыночной экономики на сознание людей.
Таким образом, изучив теоретические подходы к проблеме развития мотивации достижения молодежи, перейдем к практическому этапу достижения поставленной цели исследования. Объектом нашего эмпирического исследования стали студенты юридического отделения Владикавказского института управления 1-го и 2-го курсов дневного обучения в возрасте от 17 до 20 лет, в количестве 38 человек (19 парней, 17 девушек). По национальному составу группы: осетин – 31, русских – 5, армян – 1, узбеков – 1 человек. Для выявления психолого-акмеологических факторов развития мотивации достижения молодежи, мы применили следующие диагностические методики. 1. Шкала потребности в достижении. Методика разработана в Московском государственном педагогическом институте Ю.М. Орловым, В.И. Шкуркиным и Л.П. Орловой. Она выполнена в форме опросника, включающего 22 пункта . 2. Методика оценки мотивации к избеганию неудачи – самозащите. Методика разработана Т. Элерсом, адаптирована М.А. Котиком. Она состоит из списка 90 качеств в 30 отрок (по 3 качества в строке). Из них два свидетельствуют об отсутствии мотивации и самозащите, одно – о наличии исследуемого свойства. Процедура оценки заключается в том, что испытуемый выбирает по каждому пункту (строке) одно из трех качеств, которое наиболее точно его характеризует . Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивалась нами с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных «статистический пакет для социальных наук»: SPSS statistics 17.0.
Результаты диагностики по методике «Шкала потребности в достижении» демонстрируют низкий и средний уровень потребности в достижении у группы студентов-юристов. Высокий уровень в настоящей диагностической группе не определяется. В соответствии с результатами студенты склонны демонстрировать среднюю и низкую тенденцию к улучшению результатов своих достижений, соответствующий уровень переживания успеха-неудачи в учебной деятельности, неудовлетворенности достигнутым, настойчивости в достижении своих целей, уверенности в себе (рис.1).
Рис.1. Выраженность потребности в достижении группы студентов вуза
(методика Шкала потребности в достижении)
В данном случае личностная активность чаще связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи, чем с желанием получить одобрение и достичь цели, во что бы то ни стало. Индивиды, больше мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач проявляют защитное поведение.
С помощью методики Т.Элерса (М.А.Котика) проанализируем самооценку мотивации исследуемой группы студентов к избеганию неудачи – самозащите. На рис. 2 показана выраженность мотивации избегания неудач в исследуемой нами группе студентов-юристов.
Рис.2. Выраженность мотивации избегания неудач в группе студентов вуза (методика Т.Элерса)
Немного меньше половины студентов (42 %) показывают высокий уровень мотивации избегания неудач или высокий уровень защиты. Также высокий процент студентов (40 %) относится к проявлению среднего уровня избегания неудач. И только 18 % студентов оценивают свое поведение как ориентированное на достижения и успех. Индивиды, по мнению Т. Элерса, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень риска. Им свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако они много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Индивиды с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.
По мнению Т. Элерса, индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Исследования Д. Мак Клелланда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Ф.Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов: степени предполагаемого риска, преобладающей мотивации, опыта неудач на работе. Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат и второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.
Чтобы проанализировать особенности выборов личностных качеств и охарактеризовать мотивационную структуру в исследуемой группе студентов-юристов представим диагностический бланк методики Т. Элерса (М.А. Котика) в следующем виде (таблица).
Особенности выборов личностных характеристик студентами вуза
Личностное качество/число выборов |
Личностное качество/число выборов |
Личностное качество/число выборов |
|||
Смелый |
Бдительный |
Предприимчивый |
|||
Кроткий |
Робкий |
Упрямый |
|||
Осторожный |
Решительный |
Пессимистичный |
|||
Непостоянный |
Бесцеремонный |
Внимательный |
|||
Неумный |
Трусливый |
Недумающий |
|||
Ловкий |
Бойкий |
Предусмотрительный |
|||
Хладнокровный |
Колеблющийся |
Удалой |
|||
Стремительный |
Легкомысленный |
Боязливый |
|||
Незадумывающийся |
Жеманный |
Непредусмотрительный |
|||
Оптимистичный |
Добросовестный |
Чуткий |
|||
Меланхоличный |
Сомневающийся |
Неустойчивый |
|||
Трусливый |
Небрежный |
Взволнованный |
|||
Опрометчивый |
Тихий |
Боязливый |
|||
Внимательный |
Неблагоразумный |
Смелый |
|||
Рассудительный |
Быстрый |
Мужественный |
|||
Предприимчивый |
Осторожный |
Предусмотрительный |
|||
Взволнованный |
Рассеянный |
Робкий |
|||
Малодушный |
Неосторожный |
Бесцеремонный |
|||
Пугливый |
Нерешительный |
Нервный |
|||
Исполнительный |
Преданный |
Авантюрный |
|||
Предусмотрительный |
Бойкий |
Отчаянный |
|||
Укрощенный |
Безразличный |
Небрежный |
|||
Осторожный |
Беззаботный |
Терпеливый |
|||
Разумный |
Заботливый |
Храбрый |
|||
Предвидящий |
Неустрашимый |
Добросовестный |
|||
Поспешный |
Пугливый |
Беззаботный |
|||
Рассеянный |
Опрометчивый |
Пессимистичный |
|||
Осмотрительный |
Рассудительный |
Предприимчивый |
|||
Тихий |
Неорганизованный |
Боязливый |
|||
Оптимистичный |
Бдительный |
Беззаботный |
Из представленных в таблице диагностических результатов, мы видим, что минимальные выборы получили характеристики (личностные качества), составляющие структуру мотивации достижения личности, а также значимые для достижения цели: предприимчивый, удалой, храбрый, чуткий, бойкий, неустрашимый, отчаянный. Из 38 возможных выборов высокие значения получили качества, менее значимые при достижении цели и успеха: колеблющийся – 18 выборов; жеманный – 19; заботливый – 19; осторожный – 19; бдительный – 20; терпеливый – 21; тихий – 26; преданный – 22; внимательный – 22; рассудительный – 22. Некоторые качества, относящиеся больше к достижениям, получили значительное число выборов: нервный – 34 выбора; стремительный – 30; упрямый – 27; взволнованный – 22, добросовестный – 23, поспешный – 26.
Корреляционный анализ (непараметрический метод ранговой корреляции Спирмена) взаимосвязи между выявленными уровнями потребности в достижении (шкала потребности в достижении) и личностными характеристиками (методика Т.Элерса (М.А.Котика)), способствующими и препятствующими достижению цели показал, что имеет место обратная корреляционная зависимость с достоверностью различий 0,05 % между низким уровнем потребности в достижении диагностируемой молодежи и проявлением таких качеств, как предприимчивый (0,810), храбрый (0,791), бойкий (0,705), преданный (0,682); внимательный (0,590), рассудительный (0,590), стремительный (0,520).
По логике методики, выводы по полученным результатам имеют диагностическое значение только при их сравнительном анализе. Так, из представленных диагностических результатов (таб. №2) видно, что характеристику бдительный студенты выбирают чаще, чем характеристики смелый и предприимчивый; осторожный чаще, чем решительный; предусмотрительный чаще, чем ловкий и бойкий; добросовестный чаще, чем оптимистичный; рассудительный чаще, чем мужественный и быстрый; внимательный чаще, чем смелый; исполнительный, преданный чаще, чем авантюрный; терпеливый и осторожный чаще, чем беззаботный; разумный и заботливый чаще, чем храбрый.
Таким образом, выбранные студентами личностные качества ярко характеризуют исследуемую группу студентов-юристов Владикавказского института управления, которая представляет собой молодежь больше с характеристиками консервативного, ведомого, пассивного поведения, чем уверенных в себе, самостоятельных молодых людей, заинтересованных в собственном личностном и профессиональном развитии, активно реализующих как задачи, поставленные перед ними обществом, так и собственные планы и мечты.
Выводы
1. Студенты – юристы Владикавказского института управления демонстрируют низкий и средний уровень потребности в достижении. Это означает, что студенты имеют среднюю и низкую тенденцию к улучшению результатов своих достижений, соответствующий уровень переживания успеха-неудачи в учебной деятельности, неудовлетворенности достигнутым, настойчивости в достижении своих целей, уверенности в себе.
2. Немного меньше половины студентов (42 %) показывают высокий уровень мотивации избегания неудач, высокий уровень защитного поведения. Также высокий процент (40 %) относится к среднему уровню избегания неудач и среднему уровню мотивации достижения. И только 18 % студентов оценивают свое поведение как ориентированное на достижения и успех.
3. В целом, группа студентов-юристов Владикавказского института управления представляет собой молодежь больше с характеристиками консервативного, ведомого, пассивного поведения, чем уверенных в себе, самостоятельных молодых людей, заинтересованных в собственном личностном и профессиональном развитии, активно реализующих как задачи, поставленные перед ними обществом, так и собственные планы и мечты.
4. Минимальные выборы получили характеристики (личностные качества), составляющие структуру мотивации достижения личности, а также значимые для достижения цели: предприимчивый, удалой, храбрый, чуткий, бойкий, неустрашимый, отчаянный.
Заключение. Исследовав особенности проявления мотивации достижений и мотивации избегания неудач у студентов Владикавказского института управления, мы выявили психолого-акмеологические факторы, определяющие эффективность их личностного и профессионального развития, реальный социальный успех.
Практическая значимость результатов исследования может быть достигнута при разработке социально-психологических тренинговых программ развития у молодежи качеств мотивации достижения; при организации соответствующих мероприятий в рамках образовательного и профессионального обучения, способствующих успешной социализации молодежи Северной Осетии.
Рецензенты:
Дзуцев Х.В., д.соц.н., профессор, директор Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, г. Владикавказ;
Киргуева Ф.Х., д.п.н., доцент, профессор кафедры начального образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Хабаева Л.М., Абаева И.В., Гиоева Е.П. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17893 (дата обращения: 25.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
Всего найдено: 14
Вопрос № 304933 | ||
Привет! По § 129 правил прилагательное, образованное от имени существительного, содержащего дефис, тоже должно содержать дефис. Видимо, этим объясняется дефис в прилагательном, образованном от названия территории Пуэрто-Рико: пуэрто-риканский (зафиксировано в словарях). Есть национальность «пуэрториканцы». Пишется слитно (зафиксировано в словарях). Прилагательное от названия национальности «пуэрториканцы» должно содержать дефис или нет («моя пуэрториканская кровь…»)?
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае различаются семантическая мотивация (производное от наименования жителя) и словообразовательная (производное от названия страны). Корректно дефисное написание прилагательного.
Вопрос № 304805 | ||
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, верна ли пунктуация? Спасибо. «Морковка спереди, напротив, — позитивная мотивация».
Ответ справочной службы русского языка
Избыточна постановка тире.
Вопрос № 301846 | ||
Здравствуйте. Существует ли в русском языке слово «манкий»? И если да, то давно ли оно считается нормативным? Оно встречается только в «Орфографическом словаре» 2012 года, и если оно является неологизмом, то как оно проникло и какова мотивация внедрения в русский язык этого корявого и царапающего слух слова при наличии прекрасных слов «манящий», «притягательный», «привлекательный» и иных синонимов? В том же самом ключе меня очень интересует правильность употребления слова «волнительный», правильно ли это (при наличии слова «волнующий»)? Заранее благодарна за ответы. С уважением, Татьяна.
Ответ справочной службы русского языка
Национальный корпус русского языка отмечает употребление этого слова в 1923 году, так что неологизмом оно не является.
Волнительный вместо волнующий — просторечие.
Вопрос № 290773 | ||
Коллеги очень срочно нужна ваша помощь. Как правильно: высокий уровень мотивации на постоянное профессиональное развитие или высокий уровень мотивации к постоянному профессиональному развитию
Ответ справочной службы русского языка
Данная норма еще не зафиксирована словарями и справочниками. Предпочтителен второй вариант: мотивация к чему-либо.
Вопрос № 290371 | ||
«Такое признание не единственная мотивация работать с душой». Можно ли в этом предложении обойтись без тире? Благодарю! (ДУБЛЬ).
Ответ справочной службы русского языка
Вполне.
Вопрос № 290345 | ||
«Такое признание не единственная мотивация работать с душой». Можно ли в этом предложении обойтись без тире? Благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
Тире в этом предложении не нужно, так как при сказуемом имеется отрицание.
Вопрос № 267305 | ||
Как правильно, формировать положительную мотивацию учебного предмета или к учебному предмету?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: мотивация к предмету, к изучению предмета.
Вопрос № 258678 | ||
Добрый день!
Как правильно согласовать: «мотивация К чему-то» или «митивация НА что-то»?
Ответ справочной службы русского языка
Все названные варианты не соответствуют языковой норме. См.: http://gramota.ru/spravka/buro/29_338168
Вопрос № 245275 | ||
Увидела ваш ответ: мотивация чего-либо. По этому поводу вопрос: можно ли употреблять «мотивация к чему-либо». Когда это появилось в нашей газете в речи очень грамотного и современного человека, резануло слух, а потом я стала встречать с предлогом К в других изданиях, например, мотивация к учебе. Это допустимо?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 245234 | ||
мотивация ?для организации собственного дела
Ответ справочной службы русского языка
Корректно без предлога: мотивация чего-либо, мотивация организации.
Вопрос № 242000 | ||
Здравствуйте! «Мотивация овладения» или «мотивация к овладению» — как корректно? Или как-то по другому?
Ответ справочной службы русского языка
В значении ‘объяснение, оправдание какого-л. действия’ корректно мотивация чего?
Вопрос № 238489 | ||
Какого падежа требует слово «мотивация» — мотивация к чему-либо, на что-либо?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: мотивация чего-л.
Вопрос № 230904 | ||
Правильно ли здесь расставлены знаки препинания при употреблении прямой речи в предложении: В дистанции пути избраны 52 уполномоченных из числа монтеров пути, обучались они в Санкт-Петербурге и «…не имеют ничего, кроме неприятностей,- утверждает председатель профкома дистанции. — Мы можем много говорить об активности, но ничего не изменится, пока отсутствует мотивация».
Ответ справочной службы русского языка
Лучше перестроить, например: _… обучались они в Санкт-Петербурге и «не имеют ничего, кроме неприятностей», как утверждает председатель профкома дистанции. Он добавляет: «Мы можем много говорить об активности, но ничего не изменится, пока отсутствует мотивация»._
Вопрос № 209748 | ||
Здравствуйте, прошу не игнорировать мой вопрос, т. к. в данном случае действительно важно узнать мнение эксперта. В процессе редактуры статьи возник спорный момнет. Автор использует всевозможные сочетания со словом «мотивирование», такие как «группы мотивирования», «схемы мотивирования», «система мотивирования» и прочее, аргументируя это следующим образом: Мотивация — это внутреннее, присущее человеку, мотивация есть у сотрудника. А компания МОТИВИРУЕТ — отсюда система МОТИВИРОВАНИЯ. На наш взгляд, во всех вышеперечисленных случаях вполне можно использовать слова «мотивация», «мотивационный», тем более что оно несет в себе значение процесса, действия.
Ответ справочной службы русского языка
Слово _мотивирование_ корректно и зафиксировано в словарях.