Примите решение о целесообразности закупки товаров

Примите решение о целесообразности закупки товаров

Вариант 2
Примите решение о целесообразности закупки товаров у территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости.
* В данной задаче затраты на транспортировку увеличиваются в зависимости от увеличения закупочной стоимости груза. Однако на практике так бывает не всегда: все зависит не только от закупочной стоимости груза, но и от его состава.
** Процент закупочной стоимости при расчете как страховых затрат, так и затрат в пути определяется из расчета ставки 36% годовых. Получаем 3% в месяц или 0,1% в день. Так как доставка из Твери (так же как и из Ярославля) равна примерно 1 дню, это значение и отражено в таблице. Затраты на запасы в пути рассчитываются аналогичным образом. В задаче все данные приведены в расчете на один рейс.
1. На основе данных табл. 2.11 и 2.12 постройте график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости груза (кривую выбора поставщика). В расчете следует учесть, что расстояние от Москвы до Твери составляет 176 км, от Москвы до Ярославля — 266 км.

Таблица 2.11
Дополнительные затраты, связанные с закупкой товаров у поставщика в Твери
Закупочная стоимость 1 м8 груза,
руб.
на транспортировку, руб./км* на экспедиционные услуги, руб./км на страховые
запасы, %
закупочной
стоимости**
на запасы
в пути, %
закупочной
стоимости
прочие,
связанные
с доставкой
от удаленного
поставщика, руб.
6200 50 20 0,1 0,1 150
12000 60 20 0,1 0,1 130
32000 70 20 0,1 0,1 120
49000 80 20 0,1 0,1 100
72000 100 20 0,1 0,1 80
Таблица 2.12
Дополнительные затраты, связанные с закупкой товаров у поставщика в Ярославле
Закупочная
стоимость
1 м3 груза,
руб.
на транспортировку, руб./км на экспедиционные услуги, руб./км на страховые
запасы, %
закупочной
стоимости
на запасы
в пути, %
закупочной
стоимости
прочие,
связанные
с доставкой
от удаленного
поставщика,
руб.
6200 30 20 0,1 0,1 210
12000 40 20 0,1 0,1 185
32 000 50 20 0,1 0,1 150
49000 60 20 0,1 0,1 130
72000 80 20 0,1 0,1 100

2. Пользуясь построенным графиком, определите целесообразность закупки в Твери и Ярославле позиций ассортимента, которые указаны в табл. 2.13.

Таблица 2.13
Товар Стоимость 1м3 груза, руб. Цена за единицу, руб.
в
Твери
В Ярославле в
Твери
в Ярославле В
Москве
Консервы мясные 14 000 12 000 13,0 8,0 13,5
Кондитерские изделия 24 000 25000 15,0 17,0 20,0
Макаронные изделия 22000 19000 20,0 7,1 23,0
Крупа 17000 23000 12,0 13,3 12,0
Безалкогольные напитки 33000 37000 27,2 29,4 7,3

Вариант 3
Примите решение о целесообразности закупки товаров у территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости. На основе данных табл. 2.14 и 2.15 постройте график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости груза (кривую выбора поставщика). В расчете следует учесть, что расстояние от Москвы до Твери составляет 176 км, от Москвы до Ярославля — 266 км.

1. Пользуясь построенным графиком, определите целесообразность закупки в
Твери и Ярославле позиций ассортимента, которые указаны в таблице 2.16

Таблица 2.14
Дополнительные затраты, связанные с закупкой товаров у поставщика в Твери
Закупочная
стоимость
1 м3 груза,
руб.
на транспортировку, руб./км на экспедиционные услуги, руб./км на страховые
запасы, %
закупочной
стоимости
на запасы
в пути, %
закупочной
стоимости
прочие,
связанные
с доставкой
от удаленного
поставщика, руб.
7 200 35 30 0,1 0,1 100
12 000 45 30 0,1 0,1 90
20 000 60 30 0,1 0,1 70
49000 80 30 0,1 0,1 50
64 000 110 30 0,1 0,1 40

Таблица 2.15
Закупочная стоимость 1 м3 груза,
руб.
Дополнительные затраты, связанные с закупкой товаров у поставщика в Ярославле
на транспортировку, руб./км на экспедиционные
услуги, руб./км
на страховые
запасы, %
закупочной
стоимости
на запасы
в пути, %
закупочной
стоимости
прочие,
связанные
с доставкой
от удаленного
поставщика,
руб.
7 200 25 40 0,1 0,1 180
12 000 35 40 0,1 0,1 140
20000 40 40 0,1 0,1 110
49000 43 40 0,1 0,1 90
64 000 48 40 0,1 0,1 70

2. Пользуясь построенным графиком, определите целесообразность закупки в
Твери и Ярославле позиций ассортимента, которые указаны в таблице 2.16

Таблица 2.16
Товар Стоимость 1 м3 груза, руб. Цена за единицу, руб.
в Твери в Ярославле в Твери в Ярославле в Москве
Консервы мясные 13000 13000 6,0 4,0 15,5
Кондитерские изделия 27000 24000 15,0 19,0 21,0
Макаронные изделия 23000 18000 13,0 15,0 20,0
Крупа 19000 23000 16,0 13,3 10,0
Безалкогольные напитки 37000 39000 23,2 22,4 32,3

Вариант 4
Примите решение о целесообразности закупки товаров у территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости.
1. На основе данных табл. 2.17 и 2.18 постройте график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости груза (кривую выбора поставщика). В расчете следует учесть, что расстояние от Москвы до Твери составляет 176 км, от Москвы до Ярославля— 266 км.

Таблица 2.17
Дополнительные затраты,
связанные с закупкой товаров у поставщика в Твери
Закупочная стоимость 1 м3 груза,
руб.
на транспортировку, руб./км на экспедиционные услуги, руб./км на страховые
запасы, %
закупочной
стоимости
на запасы
в пути, %
закупочной
стоимости
Прочие,связанныес доставкойот удаленного
поставщика,руб.
5200 35 30 0,1 0,1 120
9000 40 30 0,1 0,1 100
14000 45 30 0,1 0,1 60
49 000 55 30 0,1 0,1 50
64000 60 30 0,1 0,1 40
Таблица 2.18
Дополнительные затраты, связанные с закупкой товаров у поставщика в Ярославле
Закупочная стоимость 1 м3 груза,
руб.
на транспортировку, руб. /км на экспедиционные услуги, руб./км на страховые
запасы, %
закупочной
стоимости
на запасы
в пути, %
закупочной
стоимости
прочие,
связанные
с доставкой
от удаленного
поставщика,
руб.
5 200 15 40 0,1 0,1 180
9000 17 40 0,1 0,1 140
14000 20 40 0,1 0,1 110
49000 28 40 0,1 0,1 90
64000 35 40 0,1 0,1 70

2. Пользуясь построенным графиком, определите целесообразность закупки в Твери и Ярославле позиций ассортимента, указанных в табл. 2.19.

Таблица 2.19
Товар Стоимость 1 м3 груза, руб. Цена за единицу, руб
в Твери в Ярославле в Твери в Ярославле в Москве
Консервы мясные 17000 13000 12,0 5,0 15,5
Кондитерские изделия 26000 24000 4,0 17,0 21,0
Макаронные изделия 20000 18000 18,0 15,1 20,0
Крупа 16000 23000 8,0 13,3 15,0
Безалкогольные напитки 30000 39000 12,2 6,4 32,3

Контрольные вопросы

  1. Какие факторами являются основными при принятии решения о целесообразности закупки товаров;
  2. Как строится график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости груза (кривая выбора поставщика).

Практическая работа № 7
«Изучение информационных потоков»
Цель работы: на базе изученного материала исследовать логику построения и организации информационных систем и потоков.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
— формулировать требования к информационным системам.
знать:
— принципы построения информационных систем в логистике.
Задания для практического занятия:
Вариант 1.
Задание: каким образом компания «ПеннинсулаПойнт» может и должна использовать электронно-вычислительную технику для совершенствования обслуживания клиентуры? Каким образом можно было бы улучшить работу компании с помощью современных средств электроники?
За последние годы компания «ПеннинсулаПойнт» стала одной из самых успешно действующих компаний в области продажи одежды по каталогам. Компания публикует очень красочный каталог, который рассылается перспективным клиентам. Клиенты рассылают заказы по почте или используют бесплатный телефонный номер. Основной категорией клиентуры являются семейные пары, где оба члена семьи работают. Как правило, детей у них пока нет. Конкурентами «ПеннинсулаПойнт» являются другие работающие в этом бизнесе компании, такие как: «Лэндс Энд»,»Орвис» и «Л.Л.Бин».
Несмотря на то, что подобный бизнес — покупки по каталогам испытывает очень суровую конкуренцию, компания «ПеннинсулаПойнт» работает очень успешно, а главное — видит перспективы в своей работе, так как покупать по каталогам становится очень престижно в некоторых кругах бизнесменов, которые тем самым хотят подчеркнуть, что они все время очень заняты и у них нет времени на хождение по магазинам.
Компания считает, что для обслуживания клиентуры существуют два важных момента. Первое: все заказанное отправляется строго вовремя, именно в то время, которое указано в заказе. И второе — если клиент что-то возвращает, то это не расценивается как недружественный жест, а тут же заменяется или возвращаются деньги. Компания считает, что в подобном бизнесе возврат — это нормальное явление.
Сама компания «ПеннинсулаПойнт» не производит одежды, а получает ее из Китая, Тайваня, Сингапура, Гонконга и Южной Кореи. Отгрузка из указанных стран осуществляется контейнерными партиями морским транспортом. По прибытии в США контейнеры развозятся автотранспортом в складской центр компании в Нэшвилле (штат Теннеси). В дальнейшем отправка заказов осуществляется компаний «Юнайтед Парселс» — экспресс почтой.

«Пеннинсулапойнт» понимает, что операции по логистике, выражающиеся в срочной и точной доставке заказанного, — это ключ к успеху, и считает себя «логистической компанией». Кроме того, вкусы получателей часто меняются, иногда даже в середине сезона.
Поэтому, если задержаться с доставкой, то можно получить заказ обратно. Только мгновенная реакция на заказ может обеспечить стабильные доходы.
Вариант 2
Задание: основываясь на материалах об информационных потоках в логистике, какие рекомендации вы могли бы дать вице-президенту компании по логистике по использованию компьютерных технологий в вопросах установления координации в работе с отделом закупки товаров и финансовым отделом? Какая дополнительная информация по деятельности компании вам могла бы понадобиться для подготовки своих соображений?
В течение десяти лет компания «Си-ТэкДистрибьюшн Компани» имеет 11% долю по оптовым поставкам разного рода продуктов в магазины и универмаги района городов Сиэттл и Такома на Северо-западе США. Компания весьма конкурентоспособна и открыта для внедрения самых прогрессивных технологий.
В компании есть должность вице-президента по логистике, который отвечает за все операции, касающиеся получения продуктов от поставщиков, их хранения и развоза по магазинам. Помимо отдела по логистике в его подчинении находится также компьютерный центр компании.
«Си-Тэк» принимает все продукты от поставщиков на двух своих оптовых складах, осуществляет их хранение, а затем отправляет по заказам в розничную сеть магазинов. Компания имеет собственный небольшой парк грузовиков — 12 единиц. В вопросах поставки продуктов в розничную сеть используются как эти 12 грузовиков, так и транспорт специализированных автомобильных предприятий. Как правило, поставки продуктов в магазины осуществляются по телефону, а затем устная договоренность подтверждается письменно.
Закупками продуктов у поставщиков занимается другой вице-президент (вице-президент по закупкам), который в своей работе опирается на команду из 8 опытных закупщиков — сотрудников соответствующего отдела. Закупщики довольно самостоятельны в своей работе. Они решают: у кого и сколько закупать, по какой цене, пользоваться ли скидками или нет, когда продукты должны быть поставлены на два оптовых склада компании, получать ли от поставщиков кредит и если да, то на каких условиях, и т.д. Номенклатура закупаемых компанией «Си-Тэк» продуктов превышает 3000 наименований.
Хотя оба вице-президента специально не координируют свою работу, тем не менее, они чувствуют, что в этом есть насущная потребность, и без подобной координации в дальнейшем не обойтись. Два других вице-президента компании занимаются вопросами маркетинга и финансов. Активно взаимодействует с вице-президентом по логистике вице-президент по финансам, который буквально забрасывает его различной информацией по издержкам и расходам, связанным с логистикой. Но эта информация, по мнению вице-президента, не упорядочена, и на ее основе невозможно делать какие-либо глубокие выводы по вопросам сокращения логистических издержек.
Контрольные вопросы
1.Сформулируйте понятие «информация», «информационная система», «информационный поток»;
2. Как организация информационных потоков влияет на эффективность управления материальными потоками;
3. Охарактеризуйте подсистемы, входящие в состав информационных систем;
4. Назовите и охарактеризуйте виды информационных систем и информационных потоков;
5. Перечислите принципы, которые необходимо соблюдать при построении логистических информационных систем;
6. Назовите и охарактеризуйте известные Вам технологии информационной логистики;
7. Назовите преимущества использования штриховых кодов.

Предприятие приобрело товары. Во время их отгрузки получили товарно-транспортную накладную (далее — ТТН). Можно ли оприходовать товар на основании ТТН при отсутствии других документов (расходной накладной или акта приемки-передачи ТМЦ)?

ОТВЕТ: Мы считаем, что ТТН НЕ является тем первичным документом, на основании которого приходуют товар. Хотя бы потому, что составляется она именно с целью подтверждения перевозки товаров, а не их приобретения. При этом без ТТН операцию могут признать нереальной. Объясним.

Прежде всего отметим: порядок оформления ТТН регулируют Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.10.1997 г. № 363 (далее — Правила перевозки грузов). Этот же законодательный акт и дает определение ТТН.

Так, в соответствии с абз. 27 п. 1 Правил перевозок грузов:

ТТН — это единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания товарно-материальных ценностей, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами перевозки грузов.

Если руководствоваться данным определением ТТН, то на основании этого документа на самом деле можно было бы оприходовать товары.

Также необходимо учитывать требования бухгалтерского и налогового законодательства.

Закон № 44-ФЗ регламентирует определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несколькими способами, отличающимися как по набору критериев оценки предложений, так и по начальной (максимальной) цене контракта (рис. 8.4 и табл. 8.3). Для сравнения способы размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ приведены в табл. 8.4.

Рис. 8.4. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ

Таблица 8.3

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ

Способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика) / Начальная (максимальная) цена контракта (лота)

Конкурсы

Аукционы

Запрос предложений

Запрос котировок

Запрос котировок (гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС)

До 100 тыс. руб.

У единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн руб. в год)

От 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

+

+

+

Совокупный годовой объем закупок не должен превышать 10% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 100 млн руб. в год

+

От 500 тыс. руб. и выше

+

+

+

+

Таблица 8.4

Способы размещения государственного (муниципального) заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

Способы размещения заказов / Начальная (максимальная) цена контракта

Конкурс

Аукцион

Запрос котировок

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

обычный

гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС

До 100 тыс. руб.

(предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами)

Закупка товаров осуществляется у единственного поставщика (размещение заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение одного квартала на сумму свыше 100 тыс. руб. – запрещено)

От 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

+

+

+

+

+

+

От 500 тыс. руб. и выше

+

+

+

+

+

Рассмотрим более подробно способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, конкурсной заявке которого присвоен первый номер. В случае если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, конкурс проводится в закрытой форме.

Критериями оценки заявок могут быть:

  • – цена контракта (лота);
  • – функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  • – качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
  • – расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;
  • – сроки (периоды) поставки товара (работ, услуг);
  • – срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.

Извещение о проведении открытого конкурса (изменения к извещению) размещается на сайте заказчика, в котором должны быть указаны следующие сведения:

  • – форма торгов;
  • – наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
  • – предмет контракта с указанием количества поставляемого товара (объема выполняемых работ или оказываемых услуг);
  • – место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • – начальная (максимальная) цена контракта (лота);
  • – срок, место и порядок предоставления конкурсной документации с указанием адреса официального сайта (если конкурсная документация размещается в электронной форме);
  • – размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации (если данное условие предусмотрено);
  • – место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса;
  • – преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15%.

При проведении закрытого конкурса размещения извещения в единой информационной системе не требуется. Заказчики посредством закрытых каналов связи направляют приглашения принять участие в закрытом конкурсе ограниченному кругу лиц, удовлетворяющих требованиям к сохранению государственной тайны, а также имеющим соответствующий доступ к таким сведениям.

Оформляя заявки на участие в конкурсе, участники закупок руководствуются требованиями, которые содержатся в конкурсной документации, включающей следующие сведения:

  • – требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению;
  • – требования к описанию участниками размещения заказа предмета конкурса, его функциональных, количественных и качественных характеристик;
  • – требования к обслуживанию товара, к расходам на его эксплуатацию (при необходимости);
  • – место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • – начальную (максимальную) цену контракта (лота);
  • – форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;
  • – порядок формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • – сведения о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг;
  • – порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
  • – порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений;
  • – место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов;
  • – критерии, порядок оценки и сопоставления заявок;
  • – размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок, порядок и реквизиты внесения денежных средств;
  • – размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, а также другие сведения.

Конкурс может быть признан несостоявшимся по следующим основаниям:

  • – только один участник подал заявку;
  • – по результатам рассмотрения конкурсных заявок всем участникам закупок было отказано в допуске, кроме одного претендента;
  • – участники, заявкам которых были присвоены первый и второй номера, уклонились от заключения контракта.

Если конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса, условия которого он может изменить. Кроме того, можно осуществить закупку у единственного источника, при этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, опубликованной ранее, а цена контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену, указанную в первоначальном извещении.

Пример

Рассмотрим вариант выбора поставщика в форме конкурса на поставку автобусов для нужд перевозки пассажиров на городских маршрутах. Критериям оценки конкурсных заявок предварительно были присвоены весовые коэффициенты с использованием метода парных сравнений. Наиболее важному в паре критерию соответствовала оценка 2, наименее важному – 0, когда критерии имели одинаковую степень важности, каждому присваивалась оценка 1. Ранги расставлялись в порядке убывания итоговых сумм по строкам (наибольшей сумме соответствовал наивысший ранг) (табл. 8.5).

Таблица 8.5

Таблица парных сравнений критериев оценки и сопоставления конкурсных заявок

Критерии

Цена

Условия

оплаты

Расход

топлива

Срок поставки

Вместимость

Текущее

обслуживание

Пробег

Гарантийное

обслуживание

Сумма баллов

Ранг

Цена

Условия оплаты

Расход топлива

Срок поставки

Вместимость

Текущее обслуживание

Пробег

Гарантийное

обслуживание

Итого

Заявки на участие в конкурсе подали 5 потенциальных поставщиков, представляющих автобусы марок МАЗ, ЛиАЗ, «Икарус», MAN и SCANIA (табл. 8.6).

Таблица 8.6

Предложения участников конкурса по критериям оценки заявок с указанием предельных значений показателей

Критерии оценки заявок

Участники размещения заказа (поставщики)

МАЗ

«Икарус»

ЛиАЗ

Условия оплаты (отсрочка не менее 1 мес. с момента подписания акта приемки-передачи)

Срок поставки (не более 3 мес. с момента заключения контракта)

2,5

2,5

Цена (не более 5,5 млн руб/шт.)

4,9

5,2

5,3

5,0

5,3

Общая пассажировместимость (не менее 54 чел.)

Средний расход топлива (не более 30 л/100 км в городском цикле)

Гарантийное обслуживание

нет

да

да

мет

да

Расходы по текущему обслуживанию (не более 200 тыс. руб/год)

Пробег к моменту поставки (не более 300 тыс. км)

1,5

1,8

3,0

Веса установлены по доле каждого критерия в общей сумме баллов (см. табл. 8.3). Лучшее из представленных предложений является эталоном, который может быть максимальным или минимальным в зависимости от влияния критерия на общую оценку (например, для ценового показателя эталон будет минимальным, а для отсрочки платежа – максимальным). Рейтинговые оценки участников конкурса по каждому критерию рассчитываются по следующим формулам (табл. 8.7):

  • – для минимального эталона ; (8.1)
  • – для максимального эталона , (8.2)

где – рейтинговая оценка у-го поставщика по г-му критерию; – весовой коэффициент г-го критерия; – эталонные (лучшие) значения по критериям;– значение по г-му критерию для j-го поставщика.

Стоит отметить, что ограничения по значениям количественных и качественных показателей оценки, которые установил заказчик автобусов, также можно трактовать как релейные критерии, используя общую терминологию управления поставщиками в логистике снабжения.

Для перевода значений качественного критерия «наличие или отсутствие гарантийного обслуживания» использовалась двухбалльная шкала: «да» – 2 балла, «нет» – 0. Интегральными оценнами (рейтингами) для каждого участника размещения заказа является сумма рейтинговых оценок по всем критериям (табл. 8.7):

(8.3)

Таблица 8.7

Результаты расчетов рейтинговых и интегральных оценок предложений участников конкурса

Предложение по автобусу «Икарус» считается лучшим, поскольку получило наибольший рейтинг (интегральную оценку) и с соответствующим участником заключается государственный контракт на поставку (закупку).

Кроме стандартных конкурсов в открытых и закрытых формах закон о контрактной системе предусматривает еще несколько разновидностей данных способов определения поставщика, формы проведения которых могут также быть открытыми и закрытыми.

Конкурс с ограниченным участием, к которому допускаются участники закупок, имеющие необходимый уровень квалификации, если необходимые товары (работы, услуги) являются технически или технологически сложными, а также могут иметь инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер. Необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который можно назвать дополнительным или специализированным.

  • 1. Двухэтапный конкурс, который проводится при одновременном соблюдении следующих условий:
    • – необходимо заключить контракт на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, а также на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции или в целях создания произведения литературы (искусства);
    • – для уточнения характеристик предмета закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Кроме того, как и в случае ограниченного участия, необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который проводится на первом этапе конкурса.

2. Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Предполагается, что для товаров (работ, услуг), закупаемых с помощью аукциона, есть функционирующий рынок, конкуренция достаточная и сравнение предложений участников закупок целесообразно производить только по ценам.

Открытый аукцион проводится только в электронной форме (электронный аукцион) на электронных торговых площадках, таких, например, как Правительств г. Москвы и Республики Татарстан, РТС, ММВБ и Сбербанка. Для обеспечения доступа к участию оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников закупок.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Включение предметов закупки в такой перечень осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • – существует возможность сформулировать подробное и точное описание предмета закупки;
  • – критерии определения победителя электронного аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Таким образом, аукцион применительно к сфере государственных закупок, в отличие от его классического понимания, является торгами иа понижение начальной цепы; его часто называют обратным, или редукционным, аукционом. По общей классификации методов выбора контрагентов в логистике снабжения, которая была рассмотрена в предыдущих главах, аукцион является аналогом метода доминирующих характеристик.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть должна содержать только согласие участника закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе, а также сведения о качественных и функциональных характеристиках товара. К таким сведениям относятся технические характеристики, сведения о безопасности, размере, упаковке и отгрузке товара, а также иные сведения, представление которых предусмотрено документацией. Первая часть заявки также может содержать эскиз, рисунок, чертеж или фотографию товара, на поставку которого размещается заказ.

Вторая часть заявки содержит сведения об участнике. Первая и вторая части заявки одновременно направляются участником оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, подписанных с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). На основании рассмотрения первых частей заявок, которые оператор электронной площадки предоставляет в распоряжение аукционной комиссии, принимается решение о допуске к участию.

Оператор обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся во вторых частях заявок, до момента окончания электронного аукциона и размещения протокола о его проведении, после чего направляет их аукционной комиссии для рассмотрения на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к участникам закупок (заявкам), которые содержатся в документации об аукционе. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, признается окончательным победителем, в случае если вторая часть его заявки соответствует таким требованиям.

Понятие «шаг аукциона» отражает дискретность ставок, т.е. определенную величину снижения начальной цены контракта (лота) при поступлении очередного предложения со стороны участника закупки. Для электронного аукциона «шаг» составляет от 0,5 до 5%.

Если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, аукцион проводится в закрытой и неэлектронной форме, когда вместо извещения заказчики направляют приглашения принять участие ограниченному кругу лиц.

3. Запрос котировок – способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Принципиальным отличием данного способа от аукциона является отсутствие возможности торговаться у участников закупок. Победителем запроса котировок признается участник, в котировочной заявке которого указана наиболее низкая цена исполнения контракта.

Однако заказчик вправе осуществлять закупки с помощью запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых таким способом, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но ие более чем на 100 млн руб. в год.

В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера запрос котировок проводится без ограничения максимальной цены контракта. В этом случае заказчики ежегодно проводят предварительный отбор потенциальных участников закупок, которые могут в возможно короткий срок и без предварительной оплаты (с отсрочкой платежа) осуществить поставки необходимых ресурсов.

4. Запрос предложений – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, представивший окончательное предложение, которое наилучшим образом отвечает потребностям заказчика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях, например:

  • – заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • – заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • – заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • – признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися и др.

При определении поставщика данным способом все заявки участников оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. После чего всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за датой проведения. Заказчик определяет победителя, оценивая окончательные предложения, поступившие от участников, выбирая лучшее.

  • 5. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. В общем случае использование данного способа возможно при условии, если совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Кроме того, закупка у единственного источника без указанных выше ограничений возможна, когда, например:
    • – предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    • – возникает потребность в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением;
    • – оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
    • – осуществляются поставки культурных ценностей;
    • – выполняются работы по мобилизационной подготовке в РФ;
    • – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы;
    • – заключается контракт управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений;
    • – процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана несостоявшейся. При этом контракт может быть заключен с единственным источником но цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта;
    • – осуществляется закупка на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, проживание, питание) и др.

Рассмотрим отдельные этапы процедур государственных закупок в зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на примере положений Закона № 94-ФЗ (табл. 8.8 и 8.9).

Пример

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»).

Росрезерв выполняет задачи по обеспечению:

  • – мобилизационных нужд;
  • – неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • – гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок;
  • – государственной поддержки различных отраслей народного хозяйства, организаций, субъектов РФ, предприятий и др.

Среди функций Росрезерва можно выделить следующие:

  • – закупка и доставка материальных ценностей;
  • – закладка – принятие материальных ценностей и их хранение;

Таблица 8.8

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

№ п/п

Наименование этапа (исполнитель)

Конкурс

Аукцион

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

Принятие решения о проведении (З, УО)

Нет сложившегося рынка. Принятие решения но критериям: цена, качество

Государственная тайна. По согласованию с уполномоченным контрольным органом

Сложившийся рынок. Сравнение предложений только но цене

Государственная тайна. По согласованию с уполномоченным контрольным органом

Извещение о проведении (З, УО, СО)

Не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

На официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок (или за 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок

Внесение изменений в извещение (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 20 дней

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней (или до 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Обеспечение заявки (У)

Не более 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

От 0,5 до 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Не более 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Отказ от проведения (З, УО)

Не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок

Не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок (или за 5 дней до окончания срока подачи заявок при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Документация (З, УО, СО)

Конкурсная документация

Документация об аукционе

В письменной форме или на официальном сайте

Только в письменной форме

На официальном сайте

Только в письменной форме

Стоимость

документации

Размер платы не должен превышать расходов на изготовление копии документации и ее доставку посредством почтовой связи

Внесение изменений в документацию (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 20 дней

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней или 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.

Заявка на участие (У)

Запечатанный конверт или электронный документ

Запечатанный конверт

Предварительная аккредитация на сайте. Первые части заявок в электронной форме с электронно-цифровой подписью.

Только в письменной форме

Отзыв заявки на участие или ее изменение

(У)

До момента вскрытия конвертов или даты открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме

До момента вскрытия конвертов

До окончания срока подачи заявок на участие

Вскрытие конвертов (К)

Аудиозапись. Видеозапись по желанию участника

Аудио- и видеозапись не допускается

Рассмотрение заявок (К)

Принятие решения о допуске к участию (в течение 20 дней с момента вскрытия конвертов).

Признание участником аукциона по результатам рассмотрения первых частей заявок (нс более 7 дней)

Признание участником аукциона (не более 10 дней)

Оценка и сопоставление заявок (К)

Присвоение заявкам порядковых номеров по мере уменьшения степени выгодности (в течение 10 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 0,5% максимальной цены контракта (лота). Рассмотрение вторых частей заявок (не более 6 дней или 4 дней при максимальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 6,5% максимальной цены контракта. Аудио-, видеозапись не допускается. Протоколы не публикуются

Заключение

контракта

(З, У)

С победителем или участником, заявке которого присвоен 2-й номер (в случае уклонения победителя), не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание конкурса несостоявшимся

С победителем или участником, сделавшим предпоследнее предложение (в случае уклонения победителя), но не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание аукциона не состоявшимся

Обеспечение исполнения контракта (У)

До 30% максимальной цены контракта (цены лота) в форме банковской гарантии (договора поручительства, залога). Обязательно 10–30% при максимальной цене контракта (цене лота) более 50 млн руб.

Примечание. З – заказчик; УО – уполномоченный орган; СО – специализированная организация; У – участник; К – комиссия по размещению заказа.

Таблица 8.9

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями закона № 94-ФЗ

№ п/п

Наименование этапа (исполнитель)

Запрос котировок

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Размещение заказа у единственного поставщика

Извещение о предварительном отборе участников (З, УО)

Не позднее чем за 30 дней до истечения срока подачи заявок

  • 1. Предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  • 2. Осуществляются поставки культурных ценностей.
  • 3. Выполняются работы по мобилизационной подготовке.
  • 4. Производство товаров осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
  • 5. Представлена только одна заявка на участие в размещении заказа.

Заявка на участие

(У)

В письменной форме

Предварительный отбор (З, УО)

Формирование перечня поставщиков (квалификационный отбор) в течение 10 дней со дня окончания представления заявок

Принятие решения о проведении (З, УО)

Не по конкретным заявкам. Сложившийся рынок, начальная цена контракта не более 500 тыс. руб. (по одноименным предметам снабжения в течение квартала)

Установленный перечень товаров без ограничения цены

Извещение о проведении/запрос котировок (З, У О)

На официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок (или 4 рабочих дня при цене контракта не более 250 тыс. руб.)

По результатам предварительного отбора с использованием любых средств связи – за 4 дня

  • 6. Только один участник, подавший заявку, был признан участником.
  • 7. Конкурс или аукцион признан несостоявшимся.
  • 8. Размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
  • 9. Размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку, и др.
  • 10. Только один участник.
  • 11. Размещение заказа признано несостоявшимся

Представление заявки на участие

(У)

Котировочная заявка в письменной или электронной форме

С использованием любых средств связи в срок, установленный в запросе котировок

Рассмотрение заявок (К)

На соответствие требованиям – в течение 1 рабочего дня, по окончании срока подачи заявок

Присвоение заявкам номеров по предпочтительности (критерии: цена, количество не менее 30% от необходимого объема поставки, отсутствие предоплаты)

Заключение контракта (З, У)

С победителем, заявка которого содержит лучшее условие но цене, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя) не ранее чем через 7 дней с момента объявления результатов

С победителем, заявка которого содержит лучшие условия по цене и количеству, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя)

  • – выпуск – реализация или безвозмездная передача материальных ценностей определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке (в том числе в форме заимствования, раз- бронирования и замены);
  • – освежение – выпуск в связи с истечением установленного срока хранения (1/2 срока годности) материальных ценностей, тары, упаковки при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных ценностей и др

При осуществлении закупок для пополнения материального резерва применяются следующие формы размещения государственного заказа.

  • 1. Через предварительный отбор в форме запроса котировок при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 2. Через закрытые формы торгов (конкурсы и аукционы), поскольку часть номенклатуры является стратегическим запасом, информация о котором представляет государственную тайну.
  • Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 6 Приложения.
  • В соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ. Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 7 Приложения.
  • URL: rosreserv.ru

Благодарим редакцию газеты «Страна Росатом» за предоставление данного материала.

По статистике, сегодня практически половина всех закупок в отрасли осуществляется у единственного поставщика. Оно и понятно, деятельность госкорпорации достаточно специфична. Но в закупках у единственного поставщика велик риск коррупционной составляющей, что идет вразрез с политикой «Росатома» по демонополизации рынка и выстраиванию конкурентной, а главное, прозрачной и понятной закупочной деятельности. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, в Корпоративной академии «Росатома» встретились контролеры закупочной деятельности и представители арбитражных комитетов по рассмотрению жалоб в сфере закупок.

«Действительно, единственный поставщик довольно часто обоснован, — поясняет председатель центрального арбитражного комитета госкорпорации «Росатом» Павел Тихомиров. — Но проверять правомерность выбора способа закупки и цену необходимо. Делать это у единственного поставщика значительно сложнее, чем при открытых конкурентных процедурах».

Поэтому в текущем году контролеры «Росатома» особое внимание уделяют проведению проверок закупок у единственного поставщика. «В конкурентных процедурах ресурс проверяющих не ограничен: каждый участник закупки – конкурент, и он заинтересован проверять соблюдение требований закона и отраслевого стандарта, чтобы его права и интересы не были нарушены. Другое дело – единственный поставщик, там конкуренции нет, поэтому рынок контролировать такие закупки практически не может. Только внутренний контроль», — уточняет Тихомиров.

До конца года будет утверждена отраслевая методика проведения проверок закупок у единственного поставщика. Она позволит проводить всестороннюю оценку выбора способа закупки, контроль стоимости и улучшит эффективность проверок. По словам Тихомирова, главная задача контролера — предоставить руководителю предприятия достоверную информацию о состоянии дел в подконтрольной области, он всегда должен быть объективным и независимым. «Проверка ради проверки бесполезна, — утверждает Тихомиров — Если проверять там, где нет нарушений, – это не эффективная работа контроллеров».Настоящий контролер, по его мнению, должен обладать чутьем на эти нарушения, а методика в данном случае лишь вспомогательный инструмент для проверки договоров с явными признаками нарушений. «Она официально закрепит механизм и порядок действий при проверках закупок у единственного поставщика. До этого подобные процедуры проверялись, исходя из опыта проверяющего», — объясняет Тихомиров. Проект методики уже готов, сейчас он находится на рассмотрении контролеров, которые ее будут использовать, и закупщиков, которые должны понимать принципы будущих проверок. «Взаимодействие закупщиков и контролеров всегда полезно. Положительный эффект от этого очевиден: много изменений в единый отраслевой стандарт закупок внесено именно по результатам контрольной деятельности и рассмотрения жалоб. Поэтому обмен информацией и обратная связь – это очень важный механизм, он должен стабильно работать», — уточняет председатель ЦАК.

Чтобы охватить все случаи, приводящие к нарушениям, сейчас идет их систематизация. «Так как проверки проводятся выборочно, чтобы в дальнейшем исключить нарушения, мы начали систематизировать причины, которые к ним приводят», — говорит Тихомиров.

Отраслевые эксперты также поделились своим опытом контроля закупок и устранения выявленных нарушений. Так, в «Техснабэкспорте» доля закупок у единственного поставщика составляет порядка 80 %. «Это связано с основной деятельностью компании, — объясняет старший руководитель направления службы внутреннего контроля и аудита «Техснабэкспорта» Татьяна Сенаторова. — И мы уделяем особое внимание проверкам закупок у единственного поставщика». Не дожидаясь появления официальных методик, организовали свою систему подготовки отчетности по результатам проверок закупочной деятельности, которая доводится непосредственно до руководства и инициатора закупки. «Мы регламентировали порядок оформления результатов проверок и отстроили взаимодействие со специалистами отдела закупок и инициаторами закупочных процедур. Помимо проведения выборочных проверок уже осуществленных закупок, мы работаем с закупщиками на этапе подготовки к проведению процедуры, оказывая им консультационную и методическую поддержку», — уточняет Сенаторова. По ее словам, такое взаимодействие позволило укрепить систему внутреннего контроля, минимизировать риски нарушения ЕОСЗ и неэффективного расходования средств. «Мы следим за тем, чтобы наши рекомендации выполнялись, — говорит Татьяна Сенаторова. — Отчет о проверке направляется генеральному директору вместе с планом мероприятий по устранению подобных нарушений, а потом уже ответственные исполнители отчитываются о принятых мерах».

В машиностроительном дивизионе при проверках закупочных процедур в дочерних компаниях распространена практика взаимодействия с руководителями предприятий. «Выявив нарушения в закупочной деятельности организации, первым делом я пишу предложения по изменению нормативной базы предприятия для устранения пробелов или корректировки норм, приводящих к нарушениям», — объясняет руководитель направления в группе контроля соблюдения ЕОСЗ дирекции по внутреннему аудиту «Атомэнергомаша» Сергей Левинский.

По словам Сергея, при проверках часто встречается такой риск, как потеря экономической выгоды. То есть при проведении конкурентной процедуры участники с меньшей ценой отклоняются из-за некачественной подготовки заявки. «Например, участник конкурентной закупочной процедуры представил документы не в полном объеме или в нечитаемом виде и был отклонен, — поясняет Левинский. – Получается, заказчик не воспользовался своим правом дозапроса документов. В последней версии ЕОСЗ это изменили, и дозапрос документов стал обязательным».

Еще один риск – при написании технического задания исполнитель ориентируется на предложение конкретного изготовителя или поставщика услуги, не руководствуясь своими реальными потребностями. «Выявить это очень тяжело. Поэтому при проведении проверок приходится привлекать экспертов для подтверждения правильности составления технического задания», — поясняет Левинский.

По словам Левинского, проверять закупки у единственного поставщика становится проще. Увеличивается количество конкурентных процедур, и специалисты подразделений по организации и сопровождению закупочной деятельности научились качественно применять нормативы единого отраслевого стандарта закупок. «Да и сам стандарт стал более понятным, ведь в него внесено уже более 800 изменений, — утверждает аудитор. — Взяв в руки последнюю версию стандарта, я был приятно удивлен: там уже присутствуют изменения, которые только хотелось рекомендовать туда включить».

Текст: Иван Моргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *