Пример унитарного предприятия
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 4 Гуманитарные науки 2010
УДК 347.191.1+346.244
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО законодательства
С.Б. Селецкая Аннотация
Жизнеспособность и перспективность государственных и муниципальных унитарных предприятий связана с тем, что их деятельность направлена в первую очередь на реализацию публичных интересов, а потому развитие современных экономических отношений невозможно без сохранения данного вида юридических лиц. Однако с принятием Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации вопрос о правовом положении унитарных предприятий приобретает новое осмысление и особую важность. Это обусловлено тем, что авторы Концепции обосновывают необходимость упразднения одного из видов унитарных предприятий — государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, сохранив лишь казенные унитарные предприятия. В этой связи настоящее исследование посвящено анализу правового статуса унитарных предприятий и целесообразности сохранения лишь одного из названных видов юридических лиц.
Ключевые слова: унитарные предприятия, казенные предприятия, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, коммерческие организации, вещные права, публично-правовые задачи, неделимость имущества, элементы корпоративности.
С момента принятия части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в теории гражданского права неоднократно критиковалась позиция законодателя, основанная на признании унитарных предприятий субъектами гражданского оборота. Обоснованием такого подхода к проблеме правового положения унитарных предприятий явились утверждения о том, что:
1) данная организационно-правовая форма юридического лица является временной и в определенной степени искусственной правовой конструкцией предприятия, не свойственной нормальному развитому имущественному обороту (см., например, );
2) на законодательном уровне наблюдается некий двойственный подход к понятию «предприятие», поскольку ГК РФ данную категорию применяет для определения:
а) субъекта гражданского оборота — государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. ст. 113-115 ГК РФ);
б) объекта гражданских прав в виде имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). Причем анализ судебной практики позволил авторам Концепции развития
гражданского законодательства РФ (далее — Концепция) в п. 3.4 Раздела II обосновать нецелесообразность в будущем сохранения данного вида объектов гражданских прав ввиду того, что предприятие как имущественный комплекс практически выбыло из оборота недвижимости . Это связано с тем, что входящие в состав предприятия здания, строения, сооружения регистрируются как отдельные объекты недвижимости, а регистрация предприятия в качестве недвижимости порождает трудноразрешимые вопросы о том, какое именно имущество входит в состав этой недвижимости. Именно это, с позиции авторов Концепции, и обосновывает необходимость признания нового особого объекта недвижимого имущества — технологического имущественного комплекса недвижимости.
С целью устранения указанных выше противоречий в отношении понятия и сущности унитарных предприятий было обосновано предложение о том, что ввиду бесперспективности сохранения государственных и муниципальных унитарных предприятий необходимо постепенно заменить их другими видами коммерческих организаций, в том числе — хозяйственными обществами со 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе (п. 6.3 Раздела III Концепции). Однако исходя из реальных потребностей федерального государства было принято решение сохранить как разновидность организационно-правовой формы юридических лиц лишь федеральные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления, для некоторых особо важных сфер экономики.
В этой связи совершенно закономерно возникает вопрос об эффективности такого нововведения, а следовательно, о месте федеральных казенных предприятий в системе юридических лиц.
Прежде следует отметить, что на сегодняшний день унитарные предприятия являются коммерческими организациями, а соответственно, по общему правилу согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Однако, в отличие от иных коммерческих организаций, унитарные предприятия могут иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям их деятельности, предусмотренным в их уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об УП) ). Следовательно, данные виды юридических лиц имеют специальную правоспособность. И, как справедливо отмечается в юридической литературе, целевая правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий отличается как от правоспособности других коммерческих организаций, так и от специальной правоспособности некоммерческих организаций в силу значимости деятельности предприятий для Российской Федерации, субъектов российской Федерации и муниципальных образований .
Вопросы о целевой (специальной) правоспособности унитарных предприятий нашли отражение и в судебной практике. Так, в частности, п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъясняет, что, поскольку закон
устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий (ст. 49 ГК РФ), действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому в тех случаях, когда действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований п. 2 ст. 295 ГК РФ по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием . Таким образом, при заключении сделок с унитарным предприятием иные юридические лица должны убедиться в том, что данный вид деятельности прямо указан в уставе такого предприятия. В противном случае в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона об УП сделка может быть признана ничтожной.
Пункт 4 ст. 8 Закона об УП определяет, в каких случаях (соответственно для каких целей) могут быть созданы унитарные предприятия. Причем цели создания и деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в достаточной степени отличаются от целей создания и деятельности предприятий, основанных на праве оперативного управления. Так, у государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, целями деятельности, в частности, являются:
• использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
• решение социальных задач (в том числе реализация определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организация и проведение закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
• осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
• производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
У казенного предприятия, основанного на праве оперативного управления, можно выделить такие цели деятельности, как:
• производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
• использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
• производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
• осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.
Таким образом, совершенно очевидно, что целью создания унитарных предприятий независимо от вида их вещного права на имущество собственника является деятельность, направленная на решение публично-правовых задач путем удовлетворения публично-правовых нужд имущественного характера. В этой связи полагаем, что, говоря о правоспособности рассматриваемых видов юридических лиц и учитывая их особый правовой статус как коммерческих организаций, справедливым было бы их правоспособность охарактеризовать как ограниченно-целевую специальную правоспособность, под которой следует понимать определенное субъективное право, принадлежащее унитарному предприятию, выражающееся в способности иметь гражданские права и нести обязанности в соответствии с предметом и целями деятельности, установленными законом, собственником имущества и уставом предприятия и направленными на удовлетворение публично-правовых интересов имущественного характера .
Из вышесказанного вытекает закономерный вопрос: можно ли решение указанных выше задач, направленных на удовлетворение публичных интересов, возложить на иные коммерческие организации, цель деятельности которых направлена на извлечение прибыли? Причем хотелось бы подчеркнуть, что принцип разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в Концепции сохраняется. Представляется, что на данный вопрос нельзя ответить однозначно «да». Более того, вряд ли иные коммерческие юридические лица будут заинтересованы ежегодно перечислять в соответствующий бюджет, как это делают унитарные предприятия, часть чистой прибыли в порядке, в размерах и в сроки, установленные соответствующим компетентным органом публичного образования — собственника имущества (см. ).
Остается открытым и еще один вопрос: если упразднить унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, справятся ли казенные предприятия, чья правоспособность еще более ограничена, чем у государственных и муниципальных предприятий, с возложенными на них решениями публично-правовых задач в условиях развитых рыночных отношений? Думается, и на этот вопрос ответ также не однозначен. При этом хотелось бы отметить, что в Татарстане действует только одно федеральное казенное предприятие. Согласно п. 2 ст. 2 Закона об УП выделяют три вида казенных предприятий в зависимости от публично-правового образования — собственника имущества: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие. Однако, как показывает практика, на уровне муниципального образования казенные предприятия создавать нецелесообразно ввиду особой значимости их цели деятельности, о чем мы говорили выше, поэтому на таком уровне казенные предприятия вообще не создаются.
Анализ предложений Концепции, посвященных правовому положению унитарных предприятий и их вещным правам, позволил выявить и некоторые несоответствия, на которые хотелось бы обратить особое внимание.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Так, согласно п. 6.3. Раздела III Концепции обоснована целесообразность сохранения в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики. Таким образом, федеральные казенные предприятия могут быть созданы только на базе федеральной собственности. Однако п. 11.2. Раздела IV Концепции устанавливает, что субъектами права оперативного управления по общему правилу должны быть государственные или муниципальные юридические лица. Очевидно, в данном случае следует иметь в виду учреждения, которым, так же как и казенным предприятиям, имущество принадлежит на праве оперативного управления. Поэтому, как представляется, необходимо внести уточнение в указанное положение, чтобы не было его расширительного толкования.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание в рамках исследуемой проблематики: п. 1.5 Раздела III Концепции устанавливает, что представляется желательным законодательно закрепить деление юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и некорпоративные юридические лица. К первым относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и большинство некоммерческих организаций, а ко вторым — унитарные предприятия, фонды и учреждения.
Вместе с тем полагаем, что с таким утверждением безоговорочно нельзя согласиться. Поскольку, учитывая, что корпоративное правоотношение — это общественное отношение по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйствующих субъектов , можно сказать, что в процессе создания и деятельности юридического лица, независимо от его организационной формы, между ним и каждым из его учредителей существует правоотношение, природа которого весьма близка к корпоративному типу. С этой позиции, думается, унитарные казенные предприятия наделены определенным элементом корпоративности в отношениях между учредителем, то есть публичным собственником имущества, и казенным предприятием.
Наше умозаключение основывается на том, что в содержание права оперативного управления входит в том числе правомочие по распоряжению имуществом собственника, составляющим которого является правомочие, связанное с управлением юридическим лицом. Последнее правомочие, как представляется, проявляется в том, что обладание вещными правами на имущество дает возможность собственнику осуществлять опосредованное управление казенным предприятием и контролировать его деятельность. Самому юридическому лицу принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества. От имени юридического лица данные правомочия реализует руководитель (директор).
В этой связи полагаем, что не следует отграничивать в плане управления руководителя от предприятия. Собственник имущества, будучи учредителем, посредством права оперативного управления имеет также возможность в должной степени управлять казенным предприятием. Следовательно, элемент корпоративности в праве оперативного управления проявляется в действиях и собственника,
и руководителя, и унитарного казенного предприятия. Корпоративный характер исследуемых правоотношений проявляется в том, что: 1) указанные субъекты, наделенные взаимными правами и обязанностями, совместно, взаимосвязанно осуществляют координационную деятельность по управлению унитарным предприятием, направленную на достижение общей цели, определяемой законом и уставом предприятия, для удовлетворения публично-правовых интересов имущественного характера; 2) в случаях, предусмотренных законом, унитарному предприятию предоставлено право образования совещательного органа (п. 4 ст. 21 Закона об УП). Сказанное дает основание полагать, что под термином «Unitas» следует понимать не только единство и неделимость имущества унитарного предприятия, но и единство в осуществлении управлением унитарным казенным предприятием.
Вышеизложенное позволяет нам сделать заключение о том, что права оперативного управления казенных предприятий по своей природе являются ограниченными вещными правами с элементами корпоративности. Соответственно, относить их к числу некорпоративных юридических лиц в чистом виде не представляется целесообразным. Вместе с тем, принимая во внимание особый правовой статус казенных предприятий, мы приходим к выводу о том, что с учетом критерия не только извлечения прибыли, но и решения публичноправовых задач следует расширить классификацию юридических лиц, выделяя: коммерческие организации, некоммерческие организации, государственные и муниципальные организации, в состав которых будут входить все юридические лица, осуществляющие свою деятельность с целью удовлетворения публичноправовых нужд. Следствием данного предложения является вывод о целесообразности изложения п.1 ст. 50 ГК РФ в следующей редакции: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), либо организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности удовлетворение публично-правовых интересов (государственные и муниципальные организации)».
Key words: unitary enterprises, state enterprises, right of economic management, right
of operational management, commercial organizations, proprietary rights, public problems,
indivisibility of property, elements of corporativity.
Литература
2. Гражданское право: в 4 т. Т. I. Общая часть: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. — М.: Волтер Клувер, 2005. — 720 с.
3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренная решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. // Вестн. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2009. — № 11.
6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. — 1998. — № 10.
7. Селецкая С.Б. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как элементы правового положения унитарных предприятий. — Казань: Мастер Лайн, 2006. — 164 с.
8. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. — 2002. — № 15. — Ст. 1440.
9. Большая юридическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005. — 688 с.
Поступила в редакцию 26.03.10
Селецкая Стелла Борисовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета.
Унитарным называется предприятие не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущества.
Государственное унитарное предприятие, образованное на базе Федерального имущества, может быть двух видов:
— унитарное предприятие, имущество за которыми закреплено Российской Федерацией на праве хозяйственного ведения;
— унитарное предприятие, которому имущество передано Российской Федерацией в оперативное управление.
Унитарные предприятия, которые образованы на базе государственного имущества субъектов Федерации, а также муниципального имущества, может быть предприятиями только первого вида, то есть которым имущество передается на праве хозяйственного ведения, такие предприятия называются казенными предприятиями.
Различие между этими видами предприятия заключаются в объеме прав по распоряжению и пользованию имуществом, предоставляемое предприятию собственником.
Фирменное наименование предприятия обязательно должно содержать указание на собственность:
Пример: Рязанский Приборный Завод — ФГУП, ОГУП, МУП.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом.
Для предприятий первого вида собственник имущества определяет цель и предмет деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за исполнением имущества по назначению. Собственник имеет право на получение части прибыли. Предприятие не вправе отчуждать каким-либо образом имущество, включенное собственником в уставный капитал.
Остальным имуществом такое предприятие может распоряжаться самостоятельно.
Во втором случае предприятие может распоряжаться переданным ему собственником имуществом только с согласия собственника. Доходы, которые получило такое предприятие в результате хозяйственной деятельности, распределяется только в порядке, указанном собственником.
Рекомендуем прочитать:
- конкуренция в предпринимательстве
- прямой метод антимонопольного регулирования
- производственные кооперативы лекция
- способы определения позиции фирмы
- признаки сегментирование рынка
- конспект по оборотным средствам
- источники формирование предпринимательского капитала
- сущность и природа предпринимательства и его роль в экономике
- консигнация или комиссия
- что относят к активным фондам
Конспект по предпринимательству
Эта форма предприятий действует с 1993г., новая организационно-правовая форма. Унитарное это значит государственное или муниципальное (городское или сельское) предприятие. Унитарный — единый (составляющий одно целое).Унитарное предприятие является неделимым т.е. не может быть разделено по долям, вкладам между работниками предприятия.
Унитарные предприятия могут создаваться в форме:
1. Республиканского унитарного предприятия (РУП), которое находиться в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. Если на базе имущества находящегося в собственности Р.Б. основано унитарное предприятие на праве оперативного управления, то такое предприятие называется казенным.
3. Собственником имущества коммунального унитарного предприятия является административно- территориальная единица, а предприятие пользуется им на праве хозяйственного ведения.
4. Имущество частного унитарного предприятия (ЧУП) находится в частной собственности физического или юридического лица и принадлежит такому предприятию, на правах хозяйственного ведения.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может с согласия собственника создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Такое предприятие называется дочерним.
Преодоление монополизма и создание конкурентной среды привело к образованию множества малых предприятий. В рыночной экономике малые предприятия — самый активный и гибкий сектор экономики. Они могут быстро и эффективно перестраивать своё производство, смело идти на риск. В странах с развитой рыночной экономикой именно малый бизнес, не монополистический сектор экономики, стал в последние десятилетия важным источником экономического роста и увеличения числа рабочих мест.
Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Новая редакция Ст. 113 ГК РФ
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
1. В отличие от других коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов), унитарное предприятие как юридическое лицо действует на базе имущества, не принадлежащего ему на праве собственности. Правовой формой обособления имущества унитарного предприятия, используемого в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, является производное от права собственности вещное право — хозяйственного ведения или оперативного управления (о вещных правах лиц, не являющихся собственниками, см. комментарий к ст. 216). В организационно-правовой форме «предприятие» создаются только государственные и муниципальные предприятия следующих видов:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие, предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие) (п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). До принятия указанного Закона ГК предусматривал создание только федеральных казенных предприятий.
Действовавший до вступления в силу главы 4 ГК РФ (она вступила в силу со дня опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г., а часть первая ГК в целом — с 1 января 1995 г.) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418) признавал предприятием любое юридическое лицо (предприятием признавалось также полное товарищество, которое юридическим лицом не являлось), создаваемое для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Соответственно, хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные частные предприятия, государственные и муниципальные предприятия рассматривались в качестве организационно-правовой формы предприятий. В настоящее время в организационно-правовой форме предприятия создаются и действуют только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Другие же коммерческие организации возникают в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов.
Предприятие как субъект (в качестве такового выступает в настоящее время только унитарное предприятие) нельзя отождествлять с предприятием — объектом, имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). По смыслу ст. 132 предприятием как имущественным комплексом обладают все коммерческие организации, включая унитарные предприятия. Предприятие — имущественный комплекс принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию и одновременно унитарному предприятию как субъекту на основе производного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления).
Термин «унитарное» подчеркивает единство субъекта и объекта: объект принадлежит только одному собственнику, имущество предприятия не делится на доли (вклады, паи), а потому здесь нет субъектов (учредителей, участников организации), включая работников предприятия, наделенных обязательственными правами по отношению к предприятию, что характерно для хозяйственных обществ и товариществ. Соответственно, имущество предприятия неделимо в том смысле, что не распределяется по долям, вкладам (из-за отсутствия таковых). В случае ликвидации предприятия оставшееся после расчетов с кредиторами имущество передается собственнику.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В нем содержится информация, предусмотренная в п. 2 ст. 52 ГК, в комментируемой статье, а также в Законе об унитарных предприятиях. Унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью, поэтому в уставе должны быть сведения о предмете и цели его деятельности. Информация о размере уставного фонда содержится только в уставах предприятий с правом хозяйственного ведения, так как у казенных предприятий уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).
2. В уставе должны также содержаться сведения о собственнике предприятия (Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование) и органах, осуществляющих полномочия собственника закрепленного за предприятием имущества, о вещном праве на это имущество (хозяйственного ведения или оперативного управления) самого предприятия как субъекта. Необходимо обратить внимание на то, что в состав имущественного комплекса входят не только вещи, но и имущественные права требования, исключительные права, имущественные обязанности (долги). Отсюда следует, что на составные части имущественного комплекса унитарному предприятию принадлежат не только вещные права, но также исключительные права и права требования. На весь имущественный комплекс (предприятие) ему принадлежит право хозяйственного ведения или оперативного управления, а государству, муниципальному образованию — право собственности.
3. Устав содержит полное и сокращенное фирменное наименование предприятия на русском языке, оно может быть также указано на языках народов РФ и (или) на иностранном языке. Полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие». В фирменном наименовании предприятия, основанного на праве оперативного управления, должны быть слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное предприятие».
4. Руководитель унитарного предприятия (устав может называть его директором, генеральным директором, руководителем) является единоличным органом управления этого юридического лица. В уставе указывается порядок назначения его на должность руководителя, а также заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель федерального унитарного предприятия назначается на должность на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986) утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Руководитель любого унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником его имущества (п. 2 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Названным Постановлением Правительства РФ утверждено также Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.
Руководитель предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, установленные собственником (п. 3 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях).
Отчетность федеральных предприятий, имущественные комплексы которых не подлежат приватизации (сохраняются в составе федеральной собственности), представляется в федеральные агентства (отраслевые, а также те, руководство которыми осуществляет Президент РФ или Правительство РФ). Отчетность иных федеральных предприятий представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Помимо бухгалтерской отчетности, которая представляется органам, уполномоченным управлять государственным и муниципальным имуществом, в составе и сроки, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете, руководитель отчитывается также по установленной форме о выполнении показателей экономической эффективности деятельности предприятия.
Показатели экономической эффективности деятельности федеральных унитарных предприятий утверждаются федеральными агентствами (отраслевыми и агентствами, руководство которыми осуществляют Президент РФ или Правительство РФ). Они же рассматривают и утверждают отчет руководителя предприятия о выполнении этих показателей. Утвержденный отчет далее в трехдневный срок направляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Унитарное предприятие, хотя и не является собственником закрепленного за ним и приобретенного в процессе осуществления предпринимательской деятельности имущества, отвечает перед кредиторами, как и другие коммерческие организации, всем своим имуществом. При этом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть в общем порядке признано банкротом, а казенное предприятие банкротству не подлежит (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Унитарное предприятие по обязательствам собственника его имущества ответственности не несет. Это, в частности, исключает возможность ареста имущества унитарного предприятия в целях обеспечения исполнения обязательств собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) перед кредиторами, обращения взыскания на имущество предприятия во исполнение судебного решения о взыскании задолженности этих публично-правовых образований перед кредиторами.
6. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК и Законом об унитарных предприятиях.
Установите соответствие между организационно-правовыми формами предприятий и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ |
А) Преимущественное право в принятии решений имеют участники, несущие ответственность в объеме всего своего имущества по обязательствам предприятия.
Б) Прибыль и ликвидационный остаток предприятия распределяются в связи с трудовым участием.
В) Отдельные участники предприятия несут ответственность только в размере внесенных вкладов.
Г) Собственность предприятия складывается из паев участников, работающих на нем.
Д) Все участники предприятия обладают правом вето при принятии решений.
Е) Аптека находится в муниципальной собственности, обслуживает социально-незащищенные категории населения.
2) полное товарищество
3) унитарное предприятие
4) товарищество на вере
(коммандитное)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Кооператив — основанное на членстве объединение людей и организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.
Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.
Полное товарищество — вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.
Унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество неделимое (не может быть распределено по вкладам).
— В форме унитарных предприятий могут быть созданы только гос. и муниципальные предприятия
— Имущество предприятия находится в гос. или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хоз. ведения или оперативного управления
— Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества
— Орган унитарного предприятия – руководитель: назначается собственником и ему подотчетен
— Унитарное предприятие отвечает по обязательствам всем своим имуществом (не несет по об-вам собственника)
1. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения:
— Создается по решению уполномоченного гос. органа или ОМС
— Учредительный документ: устав, утвержденный уполномоченным гос. органом или ОМС
— Размер уставного фонда: не менее 5000 МРОТ (для гос. предприятия) и 1000 МРОТ (для муниципального)
— Если по окончании фин. года стоимость чистых активов окажется
Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.
20. Вещи как объекты гражданских правоотношений: понятие и юридическая классификация.
Вещи – предметы материального мира, представляющие ценность для человека, способные удовлетворять потребности субъектов гражданских правоотношений, выступать предметом товарообмена.
Энергия – особый вид вещи, если ей управлять и использ-ть.
Вещи как объекты ГП – объекты права/собственности и др. вещных прав.
— По оборотоспособности: оборотоспособные, не обротоспособные, изъятые из оборота
— Движимые (остальное имущество)/Недвижимые (земля и ее недра, вещи связанные с землей, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, иное имущество предусмотренное законом).
Права на недвижимое имущество возник только с момента гос регистрации (регистрируются не только права, но и сделки о недвижимости).
— Потребляемые (которые перестают существовать в результате их однократного использования: продукты, одежда, энергия)
Непотребляемые (многократно используемые: здания). Объектом дог найма могут быть только непотребляемые вещи.
Займ – потребляемые вещи (соль, деньги).
— Индивид определенные (к-либо образом выделенные из вещей к-либо рода: они юр. незаменимы, их гибель прекращает обязанность по возврату) / Родовые (если вещь определена кол-вом, весом и не выделена из рода: юр заменимы, гибель не влечет прекращения обязанностей). Все вещи могут быть индивидуально определены и родовые в определенной ситуации: если вещь закреплена за лицом, то она определена индивид-но.
— Делимые (не утрачивают своего значения при их разделе: жидкость.) / Неделимые (утрачивают свои потребит качества в рез раздела).
При разделе общего имущества делимая вещь делится по числу собственников, а неделимая – нет (остальным причитается денежная компенсация).
— Сложные (физически делимы, но связаны общим назначением: лыжи, мебельный гарнитур – по общ правилу считаются неделимыми, но участники конкретной сделки могут их разделить)/Простые (не связаны общ назначением)
— Плодоприносящие/Плоды (естественные порождения вещи – яблоко, яйцо), продукция (все полученное в рез-те хоз деятельности), доход (поступления, связанные с использ-ем в гражданском обороте — %).
Право на плоды…, если иное не предусмотрено Законом, находится у владельца плодоприносящей вещи.
— Одушевленные (дом жив – общий правовой режим вещей, хозяин должен относиться гуманно, иначе прекращение права собственности и насильственный выкуп)/Неодушевленные. Приблудный скот и найденные животные принадлежат нашедшему.
Восстановление прав хозяина возможно, если будет установлено, что животное сохранило привязанность к хозяину. Собственник вещи вправе определять ее судьбу.
21.Документарные ценные бумаги: понятие, виды, особенности передачи прав.
Ценными бумагами являются соответствующие установленным законом требованиям документы, удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении (документарные ценные бумаги).
Виды ценных бумаг:
1. Документарные ценные бумаги могут быть предъявительскими (ценными бумагами на предъявителя), ордерными и именными.
2. Предъявительской является ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец.
3. Ордерной является ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов.
4. Именной документарной является ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается:
1) или лицо, являющееся владельцем ценной бумаги и указанное в качестве правообладателя в учетных записях, которые ведутся обязанным лицом или лицом, действующим по его поручению и имеющим соответствующую лицензию. Законом может быть предусмотрена обязанность передачи ведения такого учета лицу, имеющему соответствующую лицензию;
2) или ее владелец, если ценная бумага была выдана на его имя либо перешла к нему от первоначального владельца в порядке непрерывного ряда цессий.
Переход прав по документарной ценной бумаге
1. С переходом права на документарную ценную бумагу переходят все удостоверенные ею права в совокупности.
2. Права, удостоверенные предъявительской ценной бумагой, передаются приобретателю путем вручения ему ценной бумаги отчуждателем.
Права, удостоверенные предъявительской ценной бумагой, могут перейти к другому лицу независимо от ее вручения в случаях и по основаниям, которые установлены законом.
3. Права, удостоверенные ордерной ценной бумагой, передаются приобретателю путем ее вручения с совершением на ней передаточной надписи — индоссамента. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или законом, к передаче прав по ордерным ценным бумагам применяются установленные законом о переводном и простом векселе правила о передаче прав по векселям.
4. Права, удостоверенные документарной именной ценной бумагой, передаются приобретателю путем вручения ему ценной бумаги отчуждателем с совершением на ней именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии).
Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 651 | Нарушение авторских прав