Приказ 229

Приказ 229

Содержание

История и современные подходы к организации профессионального гигиенического обучения и аттестации должностных лиц и работников в Липецкой области в 1998-2012 г.г.

В 1998 году Липецкий базовый медицинский колледж (ЛБМК), ФГУ Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) в Липецкой области и ГУ ЦГСЭН в г. Липецке организовали курсы профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций на базе ЛБМК, имеющего лицензию на право образовательной деятельности. Был составлен договор о совместной деятельности между ЛБМК, ЦГСЭН в Липецкой области и ЦГСЭН в г. Липецке от 25.02.98г. В 2006 г. этот договор был пролонгирован. С 2002 года проводится профессиональное гигиеническое обучение и аттестация руководителей малого и среднего бизнеса и юридических лиц по 14 часовой программе. Обучение проводилось на базах Липецкого и Елецкого медицинских колледжей, имеющих лицензию на право образовательной деятельности.

Первые занятия были проведены Левобережным ЦГСЭН г. Липецка отделением гигиены питания для работников столовых завода «Стинол» (256 чел.), а в течение декабря 1998г. удалось организовать и направить поток слушателей в ЛБМК (первые занятия в колледже состоялись 09.12.98г.).

В начале работы курсы не имели постоянных аудиторий, занятия проводились в свободных аудиториях колледжа, если таковых не было, то в рекреациях колледжа, в ПТУ №10 (по договоренности руководителей ЛБМК и ПТУ), в ЦГСЭН, на предприятиях. Имелись немалые трудности в комплектации групп, которая могла быть от 10 до 60 человек, т.к. для обучения был выделен 1 день в неделю, наплыв слушателей происходил стихийно, и не хватало преподавателей. Обучение проводилось по единой очно-заочной программе — по гигиене питания (10ч.).

Преподавателями, согласно договору о совместной деятельности, могли быть только действующие работники ЦГСЭН (врачи и помощники санитарных врачей). На курсы их принимали по совместительству, с оплатой на договорной основе.

Не секрет, что с 1971г. гигиеническое обучение входило в обязанности специалистов санэпидслужбы и представляло собой вводный санитарный инструктаж, который проводился на предприятиях. Но, оказавшись в образовательной системе, работники ЦГСЭН столкнулись с немалыми трудностями. Если ранее они делали упор на содержании материала, абсолютно не владея основами педагогики, зачастую не владея лексическими нормами языка, то для работы в ЛБМК требовался новый более высокий качественный уровень проведения занятий. Врачи-преподаватели оказались в затруднительных обстоятельствах — проводить качественно занятия, не имея педагогических навыков в большой, плохо управляемой аудитории чрезвычайно трудно. Слушатели не были готовы к продолжительным занятиям, не имели принадлежностей для записей, бурно протестовали против проведения экзамена.

Отсутствовали технические средства обучения, аудиовизуальная аппаратура. В основном занятия проходили в форме лекций, что затрудняло восприятие материала, особенно взрослыми людьми.

Менее опытным преподавателям требовалась помощь в определении содержания, форм, методов и средств обучения. Так как в то время курсы не имели штатного методиста, то эту работу взяли на себя базовые методисты колледжа. Они провели ряд семинаров для преподавателей курсов, разработали методические рекомендации по подготовке и проведению лекций, методическое пособие «Как подготовиться к выступлению», минимум для учителя «Говорите правильно» и раздали каждому преподавателю для самостоятельного изучения.

Результатом работы курсов гигиенического обучения на период 1997 — 2000гг. стало увеличение числа обученных работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей; коммунальным и бытовым обслуживанием населения в 68 раз!

За годы работы курсы гигиенического обучения приобрели четкую структуру образовательной деятельности и согласно разработанной программе развития приобрели статус Центра профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций.

С 2001 года введено первичное обучение лиц, вновь принятых на работу и повторное, имеющих большой стаж работы.

С 2000 года через современный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» налажена централизованная поставка и реализация на объектах нормативно-методической документации, личных медицинских книжек и санитарных паспортов на автотранспорт.

Все специалисты учреждений Роспотребнадзора, работающие на курсах прошли специальную последипломную подготовку в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова и получили сертификаты по специальности «Гигиеническое воспитание»

С октября 2007 года «Центр профессиональной и гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций», при ГОУ СПО «Липецкий медицинский колледж», реорганизован в самостоятельный ООО «Учебно-консультационный Центр гигиенического обучения».

В состав Центра вошли 12 штатных специалистов в лице:

  • директора;
  • зав. учебной частью;
  • руководителей отделений;
  • преподавателя;
  • главного бухгалтера;
  • бухгалтера;
  • секретаря учебной части;
  • дежурного администратора;
  • документоведа;
  • зав. хозяйством;
  • обслуживающий персонал.

В Центре работают преподавателями-почасовиками и преподавателями-организаторами 110 человек. Среди них 2 доктора, 11 кандидатов медицинских, 6 Заслуженных врачей РФ.

Центр имеет собственное здание, занятия проводятся в четырех учебных аудиториях на 128 посадочных мест, все они оснащены мультимедийными видеопроекторами, жидкокристаллическими телевизорами для презентационного и видео показа.

За 2008-2012г.г.подготовлено 5 тематических видеофильмов по формированию здорового образа жизни, которые успешно используются при проведении занятий.

Оформление финансовой документации осуществляется через централизованную бухгалтерию Центра.

Центр заключает договора с юридическими и физическими лицами на проведение гигиенического обучения. Ведется журнал договоров.

Преподаватели, из числа специалистов Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», ведут классные журналы, ведомости обучаемых, которые сдают в бухгалтерию до 25 числа следующего за отчетом месяца, периодически обновляют методические папки и презентационные материалы по разделам гигиены. Каждый преподаватель имеет личную печать, которой заверяет личную медицинскую книжку обучаемого в конце обучения.

Заработанная плата преподавателей осуществляется путем перечисления денежных средств на магнитные зарплатные карты или сберегательные книжки.

В Центре практикуется переоформление утерянных личных медицинских книжек по уважительным причинам (кража, непреднамеренная порча, отсутствие возможности считать действительной) с восстановлением голограмм за отдельную плату.

Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области и ФБУЗ «Центром гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» выпускается журнал СЭВ (санитарно-эпидемиологический вестник), на страницах которого освещаются вопросы, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, публикуется новая нормативная документация федерального и регионального уровня, рекламная продукция. Вышеуказанный журнал реализуется руководителям предприятий, организаций и учреждений при профессиональной гигиенической подготовке по 14 часовой программе.

Деятельность Центра осуществляется на основании:

  • — Федерального Закона № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.2,11,34,36.
  • — «Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.05г. №569
  • — Приказа Минздрава России № 229 от 29.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
  • — Постановления главы администрации Липецкой области № 139 от 27.08.02г. «О реализации Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Липецкой области методами и средствами гигиенического обучения и воспитания» и об усилении мер по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», которым утвержден «Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, подлежащих профессиональной гигиенической подготовки и аттестации».

Целями деятельности Центра являются:

  • — проведение гигиенического обучения декретированных контингентов с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Липецкой области;
  • — предупреждение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных и профессиональных заболеваний населения;
  • — улучшение санитарно-эпидемиологического состояния поднадзорных объектов, предупреждение нарушений санитарного законодательства;
  • — повышение санитарной культуры населения, формирование гигиенических знаний, умений и поведения, навыков здорового образа жизни у населения как важной предпосылки укрепления здоровья.

Предметом деятельности Центра является:

  • — профессиональная гигиеническая подготовка декретированных групп населения (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), а также в целях получения данными группами населения теоретических знаний в области профилактики инфекционных заболеваний, санитарного законодательства Российской Федерации и законодательства в области защиты прав потребителей;
  • — формирование гигиенических знаний, умений и поведения, навыков здорового образа жизни – как важной предпосылки укрепления здоровья;
  • — оказание консультационных услуг физическим и юридическим лицам, разработка и подготовка программ производственного контроля;
  • — консультационные и информационные услуги по вопросам гигиенического обучения и защите прав потребителей, распространение нормативной литературы;
  • — организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов;
  • — осуществление рекламной, издательско-полиграфической деятельности;
  • — осуществление других видов деятельности, не противоречащих законодательству России.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, Центр может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, то Центр в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Для достижения целей своей деятельности Центр может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству.

Центр осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем:

  • — проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан, как в России, так и за рубежом на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;
  • — выполнения работ, оказания услуг в кредит, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определенных договоренностью сторон;
  • — участия в деятельности других юридических лиц путем приобретения их акций, внесения паевых взносов;
  • — осуществления совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.

Финансирование Центра осуществляется за счет средств, полученных за организацию и проведение профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций. Полученные средства расходуются на:

  • — реконструкцию и оборудование здания Центра и прилегающей территории;
  • — на текущий ремонт и содержание коммуникаций, аудиторий, кабинетов Центра;
  • — приобретение необходимой мебели, оборудования, бланков, журналов, хозяйственных, канцелярских товаров;
  • — приобретение необходимой литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, ТСО и др.;
  • — разработку и размножение методических и наглядных пособий для преподавателей и слушателей;
  • — оплату труда преподавателей, преподавателей-организаторов, сотрудников Центра и вспомогательного персонала;
  • — на другие цели, способствующие реализации задач, стоящих перед Центром.

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится:

  • — на базе Центра;
  • — на базах предприятий и организаций, имеющих для обучения необходимые условия;
  • — на базах территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области».

В сравнении с 1998г. количество обученных в Центре значительно превышает количество слушателей на базах предприятий.

Планирование профессиональной гигиенической подготовки и аттестации населения производится на месяц и год, график обучения составляется на месяц.

Планы по проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций составляются руководителями отделений Центра совместно с отраслевыми преподавателями-организаторами и утверждаются Директором Центра, исходя из численности населения на подведомственной территории, подлежащего гигиеническому обучению в соответствии с приказом МЗ РФ № 229 от 29.06.2000 г. и Постановлением Главы администрации Липецкой области № 139 от 27.08.2002 г.

Периодичность обучения:

— для лиц, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясомолочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников — ежегодно — остальных категорий работников — 1 раз в 2 года

Расписание занятий составляется на месяц. Контроль за соблюдением расписания, выполнением педагогической нагрузки, качеством проводимых занятий осуществляют преподаватели-организаторы гигиенического обучения (по утвержденному графику) и руководителями отделений Центра.

Занятия проводятся преимущественно на базе Центра.

Слушателям сообщается по объявлению, в личной беседе или по телефону расписание занятий, форма оплаты и другие интересующие их сведения.

В день занятий в Центре прибывшие слушатели распределяются по аудиториям, проводится заполнение договоров, занятия, зачёт, оформление и выдача личных медицинских книжек.

На объектах занятия проводятся только при соблюдении следующих условий:

  • — предприятие заключает договор об обучении сотрудников, представляет список подлежащих обучению, заверенный руководителем, платёжное поручение, согласовывает с преподавателем — организатором расписание занятий. После проведения занятий преподаватель сдаёт все документы и личные медицинские книжки для оформления в Центр;
  • — оплата минимум за 20 чел (при меньшей группе действует договорная цена, и калькуляция составляется индивидуально);
  • — условия обучения, время для проведения занятий, явка слушателей обеспечиваются руководителем предприятия в полной мере.

Обучение в Центре проводится по разработанным и утвержденным Главными государственными врачами РФ и по Липецкой области программам гигиенического обучения и прилагаемым к ним сборникам методических материалов. Программы рассчитаны на специфику работы каждой профессиональной группы и включают в себя 4 обязательных раздела:

  • — основы санитарного законодательства;
  • — вопросы профилактики инфекционных заболеваний (включая модуль по профилактике гриппа, в том числе с пандемическим потенциалом);
  • — санитарные требования к устройству, оборудованию, содержанию объекта;
  • — формирование здорового образа жизни.

Большое значение в процессе обучения имеет итоговая аттестация, т.к. по своему существу она является экспертизой знаний. Отсутствие неаттестованных слушателей свидетельствует о формальном подходе к гигиеническому обучению.

Аттестация работников по результатам профессиональной подготовки проводится в форме:

  • — компьютерного тестирования (материал для программированного контроля знаний состоит из вопросов, составленных на основании программ гигиенического обучения и перечня ответов на каждый вопрос, из которых правильный один или несколько ответов);
  • — опроса с помощью тест-листов или собеседования (на предприятиях).

При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка об ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Не аттестованные работники направляются на повторную, профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее, чем через 1 неделю. Сведения о прошедших профессиональную гигиеническую подготовку вносятся в компьютерную программу для анализа, планирования и оценки охвата населения гигиеническим обучением.

Методическая база представлена комплексами программ (всего – около 90), методическими пособиями, учебно-методическими комплексами, различными таблицами, пластиковыми плакатами, слайдами, комплектами дидактических материалов, видео- и CD-фильмами, а также электронной базой слайдов для мультимедийных презентаций (порядка 1000 шт.)

В Центре разработана Инструкция по делопроизводству, должностные инструкции на штатных специалистов и преподавателей-почасовиков.

В организационную структуру, обеспечивающую деятельность Центра, входят: штатные специалисты Центра, отраслевые преподаватели-организаторы, преподаватели-почасовики.

Создан Координационный Совет из числа специалистов Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» и «Учебно-консультационного Центра гигиенического обучения» который:

  • — организует и направляет работу Центра на достижение указанных целей и выполнение поставленных задач;
  • — разрабатывает предложения по совершенствованию работы Центра и повышению качества проводимого обучения;
  • — корректирует план работы Центра и ежеквартально анализирует его деятельность;
  • — дает рекомендации по определению стоимости гигиенического обучения с учетом инфляции, по вопросам финансирования Центра;
  • — определяет кадровый состав преподавателей-организаторов и преподавателей-почасовиков Центра;
  • — участвует в решении насущных проблем организации работы Центра;
  • — проводит работу по усовершенствованию имеющихся, разработке и утверждению новых программ гигиенического обучения, сборников нормативных и методических материалов, наглядных пособий;
  • — организует обмен опытом по работе аналогичных Центров в РФ;
  • — привлекает для анализа, консультаций, подготовки и рассмотрении вопросов необходимых специалистов.

Ежемесячно анализируется работа по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц.

В 2004г. специалистами Центра проведен мониторинг организации занятий в медколледже и на предприятиях. Посещались занятия у всех преподавателей-почасовиков, проанализированы результаты экзаменов. Анализ результатов тестирования свидетельствовал о формальном подходе преподавателей-почасовиков к проведению лекций. Вопросы тестов с правильными ответами тщательно записывались слушателями под диктовку преподавателей-почасовиков, затем, пользуясь своими записями, аттестуемые с легкостью сдавали экзамен на «5». Не аттестованные отсутствовали.

За годы с 1997-2004г. тесты значительно устарели, возникла необходимость обеспечения курсов новыми тест-опросами. Требования к тестам часто искажались — тесты содержали менее 35 вопросов, вследствие чего уровень обученности не выявлялся. В настоящий момент заменены тесты для работников детских дошкольных и образовательных учреждений, парикмахерских, пищевой промышленности, водителей автотраспорта, работающих с вредными производственными факторами, работающих с ПЭВМ и др.

К сожалению, большинство преподавателей не сразу осознали важность овладения педагогическими умениями и навыками. Методы обучения не всегда соответствовали содержанию, специфике организации процесса обучения, качественному составу слушателей, тогда как их выбор и сочетание в значительной степени определяют эффективность процесса обучения (чаще это касается обучения на предприятиях). Большинство преподавателей не умели определить цель занятий и соответственно поставить ее перед аудиторией, не могли структурировать занятие. Безусловно, это снижало качество обучения.

В связи с этим для повышения профессиональной квалификации врачей-преподавателей были неоднократно организованы курсы усовершенствования. Так, в 2001г. на выездном цикле «Педагогика и психология» кафедры «Новых технологий обучения» СПбГМА им. И.И. Мечникова прошли подготовку 16 преподавателей.

На выездных сертификационных циклах Санкт-Петербургской госмедакадемии им. И.И. Мечникова в 2003г., 2004г., 2008-2010-11 г.г. подготовлено 186 преподавателей по специальности «Гигиеническое воспитание».

Организаторами гигиенического обучения используется опыт работы других регионов по вопросам организации и проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации декретированных контингентов.

В настоящее время большинство преподавателей используют в своей работе мультимедийные технологии, что значительно улучшает качество проведения занятий.

Работа Центра по совершенствованию педагогического процесса, внедрению новых технологий, в том числе тематические демонстрации фильмов для слушателей продолжается.

Качество обучения изучается методом анкетирования на объектах надзора в процессе проведения проверки объектов.

Вопросы организации и проведения гигиенического обучения в городах и районах области заслушиваются на Коллегиях Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и на аппаратных совещаниях у главного государственного санитарного врача по Липецкой области.

За 2000-2011г.г. в области прошли профессиональную гигиеническую подготовку 434424 человека:

За 2003-2011 г.г. 2643 руководителя предприятий, учреждений, организаций прошли профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, 90% из которых относятся к разделу гигиены питания. В последнее время стали практиковать проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации глав сельских администраций по 14 часовой программе, что позволяет расширить кругозор представителей местного самоуправления о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пока еще в области не удалось добиться полного охвата гигиеническим обучением таких контингентов как:

  • — работники библиотек;
  • — работники химчисток;
  • — работники пунктов по приему белья;
  • — сезонные иностранные рабочие;
  • — государственные служащие;
  • — часть работников торговли непродовольственными товарами (из-за отсутствия санитарных правил).

Таким образом, внедрение в Липецкой области системы профессиональной гигиенической подготовки декретированных контингентов и гигиенической аттестации руководителей позволяет определенным образом сдерживать негативные тенденции в состоянии здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни и способствовать «оздоровлению» среды обитания.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации

правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации

правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 федерального закона о трудовых пенсиях в российской федерации

перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и Месть месяцев

перечень утративших силу постановлений правительства российской федерации

СПИСОК ДОЛЖНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В СТАЖ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 10 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Наименование должностей

1. Директор (начальник, заведующий); заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; заведующий учебной частью; помощник директора по режиму; старший дежурный по режиму; дежурный по режиму; преподаватель; старший преподаватель; воспитатель; старший воспитатель; воспитатель-методист; организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми; мастер производственного обучения; учитель; учитель-логопед; логопед; инструктор слухового кабинета; учитель-дефектолог; руководитель физического воспитания: музыкальный руководитель; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки); руководитель допризывной подготовки молодежи; военный руководитель; социальный педагог; педагог-психолог; инструктор по труду; медсестра ясельной группы; педагог; родитель-воспитатель

Наименование учреждений

1.1. Общеобразовательные учреждения; школы всех наименований; лицей; гимназия; центр образования; кадетская школа; суворовское военное училище; нахимовское военно-морское училище; кадетский корпус; морской кадетский корпус

1.2. Общеобразовательные школы-интернаты:

школы-интернаты всех наименований; лицей-интернат; гимназия-интернат; школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; кадетская школа-интернат; интернаты при общеобразовательных школах

1.3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии; детский дом-школа; детский дом семейного типа

1.4. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:

санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа

1.5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии»i]»i]:

детский сад; начальная школа (школа) — детский сад; школа; школа-интернат; училище

1.6. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа: школа, в том числе коррекционная закрытого типа; училище, в том числе коррекционное закрытого типа

1.7. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

начальная школа (школа)-детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия

1.8. Дошкольные образовательные учреждения:

детские сады всех наименований; центр развития ребенка — детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли

1.9. Учреждения начального профессионального образования:

училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат; лицей

1.10. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат; технический лицей; музыкальная школа, в том числе музыкальная школа-лицей; художественная школа, в том числе художественная школа-лицей; школа-студия

1.11. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медикосоциального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

1.12. Другие образовательные учреждения для детей: межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат)

1.13. Учреждения социального обслуживания:

реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками

1.14. Учреждения здравоохранения:

дом ребенка, в том числе специализированный; детские санатории всех наименований:

для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Наименование должностей

2. Директор (начальник, заведующий); заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; преподаватель; тренер-преподаватель; старший тренер-преподаватель; тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре; старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре; педагог дополнительного образования.

Наименование учреждений

2. Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания)детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств; детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований.

ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 10 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по староста лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее именуется стаж работы), в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2872).

3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела Наименование должностей списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.11.14 раздела Наименование учреждений списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела Наименование должностей списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела Наименование учреждений списка.

4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

5. Периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела Наименование учреждений списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела Наименование учреждений списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

6. Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела Наименование учреждений списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

7. Работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела Наименование учреждений списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.

8. В стаж работы засчитывается:

а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1,1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.41.7, 1.9 и 1.10 раздела Наименование учреждений списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же ил и в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела Наименование учреждений списка, при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

б) выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.11.7, 1.9 и 1.10 раздела Наименование учреждений списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;

в) работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела Наименование учреждений списка за период до 1 ноября 1999 г.

9. Работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г.

10. Работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г.

11. Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела Наименование учреждений списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела Наименование учреждений списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела Наименование учреждений списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела Наименование учреждений списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела Наименование учреждений списка.

12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела Наименование должностей списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела Наименование учреждений списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в периоде! Ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела Наименование должностей и в пункте 2 раздела Наименование учреждений списка.

13. В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет):

общеобразовательные школы всех наименовании (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);

гимназия;

межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат);

школа-интернат;

детский сад;

ясли-сад (сад-ясли);

детские ясли;

техникум;

колледж;

училище;

лицей.

14. Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

15. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. № 229

«О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»

В соответствии со статьями 11 и 36 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (приложение 1).

1.2. Форму «Журнала регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций» (приложение 2).

1.3. Образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку (приложение 3).

2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) до 1 сентября 2000 г. разработать и утвердить дифференцированные программы профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, указанных в п. 1 настоящего приказа, а также необходимые методические материалы.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.

Министр здравоохранения Российской Федерации

Ю. Шевченко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2000 г.

Регистрационный № 2321

к приказу Минздрава РФ
от 29 июня 2000 г. № 229

Инструкция o порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по дифференцированным программам и методическим материалам, утвержденным Департаментом Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.

1. Профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью:

— для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников — ежегодно, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;

— для остальных категорий работников — 1 раз в 2 года.

Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязательная для лиц, впервые устраивающихся на работу, а также не прошедших очередную аттестацию, проводится:

— по очной форме (6 — 12 часовые программы);

— по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 4 часов;

— по заочной форме (самостоятельная подготовка по предлагаемым методическим материалам).

Профессиональная гигиеническая подготовка может проводиться:

— на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию указанных выше категорий работников;

— непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее десяти человек в группе).

2. Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — центры госсанэпиднадзора) в форме собеседования или тестового контроля.

Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.

При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Неаттестованные должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через 1 неделю. В случае повторных неудовлетворительных результатов аттестации центр госсанэпиднадзора уведомляет об этом руководителей организаций, работники которых не прошли аттестацию.

3. Руководитель организации, деятельность которой связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, составляет пофамильные списки лиц, работающих в организации и подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации на предстоящий год, и направляет их не позднее 1 февраля текущего года на согласование в соответствующий центр госсанэпиднадзора одновременно с проектом плана этой подготовки. План после согласования утверждается руководителем организации.

Гигиеническое обучение работников торговли

Вначале отметим, что право на охрану здоровья человека закреплено частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации. В целях реализации этого конституционного права был принят Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии со статьей 11 которого торговые организации и коммерсанты обязаны осуществлять гигиеническое обучение своих работников.

Кроме того, аналогичное требование для торгового персонала вытекает из пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также непосредственно из «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 года № 23 «О введении в действии санитарных правил» (далее – СП 2.3.6.1066-01).

Как следует из раздела 13 «Личная гигиена персонала» СП 2.3.6.1066-01 лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н (далее – Приказ № 302н) утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Кроме того, Приказом № 302н утверждены и два перечня, а именно:

– Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение № 1 к Приказу № 302н);

– Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (Приложение № 2 к Приказу № 302н).

В соответствии с пунктом 13.2 СП 2.3.6.1066-01 на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Форма личной медицинской книжки сотрудника утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (далее – Приказ № 402).

Обратите внимание!

Как следует из пункта 1.1 Приказа № 402, личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров (продавцы, водители, грузчики и так далее). Если трудовые обязанности сотрудника торговой компании не связаны с указанными видами деятельности (например, бухгалтер или менеджер), то личная медицинская книжка на такого работника не оформляется.

Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, определен Инструкцией, утвержденной Приказом Мин¬здрава Российской Федерации от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организации» (далее – Инструкция № 229).

Этим же приказом утверждена форма «Журнала регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций» (Приложение 2), а также образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку работника (Приложение 3).

Как следует из Инструкции № 229 первичное прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации осуществляется потенциальным работником при его трудоустройстве в торговую компанию. Причем гигиеническое обучение проводится после прохождения физическим лицом предварительного медицинского освидетельствования и внесения результатов медосмотра в личную медицинскую книжку.

В дальнейшем периодичность прохождения профессиональной гигиенической подготовки работников торговых фирм зависит от того, к какой категории работников относятся лица, обязанные проходить гигиеническое обучение:

– если деятельность работника торговой организации связана с хранением, транспортировкой и реализацией мясо – молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания или питания дошкольников, то проходить гигиеническое обучение он должен ежегодно;

– остальные категории работников торговли проходят гигиеническое обучение и аттестацию раз в два года.

Для прохождения гигиенического обучения руководитель торговой организации должен составить поименный список работников торговой фирмы, которые в предстоящем году должны пройти соответствующее обучение и аттестацию и направить его не позднее 1 февраля текущего года в соответствующий центр Госсанэпиднадзора на согласование. Список сотрудников представляется одновременно с проектом плана подготовки (пункт 3 Инструкции № 229). После согласования план проведения подготовки утверждается руководителем торговой компании.

Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по дифференцированным программам и методическим материалам, утвержденным Департаментом Государственного санитарно – эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации. Как следует из Инструкции № 229, гигиеническое обучение может проводиться:

– по очной форме обучения (6–12-часовые программы);

– по очно-заочной форме. При такой форме обучения очная часть программы должна составлять не менее 4 часов, а самостоятельная подготовка осуществляется на основании методических материалов с консультацией специалистов;

– по заочной форме. Данная форма обучения предполагает самостоятельную подготовку по предлагаемым методическим материалам.

Профессиональная гигиеническая подготовка проводится либо на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию работников, либо непосредственно в самой торговой организации. Последний вариант проведения обучения возможен при условии, что количество лиц, проходящих профессиональную гигиеническую подготовку, составляет не менее 10 человек, и торговая фирма может предоставить помещение для занятий.

Аттестация работников по результатам проведенной подготовки проводится непосредственно в центре Госсанэпиднадзора в виде теста или в форме собеседования. Если результаты аттестации положительные, то отметка о прохождении аттестации вносится в личную медицинскую книжку работника и защищается специальной голограммой.

Если же работник не смог пройти аттестацию, то отметка об этом не вносится в личную медицинскую книжку. Неаттестованный работник направляется на повторную гигиеническую подготовку по очной форме обучения, но не ранее, чем через неделю. Если повторные результаты аттестации также не удовлетворительны, то центр Госсанэпиднадзора обязан уведомить об этом руководителя торговой организации.

Отметим, что если торговая компания уплачивает налоги в соответствии с общей системой уплаты налогов, то учет доходов и расходов ведется ею в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

О том, что в главе 25 НК РФ понимается под налогооблагаемыми расходами налогоплательщика, сказано в статье 252 НК РФ. Основываясь на положениях указанной статьи НК РФ, можно сделать вывод о том, что глава 25 НК РФ позволяет налогоплательщику учесть почти все расходы (за исключением прямо поименованных в статье 270 НК РФ) для целей налогообложения, при условии, что они экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с получением дохода. Если расходы на гигиеническое обучение торгового персонала удовлетворяют всем перечисленным критериям, то торговая компания может учесть их для целей налогообложения.

Причем, по мнению автора, они учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Хотя, некоторые специалисты полагают, что учесть расходы на гигиеническое обучение персонала торговая фирма может и на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как расходы, связанные с профессиональной подготовкой работников. В то же время, такой вариант учета подобных расходов, по мнению автора, приемлем лишь в том случае, если речь идет об обучении сотрудника организации профессии продавца, товароведа и так далее, включающим в себя, в том числе и раздел по гигиеническому обучению.

Не забудьте, что данный вариант учета подобных расходов требует от торговой фирмы выполнения определенных условий. Пунктом 3 статьи 264 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

– профессиональная подготовка работников организации осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию;

– профессиональную подготовку проходят работники организации, заключившие с ней трудовой договор, либо физические лица, заключившие с торговой организацией договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного организацией, заключить с ней трудовой договор и отработать у нее не менее одного года (потенциальные сотрудники).

Таким образом, расходы торговой организации на профессиональную подготовку своих работников, потенциальных сотрудников включаются в состав прочих расходов, если они соответствуют вышеперечисленным критериям. Каких-либо иных критериев, которым должны соответствовать расходы на подготовку, главой 25 НК РФ не установлено. Именно такое мнение выражено в письме Минфина Российской Федерации от 12 марта 2010 года № 03-03-06/2/42.

Обратите внимание!

Если трудовой договор между потенциальным сотрудником и торговой фирмой был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, то организация обязана включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение соответствующего потенциального сотрудника, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. Исключением являются случаи прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, установленные статьей 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обязанность учесть суммы, ранее уплаченные за обучение, в составе внереализационных доходов возникает у организации также и в случае, если трудовой договор с потенциальным сотрудником не был заключен по истечении трех месяцев с момента окончания обучения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 03-04-06-02/67. Солидарны с финансовым ведомством и налоговики: письмо ФНС Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № КЕ-4-3/5722@.

Дистанционная система обучения- это инновационный подход, представляющий собой эффективную альтернативу очному обучению и позволяющий получить знания, практически не меняя привычный ритм личной и деловой жизни.

Преимущества дистанционной формы обучения

    • Вы можете сами выбрать себе время и место прохождения профессиональной гигиенической подготовки.
    • Дистанционное обучение происходит в максимально комфортной и привычной для вас обстановке.

Что для этого необходимо?

    • Наличие компьютера, планшета или мобильного телефона, имеющего доступ в Интернет;
    • Желание получить необходимые знания;
    • Пройти гигиеническое обучение, соблюдая пошаговую инструкцию.

Пошаговая инструкция

    1. Заключение договора на прохождение дистанционного гигиенического обучения (при наличии паспорта) по адресу: Великий Новгород , ул. Германа,д.29 а, каб.7;
    2. Оплата 400 рублей и 300 рублей(для бюджетных образовательных организаций) путем наличного или безналичного перечисления на расчетный счет ФБУЗ (отделения ПАО Сбербанк) либо внести оплату в кассе ФБУЗ каб.7;
    3. Получение кода доступа (ПИН-код) к программе гигиенического обучения;
    4. Зайти на сайт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» с любого устройства, имеющего доступ в Интернет (компьютер, планшет, мобильный телефон) (адрес сайта: http://www.cgevnov.ru/);
    5. Выбрать раздел «Дистанционное гигиеническое обучение и аттестация»;
    6. Пройти гигиеническое обучение и аттестацию, следуя инструкции по изучению лекционного материала и прохождению тестирования;
    7. После успешного прохождения тестирования запомнить номер протокола или распечатать его (по возможности);

8. При положительном результате тестирования по профессиональной гигиенической подготовке, необходимо обратиться в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» (Великий Новгород , ул. Германа, д.29 а, каб.7 ) для внесения отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в личную медицинскую книжку и защите ее голографическим знаком.

* при себе иметь личную медицинскую книжку и платежный документ об оплате.

Обращаем Ваше внимание, что на момент прохождения гигиенической аттестации у Вас уже должен быть пройден медицинский осмотр в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

В случае необходимости оформления бланка ЛМК(личной медицинской книжки),данная услуга оплачивается отдельно в кассе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области области» Великий Новгород , ул. Германа, д.29 а, каб.7

Личные медицинские книжки не подлежат свободной продаже.

Время приёма :

понедельник-четверг: 9-00 ч.до 12-00 ч. и 14-30 ч. до 16-30 ч.

пятница:9-00 ч.до 12-00 ч. и 14-00 ч.до 15-30 ч.

Перерыв: с 13:00 до 13:45

Выходные: суббота и воскресенье

Контактный телефон: (88162) 77-33-67

При неудовлетворительном результате тестирования отметка в личную медицинскую книжку не вносится.

Перечень групп работников, подлежащих гигиеническому обучению и аттестации:

1.Гигиеническое обучение заведующих и воспитателей детских дошкольных учреждений

2.Гигиеническое обучение помощников воспитателей детских дошкольных учреждений

3.Гигиеническое обучение начальников, воспитателей, вожатых детских оздоровительных лагерей

4.Гигиеническое обучение технического персонала образовательных учреждений

5.Гигиеническое обучение педагогических работников образовательных учреждений

6.Гигиеническое обучение работников пищеблоков детских оздоровительных лагерей

7.Гигиеническое обучение работников пищеблоков детских дошкольных учреждений

8.Гигиеническое обучение инженерно-технических работников работающих с пестицидами и агрохимикатами

9.Гигиеническое обучение рабочих профессий работающих с пестицидами и агрохимикатами

10.Гигиеническое обучение работников кондитерских производств

11.Гигиеническое обучение работников молокоперерабатывающей промышленности

12.Гигиеническое обучение работников мясо- и птицеперерабатывающей промышленности

13.Гигиеническое обучение работников общественного питания

14.Гигиеническое обучение работников продовольственной торговли

15.Гигиеническое обучение работников хлебопекарной и макаронной промышленности

16.Гигиеническое обучение преподавателей ВУЗов

17.Гигиеническое обучение студентов ВУЗов

18.Гигиеническое обучение учащихся и студентов образовательных учреждений начального проф. образования и средних специальных учебных заведений

19.Гигиеническое обучение работников парикмахерских

20.Гигиеническое обучение работников фармацевтических и аптечных учреждений

21.Гигиеническое обучение медицинских работников, кроме младшего мед. персонала

22.Гигиеническое обучение горничных и уборщиц гостиниц и общежитий

23.Гигиеническое обучение младшего медперсонала, организаций, осуществляющих медицинскую деятельность

24.Гигиеническое обучение работников бань и прачечных

25.Гигиеническое обучение работников водопроводно-канализационного хозяйства

26.Гигиеническое обучение работников системы коммунально — бытового обслуживания

27.Гигиеническое обучение работников торговли промышленными товарами

28.Гигиеническое обучение работников плавательных бассейнов

Неаттестованные должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана о производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, не допускаются к работе и направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме обучения, не ранее чем через 1 неделю.

Для того, чтобы начать обучение, пройдите по ссылке ниже, выберите группу, к которой Вы относитесь и откройте материал по выбранной форме обучения. После изучения материала, Вы можете пройти тестирование, на основании результатов которого, осуществляется оформление личных медицинских книжек.

Инструкция по изучению лекционного материала и прохождению тестирования

Чтобы пройти обучение и сдать тестовый контроль необходимо выполнить следующее:

Выбрать: «Пройти обучение»;

    1. Заполнить обязательное поле «ФИО», «номер мобильного телефона»;
    2. Указать код доступа (ПИН-код);
    3. Поставить галочку в графе «Согласен на обработку моих персональных данных»;
    4. Выбрать в разделе теста группу работников, к которой вы относитесь;
    5. Заполнить графы: дата рождения, домашний адрес, должность и место работы;
    6. Указать дату оплаты, номер платежного документа, способ оплаты (банковский перевод), либо произвести оплату в кассе ФБУЗ каб.7 при получении штампа результата аттестата. Оплата принимается как за наличный ,так и безналичный расчёт (терминал).
    7. Поставить галочку в графе «Согласен с кодексом академической добросовестности»;
    8. Выбрать «Пройти обучение»;
    9. Изучить лекционный материал;
    10. Пройти контрольное тестирование по ссылке (Начать тест);
    11. Запомнить номер протокола или распечатать результаты теста.

ПРОЙТИ ОБУЧЕНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *