Преступления в таможенном деле
Введение
-
Понятие таможенного преступления, проблемы определения
-
Виды таможенных преступлений и их уголовно-правовая квалификация в странах Таможенного союза
Заключение
Список использованных источников
Введение
Учреждение Таможенного союза и Единого экономического простран-ства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации создает новые возможности для совершения таможенных преступлений за пределами национальных границ указанных государств.
Таможенные органы являются органами дознания по делам о контра-банде (ст. 228 УК), о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК). Дознание по указанным делам ведется таможенными органами Республики Беларусь в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 220 ТК).
При наличии признаков преступления орган дознания возбуждает уго-ловное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушива-ние и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назна-чение экспертиз.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания 10-дневного срока, предусмотренного ч. 3 ст. 186 УК Республики Беларусь, обязан передать дело следователю. В соответствии со ст. 187 УПК порядок дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 1 ст. 231 УК), определяется общими правилами, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Дознание по таким делам должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения дела (ст. 188 УПК).
Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии указанных в уголовно-процессуальном законе условий. Ими являются: повод к возбуждению дела, основания к возбуждению и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Поводами к возбуждению уголовного дела в соответствии со ст. 166 УПК являются:
1) заявления граждан;
2) явка с повинной;
3) сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений;
4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;
5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
-
Понятие таможенного преступления, проблемы определения
Таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, нака-зуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию Таможенного союза товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Тамо-женного союза, под преступлениями, совершаемыми в сфере таможенных отношений, понимаются преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. В пункте 1 статьи 3 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза от 05.07.2010, вступившего в силу с 30.12.2011, предусмотрено, что виды преступлений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной ответственности определяются законодательством этих государств с особен-ностями, установленными Договором об особенностях ответственности за нарушения таможенного законодательства . Между тем названный Договор не устанавливает каких-либо особенностей, связанных с криминализацией нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза. В нем имеются лишь отдельные особенности про-цедур привлечения к уголовной ответственности за преступные нарушения этого законодательства, отличающиеся от аналогичных национальных про-цедур .
Иными словами, таможенное законодательство Таможенного союза не затрагивает вопросов установления признаков составов таких преступлений. Согласно Уголовным кодексам названных государств определение преступ-ности общественно опасных деяний (признаков преступления) относится к исключительному ведению национального законодателя и осуществляется только в национальном уголовном законе .
В соответствии со ст. 167 УПК основаниями к возбуждению уголовного дела являются:
1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступле-ния, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;
2) исчезновение лица.
Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, уполномоченные органы и должностные лица должны иметь достаточные данные, указывающие на на-личие признаков преступления, т.е. располагать фактическими сведениями, позволяющими сделать вывод о существовании самого события и о наличии в нем юридических признаков состава преступления .
Единое таможенное и экономическое пространство обязывает государ-ства — члены Таможенного союза и ЕЭП к унификации уголовной ответст-венности не только за таможенные, но и за иные экономические преступления, за преступления, связанные с оборотом объектов интеллектуальной соб-ственности, историко-культурных ценностей, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ, оружия и других вещей, запрещенных или ограниченных к обороту или перемещению через таможенную границу, а также за другие преступления, прежде всего носящие трансграничный характер. Такой подход должен обеспечить единообразное формулирование указанными государствами признаков составов этих преступ-лений не только в национальном уголовном законе, но и в нормах националь-ного законодательства, определяющих признаки преступлений, предусмотрен-ных уголовно-правовыми нормами с бланкетной диспозицией .
В пункте 2 статьи 3 Договора об особенностях уголовной и админист-ративной ответственности за нарушения таможенного законодательства при-менительно к криминализации нарушений таможенного законодательства закреплена норма, согласно которой стороны этого Договора обязались принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон, и приведению к единообраз-ному определению противоправности таких деяний .
Однако на сегодняшний день отсутствует должная скоординированная уголовная политика Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в части криминализации общественно опасных деяний.
2. Виды таможенных преступлений и их уголовно-правовая квалифи-кация в странах Таможенного союза
Рассмотрим конкретные составы преступлений в сфере таможенного дела.
Норма ст. 228 УК предусматривает такой состав преступления, как конт-рабанда.
Таможенный кодекс Таможенного союза не определяя термина «тамо-женная граница Республики Беларусь», отсылает к национальному законода-тельству.
Пунктом 2 ст. 3 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлено, что таможенная граница Республики Беларусь совпадает с Государственной границей Республики Беларусь. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. N 319 «О некоторых вопросах таможенного регу-лирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах», таможенная граница Республики Беларусь определена как таможенная граница ТС в значении, принятом в Таможенном кодексе Таможенного союза. Кроме того, п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 мая 1995 г. N 208 «Об отмене таможенного конт-роля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией» на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией отменен таможенный контроль, ряд нарушений процедуры прохождения которого образуют способ совершения контрабанды .
Следовательно, уголовно наказуемый в Республике Беларусь состав контрабанды образует незаконное перемещение предметов контрабанды только через Государственную границу Республики Беларусь с Латвийской Респуб-ликой, Литовской Республикой, Республикой Польша и Украиной, но не с Рос-сийской Федерацией .
В то же время в соответствии со ст. 226.1 и 229.1 УК России, ст. 250 УК Казахстана состав контрабанды образует незаконное перемещение указанных в названных нормах предметов как через таможенную границу ТС, так и через государственные границы Российской Федерации, Республики Казахстан с государствами — членами ТС, т.е. с Республикой Беларусь и друг с другом.
УК Сторон по-разному определяют перечни предметов контрабанды. УК Казахстана, в отличие от УК Беларуси и УК России, в ст. 209 предусматривает уголовную ответственность за экономическую контрабанду, т.е. за незаконное перемещение через таможенную границу иных, кроме запрещенных или ограниченных к перемещению, товаров и ценностей в крупном размере. УК России до 8 декабря 2011 г. также предусматривал уголовную ответственность за экономическую контрабанду (ст. 188), однако эта статья была отменена (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ) .
Таким образом, в государствах — членах Таможенного союза и ЕЭП не унифицированы нормы об ответственности за контрабанду. Посредством приз-нания утратившей силу статьи 188 УК Российской Федерации в этом госу-дарстве декриминализирована товарная контрабанда. Однако в статье 228 УК Республики Беларусь и статье 209 УК Республики Казахстан товарная конт-рабанда признается преступлением.
Не согласованы между собой нормы национального законодательства указанных государств в сфере незаконного оборота наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых и психотропных веществ, прекурсоров. Как следствие, возможно вполне легальное согласно белорусскому законодатель-ству перемещение через таможенную границу Республики Беларусь (она же является и белорусской частью таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) с последующей доставкой в Российскую Федерацию средств (веществ), не включенных в республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному конт-ролю в Республике Беларусь, установленный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.05.2003 N 26, при том что такие средства, вещества, прекурсоры относятся к категории наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации, Республике Казахстан. Выявленные при таможенном досмотре на таможенной границе Республики Беларусь такие средства, вещества, прекурсоры не могут быть изъ-яты, а изъятые подлежат возврату .
Не может быть возбуждено и уголовное дело в целях пресечения таких действий и привлечения лица к уголовной ответственности (эти действия не являются преступлением в Республике Беларусь). Тем самым создаются объ-ективные препятствия для уголовного преследования этих действий в Россий-ской Федерации, Республике Казахстан, в которых они являются преступными и подлежат уголовной ответственности. Белорусская часть таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственная граница Республики Беларусь с Российской Федерацией становятся широким кори-дором для безнаказанного проникновения на территорию Российской Федера-ции и Республики Казахстан веществ, не признанных в Республике Беларусь наркотиками, психотропными веществами, прекурсорами, незаконный оборот которых признан преступлением в этих государствах .
Согласно указанной статье контрабанда — это перемещение в крупном раз-мере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в ч. 2 этой статьи, совершенное помимо или с сокрытием от тамо-женного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недосто-верным декларированием . таможенный преступление контрабанда уголовный
В соответствии с ч. 2 ст. 228 УК контрабандой является также переме-щение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радио-активных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огне-стрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным деклариро-ванием.
Состав контрабанды образуют также действия, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 228 УК, совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с исполь-зованием служебного положения, либо совершенное с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а также действия, предусмот-ренные ч. 1, 2 и 3 ст. 228 УК, совершенные организованной группой.
Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 228 УК, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает две тысячи минимальных заработных плат на момент совершения преступления .
Объект данного преступления — установленный порядок таможенного регулирования, а также основы общественной безопасности и здоровья насе-ления.
В ст. 228 УК предусмотрен исчерпывающий перечень предметов конт—рабанды, которые можно подразделить на две группы.
Первую группу составляют товары и ценности, запрещенные или огра-ниченные к перемещению, в крупном размере.
Контрабанда вещей и ценностей первой группы влечет уголовную ответ-ственность лишь в тех случаях, если незаконно перемещается один или несколько товаров и ценностей, общая стоимость которых составляет крупный размер, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.
Перечень товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению, устанавливается Советом Министром Республики Беларусь.
Ко второй группе относятся наркотические средства, психотропные силь-нодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массо-вого поражения .
Уголовная ответственность за контрабанду предметов, отнесенных ко второй группе, наступает независимо от их количества и стоимости.
Наркотические вещества — это природные и синтетические вещества, оказывающие одурманивающее действие или вызывающие эйфорию.
Психотропные вещества — это лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические функции человека: антидепрес-санты, нейролептические, психостимулирующие и седативные средства, транк-вилизаторы.
Сильнодействующие вещества — это вещества (кислоты, едкие щелочи и т.п.), способные вызывать ожоги и другие повреждения организма, а также лекарственные средства, употребление которых в дозах, превышающих реко-мендуемые, либо недозволенным путем может причинить вред здоровью чело-века и даже смерть (снотворное, обезболивающие и другие).
Ядовитые вещества — это природные и синтетические вещества, чуждые организму человека (мышьяк, цианистый калий, сулема, стрихнин и др.), которые при попадании в организм человека даже в сравнительно малых дозах способны вызвать отравление или смерть.
К отравляющим веществам относятся высокотоксичные органические и неорганические соединения, воздействующие на органы чувств человека. По характеру действия на организм они условно подразделяются на: а) общеядо-витые, б) нервно-паралитические, в) кожно-нарывные, г) удушающие, д) раз-дражающие, е) психотомиметические. Различают нестойкие, стойкие и ядовитые дымообразующие вещества. Отравляющие вещества являются оружием массового поражения.
Радиоактивные вещества — это химические элементы, все изотопы которых радиоактивны, и иные природные и синтетические вещества, обла-дающие способностью к ионизирующему распаду, ведущему к электромагнит-ному или корпускулярному излучению в дозах, опасных для живых организ-мов.
К взрывчатым веществам относятся различные пороха, пироксилин, нитроглицерин, динамит, тротил и т.п. химические соединения и смеси, спо-собные под воздействием внешнего импульса (удара, детонации, тепла и т.п.) к самораспространяющейся с большой скоростью химической реакции (взрыву) с образованием газообразных продуктов и выделением тепла .
Вооружение — различные виды оружия, а также совокупность различных видов технических средств, обеспечивающих его применение, составная часть военной техники. Оно включает: оружие (средства доставки и боеприпасы), системы его пуска, наведения, управления и другие технические средства подразделений, частей, кораблей, соединений различных видов вооруженных сил. Взрывные устройства — это технические средства возбуждения детона-ционного процесса заряда промышленных взрывчатых веществ или боепри-пасов, а также его передачи на расстояние с помощью детонирующих шнуров или других устройств. К взрывным устройствам относятся: капсюли-детонато-ры, запалы, огнепроводный шнур и средства его воспламенения, электродето-наторы, провода, источники тока (взрывные машинки), пиротехнические замедлители и т.п.
Огнестрельное оружие — все виды оружия, поражающие свойства кото-рого производятся снарядом, получающим ускорение энергией химического разложения взрывчатых веществ. Огнестрельное оружие подразделяется на ракетное, артиллерийское и стрелковое. К стрелковому огнестрельному ору-жию относятся: винтовки, пистолеты, карабины, автоматы, пулеметы, нарезные охотничьи ружья и т.д.)
Боеприпасы к огнестрельному оружию — это артиллерийские выстрелы, реактивные снаряды, боевые части ракет и торпед, авиационные бомбы, наземные и морские мины, фугасы, ядерные боеприпасы, патроны стрелкового оружия, ручные и винтовочные гранаты и т.п.
Ядерное оружие — совокупность ядерных боеприпасов, средств их достав-ки к цели и средств управления. Относится к оружию массового поражения.
Химическое оружие — отравляющие вещества и средства их применения: ракеты, снаряды, мины, авиационные бомбы и т.п. с зарядом отравляющих веществ. Относится к оружию массового поражения .
Биологическое (бактериологическое) оружие — оружие массового пора-жения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств.
Под другими видами оружия массового поражения следует понимать, в частности, ракетное оружие и отравляющие вещества.
Под материалами и оборудованием, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установ-лены специальные правила перемещения через таможенную границу Респуб-лики Беларусь, понимаются материалы и оборудование так называемого двой-ного применения, т.е. такие, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения. Перечни таких товаров утверждаются Прави-тельством Республики Беларусь .
Содержание признаков контрабанды раскрыто непосредственно в дис-позиции ст. 228 УК. Это — перемещение, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или не-достоверным декларированием .
Квалификация действий по перемещению предметов через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа такого перемещения, а не наличия у физического лица, перемещающего предметы (товары), абстрактного права на перемещение товара или предмета.
Перемещение помимо таможенного контроля — перемещение вне опре-деленых мест или вне установленного времени таможенного оформления.
При этом нарушаются основные принципы перемещения товаров и ценностей. Согласно ст. 26 ТК товары и ценности подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Беларусь допускается в местах, определяемых таможенными органами Республики Беларусь, во время их работы, т.е. под контролем последних (ст. 27 ТК). В соответствии со ст. 191 ТК таможенному контролю подлежат все товары и ценности, перемещаемые через таможенную границу .
Перемещение с сокрытием от таможенного контроля, т.е. с использо-ванием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров и ценностей, или придание одним товарам и ценностям вида других.
Под сокрытием товаров способом, затрудняющим их обнаружение, следует понимать тайное хранение и перемещение:
а) с использованием тайников, которыми являются места специально:
— изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров);
— оборудованные и приспособленные (т.е. подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.п.);
б) с приданием сокрытым товарам вида других товаров;
в) с использованием других способов, при которых визуальное обна-ружение товаров и ценностей во время таможенного контроля затруднено (т.е. с использованием других ухищренных способов утаивания товара).
Критерием оценки способа перемещения товара как относящегося либо не относящегося к категории «затрудняющего обнаружение» могут быть сле-дующие обстоятельства:
— насколько «трудоемким» был процесс выявления (обнаружения) пе-ремещаемого товара, когда должностное лицо таможенного органа при досмотре ручной клади, багажа, транспортного средства не могло обнаружить предметы путем обычного визуального осмотра и (или) без применения тех-нических средств контроля, насколько затруднен был доступ в место транспор-тировки товара;
— предполагает ли вид товара, ценностей его перемещение (расположе-ние) в том месте, где он был выявлен .
Обманное использование документов или средств идентификации имеет место при перемещении товаров и ценностей и других предметов с пред-ставлением таможенному органу Республики Беларусь в качестве документов, необходимых для таможенных целей:
1) поддельных документов;
2) недействительных документов;
3) документов, полученных незаконным путем;
4) документов, содержащих недостоверные сведения;
5) документов, относящихся к другим товарам, ценностям и предметам, а также при использовании поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам, ценностям и предметам .
Под поддельными документами следует понимать содержащие достовер-ные сведения о перемещаемых товарах, ценностях документы, полностью изготовленные в нарушение установленного порядка, либо выполненные на бланках, изготовленных указанным образом, либо имеющие поддельные под-писи должностных и иных лиц, а также документы с искаженными сведения-ми, полученными в результате внесения в подлинные документы дополнитель-ных данных, уничтожения части текста, подчисток, исправлений, других изме-нений и дополнений или в результате совершения неправомерных действий, изменяющих первоначальное содержание подлинного документа.
Недействительные документы — документы, означающие, что их офи-циальное предназначение иное. Они свидетельствуют о фактах, лишь сов-падающих с рассматриваемыми, или не имеют надлежащего официального статуса (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия).
Под документами, полученными незаконным путем, следует понимать подлинные документы, полученные заинтересованным лицом в результате представления в качестве оснований для выдачи этих документов уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных документов; похищенные, либо неправомерно присвоенные или выданные лицом, не имеющим на то полномочий, или уполномоченным лицом в нарушение установленного порядка; полученные в результате злоупотребления дол-жностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа, или полученные в результате соверше-ния правонарушения, либо находящиеся в неправомерном владении.
Документы, содержащие недостоверные сведения — документы, которые фактически являются подлинными, но в которые внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего документа (изготавливается на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются лож-ными.
Предъявление относящихся к другим товарам документов находится в причинно-следственной связи с незаконным перемещением товаров и способ-ствует такому перемещению.
К средствам идентификации относятся пломбы, замки разового дейст-вия, контрольные ленты, печати, нанесенная на транспортные средства, упаковку и товары цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки и штампы.
Под перемещением товаров и иных предметов через таможенную границу Республики Беларусь с обманным использованием средств таможенной идеен-тификации следует понимать такое перемещение, которое осуществляется с использованием поддельного средства идентификации, относящегося к другим товарам или предметам .
Недекларирование или недостоверное декларирование — незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и ценностях, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Чтобы действие лица можно было отнести к декларированию, досто-верному декларированию, оно должно удовлетворять следующим трем усло-виям:
СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(статьи 188, 189, 190, 193, 194 Уголовного кодекса РФ)
Статья 188 УК РФ «Контрабанда»
1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) утратил силу.
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Статья 189 УК РФ «Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»
1. Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 настоящего Кодекса), —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечание. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»
Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Статья 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»
Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.
Статья 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) утратил силу;
г) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион пятьсот тысяч рублей.
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью: Агамагомедова С.А. — Эффективность таможенного контроля как фактор обеспечения безопасности // Вопросы безопасности. – 2016. – № 5. – С. 34 — 42. DOI: 10.7256/2409-7543.2016.5.20368 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20368
Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук доцент, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» 440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40 Agamagomedova Saniyat PhD in Sociology Associate professor of the Department of State Law Disciplines at Penza State University 440026, Russia, Penzenskaya oblast’, g. Penza, ul. Krasnaya, 40
|
|||
Другие публикации этого автора |
10.7256/2409-7543.2016.5.20368
Дата направления статьи в редакцию:
12-09-2016
Дата публикации:
02-11-2016
Аннотация.
Объектом исследования является соотношение понятий «таможенный контроль» и «безопасность». Несмотря на то, что таможенные органы традиционно рассматриваются в качестве государственных органов, обеспечивающих общественную и государственную безопасность, вопросы соотношения таможенного контроля и обеспечения безопасности учеными практически не исследовались. Автором предлагается авторская позиция в определении соотношения безопасноти и эффективности таможенного контроля. При этом обращается внимание на то, что в современных условиях вопросы безопасности личности, общества и государства при таможенном регулировании приобретают особое звучание, так как они коррелируют к конституционным правам и свободам личности. Автором использованы как общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации, так и частно-научные методы: формально-юридический и сравнительно-правовой. Новизна исследования заключается в выводах автора о соотношении таможенного контроля, эффективности таможенного контроля и безопасности. Во-первых, автор выдвигает положение о том, что обеспечение безопасности выступает целеполагающим принципом и целью таможенного контроля. Во-вторых, эффективность таможенного контроля представлена автором как фактор обеспечения безопасности. В свою очередь, обеспечение необходимомго уровня безопасности выступает важнейшим критерим эффективности таможенного контроля.
Ключевые слова: таможенный контроль, безопасность, эффективность таможенного контроля, обеспечение безопасности, таможенные органы, административно-правовые методы, функции таможенных органов, система органов безопасности, национальная безопасность, международная безопасность
The research object is the correlation of concepts «customs control” and «safety”. Despite the fact that customs agencies are traditionally considered as government agencies, ensuring public and state security, the issues of correlation between customs control and safety provision haven’t been studied sufficiently enough. The author presents her own position on the definition of the correlation of security and effectiveness of customs control. The author pays attention to the fact that at present, the issues of personal safety, the safety of the society and the state in customs regulation are especially important, since they appeal to the constitutional rights and personal freedoms. The author applies general scientific (analysis, synthesis, systematization) and special (formal-legal and comparative-legal) research methods. The author comes to the conclusions about the correlation of customs control, its effectiveness and safety. Firstly, the author states that safety provision is the fundamental principle and the aim of customs control. Secondly, the effectiveness of customs control is considered by the author as a factor of safety provision. Consequently, the provision of the necessary level of safety is the most important criterion of the effectiveness of customs control.
international security, national security, security system, functions of customs agencies, administrative methods, customs agencies, provision of safety, effectiveness of customs control, safety, customs control
Таможенное регулирование как правовое регулирование общественных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, исторически обусловлено необходимостью обеспечения общественной и государственной безопасности. Еще в начале прошлого века Н.Н. Шапошников писал: «Стеснения свободы торговли могут иметь место, когда этого требует безопасность страны» . Во все периоды таможенной истории государства в своей таможенной политике стремились к балансу между свободой торговли и обеспечением безопасности.
Позже другие ученые скажут об объективной противоречивости проблемы совмещения интересов национальной безопасности и свободы научного творчества в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) .
Вся полифункциональная деятельность таможенных органов обеспечивает состояние устойчивой защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних угроз. При этом вычленить элементы экономической, продовольственной, общественной, энергетической и иных видов безопасности, обеспечиваемых деятельностью таможенных органов, не представляется возможным в силу ее комплексности, разноплановости. В этом случае целесообразно говорить о целостном, целеполагающем, едином понимании безопасности и ее определенного уровня в контексте ее обеспечения таможенными органами. В этой связи полагаем, что существует необходимость определения соотношения таких категорий как «таможенный контроль» как функции и одновременно формы государственного управления в таможенной сфере и «безопасности». Нами предлагается также соотношение понятия безопасности с понятием эффективности таможенного контроля, ибо только эффективный таможенный контроль способен обеспечить необходимый уровень безопасности личности, общества, государства.
Обеспечение всех видов безопасности при реализации таможенного контроля выступает одновременно и целеполагающим принципом, и целью таможенного контроля. Кроме того обеспечение безопасности является, по нашему мнению, одним из критериев его эффективности. В современных условиях вопросы безопасности личности, общества и государства приобретают особое звучание; они коррелируют к конституционным правам личности. Пункт 2 статьи 74 Конституции РФ устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Государственное регулирование экономики предусматривает определенное воздействие государства на процедуры перемещения товаров через таможенную границу, которое продиктовано и экономическими, фискальными интересами, и необходимостью обеспечения безопасности страны .
Тенденции позиционирования деятельности таможенных органов в контексте обеспечения безопасности присущи таможенному регулированию в зарубежных странах. Так, современные документы Европейской комиссии использует такое устойчивое понятие как «Zollsicherheit» (таможенная безопасность) .
Обеспечение безопасности доминирует и в деятельности Бюро таможенной и пограничной охраны США, которое относится к Министерству национальной безопасности США. Ведомство позиционирует себя как службу, осуществляющую комплексный подход к управлению границами и контролю, сочетающую таможенные и миграционные аспекты, обеспечивающую безопасность границ и защиту сельскохозяйственной продукции. Миссия ведомства представлена в контексте защиты общества от угроз социального и материального характера (protecting the public from dangerous people and materials) при обеспечении глобальной конкурентоспособности экономики страны, законности при осуществлении торговли и путешествий .
А.Н. Яцушко, исследующий таможенные аспекты экономической безопасности, выделяет следующие таможенные средства и методы обеспечения экономической безопасности:
1. Взимание таможенных платежей.
2. Контроль таможенной стоимости.
3. Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля:
3.1 использование таможенно-логистических терминалов;
3.2 внедрение технологии удаленного выпуска товаров;
3.3 организация таможенного оформления и таможенного контроля при применении таможенных процедур переработки товаров . Полагаем, автор ограничил данные методы инструментами таможенно-тарифного регулирования с элементами современных технологий таможенного контроля, оставив за пределами предлагаемых средств и методов обеспечения экономической безопасности запреты и ограничения, которые, на наш взгляд, также следует позиционировать в качестве подобных мер.
Другие ученые говорят о необходимости устранения противоречивости и пробельности таможенного законодательства в целях обеспечения критериев эффективности таможенной деятельности (по объемам и скорости обработки товаропотоков, по контролю безопасности и т.п.) .
Таможенные органы традиционно выступают составной частью системы государственных органов, наделенных полномочиями по обеспечению безопасности, элементом федеральной подсистемы административно-публичного обеспечения безопасности . Согласно статье 11 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ .
Деятельность по обеспечению безопасности таможенными органами осуществляется совместно с иными ведомствами и регламентируется совместными нормативными правовыми актами .
ФТС России фиксирует и оценивает сведения о причинении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда экономической безопасности Российской Федерации. Так, количество случаев причинения субъектами, относящимися к поднадзорной сфере, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году составило 574 . В то же время на уровне нормативных правовых актов признается, что во многих случаях соблюдение обязательных требований не влияет на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора) . Таким образом, чем выше эффективность государственного контроля (надзора) в целом и отдельных его разновидностей в частности тем устойчивее и продолжительнее состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз.
Категория эффективность таможенного контроля является практически не изученной применительно к административно-правовым ее аспектам. По нашему мнению, понятие эффективности таможенного контроля связано с социальным эффектом от контрольно-надзорных мероприятий, а также с достижением конечных, базовых целей контроля. При этом следует разграничивать эффективность таможенного контроля от его результативности. Ключевым отличием данных понятий является учет затраченных ресурсов при эффективности. Представляется, что эффективность – это результативность с учетом затрат на мероприятия по ее достижению. Таким образом, таможенный контроль может быть результативным, но не эффективным, если для достижения целей были затрачены ресурсы (временные, материальные и др.), несоизмеримые с достигнутым эффектом. Представляется, что эффективный таможенный контроль – всегда результативный.
Ученые применяют понятие эффективности одновременно с понятием оптимальности, как синонимы. Так, по мнению В.Г. Афанасьева суть принципа оптимальности, эффективности состоит в том, чтобы обеспечить решение поставленных задач в возможно короткий срок, при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов . Другие авторы под эффективностью функционирования системы управления понимают сложное свойство, характеризующее приспособленность процесса функционирования к достижению цели, стоящей перед системой управления .
Понятие «эффективности контрольно-надзорной деятельности» определяется в действующих нормативных правовых актах также с учетом использованных ресурсов для достижения результата и представлено как «достигнутый органами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, уровень защиты охраняемых законом ценностей с учетом объема задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также степени вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов» .
Эффективность таможенного контроля в условиях евразийской экономической интеграции – это обеспеченный таможенными органами посредством таможенного контроля уровень национальной и международной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства с учетом затраченных на проведение таможенного контроля ресурсов и степени содействия реализации единой торговой политики таможенного союза.
Подчеркнем, что национальная безопасность, включающая в себя оборону страны и все виды безопасности, является составной частью безопасности международной. Следовательно, обеспечивая безопасность национальную, таможенные органы вносят вклад в развитие системы международной безопасности.
Г.В. Атаманчук понимает под критериями эффективности государственного управления признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества .
В настоящее время единых критериев эффективности работы таможенных органов не существует. Применяется ряд косвенных показателей, которые характеризуют их деятельность с разных сторон (например, контрольные показатели эффективности деятельности (КПЭД)). Полагаем, что эффективность деятельности таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность исполнения каждой конкретной задачи или функции таможенных органов как органов исполнительной власти.
Однако показатели (количественные и качественные параметры) следует отличать от критериев. Для оценки деятельности таможенного органа по реализации таможенного контроля должен быть ряд законодательно утвержденных критериев, анализ которых позволяет сделать вывод об эффективности деятельности как конкретного таможенного органа, так и всей службы в целом. Все эти критерии безусловно должны аккумулироваться на защите интересов личности, общества и государства, а также на обеспечении безопасности, всех ее видов как основы, залога подобной защиты.
При этом подчеркнем, что к таможенному контролю применение исключительно экономических критериев эффективности представляется явно недостаточным с учетом полифункциональности деятельности таможенных органов.
Таможенный контроль сегодня следует оценивать с точки зрения его социальной эффективности, которая включает в себя экономическую и юрисдикционную эффективность. Экономическая эффективность таможенного контроля заключается в способности таможенного контроля выступать средством реализации экономической политики государств и межгосударственных интеграционных образований, содействовать свободе перемещения товаров как одной из целей интеграционных процессов, обеспечивать пополнение государственного бюджета за счет администрирования таможенных платежей, содействовать реализации единой торговой политики таможенного союза. Юрисдикционная эффективность заключается в возможности таможенного контроля поддерживать установленный таможенным законодательством правопорядок, выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления, обеспечивать соблюдение таможенного законодательства как базовую цель таможенного контроля. Экономическая и юридическая составляющие определяют социальный эффект контроля как функции государственного управления, по которому оно должно измеряться и оцениваться . И.Н. Барциц также подчеркивает, что достижение социального эффекта должно быть приоритетным для органов государственной власти, так как они не вправе сводить итоги своей деятельности только к модели прибыли, характерной для хозяйствующих субъектов негосударственного сектора. По мнению ученого подобный подход обусловлен самим предназначением государства .
Эффективность таможенного контроля отражается в соотношении между объектом-образцом контроля и объектом-результатом контроля. Максимальное совпадение объекта-результата и объекта-результата свидетельствует о максимальной эффективности таможенного контроля. Важнейшим критерием эффективности таможенного контроля являются социально и экономически значимые результаты деятельности подконтрольных лиц.
Система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов сегодня не должна строиться только на количественных показателях выявленных нарушений и санкций. Она в обязательном порядке должна включать в себя и профилактическую направленность. В целях повышения социальной эффективности таможенного контроля следует на нормативно-правовом уровне ввести конкретные виды мероприятий профилактической направленности, к примеру, профилактические таможенные проверки или мероприятия таможенных органов просветительско-консультативного характера. Несмотря на то, что по их результатам не будет выявлено административных правонарушений и преступлений и доначислено таможенных платежей, значение их в достижении социального эффекта таможенного контроля трудно переоценить.
Нами предлагает четыре критерия эффективности таможенного контроля: 1) степень вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов; 2) объем ресурсов, затраченных на проведение контрольно-надзорных мероприятий; 3) уровень защиты прав и интересов участников таможенных правоотношений; 4) уровень безопасности, обеспеченный посредством таможенного контроля. При минимальных показателях первых двух критериев и максимальном значении двух последних будет достигнута максимальная эффективность таможенного контроля.
Таким образом, достижение и поддержание определенного уровня безопасности в самом широком смысле этого понятия с учетом всех ее видов и составляющих (как необходимого минимума состояния защищенности от внешних и внутренних угроз) является одним из базовых критериев эффективности таможенного контроля. Чем выше уровень обеспеченной безопасности и защиты прав и интересов подконтрольных лиц, тем выше эффективность таможенного контроля, его социальный результат, вклад в реализацию государственных функций, важнейшей их которых на современном этапе является обеспечение безопасности.
В этой связи очень актуальна позиция Ю.А. Тихомирова, согласно которой деятельность контрольных и надзорных органов надо воспринимать как нормальную правовую деятельность, без которой экономическая, производственная, торговая и иная деятельность могут причинить вред .
Подводя итог изложенному выше, следует подчеркнуть, что таможенный контроль в современных условиях призван обеспечить оптимальный баланс между интересами государственной и общественной безопасности и базовыми интересами (целями) экономической интеграции. Алминистративно-правовой вектор развития таможенного контроля направлен на повышение его эффективности как формы государственного управления в таможенной сфере. В то же время эффективность таможенного контроля обуславливает эффективность иных направлений административной деятельности таможенных органов, что в совокупности обеспечивает качество исполнения всей системы функций таможенных органов в целом.
Административная деятельность таможенных органов по реализации таможенного контроля является, на наш взгляд, наряду с правоохранительной деятельностью составной частью административно-юрисдикционных мер административно-публичного обеспечения безопасности.
Таким образом, эффективность таможенного контроля неразрывно связана с обеспечением национальной и международной безопасности. Эффективность таможенного контроля выступает как фактор обеспечения безопасности. В свою очередь, обеспечение безопасности является базовым критерием эффективности таможенного контроля. В то же время, обеспечение безопасности можно по праву рассматривать в качестве целеполагающего принципа современного таможенного контроля, а также его цели в условиях евразийской экономической интеграции. Приоритетом таможенного контроля в современных условиях должно стать повышение уровня всех видов безопасности при совершении таможенных операций и достижение социально значимого результата в таможенной сфере.
Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Преступления в сфере таможенного дела и современное состояние использования специальных знаний при их расследовании Рыбалкина Е. О.1, Шевченко И. Н.2
‘Рыбалкина Елена Олеговна / Rybalkina Elena Olegovna — ассистент;
2Шевченко Инна Николаевна / Shevchenko Inna Nikolaevna — студент, направление подготовки: таможенное дело, кафедра социальных технологий, Институт управления Научно-исследовательский университет Белгородский государственный университет, г. Белгород
Аннотация: в данной статье рассмотрены теоретико-методологические вопросы по преступлениям в сфере таможенного дела и современное состояние использования специальных знаний при их расследовании. Проведен теоретический анализ состояния таможенной сферы. Проанализированы механизмы формирования знаний и навыков, используемых при расследовании преступлений в сфере таможенного дела. Ключевые слова: преступления, таможенное дело, знания.
В настоящее время демократизация общества и активное расширение ВЭД РФ содействуют повышению количества ее участников, а следовательно, отмечается увеличение преступности в таможенной сфере. Так по итогам работы за январь-сентябрь 2016 года, таможенными органами РФ возбуждено 1864 уголовных дела. Это на 15% больше, чем за январь-сентябрь 2015 года, где было возбуждено 1617 дел. ФТС России, МВД России, ФСБ России и другие государственные аппараты динамично принимают участие в подавлении преступлений в сфере таможенного дела, тем не менее криминогенная обстановка в данной области остается сложной .
В нынешний период законодательством в согласовании с Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделена категория правонарушений, подвластных таможенным органам, которые, как и науки уголовного права, приобрели наименование «преступления в сфере таможенного дела».
При совершении преступления в сфере таможенного дела влияние оказывается на нормативно-урегулированные принципы поведения субъектов взаимоотношений. Уклонение от технологических процессов совершения таможенных операций, сопряженных с помещением товаров под таможенные процедуры влечет за собой социально-небезопасные результаты. Так, в совершении преступления в сфере таможенного дела особо важны два момента. Во-первых, финансовая часть, отражающая масштабы причиненного ущерба социальным взаимоотношениям. Во-вторых, правовой момент, определяющий несоблюдение таможенного законодательства.
Таким образом, преступления в сфере таможенного дела допускается определить в отдельную независимую категорию преступлений, характеризующихся: высокой социальной угрозой, связанной с осуществлением ВЭД, наносящей большой ущерб работе таможенных организаций. Таможенные преступления определены в статьях 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ .
В настоящее время, преступления в сфере таможенного дела отличаются в обстоятельствах таможенного объединения, формулировка таможенного преступления в нынешний период представляется так. Таможенное преступление, представляющее собой виновно совершенное общественно опасное действие, запрещенное законодательством государств — членов ТС под угрозой наказания, в условиях реализации ВЭД, сопряженное с пересечением границы ТС либо государственной границы РФ и существенно нарушающее работу таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством государств — членов ТС.
Одновременно с этим преступления в сфере в таможенного дела принадлежат к группе тяжело раскрываемых . Проблемы в раскрытии и следствии преступления в сфере в таможенного дела, совершаемых в таможенной области, обусловлены последующими объективными условиями: высокой степенью их скрытности; кропотливой подготовкой к совершению правонарушения; трудностью приспособления совершения правонарушения.
Большая часть из отмеченных условий справедливо устранимы за расчетом перспектив применения достижений техники в процессе раскрытия и следствия правонарушений, что обычно соединяется со способностями применения особых познаний с определенной целью.
Преступления в сфере в таможенного дела связаны с контрабандой, недостоверным декларированием товаров и транспортных средств. Должностные лица таможенных органов, осуществляющие таможенный контроль и расследование согласно установленному порядку, нередко привлекают сотрудников экспертно-криминалистических служб ФТС России.
Практическая деятельность говорит, что при анализе определения и сути специальных знаний следует отталкиваться от того, что они обязаны толковаться в узком и широком значении. В широком — специальные знания смогут понадобиться в разных моментах отыскивания правды, равно как в криминальном, так и в судопроизводстве. В узком значении познания более популярны в выявлении и расследовании преступлений в сфере в таможенного дела.
Так, применительно к расследованию, осуществляемому таможенными органами, нерешенными являются вопросы правовых основ и форм использования специальных познаний на стадии возбуждения уголовного дела: допустимости производства судебных экспертиз, возможностей использования заключений экспертов, полученных в рамках таможенного контроля, административного расследования, оперативно-розыскной деятельности .
Таким образом, ввиду рассмотренных изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, полномочия таможенных органов как органа дознания, существенно сократились, но их и в настоящее время вполне достаточно для выявления и пресечения преступлений в таможенной сфере и влияния на соблюдение участниками ВЭД таможенного законодательства ТС.
Литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). // Собрание законодательства РФ. № 50, 2010. Ст. 6615.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-Ф3 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ. вступившими в силу с 20 июля 2016 года. М.: Проспект, 2016 г.
3. Иванова С. Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России / Иванова С. Ю. // Ульяновск, 2000.
Планирование работы по борьбе с таможенной преступностью
Дзык Е. О.
Дзык Екатерина Олеговна / Екук ЕкМвтта О^оупа — студент магистратуры, юридический факультет,
Санкт-Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассмотрена одна из важнейших мер совершенствования противодействия таможенным преступлениям — планирование работы по борьбе с таможенной преступностью.
Ключевые слова: планирование, криминологическое планирование, таможенные преступления, программирование.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с таможенной преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально -экономического планирования.
Планирование — это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.