Предписания банка России

Предписания банка России

На основании ст. 73 Закона о Банке России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России наделен правом проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), по итогам которых он полномочен направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять меры принудительного воздействия.

Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же

вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением следующих случаев:

  • – если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
  • – по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. В этих целях ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.

Проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Основной целью проверок является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: а) оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России; б) оценка достоверности учета (отчетности);

в) определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации; г) оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля, финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации; д) выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Следует отметить, что указанные проверки не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими организациями, и документальных ревизий, осуществляемых для сбора доказательств по уголовным и другим делам.

Основным нормативным актом, регламентирующим процедуру проведения таких проверок, а также обязанности кредитных организаций и их филиалов по оказанию содействия в проведении проверок, является инструкция ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24 месяца.

Проверки могут быть комплексными и тематическими. Комплексная проверка – проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка – проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности.

В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в рамках одной проверки, проверки подразделяются на два типа: региональные и межрегиональные. Региональная проверка – проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России. Межрегиональная проверка – проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.

Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней, тематическая – в срок до 35 рабочих дней. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 35 рабочих дней для региональной проверки и нс более чем на 45 рабочих дней для межрегиональной проверки.

Проверки могут осуществляться:

  • – без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала);
  • – с предварительным уведомлением кредитной организации (ее филиала).

Проверка кредитной организации (ее филиала) исключительно по вопросу соблюдения требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала).

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки осуществляются в соответствии со Сводным годовым планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемым на очередной календарный год.

Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

  • – наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • – существенное изменение финансового состояния кредитных организаций, в том числе наличие оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
  • – выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности кредитных организаций (их филиалов) более чем на 15 дней;
  • – необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выполнению планов мер по финансовому оздоровлению;
  • – обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении отсрочки формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
  • – обращения федеральных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • – обращения органов банковского надзора иностранных государств;
  • – случаи, определенные федеральными законами и (или) нормативными актами Банка России, в том числе регулирующими порядок предоставления кредитным организациям кредитов (размещения в кредитных организациях банковских депозитов) Банком России, федеральными органами и (или) организациями, порядок осуществления Банком России с кредитными организациями сделок РЕПО, операций «валютный своп», а также выдачи гарантий (поручительств) Банком России, федеральными органами и (или) организациями;
  • — предложение АСВ в случаях, предусмотренных ст. 27 Закона о страховании вкладов и указанием ЦБ РФ от 13.01.2005 № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов”»;
  • – иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок кредитных организаций (их филиалов).

Проверки проводятся на основании поручения, подтверждающего полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение проверки. В поручении па проведение проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей Банка России, образующих рабочую группу численностью не менее двух человек, с указанием руководителя и членов рабочей группы. Поручение на проведение проверки составляется в двух экземплярах по форме приложения 1 к инструкции ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И.

Проверка начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы или ее членом поручения на проведение проверки и завершается после передачи акта проверки для ознакомления органам управления кредитной организации на основании протокола приема-передачи акта проверки или заказным почтовым отправлением.

При проведении проверки руководитель и члены рабочей группы вправе:

  • а) входить в здания и другие служебные помещения проверяемой кредитной организации, при необходимости – в сопровождении специально выделенных работников кредитной организации, осуществляющих контроль за соблюдением пропускного режима или охрану кредитной организации;
  • б) пользоваться необходимыми для проведения проверки и организации деятельности рабочей группы техническими средствами;
  • в) запрашивать и получать от руководителя и работников проверяемой кредитной организации все необходимые для достижения целей проверки документы и информацию за проверяемый период;
  • г) снимать копии с документов кредитной организации и выносить их из помещения кредитной организации для приобщения к материалам проверки;
  • д) получать доступ к документации кредитной организации на используемые автоматизированные банковские и информационные системы, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией;
  • е) требовать от кредитной организации демонстрации и ознакомления с функционированием и ресурсами автоматизированных банковских и информационных систем;
  • ж) получать доступ к автоматизированным банковским и информационным системам кредитной организации в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получать электронные копии документов и копии иных записей, в том числе регистров бухгалтерского учета, хранящихся в базах данных автоматизированной банковской и информационной систем, автономных компьютерных системах, отдельных компьютерах, а также расшифровки этих записей.

В свою очередь, кредитная организация (ее филиал) обязана содействовать руководителю и членам рабочей группы в проведении проверки. В частности, руководитель проверяемой кредитной организации (ее филиала) не позднее рабочего дня, следующего за датой начала проверки, обязан:

  • а) определить должностных лиц кредитной организации (ее филиала) и ее работников, которые должны взаимодействовать с руководителем и членами рабочей группы, их компетенцию и ответственность по обеспечению доступа к документам и информации, необходимым для проведения проверки, к автоматизированным банковским и информационным системам кредитной организации, предоставлению документов (информации), а также по обеспечению иных условий, необходимых для проведения проверки;
  • б) уведомить в письменной форме руководителя рабочей группы об ответственных работниках проверяемой кредитной организации (ее филиала).

Руководитель и работники проверяемой кредитной организации (ее филиала) обязаны:

  • а) обеспечивать беспрепятственный доступ в здания и другие служебные помещения проверяемой кредитной организации (ее филиала) с даты начала проверки до даты ее завершения при предъявлении руководителем и членами рабочей группы удостоверений, выданных Банком России или его территориальным учреждением;
  • б) предоставлять руководителю и членам рабочей группы рабочие места в помещении, изолированном от работников кредитной организации и посторонних лиц, сдаваемом под охрану и оборудованном необходимой мебелью, несгораемыми шкафами для хранения документов, компьютерами, организационно-техническими средствами;
  • в) обеспечивать руководителю и членам рабочей группы доступ к документам и информации, необходимым для проведения проверки, доступ к автоматизированным банковским и информационным системам кредитной организации (ее филиала) в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получение на бумажном и электронном носителях копий документов (информации), в том числе хранящихся в автоматизированных банковских и информационных системах.

Наличие сведений, содержащих банковскую, коммерческую, служебную и иную тайны, в документах (информации), необходимых для проведения проверки, не может служить основанием для отказа в их предоставлении рабочей группе.

Порядок проведения проверки состоит в следующем.

Руководитель рабочей группы предъявляет и вручает первый экземпляр поручения на проведение проверки:

  • – руководителю кредитной организации (ее филиала), либо
  • – руководителю дополнительного офиса, заведующему операционной кассой вне кассового узла и иным ответственным работникам внутренних структурных подразделений кредитной организации (ее филиала), подлежащих проверке (в случае проведения проверок внутренних структурных подразделений вне места нахождения кредитной организации без предварительного уведомления кредитной организации).

Факт получения поручения на проведение проверки удостоверяется на его втором экземпляре подписью руководителя кредитной организации (ее филиала) либо ответственного работника внутреннего структурного подразделения с указанием должности, фамилии, имени и отчества, а также даты и времени его получения. Второй экземпляр поручения на проведение проверки остается у руководителя рабочей группы.

При предъявлении руководителем и членами рабочей группы поручения на проведение проверки и удостоверений, выданных Банком России или его территориальным учреждением, работникам кредитной организации (ее филиала) указанные работники незамедлительно обеспечивают беспрепятственный доступ в здания и другие служебные помещения проверяемой кредитной организации (ее филиала) или внутреннего структурного подразделения.

Руководитель и работники кредитной организации обязаны обеспечивать содействие в проведении проверки с момента предъявления поручения на проведение проверки. Неисполнение указанной обязанности считается противодействием проведению проверки. В этом случае руководитель рабочей группы составляет акт противодействию проведению проверки, который подписывается руководителем рабочей группы и не менее чем одним ее членом. Составление акта о противодействии проведению проверки не является основанием для ее обязательного приостановления или прекращения. Акт о противодействии направляется должностному лицу Банка России, подписавшему поручение на проведение проверки, для принятия решения в соответствии с п. 1.10 инструкции ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И.

Результаты проверки кредитной организации (ее филиала) отражаются в акте проверки. Акт проверки относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

Акт проверки состоит из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.

Во вводной части акта проверки содержатся сведения:

  • – о дате и месте составления акта проверки;
  • – об ОГРН кредитной организации, ее регистрационном номере (порядковом номере филиала кредитной организации), а также местонахождении кредитной организации (ее филиала);
  • – об особенностях проведения и оформления результатов проверки кредитной организации (ее филиала) с указанием фактов противодействия проведению и (или) приостановления и (или) прекращения проверки, составления актов проверки в случаях, установленных пунктами 1.10, 1.11, 6.1 и 8.1 инструкции ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И;
  • – о рабочей группе, проводившей проверку.

Структура аналитической части акта проверки определяется перечнем проверенных вопросов. Аналитическая часть акта проверки должна содержать сведения:

  • – о документах и информации, предоставленных (непредоставленных) кредитной организацией в течение срока проведения проверки;
  • – о достоверности учета (отчетности);
  • – о фактах выявленных нарушений и недостатков в деятельности кредитной организации (ее филиала) (с указанием места и времени совершения нарушений и конкретных положений федеральных законов и нормативных актов Банка России, требования которых были нарушены), не устраненных к моменту их выявления;
  • – об устранении кредитной организацией (ее филиалом) на дату завершения проверки выявленных нарушений и недостатков в ее деятельности, а также недостоверности учета (отчетности).

В аналитической части акта проверки должны отражаться выводы рабочей группы по результатам проверки, а также иная надзорная информация, необходимая для определения размера рисков, активов, пассивов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала), а также оценки систем управления рисками и организации внутреннего контроля, финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации.

Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию об основных результатах проверки.

Акт проверки должен быть подписан руководителем и членами рабочей группы.

Акт проверки передается на ознакомление руководителю кредитной организации (ее филиала), который должен ознакомиться с ним в срок не позднее пяти рабочих дней со дня подписания протокола приема-передачи акта проверки или дня вручения заказного почтового отправления. В случае проведения проверки кредитной организации, имеющей филиалы, срок ознакомления с актом проверки может быть увеличен должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, до 10 рабочих дней.

Факт ознакомления с актом проверки удостоверяется подписью руководителя кредитной организации (ее филиала) и оттиском печати на обоих экземплярах акта проверки с указанием даты ознакомления. В случае несогласия с достоверностью, полнотой сведений или выводами рабочей группы, отраженными в акте проверки, руководитель кредитной организации (ее филиала) вправе представить письменные возражения или замечания.

Руководитель кредитной организации в срок не позднее пяти рабочих дней с даты ознакомления с актом проверки должен направить:

  • – акт проверки – совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации;
  • – уведомление о направлении акта проверки совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации – в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

Первый экземпляр акта проверки представляется должностному лицу Банка России, подписавшему поручение на проведение проверки, с приложением в необходимых случаях копий документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки недостоверность учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), нарушения и недостатки в ее деятельности, для рассмотрения и принятия решения о применении к кредитной организации мер принудительного воздействия.

Такова общая схема проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка России. Методики проведения проверок по отдельным вопросам деятельности кредитных организаций установлены Банком России в специальных нормативных актах.

Порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе установлены гл. 5 Закона о НПС.

  • Предписание – это документ, направляемый кредитной организации, в котором ЦБ РФ со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов Банка России констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации. Предписание может содержать следующие требования к кредитной организации и (или) ее участникам (акционерам): – об изменении структуры активов; – о приведении к установленному Банком России уровню значений обязательных нормативов, лимитов открытой валютной позиции; – о выполнении обязательств перед кредиторами и вкладчиками; – о замене руководителей; – о реорганизации кредитной организации; – другие требования, предъявляемые к кредитной организации в части выполнения федеральных законов и нормативных актов Банка России. В предписании должен быть указан срок выполнения предъявленных требований. Предписание может включать требование о перечислении штрафа с указанием суммы и срока, а также предупреждение о том, что в случае неперечисления штрафа в установленные сроки он будет взыскан в арбитражном порядке. Предписанием оформляется введение ограничений и запрета на проведение отдельных банковских операций, а также введение запрета на открытие филиалов кредитной организации.
  • Основания и порядок составления промежуточного акта проверки установлены гл. 8 инструкции ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И.
  • Письмом ЦБ РФ от 29.05.2003 № 83-Т «О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций» разъяснено, что предоставление кредитными организациями актов инспекционных проверок Банка России возможно учредителям (участникам), совету директоров (наблюдательному совету) и аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитной организации, по усмотрению кредитных организаций с учетом законодательно установленных ограничений на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну.
  • См., например, указание ЦБ РФ от 28.10.1998 № 385-У «Об особенностях осуществления Банком России проверок депозитарной деятельности кредитных организаций»; письма ЦБ РФ от 08.02.2001 № 20-Т «О методических рекомендациях по проверке операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами»; от 01.10.2004 № 116-Т «О Методических рекомендациях по проверке кассовой работы в кредитных организациях (их филиалах)»; от 24.03.2005 № 47-Т «О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях»; от 06.04.2005 № 56-Т «О Методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Методические рекомендации по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю (доведены письмом ЦБ РФ от 10.01.2007 № 1-Т); Методические рекомендации по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале) (доведены письмом ЦБ РФ от 23.03.2007 № 26-Т).

Наши специалисты оказывают помощь в подготовке ответа на предписание Банка России об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Стоимость услуги определяется экспертами после изучения предписания.

По всем вопросам звоните по телефону +7(800) 100-49-90 (звонок бесплатный по всей России) или пишите на электронную почту info@law115.ru.

Банк России как надзорный орган проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций на основании двух инструкций:

  • Инструкция Банка России от 24 апреля 2014 г. N 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»
  • Инструкция Банка России от 1 сентября 2014 г. N 156-И «Об организации инспекционной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций, саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций и не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры»

В случае выявления нарушений, допущенных финансовыми организациями, Банк России направляет обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры (ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

После снятия ограничительных мер, в связи с распространением коронавирусной инфекции, в случае выявления нарушений законодательства некредитными финансовыми организациями Банк России рекомендует принимать меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений требований законодательства РФ.

Образец письма ЦБ РФ о принятии мер направленных на недопущение в дальнейшей деятельности кредитного потребительского кооператива нарушений требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ

Образец письма ЦБ о проведении мероприятий по усилению внутреннего контроля ломбарда с целью соблюдения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ при проведении проверок и направлении по ним сведений в уполномоченный орган

Что предпринимать в таких случаях и как составить ответ на подобные письма? На эти вопросы ответят наши специалисты.

Ответственность за не исполнение предписания Банка России

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

9. Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статья 15.29. Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, репозитария, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов

9. Воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда проведению Банком России проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 15.36. Неисполнение оператором платежной системы требований законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе

2. Повторное в течение года неисполнение оператором платежной системы, операционным центром, платежным клиринговым центром предписания Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Начните работать с профессионалами по вопросам взаимодействия с ЦБ РФ

— сделайте звонок по номеру: +79255467550 либо оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!

Контрольные функции Центрального Банка Российской Федерации (Банк России, ЦБ РФ) достаточно велики и охватывают в том числе деятельность непубличных акционерных обществ (АО).

Располагая соответствующими полномочиями Банк России вправе выдавать подконтрольным ему хозяйствующим субъектам предписания об устранении выявленных нарушений сроков размещения обязательной информации, составлять в отношении виновных лиц протоколы об административных правонарушениях и привлекать их к административной ответственности.

Нельзя не заметить, как главный денежный регулятор страны на протяжении последних нескольких лет последовательно пресекает деятельность неблагонадежных банков, пытаясь таким образом навести порядок в кредитной сфере.

В 2016 году, Банк России пошел дальше и усилил свое внимание к акционерным обществам, а точнее к порядку выполнения ими обязанностей связанных с размещением информации о себе в виде годовых отчетов и бухгалтерской отчетности с аудиторским заключением.

Так, многие акционерные общества получили от ЦБ РФ предписания об устранении выявленных нарушений либо вызовы на составление протоколов об административном правонарушении за нарушение сроков размещения обязательной информации.

В большинстве случаев выявленные нарушения связаны с просрочкой опубликования обязательной информации и несоответствии годовых отчетов требованиям, а то и вовсе их отсутствие в общедоступном источнике. Зачастую акционерные общества пренебрегают требованиями законодательства к срокам размещения такой информации и игнорируют п. 70.3. Положения Банка России от 30.12.2014 №454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее «Положение») устанавливающий в свою очередь содержание годового отчета.

Стоит отметить, что на текущий момент Банк России придерживается мягкой политики санкций к непубличным акционерным обществам и, несмотря на то, что выявленные правонарушения подпадают под ст. 15.19. КоАП РФ, устанавливающую размер штрафа до 1 млн. рублей, при правильном и своевременном подходе привлекаемого к административной ответственности лица, прекращает дело и ограничивается устным замечанием в порядке ст. 2.9. КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

С Постановлением Банка России о прекращении дела об административном правонарушении связанного с несвоевременным опубликованием годового отчета акционерным обществом можно ознакомиться .

Безусловно, подобный щадящий подход ЦБ РФ является временным, и по сути имеет цель обратить внимание хозяйствующих субъектов на необходимость более строгого отношения к возложенным на них обязанностям. Поэтому, если в отношении Вас ограничатся устным замечанием, в будущем стоит быть предельно внимательным, поскольку значительных штрафных санкций избежать уже не получиться.

С практической точки зрения процесс контрольных функций Банка России в рассматриваемой части выглядит следующим образом. Банк России в случае пропуска сроков размещения направляет уведомление о явке на составление протокола, а если же выявлено не соответствие в годовом отчете, либо его отсутствие на официальных интернет ресурсах выдает предписание с указанием срока устранения.

Порядок минимизации штрафных санкций за нарушение сроков размещения обязательной информации следует выстраивать следующим образом:

1) Раскаяние в совершенном административном правонарушении и признание вины в фиксированном письменном виде (образец пояснения можно скачать здесь);

2) Предоставление в ЦБ РФ справок от мажоритариев акционерного общества о том, что несвоевременное размещение обязательной информации не повлекло для них негативных последствий (образец справки можно скачать здесь);

3) Предоставление справки от держателя реестра акционеров подтверждающая процентное соотношение акций мажоритариев в акционерном обществе.

В случае получение предписания с требованием приведения годового отчета в соответствие следует в обязательном порядке в первую очередь уложиться в установленные предписанием сроки и при корректировке годового отчета руководствоваться пунктом 70.8. Положения (образец оформления корректировок годового отчета можно скачать здесь).

Не стоит забывать, что за нарушение сроков установленных предписанием размер административного штрафа достигает 500 000 рублей.

При этом следует помнить, что корректировки и приведение в соответствие годового отчета в силу приведенной нормы Положения проводятся на основании решения совета директоров, которым они утверждаются (образец оформления решения совета директоров утверждающего корректировки годового отчета можно скачать здесь).

Юридическая компания «Миралс» имеет в своем штате специалистов с успешным опытом представления интересов акционерных обществ перед Банком России. Обращаясь к нам, Вы можете быть уверенны в качественной правовой поддержке по всем вопросам связанным с привлечением к административной ответственности ЦБ РФ включая за нарушение сроков размещения обязательной информации.

Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:

+79255467550

Вместе с этим рекомендуем почитать:

Статья на тему «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации»

Статья на тему «Административная ответственность малого и среднего бизнеса»

Статья на тему «Преобразование акционерного общества в ООО с одним участником»

Смотреть Отзывы о работе Юридической компании «Миралс»

Наши контакты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *