ППТ на линейный объект

ППТ на линейный объект

Проект планировки и межевания территории

Что такое проект планировки и межевания территории, для чего нужен, что необходимо для его получения, за чей счет он готовится и необходимо ли сегодня его разрабатывать?

По нормативам действующего российского законодательства, проводить строительство или реконструкцию объектов капитального строительства не разрешается, пока застройщиком не будет получено специальное разрешение надзорных органов. В дальнейшем оно требуется для постановки построенного объекта на кадастровый учет или для внесения новых данных о нем, если проводилась его реконструкция.

Это условие касается и всех линейных объектов, имеющих местное, региональное или федеральное значение – начиная от линии электропередач и газопровода, заканчивая автомобильной дорогой. Они имеют особое значение, поскольку обеспечивают эффективное развитие застраиваемых территорий.

Последние изменения в ст. 51 ГК РФ Градостроительного кодекса РФ говорят о том, что для получения разрешения на реконструкцию или строительство объекта заинтересованное лицо должно предоставить пакет документов, в перечень которых входит проект планировки и межевания территории (ППиМТ).

Что такое проект планировки и межевания территории?

Проект планировки и межевания территории – градостроительная документация, без которой невозможно разместить линейный объект на какой-либо территории. Он должен включать:

  • чертежи межевания участка;

  • материалы, обосновывающие сделанные чертежи.

Если для работы линейного объекта потребуется возведение объекта капитального строительства, совместно с ППиМТ готовится градостроительный план, содержащий данные о системе водоснабжения, ТП системы, сервисных объектов и др.

Для чего нужен проект планировки и межевания территории?

В первую очередь он необходим для установления границ земельного участка, на котором планируется провести реконструкцию или возведение линейного объекта, а также для того, чтобы в будущем избежать возможных претензий со стороны землевладельцев соседних участков.

Действующий Градостроительный кодекс предусматривает разработку ППиМТ на местном уровне – администрацией поселения или городского округа по инициативе заинтересованного лица. Им может являться, как владелец земельного участка, так и республиканский, муниципальный или федеральный орган власти. Главное, чтобы данное лицо имело один из документов:

  • договор о развитии застроенного участка;

  • договор аренды участка, предусматривающий его комплексное освоения в виде жилищного строительства.

Что нужно для получения проекта планировки территории

  1. В первую очередь получить постановление Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), разрешающее проведение строительства на выбранном участке, а также техническое задание, которое определяет порядок разработки проектной документации. Для этого подается заявление, после чего КГА принимает соответствующее решение и издает отдельное постановление. Обычно его выдают сроком на 1 год, но его можно продлить при наличии существенной причины задержки строительства. К нему прилагается техническое задание на разработку проектов ППТ и ПМТ. В некоторых случаях проект межевания может не потребоваться – выдается лишь распоряжение на проект планировки территории.
  2. Только после получения постановления КГА (с приложенным распоряжением на разработку ППиМТ и техническим заданием) можно обращаться в местную администрацию с соответствующим заявлением. К нему заявитель должен приложить схему расположения линейного объекта, которая в дальнейшем необходима при предварительном согласовании и определении оптимального варианта его местонахождения.
  3. На основании поданного заявления глава администрации издает постановление о подготовке документации и назначает сотрудника, который должен обеспечить выполнение проекта. Кроме этого, этот специалист готовит демонстрационный материалы для проведения общественных слушаний.
  4. Перед утверждением проекта планировки и межевания территории проводятся его публичные слушания, где участвуют граждане, которые проживают на указанной территории или являются правообладателями застраиваемых участков, а также все лица, законные интересы которых может затронуть реализация проекта. По результатам слушаний составляется протокол, служащий основанием для последующего утверждения проекта планировки и межевания территории.

Решение по проекту, которое в итоге принимается, обязательно публикуется в местной газете, и на официальном сайте местных органов власти. Если оно положительно, спустя 11 месяцев ее сотрудники обязаны предоставить готовый проект планирования и межевания территории или выдать отказ, если отсутствуют:

  • основания для подготовки проектной документации;

  • средства в муниципальном бюджете для подготовки проекта;

  • сведений о размещении объекта в плане территориального строительства.

При отрицательном результате заинтересованное лицо, если оно обладает всеми правами, имеет право обжаловать решение в судебных органах.

За чей счет готовится проект планировки и межевания территории?

По общим правилам, при подготовке документов по планировке территории и межевания территории, администрация должна делать за счет бюджетных средств. Однако, Гражданский кодекс РФ разрешает привлекать денежные средства физических или юридических лиц, которые заинтересованы в получении проекта или являются инициаторами его разработки. Они имеют законное право изготовить его самостоятельно, используя услуги нужных специалистов, если одновременно соблюдается ряд условий:

  • согласие заинтересованного лица на финансирование ППиМТ;

  • отсутствие у администрации средств, заложенных в бюджете на текущий год и предусмотренных на выполнение подобных работ;

  • имеется заявление лица на получение проект планировки и межевания территории;

  • принято распоряжение КГА на формирование проекта планировки и межевания территории

Чаще всего софинансирование подготовки проекта планировки и межевания территории устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровне с помощью нормативных актов, которые четко регламентируют данную процедуру. При их отсутствии, власти должны руководствоваться общими правилами ГрК РФ и разрабатывать план без привлечения средств заказчика.

план планировки и межевания территории?

Изменения в Гражданский кодекс РФ, согласно которым при строительстве или реконструкции линейных объектов необходимо готовить ППиМТ, действуют с 31 декабря 2012. Таким образом, государство преследовало одну цель – упростить процедуру получения разрешения на строительство, поскольку ранее необходимо было разрабатывать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). В случае отказа, получалось, что все силы и средства заинтересованного лица для получения ГПЗУ тратились впустую.

Но, несмотря на то, что данные поправки в Гражданский кодекс внесены были еще несколько лет назад, до сих пор при получении разрешения на строительство или реконструкцию линейного объекта можно предоставлять Градостроительный план вместо проекта планировки и межевания территории.

В 2012 года был введен переходной период, поскольку не все кадастровые инженеры имели опыт разработки совместного плана планирования и межевания территории для строительства. Его срок несколько раз продлевали, и в этом году Госдума приняла постановление, увеличивающее срок окончания переходного периода до 31 декабря 2015 года. В дальнейшем, если опять ничего не поменяется, разрешено будет предоставлять только лишь проект планировки и межевания территории.

Необходимость подготовки проекта планировки территории для небольшого участка инженерных сетей?

Для примера у нас есть участок с производственным зданием, по границам земельного участка получили градостроительный план. На территории (в границе участка) мы размещаем здание и инженерные сети, далее необходимо подключить инженерные сети к внешним источникам снабжения(тепло, газ, вода, канализация, связь, электроснабжение).

Согласно техническим условиям, точка подключения находиться на удалении 100 метров от границы участка. Требуется проложить сеть по прилегающей территории, вопрос только на каком основании нам необходимо построить линию инженерных сетей, а точнее линейный объект.

Линейный объект — это сооружение инженерно-технического обеспечения, транспорта, связи, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, характеризующееся линейно протяженной конфигурацией, длина которого несоизмеримо превышает геометрические параметры своего поперечного сечения (ширину, высоту, диаметр) — Согласно Градостроительного Кодекса.

Основанием для «отвода земли» прокладки линейного объекта вне границ является Проект Планировки территории линейного объекта. Глава 5 Статья 45 ГК — Подготовка и утверждение документации по планировке территории описывает длинный список процедур необходимый для подготовки, рассмотрения и утверждения ППТ — Если в кратце будет потрачено очень много времени и денег непонятно для чего.

На своей практики ни разу не подключал объекты к инженерии с разработкой проекта планировки территории линейного объекта, очень странно разрабатывать ППТ на нитку водопровода д=150мм где себестоимость прокладки ровна стоимости разработки ППТ. В городской черте с очень большой плотностью сетей будет юридическая каша из ППТ на каждую ветку. Ранее списывали на генплан города в котором отображены красные линии, в границах которых разрешено строительство линейных объектов. Однако, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Видение данных вопросов администрации «центральных» регионов могут значительно отличаться от решений и видений местной администрации. Градпланы на участки линейные объекты перестали выдавать — теперь могут потребовать ППТ и это исключая «коррупционные» заинтересованность администрации. Одним из наших пунктов защиты стало постановление правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 года N 269 Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории:

  1. Строительство, реконструкция линейных объектов, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к существующим электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), при условии, что такое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства не требует строительства и (или) реконструкции существующих электрических сетей, сетей инженерно-технического обеспечения и что такими линейными объектами являются:

а) линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, когда расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

б) тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150°С включительно;

в) газопроводы с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяженность от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений;

г) водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм;

д) линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм.

  1. Строительство, реконструкция объекта, входящего в состав существующего линейного объекта, при условии, что такое строительство, реконструкция осуществляются в полосе отвода существующего линейного объекта (в охранной зоне существующего линейного объекта в случае, если установление полосы отвода не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и не изменяют границы зон с особыми условиями использования территорий, установленные в связи с размещением существующего линейного объекта, и что общая площадь указанного объекта не превышает 500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.
  2. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

Следует учитывать, что согласно правил Технические условия должны выдаваться с определением границы балансодержания и как правило это граница земельного участка т.е. Балансодержатель доводит до границы участка свои сети. На границе устанавливается счётчик(по которому и проходит граница владения).

Многие пользователи форума генпланистов не согласятся с таким описанием ситуации в статье приведен только один из вариантов развития ситуации.

Ваше мнение на форуме или на почту

Линейный объект — сооружение инженерно-технического обеспечения, транспорта, связи, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, характеризующееся линейно протяженной конфигурацией, длина которого несоизмеримо превышает геометрические параметры своего поперечного сечения (ширину, высоту, диаметр)…

© КонсультантПлюс, 1997-2018

..Линейный объект — сооружение инженерно-технического обеспечения, транспорта, связи, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, характеризующееся линейно протяженной конфигурацией, длина которого несоизмеримо превышает геометрические параметры своего поперечного сечения (ширину, высоту, диаметр)…»

© КонсультантПлюс, 1997-201

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ(ред. от 31.12.2017)

«…Линейный объект — сооружение инженерно-технического обеспечения, транспорта, связи, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, характеризующееся линейно протяженной конфигурацией, длина которого несоизмеримо превышает геометрические параметры своего поперечного сечения (ширину, высоту, диаметр)…»

Письмом Минстроя России от 24 февраля 2015 года № 4729-ЮР/09 (далее – письмо № 4729-ЮР/09) высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации были направлены разъяснения по вопросу использования градостроительных планов земельных участков (далее – ГПЗУ), предназначенных для размещения линейных объектов.

Исходя из позиции, изложенной в письме № 4729-ЮР/09, следует, что подготовка проектной документации, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию линейных объектов должны производиться по общему правилу на основании проектов планировки территории, на основании ГПЗУ – только в случае их выдачи до дня вступления в силу Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».

Системный анализ норм градостроительного законодательства и сведений автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности, выполненный специалистами Института, выявил ряд положений письма № 4729-ЮР/09, обоснованность которых представлялась спорной.

С целью проведения проверки обоснованности разъяснений по вопросу использования градостроительных планов земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, содержащихся в письме № 4729-ЮР/09, Институтом было направлено обращение в адрес Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А. Меня.

Вопрос использования градостроительных планов земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, обсуждался на состоявшейся 24-26 марта 2015 года IV научно-технической конференции «Градостроительное планирование и управление, качество среды и предпринимательский климат» (далее – конференция), организованной Институтом.

Подпунктом 2 пункта 3 раздела «Совершенствование выполняемых проектов и их методического обеспечения» резолюции конференции Институту было предписано разместить на официальном сайте информацию о результатах рассмотрения Минстроем России обращения Института.

20 апреля 2015 года Институтом получен ответ Минстроя России, изложенный в письме от 13 апреля 2015 года № 10633 – ОГ/09 (далее ‑ письмо № 10633 – ОГ/09).

В письме № 10633 – ОГ/09 сообщается, что позиция Минстроя России по рассматриваемому вопросу изложена в письме № 4729-ЮР/09, информация, представленная в обращении Института – принята к сведению.

С текстом обращения Института (письмо от 25 марта 2015 года № ИСХ-П-15-261 и приложение к нему), письма от 13 апреля 2015 года № 10633 – ОГ/09 можно ознакомиться в приложении к новости.

Материалы для скачивания:



Статья посвящена определению основы и содержания института документации по планировке территории линейных объектов, ввиду возрастания его значимости в сфере градостроительной деятельности. Вопрос подготовки проекта планировки и проекта межевания территории, на которой предусматривается размещение линейных объектов, рассматривается как часть государственной градостроительной политики, направленной на увеличение показателей социально-экономического развития страны. В тексте статьи также приведена проблематика вопроса в рамках действующего законодательства и выявлены возможные пути совершенствования данного института на современном этапе.

Ключевые слова: линейный объект, проект планировки территории, проект межевания территории, документация по планировке территории, градостроительная деятельность, градостроительная политика, устойчивое и комплексное развитие территории.

В настоящее время вопросы устойчивого и комплексного развития территории составляют основу градостроительной политики государства, определяя уровень социально-экономического развития общества в целом. Несомненно, данный вопрос остается актуальным как при планировании развития городской среды и застройки, так и при формировании мероприятий для развития отрасли на перспективный период.

В качестве основополагающих инструментов политики государства в области градостроительства выступают: документы территориального планирования разных уровней, документы градостроительного зонирования, документация по планировке территории, которые составляют основу для реализации принципов действующего законодательства по градостроительной деятельности.

Современный этап градостроительного развития территории характеризуется многими факторами, в том числе:

– вовлечением свободных от застройки земельных участков в хозяйственный оборот;

– увеличением процента застройки, а соответственно, и плотности застройки;

– инвестированием в потенциально привлекательные территории;

– развитием транспортной, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктур;

– сохранением исторически сложившихся архитектурно-планировочных форм;

– ростом урбанизированности среды.

Вышеуказанные факторы способствуют оптимальной пространственной организации территории только при наличии рациональной государственной градостроительной политики в совокупности с постоянным мониторингом окружающей среды, а также учетом экологических, экономических и социальных факторов.

Объектами градостроительной деятельности, согласно ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются соответствующие территории городов и иных поселений . На уровне таких территорий также выделяются объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность. Так, например, в разрезе городской среды, к таковым можно отнести объекты капитального строительства, в том числе линейные объекты.

Определение «линейного объекта» в действующем законодательстве носит в большей степени собирательный характер, ввиду того, что четко сформулированного понятия не существует, но в отдельных нормативно-правовых актах представлены виды (группы) объектов, которые можно отнести к линейным:

  1. Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
  2. Мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи (п. 5 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ).
  3. Дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Исторически сложилось, что линейные объекты (транспортные магистрали, коммуникационные узлы, линии связи) формируют материально-пространственную структуру населенного пункта . Выступая в качестве структурного каркаса соответствующей территории, такие сооружения связывают жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные и иные комплексы.

Строительство линейных объектов является неотъемлемой частью градостроительной политики, играя значимую роль в следующих аспектах:

– в комплексном развитии территорий;

– в обеспечении благоприятных условий жизни населения;

– в совершенствовании существующей инфраструктуры;

– в повышении показателей экономического развития страны.

Руководствуясь нормами Градостроительного кодекса РФ (ч. 2 ст. 51), строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Получение разрешения на строительство линейного объекта возможно в случае подготовленной и утвержденной документации по планировке территории в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Однако действующим законодательством определены случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории. На практике такие случаи встречаются, но в настоящей статье подробнее остановимся именно на варианте разработки проектов планировки и проектов межевания территории при строительстве вышеуказанных сооружений.

В результате анализа нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы подготовки документации по планировке линейных объектов можно заключить, что данный институт находит свое развитие в современном законодательстве. Так, помимо фундаментальных законов, в том числе Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, разрабатываются новые законопроекты, а также утверждаются самостоятельные нормативно-правовые акты, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

К числу новых законодательных актов в части разработки документации по планировке территории, утвержденных на территории РФ, можно отнести:

  1. Постановление правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов» (далее — Постановление правительства № 564);
  2. Постановление правительства Российской Федерации от 07.08.2017 № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» (далее — Постановление правительства № 269).

Особое внимание также уделим Проекту закона № 187920–7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов».

Раскрывая положения Градостроительного кодекса РФ, Постановление правительства № 564 охватывает весь перечень вопросов по подготовке исключительно проекта планировки территории под линейным объектом.

Проект планировки территории, на которой размещаются указанные сооружения, несет важную смысловую нагрузку, регулируя отношения по землепользованию и капитальному строительству:

– является основанием для разработки проектной документации линейного объекта ;

– является основанием для принятия решения об изъятии земельных участков ;

– определяет основные параметры строительства ;

– определяет расположение элемента планировочной структуры; территорий зон с особыми условиями использования территории; территорий объектов культурного наследия; территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций; территорий общего пользования ;

– уточняет порядок развития определенной территории .

В результате анализа норм Постановления правительства № 564 встает закономерный вопрос о причинах рассмотрения только содержания и состава проекта планировки применительно к территориям, на которых располагаются линейные сооружения, тогда как требования к проекту межевания остаются общими для всех видов объектов и излагаются в ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.

Принимая во внимание тот факт, что, согласно земельному законодательству, именно проект межевания является основой для образования земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, подробное рассмотрение требований к подготовке такого документа, а также его состав и содержание, будет позитивным мероприятием отрасли в целом.

Интересен и тот факт, что если руководствоваться предложенными в Проекте закона № 187920–7 нормами, то в ближайшее время размещение линейного объекта будет осуществляться на условиях публичного сервитута без образования земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него . Соответственно, актуальным будет вопрос о составе проекта межевания, а также необходимости его подготовки в полном объеме применительно к территориям, предусматривающим размещение линейных сооружений.

Не исключается и возможность подготовки проекта межевания в более упрощенном виде ввиду того, что законодатели предполагают создание единого упрощенного порядка размещения линейных объектов, что будет способствовать сдерживанию тарифов, ускорит темпы строительства и, в конечном итоге, обеспечит рост экономики в целом. Еще одним позитивным результатом такой политики будет служить развитие института публичных сервитутов, который в настоящее время функционирует только в части ремонта линейных объектов, а в перспективе поможет в решении проблемы инфраструктурной обеспеченности планируемых к развитию территорий.

Мероприятия по упрощению порядка оформления земельных участков для размещения линейных объектов, а также по сокращению сроков такого оформления уже заложены в программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В заключении хотелось бы отметить, что институт документации по планировке территории в целях размещения линейных объектов, как структурная часть градостроительной политики государства, играет значимую роль во многих сферах жизни общества, выступая определенным гарантом развития систем социального, инженерно-технического и транспортного обслуживания.

Образуя пространственный и транспортно-коммуникационный каркас определенной территории, линейные объекты обеспечивают комфортные условия жизни и деятельности населения, в совокупности реализуя принципы государственной политики.

В настоящее время бурный приток инвестиций поступает именно в земельно-имущественный комплекс страны, ввиду увеличения спроса на земельные участки, потенциально пригодные для строительства. При этом речь идет не только о жилищном строительстве, но также промышленном и инфраструктурном.

Для повышения эффективности государственного и муниципального управления институтом документации по планировке территории в целях размещения линейных объектов, необходимо обеспечивать на всех уровнях управления:

– совершенствование инструментов осуществления градостроительной политики, в том числе требований к подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

– актуализацию действующих нормативно-правовых актов, согласно утверждаемых в данной области законов;

– мониторинг результатов программ комплексного развития транспортной, инженерной, социальной инфраструктур с последующим их обновлением;

– систематизацию и актуализацию информационных ресурсов получения сведений, в том числе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;

– привлечение инвестиций в имущественный комплекс страны.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 12.04.2006 г. Одобрен Советом Федерации 26.05.2006 г. // Российская газета, N 121, 08.06.2006. В ред. от 29.07.2017.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 22.12.2004 г. Одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г. // Российская газета, № 290, 30.12.2004. В ред. от 31.12.2017.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 28.09.2001 г. Одобрен Советом Федерации 10.10.2001 г. // Российская газета, N 211–212, 30.10.2001. В ред. от 31.12.2017.
  4. Некрестьянов Д. С. Юридический справочник застройщика, 2-е изд-е, 2017.
  5. Официальный портала Росреестра. . Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/, свободный.
  6. Постановление правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».
  7. Постановление правительства Российской Федерации от 07.08.2017 № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории».
  8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. . Режим доступа: http://www.economy.gov.ru, свободный.
  9. Проект закона № 187920–7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов».
  10. Статья: Материально-пространственная структура среды. Каркас города. . Режим доступа: http://alyos.ru/enciklopediya/arhitektura_gorodskoj_sredi/materialno_prostranstvennaya_struktura_sredi_karkas_goroda.html, свободный.
  11. Тихонова, К.В., Ксенз, В. Я. Разработка градостроительной документации (проекта планировки) при размещении линейных объектов // Экономика и экология территориальных образований. — Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2016.
  12. Файзуллин И. Э. Градостроительная политика и развитие территорий // Российское предпринимательство, № 7(2), 2010.
  13. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ. В редакции от 11.08.2017.

Новая редакция Ст. 41 ГрК РФ

1. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

2. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.

3. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда.

4. Видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории.

5. Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.

6. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

Комментарий к Статье 41 ГрК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи раскрывает назначение подготовки документации по планировке территории, которая осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

Целями подготовки документации по планировке территории является:

обеспечение устойчивого развития территорий;

выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов);

установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства;

установление границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

2. Часть 3 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к положениям земельного, водного, лесного и иного законодательства, применяемую при подготовке документации по планировке территории в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков.

3. Часть 4 комментируемой статьи регулирует ситуации, когда происходит разделение земельного участка или объединение нескольких земельных участков в один или осуществляется изменение общей границы земельных участков. При этом вместо документации по планировке территории осуществляется подготовка землеустроительной документации.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» (в ред. от 4 декабря 2006 г.) землеустроительная документация — это документы, полученные в результате проведения землеустройства.

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

проекты территориального землеустройства;

материалы межевания объектов землеустройства;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Также ч. 4 комментируемой статьи устанавливает обязательные требования при проведении разделения или объединения земельных участков.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 4 комментируемой статьи было внесено изменение, более четко уточняющее размеры вновь образованных земельных участков.

4. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает виды документации, разрабатываемые при подготовке документации по планировке территорий:

1) проекты планировки территории;

2) проекты межевания территории;

3) градостроительные планы земельных участков.

Другой комментарий к Ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности. Следуя за планированием территории и градостроительным зонированием, планировка территории осуществляется в целях детальной проработки градостроительных решений применительно к территории конкретных планировочных элементов (кварталов, микрорайонов и т.д.). Планировка территории должна осуществляться на основе документов территориального планирования, а также правил землепользования и застройки.

По идее законодателя планировка территории должна предшествовать строительству, поскольку при планировке территории должна определяться плотность и параметры застройки конкретного района, квартала и других планировочных элементов.

Планировка территории осуществляется путем подготовки документации по планировке территории.

Следует отметить, что нормы ГрК, регулирующие вопросы планировки территории, не являются новеллой градостроительного законодательства. Вопросы планировки территории регулировались и ГрК 1998 года (статьи 57-60), который предусматривал необходимость разработки градостроительной документации о застройке территории. Однако в новом ГрК изменилось содержание конкретных документов планировки территории, более детально урегулировано содержание таких документов и порядок их принятия, вводится новый вид документа — градостроительный план земельного участка. В то же время не нашел отражение в новом ГрК такой вид документации по планировке территории как проект застройки.

ГрК впервые закрепил цели планировки территории:

1) обеспечение устойчивого развития территории;

2) выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов);

3) установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства;

4) установление границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 комментируемой статьи).

В то же время, указанный перечень не является исчерпывающим. Так, планировка территории проводится в целях установление границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения, не только линейных объектов, но и иных объектов капитального строительства, а также в целях выявления в границах застроенных территорий свободных земельных участков, которые также могут быть предоставлены для строительства.

Содержание целей действий по планировке территории раскрывается и детализируется путем указания на конкретные позиции, которые подлежат утверждению в составе документации по планировке территории (часть 3 статьи 42, часть 5 статьи 43 и часть 3 статьи 44) и которые используются при подготовке проектной документации применительно к объектам, расположенным в пределах земельных участков, выделенных посредством планировки территории.

Анализ 2 и 3 части комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что документация по планировке территории готовится применительно к любы земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке. Таким образом, планировка территории становится универсальным способом действий по упорядочению организации территории, осуществляемом в соответствии с документами территориального планирования.

Новеллой ГрК является установление четких критериев разграничения, в каких случаях для планировки территории, в том числе установления границ земельного участка, применяется градостроительное, а в каких случаях — земельное, лесное, водное и иное законодательство (части 2 и 3 комментируемой статьи).

Планировка территории в соответствии с ГрК осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков документации по планировке территории готовится в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.

Согласно части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации*(31) на основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством или обращения исполнительного органа орган местного самоуправления или по его поручению землеустроительная организация с учетом зонирования территории в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Согласно статье 68 Земельного кодекса Российской Федерации образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности входят в состав мероприятий, осуществляемых при землеустройстве. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральным законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 69).

Порядок проведения землеустройства регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»*(32). В соответствии с указанным Законом землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (ст. 3). Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

Применительно к планировке территорий, не предназначенных для строительства, особенно следует отметить статью 18 указанного Закона, регулирующую вопросы внутрихозяйственного землеустройства. Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни. При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Вопросы территориального землеустройства также регулируется установления границ земельного участка регулируются также Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396*(33), действующими в части не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О землеустройстве» Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105 (в ред. от 21.08.2000 N 65)*(34) и Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, а также Приказом Росземкадастра от 14.09.2000 N 20 «Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта»*(35), Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России от 17.02.2003, Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра от 17.02.2003.

Организация проведения территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства, находящихся в федеральной собственности является полномочием Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 5.3.2. Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 N 418)*(36).

Кроме того, отдельные вопросы, связанные с планировкой территории, не предназначенной для застройки, затрагиваются в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»*(37) и разработанными во исполнение данного Закона Методическими рекомендациями по выделу земельных участков в счет земельных долей, одобренными Минсельхозом РФ от 23.01.2003.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Лесоустройство определяется статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации*(38) как система мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве в частности осуществляется определение в установленном порядке границ участков лесного фонда, внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования, выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда и др. При лесоустройстве составляются лесоустроительные проекты, которые утверждаются в порядке, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Лесоустройство выполняется по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Обеспечение проведения лесоустройства является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 47). Кроме того, согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации*(39) порядок установления границ прибрежной полосы (т.е. территории, прилегающей к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации) и порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 16, 111). В настоящее время вопросы установления границ водоохранных зон и определения размеров таких зон устанавливается Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404*(40).

В то же время следует отметить, что установление границ земельных участков в застроенных и подлежащих застройке территориях в результате межевания территории, как элемента планировки территории, подготовка которого осуществляется в соответствии с ГрК, является общим правило. Но существуют исключения из данного правила. Так, в соответствии не с градостроительным, а с земельным законодательством будет осуществляться установление границ земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, по заявлению правообладателя такого объекта. При этом не требуется подготовка документации по планировке территории. Так, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Здесь следует отметить ошибку законодателя, орган местного самоуправления изготовляет не кадастровую карту (план) земельного участка, а проект границ земельного участка и утверждает его. Это, во-первых, вытекает из смысла пункта 8 указанной статьи, а, во-вторых, органы местного самоуправления не уполномочены на изготовление кадастровых карт (панов) земельных участков, подготовка и выдача которых — компетенция федерального органа исполнительной власти. На основании проекта границ земельного участка за счет граждан и юридических лиц — правообладателей объектов недвижимости на земельных участках, устанавливаются границы земельных участков на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»*(41) предусматривает обязанность органов исполнительной власти установить границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, по заявлению лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает условия образования по инициативе их правообладателей новых земельных участков путем разделения земельного участка на несколько участков или объединения нескольких земельных участков в один, а также условия изменения общей границы земельных участков. Эти условия касаются как нормативной правовой базы, на основании которой осуществляется подготовка землеустроительной документации, так и требований к вновь образуемым земельным участкам.

В указанных случаях не требуется подготовка документации по планировке территории. Подготовка землеустроительной документации в таком случае должна осуществляться в порядке, установленном земельным законодательством. Образование новых и упорядочение существующих земельных участков должно осуществляться, в первую очередь, в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве».

В то же время ГрК устанавливает следующие требования к вновь образуемым земельным участкам:

1) размеры образованных земельных участков не должны превышать предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом. Следует отметить ошибку законодателя в части, что запрет должен устанавливаться только на превышение предельного максимального размера земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом. Поскольку размер земельного участка не должен быть меньше минимального размера участка, установленного градостроительным регламентом;

2) разделение земельного участка возможно только в случае наличия подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку;

3) обязательным условием объединения нескольких земельных участков является требование о том, чтобы образованный земельный участок находился в границах одной территориальной зоны.

Наличие в ГрК указанных требований означает необходимость проведения проверки землеустроительной документации на ее соответствие этим требованиям и обеспечения со стороны органов местного самоуправления соответствующего контроля с позиций упорядочения планировочной организации территории.

Содержащийся в комментируемой статье перечень требований к вновь образованным земельным участкам не является исчерпывающим. При этом также должны соблюдаться требования, предусмотренные земельным законодательством. Так, при образовании новых земельных участков путем разделения или объединения, изменение границ общих земельных участков должны соблюдаться красные линии. При делении объектов недвижимости должно быть также обеспечено функционирование их частей как самостоятельных объектов недвижимости. Следует помнить, что согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок может быть делимым и неделимым.

Часть 5 комментируемой статьи предусматривает виды документации по планировке территории — это проект планировки территории, проект межевания территории и градостроительный план. При этом проект планировки и проект межевания территории всегда являются документацией по планировке. Градостроительный план можно рассматривать как вид документации по планировке территории только в случае, если он подготавливается в составе проектов межевания территорий. В случае подготовки градостроительного плана как самостоятельного документа он не является документацией по планировке территории (подробнее см. комментарий к ст. 44).

Из состава такой документации исключен «проект застройки», назначение и содержание которого определялось статьей 60 ГрК 1998 года, а также Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150*(42). Связано это с тем, что согласно указанной статье проект застройки может разрабатываться в границах земельного участка по инициативе застройщика, что свидетельствует об отсутствии обязательности разработки такого вида градостроительной документации о застройке территории. Кроме того, проекты застройки, заказчиками которых являются физические и юридические лица, согласовываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и утверждаются заказчиками. Это означает, что застройщик получил права на земельный участок, которые не определены в части возможностей и пределов его использования (не определены линии регулирования застройки, этажность, тип и другие характеристики разрешенного строительства). Указанная неопределенность должна быть снята посредством дополнительного действия, которое производит сам застройщик и за свой счет — путем подготовки проекта застройки. Такая схема противоречит принципам земельного права, признающего объектом земельных отношений земельный участок с установленным правовым режимом, подготовленный (в том числе посредством планировки территории) и сформированный из состава государственных и муниципальных земель, а также нормам ГрК, которые предусматривают установление прозрачных процедур землепользования и застройки. Орган местного самоуправления должен устанавливать общие виды разрешенного использования для территориальных зон, а не индивидуально применительно к каждому земельному участку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *