Представительские расходы нормируются в размере

Представительские расходы нормируются в размере

Норма представительских расходов в 2017 году

СообщениеIrina » 14 ноя 2016, 21:56

Не все суммы представительских расходов возможно учесть при расчете налога на прибыль.
Представительские расходы нормируются в 2017 году в размере 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.
Окончательный размер норм представительских расходов становится известен по итогам года, когда становится точно известна величина фонда оплаты труда за прошедший период.
В течение года они включаются в состав прочих расходов.
Ежеквартально с учетом роста расходов на оплату труда и изменением размера нормы следует пересчитывать учитываемые для налогового учета расходы, а при необходимости, до списывать НДС и уменьшать начисленный ранее отложенный налоговый актив (ОНА).
Основной документ, регламентирующий признание представительских расходов в 2017 году — Налоговый Кодекс РФ.

Нормирование представительских расходов

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся затраты, связанные с: официальным приемом — завтрак, обед, ужин и т.п.;
обслуживанием представителей других организаций — транспортная доставка к месту мероприятия (за исключением авиа, ЖД, такси перевозок);
буфетным обслуживанием;
услуги переводчика, при отсутствии единицы в штате компании.
Цель проводимых мероприятий должна быть связана с установлением и поддержкой деловых связей либо при проведении совета директоров и иного руководства организации.
Местом проведения таких мероприятий не может быть боулинг, сауна, бар и т.п.
Время суток не регламентировано.
К представительским расходам нельзя относить затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний.
Спорные расходы, которые лучше не принимать для расчета налога на прибыль:
оплата проезда и проживания приглашенных представителей — попросите их самостоятельно оплатить эти расходы, в противном случае, не принимайте для налогового учета;
несмотря на то, что нигде не оговаривается перечень продуктов, которые возможно отнести к представительским расходам, алкоголь в счете за ресторан, стоит исключить из общей суммы.

Нормирование представительских расходов

11 апреля 2000 г. Минюст России зарегистрировал Приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения». Приказ вступил в силу 1 апреля 2000 г. С этой даты перестали действовать нормы расходов, установленные Письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94, с изменениями и дополнениями, внесенными Письмом Минфина России от 29.04.1994 N 56.

Покажем изменения в определении представительских расходов, внесенные Приказом N 26н.

  1. Новое определение представительских расходов не содержит слова «прибывших» по отношению к приглашенным участникам деловой встречи. Местом деловой встречи не должен быть офис организации, расходы на прием представителей которой предприятие включает в себестоимость продукции. Возможность включения в себестоимость подобных расходов во время зарубежной командировки на практике ограничена.
  2. Произошли изменения в перечне принимаемых к учету при расчете размера подлежащих учету в целях исчисления налога на прибыль сумм представительских расходов в части исключения из него затрат по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания ревизионной комиссии. Из нового определения представительских расходов следует, что в состав представительских расходов при расчете сумм превышения расходов данного вида над нормативно установленными следует включать только расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия или иного аналогичного органа. Речь идет о мероприятиях, в которых участники выступают не в качестве работников предприятия, выполняющих должностные функции, а в качестве избранных (назначенных) лиц, принимающих принципиальные решения по реализации принятой на общем собрании акционеров (участников) программы развития предприятия. Иными словами, если эти функции должностными инструкциями не предусмотрены, то расходы на обеспечение такой деятельности могут включаться в состав представительских расходов. Функции ревизионной комиссии состоят в осуществлении контроля за финансово — хозяйственной деятельностью, и она не относится к органам управления организацией (ст.85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст.32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Подпунктом «и» п.2 Положения о составе затрат предусмотрено в составе себестоимости продукции учитывать как представительские расходы и затраты организации по приему и обслуживанию участников ревизионной комиссии (за исключением случая, когда ревизия проводится по инициативе одного из участников). Одновременное действие двух рассматриваемых положений указанных нормативных актов приводит к отсутствию законодательно установленных норм для затрат организации по приему и обслуживанию ревизионной комиссии. Таким образом, предприятиям в бухгалтерском учете по статье «Представительские расходы» следует отражать всю сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на обслуживание участников ревизионной комиссии. Поскольку нормативы для целей налогообложения не утверждены в установленном порядке, но в бухгалтерском учете затраты подлежат отнесению на себестоимость в полном объеме, то и при определении налогооблагаемой прибыли такие затраты следует учитывать в суммах фактически произведенных расходов (Письма Минфина России от 30.11.1999 N 04-02-05/1, от 28.09.1999 N 04-03-11, от 20.10.1999 N 04-02-05/1). Основанием для подтверждения правомерности учета расходов по приему участников заседания ревизионной комиссии в составе себестоимости в целях налогообложения в полном объеме может служить общий принцип формирования объекта налогообложения по налогу на прибыль, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль исчисляется по данным бухгалтерского учета (от балансовой прибыли). Отсутствие законодательно установленных норм для затрат организации по приему и обслуживанию ревизионной комиссии дает предприятиям возможность не корректировать в сторону увеличения сумму балансовой прибыли на сумму расходов по обслуживанию участников ревизионной комиссии (за исключением случая, когда ревизия проводится по инициативе одного из участников). Заметим, что расходы на организацию приема участников высшего органа управления — общего собрания акционеров (участников) ОАО, ЗАО и ООО в составе представительских расходов прямо не поименованы, а потому к затратам на представительские цели их относить не следует. Текущие затраты по проведению общего собрания акционеров (кроме относящихся к приему участников) непосредственно связаны с управлением производством и нормированию не подлежат.
  3. Изменился порядок оформления на предприятии документации по представительским расходам: из перечня необходимых для учета в составе себестоимости продукции представительских расходов документов исключены утверждаемая на отчетный год советом (правлением) организации смета расходов и утверждаемая руководителем предприятия программа проведения деловой встречи. Отражение представительских расходов в регистрах бухгалтерского учета и учет этих сумм в целях налогообложения осуществляются исключительно на основании первичных учетных документов, к которым законодательство предъявляет определенные требования: они должны содержать информацию о дате и месте проведения деловой встречи, приглашенных лицах и участниках со стороны организации, величине расходов и их конкретном назначении. Первичные учетные (расчетные) документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, не предусматривают наличия в них перечисленных сведений. Поэтому дополнительно к первичным расходным (чеки, счета из ресторанов, корешки к приходным кассовым ордерам и т.п.) и первичным учетным документам, подтверждающим движение ценностей (накладные, товарные чеки, счета и пр.), т.е. факт и направление затрат, на предприятии должен быть еще один документ. В соответствии с установленными ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требованиями это должен быть первичный документ, содержащий сведения о месте проведения встречи, приглашенных лицах и участниках со стороны организации, а также конкретное назначение расходов. Такой документ может называться, например, Актом по приему представителей другой организации. Важно, чтобы он содержал все определенные для первичных учетных документов реквизиты и необходимую дополнительную информацию. Поскольку на себестоимость продукции предусмотрено относить только затраты, связанные с производственной деятельностью, то перечень обсуждаемых вопросов желательно отразить в этом документе. Это позволит исключить споры с налоговыми органами о производственном характере расходов. При наличии всех перечисленных документов выданные под отчет работнику предприятия денежные средства на представительские расходы списываются со счета учета задолженности по подотчетным суммам на основании авансового отчета.
  4. Из новых нормативов исключен п.5, определяющий порядок отражения сумм представительских расходов в бухгалтерском учете. Указание на необходимость включения перечисленных расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) без НДС (Письмо N 94) приводило к постоянным спорам между работниками налоговых служб и организациями.
  5. Для расчета предельной величины представительских расходов организациями торговли установлен показатель валовой прибыли. Последняя редакция Письма N 94 позволяла им рассчитывать нормативную величину представительских расходов так же, как и всем остальным предприятиям, т.е. в процентах от объема выручки. Тем не менее налоговые органы требовали, чтобы торговые предприятия для расчета предельных нормативов на представительские расходы использовали показатель валовой прибыли, об этом сказано в Письме Госналогслужбы России от 16.07.1996 N ПВ-4-13/52н «Об исчислении представительских расходов и расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения». Приказ N 26н это противоречие устранил, однако не в пользу налогоплательщиков. Теперь организации торговли для расчета предельной величины представительских расходов должны использовать показатель валовой прибыли.
  6. У торговых организаций при расчете нормативов в соответствии с порядком, установленным Приказом N 26н, в соответствии со сноской к таблице исходный показатель «выручка от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС» полностью подлежит замене на «валовую прибыль». При этом используемый предприятиями торговли и производственными предприятиями (по торговым операциям) показатель валовой прибыли НДС не содержит. Применяемый торговыми предприятиями показатель в виде разницы между покупными и продажными ценами для расчета нормативов представляет значительно меньшую величину, чем показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг). Использование же величины наценки, сформированной за вычетом относящегося к ней НДС, ставит торговую деятельность в еще более жесткие условия. Правда, в некоторых случаях налоговыми органами принимается учет в составе базового показателя величины валовой прибыли плюс относящийся к наценке НДС. Такой подход в условиях действия старого норматива был очевиден (показатель формулировался как «объем выручки… или иной показатель, используемый при формировании финансового результата… (включая НДС)» и используемый предприятиями торговли показатель валового дохода (наценки) изначально включал в себя суммы НДС). В соответствии с Приказом N 26н учет НДС в составе базового показателя был бы правомерен, если бы в таблице новых нормативов звездочка была «поставлена» не в конце формулировки базового показателя, а перед словами «…включая налог на добавленную стоимость». Контекст, в котором базовый показатель приведен в новых нормативах, не дает предприятиям возможности применять для расчетов суммы валовой прибыли, увеличенной на сумму НДС.
  7. Трудности возникают при расчете предельных размеров затрат по Приказу N 26н у строительных организаций, так как формально им в качестве показателя предусмотрено использование валовой прибыли — для предприятий торговли и выручки — для всех остальных, в том числе строительных организаций и предприятий общественного питания. Термин «иной показатель, используемый при формировании финансового результата», который ранее использовался в таблице ставок для расчета нормативов, ограничивал возможность использования показателя общей выручки (товарооборота) не только у предприятий торговли, но и у строительных организаций. Порядок формирования финансовых результатов от ведения строительных работ устанавливал возможность использования в качестве базового для исчисления нормативов только объем строительных работ, выполненных собственными силами.

Перечень расходов, которые можно отнести к представительским, приведен в п.1 Приказа N 26н. К ним относятся расходы на:

проведение официального приема (завтрака, обеда и т.п.) представителей (участников);

транспортное обеспечение участников приема;

буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы;

оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;

посещение культурно — зрелищных мероприятий.

Поскольку установлено, что в составе представительских расходов следует учитывать расходы, производимые непосредственно во время переговоров или во время иных мероприятий, предусмотренных протоколом встречи, то к ним нельзя относить суммы, уплаченные за авиа- или железнодорожные (и пр.) билеты, оплату проживания и регулярного питания участников заседаний совета (правления), членов ревизионной комиссии или представителей на переговорах, а также стоимость врученных им подарков (сувениров).

Приказ N 26н значительно увеличил предельные размеры представительских расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения. В бухгалтерском учете все суммы, выплаты которых предприятие связывает с затратами на представительские цели (а также рекламу и подготовку кадров), должны быть отнесены на соответствующие счета производственных затрат в полном размере. Приказ N 26н установил предельный размер представительских расходов, принимаемых при налогообложении прибыли, в процентах от объема выручки, реализации продукции (работ, услуг), включая НДС. Если сумма выручки меньше 30 000 000 руб., то для целей налогообложения в себестоимость продукции (работ, услуг) можно включить сумму представительских расходов, не превышающую 1% от выручки. Если выручка от реализации продукции выше, то предельная сумма представительских расходов составит 300 000 руб. плюс 0,5% от суммы выручки, превышающей 30 000 000 руб.

Согласно Письму Минфина России от 22.05.2000 N 04-02-05/1 (Письмо является ответом на частный вопрос о нормировании расходов на рекламу) нормативы представительских расходов можно применить к сумме выручки, полученной за II и все последующие кварталы 2000 г. К выручке же, полученной за I квартал 2000 г., следует применять нормативы, установленные Письмом N 94.

Пример. Предположим, что предприятие израсходовало на представительские цели в I квартале 2000 г. 6000 руб., во II — 7000 руб., в III — расходов не было, в IV — 15 000 руб. Объем выручки составил поквартально соответственно 950 000 руб., 570 000 руб., 650 000 руб. и 770 000 руб. Учет в целях налогообложения ведется «по отгрузке».

В этом случае предприятие в I квартале на счетах учета производственных затрат отразит всю сумму произведенных в этот период представительских расходов — 6000 руб., а в целях налогообложения увеличит размер выявленной на счете 80 прибыли на сумму 1250 руб. (6000 руб. — 950 000 руб. х 0,5%), отразив ее по строке 4.1 «е» Справки к расчету налога от фактической прибыли.

Поскольку в течение II квартала на представительские цели было израсходовано 7000 руб., то в бухгалтерском учете сумма представительских расходов в составе себестоимости продукции за полугодие составит 13 000 руб. (6000 руб. + 7000 руб.). При этом норматив принимаемых в целях налогообложения сумм представительских расходов исчисляется следующим образом:

по ставке 0,5% от суммы выручки I квартала — 4750 руб. (950 000 руб. х 0,5%),

по ставке 1% от суммы выручки II квартала — 5700 руб.

Деловые встречи. Как обосновать представительские расходы

(570 000 руб. х 1%),

всего — 10 450 руб.

Таким образом, предприятие в целях налогообложения прибыли при расчете налога за полугодие должно по строке 4.1 «е» Справки к расчету налога от фактической прибыли отразить сумму 2550 руб. (13 000 руб. — 10 450 руб.).

При выявлении налогооблагаемого финансового результата за 9 месяцев восстановления сумм прибыли в связи с превышением нормативных значений в целях налогообложения не будет, поскольку общая сумма расходов на представительские цели составляет по-прежнему 13 000 руб., а норма отнесения расходов данного вида на себестоимость увеличилась до 16 950 руб. за счет учета выручки III квартала (950 000 руб. х 0,5% + (570 000 руб. + 650 000 руб.) х 1%).

По итогам 2000 г. размер налогооблагаемой прибыли снова корректируется на 3350 руб. — сумму превышения расходов над нормативом:

(6000 руб. + 7000 руб. + 15 000 руб.) — (950 000 руб. х 0,5% + (570 000 руб. + 650 000 руб. + 770 000 руб.) х 1%).

Учет представительских расходов: все официально

Далеко не все расходы, связанные с деловыми встречами и переговорами, можно учесть при расчете налога на прибыль как представительские. Мнения судов и налоговых инспекторов по вопросу квалификации тех или иных затрат расходятся.

Налоговым законодательством установлен четкий перечень расходов, классифицируемых как представительские1. Данный перечень, в частности, включает расходы:

на проведение официального приема или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа;

транспортное обеспечение доставки указанных лиц к месту проведения мероприятия и обратно;

буфетное обслуживание во время переговоров;

оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом не относятся к представительским затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Все представительские расходы нормируются*. Сумма принимаемых расходов не может превышать норматив, равный четырем процентам от расходов на оплату труда. Однако прежде чем рассчитывать норматив, необходимо принять решение, можно ли классифицировать конкретный вид расхода как представительский. Поможет в этом книга «Годовой отчет — 2013».

Представительские или прочие?

На практике организации сталкиваются со многими разновидностями затрат, которые потенциально могут быть включены в состав представительских расходов. Например затраты на визовую поддержку и проживание деловых партнеров, прибывших на официальную встречу. Сможет ли компания признать данные расходы? Официальная позиция контролирующих ведомств такова: «расходы на оформление виз деловым партнерам и представителям руководящего органа, а также оплата их проживания в период проведения официальных мероприятий не относятся к представительским расходам»2. Их аргумент: данный вид затрат не указан в перечне представительских расходов, приведенном в статье 264 Налогового кодекса. Тем не менее арбитражные суды подходят к данному вопросу менее формально. Многим компаниям удается доказать, что расходы на проживание прибывших на мероприятие партнеров или владельцев (руководителей) компании могут включаться в представительские расходы3.

Кроме того, некоторые суды признают, что, даже если расходы на проживание нельзя отнести к представительским затратам, их можно учесть в составе прочих расходов. Основание — подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса4.

Из документа

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф09-4994/05-С7

Затраты по оказанию содействия в приеме делегации <…>, по мнению инспекции, являются представительскими, но документально не подтверждены (п. 1.7 решения инспекции).

Удовлетворяя требования предприятия в данной части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанные затраты обоснованны и документально подтверждены, соответствуют подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Вывод судов правильный, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Итак, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что в общем случае организация может включать данный вид затрат в состав представительских расходов.

Расчет норматива для списания расходов

Показатель, необходимый для расчета норматива (т. е. сумма выручки или расходы на оплату труда), становится известен компании лишь по окончании отчетного года. При этом подобные затраты могут быть понесены значительно раньше (например в начале года). Поэтому нужно ежеквартально корректировать сумму представительских расходов, признаваемых при расчете базы по налогу на прибыль.

Кроме того, на конец I квартала, полугодия и 9 месяцев у фирмы могут возникнуть суммы недосписанного «входного» НДС по представительским расходам.

Пример

В 1 м полугодии отчетного года фирма оплатила представительские расходы в размере 35 400 руб. (в т. ч. НДС — 5400 руб.). Расходы на оплату труда за этот период — 360 000 руб.

Сумма представительских расходов, принимаемая при налогообложении прибыли, составит:

360 000 руб. x 4% = 14 400 руб.

Сумма «входного» НДС, принимаемая к вычету по представительским расходам, будет равна:

14 400 руб. x 18% = 2592 руб.

При отражении данных затрат в учете делают записи:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 5400 руб. — учтен «входной» НДС по представительским расходам;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

– 30 000 руб. (35 400 – 5400) — отражены представительские расходы;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

– 3120 руб. ((30 000 руб. – 14 400 руб.) x 20%) — учтен отложенный налоговый актив;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 2592 руб. — частично принят к вычету НДС по представительским расходам.

За 9 месяцев отчетного года расходы на оплату труда — 620 000 руб.

Сумма представительских расходов, принимаемая при налогообложении прибыли, составит:

620 000 руб. x 4% = 24 800 руб.

Сумма «входного» НДС, принимаемая к вычету по представительским расходам, будет равна:

24 800 руб. x 18% = 4464 руб.

В отношении представительских расходов компании следует досписать НДС в сумме:

4464 – 2592 = 1872 руб.

В связи с увеличением суммы представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, размер отложенного налогового актива уменьшится на:

3120 руб. – (30 000 руб. – 24 800 руб.) x 20% = 2080 руб.

Операции по досписанию суммы НДС и уменьшению размера отложенных налоговых активов будут отражены записями:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 1872 руб. — досписана сумма НДС по представительским расходам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09

– 2080 руб. — уменьшена сумма отложенных налоговых активов по представительским расходам.

Список литературы

1 п. 2 ст. 264 НК РФ

2 письма УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 № 21-11/116748, от 12.04.2007 № 20-12/034115, Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235

3 пост. ФАС МО от 06.04.2009 № А40-42258/08-111-127, ФАС СКО от 18.06.2009 № А53-14011/2008 С5-14

4 пост. ФАС МО от 23.05.2011 № Ф05-4094/11, ФАС УО от 08.11.2005 № Ф09-4994/05 С7

Представительские расходы: в каком размере нормируются в 2017 году

Учитываем представительские расходы

Под видом представительских многие организации списывают расходы на банкеты для сотрудников, чай, кофе, воду и прочие затраты, которые непросто связать с коммерческой деятельностью компании. поэтому любые представительские расходы, а тем более крупные проверяющих настораживают.

Обоснованность представительских расходов не зависит от результатов переговоров. Даже если не было заключено никаких договоров, сумму представительских расходов компания вправе учесть для целей налогообложения прибыли. Однако в отчете не стоит использовать категоричные формулировки — писать, что представители организации отказались подписывать договор или продлевать контракт. Лучше указать, что представители компании обещали рассмотреть предложение о пролонгации договора до конца текущего года, так как проверяющие всегда являются сторонниками экономического обоснования затрат.

Если мероприятие большое, к примеру прием иногородней или даже иностранной делегации, в комплект подтверждающих документов обязательно стоит включить копии приглашений и полученные на них ответы. Надо также определить перечень своих сотрудников, которые участвуют в переговорах. Для этого оформляют приказ за подписью руководителя. В приказе можно также установить порядок выдачи и расходования подотчетных сумм на представительские расходы.

Для рядовых переговоров неплохо иметь распечатку электронной переписки или копии факсов с приглашением и ответом.

Чтобы подтвердить расходы на большое мероприятие, нужны его программа и смета. В программе расписывают все этапы приема от встречи до проводов гостей. В смете расходов устанавливают предполагаемую величину затрат. Лучше, если в итоге компания потратит на мероприятие несколько меньше, а не наоборот, чтобы у инспекторов не было соблазна заговорить об экономической необоснованности произведенных расходов.

Для рядовых переговоров смету предполагаемых расходов можно утвердить приказом директора на год вперед.

Документы, которые непосредственно подтверждают сумму расходов, — кассовые и товарные чеки, выставленные счета, договоры на оказание услуг, накладные, счета-фактуры и т.д. Если расходы оплачены сотрудником за счет средств, выданных под отчет, то все оправдательные документы прикладывают к авансовому отчету. Кроме того, составляют акт на списание представительских расходов, в котором указывают фактически израсходованные на мероприятие средства.

После завершения крупных переговоров составляют отчет о мероприятии, в котором описывают достигнутые результаты. Для рядовых переговоров, которые потребовали представительских затрат, подойдут краткий протокол, меморандум или служебная записка об итогах.

Затраты на алкогольную продукцию для банкета с партнерами можно учесть без применения дополнительных лимитов (с учетом только ограничений, установленных для представительских расходов в целом). Такой точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 16 августа 2006 г. N 03-03-04/4/136. Есть примеры судебных решений, подтверждающих данную точку зрения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 августа 2007 г. N А56-3739/2006).

Ранее Минфин России утверждал, что расходы на алкогольную продукцию не должны превышать размеров, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок) (Письмо от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/49). Есть и судебные решения, подтверждающие, что средства, истраченные на спиртное, нужно учесть в расходах в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 апреля 2005 г. N А56-32729/04). Но методики определения количества алкоголя, которое будет соответствовать обычаям делового оборота, в настоящее время в законодательстве нет.

Спорным является вопрос о признании расходов по оформлению интерьера офиса.

В каком размере нормируются представительские расходы в 2017 году

Специалисты Минфина России считают, что такие расходы не связаны с производственной деятельностью компании, поэтому учитываться при расчете налога на прибыль не должны. Основание — п. 1 ст. 252 НК РФ. Такие разъяснения чиновники дали в Письме от 25 мая 2007 г. N 03-03-06/1/311.

Пример. Для оформления приемных, переговорных, кабинетов руководителя и его заместителя фирма заказывает композиции из живых цветов. Может ли она при расчете налога на прибыль учесть такие затраты в составе представительских расходов?

Затраты на покупку цветов прямо не названы в списке представительских расходов (п. 2 ст. 264 НК РФ). Однако список таких расходов не закрыт. Поэтому, если затраты на покупку цветов экономически оправданы и документально подтверждены, компания вправе учесть их при расчете налога на прибыль в составе представительских расходов. Подтверждает это и судебная практика (Постановления Федеральных арбитражных судов Поволжского округа от 1 февраля 2005 г. N А57-1209/04-16, Московского округа от 9 августа 2006 г. N КА-А40/7454-06, Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. N Ф04-2610/2006(22165-А46-40)). Пример аргумента, подтверждающего экономическую необходимость приобретения цветов в офис, — эти расходы связаны с созданием и поддержанием у клиентов благоприятного имиджа компании и созданием комфортных условий для проведения переговоров.

В действительности же практически половина офисных расходов обусловлена необходимостью обеспечить сотрудникам организации нормальные условия труда. Причем тем самым работодатель выполняет обязанности, возложенные на него ст. 223 ТК РФ: оборудовать для сотрудников помещения для приема пищи, комнаты отдыха в рабочее время и психологической разгрузки и т.д. А расходы, произведенные в соответствии с законодательством, являются экономически обоснованными и могут быть признаны в налоговом учете.

На практике суды принимают расходы, коммерческая необходимость которых может вызвать сомнения не только у налоговых инспекторов. К примеру, ФАС Московского округа признал обоснованными расходы на приобретение аквариумов. Компания убедила суд с помощью следующего довода: поскольку в большей части помещений отсутствуют окна и, как следствие, солнечный свет, это неблагоприятно сказывается на психофизиологическом состоянии работников. А установленные там аквариумы позволяют значительно снизить все негативные последствия этих факторов (Постановление от 7 сентября 2006 г. N КА-А40/8421-06).

Все остальные офисные затраты — на предметы интерьера, украшение и пр. — обоснованы необходимостью произвести благоприятное впечатление на внешних посетителей — потенциальных клиентов и партнеров. А то, что от имиджа компании зависит успех ее основной деятельности, очевидно. По крайней мере для судей (Постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2006 г. N КА-А40/12681-06).

Налоговые инспекторы не принимают без споров расходы на проживание в гостинице гостей компании — представителей потенциальных партнеров. Они считают, что эти затраты нельзя отнести к представительским, так как о них не сказано в п. 2 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/235). В случае судебного разбирательства инспекция может и проиграть, поскольку формулировка «обслуживание представителей других организаций» в п. 2 ст. 264 НК РФ предполагает в числе прочего и обеспечение гостей жильем.

Е.Горох

Эксперт журнала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *