Позитивные последствия конфликта

Позитивные последствия конфликта

Рано или поздно любой социальный конфликт разрешается, по крайней мере, завершается его зримый цикл. Участники конфликта «подсчитывают» убытки и приобретения, залечивают раны. Как правило, каждая из сторон задается вопросом: «А стоило ли вообще ввязываться в конфликт, нс был ли он бессмысленным?». Разумеется, участники конфликта дают собственную оценку его последствиям. Объективный социологический анализ конфликтов показывает, что его итоги и последствия неоднозначны, противоречивы. Любой конфликт не обходится без потерь — материальных, эмоциональных, организационных, духовных, даже человеческих. Вместе с тем, конфликт может иметь и позитивные последствия, выполнять, по мнению Р. Дарендорфа, функцию социальной терапии. Как отмечает Л. Козер, конфликт выполняет функцию разрядки напряженности между антагонистами. Он очищает общественную атмосферу и позволяет возобновить взаимоотношения между его участниками, поддерживать и сохранять их. В ходе конфликта стороны лучше узнают друг друга, проверяют своих визави и, в конечном счете, сближаются, становятся (могут становиться) дружественными сторонами. Весьма сильно сближаются и сплачиваются тс или иные социальные группы. Конфликт, убежден Л. Козер, способствует оскудению и расстройству общественных порядков и отношений. Он порождает новые нормы и институты, является стимулятором в экономической и технологической сферах

. Можно, конечно, спорить с мнением американского социолога, но значительная доля истины в его суждениях несомненно имеется. Последствия конфликта могут быть разными. Позитивными — в результате разрушения или изменения архаичных структур, отношений, форм взаимодействий, норм, ценностей. Общество, его отдельные составляющие, отдельные личности в данном случае изменяются в лучшем направлении, обновляются, совершенствуются, сплачиваются.

Но последствия конфликта могут привести к ещё более худшей ситуации, нежели до конфликта, если победила сторона, которая является носителем несправедливости, беззакония, безнравственности. Прежний, доконфликгный порядок может даже укрепиться. Следовательно, в будущем ожидать покоя для субъектов конфликта не приходится. Соотечественник Л. Козера — К. Бо- улдинг, претендующий на роль создателя «общей теории конфликта», считает, что конфликты весьма опасны для общества, они способны уничтожить его. Особую угрозу представляют международные конфликты, способные вырваться из-под контроля и уничтожить вес человечество. Следовательно, лучше нс допускать их. К. Боулдинг формулирует идеи по «снятию» и предотвращению конфликтов, возлагая большие надежды на разум, образованность, нравственность, совершенство людей.

Однако, как показывает многовековой опыт социального развития, избежать конфликтов не удалось ещё ни одному обществу, да и вряд ли удастся избежать в будущем. Но, обладая глубокими знаниями о природе конфликта, особенностях его протекания, поведения конфликтующих сторон, можно устанавливать контроль над ним, управлять его ходом, переводить этот процесс в цивилизованные формы.

Так что, знания об особенностях конфликта нужны каждому человеку, особенно студентам — будущим профессионалам, управляющим, политикам.

Народная мудрость гласит: кто не рискует, тот не пьет шампанского. Действительно, опасность провала подстерегает нас в любой деятельности – неважно, тестируем ли мы ПО или выпекаем печеньки на продажу. В этой статье мы рассмотрим проектные риски с точки зрения тестирования. Для начала определим разницу между рисками и проблемами проекта. Представим себе ситуацию: мы попали под дождь, зонтика у нас нет, нам холодно и мокро, нужно срочно что-то решать. Так вот, это уже проблема, с которой мы столкнулись из-за того, что утром проигнорировали риск выпадения осадков и вышли из дома, не взглянув на прогноз погоды. Попробуем понять, как можно подготовиться к неожиданностям заранее и выйти сухим из воды.

Риски: негативные и позитивные

PMBOK дает определение: «Риск проекта – это неопределенное событие или условие, наступление которого отрицательно или положительно сказывается на целях проекта, таких как содержание, расписание, стоимость и качество». Соответственно, риски могут быть как негативными, так и позитивными.

По клику на картинку откроется полная версия.

В первую очередь поговорим о негативных рисках. Итак, негативный риск – это риск, который может привести к ухудшению ситуации (поменять в худшую сторону продукт, увеличить сроки тестирования, повысить стоимость работ, снизить качество). Примеры таких рисков в тестировании:

    • неверная оценка трудозатрат;
    • изменение требований со стороны заказчика в ходе реализации;
    • увольнение/перераспределение людей;
    • низкая продуктивность;
    • несогласованность плана релиза.

Если с пониманием важности учета негативных рисков все просто, то о позитивных мы обычно не задумываемся. Позитивные риски – это риски, влекущие за собой возможность улучшить продукт, сократить сроки работ, снизить их стоимость, а также повысить качество. Позитивные риски могут заключаться в случайных событиях (например, срок выхода продукта продлили законодательно). Они же возникают при осознании нами негативных рисков (например, мы предположили, что недооценим трудозатраты, и это выльется в увеличение сроков; на самом же деле мы их оценили верно или даже переоценили).

Управление рисками

В общем случае управление рисками состоит из:

    • выявления рисков, которые могут помешать целям проекта;
    • анализа;
    • планирования;
    • мониторинга и контроля.

На примере управления негативными рисками разберем каждый пункт более подробно. Выявление (идентификацию) рисков можно проводить различными способами. Перечислим лишь некоторые из них:

    • экспертная позиция ТМ-а;
    • мозговой штурм;
    • в рамках ретроспективы;
    • SWOT-анализ.

Что бы вы ни выбрали, на выходе у вас должен получиться список рисков, который проще всего представить в следующем формате: «Причина риска» – «Название риска» – «Последствия».

Далее мы анализируем этот список. Для определения наиболее опасных для проекта рисков нужно обозначить вероятность наступления и серьезность последствия каждого из них (например, по десятибалльной шкале); произведение этих двух величин даст нам важность риска. В случае необходимости можно систематизировать риски по причинам, следствию или стратегии работы (см. ниже) для более глубокого анализа, но в данной статье мы ограничимся простой сортировкой по важности.

Определившись со списком рисков, переходим к самому важному этапу – планированию. Выбираем стратегию работы с рисками из четырех возможных:

    • снижение риска (выстраиваем такой план действий, чтобы последствия риска сократились до приемлемых с нашей точки зрения размеров);
    • уклонение от риска (изменяем план работ так, чтобы вообще избежать риска);
    • принятие риска (готовимся к риску исключительно морально, ничего не делаем);
    • передача ответственности на третью сторону (согласуем с внешним или внутренним заказчиком возможные последствия наступления риска).

Рассмотрим эти стратегии на конкретном примере. Предположим, что у нас на проекте есть всего один тестовый стенд, который периодически «падает» и стопорит все тестирование. Возможные стратегии для этого риска будут выглядеть так:

    • снижение – анализируем причины падения, подключаем выделенного специалиста по инфраструктуре, работаем над ошибками сборок;
    • уклонение – согласовываем настройку второго стенда;
    • принятие – закладываем простой в планируемые трудозатраты;
    • передача ответственности – информируем заказчика о том, что ответственность за сроки работы в этих условиях возлагается на него.

При любой из стратегий у нас появляется «план Б», для оценки эффективности которого и планирования дальнейшей работы нужно на регулярной основе проводить мониторинг и контроль. Выбираем периодичность и актуализируем список наших рисков: вычеркиваем устаревшие, добавляем новые, корректируем важность, работаем над стратегией.

Теперь обратим внимание на позитивный риск. Представим, что мы изначально заложили в план тестирования негативный риск «падения» стенда; у нас приготовлены ресурсы (люди, время, запасной стенд) для работы с этим риском. В этот момент у нас появляется позитивный риск – есть вероятность, что стенд будет стабилен. Даже при отсутствии планирования негативного риска любое возможное положительное событие (которое дает шанс сделать больше, лучше, быстрее, дешевле) будет для нас позитивным риском. В случае возникновения такого события ТМ-у нужно заранее представлять список видов деятельности, на реализацию которых можно направить освободившиеся плановые запасы ресурсов. Это может быть ревью тест-кейсов/чек-листов, обучение, неприоритетные виды тестирования, тестирование неприоритетного функционала, усиление других проектов и т. д.

Подводные камни

Нельзя не отметить, что работа с рисками рискованна сама по себе. Так, поднимая тему рисков недоступности инфраструктуры, мы сразу провоцируем появление у руководства вопросов к сотрудникам, отвечающим за инфраструктуру. С одной стороны, мы освещаем деятельность коллег в неприглядном свете, но с другой – вносим вклад в стабилизацию процесса. Или, например, наши коллеги рапортуют о том, что все идет отлично, и никаких препятствий не возникает («Победа будет за нами!») – и на фоне победных реляций наш список рисков слегка бледнеет. Однако реальность такова, что либо мы управляем рисками, либо риски управляют нашим тестированием.

Выводы

Учет возможных рисков потребует от вас ощутимых трудозатрат на начальном этапе (когда вы будете отлаживать процессы выявления и анализа рисков и определяться со стратегией) и регулярной работы по актуализации в дальнейшем. На этом пути трудно найти универсальные решения – они будут зависеть от размера и специфики вашего проекта. Бесспорно одно: управление рисками дает возможность контролировать расход ресурсов – то есть, в конечном итоге экономить время и деньги заказчика.

Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль. Двойственность природы конфликта заключается в особенностях его влияния на жизнь и деятельность противоборствующих сторон. Кроме того, на разных этапах своего развития один и тот же конфликт может принимать как конструктивную, так и деструктивную окраску.

С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты .
1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности, неудовлетворительным менеджментом, несоответствием квалификации работника выполняемым обязанностям. Результат – разрешение приблизительно 65 % таких противоречий.
2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10–15 % конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.
3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.
4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой социальный статус.
5. Результатом конфликта может стать повышение индивидуальной эффективности сотрудника. Например, у менеджеров итогом конфликта в 28 % случаев становится повышение качества деятельности, а снижение наблюдается в 17 % случаев. У рядовых работников, наоборот, в итоге конфликта качество их работы чаще ухудшается, поскольку им не удается добиться целей, достижение которых они преследовали в конфликте.
6. Конфликт может способствовать повышению авторитета одной из сторон, если в ходе конфликта ею преследовались цели, которые оценивались как справедливые коллегами по работе. Такое случается в 4 раза чаще, чем в том случае, если сторона отстаивает цели, которые считаются сомнительными.
7. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

При оценке каждого конфликта следует учитывать то влияние, которое он оказывает на макро– и микросреду. Помимо оппонентов, вовлеченных в конфликт, он оказывает непосредственное влияние на всю группу. Степень конфликта прямо пропорциональна силе отношений оппонента и группы, социальному статусу противоборствующих сторон, интенсивности их конфликтного противодействия. В этом случае выделяют следующие позитивные аспекты конфликта:

  1. служит инструментом, стимулирующим социальную деятельность малой группы или сообщества (инновационный конфликт);
  2. показывает актуальность некоторых неразрешенных проблем;
  3. способствует выявлению сложившегося общественного мнения;
  4. может послужить формированию новых (причем более благоприятных) условий функционирования организации;
  5. иногда становится важным фактором сплочения социальной группы (и даже целой нации).

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ 6 1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ 11 1.3 ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ 15 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ВЫБОРКЕ РАБОТНИКОВ 22 2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 22 2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЯ 32 Введение

Курсовая работа посвящена проблеме положительных и отрицательных функций конфликта в организации. При выборе темы исследования, мы, прежде всего, руководствовались проблемами, существующими на современном этапе развития психологии, а также возможностью практического применения результатов работы. В современном обществе, в связи с его развитием, более сложной становится система взаимосвязей личности с социальной средой. Проблема взаимодействия и развития личности в условиях социального окружения является значимой на современном этапе развития общества, особую значимость она приобретает в условиях организационной среды. Исследование поведения личности в совместной деятельности актуально тем, что позволяет определить причины и степень влияния личностных факторов на стратегии поведения в конфликтах, которые неизбежно происходят в этом процессе. Вместе с тем, изучение детерминант конфликтного поведения приобретает практическую значимость, в особенности для психологов и педагогов, работающих в условиях организационной среды. Людям, в чью компетенцию входит руководство, взаимодействие с коллективом, необходимо разбираться в такой категории как конфликт, который неизбежен в любой социальной структуре, знать причины возникновения этого явления, пути профилактики и коррекции. В практической деятельности психолог не может прогнозировать и регулировать конфликты, не зная причин их возникновения и особенностей участников, их реагирования. В данной работе мы попытаемся проанализировать такие особенности. Объектом исследования являются особенности конфликтной ситуации, ее положительные и отрицательные функции. Предмет исследования – стратегии поведения в конфликте в коллективе _______________. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что положительные стратегии поведения личности в конфликтной ситуации будут преобладать в коллективе ___________. Целью работы является исследование положительных и отрицательных функций конфликта. Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы решались следующие задачи: 1. рассмотреть теоретические подходы к рассмотрению категории конфликта в литературе, его положительных и отрицательных свойств; 2. изучить проблему влияния на конфликт, способы его регулирования; 3. подобрать методики, адекватные цели работы и провести диагностическое исследование по выбранным методикам; 4. проанализировать полученные результаты, сделать выводы; 5. разработать практические рекомендации по диагностике и профилактике конфликтных ситуаций. Методы и методики исследования: теоретический (обзорный анализ литературы); эмпирический: исследование с использованием стандартизированной методики: методика К. Н. Томаса (1973) в адаптации Н. В. Гришиной для выявления способов реагирования в конфликтных ситуациях. База исследования (испытуемые): В исследовании приняли участие 20 человек, работающих в коллективе ___________ г. ____________(11 женщин и 9 мужчин), в возрасте 24-49 лет. Научная новизна исследования обоснована необходимостью изучения влияния на конфликтные ситуации на современном этапе общественного уклада, недостаточно теоретически и практически изученного, в связи с его социальной значимостью и сложностью, связанной с наличием множества аспектов, включенных в этот процесс и необходимостью определения возможностей психологического воздействия на него. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л. Козера, Н. В. Гришиной А. Г., Ковалева, Ершова А. А., изучавшими категорию конфликта, поведения личности в конфликтных ситуациях и других авторов. Теоретическая значимость заключается в изучении современных источников, рассматривающих особенности конфликтов в организации, в обобщении и систематизации теоретико-методологических подходов к особенностям протекания и регулирования конфликтов. Практическая значимость исследования определяется возможностями, связанными с применением полученных в ходе исследования результатов. Результаты данной работы могут быть использованы в практике индивидуального консультирования, в практике работы психологов в различных организациях, информация, полученная в ходе работы, может лечь в основу разработки психологических тренингов и коррекционных программ, в разработке практических рекомендаций для проведения диагностической, психокоррекционной работы в коллективах. Структура работы: курсовая работа представлена такими структурными компонентами, как введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Заключение

В современном обществе усложнились отношения между людьми, проблема конфликтов становится все более популярной, занимает умы многих исследователей. Эта проблема универсальная для любых социальных групп. Руководствуясь этими посылами, в работе мы исследовали такую проблему, как поведение личности в конфликтных ситуациях. Исходя из цели исследования, нами были поставлены задачи, которые решались в работе. Мы рассмотрели теоретические подходы к рассмотрению категории конфликта в литературе, его положительных и отрицательных свойств, изучили проблему влияния на конфликт, способы его регулирования. Мы выяснили, что конфликт – это социально-психологическое явление, имеющее многоуровневую структуру. Определения конфликта различаются в рамках различных концепций, в то же время он имеет такие основные характеристики, как — противоречия, в том числе различия между интересами, мотивами, идеологиями, ценностями, целями и ролями субъектов, включенных в конфликт; противостояние, борьба конфликтующих сторон, включающая намерение нанести вред, ущерб противнику; проявления фоном во время конфликта негативного эмоционального реагирования оппонентов друг на друга. Позитивная роль конфликтов заключается в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива. Многообразие видов и форм конфликтов подразумевает и различные способы их разрешения (устранения), в зависимости от ситуации. Также возможно регулирование конфликта – это более общее понятие, подразумевающее сопровождение конфликта с момента его возникновения до разрешения, достижение компромисса между сторонами, сбалансирование интересов. Регулирование конфликта может быть не направлено на завершение конфликта, иногда конфликты необходимы для стимулирования развития. Также мы подобрали методику и провели диагностическое исследование. Отметим, что стиль компромисс выявлен у 5 женщин, также стиль приспособление выявлен только у женщин, в то время как у большинства мужчин проявился стиль сотрудничество, стиль соперничество также выявлен у мужчины. Таким образом, мы видим, что конструктивные стили поведения в конфликте (компромисс и сотрудничество) преобладают в выборке испытуемых, что говорит о подтверждении гипотезы нашего исследования. Таким образом, цель исследования достигнута. Конфликты постоянное явление в обществе. Причинами конфликтов являются внутренние и внешние причины. Вместе с тем, конфликты – явление неизбежное, не только деструктивное, но и конструктивное. Поэтому задачей психолога становится работа по разрешению и уменьшению конфликтов в коллективах. По результатам исследования разработаны практические рекомендации, которые представляют собой тренинговые упражнения, направленные на сплоченность коллектива, уменьшения среди них конфликтных ситуаций и изменение стратегий поведения в конфликте в пользу положительных. При подборе упражнений учитывались возрастные характеристики, а также данные, полученные в работе. Данный комплекс упражнений может применяться при работе психолога в коллективах. (Приложение 2) ?

Список литературы

§ 1 Социальный конфликт и его причины

Наше общество многолико. У нас разные интересы и ценности, экономическое положение, религия, которую мы исповедуем. Поэтому не удивительно, что в обществе постоянно происходят конфликты. Иногда они приводят к очень серьезным последствиям: психические и физические травмы, войны, революции.

Конфликт ( от лат. сonflictus- столкновение) — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Это высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом.Основа конфликта — отсутствие согласия между сторонами появившегося противоречия, которое возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих интересов или целей в ущерб другой. Конфликты рождаются тогда, когда противоречия глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов. Причем, поводом для возникновения социального конфликта может послужить незначительное происшествие.

Причины социальных противоречий для столкновений многообразны, их существует великое множество:

— территория проживания;

— социальное неравенство;

— власть;

— различия в ценностях;

— религиозные различия и др.

Например, конфликт с религиозным оттенком произошел в Ставропольском крае. В школах там запретили носить платки (хиджабы) девочкам мусульманкам. Родители в знак протеста не разрешали посещать своим детям школу и обратились в суд. Запрет, однако, был признан законным, так как государственное образование в России является светским, и внешний вид учащихся должен соответствовать установленным правилам.

Нередки конфликты между представителями разных поколений, так называемые «конфликты отцов и детей». Например, родители слушают классический рок, а сыну по душе реп. Внешний вид, друзья, может быть, экстремальные увлечения — все это может вызвать конфликт на бытовом уровне.

Повод для социального конфликта бывает как случайным, так и специально созданным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *