Преобразование акционерного общества

Преобразование акционерного общества

Содержание

Общество может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, разделения, выделения, преобразования).

Основаниями создания общества являются:

  • при учреждении вновь — решение учредительного собрания;
  • при реорганизации — решения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ, а в случаях, установленных законом, — решение уполномоченных государственных органов или решение суда (разделение или выделение), или согласие уполномоченных государственных органов (слияние, присоединение, преобразование).

Основаниями ликвидации общества являются:

  • решение общего собрания акционеров (добровольная ликвидация);
  • решение суда — в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом либо сопровождаемой неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • признание судом несостоятельности общества.

Изложим основные правила учреждения общества:

  • учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об учреждении. Их число не нормировано (может быть и одно лицо), однако число учредителей закрытого общества не должно превышать 50. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества;
  • решения об учреждении общества, утверждении его устава, денежной оценке вкладов, вносимых учредителями в счет оплаты акций, принимаются учредителями единогласно;
  • избрание органов управления осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, представляемых приобретаемыми ими акциями;
  • учредители заключают между собой договор о создании общества (порядок их совместной деятельности, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, размещаемых среди учредителей, порядок их оплаты, права и обязанности учредителей);
  • все акции общества должны быть размещены среди его учредителей.

Разработанный и утвержденный при учреждении общества устав является учредительным документом и должен соответствовать требованиям Федерального закона об акционерных обществах, предусматривающего содержание следующих сведений в нем:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • место нахождения общества;
  • тип общества (открытое или закрытое);
  • количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
  • права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
  • размер уставного капитала общества;
  • структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
  • сведения о филиалах и представительствах общества;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом.

Закон предоставляет обществу право устанавливать в уставе необходимые обществу корпоративные нормы.

Устав общества не может составлять коммерческую тайну, и каждый акционер имеет право ознакомиться с ним, а при необходимости получить копию устава.

Последующее внесение изменений в устав общества или утверждение устава в новой редакции осуществляется решением общего собрания акционеров (за исключением случаев, предусмотренных законом). Если при этом ограничиваются права акционеров, то акционеры — владельцы голосующих акций, которые не согласны с этими изменениями, вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций.

Внесение в устав общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения об увеличении уставного капитала путем повышения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций, принятого общим собранием акционеров или советом директоров. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций количество объявленных акций определенных категорий и типов должно быть уменьшено на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов.

Внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права («золотая акция») осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений — на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.

Общество при его создании, а также изменения и дополнения в уставе общества или устав в новой редакции подлежат государственной регистрации.

Рассмотрим основные определения и правила реорганизации общества.

Слияние общества — это возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Осуществляется по договору о слиянии между обществами и в соответствии с передаточным актом. В практике западных компаний слияние осуществляется также покупкой (поглощением) компании. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.

Присоединение общества — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Производится по договору о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение, и в соответствии с передаточным актом. При присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются.

Разделение общества — прекращение общества с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом. Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Выделение общества — создание дополнительно одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом. Если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Преобразование общества — акционерное общество преобразуется в народное предприятие, общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. Все права и обязанности реорганизованного общества переходят к новому юридическому лицу. Преобразование осуществляется на основании учредительных документов.

Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

Процедура преобразования ЗАО в ООО на сегодняшний день является, пожалуй, самой востребованной корпоративной процедурой в акционерных обществах. Это связано с поправками в ГК РФ, которые упразднили существование закрытых акционерных обществ, а также обязали все акционерные общества в срок до 1 октября 2014 г. передать свои реестры профессиональным реестродержателям, имеющим соответствующую лицензию. Правильно оформить все документы и не упустить ни одной важной детали поможет наш подробный пошаговый алгоритм.

Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, в производственный кооператив или в некоммерческое партнерство (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО). Большинство закрытых акционерных обществ преобразовывается в общества с ограниченной ответственностью, поскольку именно ООО является наиболее приближенной к ЗАО корпоративной формой, а также обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • не требуется ведения реестра акционеров;
  • отсутствует обязанность по раскрытию информации и проведению обязательного ауди­та;
  • более простая и гибкая структура органов управления;
  • есть возможность более оперативного принятия решений участниками компании.

Рассмотрим процедуру такого преобразования в виде последовательных шагов. На схеме указаны ориентировочные сроки, которые понадобятся для каждого действия, каждый шаг пронумерован, а в статье под соответствующим номером даны комментарии автора.

Шаг 1. Подготовка к проведению реорганизации

Процедура реорганизации в форме преобразования после 1 сентября 2014 г. значительно упростилась. Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизирует последствия такой реорганизации: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поскольку права и обязанности кредиторов изменяться не будут, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не будут применяться положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Это означает, что теперь не требуется:

  • уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации;
  • составлять передаточный акт (так как не возникает неопределенность относительно того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику);
  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

Таким образом, срок реорганизации в форме преобразования вместо трех-четырех месяцев теперь занимает около двух недель с момента принятия акционерами соответствующего решения.

Поскольку число участников ООО не может быть больше 50 (п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ, далее — Закон об ООО), преобразовать в ООО можно только такое ЗАО, число акционеров которого также не превышает 50.

Решение по вопросу о реорганизации, по общему правилу, может приниматься советом директоров (п. 3 ст. 49 Закона об АО) либо, если это предусмот­рено уставом общества, общим собранием акционеров (п. 1 ст. 64 Закона об АО). Если все акции ЗАО принадлежат одному акционеру, решение о реорганизации принимается этим акционером единогласно.

На данном этапе необходимо определиться со следующим кругом вопросов:

а) вынести вопрос о реорганизации в форме преобразования в ООО на внеочередное общее собрание акционеров;

б) утвердить проект устава ООО;

в) провести инвентаризацию активов ЗАО (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н);

г) провести рыночную оценку акций ЗАО (на случай выкупа акций акционерами, которые голосовали против принятия решения о реорганизации ЗАО или не принимали участие в голосовании по данному вопросу).

Отдельное внимание стоит уделить передаточному акту. Если в целях регистрации реорганизации этот документ больше не нужен (п. 5 ст. 58 ГК РФ), то для учетных целей организации рекомендуется все-таки его составить (в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утв. приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н).

Шаг 2. Проведение общего собрания акционеров и принятие решения о реорганизации

Решение по вопросу о реорганизации ЗАО должно быть принято большинством в 3/4 голосов акционеров, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Обратите внимание, что по новым правилам принятие решения общего собрания акционеров (далее — ОСА, общее собрание) необходимо подтверждать: у пуб­личных обществ — через регистратора, у непубличных — через регистратора или нотариу­са (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Для подтверждения принятых на собрании решений и состава присутствовавших участников нотариус выдает свидетельство об удостоверении факта.

Порядок удостоверения решения внеочередного общего собрания акционеров (далее — ВОСА) каждый регистратор устанавливает самостоятельно. Что касается нотариального удостоверения, скоро можно будет руководствоваться специальным методическим пособием. На сайте Федеральной нотариальной палаты этот документ уже пуб­ликовался (Пособие по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, утв. письмом ФНП от 01.09.2014 № 2405/03-16-3). Однако после публикации текст пособия был отправлен на доработку, в связи с чем сейчас недоступен. На сайте указано, что о появлении обновленного текста будет сообщено дополнительно.

При подготовке к ВОСА необходимо помнить о дополнительных требованиях, предъявляемых законом к собраниям, в повестку дня которых включен вопрос о реорганизации:

  • сообщение о проведении такого ВОСА направляется акционерам не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания (п. 1 ст. 52 Закона об АО);
  • сообщение о проведении такого ВОСА должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, о цене и порядке осуществ­­ления выкупа (п. 2 ст. 76 Закона об АО).

Шаг 3. Уведомление внебюджетных фондов о начале процедуры реорганизации

О предстоящей реорганизации ЗАО обязано уведомить внебюджетные фонды по месту своего учета. Это надо сделать в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ, подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», подп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

За неуведомление или уведомление с опозданием предусмотрен штраф в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Шаг 4. Прохождение проверки ИФНС и бюджетных фондов

После получения уведомления о начале реорганизации не исключено, что налоговая инспекция и внебюджетные фонды решат провести выездную проверку компании в связи с ее реорганизацией (п. 6.2 Распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов», п. 11 ст. 89 НК РФ).

С 1 января 2010 г. контрольными функциями в части проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования наделен ПФР и его территориальные органы.

Как налоговая проверка, так и проверка органами ПФР в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки, но при этом проверяется период, не превышающий трех предшествующих проверке календарных лет.

Проверка — это не обязанность, а право налоговых органов и внебюджетных фондов. Поэтому на практике далеко не каждый случай реорганизации общества сопровождается выездной проверкой. Если у компании нет задолженности перед бюджетом, отчетность сдается вовремя, регулярно проводятся сверки взаиморасчетов, нет проблем с юридическим адресом, то проведение выездной проверки в связи с реорганизацией маловероятно. Однако компания должна быть готова к возможному визиту проверяющих органов.

Шаг 5. Уведомление работников о реорганизации

Действующее законодательство (как гражданское, так и трудовое) не предусматривает обязанности работодателя уведомлять работников о предстоящей реорганизации общества. Вместе с тем, учитывая, что у работника есть право отказаться от продолжения работы в компании в связи с ее реорганизацией (п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), целесообразно, чтобы работодатель заранее известил об этом работников, предоставив им тем самым возможность своим правом воспользоваться. Ни форма, ни сроки такого уведомления законодательно не установлены, поэтому каждая организация вправе самостоятельно определить порядок уведомления. Лучше при этом придерживаться рекомендаций Роструда, который советует уведомлять работников письменно и делать это сразу после принятия участниками юридического лица решения о реорганизации.

Если же проведение мероприятий по реорганизации требует изменения условий трудового договора с работниками (например, изменяются должностные обязанности, наименование должности, место работы, условия оплаты труда и т.д.), то работодатель обязан письменно уведомить работников не менее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Если работник с такими изменениями не согласен, его придется сократить и выплатить ему выходное пособие.

Шаг 6. Получение справки, подтверждающей исполнение обязанности перед ПФР по сдаче отчетности

Страхователь в случае реорганизации обязан представить в ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах (ст. 9 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

До вступления в силу поправок в ГК РФ при подаче докумен­тов на государственную регистрацию ООО в обязательном порядке нужно было предъявить справку из ПФР о прохождении сверки и отсутствии задолженности либо представить докумен­т, подтверждающий представление такого отчета в ПФР.

После 1 сентября 2014 г. представлять такой документ на регистрацию не обязательно, а вот пройти сверку с Пенсионным фондом желательно, поскольку налоговая запрашивает эти сведения в ПФР. Отсутствие отчетности по персонифицированному учету или наличие задолженности перед ПФР являются наиболее частыми причинами отказов в госрегистрации ООО, создаваемого путем реорганизации.

Шаг 7. Государственная регистрация ООО, создаваемого в результате реорганизации

Реорганизация ЗАО в форме преобразования считается завершенной, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

До тех пор, пока в ­ЕГРЮЛ не будет внесена запись о прекращении деятельности ЗАО, оно продолжает вести привычный учет и уплачивает налоги.

В регистрирующий орган необходимо подать следующий комплект документов:

а) форма Р12001, заверенная нотариально (заявителем выступает руководитель ЗАО, при этом необходимо предоставить нотариусу комплект оригиналов учредительных до­кумен­тов, включая свежую выписку из ­ЕГРЮЛ и заверенную реестродержателем выписку из реестра акционеров);

б) устав ООО в двух экземплярах;

в) документ об оплате госпошлины в размере 4000 руб.;

г) оригинал решения о реорганизации;

д) согласие собственника помещения на предоставление юридического адреса (гарантийное письмо или договор аренды).

Срок государственной регистрации нового ООО — семь календарных дней. После чего заявителю выдаются следующие документы:

а) лист записи о прекращении дея­тельности ЗАО;

б) уведомление о снятии ЗАО с налогового учета;

в) свидетельство о государственной регистрации ООО;

г) свидетельство о постановке ООО на налоговый учет;

д) лист записи о создании ООО;

е) устав с отметкой регистри­рующего органа.

Шаг 8. Проведение операций в реестре акционеров

Созданное в результате реорганизации ООО обязано сообщить реестродержателю о факте своей государственной регистрации, а также о факте прекращения деятельности ЗАО в день внесения соответствующих записей в ­ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П (далее — Стандарты эмиссии)).

Для этого регистратору необходимо предоставить пакет нотариально заверенных копий документов, полученных при государственной регистрации ООО.

Ценные бумаги ЗАО при реорганизации в форме преобразования подлежат погашению (п. 9.4.8 Стандартов эмиссии). При погашении ценных бумаг, в соответствии с п. 7.4.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27) и п. 3.47 Порядка открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам (утв. приказом ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н), регистратор:

1) в день внесения записи о факте государственной регистрации в ЕГРЮЛ приостанавливает по счетам зарегистрированных лиц все операции, связанные с обращением ценных бумаг. На практике часто бывают ситуа­ции, когда свидетельство о государственной регистрации представляется регистратору позже даты внесения записи в ­ЕГРЮЛ. В этом случае регистратор проводит действия, которые связаны с погашением (аннулированием) ценных бумаг по состоянию на дату, когда было представлено соответствующее свиде­тельство;

2) в течение одного дня с даты представления документа, подтверждающего проведение расчетов с владельцами ценных бумаг, оформляет списание акций с лицевых счетов и счета неустановленных лиц и их зачисление на эмиссионный счет преобразуе­мого акционерного общества;

3) списывает эмиссионные ценные бумаги преобразуемого эмитента с его эмиссионного счета в результате их аннулирования (погашения).

Основаниями для выполнения этих операций служат решение о преобразовании и свидетельство о госрегистрации ООО, созданного в результате преобразования. Данные операции должны быть отражены в регистрационном журнале не ранее даты государственной регистрации вновь созданного ООО. После того, как регистратор завершит все эти операции, компания может расторгать с ним договор на ведение и хранение реестра.

Шаг 9. Замена печати (уничтожение старой и изготовление новой)

В октябре 2014 г. в Госдуму был внесен законопроект № ­636191-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ». По смыслу проекта обязанность иметь печати заменяется анало­гичным правом юридических лиц.

Однако действующее законодательство пока все еще предусматривает обязанность общества иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения (п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО).

Поэтому, как только ООО получило свидетельства о госрегистрации и постановке на учет, оно обязано изготовить печать. Одновременно уничтожается старая печать (ЗАО).

Печать можно уничтожить тремя способами:

  • силами самой организации;
  • в специальной штемпельной мастерской;
  • органом по учету печатей, если она была внесена в государственный реестр печатей (методические рекомендации ВНИИ докумен­товедения и архивного дела по внедрению ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы до­кументации. Унифицированная система организационно-распорядитель­ной докумен­тации. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № ­65-ст (­далее — Методические рекомендации)).

Как правило, организации унич­тожают печати самостоятельно. Раздел 7 Методических рекомендаций предусматривает уничтожение печати по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах. Регистрационно-учетной формой для печатей может являться, например, журнал учета печатей и штампов, в котором имеются соответствующие записи о регистрации печатей в момент их изготовления компанией, а также заверенные листы с их оттисками.

На практике компании редко ведут такой журнал и для уничтожения печати обычно ограничиваются составлением акта, в котором обязательно отражаются следующие моменты:

  • время и место уничтожения печати;
  • состав комиссии;
  • основание уничтожения печати (ликвидация компании);
  • наименование и оттиски уничтоженной печати;
  • способ уничтожения (обычно организации используют резиновые или каучуковые печати, которые достаточно разрезать на мелкие части);
  • заключение комиссии о приведении печати в состояние, исключающее возможность восстановления и дальнейшего использования;
  • подписи членов комиссии.

Акты об уничтожении с оттиском старой печати необходимо хранить на случай возникновения споров по сделкам, отчетам и другим документам, которые скреплены старой печатью ЗАО.

Шаг 10. Получение уведомления о постановке на учет в Статуправлении

Если раньше компании могли получить уведомление о кодах статистики на бумажном носителе, только лично обратившись в органы государственной статистики, то теперь вся информация с кодами общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ) находится в свободном доступе, и любое заинтересованное лицо может самостоятельно узнать коды онлайн и распечатать уведомление из Статрегистра Росстата без личного обращения в территориальный орган Росстата.

Официальный сайт Статрегистра по г. Москве, на котором бесплатно можно получить информацию с кодами, — http://91.194.112.170/webword/. Найти коды можно по номеру ОГРН или ИНН.

Однако информация в базы Статрегистра передается из налоговых органов в электронном виде по каналам связи и может появляться с задержкой, спустя одну-две недели после государственной регистрации компании. Это объясняется тем, что информация обновляется несколько раз в месяц: как правило, это происходит после ­15-го и 30-го числа каждого месяца. Если данных в базе еще нет, а уведомление нужно получить срочно, можно лично с выпиской из ­ЕГРЮЛ обратиться в территориальный отдел статистики по месту регистрации компании. Кроме того, уведомления о кодах Росстат направляет всем юридическим лицам по почте на адрес, указанный при регистрации.

Код ОКПО организации не изменяется в течение всего перио­да существования юридического лица. Поэтому уведомление о нем достаточно получить один раз. А вот другие коды (ОКАТО, ­ОКТМО, ­ОКОГУ, ­ОКОПФ, ОКФС) могут изменяться при смене юридического адреса, видов деятельности и т.д. Оригинал уведомления о кодах выдается только один раз, любые дополнительные копии можно сделать самостоятельно, распечатав их с сайта территориального органа Росстата.

Вопрос о необходимости получения в Росстате оригинала уведомления о кодах неоднозначный. Уведомление носит информационно-справочный характер и не входит в систему организационно-распо­рядительной документации, определенную Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), на него не распространяются требования по подготовке и оформлению до­кумен­тов, установленных ­ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной до­кумен­тации», то есть наличие уведомления не связано с регулированием деятельности хозяйствующих субъектов, форма уведомления не предусматривает наличия печати и подписи ответственного руководителя территориального органа Росстата. Кроме того, действующее российское законодательство не содержит обязанности для организаций или предпринимателей иметь документ об установленных кодах ОК ТЭИ.

Тем не менее на практике каждая организация сталкивается с тем, что коды статистики требуют банки при открытии и операциях с расчетными счетами, организаторы торгов при проведении конкурсов и аукционов, таможенные органы при прохождении таможенного контроля, лицензирующие органы при выдаче лицензии и т.д. И не всегда достаточно предъявить уведомление, распечатанное с сайта. Довольно часто требуется предъявить уведомление, выданное именно Росстатом. В такой ситуации можно ссылаться на письма Росстата от 18.03.2009 № АК-01-21/867 и от 09.06.2009 № АК-01-22/2019 об использовании информационного ресурса Статистического регистра, содержащего сведения по каждому юридическому лицу, прошедшему регистрацию на территории РФ, с указанием присвоенных ему кодов по ОК ТЭИ, а также на письмо Центробанка от 27.10.2011 № 011-31-1/4394, согласно которым предоставление информации о кодах статистической отчетности не является необходимым условием для открытия банковского счета клиенту.

Шаг 11. Переоформление банковских документов

После госрегистрации ООО, изготовления печати и получения новых кодов статистики необходимо переоформить банковские документы.

В разных банках разная процедура переоформления: где-то достаточно просто предъявить комплект учредительных документов на вновь созданное ООО и оформить новую банковскую карточку, а где-то попросят открыть для ООО новый счет и закрыть счет ЗАО (после чего денежные средства со счета ЗАО будет перенаправлены на расчетный счет ООО). В любом случае, последовательность действий лучше заранее уточнить в своем банке, чтобы провести все про­цедуры с наименьшими потерями во времени. Также желательно все важные для компании платежи произвести заранее. В первую очередь это касается исполнения денежных обязательств перед бюджетом, расчетов с основными контр­агентами, выплаты заработной платы сотрудникам и т.д.

Несмотря на то что перечень документов, необходимых для открытия банковских счетов, установлен специальным нормативным актом — инструкцией Банка России от 14.09.2006 № ­28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)», многие банки руководствуются собственными внутренними порядками и просят представить какие-либо дополнительные до­кументы или предъявляют требования к форме составления того или иного документа. Так, например, этот документ не предусмат­ривает представления информации о кодах статистической отчетности при открытии банковского счета клиенту, но большинство банков просят его копию при открытии счета. Все эти моменты лучше уточнить заранее именно в том банке, который обслуживает компанию.

Не забудьте в случае открытия нового счета для ООО уведомить об этом налоговый орган и внебюджетные фонды.

Шаг 12. Постановка на учет во внебюджетных фондах

В течение пяти рабочих дней с момента госрегистрации общества с ограниченной ответственностью ИФНС направляет сведения из ЕГРЮЛ во внебюджетные фонды для постановки общества на учет в качестве страхователя.

Учет плательщиков страховых взносов осуществляют территориальные отделения ПФР (по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию) и ФСС (по обязательному социальному страхованию).

ООО получает новые регистрационные номера в ПФР и ФСС (как правило, они уже указаны в выписке из ­ЕГРЮЛ). Если же компания получила выписку, но информация о регистрационных номерах в ней отсутствует, и при этом у компании нет времени ждать, пока по почте придут уведомления о постановке на учет, придется получить такие уведомления непосредственно в фондах. Для этого представителю компании достаточно представить в территориальные отделения ПФР и ФСС копии документов о госрегистрации ООО.

Шаг 13. Уведомление о реорганизации эмитента в главное управление ЦБ РФ

В течение 30 дней после получения листа записи о прекращении деятельности ЗАО в Банк России необходимо представить уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг эмитента, по форме приложения № 26 к Положению о стандартах эмиссии, утвержденных Банком России 11.08.2014 № 428-П (п. 58.2, 59.1 Стандартов эмиссии). Такое уведомление необходимо представить не только на бумажном, но и на цифровом носителе.

Помимо уведомления в Банк России представляется копия листа записи в ­ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ЗАО, копия решения о реорганизации и выписка из реестра акционеров о погашении акций (п. 58.3, 59.3 Стандартов эмиссии).

Шаг 14. Переоформление сотрудников

Реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ст. 75 ТК РФ). Однако кадровой службе предприятия понадобится произвести ряд действий:

1) издать приказ, в котором указать, что «в связи с реорганизацией ЗАО в форме преобразования в ООО считать всех работников ЗАО с такого-то числа работающими в ООО»;

2) ознакомить с этим приказом всех сотрудников компании под роспись;

3) если кто-то из работников отказался расписываться либо выражает свое несогласие с приказом, его необходимо уволить из ЗАО по п. 6 ст. 77 ТК РФ;

4) внести запись о реорганизации в трудовые книжки работников. Такая запись в трудовой книжке не нумеруется, дата вносится в текст (п. 3.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69). На практике компании обычно изготавливают штамп примерно с такой надписью: «ЗАО «Ромашка» 01.01.2014 реорганизовано в форме преобразования в ООО «Ромашка», Свидетельство о государственной регистрации от 01.01.2014 серия 77 № 123456789″. Если в компании-правопреемнике работник переводится на новую должность, в его трудовой книжке делается вторая запись о переводе на другую должность на основании ­приказа;

5) внести изменения в трудовые договоры с работниками путем подписания дополнительных соглашений (ст. 57 ТК РФ), в которых отразить изменение организационно-правовой формы работодателя и прописать новые реквизиты реорганизованной компании;

6) внести изменения в личные карточки работников.

Отпускной стаж работников сохраняется, отпускные рассчитываются с учетом зарплаты в ЗАО. Графики отпусков также сохраняют свою силу.

Шаг 15. Переоформление лицензий, прав на недвижимое имущество, иных документов

Заключительный этап является самым трудоемким, поскольку включает в себя множество действий:

а) уведомление контрагентов о реорганизации (о смене наименования рекомендуется уведомлять контрагентов, чтобы не нарушить документооборот компании, в противном случае платежи могут «зависнуть» в банке либо поставщик выпишет документы на старое наименование, и придется тратить время на их замену);

б) переоформление существующих лицензий (повторно проходить процедуру лицензирования не потребуется: в течение 15 дней с момента регистрации ООО должно обратиться в лицензирую­щие органы с заявлениями о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, и уплатить госпошлину; срок переоформления лицензии составляет десять рабочих дней, в случае просрочки подачи заявления лицензия аннулируется);

в) переоформление свидетельств о праве собственнос­ти на недвижимое имущество (абз. 3 п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 131 ГК РФ);

г) переоформление ККМ;

д) переуступка существующих патентов и товарных знаков;

е) переоформление прав на движимое имущество, например, автомобили, стоящие на балансе компании.

ж) заключение допсоглашений к действующим договорам.

Последствия перестройки и последующей приватизации до сих пор затрагивают все виды жизнедеятельности общества, в том числе и корпоративную область правоотношений связанную с переходом прав собственности предприятий от государства в пользу частных лиц, в том числе в виде необходимости преобразования акционерного общества в ООО с одним участником.

Так, схема приватизации предприятий заключалась в следующем: одно либо несколько лиц, как правило руководителей этих самих предприятий становились крупными – мажоритарными акционерами, а их работники – владельцами незначительных пакетов акций, именующихся также миноритарными. В таком виде акционерные общества продолжают существовать и на сегодняшний день, пораждая массу проблем и все чаще наталкивая на мысли о преобразовании акционерного общества в ООО с одним участником — мажоритарием.

Вместе с тем, в большинстве случаев именно организационно-правовая форма общества (ЗАО, ОАО, ПАО, АО) создает для него ряд административных и финансовых проблем, избавиться от которых по неверному мнению многих не представляется возможным. Основой такого представления как правило является наличие большого количества миноритарных акционеров, достигающих сотен и даже тысяч, при том, что определенная их доля и вовсе является неустановленными лицами.

Несмотря на это, действующее законодательство в виде ФЗ «Об акционерных обществах» позволяет совершенно законно осуществить комплекс мер, состоящий из процедуры выкупа акций у миноритарных акционеров и преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью.

Вследствие реализации указанных мер акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью, а мажоритарный акционер становится его единственным стопроцентным участником и соответственно без доли участия в нем миноритариев.

Кратко остановимся на основных моментах осуществления корпоративных мер направленных на консолидацию акций общества в интересах одного лица и исключения участия в обществе миноритарных акционеров, в частности рассмотрим особенности, основные этапы и последовательность их реализации и самое главное – необходимость и преимущество реализации данной корпоративной процедуры.

Особенности преобразования акционерного общества в ООО с одним участником

a) начиная со 02.07.2015 выкуп акций возможен только в публичных акционерных обществах в связи с чем получение статуса «публичное акционерное общество» является обязательным;

b) в случае если мажоритарий является владельцем менее 95 % акций общества, доведение их количества до указанного размера будет являться для последнего обязательным;

c) обязательным является наличие у мажоритария доверенного, но не аффилированного лица, благодаря которому определенный промежуток времени последнее будет являться номинальным владельцем 10 % акций общества, тем самым обеспечив выполнение требований о выкупе акций в порядке закрепленном в ФЗ «Об акционерных обществах»;

d) обязательные затраты на реализацию рассматриваемой процедуры, по состоянию на дату публикации настоящей статьи в среднем составляют не менее 1 млн. рублей, включая:

  • выплату акционерам стоимости акций;
  • оплату госпошлин;
  • стоимость услуг биржи по договору листинга;
  • оплату комиссии банка за выдачу банковской гарантии;
  • стоимость услуг нотариуса;
  • стоимость услуг регистратора (держателя реестра);

e) срок на реализацию процедуры «под ключ» составляет в среднем не менее одного года.

Основные этапы и последовательность преобразования акционерного общества в ООО с одним участником

a) обеспечение перераспределения акций, при котором не менее 85% будет принадлежать мажоритарию и не менее 10% доверенному, но не аффилированному лицу;

b) регистрация устава общества в новой редакции;

c) заключение договора с биржей (листинг акций общества);

d) увеличение уставного капитала за счёт дополнительного выпуска акций в пользу крупных акционеров;

e) регистрация проспекта и получение статуса публичного акционерного общества;

f) получение банковской гарантии;

g) добровольное предложение о выкупе акций у акционеров;

h) подготовка отчета оценщика о стоимости акций;

i) требование о выкупе акций;

j) реорганизация акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью.

Преимущества преобразования акционерного общеста в ООО с одним участником

  1. исключение обязательных ежегодных затрат на услуги регистратора (держателя реестра) либо нотариуса;
  2. исключение обязательных затрат на проведение ежегодного аудита;
  3. исключение обязательных затрат на публикацию в официальных источниках годового отчета и сведений о бухгалтерском балансе вместе с аудиторским заключением;
  4. исключение возможности быть привлеченным ЦБ РФ по нормам КоАП РФ, согласно которым штрафы к акционерным обществам составляют от 500 000 до 1 000 000 рублей за один эпизод нарушения;
  5. исключение рисков связанных с возможностью вступления государства в права умерших акционеров через выморочное имущество (отдельные прецеденты уже есть);
  6. исключение корпоративного шантажа (гринмэйл) миноритариями (различного рода жалобы в прокуратуру, ЦБ РФ, ФНС и требования к самому обществу и т.п.);
  7. исключение права миноритариев требования выкупа своих акций по рыночной и завышенной стоимости;
  8. значительное уменьшение объема работы для финансового и корпоративного сектора компании;
  9. ускорение процесса принятия решений по управлению обществом.

Ко всему прочему стоит отметить, что активизированные в 2016 году Банком России проверки на наличие нарушений действующего законодательства акционерными обществами исключают целесообразность существования данной организационно-правовой формы при отсутствии на то должной необходимости.

Таким образом, консолидация акций общества в интересах одного лица и исключение участия в обществе миноритарных акционеров с последующим преобразованием в общество с ограниченной ответственностью, является крайне выгодной, поскольку позволит:

  • значительно сократить не только обязательные финансовые затраты, но и время сотрудников;
  • исключит риски административно-публичного и корпоративного характера связанных с выплатой значительных сумм надзорным органам и акционерам;
  • на 100% извлекать выгоду из бизнеса и практически беспрепятственно им управлять.

Юридическая компания «Миралс» имеет возможность оказать вам полную поддержку в реализации корпоративных процедур по предмету настоящей статьи. Обращайтесь к нам за классифицированным юридическим сопровождением!

Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:

+79255467550

Вместе с этим рекомендуем почитать:

Статья на тему «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации»
Статья на тему «Устраняем выявленные ЦБ РФ нарушения акционерным обществом и минимизируем последствия»
Статья на тему «Уведомляем ЦБ РФ о переименовании ЗАО на АО»

Особенности реорганизации акционерных обществ (АО) обусловлены, прежде всего, тем, что уставный фонд таких обществ разделен на определенное количество акций, наличие которых и придает процессу реорганизации некоторые особенности по сравнению с реорганизацией других хозобществ или юрлиц иных организационно-правовых форм.

Акцентируем внимание именно на тех моментах, которые следует учитывать при реорганизации АО (как ОАО, так и ЗАО), не затрагивая общих моментов, которые относятся к реорганизации юрлиц любых организационно-правовых форм.

1. Созыв, проведение общего собрания акционеров, порядок голосования по вопросу
о реорганизации АО

По общему правилу лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров, извещаются о принятом решении о проведении общего собрания акционеров АО уполномоченным органом АО не менее чем за тридцать дней до даты его проведения, если уставом не предусмотрен меньший срок или иной срок, установленный ч. 2, 4
ст. 39 Закона о хозобществах <*>.

При этом внеочередное общее собрание акционеров АО должно быть проведено не позднее сорока дней с даты принятия уполномоченным органом АО решения о созыве и проведении этого собрания, за исключением случаев, когда для проведения внеочередного общего собрания акционеров АО ч. 3 ст. 49 Закона о хозобществах или уставом АО предусмотрен иной срок <*>.

Закон о хозобществах не устанавливает каких-либо особенных сроков извещения акционеров при созыве и проведении общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО, поэтому в такой ситуации следует руководствоваться указанным общим правилом. Однако стоит отметить, что устав конкретного АО может устанавливать не только уменьшенные сроки созыва и проведения общего собрания акционеров, но и определенные сроки созыва и проведения общего собрания акционеров именно по вопросу о реорганизации АО, отличные от общего правила. Следовательно, в этой ситуации следует, прежде всего, учитывать положения
устава АО.

При принятии уполномоченным органом АО решения о проведении общего собрания акционеров в таком решении должны быть отражены определенные сведения, установленные ч. 1 ст. 38 Закона о хозобществах. При этом следует учитывать, что при включении в повестку дня вопроса о реорганизации АО также должен быть включен в повестку дня и вопрос о цене выкупа АО акций этого общества по требованию его акционеров <*>.

Как правило, общее собрание акционеров признается правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов, принадлежащих акционерам <*>. При этом порядок определения общего количества голосов, принадлежащих акционерам, определен ч. 1 — 2 ст. 83 Закона о хозобществах. В большинстве случаев определение общего количества голосов, принадлежащих акционерам, не вызывает затруднений. Такая информация берется из реестра акционеров, сформированного на дату, установленную уполномоченным органом АО, исходя из общего количества простых (обыкновенных) акций и определяется по принципу «одна акция — один голос». При принятии решения о реорганизации АО акционеры — владельцы привилегированных акций вправе участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса, поэтому при определении общего количества голосов, принадлежащих акционерам, имеющим право голосовать по вопросу повестки дня о реорганизации АО, необходимо учитывать такое количество акций <*>. Отметим, что в повестке дня общего собрания акционеров при принятии решения о реорганизации АО присутствует как минимум два вопроса: непосредственно сам вопрос о реорганизации, а также вопрос о цене выкупа АО акций этого общества по требованию его акционеров. В связи с этим представляется интересным вопрос о наличии возможности у акционеров — владельцев привилегированных акций принимать участие в решении вопроса о цене выкупа акций АО, поскольку два указанных вопроса взаимосвязаны между собой. Так, например, если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, для принятия решения по этим вопросам кворум определяется раздельно. При этом отсутствие кворума для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом голосующих, не препятствует принятию решения по имеющим кворум вопросам, голосование по которым осуществляется другим составом голосующих <*>.

Однако, если исходить из буквального толкования вышеуказанной нормы, получается, что акционеры — владельцы привилегированных акций применительно к рассматриваемой нами ситуации могут принимать участие только в решении вопроса о реорганизации АО. Здесь необходимо понимать, является ли вопрос о цене выкупа акций АО самостоятельным вопросом, подлежащим разрешению на общем собрании акционеров, либо он структурно должен входить в вопрос о реорганизации АО. Вопрос о цене выкупа акций АО по требованию акционеров может возникнуть только в связи с принятием решения о реорганизации АО, т.е. самостоятельно данный вопрос существовать не может <*>. Это говорит о том, что данный вопрос должен структурно входить в вопрос о реорганизации АО, а, следовательно, акционеры — владельцы привилегированных акций вправе принимать участие в решении вопроса о цене выкупа акций АО.

Важно отметить, что устав конкретного АО может предусматривать большее число голосов для наличия кворума при проведении общего собрания акционеров, в том числе и при решении вопроса о реорганизации АО <*>, поэтому в таком случае следует учитывать положения устава АО.

В некоторых случаях при проведении общего собрания акционеров возможно отсутствие установленного Законом о хозобществах или уставом АО кворума. В этой ситуации возможно проведение повторного общего собрания акционеров с той же повесткой дня с меньшим кворумом. Повторное общее собрание акционеров имеет кворум, если его участники обладают в совокупности более чем тридцатью процентами голосов от общего количества голосов, если уставом АО не предусмотрено для кворума большее число голосов <*>. Как и в предыдущих случаях, следует учитывать положения устава конкретного АО.

Дата формирования реестра акционеров, на основании которого составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть определена ранее даты принятия решения уполномоченным органом АО о проведении общего собрания акционеров <*>. Также следует учитывать определенные требования, предъявляемые к содержанию списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предусмотренные ч. 2 ст. 81 Закона о хозобществах.

При проведении общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО необходимо учитывать, что если число акционеров — владельцев голосующих акций, т.е. владельцев и простых (обыкновенных) акций, и привилегированных акций (при их наличии), составляет более ста, то в АО должна быть создана счетная комиссия в целях, определенных в ч. 2 ст. 82 Закона о хозобществах, а само голосование на общем собрании акционеров должно осуществляться только бюллетенями
для голосования <*>.

При голосовании по вопросу о реорганизации АО голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос»,
т.е. учитываются как простые (обыкновенные) акции, так и привилегированные акции (при их наличии) <*>. При этом применение кумулятивного голосования либо непропорционального распределения голосов при решении данного вопроса невозможно, т.к. кумулятивное голосование применяется только при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), а непропорциональное распределение голосов возможно только в ООО и ОДО <*>.

С учетом того факта, что акционеры — владельцы простых (обыкновенных) акций и акционеры — владельцы привилегированных акций при голосовании по вопросу о реорганизации АО имеют равное право на такое голосование, то, по нашему мнению, соответственно подсчет голосов на общем собрании акционеров осуществляется по всем голосующим акциям без разделения их на простые (обыкновенные) и привилегированные акции.

Количество голосов акционеров, необходимое для принятия решения о реорганизации АО, составляет не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в этом собрании, однако большее число голосов может предусматриваться уставом конкретного АО <*>. На практике возможна ситуация, когда вопрос о реорганизации АО и вопрос о цене выкупа акций по требованию акционеров разделены в повестке дня собрания на два самостоятельных вопроса, в связи с чем возникает вопрос о количестве голосов, необходимом для принятия решения о цене выкупа акций по требованию акционеров.

Отталкиваясь от позиции, изложенной выше, в части прав акционеров — владельцев привилегированных акций на участие в голосовании по вопросу о цене выкупа акций по требованию акционеров, предполагаем, что поскольку этот вопрос фактически не является самостоятельным с точки зрения норм Закона о хозобществах, а вытекает из вопроса о реорганизации АО, то соответственно решение по нему должно приниматься в таком же порядке, как и по вопросу о реорганизации АО, т.е. количеством голосов не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в общем собрании акционеров.

2. Порядок уведомления акционеров о праве требовать выкупа акций, а также осуществление выкупа акций в связи с реорганизацией АО

Порядок уведомления акционеров об их праве требовать выкуп акций и срок, в течение которого АО обязано осуществить это уведомление, определяются уставом АО <*>.

По нашему мнению, АО не обязано уведомлять всех своих акционеров, имеющихся в реестре акционеров, т.к. требовать выкупа акций в связи с принятием решения о реорганизации АО имеют право только те акционеры, которые голосовали против принятия решения о его реорганизации или не были надлежащим образом извещены о проведении общего собрания акционеров, на котором было принято такое решение <*>. В связи с этим отметим, что те акционеры, которые на общем собрании голосовали вариантом «воздержался», а не «против», не имеют права требовать выкупа акций, что следует из буквального толкования вышеуказанной нормы. Если бюллетень акционера в части вопроса о реорганизации признан недействительным, то соответственно нет оснований говорить, что такой акционер голосовал на собрании вариантом «против», а следовательно, он также не имеет права требовать выкупа акций.

Справочно
Бюллетень для голосования признается недействительным в части тех вопросов, по которым голосующим не соблюден порядок голосования <*>.

На практике определение круга акционеров, которые не были надлежащим образом извещены о проведении общего собрания, может вызывать затруднения. Например, в уставе АО допускается осуществлять уведомление акционеров о проведении общего собрания путем публикации извещения в конкретном печатном издании. Если такое извещение содержит все необходимые сведения, указанные в ч. 7 ст. 39 Закона о хозобществах, и его публикация осуществлена без нарушения сроков, указанных в ч. 1 ст. 39 Закона о хозобществах, то соответственно нет оснований говорить, что кто-либо из акционеров был ненадлежащим образом извещен о проведении общего собрания, даже если этот акционер не видел опубликованного извещения.

Учитывая то, что в голосовании по вопросу о реорганизации АО принимают участие как акционеры — владельцы простых (обыкновенных) акций, так и акционеры — владельцы привилегированных акций, а также основываясь на норме ч. 1 ст. 78 Закона о хозобществах, которая использует общее понятие «акционер», можно сделать вывод, что требовать выкупа акций могут все акционеры, указанные в абз. 2 ч. 1 ст. 78 Закона о хозобществах, вне зависимости от категории принадлежащих им акций.

Содержание уведомления акционера о праве требовать выкупа акций не конкретизировано Законом о хозобществах, однако, на наш взгляд, такое уведомление должно содержать как минимум следующие сведения:
— об основании возникновения права требовать выкупа акций;
— о цене выкупаемых акций;
— о порядке и сроке подачи акционерами заявлений с требованием о выкупе акций;
— о порядке и сроке удовлетворения требования о выкупе акций.

Отметим, что акционер, предъявивший письменное требование АО, имеет право отозвать свое требование о выкупе акций до момента заключения договора купли-продажи акций. Здесь мы исходим из того, что у акционера существует право требовать выкупа акций, соответственно он реализует это право по своему усмотрению. Для окончательной реализации данного права необходимо заключение соответствующей сделки между акционером и АО. Соответственно акционер распоряжается этим правом по своему усмотрению, что позволяет ему отказаться от его реализации до момента заключения соответствующей сделки купли-продажи акций.

В случае если общее количество акций, предложенных для выкупа по требованию акционеров, превышает количество акций, которое может быть приобретено АО, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.

Стоит учитывать, что при выкупе акций по требованию акционеров максимальное количество приобретаемых АО акций определяется по правилам, изложенным
в ч. 5 ст. 78 Закона о хозобществах, исходя из размера чистых активов АО (не более десяти процентов) на дату принятия решения, повлекшего возникновение у акционеров права требовать выкупа АО его акций, что не тождественно десяти процентам акций от общего размера уставного фонда АО. Последнее ограничение применяется только при приобретении АО акций собственного выпуска по решению самого АО по правилам, установленным в ч. 1, абз. 5 ч. 8 ст. 77 Закона о хозобществах. Важно понимать, что само по себе право требования выкупа акций не гарантирует акционеру, реализующему такое право, заключение соответствующей сделки купли-продажи акций с АО. Это обусловлено тем, что после предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций общее собрание акционеров АО должно принять соответствующее решение о приобретении акций <*>. Такое решение будет основываться на нормах ст. 78 Закона о хозобществах. Также отметим, что в случае приобретения акций собственного выпуска на основании ст. 78 Закона о хозобществах, в частности для ОАО, не требуется до покупки этих акций раскрывать информацию о намерении осуществить такое приобретение в форме текста предложения о покупке акций в соответствии с требованиями п. 13 Инструкции N 76.

В ч. 8 ст. 83 Закона о хозобществах установлены случаи принятия решений общим собранием акционеров АО квалифицированным большинством голосов (не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в общем собрании акционеров). В таком порядке принимается решение по вопросу о приобретении АО размещенных им акций по решению самого общества, т.е. такой порядок применим к приобретению акций на основании ст. 77 Закона о хозобществах. В то же время в ч. 8 ст. 83 Закона о хозобществах не указано, в каком порядке необходимо принимать решение о приобретении акций на основании ст. 78 Закона о хозобществах. Следовательно, поскольку иное не указано в Законе о хозобществах, то решение о приобретении АО акций собственного выпуска по требованию его акционеров должно приниматься в общем порядке, т.е. простым большинством голосов (более пятидесяти процентов) лиц, принявших участие в общем собрании акционеров, за исключением случая, когда уставом конкретного АО предусмотрено квалифицированное большинство голосов <*>.

Заключение договоров купли-продажи акций на основании ст. 78 Закона о хозобществах осуществляется АО (вне зависимости от вида: ОАО или ЗАО) на неорганизованном рынке, но с обязательной регистрацией такой сделки брокером или депозитарием, что следует из абз. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2, 8, 9 Инструкции N 76.

Оплата акций при их выкупе по требованию акционеров может осуществляться не только денежными средствами, но и в натуральной форме, однако способ оплаты приобретаемых акций по требованию акционеров, отличный от денежного, должен быть напрямую предусмотрен в уставе АО <*>.

Частью 9 ст. 78 Закона о хозобществах предусмотрено два случая, когда у акционера не возникает права требовать выкупа акций, даже если принято решение о реорганизации АО, а именно:
— акционер является акционером АО, созданного в процессе приватизации государственного имущества или путем преобразования арендного предприятия, коллективного (народного) предприятия, государственного предприятия, государственного унитарного предприятия, более пятидесяти процентов акций которых принадлежит государству, в случае их реорганизации в форме присоединения к ним одного или нескольких юрлиц;
— акционер является единственным участником этого АО.

3. Правовая судьба акций при реорганизации АО, изменения в Государственный реестр ценных бумаг

Акции, выкупленные АО по требованию его акционеров на основании ст. 78 Закона о хозобществах, поступают в распоряжение АО <*>. При этом само АО, даже несмотря на то, что было принято решение о его реорганизации, полагаем, не обязано аннулировать поступившие акции. Возможные варианты использования поступивших на баланс АО акций следующие:
— последующая продажа либо безвозмездная передача государству;
— последующее пропорциональное распределение среди акционеров;
— последующая продажа инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом АО;
— аннулирование в случае принятия в соответствии с уставом решения об уменьшении уставного фонда АО <*>;
— последующая передача иностранному или международному юрлицу (организации, не являющейся юрлицом), эмитирующему иностранные депозитарные расписки, для продажи с использованием иностранных депозитарных расписок <*>.

Помимо указанного, на поступившие в распоряжение АО акции возможны начисление и выплата дивидендов в пользу членов его исполнительных органов на срок до одного года, если это напрямую предусмотрено уставом АО <*>.

В общих чертах правовая судьба акций при реорганизации АО определена в нормах
ст. 89 Закона о хозобществах.

Весь выпуск акций АО аннулируется при следующих формах реорганизации: слияние, разделение, преобразование, присоединение (только выпуск акций присоединяемого АО). При реорганизации АО в форме выделения аннулированию подлежит только часть выпуска акций реорганизуемого АО, соответствующая величине уменьшения размера его уставного фонда.

При реорганизации АО в форме выделения из него одного или нескольких новых хозобществ и (или) юрлиц иных организационно-правовых форм происходит внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг в связи с сокращением количества (аннулированием части выпуска) акций <*>. При этом количество акций, подлежащих аннулированию, определяется исходя из суммы номинальных стоимостей акций, поступивших в соответствии с разделительным балансом в распоряжение АО, из которого осуществлено выделение юрлица (юрлиц) <*>.

До момента подачи документов в уполномоченный орган для аннулирования части выпуска акций в связи с реорганизацией АО в форме выделения такое АО обязано в установленном порядке зарегистрировать изменения и (или) дополнения в свой устав, связанные с уменьшением размера уставного фонда на сумму номинальных стоимостей акций, поступивших в АО в соответствии с разделительным балансом <*>. После этого подача документов должна быть осуществлена не позднее двух месяцев с даты госрегистрации соответствующих изменений и (или) дополнений в устав АО <*>.

Справочно
Административная процедура, связанная с внесением изменений в Государственный реестр ценных бумаг, осуществляется в порядке, установленном п. 15.22 единого перечня административных процедур.

При реорганизации АО в формах слияния, разделения, преобразования, присоединения осуществляется аннулирование выпуска акций реорганизуемого АО путем его исключения из Государственного реестра ценных бумаг <*>.

Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций при указанных формах реорганизации АО осуществляется в соответствии с требованиями п. 100 Инструкции N 78 Департаментом по ценным бумагам либо территориальными органами Минфина по ценным бумагам по территориальной принадлежности АО в соответствии с абз. 2 — 3 ч. 1 п. 35 Инструкции N 78, на основании сведений о ликвидированных (прекративших деятельность) субъектах хозяйствования (на основании сведений из ЕГР), а в случае создания в результате реорганизации нового АО либо в случае реорганизации АО в форме его присоединения к другому АО (при условии осуществления АО, к которому осуществлено присоединение, эмиссии дополнительного выпуска акций) — на основании документов, представленных для госрегистрации выпуска акций вновь возникшим АО либо АО, к которому осуществлено присоединение.

Учитывая это, а также то, что единый перечень административных процедур не содержит такой административной процедуры, как аннулирование выпуска акций, можно сделать вывод, что вышеуказанные уполномоченные органы самостоятельно должны осуществлять аннулирование выпуска акций при реорганизации АО в формах, указанных в подп. 99.3 — 99.4 п. 99 Инструкции N 78, за исключением случая создания в результате реорганизации нового АО либо в случае реорганизации АО в форме его присоединения к другому АО (при условии осуществления АО, к которому осуществлено присоединение, эмиссии дополнительного выпуска акций).

Таким образом, в настоящей статье рассмотрены особенности, которые следует учитывать при реорганизации АО.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *