Права на недвижимое имущество

Права на недвижимое имущество

Правила государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за последнее время претерпели немало поправок. Не все из них характеризуются последовательностью, как например, изменения в регулировании государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. Напомним, что в соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обязательная государственная регистрация таких договоров была отменена с 1 марта 2013 года. Однако уже с 4 марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вернул правило об обязательной регистрации в Росреестре договоров аренды недвижимости, заключенных на срок не менее одного года. Таким образом, сведения о договорах аренды недвижимости, вне зависимости от срока их действия, заключенные 2 и 3 марта 2013 года, не подлежали занесению в Единый госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несмотря на то, что эти два дня приходились на выходные дни, эксперты предрекают многочисленные случаи датирования договоров аренды недвижимости именно этими днями, в том числе и «задним числом».

23 июля текущего года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». Этот закон вносит изменения и дополнения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон), а также Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).

Рассмотрим основные нововведения в сфере регистрации прав на недвижимость и сделок с нею. Их можно подразделить на несколько групп.

1. Нововведения, направленные на предотвращение мошенничества. Глава IV Закона была дополнена ст. 28.1, которая закрепила две новые возможности для правообладателей, позволяющие снизить риск возможных незаконных действий в отношении недвижимого имущества.

Первой из них является возможность предшествующего собственника объекта недвижимости подать заявление о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на этот объект недвижимости, то есть права действующего собственника. Напомним, что предшествующие собственники получили такую возможность еще с 1 марта 2013 года в результате вступления в силу поправок в ГК РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), но сейчас это правило было конкретизировано и дополнено. Подача заявления о возражении на зарегистрированное право не будет являться препятствием в распоряжении недвижимостью для действующего собственника, а также для приостановления или отказа в государственной регистрации прав на нее. Однако запись о таком возражении заносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), что позволит заинтересованным лицам узнать о существующих притязаниях на недвижимость, к примеру, при принятии решения о ее покупке.

В течение трех месяцев со дня внесения такой записи в ЕГРП зарегистрированное право должно быть оспорено прежним собственником в суде, о чем регистрирующий орган извещается путем направления ему копии судебного определения о принятии заявления к рассмотрению. В противном случае запись о возражении будет исключена из реестра, и повторно обратиться за ее внесением будет уже нельзя. Прежний собственник также вправе требовать внесения в ЕГРП отметки о наличии судебного спора в отношении соответствующего объекта недвижимости.

На наш взгляд, эта мера действительно способна в какой-то степени противодействовать мошенничеству в сфере недвижимости и защитить права бывших собственников в случае незаконного перехода права собственности. Так, если гражданин узнал о том, что его квартира продана незаконно, он будет заинтересован в предотвращении ее последующей продажи действующим собственником — ведь в этом случае следующий собственник уже окажется добросовестным приобретателем. Однако некоторые эксперты опасаются, что нововведение позволит недобросовестным бывшим собственникам подавать немотивированные заявления о возражении на зарегистрированное право собственности.

Возможность оспаривания права предоставлена предшествующему собственнику и тогда, когда объект недвижимости уже прекратил свое существование, но в результате этого из него образовались новые объекты недвижимости, на которые и было зарегистрировано оспариваемое право. Вместе с тем, не совсем ясно, смогут ли воспользоваться этой возможностью и иные заинтересованные лица — например, наследник, если завещание в его пользу было обнаружено уже после регистрации прав законных наследников на недвижимость.

Второй пресекающей мошенничество возможностью стало право собственника объекта недвижимости подать в регистрирующий орган заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без личного участия собственника, то есть его представителем (за исключением законного представителя), а также другой стороной сделки с недвижимостью. Об этом заносится соответствующая запись в ЕГРП, аннулировать которую можно только по заявлению самого собственника, решению суда, а также по решению регистратора после перехода права собственности. При этом подобная запись не препятствует регистрации права иным, кроме собственника и его законного представителя лицом, если основанием для государственной регистрации является решение суда или требование судебного пристава.

Есть и другие нововведения, нацеленные на профилактику мошенничества с недвижимостью. К примеру, по запросу нотариуса Росреестр, помимо прочих сведений, будет обязан предоставить информацию о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Также уточнены возможности прокуратуры получать в ходе надзора за соблюдением законодательства сведения из ЕГРП закрытого характера (ч. 3 ст. 7 Закона в нов. ред.). Кстати, круг сведений, вносимых в ЕГРП, был расширен — к примеру, если сейчас вносятся сведения о сделках об отчуждении объектов недвижимости, то с вступлением поправок в силу будут указываются сведения и о существенных и иных условиях таких сделок (ч. 6 ст. 12 Закона в нов. ред).

2. Нововведения, направленные на сокращение и (или) уточнение сроков рассмотрения обращений.

Рассмотрим поправки к Закону, которые сократили или просто конкретизировали некоторые сроки выполнения должностными лицами Росреестра своих обязанностей.

Таблица 1. Изменения в сроках реализации отдельных процедур государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Процедура

Старый срок

Новый срок

Государственная регистрация возникшего до ведения в действие Закона права на недвижимое имущество, перехода права, обременения или сделки в отношении такого недвижимого имущества

Не позднее, чем один месяц со дня подачи заявления и сопутствующих документов (абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона)

Не позднее, чем 18 дней со дня подачи заявления и сопутствующих документов (абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона в нов. ред.)

Общий срок государственной регистрации прав

В течение 20 дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (абз. 1 ч. 3 ст. 13 Закона)

В течение 18 дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (абз. 1 ч. 3 ст. 13 Закона в нов. ред.)

Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав

Заявитель должен быть уведомлен о приостановлении регистрации прав и основаниях такого уведомления в срок не более чем через пять рабочих дней со дня такого приостановления (ч. 4 ст. 19 Закона)

Уведомление о приостановлении регистрации прав должно быть направлено не позднее рабочего дня, следующего за днем такого приостановления (ч. 5 ст. 19 Закона в нов. ред.)

Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства

Не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора (абз. 1 ч. 2.1 ст. 25.1 Закона)

В течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора (абз. 1 ч. 2.1 ст. 25.1 Закона в нов. ред.)

Кроме того, были конкретизированы и некоторые полномочия регистрационного органа — к примеру, теперь проверка правоустанавливающих документов будет проводиться не на предмет их юридической силы, как сейчас (абз. 11 ч. 1 ст. 17 Закона), а с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав. Действующая редакция давала повод для оценки регистратором законности даже такого документа, как судебное решение. На недопустимость этого был вынужден указать Президиум ВАС РФ, признав незаконным отказ в государственной регистрации права на основании утвержденного третейским судом мирового соглашения сторон и выданного в соответствии с ним исполнительного листа арбитражного суда (постановление Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. № 3004/11). То же касается и оценки утвержденного судом мирового соглашения (постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 5263/11).

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕГРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП, исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества (ч. 1 ст. 21 Закона в нов. ред.).
Примерная форма заявления об исправлении технической ошибки

Примерная форма искового заявления о признании права собственности на объект недвижимого имущества и аннулировании записи государственной регистрации

Уточнены и основания для отказа в исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав. Сейчас принятие решения об исправлении ошибки, описки или опечатки полностью зависит от субъективного усмотрения регистратора, который должен оценить, может ли такое исправление причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи (ч. 1 ст. 21 Закона). Поправки же конкретизировали основания для внесения исправлений технических ошибок — исправление допускается только в том случае, если это не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества. Кроме того, было дано понятие и самой технической ошибке, что может способствовать уменьшению судебных тяжб по поводу того, что имело место в том или ином деле — техническая ошибка или спор о праве (см., например, постановление ФАС МО от 30 января 2012 г. № Ф05-14162/11 по делу № А41-16394/2011).

3. Нововведения, расширяющие использование электронных форм взаимодействия. Одно из самых главных нововведений заключается в возможности направить заявление на государственную регистрацию прав и необходимый комплект документов в электронном виде, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе и через Единый портал госуслуг (дополнения вносятся в ст. 16 Закона).

В настоящее время подать заявление на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра путем заполнения онлайн-формы

Подача заявления будет осуществляться путем заполнения и подписания электронной подписью специальной формы, размещенной как на официальном сайте Росреестра, так и на Едином портале госуслуг.

То же касается направления документов на регистрацию сделки с недвижимым имуществом и иных документов и заявлений (к примеру, заявления об исправлении технической ошибки в ЕГРП, согласно новой редакции ч. 1 ст. 21 Закона, или запроса о предоставлении сведений из ЕГРП (ч. 1 ст. 7 Закона). При этом дистанционно можно будет не только подать документы, но и зарегистрировать сделку с недвижимостью. Новая редакция ст. 14 Закона предусматривает, что в этом случае специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

Закрепление юридически значимого документооборота проявляет себя и в том, что Росреестр теперь обязан не только принимать документы в электронной форме, но и в некоторых случаях по своей инициативе направлять их. К примеру, это коснется уведомления правообладателя о государственной регистрации обременения права собственности и иных вещных прав на объект недвижимости правами третьих ли, если такое обременение регистрируется не правообладателем (ч. 2 ст. 13 Закона в нов. ред.).

Помимо прочего, после уплаты госпошлины заявитель освобождается от обязанности подавать в регистрационный орган документ, подтверждающий оплату госпошлины, однако может представить его по своей инициативе (ч. 4 ст. 16 Закона в нов. ред.). Правда, это правило действует лишь в том случае, если информация об уплате государственной пошлины содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Напомним, что с 1 января 2013 года банки, Почта России и иные операторы, через которых производится перечисление оплаты за госуслуги, обязаны незамедлительно направлять информацию о такой оплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. При этом органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт уплаты госпошлины (п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 4 ст. 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Если же отсутствует как документ об оплате пошлины, так и соответствующая информация в Государственной информационной системе, то заявление не принимается к рассмотрению. Поскольку обычный гражданин не может быть признан участником Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, и следовательно, не имеет возможности проверить наличие в ней необходимой информации, мы рекомендуем заявителям все-таки представлять документ об оплате госпошлины либо его копию на случай сбоя в работе информационной системы или халатности должностного лица, ответственного за информационный обмен.

Сейчас правила уведомления о ходе государственной регистрации прав на недвижимость в некоторых случаях содержат обязанность регистратора направить информацию о том или ином событии на адрес электронной почты заявителя, если он указан в заявлении или требовании судебного пристава-исполнителя (например, ч. 5 ст. 19, ч. 6 ст. 20 Закона). Поправками же предусмотрено, что порядок и способы направления уведомления в электронной форме должны быть установлены Минэкономразвития России. Это может сделать невозможным обмен информацией в электронной форме в случае запоздалого, после вступления в силу нововведений (с 1 октября 2013 года), принятия соответствующего приказа.

Поправки коснулись организации взаимодействия не только заявителя и Росреестра, но также и Росреестра с иными государственными органами. Глава III Закона была дополнена ст. 21.1, согласно которой регистрационный орган может вносить в ЕГРП не влекущие перехода, прекращения или ограничения права на объект недвижимости изменения сведений о правообладателе, которые содержатся в базовых государственных информационных ресурсах, о чем правообладатель должен быть уведомлен в пятидневный срок после этого. Такие ресурсы используются в системе межведомственного электронного взаимодействия (постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах») и включают в себя такие ресурсы, как ЕГРЮЛ, госкадастр недвижимости, единый госреестр налогоплательщиков и т. д. (полный реестр базовых государственных информационных ресурсов размещен на портале Единой системы нормативно-справочной информации).

4. Нововведения, направленные на упрощение процедуры регистрации, сокращение представляемых документов и т.д. Если сейчас проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество могла быть удостоверена только свидетельством о праве собственности, то с вступлением в силу поправок она может быть — по выбору правообладателя — подтверждена также выпиской из ЕГРП. При этом закреплено, что свидетельство о праве собственности оформляется только в бумажной форме (ч. 1 ст. 14 Закона в нов. ред.).

Представителям юридического лица теперь не придется повторно представлять учредительные документы этого юридического лица или их надлежащим образом заверенные копии в случае, если выполнены два условия: во-первых, ранее в регистрационный орган уже были предоставлены учредительные документы и проведена государственная регистрация права этой организации на соответствующий объект недвижимости, а во-вторых, учредительные документы с этого момента не претерпевали изменений (ч. 4 ст. 16 Закона в нов. ред.). Эта возможность была закреплена и ранее, но на уровне подзаконного акта (п. 22 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. приказом Минюста РФ от 1 июля 2002 г. № 184), поэтому не все заявители знали о ней. То же касается и представления правоустанавливающего документа на земельный участок при регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в случае, если на основании этого документа ранее было зарегистрировано право заявителя на земельный участок (ч. 1 ст. 25 Закона в нов. ред.).

Заявители смогут облегчить себе жизнь и при регистрации прав на созданный или незавершенный объект недвижимости (ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона в нов. ред.). Так, уточнено, что регистрация такой недвижимости производится на основе правоустанавливающего документа на земельный участок, а также разрешения на ввод в эксплуатацию (либо разрешения на строительство для «незавершенки»). Из текста Закона было исключено указание на представление документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Примечательно, что если представление разрешения на ввод в эксплуатацию или разрешения на строительство все же необходимо, но заявитель не приложил эти документы к заявлению, это не будет являться основанием для возвращения документов. В этом случае регистрирующий орган обязан будет обратиться непосредственно к органу, выдавшему соответствующее разрешение.

Кроме того, дачники и владельцы загородной недвижимости будут освобождены от обязанности представлять кадастровый паспорт при регистрации созданного или незавершенного объекта строительства. Если сейчас документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт и выданное органом местного самоуправления разрешение на ввод в эксплуатацию либо разрешение на строительство (для «незавершенки»), то по новым правилам единственным подтверждающим документом станет соответствующее разрешение. А до 1 марта 2015 года и разрешение на ввод в эксплуатацию не может быть запрошено регистрирующими органами, и единственным основанием для государственной регистрации прав на завершенный объект индивидуального жилищного строительства будет являться правоустанавливающий документ на земельный участок заявителя (ч. 4 ст. 25.3 Закона в нов. ред.).

В Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» также внесены существенные изменения. Так, закреплено, что кадастровый номер объекта недвижимости носит неизменный характер (ч. 1 ст. 5 Закона о кадастре в нов. ред.), перечень форм предоставления информации из госкадастра недвижимости дополняется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 2 ст. 14 Закона о кадастре в нов. ред.), которая предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (ч. 13 ст. 14 Закона о кадастре в нов. ред.).

Кроме того, значительно расширен перечень сведений об объекте недвижимости, вносимых в госкадастр недвижимости. К числу таких дополнений относятся степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах, проектируемое назначение объекта незавершенного строительства, сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и т.д. (ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в нов. ред.).

Поправками было также устранено дублирование сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости и ЕГРП. С 1 октября 2013 года сведения о общих характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП (ч. 6 ст. 13 Закона в нов. ред.). Кроме того, закреплено общее правило, согласно которому общедоступные сведения о правах и об ограничениях прав на недвижимое имущество, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в госкадастр недвижимости (ст. 7 Закона о кадастре была дополнена частью 3, содержащей указанное правило).

Другим значимым изменением является увеличение сроков действия временного характера сведений госкадастра недвижимости. Напомним, что сейчас образованный объект недвижимости ставится на кадастровый учет, но внесенные в госкадастр недвижимости сведения об этом носят временный характер до момента государственной регистрации прав на это имущество. При этом такие сведения аннулируются из кадастра, если государственная регистрация объекта недвижимости не была осуществлена по истечении одного года (для земельных участков — двух лет) со дня постановки его на учет (ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре). Однако на практике иногда оказывается невозможным завершить оформление прав на недвижимость в эти сроки. В связи с этим срок действия временного характера сведений госкадастра о новых объектах недвижимости был продлен до пяти лет в отношении всех объектов недвижимости.

Из общего правила об обязательности одновременной постановки на кадастровый учет помещения, расположенного в здании или сооружении, и самого здания или сооружения, было сделано исключение. Оно касается квартир в многоквартирных домах — уточнено, что не требуется ставить на учет весь многоквартирный дом, если собственник квартиры желает поставить ее на учет и получить кадастровый паспорт (ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре в нов. ред.). В то же время ст. 25 Закона о кадастре была дополнена ст. 4.1, согласно которой орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Кроме того, так же, как и в сфере госрегистрации недвижимости, были расширены возможности электронного документооборота, уточнен порядок взаимодействия государственных органов друг с другом, а также сокращены некоторые процедурные сроки. К примеру, согласно новой редакции ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре, постановка на учет объекта недвижимости, учет его изменений, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости должны будут произведены в срок не более чем 18 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (сейчас — 20 рабочих дней).

Поправки вступят в силу уже с 1 октября 2013 года, за исключением положений, уточняющих порядок аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера и вводящих новые основания для этого (эти нормы вступят в силу с 1 января 2014 года).

Новости по теме:

  • Нормы ГК РФ о госрегистрации договоров аренды недвижимости будут применяться снова — ИА «ГАРАНТ», 4 марта 2013 г.
  • Минэкономразвития России определило полномочия Росреестра по отказу в госрегистрации недвижимости — ИА «ГАРАНТ», 3 июня 2011 г.

Закон предусматривает регистрацию всех сделок с недвижимостью помимо оформления прав на него. Именно поэтому важно знать все нюансы этой процедуры. Мы подготовили для вас подробную информацию о порядке регистрации сделок, необходимых документах, стоимости госпошлины и других тонкостях данной процедуры.

○ Что такое регистрация сделок с недвижимостью.

Регистрация сделок с объектами недвижимости – это фиксирование перехода права собственности от одного лица к другому. Она не является видом сделки, а выступает особым дополнительным актом, который должен признать и подтвердить заключение гражданско-правовой сделки.

Подобный контроль требуется государству не только для ведения строго учета, но и определения порядка и размера уплаты налогов с каждого юридического либо физического лица.

○ Когда необходима регистрация.

  • «Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ст. 131 ГК РФ)».

Таким образом, государственная регистрация необходима для договоров:

  • Подтверждающих переход права собственности на объект: покупка, продажа, обмен, аренда с последующим правом выкупа, рента.
  • Ограничивающих право собственности и позволяющих пользоваться недвижимостью на оговоренных в соглашении условиях: субаренда, ипотека.
  • Вносящих изменения либо дополнения в уже заключенные соглашения, прошедшие регистрацию: отказ от дара, перевод долговых обязательств, уступка прав.
  • Гибридного типа, включающих в себя элементы соглашений, подлежащих регистрации.

○ Перечень законов и норм.

На законодательном уровне вносятся изменения в нормативные акты, регулирующие сделки с недвижимостью. На сегодняшний день все операции с недвижимостью регулируются:

  • Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ).
  • ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ (далее №214-ФЗ).
  • Федеральным законом «О государственной регистрации…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (№122-ФЗ).
  • Федеральным законом » О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее №218-ФЗ).

Планируется, что к 2020 году №122-ФЗ полностью утратит силу и будет заменен на №218-ФЗ.

○ Документы для регистрации.

Чтобы зарегистрировать договор, в регистрирующий орган необходимо подать заявление от лица одной из сторон сделки. Его нужно заполнить по установленному образцу и предоставить сотруднику, приложив:

  • Удостоверение личности (личный паспорт).
  • Нотариально заверенную доверенность (если заявление поступает от лица, не являющегося участником сделки).
  • Заключенное соглашение (в 2 экземплярах).
  • Перечень правоустанавливающих документов, подтверждающих правомочность сделки: свидетельство права собственности, разрешения, акты, а также документы, идентифицирующие предмет соглашения (например, технический паспорт).
  • Чек об оплате госпошлины в установленном размере.

○ Порядок регистрации сделки.

Алгоритм действий для регистрации сделок с недвижимостью следующий:

  • Оформление и подписание соответствующего соглашения.
  • Формирование пакета документов для представления в регистрирующий орган.
  • Оплата госпошлины в установленном размере и включение чека об операции в пакет предоставляемых бумаг.
  • Подача заявления от лица одного из участников сделки с приложением требуемых документов.
  • Рассмотрение заявления сотрудниками регистрирующего органа, его принятие либо отклонение.

Подать ходатайство о регистрации можно, обратившись в Росреестр либо отделение МФЦ. В первом случае возможны разные варианты обращения:

  • Лично, путем посещения регистрирующего органа после предварительной записи.
  • Удаленно, посредством интернета через официальный сайт госууслуг либо Росреестр.
  • Через почту, отправив заказное письмо с заполненным заявлением и пакетом требуемых бумаг.

Важно учитывать, что подавать ходатайство может любой из участников сделки, а также третье лицо при наличии нотариально заверенной доверенности от одной из сторон.

✔ Госпошлина.

Оплата государственной пошлины является важным этапом в государственной регистрации сделок.

  • «Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (ст. 333.33 НК РФ)».

При подобном обращении госпошлина на 2017 г составляет:

  • Для физических лиц – 2000 руб.
  • Для юридических лиц – 22000 руб.

Регистрация договоров ипотеки составляет:

  • Для физических лиц – 1000 руб.
  • Для юридических лиц – 4000 руб.

✔ Срок регистрации.

После получения пакета документов, регистрирующий орган корректирует в реестре сведения об объекте недвижимости. На это отводится 5 дней, по истечению которых заявителю предоставляется выписка из ЕГРН.

  • «Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица направляет такому лицу уведомление о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (п 5 ст.33 №218-ФЗ).»

✔ Получение выписки из ЕГРН.

Справка о внесении изменений в ЕГРН в соответствии с предоставленными документами выдается на руки заявителю. Данный документ не является основанием регистрации сделки и не подтверждает ее. Его функция заключается в удостоверении факта внесения изменений в ЕГРН согласно представленному договору.

○ Когда могут в регистрации отказать.

Сотрудники имеют право отказать в регистрации сделки, если:

  • В заявлении допущены ошибки.
  • Не представлен полный пакет документов.
  • Обнаружен факт подделки представленного документа или несоответствие указанных сведений действительности.
  • Содержание и/или формат какого-либо документа не соответствует нормам закона (например, пропущен обязательный пункт в договоре).
  • Имеется судебный спор в отношении с недвижимостью.

Отказ должен быть мотивирован и заявитель может заново представить документы с исправлением ошибок. Если он получает очередной отказ, возможно обращение в судебные органы для защиты своих прав.

Таким образом, государственная регистрация сделки имеет различные нюансы, которые следует учитывать при оформлении процедуры.

○ Советы юриста:

✔ Когда нужно подавать декларацию и платить налог при продаже недвижимости.

Если проданная недвижимость находилась в собственности более 3 лет, доход от ее продажи не облагается налогом (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Если же недвижимость приобретена после 2016 года, период пребывания в собственности должен быть не менее 5 лет.

✔ Кто может использовать налоговый вычет.

Вернуть определенный процент денежных средств можно, если в роли продавца не выступают близкие родственники, а также, если ранее вы не пользовались подобным правом.

Законодательство Украины предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость, обременения, а также их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Права на недвижимость, которые подлежат государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

По своей сути государственная регистрация является фактом публичного признания государством соответствующего права человека на недвижимое имущество путем внесения сведений об этом в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество («Реестр»). Эта информация является публичной, проверить данные Реестра по любой недвижимости может любое лицо онлайн по .

Перечень прав и обременений, подлежащих государственной регистрации, определяется законом. Наиболее распространенными правами относительно недвижимости и земли, подлежащими государственной регистрации являются:

— право собственности;

— право аренды, если договор аренды заключен на срок не менее 3 лет;

— право аренды земельного участка;

— право сервитута;

— право суперфиция; и

— эмфитевзиса.

Кроме этого, государственной регистрации подлежат обременения прав на недвижимость и землю, такие как:

— запрет пользования или распоряжения недвижимостью;

— арест;

— ипотека;

— другие обременения.

Государственная регистрация осуществляется соответствующими государственными регистраторами (в том числе нотариусами) по местонахождению недвижимого имущества в пределах области, а в случае городов Киева и Севастополя — в границах города.

1. Порядок осуществления регистрации

Процедура осуществления регистрации (в первую очередь, перечень документов, которые необходимо собрать и подать государственному регистратору) может отличаться в зависимости от объекта недвижимости, права на который регистрируются, и оснований возникновения таких прав. Но в целом процедуру осуществления регистрации можно разделить на два типа:

1) Регистрация после заключения нотариального договора, по которому у лица возникает право

Если по условиям такого договора (например, договора купли-продажи недвижимости или земли) право возникает у лица сразу после его заключения, то государственная регистрация права осуществляется нотариусом непосредственно после заключения договора.

С практической точки зрения это означает, что лицу, у которого возникает право, не нужно делать каких-то специальных действий или собирать какие-то дополнительные документы для регистрации, достаточно заключить соответствующий нотариальный договор. Но опять же это касается договоров, по которым право возникает непосредственно после заключения договора. В случае, если такое право возникает через определенный срок или после наступления определенного события (например, после осуществления полной оплаты по договору купли-продажи), государственная регистрация права на недвижимость осуществляется отдельно на основании соответствующего заявления как указано ниже.

2) Регистрация в других случаях

Если лицо желает осуществить государственную регистрацию своего права во всех случаях, кроме указанного выше, процедура выглядит следующим образом. Лицо обращается к государственному регистратору с заявлением об осуществлении регистрации, а также соответствующим пакетом документов, подтверждающих возникновение права.

Украинское законодательство очень подробно, исчерпывающе устанавливает, какие именно документы должны подаваться для государственной регистрации. Но на практике государственные регистраторы очень часто просят предоставить дополнительные документы, не предусмотренные законодательством и отказываются осуществлять регистрацию без них. Такой отказ можно обжаловать, но обычно гораздо быстрее и проще собрать соответствующие документы.

2. Момент возникновения прав на недвижимость и их соотношение с государственной регистрацией

Как уже было отмечено, в соответствии с законодательством Украины права на недвижимость, которые подлежат государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации. То есть, до момента регистрации в соответствии с буквальным толкованием законодательства права не возникают, даже если у лица есть соответствующие правоустанавливающие документы. В судебной практике, в свою очередь, сложились два подхода по этому вопросу:

1) формальный подход, согласно которому, действительно, право на недвижимость (в первую очередь, речь идет о праве собственности) возникает только с момента регистрации; и

2) практический подход, согласно которому право на недвижимость возникает раньше, на основании соответствующих правоустанавливающих документов.

В последнее время суды склоняются ко второму подходу, отмечая, что государственная регистрация прав не является основанием приобретения прав, а является только удостоверением государством уже приобретенного лицом права, что делает невозможным отождествление факта приобретения права с фактом его государственной регистрации. При исследовании судом обстоятельств существования у лица прав, необходимо прежде всего установление основания приобретения прав, поскольку сама по себе государственная регистрация прав не является основанием возникновения прав, такого основания закон не предусматривает. Соответствующая позиция была неоднократно изложена Верховным Судом, в частности в постановлениях от 24.01.2020 в деле № 910/10987/18, от 06.11.2019 в деле № 910/14328/17, от 29.08.2019 в деле 910/10984/18.

Большая Палата ВС определила, с какого момента считается заключенным договор аренды земли

Также стоит отметить, что права, возникшие до 2013 года, однако не отображены в Реестре считаются такими, которые возникли (даже применяя более формальный подход), если (1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения или (2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательной регистрации. Однако, с практической точки зрения мы рекомендуем клиентам вносить сведения о недвижимости в Реестр, даже если законодательство не обязывает это делать. Это может защитить от многих проблем, например, от неправомерного получения прав на недвижимость третьим лицом путем внесения недостоверных сведений в Реестр (что сделать легче, если актуальной записи о праве там нет).

3. Особенности регистрации отдельных объектов недвижимости

Как уже было отмечено процедура осуществления регистрации может отличаться в зависимости от объекта недвижимости, права на который регистрируются. В рамках этой статьи мы бы хотели уделить внимание следующим объектам.

Земельные участки

Основная особенность регистрации прав на земельные участки заключается в том, что, кроме регистрации в Реестре, сведения о земельном участке должны также быть внесены в Государственный земельный кадастр. Государственный земельный кадастр — это геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, другой информации относительно земель.

Государственная регистрация прав на земельный участок проводится исключительно при наличии в Государственном земельном кадастре предварительно внесенных сведений о зарегистрированном земельном участке.

Таким образом, в случае регистрации прав на земельный участок необходимо сначала проверить наличие сведений в Государственном земельном кадастре, а в случае отсутствия — внести их.

Объекты завершенного строительства

Также определенные особенности имеет регистрация прав на новопостроенное имущество. Так, регистрация возможна после выполнения следующих этапов:

1) фактическое завершение строительства;

2) принятие объекта в эксплуатацию; и

3) присвоение почтового адреса объекта.

Только после выполнения этих этапов возможна регистрация объекта завершенного строительства. До этого момента возможна только регистрация объекта незавершенного строительства.

Отдельно стоит выделить регистрацию прав на недвижимость, строительство которой осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц (чаще всего речь идет о строительстве многоквартирных домов и привлечении инвестиций на этапе строительства). Здесь возможны два варианта регистрации:

1) застройщик регистрирует права на недвижимость на себя, потом передает права инвесторам, которые на основании этого регистрируют переход прав к ним; или

2) застройщик не осуществляет регистрации прав на себя, потому что права сразу регистрируются за инвесторами.

Стоит отметить, что на практике, во втором случае государственные регистраторы часто требуют предоставить документы, не предусмотренные законодательством, прежде всего документы, подтверждающие полную оплату стоимости объекта недвижимости.

4. Государственная регистрация и техническая инвентаризация

С процедурой государственной регистрации часто связана необходимость осуществления технической инвентаризации. Техническая инвентаризация — комплекс работ по измерению объекта недвижимого имущества с определением его состава, фактической площади и объема, технического состояния. Техническая инвентаризация осуществляется лицами, имеющими квалификационный сертификат на право выполнения работ по технической инвентаризации.

Так, например, проведение технической инвентаризация и изготовление технического паспорта на здание необходимо при регистрации прав на новопостроенное имущество.

Другой случай — когда осуществляется разделение недвижимого имущества на несколько отдельных объектов.

Кроме того, государственные регистраторы могут требовать предоставления технических паспортов на объекты недвижимости и в других случаях.

Подытоживая, хотелось бы указать, что процедура регистрации может быть разной, пакет документов необходимый для осуществления регистрации также отличается в зависимости от конкретного объекта и обстоятельств возникновения прав на него. Однако, есть простые общие рекомендации, соблюдение которых может помочь защитить права на недвижимость и сэкономить время и средства:

1) вносить актуальные сведения в Реестр, даже если имущество приобреталось давно (до 2013 года) и в то время регистрация не требовалась или совершалась по иной процедуре;

2) периодически осуществлять мониторинг сведений в Реестре относительно своих объектов; и

3) в случае необходимости осуществить регистрацию прав на недвижимость предварительно обсуждать с государственным регистратором требования к пакету документов, необходимых для такой регистрации.

Наталия Кушнирук — Партнер CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

«Следующая тема – это упрощение процедур государственного кадастрового учёта и регистрации прав. Рассмотрим сегодня соответствующие поправки в законодательство. Они, в частности, направлены на сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Также ряд заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, можно будет подать через личный кабинет – без усиленной электронной подписи. А идентификацией личности правообладателя займётся портал государственных услуг. Ещё одно важное новшество. Для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп услуга вызова сотрудников Росреестра на дом станет бесплатной. Государство возьмёт на себя эти расходы», – сказал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Как сообщила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, положения законопроекта сформированы исключительно по результатам анализа правоприменительной практики, и его реализация окажет положительное действие на весь рынок недвижимости.

Планируемый срок внесения законопроекта в Государственную Думу – 2 квартал 2020 года.

В числе прочих изменений законопроект сокращает сроки проведения регистрации договоров долевого участия – регистрация первого договора будет проведена в течение семи рабочих дней, все последующие – в течение пяти рабочих дней, трех – если документы поданы в электронном виде. Кроме того, по многочисленным запросам граждан, купивших квартиры по договорам долевого участия, переходные положения законопроекта разрешат ситуации с государственным кадастровым учетом помещений в многоквартирных домах, когда такие многоквартирные дома сами на государственном кадастровом учете не стоят.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН.

Законопроект содержит нововведения для кадастровых инженеров, которые смогут подавать документы в Росреестр от имени заказчиков работ без оформления нотариальной доверенности, что снизит расходы граждан при заказе работы «под ключ». Кроме того, в рамках положений законопроекта о развитии личного кабинета кадастрового инженера данные профессиональные участники рынка недвижимости смогут получать значительную часть необходимой им информации посредством данного личного кабинета.

Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка – нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества.

Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

«Мы фундаментально подошли к исправлению недостатков законодательства, основываясь, прежде всего, на мнении потребителей государственных услуг – бизнеса, отраслевых специалистов, участников рынка и, конечно, граждан. Поэтому предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур для участников рынка, и ликвидирует правовые пробелы учетно-регистрационной сферы, сложившиеся за три года с момента вступления в силу закона о регистрации недвижимости», – сказала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.

Как стало известно ранее, при заключении сделок с органами публичной власти гражданам не потребуется оформление электронной подписи, поскольку такие органы наделяются правом подготовить скан-образ подписанного гражданином от руки документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации. Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку – приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется. Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере использовать «цифровой» потенциал регионов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 декабря 2017 г. N 304-ЭС17-19063

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.09.2017 по делу N А03-17300/2016 Арбитражного суда Алтайского края

установил:

общество с ограниченной ответственностью Крестьянское хозяйство «Партнер» (далее — КХ «Партнер», общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к администрации Михайловского района Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее — Управление Росреестра) о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости — водонапорную башню, расположенную по адресу: Алтайский край, Михайловский район, село Михайловское, улица Мелиораторов, 1.

Решением суда от 02.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.06.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.09.2017 решение от 02.03.2017 и постановление от 02.06.2017 отменены, принят новый судебный акт: суд обязал Управление Росреестра зарегистрировать право собственности общества на водонапорную башню, расположенную по адресу: Алтайский край, Михайловский район, село Михайловское, улица. Мелиораторов, 1. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшееся по делу постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд кассационной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что в связи с неправильным определением значимости обстоятельств по исполнению сторонами договора купли-продажи, нахождению приобретенного имущества у покупателя, отсутствию необходимости регистрации права собственности продавцом ввиду возникновения права на объект до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, регулирующие переход права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пунктах 1 и 2 статьи 6 Закона о регистрации закреплены правила о том, что права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной настоящим законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Вместе с тем, государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Таким образом, положениями указанной нормы права регламентировано, что государственная регистрация на объект недвижимости не требуется, если права на нее возникли до момента вступления в силу Закона о регистрации. Вместе с тем, если в отношении объекта недвижимости, права на который не регистрировались, совершается сделка, государственная регистрация обязательна.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что ОАО «Водстрой» являлось законным правообладателем водонапорной башни, при этом делал ссылку на выписку из технического паспорта на спорный объект, составленную по состоянию на 24.06.2016.

Однако, данный документ не является правоустанавливающим и подтверждающим право собственности ОАО «Водстрой», возникновение которого должно происходить в установленном законом порядке. Кроме того, данный документ не свидетельствует о создании объекта недвижимости в установленном порядке, а также о возникновении на него права собственности согласно статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы Управления были направлены на указание ненадлежащего способа защиты права истцов с учетом того, что в случае ликвидации стороны по сделке истец может защитить свои права так, как разъяснено в пункте 62 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10\22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым покупатель недвижимого имущества, которому было передано во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности.

Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в арбитражный суд по правилам главы 24 АПК РФ. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате.

Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.

В материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрацией перехода права собственности на соответствующий объект.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, между КХ «Партнер» (покупатель) и открытым акционерным обществом «Водстрой» (далее — ОАО «Водстрой», продавец) заключен договор купли-продажи от 12.08.2010, по которому покупатель приобрел объект недвижимости — водонапорную башню, расположенную в селе Михайловское, улица. Мелиораторов, 1.

В пункте 1.2 договора указано, что имущество принадлежит продавцу на праве собственности. Цена договора составила 80 000 рублей.

Из пункта 2.3 договора следует, что покупатель оплатил стоимость имущества путем зачета взаимных требований.

Согласно пункту 3.1 договор одновременно является актом приема-передачи имущества.

Сторонами договора оформлена товарная накладная на передачу водонапорной башни покупателю, а также соглашение о зачете взаимных требований от 12.08.2010.

ОАО «Водстрой» прекратило деятельность 26.12.2011 в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ссылаясь на невозможность государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в установленном порядке, КХ «Партнер» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение возникшего у него права собственности общество представило выписку из технического паспорта на водонапорную башню по состоянию на 24.06.2016; уведомление от 05.09.2016 о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из положений пункта 2 статьи 13 Закона о регистрации в связи с отсутствием в материалах дела сведений о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости за продавцом — ОАО «Водстрой».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции со ссылкой на непредставление обществом доказательств того, что продавец по договору купли-продажи недвижимого имущества от 12.08.2010 обладал правом собственности на спорный объект.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворяя заявленные требования, суд округа исходил из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.

Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о государственной регистрации, суд округа в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии подлежит применению пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

С учетом разъяснений, содержащихся в абзацах первом и втором пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности (абзац четвертый пункта 62 Постановления N 10/22).

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается передача спорного объекта по договору купли-продажи от 12.08.2010 покупателю — КХ «Партнер».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 59 Постановления N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из технического паспорта водонапорной башни, спорный объект недвижимости был введен в эксплуатацию в 1982 году, а потому право собственности на спорное имущество возникло у продавца до вступления в силу Закона о регистрации.

Продавец спорного объекта недвижимости ликвидирован и спор о праве собственности на водонапорную башню, отсутствует.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости не является препятствием для перехода права собственности на него и соответствующей государственной регистрации; покупатель, исполнивший договор купли-продажи, при ликвидации продавца вправе рассчитывать на государственную регистрацию перехода права собственности.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *