При проведении

При проведении

I_

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

Б.Я. ГАВРИЛОВ,

заведующий кафедрой управления органами расследования преступлений, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

(Академия управления МВД России)

Проверочная закупка и оперативный эксперимент: грань между оперативно-разыскным мероприятием и провокацией преступления

В статье рассмотрены вопросы использования в процессе доказывания результатов оперативно-разыскной деятельности, законность проведения сотрудниками правоохранительных органов оперативно-разыскных мероприятий, таких, как проверочная закупка и оперативный эксперимент, неправильная реализация которых зачастую приводит к провокации преступлений. Автор приводит результаты собственных исследований.

Доказательства, оперативный сотрудник, оперативно-разыскное мероприятие, проверочная закупка, оперативный эксперимент, провокация преступления.

Статья 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает возможность применения в доказывании по уголовному делу данных, полученных в ходе оперативно—разыскных мероприятий, среди которых в практической деятельности органов предварительного следствия и органов дознания наиболее часты проверочная закупка и оперативный эксперимент, предусмотренные ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» . При этом их использование допускается, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Эти требования изложены в ст. 74 УПК РФ «Доказательства» и определяют в качестве доказательств любые сведения, на основе которых орган предварительного расследования, прокурор и суд в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, устанавливают наличие или отсутствие события преступления, виновность лица

в его совершении и т. д. Полученные данные подвергаются проверке, в частности, с целью установления источника получения доказательств, а также их допустимости и достоверности.

Различные аспекты проблем использования результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании по уголовным делам подробно изложены в многочисленных научных публикациях , комментариях к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» и монографических исследованиях .

Непосредственно порядок предоставления результатов оперативно-разыскной деятельности следователю, дознавателю и в суд регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-разыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17 апреля 2007 г. и особых сложностей в правоприменительной деятельности не вызывает.

Одновременно актуальной проблемой теории и практики оперативно-разыскной деятельности является определение (в первую очередь, с правовой точки зрения) допустимых пределов процедуры реализации оперативной информации с тем, чтобы действия оперативных сотрудников не превратились в провокацию преступления, а результаты оперативно-разыскной деятельности могли быть использованы в доказывании при производстве по уголовным делам.

Постановлением Европейского Суда по правам человека, вынесенным по жалобе Г.А. Ваньяна к Российской Федерации 15 декабря 2005 г., установлено нарушение

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

положений ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в части необоснованного привлечения указанного гражданина к уголовной ответственности и последующего его осуждения в результате провокации преступления, совершенной сотрудниками органов внутренних дел.

Сотрудники милиции Е. Ф. и М. Б. предложили О. З., известной им как лицо, употребляющее наркотики, принять участие в проверочной закупке в целях установления сбытчика наркотических веществ. Получив согласие О. З., сотрудники милиции выдали ей определенную сумму денег, необходимую для покупки наркотиков, и 2 июня 1998 г. она позвонила Г.А. Ваньяну с просьбой продать ей наркотические средства. Придя на место встречи, под наблюдением сотрудников милиции О. З. передала 200 руб. Г.А. Ваньяну в обмен на упаковку героина, после чего подала сотрудникам милиции знак о том, что получила наркотики. При задержании сотрудники милиции у Г.А. Ваньяна изъяли еще одну упаковку героина.

Люблинский районный суд Москвы 2 апреля 1999 г. приговорил Г.А. Ваньяна к семи годам лишения свободы за незаконное приобретение и сбыт наркотических веществ в крупном размере. По протесту заместителя председателя Верховного Суда РФ после обращения Г.А. Ваньяна с жалобой в Европейский Суд президиум Московского городского суда изменил приговор, переквалифицировал действия указанного гражданина по ч. 1 ст. 228 УК РФ, сократил срок лишения свободы до двух лет и освободил его от отбытия наказания в связи с актом об амнистии.

В жалобе, поданной в Европейский Суд Г.А. Ваньян указал, что Люблинским районным судом была нарушена ст. 6 Европейской конвенции, поскольку преступление, за которое он осужден, спровоцировано сотрудниками милиции, и его осуждение основывалось на свидетельских показаниях задержавших его сотрудников милиции и О. З., которая действовала по их указанию. Европейский Суд признал факт нарушения ст. 6 Европейской конвенции, указав в своем постановлении, что «если действия тайных агентов направлены на подстрекательство преступления и нет оснований полагать, что оно было бы совершено без их вмешательства, то это … может быть названо провокацией». Таким образом, Европейский Суд констатировал, что по данному делу нет свидетельств тому, что до привлечения к проверочной закупке О. З. у милиции были основания подозревать заявителя в распространении наркотиков.

Согласно ст. 46 Европейской конвенции решения Европейского Суда являются обязательными. Одним из обязательств, которое вытекает из приведенного судебного решения, является принятие мер, направленных на предотвращение подобных нарушений в будущем. В качестве таких мер, на наш взгляд, могут служить: во-первых, анализ правомерности действий сотрудников правоохранительных органов при осуществлении отдельных оперативно-разыскных мероприятий и дача соответствующих рекомендаций; во-вторых, разработка законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность за провокацию преступления; в-третьих, уточнение определений понятий «проверочная закупка» и «оперативный эксперимент» в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности».

С учетом решения Европейского Суда по жалобе Г.А. Ваньяна Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 15 июля 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» отметил, что результаты оперативно-разыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния .

В вопросе использования в процессе доказывания результатов оперативно-разыскной деятельности наибольшую дискуссионность вызывает законность проведения сотрудниками правоохранительных органов таких оперативно—разыскных мероприятий, как проверочная закупка, а также оперативных экспериментов, неправильная реализация которых зачастую приводит к провокации преступлений .

Исследование вопроса правового регулирования оперативного эксперимента осложнено тем, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», во-первых, отсутствует его определение, во-вторых, должным образом не регламентированы процедурные элементы порядка проведения данного оперативно-разыскного мероприятия. Это обстоятельство нередко влечет превышение должностными лицами оперативных подразделений правоохранительных органов своих полномочий при про-

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

ведении данного оперативно-разыскного мероприятия.

При разработке понятия «оперативный эксперимент» необходимо учитывать и требования международных правовых актов. Так, согласно ст. 26 рекомендательного законодательного акта «О борьбе с организованной преступностью», принятого постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ 2 ноября 1996 г. , оперативный эксперимент — это воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершения необходимых опытных действий в целях пресечения преступления, выявления лиц, его готовящего или совершающего, а также проверка и оценка собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых данных о противоправной деятельности.

По мнению ряда российских ученых , суть и природа оперативного эксперимента заключаются в активном наблюдении за поведением лица — объекта оперативной заинтересованности — в управляемых или контролируемых условиях или проведении иных опытных действий для получения оперативно значимой информации, которой проверяются и уточняются имеющиеся сведения о вероятной подготовке или совершении тяжкого (особо тяжкого) преступления. В.В. Николюк оперативный эксперимент определяет как способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений .

Оперативный эксперимент, по нашему мнению — это, в первую очередь, активные действия оперативных сотрудников правоохранительных органов по наблюдению и контролю за преступлением, совершаемым (подготавливаемым) наблюдаемым лицом добровольно, помимо воли наблюдателей, в целях его пресечения и раскрытия. Понятие оперативного эксперимента может включать и создание условий, при которых лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, без постороннего воздействия может проявить намерения к совершению, либо начать действия по его совершению, а также обнаружить причастность к совершенному преступлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при проведении проверочной закупки и оперативного эксперимента инициатива на совершение преступления должна исходить только от объекта оперативно-разыскного мероприятия, а не

от должностных лиц правоохранительного органа. В противном случае побуждение к преступным действиям или вовлечение лица в совершение преступления с целью его дальнейшего разоблачения, если у такого лица отсутствовал умысел на совершение преступления, по нашему мнению, должны быть признаны провокацией преступления.

Отметим, что в целях предотвращения совершения при проведении оперативного эксперимента или проверочной закупки сотрудниками полиции противоправных действий в виде провокации преступления и тем самым недопущения привлечения невиновных лиц к уголовной ответственности необходимо, в первую очередь, законодательно регламентировать определения понятий «проверочная закупка» и «оперативный эксперимент» как оперативно—разыскных мероприятий, установить алгоритм действий оперативных сотрудников при их реализации путем внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также предусмотреть в УК РФ уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность за провокацию преступления.

Список литературы

1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

2. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147.

3. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.

5. Волженкин Б.В. Допустима ли провокация как метод борьбы с коррупцией? // Российская юстиция. 2001. № 5.

6. Трошев С.Л. Некоторые аспекты правовой характеристики оперативного эксперимента / Проблемы теории и практики оперативно-

ISBSiNJ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

розыскной деятельности: сб. науч. тр. М., 2002.

Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: монография. М., 2010. Европейский Суд по правам человека в Российской Федерации: постановления и решения: в 3 т. 2005. Т. 2.

Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика. СПб., 2006.

. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. М., 2006.

12. Программа модельного законотворчества в Сотрудничестве независимых государств на 1996-1998 годы. СПб., 1997.

13. СеменцовВ.А., СафоновВ.Ю. Правовые предпосылки и этапы реализации оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве: монография. Екатеринбург, 2006.

14. Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: методич. пособие. М., 2000.

E-mail: profgavrilov@yandex.ru

М.А. ГРОМОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

профессор, доктор юридических наук (Академия управления МВД России)

Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях

В статье рассматриваются проблемы обеспечения готовности сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях, а также основные направления и виды обеспечения готовности, даются определения понятий «готовность», «обеспечение готовности».

Особые условия, чрезвычайные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, правовой режим, готовность, обеспечение готовности.

Под особыми условиями в деятельности органов и подразделений МВД России понимаются специфические условия их функционирования в чрезвычайной обстановке в следующих ситуациях:

— при обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, биолого-социального или техногенного характера (ЧС);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— при решении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств социально-политического и криминального характера (ЧО);

— при обеспечении правового режима контртеррористической операции (КТО),

участии в ее организации и проведении, а также при введении особых правовых режимов чрезвычайного положения (ЧП), военного положения (ВП), ведении гражданской и территориальной обороны и обеспечении мобилизационной готовности;

— при реальных угрозах безопасности (личности, обществу и государству), значительного материального и морального ущерба, людских потерь;

— при возникновении таких угроз, которые способны оказать существенное влияние на жизнедеятельность населения, функционирование органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, в частности органов и подразделений МВД России;

— при возникновении ситуаций, в целях предотвращения которых требуется принятие адекватных чрезвычайных мер, в частности задействование государственных систем предупреждения, предотвращения, пресечения, ликвидации последствий и минимизации ущерба, создание специальной системы управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи),

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов.

Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом.

Порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 631 «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов».

Таким образом, организатор совместных торгов вправе осуществлять размещение заказа путем объединения в один лот потребности нескольких государственных, муниципальных заказчиков, а также заключать по результатам таких торгов несколько государственных, муниципальных контрактов, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных правовых актов.

Дополнительно ФАС России сообщает, что при размещении заказа путем совместных торгов, организатор торгов устанавливает начальную (максимальную цену) для каждого из заключаемых контрактов, а также указывает общую цену таких контрактов, которая подлежит снижению в результате проведения торгов.

После определения победителя торгов, заказчик рассчитывает коэффициент снижения общей цены контрактов к начальным (максимальным) ценам государственных (муниципальных) контрактов, установленных в документации о торгах. При этом общая итоговая стоимость заключаемых контрактов должна соответствовать предложению о цене контракта победителя торгов.

ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Проанализируем типичные ошибки, которые допускаются в различных регионах РФ при проведении ОРМ.

Ошибка 1

Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа или его заместителем, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника» начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п. Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.

Ошибка 2

В названном постановлении не указываются основания для проведения ОРМ (ст. 7 Закона об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении. Разновидности ошибки:

1) в описательной части постановления указано:

«Гр-ка М. занималась сбытом героина». Нет указаний на формальные признаки противоправного деяния, в данном случае — преступления; 2) оперативный работник в своих свидетельских показаниях на следствии и в суде не может пояснить, какие сведения, из каких источников и когда им полученные стали основанием для проведения ОРМ. В итоге защитник заявляет что решение о его проведении принята в отсутствие предусмотренных законом оснований; основания появились позднее и т. л.

Ошибка 3

К участию в проверочной закупке на разных ее стадиях привлекаются лица, которых называют «понятыми». Однако, законодательство об ОРД не предусматривает обязательного участия в проведении ОРМ лиц поименованных таким образом. Вместе с тем, в пп. 4 и 5 Инструкции «0 порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств…» от 9 ноября 1999 г, дается указание, что изъятие наркотиков, в том числе и в порядке, предусмотренном Законом об ОРД, производится в присутствии не менее двух понятых. Обратим внимание, что речь идет только об изъятии и только наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, Нет правовых доводов в пользу необходимости участия «понятых» — на других мероприятиях в рамках проверочной закупки (вручение денег, вручение технических* средств и т. п.). Но есть доводы тактические» С одной стороны, участие «понятых» часто становится «ахиллесовой пятой» стороны обвинения. На судебное следствие они не являются, меняют показания или забывают их, устанавливается их заинтересованность. Часто недобросовестные оперативные работники используют своих знакомых, студентов-практикантов, не аттестованных работников тех же подразделений (секретари, уборщицы и т.д.). В результате вместо усиления доказательственной базы стороны обвинения эти «понятые» часто ее ослабляют.

Ошибка 4

В документах, составляемых по результатам ОРМ, часто допускаются ошибки в названии оперативно-розыскного мероприятия. Встречаются названия «проверочная покупка», «контрольная закупка», «закупка наркотиков под контролем» и т. п. Между тем Законом об ОРД (п. 4 ч. 1 ст. 6) предусмотрено ОРМ с названием именно «проверочная закупка». Иное наименование является нарушением закона, могущим повлечь признания всех полученных доказательств недопустимыми.

Ошибка 5

Сначала проводится проверочная закупка наркотических средств, а по ее результатам при изобличении наркоторговца составляется протокол об административном правонарушении с изъятием наркотиков и денежных купюр.

Проверочная закупка как ОРМ, направленная на выявление преступления, не может завершаться документированием, административного правонарушения. Правда, Закон об ОРД позволяет проводить это ОРМ для выявления не только преступного, но и иного противоправного деяние. Но тогда и в постановлении о проведении проверочной закупки в качестве основания ее проведения следует указывать признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного конкретного административного правонарушения (ст. 6.8 КоАП). Однако такого рода практики мы не встречали.

Ошибка 6

Между тем указанное законодательство не содержит соответствующих данному случаю оснований. Например, в Законе об ОРД нет такого вида ОРМ, как досмотр, право на досмотр не включено в ст. 15 Закона. Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции (в ред. от 8 декабря 2003 г.) позволяет проводить досмотр только в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В предшествующей редакции этой нормы закона работникам милиции предоставлялось право производить личный досмотр лиц «… в порядке, установленном федеральным законом».

Итак, изъятие (а не досмотр) предметов, веществ и документов, в том числе наркотических средств и помеченных денежных купюр, может производиться в рамках: 1) осмотра места происшествия; 2) освидетельствования; 3) выемки; 4) обыска;5) личного обыска; 6) «просто» в рамках специального вида ОРМ «проверочная закупка» со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст.15 Закона об ОРД — право изымать (но не досматривать!) при проведении ОРМ предметы, материалы и сообщения; 7) специального вида ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» (п.3 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) и др. При этом до возбуждения уголовного дела изъятие возможно в рамках действий, указанных в пп. 1, 2,6, 7.

Многие тяжкие преступления раскрываются не следователями, а сотрудниками органов ОРД. Но проведение ОРД сопряжено со столь глубоким вторжением государства в частную жизнь граждан, что ставится под сомнение сама возможность использования некоторых методов оперативной работы. Стали уже почти тенденцией все большее ограничение конституционных прав граждан при проведении ОРД, легализация, укрепление и расширение органов ОРД, оснащение их современной техникой.

Прослушивание телефонных и иных переговоров, вскрытие и осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, вхождение в жилище без согласия проживающих в нем лиц и установка там аудио- и видеоаппаратуры, наблюдение за жилищем на расстоянии путем считывания аудиоинформации с вибрирующего стекла и т.д. – все эти и другие подобные приемы ОРД до начала 90-х годов регламентировались секретными инструкциями КГБ, о которых граждане не знали. Законом РФ от 13 марта 1992г. «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» они были легализованы. Право проведения ОРД получили в пределах своей компетенции большое количество органов.

Принятие Конституции РФ выявило некоторое несоответствие отдельных положений ОРД основному закону. Поэтому в 1995г. возникла необходимость внесения изменений и дополнений в закон об ОРД. Если ранее закон был ориентирован преимущественно на сферу борьбы с преступностью, то теперь в число его главных задач включены также обеспечение военной, экономической и экологической безопасности.

Дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). В него включены: оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Такими дополнениями российские оперативные службы получили возможность применять на законных основаниях тактические ловушки, открывать мнимые предприятия и фирмы, проводить новые виды оперативно-розыскных мероприятий. Четче сформулированы основания проведения ОРМ. Под судебный контроль поставлены ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния.

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Принцип конспирации означает необходимость использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Сведения об используемых или использованных при проведении ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД составляют государственную тайну. К государственной тайне также отнесены сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группировки; о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе; об организации и тактике проведения ОРМ.

При проведении ОРД проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Опрос – специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Допускается только при добровольном согласии граждан на беседу. Опрос может проводиться в любом месте. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Сотрудник ОВД, проводя опрос, имеет право скрывать истинные цели опроса либо свою профессиональную принадлежность. Опрос может носить конфиденциальный характер. Если просьба о сохранении конфиденциальности поступила от опрашиваемого, то сотрудники правоохранительных органов обязаны сохранить в тайне источник информации. Такие лица не могут впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля. Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной), либо рапортом (справкой) должностного лица. Рапорт, содержащий секретную информацию не может приобщаться к материалам уголовного дела.

Наведение справок – это сбор сведений о лицах, причастных к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации о биографии проверяемого, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных. Для наведения справок используются информационно-поисковые системы органов внутренних дел, а также любых других государственных учреждений и организаций. Результаты получения документов оформляются рапортом или справкой должностного лица. При получении сведений, имеющих значение для предварительного и судебного расследования, рапорт передается лицу, в чьем производстве находится уголовное дело.

Сбор образцов для сравнительного исследования – действия, направленные на получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего изучения, описания, сравнения с ранее добытыми аналогами (следами, предметами, текстом, фото, жидкостями, продуктами, сырьем и т.д.) путем изъятия указанных объектов, фотографирования, дактилоскопирования, звукозаписи, а также посредством проверочной закупки. Сбор образцов может осуществляться гласно, негласно, либо зашифровано. Результаты сбора образцов оформляются справкой, составляемой исполнителем мероприятия. К ней прилагаются в упакованном виде полученные образцы.

Проверочная закупка – один из методов сбора образцов для сравнительного исследования, применяемых оперативными подразделениями в тех случаях, когда с помощью данного ОРМ можно получить данные или доказательства, свидетельствующие о противоправной деятельности объектов ОРМ. Проверочная закупка предполагает приобретение у объекта ОРД предметов, веществ и т.п., подтверждающих факт конкретного правонарушения, в том числе необходимых для сравнительного исследования. Приобретение объектов-носителей информации посредством проверочной закупки, может осуществляться в различных формах договора купли-продажи (устной или письменной). Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, в негласной или зашифрованной форме. Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя, с последующим объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии. Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия, а по результатам закупки составляется справка.

Исследование предметов и документов – это не процессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате ОРМ. Является оперативно-розыскным аналогом заключения эксперта в уголовном процессе. Исследование проводится втайне, по поручению органов, осуществляющих ОРД, экспертно-криминалистическими службами правоохранительных органов. Проводить исследования можно и в тех случаях, когда состояние подлежащих изучению объектов, являющихся возможными источниками доказательств, не будет качественно изменено, а временное их отсутствие не будет обнаружено лицом, у которого они изъяты. Итоги исследования оформляются соответствующими документами и могут быть представлены следователю или судье.

Наблюдение – негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий преступления и похищенного имущества. Наблюдение может быть физическим (визуальный способ слежения), электронным (технический) либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых. В процессе наблюдения фиксируются в хронологическом порядке все передвижения, действия и контакты лица в определенном промежутке времени. Наблюдение – ОРМ ограниченного использования. Оно может осуществляться по решению руководителя оперативного аппарата УВД субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, т.е. технический способ слежения, используются только для решения задач ОРД.

Отождествление личности – это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности, либо находящихся в розыске, заключающийся в не процессуальном опознании личности по признакам внешности, голосу, запаху, а также с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетах ГИЦ, ИЦ, а также в экспертно-криминалистических коллекциях и картотеках ЭКЦ и ЭКЛ. Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно-тактических формах, с использованием различных средств оперативно-розыскной деятельности. Факт его проведения сохраняется в тайне от опознаваемого. Одной из форм является визуальное отождествление личности подозреваемого потерпевшим, очевидцами по имеющимся в ОВД фото- и видеоучетам. Отождествление осужествляется также в процессе поиска подозреваемого с участием потерпевших и очевидцев в местах его вероятного появления. Результаты оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением гражданина при его согласии, опознавшего данное лицо. Отождествление может проводится с использованием служебно-розыскной собаки.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения задач ОРД. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководителем оперативного аппарата УВД субъекта РФ. Негласное обследование ведут специальные оперативно-технические подразделения ОВД с участием инициаторов мероприятия. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования. Результаты оформляются справкой оперативного работника либо актом должностного лица других ведомств, проводивших обследование.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных отправлений – это разведывательный способ, свойственный только ОРД правоохранительных органов, а также оперативной деятельности спецслужб, получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений. Перлюстрация (вскрытие и просмотр без ведома адресата) корреспонденции – мероприятие ограниченного использования, т.к. оно вторгается в сферу конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Контролю подвергается корреспонденция, поступающая в конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого ОРМ допускается только на основании судебного решения. Проводит мероприятие только ФСБ РФ. Цензура корреспонденции осужденных – это разновидность контроля почтовых отправлений. Она представляет собой организуемый согласно уголовно-исполнительному законодательству контроль за корреспонденцией осужденных.

Прослушивание телефонных переговоров – это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по линиям телефонной связи. Прослушивание осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД и ФСБ. Прослушивание является мероприятием ограниченного применения и может осуществляться только на основании судебного решения. Прослушивание может проводиться в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При наличии заявления или письменного согласия лица допускается прослушивание и без судебного решения. В этом случае прослушивание проводится на основании постановления руководителя ОВД с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. Прослушивание сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Результаты оформляются справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

Съем информации с технических каналов связи – это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

Оперативное внедрение – способ получения информации путем установления доверительных отношений между штатными негласными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД или лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе и лицами, подозреваемыми в преступлениях, совершаемых организованными преступными группами. Оперативными работниками могут в целях конспирации использоваться документы, зашифровывающие их личность, а также ведомственную принадлежность предприятий, транспортных средств. Лица, внедренные в преступные формирования могут имитировать преступную деятельность, при этом допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления и в порядке, предусмотренном планом операции.

Контролируемая поставка – осуществляемое перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом осуществлять ОРД, товаров и предметов в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.

Оперативный эксперимент – способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий, воспроизведения обстановки, иных обстоятельств подготовки совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а также выявления и установления лиц, причастных к преступлениям, в целях проверки и оценки собранных или получения новых данных об обстоятельствах совершения преступления, а также причастных к нему лицах. Условия эксперимента не должны провоцировать, подталкивать лицо к совершению преступления. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок». Оперативный эксперимент проводится не только в отношении «прошлого» деяния, для его проверки, но и с совершением проверяемым лицом противоправных действий. В последнем случае проводится фиксация хода и результатов оперативного эксперимента на кино-, фото-, видео-, аудиопленках и др. В этом отличие оперативного эксперимента от следственного, предусмотренного УПК РФ. Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству. При проведении эксперимента не допускается какое-либо подстрекательство или же содействие совершению преступления. Эксперимент проводится по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Организация и тактика проведения ОРМ определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также тех возможностей, которыми они располагают. ОРМ носят негласный характер, поэтому вопросы организации и тактики освещаются в специальной закрытой литературе.

Существуют общие правовые требования, относящиеся ко всем ОРМ:

1) ОРМ должны быть направлены исключительно на решение задач ОРД. Не допускается проведение ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения.

2) В ходе ОРМ допускается использование только тех технических средств, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей, не причиняют вреда окружающей среде.

3) Результаты ОРМ подлежат документированию, т.е. отражаются в специальных документах (их вид и форма определяются ведомственными нормативными актами).

4) ОРМ могут проводиться в отношении любого лица, находящегося на территории РФ, независимо от его пола, национальности, гражданства, имущественного, должностного и социального положения и т.д.

Основаниями для проведения ОРМ являются:

· Наличие возбужденного уголовного дела;

· Получение органами ОРД информации о подготовке, совершении либо совершенном преступлении, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела;

· Поручение органа предварительного расследования или суда, а также иных органов, осуществляющих ОРД;

· Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;

· Запросы международных правоохранительных органов.

Кроме этого, органы ОРД вправе собирать информацию в отношении конкретного лица, для принятия решения:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к особо значимым общественным работам, представляющим повышенную опасность для общества и экологии;

3) о допуске к участию в ОРД;

4) об установлении с лицом отношений сотрудничества при проведении ОРМ;

5) по обеспечению безопасности органов ОРД;

6) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

На территории РФ право осуществлять ОРД представляется следующим органам:

· Органам внутренних дел РФ;

· Органам федеральной службы безопасности РФ;

· Органы федеральной службы охраны;

· Таможенные органы;

· Служба внешней разведки;

· Органы службы исполнения наказаний;

· Органы по контролю за оборотом наркотических средств.

Основными задачами:

— Реализация мер обеспечения собственной безопасности в подразделениях, находящихся в оперативном обслуживании, предотвращение проникновения в них лиц, преследующих противоправные цели.

— Противодействие коррупции в системе МВД России, разработка и реализация мер по вопросам деятельности оперативно-розыскной части в подразделениях, находящихся в оперативном обслуживании.

— Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками подразделений, находящихся в оперативном обслуживании.

— Организация государственной защиты и участие в обеспечении безопасности сотрудников, гражданских служащих и их близких.

— Профилактика в пределах компетенции правонарушений сотрудников, гражданских служащих и работников подразделений, находящихся в оперативном обслуживании, выявление и устранение условий, способствующих их совершению.

— Организация деятельности структурных подразделений УМВД России по Оренбургской области, подчиненных ему территориальных органов, а также подразделений и организаций, созданных для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Оренбургской области, по защите их от дискредитации.

Контакты

Город Оренбург, улица Комсомольская, дом 49, индекс: 460000 (юридический адрес);

Город Оренбург, проспект Парковый, дом 6, индекс: 460000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *