Приказ о нагрузке педагогических работников
Содержание
УДК 349.2
Р.С. Миниханов
магистр 2 курса Юридический институт МГПУ г. Москва, РФ E-mail: rivz20071@rambler.ru
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Аннотация
В статье исследованы особенности регулирования труда педагогических работников в России. Выделены основные аспекты труда педагогических работников и их регулирование в соответствии с действующим российским законодательством. Кроме того, анализируются положения российского законодательства, связанные с педагогической деятельностью, а именно: заключением и расторжением трудового договора, продолжительностью рабочего времени педагогических работников, правом педагогических работников на отпуск; правом на досрочную пенсию.
Ключевые слова:
Педагогический работник, труд педагогических работников, регулирование труда педагогических работников, трудовое законодательство, образовательное учреждение
В течение последних лет в нашей стране произошли значительные изменения в сфере образования, в частности, изменения касаются лиц, имеющих право заниматься педагогической деятельностью, т.е. педагогических работников. Указанные изменения значительно расширили юридическую основу регулирования труда педагогических работников и добавили актуальность изучению трудовых отношений с педагогическими работниками.
Педагогическим работником является человек, находящийся в трудовых, служебных отношениях с образовательным учреждением, и исполняет задачи обучения, воспитания обучающихся и (или) организации деятельности в сфере образования .
Конкретные аспекты регулирования труда педагогических работников регулируются Конституцией Российской Федерации, главой 52 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Помимо указанных законодательных актов, регулирование труда педагогических работников устанавливается также постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, внутренними нормативными актами образовательных организаций (устав, коллективный договор, типовые положения).
Стоит отметить, что законодательное регулирование труда педагогических работников должно отвечать четырем основным требованиям:
1. Базовые положения регулирования труда педагогических работников должны быть отражены в российских законах, особенно в Трудовом кодексе РФ.
2. Регулирование труда педагогических работников в законах федерального уровня должно базироваться на положениях Конституции Российской Федерации и не противоречить международным конвенциям, ратифицированным Российской Федерацией.
3. Нормативные акты регулирования труда педагогических работников не должны противоречить законам федерального уровня. При обнаружении такого противоречия, на практике приоритет отдается российским законам. Нормативные акты, противоречащие законам федерального уровня, должны быть в срочном порядке изменены или отменены.
4. Изменения, вносимые в трудовое законодательство, регулирующие труд педагогических работников, должны улучшать их правовой статус, а также сохранять непрерывность их трудового
урегулирования, поддерживая то, что продемонстрировало свою эффективность на практике .
Согласно тому, что регулирование труда педагогических работников должно основываться на положениях Конституции РФ, стоит отметить, что ст. 37 Конституции РФ определяет содержание права на труд (о свободе труда, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п.1 ст.37), о праве каждого на отдых, о гарантиях на установление федеральным законодательством работающему по трудовому договору продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска» (п.5 ст.37)).
Прежде всего, регулирование труда педагогических работников осуществляется главой 52 Трудового кодекса РФ . Сама же педагогическая деятельность и ее особенности регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
Так, ч. 1 ст. 331 ТК РФ допускает к педагогической деятельности лиц, имеющих ценз в области образования, который определяется ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ». В соответствии с этой нормой заниматься педагогической деятельностью имеют право лица, которые:
— получили среднее профессиональное или высшее образование;
— соответствуют квалификационным требованиям в соответствии с законодательством.
Закон федерального уровня также запрещает заниматься педагогической деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ педагогическая деятельность не может осуществляться лицами при следующих обстоятельствах:
— при лишении права лица заниматься педагогической деятельностью на основании судебного приговора, вступившего в законную силу;
— при наличии у лица судимости и понесенной уголовной ответственности за преступления, предусмотренные законодательством;
— при наличии судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— юридически признанными недееспособными лицами в порядке, установленном законом федерального уровня;
— при наличии у лица заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью .
Несомненно, регулирование труда педагогических работников включает в себя заключение трудового
договора, на основе которого осуществляются трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением. Правила заключения трудового договора определены в главах 10 и 11 ТК РФ . Основные условия, которые будут отражены в трудовом договоре с педагогическим работником, определены статьей 57 ТК РФ .
Стоит отметить, что конкретная должность педагогического работника должна указываться согласно с Номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Конкретные аспекты заключения трудового договора установлены и для педагогических работников образовательных учреждений высшего образования (ст. 332 ТК РФ). Так, важным условием заключения трудового договора с педагогическими работниками является организация конкурса. При этом победителем конкурса считается претендент, занявший первое место в рейтинге и с которым заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством .
Трудовое законодательство также регулирует продолжительность рабочего времени педагогических работников.
В соответствии с общими правилами, которые определяет ст. 91 ТК РФ, продолжительность рабочего времени не должна быть более 40 часов в неделю. Тем не менее, для педагогических работников определена сокращенная недельная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ) .
Продолжительность рабочего времени и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, определены Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 , учитывая характеристики труда педагогических работников в связи с их конкретной должностью или специальностью.
Так, недельные нормы труда педагогических работников определены в зависимости от должности и специфики труда педагогических работников: 20 часов учителям-дефектологам и учителям-логопедам; 24 часа музыкальным руководителям и концертмейстерам; 25 часов воспитателям, педагогическая деятельность которых связана с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; 30 часов -инструкторам по физической культуре; воспитателям интернатов, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Регулирование труда педагогических работников непосредственно касается и их отпуска. Так, в соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Сроки данного отпуска определены в Постановлении Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 .
Следует также упомянуть о длительном отпуске (до одного года) для педагогических работников не реже чем через каждые 10 лет. Порядок предоставления данного отпуска определен Приказом Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 .
Трудовое законодательство также регулирует прекращение трудовых отношений педагогических работников с образовательными учреждениями. В дополнение к общим основаниям расторжения трудового договора, установленных ст. 77 ТК РФ, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником в соответствии со ст. 336 ТК РФ являются:
1) неоднократное в течение одного года серьезное нарушение устава образовательного учреждения;
2) осуществление методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности согласно ст. 332 ТК РФ. В первую очередь, это основание касается ректоров, проректоров и руководителей филиалов образовательных учреждений, возраст которых не должен превышать 65 лет (с последующим продлением срока договора — до достижения работником 70 лет) .
Еще одним важным аспектом в регулировании труда педагогических работников является их право на досрочную пенсию. Так, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, независимо от их возраста .
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать несколько заключений:
1. Право на труд в Российской Федерации является конституционным правом российских граждан, в том числе и педагогических работников, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ.
2. Положения ст. 37 Конституции РФ подробно изложены в российских законах федерального уровня: в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Регулирование труда педагогических работников представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы.
4. Регулирование труда педагогических работников включает в себя: заключение трудового договора, на основе которого осуществляются трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением; продолжительность рабочего времени педагогических работников; право педагогических работников на отпуск; прекращение трудового договора; право на досрочную пенсию.
Список использованной литературы:
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской
Федерации» // СЗ РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
6. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // СЗ РФ, 19.08.2013, № 33, ст. 4381.
7. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 № 42388) // Российская газета, № 129, 16.06.2016.
8. Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 № 39321) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2015
9. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) // Российская газета, № 49, 11.03.2015.
10. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2016 № 42532) // Российская газета, № 152, 13.07.2016.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
© Миниханов Р.С., 2018
УДК 349.6
А.В. Руденко
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Аннотация
Статья знакомит с видами юридической ответственности и виды наказания за экологические
Основные нормативно-правовые акты, которые следует изучить для понимания этой темы: ст. 333 Трудового кодекса РФ, Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536.
В статье 333 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило о том, что всем педагогическим работникам устанавливается сокращенное рабочее время – не более 36 часов в неделю. В этой же статье сказано, что на основании актов профильного министерства по некоторым должностям педагогических работников может быть установлена иная максимальная продолжительность рабочего времени, а также установлены нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты.
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 имеет два приложения. В Приложении № 1 установлены продолжительность рабочего времени и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы по конкретным должностям педагогических работников. В Приложении № 2 установлен порядок определения учебной нагрузки.
Так, к примеру, в п. 2.2 Приложения № 1 сказано, что старшим воспитателям, за исключением тех, что указаны в пункте 2.1 Приложения № 1, устанавливается продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю. Это означает, что работники, занимающие эту должность, не могут привлекаться к работе за пределами установленной им нормы – 30 часов в неделю, без оплаты им работы сверх этой нормы как сверхурочной работы.
По другим должностям педагогических работников устанавливается «норма часов педагогической работы за ставку зарплаты».
К примеру, в силу пункта 2.8.1 Приложения № 1 норма часов педагогической работы за ставку зарплаты для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, составляет 18 часов в неделю. Это означает, что если учитель ведет по 18 часов учебных занятий в неделю, то он вправе претендовать на получение оклада, установленного по его должности, в полном объеме.
Однако из норм Приказа № 1601 не следует того, что:
1. учителю не может быть установлена учебная нагрузка, превышающая 18 часов в неделю (с соответствующей оплатой, пропорционально установленному окладу);
2. учитель не может быть привлечен к иной работе, в пределах установленной ему максимальной продолжительности рабочего времени, которая, как уже было сказано, составляет 36 часов в неделю.
О том, чем может быть занят педагог помимо «ведения учебных занятий за ставку зарплаты» сказано в «Особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденных Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 (далее – Особенности).
В разделе II Особенностей говорится о том, что рабочее время педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, имеет три составляющих:
1. Нормируемая часть (ведение учебных занятий по расписанию, включая короткие перерывы между занятиями, т.е. перемены).
2. Ненормируемая часть, вытекающая из должностных обязанностей (подготовка к урокам, ведение журналов, участие в педсоветах, методических советах, родительских собраниях и т.п. Полный перечень см. в п. 2.3 Особенностей).
3. Работа, выполняемая за дополнительную оплату на основании трудового договора или соглашения к нему. Виды этой работы перечислены в абзаце 7 п. 2.3 Особенностей: классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.
Если с нормируемой частью работы педагога и работой, выполняемой за дополнительную плату, особых проблем не возникает, то по поводу ненормируемой по времени части работы между педагогом и администрацией нередко случаются конфликты.
Первый вопрос, который возникает у многих педагогов: существует ли какие-либо нормы соотношения нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени, то есть должен ли работодатель в обязательном порядке отводить какое-либо время на ту же подготовку педагога к учебным занятиям?
К сожалению, в Особенностях однозначного ответа на этот вопрос не дано. На практике встречаются случаи, когда работодатель устанавливает педагогам учебную нагрузку в объеме 36 часов в неделю. На наш взгляд, это некорректно. При ведении учебных занятий в любом случае предполагается, что педагог тратит время на подготовку к ним, ведет другую работу, вытекающую из обязанностей педагога, а занимая все допустимое по закону рабочее время ведением уроков работодатель не оставляет времени для подготовки к ним. Однако пока данная позиция не нашла отражения ни в судебной практике, ни в административной практике контролирующих органов.
Другой вопрос, который часто волнует педагогов: может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?
В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).
К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.
В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.
При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.
Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.
Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей – это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.
Что нужно знать об изменении учебной нагрузки?
Обычно изменение учебной нагрузки происходит после окончания учебного года, и эта процедура также вызывает много вопросов со стороны педагогов.
Необходимо сказать, что Порядок изменения учебной нагрузки предусмотрен Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Порядок).
В пунктах 1.5, 1.6 Порядка установлен запрет на изменение в сторону уменьшения учебной нагрузки, установленной педагогу (без его согласия) – как в течение учебного года, так и на начало нового учебного года.
Однако в этих же пунктах содержится оговорка о том, что это правило не распространяется на случаи снижения объема учебной нагрузки педагогических работников, перечисленные в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601: если снижение нагрузки связано с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
Поскольку в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к названному Приказу перечислены практически все педагогические работники, которых снижение учебной нагрузки может коснуться (учителя, педагоги дополнительного образования и др.), можно сделать вывод о том, что работодателям дали право на снижение объема учебной нагрузки педагогов при наличии обстоятельств, предусмотренных Порядком.
В случае снижения объема учебной нагрузки работодатель должен:
1. соблюсти процедуру ее изменения;
2. иметь доказательства наличия причин снижения учебной нагрузки, указанных в пунктах 1.5 и 1.6 Порядка.
Поскольку в силу прямого указания в Порядке количество часов учебной нагрузки педагога является одним из условий трудового договора, при изменении нагрузки в одностороннем порядке должны также соблюдаться нормы статьи 74 Трудового кодекса РФ, в которых установлена процедура изменения условий трудового договора по инициативе работодателя.
Таким образом, работодатель должен в письменной форме уведомить вас об изменении учебной нагрузки не позднее, чем за два месяца до изменений (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст. 74 ТК РФ), назвать в уведомлении конкретные причины, которые послужили основанием для изменения учебной нагрузки (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
В случае вашего отказа работать в новых условиях работодатель должен предложить вам вакантные должности, соответствующие вашей квалификации (ч. 3 ст. 74 ТК РФ), а при отсутствии таких должностей или вашем несогласии их занять уволить вас по истечении срока уведомления с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 4 ст. 74 ТК РФ, ч. 2 ст. 178 ТК РФ).
При этом учебная нагрузка может быть изменена по соглашению сторон, оформленному в письменной форме, без проведения всей этой процедуры (п. 1.8 Порядка). В течение всего срока предупреждения о предстоящем изменении учебной нагрузки работодатель обязан обеспечить вас работой на прежних условиях, то есть ваша нагрузка не изменяется сразу же после получения уведомления и соответствующие изменения вступают в силу не ранее окончания двухмесячного срока, установленного Порядком.
Поскольку законодательством не предусмотрено иного, уведомление об изменении учебной нагрузки может быть вручено работнику и в период его пребывания в отпуске или на больничном.
В случае если работодатель нарушил процедуру изменения учебной нагрузки или не имел оснований, предусмотренных Порядком, для ее изменения, то педагог, уволенный в связи с отказом от работы в новых условиях, в течение одного месяца со дня увольнения может оспорить незаконное увольнение в суде.
Положительная для педагогов практика по этому вопросу имеет место. Так, к примеру, Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Порядком оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча в учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такой причины изменения не названо в Порядке. Решение было поддержано Мосгорсудом.
Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: информирование и юридическая поддержка для работников, экспертиза для защиты трудовых прав». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Источник: Сайт ЦСТП
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
С изменениями и дополнениями от:
29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.
1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36204
Пересмотрена продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы). Учтены положения нового Закона об образовании и изменения, внесенные в ТК РФ.
По-прежнему предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.
Конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку зарплаты) зависит от должности и (или) специальности педагогического работника.
Так, норма 20 ч в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, 24 ч — для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 25 ч — для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, 30 ч — для инструкторов по физкультуре и т. д. Для школьных учителей норма не изменилась и составляет 18 ч в неделю.
Впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36204
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2015 г., в «Российской газете» от 11 марта 2015 г. N 49
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства просвещения РФ от 13 мая 2019 г. N 234
Изменения вступают в силу с 2 июня 2019 г.
Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. N 755
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Вопрос-ответ по теме
Вопрос
Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации.Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепляется в его трудовом договоре.Заработная плата преподавателю СПО выплачивается из расчета годового объема педнагрузки*стоимость часа/10 месяцев.Как должен при этом выглядеть приказ о приеме на работу такого преподавателя.каким кадровым приказом проводить изменение учебной нагрузки и размера ежемесячной опалыт труда на последующий учебный год?
Ответ
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
П. 1.4 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым (с изменениями на 31 мая 2016 года) , утв. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 30.12.2014 № 658, устанавливает, что заработная плата работников образовательных организаций состоит из должностного оклада или тарифной ставки (оклада); компенсационных выплат; стимулирующих выплат.
П. 1.2 Примерного положения об оплате труда, утв. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА СЕВАСТОПОЛЯ от 11.02.2015 № 89-ПП Об установлении системы оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений (организаций) в сфере образования города Севастополя также закрепляет, что оплата труда работников государственных образовательных организаций (учреждений) города Севастополя включает в себя размеры должностных окладов или тарифных ставок (окладов), выплат компенсационного, стимулирующего характера и социальные выплаты.
Так как работник принимает для работы в должности преподавателя, то в трудовом договоре необходимо указать оклад (тарифную ставку), установленный для этой должности в штатном расписании. При этом следует сделать оговорку, например: «Работнику устанавливается оклад в размере 18 000 рублей в месяц. Заработная плата начисляется пропорционально установленному объему учебной нагрузки».
О Приказе о приеме на работу читайте подробнее здесь.
В этом случае в приказе о приеме на работу унифицированной формы Т-1 следует указать тарифную ставку (оклад) согласно штатному расписанию, а в условиях приема на работу указать, что работник принимается с установленной педагогической нагрузкой и оплатой пропорционально данной учебной нагрузке.
Подобную ситуацию, связанную с необходимостью отражать оклад в соответствии со штатным расписанием, см. в материалах Системы Кадры в ответе № 2.
Также в Положении об оплате труда можно прямо указать тарифные ставки (оклады) согласно штатному расписанию и указать, что оплата труда производится с учетом установленной учебной нагрузки.
- Согласно ст. 68 ТК РФ содержание приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
- Приказ об установлении учебной нагрузки можно издать в произвольной форме, например:
Об установлении учебной нагрузки
старшем преподавателю Иванову И.И.
на 2016-2017 учебный год
В целях ….
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Установить на период с 01.09.2016 по 31.08.2017 учебную нагрузку … (ФИО, должность) в объеме …
2. Контроль за исполнением приказа возложить на …..
Основание: Дополнительное соглашение № … от ….
Директор ….
С приказом ознакомлен:
______________ | ФИО | «_____» ____________ 2016 года |
Популярные вопросы
Рекомендуем делать приказы индивидуально на каждого работника с целью недопущения разглашения персональных данных.
Мы рекомендуем почитать об оплате труда преподавателям СПО материал по этой ссылке.
Что касается приказа на изменение оклада в связи с изменением учебной нагрузки, то его издавать не нужно, т.к. в трудовом договоре есть указание на то, что оплата производится пропорционально установленной нагрузке.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Размером оклада педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является установленная при тарификации на начало учебного года месячная зарплата соответственно количеству часов учебной нагрузки.
Определенные таким образом должностной оклад или ставка зарплаты составляют основную часть оплаты труда, именуемую в нормативных документах базовой частью фонда оплаты труда.
Размеры должностных окладов, ставок зарплаты устанавливаются руководителем образовательной организации на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы (ст. 132, 144 ТК РФ). Должностной оклад является для педагогического работника, как и для любого работника, минимальным гарантированным уровнем оплаты труда без учета выплат компенсационного, стимулирующего, социального и иного характера.Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н.
Эксперт делится важной информацией о Зарплате на испытательном сроке в материале по ссылке.
Рекомендуемые размеры оклада, ставки для профессиональных квалификационных групп педагогических работников (исключение составляют должности высшего и дополнительного образования) приведены в нормативных актах соответствующих ведомств, в чьем ведении находятся соответствующие образовательные организации. Так, например, размеры окладов и ставки педагогических работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, приведены в приложении к Примерному положению, утвержденному приказом Минфина России от 30 октября 2008 г. № 120н.
На основании расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда педагогических работников, руководитель организации устанавливает размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по профессиональным квалификационным группам с учетом:
Кроме того, для отдельных работников при определении их должностного оклада допускается установление персонального повышающего коэффициента. Такой коэффициент может быть установлен как на постоянной основе, так и на определенный период времени.
доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
- Ответ: Как устанавливается зарплата педагогическим работникам
- профессиональной подготовки работника;
- сложности и важности выполняемой работы;
- степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;
- стажа работы;
- наличия ученых званий и степеней и других факторов.
- Ответ: Как отразить оклад в трудовом договоре с совместителем
Оклад в трудовом договоре нужно отразить в полном размере.
Под окладом следует понимать фиксированный размер оплаты труда сотрудника за исполнение им трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ). Это значит, что в трудовом договоре следует указать оклад в таком размере, который выплачивается при отработке всей нормы рабочего времени, установленной для данной категории сотрудников (ст. 57 ТК РФ).
При этом продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день (ст. 284 ТК РФ). Следовательно, сотрудник, принятый на условиях совместительства, месячную норму не вырабатывает и оплату его труда нужно производить пропорционально отработанному времени либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).
Таким образом, сотруднику, работающему на условиях совместительства, оклад в трудовом договоре нужно отразить в полном размере. Условие о размере и порядке оплаты труда в договоре сотрудника может иметь следующую формулировку: «Работнику устанавливается оклад в размере 40 000 рублей в месяц. Заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени».
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,
Нормативы для расчета учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2018/2019 учебный год
DOCX, 30 Кб
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.
1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36204
Пересмотрена продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы). Учтены положения нового Закона об образовании и изменения, внесенные в ТК РФ.
По-прежнему предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.
Конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку зарплаты) зависит от должности и (или) специальности педагогического работника.
Так, норма 20 ч в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, 24 ч — для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 25 ч — для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, 30 ч — для инструкторов по физкультуре и т. д. Для школьных учителей норма не изменилась и составляет 18 ч в неделю.
Впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36204
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2015 г., в «Российской газете» от 11 марта 2015 г. N 49
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства просвещения РФ от 13 мая 2019 г. N 234
Изменения вступают в силу с 2 июня 2019 г.
Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. N 755
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
От 28 февраля 2011 года № 52п
Об утверждении Порядка тарификации и установления учебной нагрузки педагогических работников бюджетных образовательных учреждений,
подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска
В соответствии с приказом Администрации города Ижевска от 17.01.2011 года №8п «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска», приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 10.12.2010 года №508 «Об утверждении Порядка тарификации и установления учебной нагрузки педагогических работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики», руководствуясь распоряжением Администрации г.Ижевска от 20.01.2006 г. №5 «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города» и Уставом города Ижевска, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок тарификации и установления учебной нагрузки педагогических работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска (далее — Порядок).
2. Автономным учреждениям, подведомственным Управлению образования Администрации города Ижевска, руководствоваться Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.
3. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Порядок
тарификации и установления учебной нагрузки
педагогических работников бюджетных образовательных
учреждений, подведомственных Управлению
образования Администрации города Ижевска
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок тарификации и установления учебной нагрузки педагогических работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска (далее — Порядок), применяется при установлении размера повышающих коэффициентов внутридолжностных различий сложности труда.
2. Повышающие коэффициенты внутридолжностных различий сложности труда к должностным окладам педагогических работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска (далее — образовательные учреждения), устанавливаются в зависимости от образования, стажа педагогической работы и квалификации работников, определенной по результатам аттестации.
3. Руководители образовательных учреждений:
— проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы (работы по специальности или в определенной должности) и других основаниях, в соответствии с которыми педагогическим работникам устанавливаются повышающие коэффициенты внутридолжностных различий сложности труда;
— ежегодно составляют и утверждают основную часть месячной заработной платы педагогических работников и закрепляют её в тарификационных списках согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
— несут ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников образовательных учреждений.
II. Порядок определения уровня образования
4. Уровень образования педагогических работников при установлении повышающих коэффициентов внутридолжностных различий сложности труда определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о среднем или высшем профессиональном образовании по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету либо о среднем или высшем профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании по направлению деятельности в образовательном учреждении за исключением тех случаев, когда предъявляются специальные требования к профилю полученной специальности по должностям концертмейстера, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
5. Педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, повышающие коэффициенты внутридолжностных различий сложности труда устанавливаются как лицам, имеющим высшее профессиональное образование, а педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, — как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.
6. Наличие у педагогического работника диплома государственного образца «бакалавр», «специалист с высшим профессиональным образованием», «магистр» дает право на установление им повышающих коэффициентов внутридолжностных различий сложности труда, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
7. Наличие у работников диплома государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании права на установление повышающих коэффициентов внутридолжностных различий сложности труда, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.
8. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов (университетов) или педучилищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях, повышающие коэффициенты внутридолжностных различий сложности труда устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование соответственно.
9. Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, а также учителям учебных предметов (в том числе в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья повышающие коэффициенты внутридолжностных различий сложности труда устанавливаются как лицам, имеющим высшее дефектологическое образование, при получении диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология и другим аналогичным специальностям.
10. К должностным окладам педагогических работников, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации, но обладающих достаточным практическим опытом и выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, может быть установлен повышающий коэффициент внутридолжностных различий сложности труда, так же, как и к должностным окладам педагогических работников, имеющих специальную подготовку и стаж работы.
III. Порядок определения стажа педагогической работы
11. Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
12. Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
13. В стаж педагогической работы засчитывается:
педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
время работы в других учреждениях и организациях, службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации, обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования — в порядке, предусмотренном приложением 3 к настоящему Порядку.
14. Под педагогической деятельностью, которая учитывается при применении пункта 2 приложения 3 к настоящему Порядку, понимается работа в образовательных и других учреждениях, предусмотренных в приложении 2 к настоящему Порядку.
IV. Порядок установления учебной нагрузки
(за исключением педагогических работников образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования)
15. Объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
16. Учебная нагрузка педагогическим работникам на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения. Распределение учебной нагрузки производится до окончания текущего учебного года и ухода работников в отпуск в целях определения ее объема на последующий учебный год и классов, в которых эта нагрузка будет выполняться, а также для соблюдения установленного законодательством срока предупреждения работников о возможном уменьшении (увеличении) учебной нагрузки в случае изменения количества классов или количества часов по учебному плану по преподаваемым предметам.
17. При установлении учебной нагрузки на новый учебный год педагогическим работникам, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, сохраняется, как правило, ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическим работникам в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе работодателя в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
18. В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников в первом и втором учебных полугодиях может устанавливаться в разном объеме.
19. Объем учебной нагрузки педагогических работников в размере большем или меньшем нормы часов, за которую выплачивается ставка заработной платы, устанавливается только с их письменного согласия.
20. Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется приказом начальника Управления образования Администрации города Ижевска, а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), — приказом руководителя образовательного учреждения. Преподавательская работа в том же образовательном учреждении для указанных работников совместительством не считается.
21. Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов), осуществляется при условии, если педагогические работники, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
22. При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.
23. Педагогическим работникам, находящимся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и в иных случаях, когда за ними сохраняется место работы (должность), учебная нагрузка устанавливается при распределении ее на текущий учебный год на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим педагогическим работникам на период нахождения работников в отпуске или в иных предусмотренных законодательством случаях.
24. Применительно к порядку, предусмотренному настоящим разделом, устанавливается нагрузка педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) учреждений, учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, преподавателей педагогических училищ и педагогических колледжей.
25. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра образования и науки России от 22.12.2014 № 1601 зарегистрированным в Минюсте России 25.02.2015 № 36204 установлены:
-продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников;
-порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.
В соответствии с данным приказом продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается, в том числе педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, старшим вожатым, инструкторам по труду и другим. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам.
Ранее учебная нагрузка ограничивалась верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
С принятием данного Приказа признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Приказ вступил в действие с 10.03.2015.