Принципы открытости и доступности тесным образом связаны

Принципы открытости и доступности тесным образом связаны

Современные условия требуют высокого уровня информатизации среды государственного и муниципального управления. В каждом государственном, муниципальном образовании должен присутствовать минимальный набор информационных атрибутов эффективного управления. Организация работы органов государственного управления и органов местного самоуправления на основе информационно-коммуникационных технологий является приоритетным направлением в программе электронное государство.

В 2005-2010 годах была принята концепция административной реформы, включающая трансформацию подходов к предоставлению государственных и муниципальных услуг, и план мероприятий по ее реализации на 2006- 2010 годы, с целью повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, преодоления административных барьеров для бизнеса, повышения эффективности деятельности государственных органов и межведомственного взаимодействия, для повышения открытости и прозрачности деятельности государственных органов. Были созданы многофункциональные центры, функционирующие на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . Анализируемый правовой акт заложил основу детального регулирования отношения, возникающего в связи с предоставлением со стороны государственных органов и муниципальной власти государственных и муниципальных услуг.

Данные меры значительно облегчили и улучшили предоставление услуг населению и бизнесу.

Отмечу, что на 1 января 2017 года на территории Российской Федерации было образовано 2820 центра и 11098 офисов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%». Для того, чтобы правильно определить услуги, количество услуг и подбор их для каждого МФЦ, многие субъекты РФ анализируют состав населения. Так, например, в Калининградской области происходит сочетание предоставления услуг в электронном виде, которыми в основном пользуются люди молодого возраста через Интернет. С другой стороны люди пенсионного возраста предпочитают напрямую обращаться в органы государственной и муниципальной властей. Поэтому статистический анализ практики обращения в МФЦ показал, что основная категория людей, (более 85%) составляют 30–55 лет. Поэтому с учетом каждой специфики муниципального образования, необходимо учитывать всю специфику предоставления государственных и муниципальных услуг, что вполне возможно благодаря заложенному правовому регулированию в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Правовые основы организации предоставления услуг по принципу «одного окна» и работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг устанавливается Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»». Законодательно установлены не только функции, права и обязанности многофункциональных центров и ведомств, предоставляющих государственные услуги, а также принципы взаимодействия этих структур друг с другом, но и сняты ограничения на федеральном уровне по предоставлению государственных услуг по принципу «одного окна», за предоставление которых отвечают федеральные органы исполнительной власти.

Важными правовыми актами регламентирующими организацию работы, особенности правового положения, основы управления, а также ответственность многофункциональных центров – далее МФЦ — предоставляющих государственные и муниципальные услуги, являются два Федеральных закона: Федеральный Закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» . С учетом того, что одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является принцип правомерности предоставления таких услуг, т.е. соблюдения органами публичной власти и должностными лицами требований действующего законодательства, возможно утверждать, что именно на МФЦ, как на автономные учреждения создаваемые органами публичной власти законодательно возложены оказания разного рода услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в разнообразных сферах.

Предоставление любой услуги, порядка ее получения, необходимого количества документов связано с обеспечением доступа заинтересованных лиц к информации о получении такой услуги со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому правовое регулирование открытости деятельности органов публичной власти и отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» . Указанный закон устанавливает права пользователей информации на получение достоверной информации о деятельности государственных органов. В современном обществе информация стала новейшим инструментом формирования информационного общества, а информационное право стало новым понятием в юриспруденции.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти, согласно статьи 4 являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; достоверность информации органов публичной власти и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов публичной власти любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Вышеназванные принципы тесным образом связаны с защитой конфиденциальности информации, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом того, что МФЦ выполняют свои услуги посредством электронного документооборота, их деятельность, в том числе и в вопросах обеспечения конфиденциальности информации базируется на нормах следующих законов:

— Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ;

— Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

— Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

С помощью вышеназванных федеральных законов обеспечивается доступ к информации и услугам, исходя из потребностей граждан, а не из существующей структуры департаментов и ведомств. В рамках этих правовых актов вся информация разбивается на разделы в соответствии с различными сферами государственного управления и потребностями населения и организаций, а не с имеющейся структурой органов власти. Каждый закон направлен на регулирование прав граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также применения информационных технологий со стороны органов власти. Второй закон регламентирует обработку персональных данных, осуществляемой органами публичной власти. Третий закон больше направлен на облегчение деятельности МФЦ, сокращение сроков получения услуг, путем быстрой пересылки документов и получение их. Поэтому с помощью электронно-цифровой подписи регулируются отношения в области использования данной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных иными правовыми актами.

По мнению И.В. Бегтина, основной причиной низкого уровня открытости государственных органов «является низкий уровень информационной культуры работников значительной части российских государственных учреждений и отсутствие регламента сбора, обработки и обновления создаваемых ими материалов. Чиновники пытаются отказаться от раскрытия данных, ссылаясь на их низкое качество. Но именно раскрытие информации и способно это качество повысить .

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с другими федеральными законами, например: Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», согласно которому создана единая межведомственная информационно-статистическая система и Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и рядом других законов.

К иным нормативным правовым актам регламентирующим вопросы правового регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, следует отнести: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» . Согласно этому указу, время ожидания в очереди, в том числе через систему «одного окна», при обращении заявителя в орган власти регионального уровня должно быть не более 15 минут. При этом, согласно 210-ФЗ во многих субъектах РФ нормы административных регламентов органов власти не соответствуют указанным 15 минутам, т.к. регламенты были приняты до 2010 года. Многие регламенты нуждаются в существенном изменении в соответствии с действующим законодательством. Приведенные данные Минэкономразвития РФ в период с 2006 по 2016 годы органами государственной власти было принято и утверждено более 1200 административных регламентов, а на региональном уровне эта цифра составила порядка 20000 административных регламентов.

Поэтому качественное формирование административных регламентов на всех уровнях публичной власти является первоочередной задачей реализации правового регулирования предоставления государственных услуг, что позволит создать условия контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.

Бачило И.Л. пишет о необходимости выработки комплексной правовой платформы развития разнообразных возможностей предоставления государственных и муниципальных услуг. По ее мнению, «правовая платформа — это совокупность идеологий, концепций, доктрин, стратегий, планов, программ и правовых норм по их реализации от имени государственной власти» .

Самыми обширными по количеству и разнообразию вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг являются Постановления Правительства РФ. Остановимся на основных:

— Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание». Данным постановлением устанавливаются правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, а так же перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти и местного самоуправления.

— Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. №1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно данному постановлению в субъектах РФ и муниципальных образованиях организуется предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

— Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)». Данное Постановление устанавливает порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, данные базовые (отраслевые) перечни формируются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

— Постановление Правительства РФ от 25 января 2013 г. № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг».

— Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах».

— Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».

Таким образом, реализация множества разнообразных правовых актов в процессе деятельности уполномоченных субъектов, в том числе МФЦ в структуре оказания государственных и муниципальных услуг, и есть правовое обеспечение этой деятельности. Отправной точкой формирования нормативного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг является действующее законодательство Российской Федерации. Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации в рассматриваемых вопросах неоднократно критиковалось, при этом существуют сложности его развития, в настоящий момент возможно вести речь о сложившемся правовом регулировании предоставления государственных и муниципальных услуг в стране.

Список литературы

2. Бачило И. Л. Государство социальное или сервисное // Право. – 2010. – № 1. – С. 3–11.

3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// СЗ РФ от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4179.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ 07.05.2012 г. № 19 ст. 2338.

6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» // СЗ РФ,11.04.2011, № 15, ст. 2036.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.

8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145

10. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ, 06.11.2006, № 45, ст. 4626

Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами исполнительной власти.
С развитием информационных и коммуникационных технологий и повсеместным их внедрением во все сферы человеческой деятельности стала очевидна роль Интернета, как эффективного средства построения отношений между государством и гражданским обществом.

Аудитория интернета в России — 50% населения в возрасте от 18 лет, рост за год составил 15%. По данным международной исследовательской группы TNS, в возрастных группа до 45 лет интернет превосходит по среднесуточному охвату все остальные медиа, включая телевидение.

По данным Synovate Comcon по итогам 2011 года интернет опередил другие медиаканалы в России по степени доверия — ему доверяют рекордные 40% населения страны.
Технические возможности Интернета сделали официальные сайты наиболее эффективным, оптимальным, быстрым и самым экономичным способом получения необходимой для предпринимателей информации о деятельности госорганов. Таким образом, важнейшим показателем информационной открытости органов власти на сегодня является качество официальных Интернет-ресурсов.
Информационная открытость органов власти Саратовской области представлена следующими интернет-ресурсами:

  • официальный портал Правительства области www.saratov.gov.ru;
  • официальный портал органов местного самоуправления области www.sarmo.ru;
  • официальный сайт для размещения информации об учреждениях www.bus.gov.ru;
  • сайты органов исполнительной власти;
  • сайты органов местного самоуправления;
  • блоги руководителей органов исполнительной власти;
  • сайты бюджетных учреждений.

В настоящее время формируется портал «Открытый бюджет Саратовской области», проводятся видеоприемы жителей области в отдаленных районах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *