Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Приостановление операций по счетам

Приостановление инспекцией операций по счетам предприятия в банке — явление нередкое. Из нашей статьи вы узнаете о порядке принятия и отмены решения о блокировке счета.

Как это происходит?

Приостановление операций по счетам налогоплательщика регламентируется ст. 76 НК РФ и означает прекращение банком всех расходных операций по счету (счетам) организации, за исключением операций:

  1. по оплате налогов (авансовых платежей по ним), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии со ст. 855 ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
  2. в части, превышающей сумму, указанную в решении о приостановлении операций по счетам в банке.

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, а также в качестве меры принуждения организации к сдаче налоговой декларации, не представленной в установленный срок.

К сведению: приостановление операций может быть осуществлено в отношении не только банковских счетов налогоплательщика, но и его счетов в кредитных небанковских организациях. В частности, в Постановлениях ФАС СЗО от 17.10.2008 N А42-723/2008 и от 22.05.2008 N А42-6819/2007 арбитры признали правомерным приостановление операций по счету, открытому в некоммерческой кредитной организации "Клиринговая палата".

Приостановление операций по счетам осуществляется путем принятия соответствующего решения руководителем налогового органа или его замом. Следовательно, в случае, когда приостановление используется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа), оно не может быть применено ранее вынесения такого решения. В свою очередь, решение о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа) не может быть вынесено ранее окончания срока исполнения требования об уплате задолженности (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 76 НК РФ, Постановление ФАС ВВО от 27.08.2008 N А29-7041/2007).

Внимание! Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимает тот налоговый орган, который направил предприятию требование об уплате налога (пеней, штрафа), не исполненное последним. Это следует учитывать тем организациям, которые сменили ИФНС или имеют обособленные подразделения и находятся на учете в нескольких инспекциях.

Если решение о приостановлении применяется в качестве меры принуждения организации к сдаче налоговой декларации, оно может быть принято при нарушении срока представления налоговой декларации на 10 или более дней. Ранее этого срока решение о приостановлении операций по счетам вынесено быть не может. Иных ограничений по вынесению налоговыми органами подобного решения ст. 76 НК РФ не содержит (Письмо УФНС по г. Москве от 24.12.2008 N 09-14/120416).

Вне зависимости от оснований вынесения копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, не позднее дня, следующего за днем его принятия. Аналогичный порядок распространяется и на передачу решения об отмене приостановления операций по счетам.

Приостановление операций по валютному счету в банке осуществляется в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций по счету. Пересчет валюты в рубли производится по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету.

В случае приостановления операций по счетам предприятие лишается права использовать денежные средства счета на текущие расходы в том числе на заработную плату и выплаты социального характера за счет собственных средств и средств ФСС РФ (Определение ВАС РФ от 19.11.2007 N 14680/07, Письма Минфина России от 20.07.2009 N 03-02-07/1-371, от 24.04.2009 N 03-02-07/1-199). Расходы по заработной плате имеют ту же, третью, очередность, что и налоги, поэтому должны оплачиваться последовательно, по мере поступления платежных документов в банк.

Действия банка

Действия банка при получении решения о приостановлении операций по счетам организации регламентированы п. п. 4 — 7, 10, 12 ст. 76 НК РФ. Решение о приостановлении операций (и решение об отмене приостановления) передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения <1>. Банк фиксирует дату и время получения такого решения.

<1> Формы обоих решений утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. Порядок направления их в банк налогоплательщика в электронном виде утвержден Положением ЦБ РФ от 09.10.2008 N 322-П, а на бумажном носителе — Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Решение инспекции о приостановлении операций подлежит безусловному исполнению банком, то есть банк не вправе проверять его законность (п. 6 ст. 76 НК РФ, Постановления ФАС УО от 17.06.2009 N Ф09-3960/09-С3, ФАС ЗСО от 27.02.2007 N Ф04-905/2007(31849-А81-19) и др.).

Не позднее следующего дня после дня получения решения о приостановлении операций банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, операции по которым приостановлены.

Примечание. Если налоговым органом вынесено несколько решений о приостановлении операций по счетам, банк обязан приостановить операции по счетам на общую сумму, указанную в этих решениях (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-02-07/1-384).

Приостановление операций действует до получения банком решения налогового органа (того же или вышестоящего) об отмене приостановления операций. Разблокировка счета возможна также и при получении банком соответствующего решения (определения) суда.

К сведению: банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по счетам. При наличии решения о приостановлении операций банк не вправе открывать организации новые счета.

Несданные налоговые декларации: что делать в случае блокировки счета?

Порядок принятия и отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика при нарушении им срока сдачи налоговых деклараций регламентирован п. 3 ст. 76 НК РФ. В этом случае наиболее простым способом исправления ситуации будет представление такой декларации в инспекцию. Причем если имеется возможность, то целесообразно сделать это лично на бумажном носителе. Это позволит сразу после подачи декларации подать заявление об отмене приостановления операций по счетам. К заявлению следует приложить копию второго экземпляра налоговой декларации со штампом налогового органа о ее приеме. Можно зайти к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, поскольку есть шанс, что заявление, поданное через канцелярию (по-другому не примут), быстрее пройдет все стадии визирования и решение об отмене приостановления операций по счетам будет принято раньше.

Внимание! В любом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговой декларации.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика по правилам п. 3 ст. 76 НК РФ может осуществляться в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока (ее) представления и не может быть применено в случаях, когда:

  1. налоговая декларация сдана в установленный законом срок (Постановление ФАС МО от 25.08.2008 N КА-А40/7927-08);
  2. налоговая декларация неверно заполнена (Постановление ФАС МО от 09.10.2007 N КА-А40/10347-07);
  3. предприятие не является плательщиком соответствующего налога и не обязано сдавать налоговые декларации по нему, в том числе в случае применения специальных систем налогообложения (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 N А42-5660/2007);
  4. нарушен срок сдачи иных форм налоговой отчетности, например: расчетов авансового платежа; расчетов сбора; сведений, представляемых в письменном виде (сведения о среднесписочной численности работников, справки по форме 2-НДФЛ и т.п.), поскольку указанные формы налоговой отчетности в соответствии с положениями ст. 80 НК РФ не являются налоговыми декларациями (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 N 09АП-17909/2008-АК, ФАС МО от 29.01.2009 N КА-А40/13357-08, от 14.02.2008 N КА-А40/235-08).

Приостановление операций в целях исполнения решения о взыскании налогов

Порядок принятия и отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в целях исполнения решения о взыскании налогов регламентирован п. 9 ст. 76 НК РФ. В этом случае приостановление операций сопряжено с определенными сложностями и ограничениями как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Например, решение о приостановлении операций по счетам не может быть вынесено после открытия в отношении налогоплательщика конкурсного производства в соответствии с Законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Статья 76 НК РФ не содержит четкого указания на то, имеет ли право налоговый орган в качестве обеспечительной меры по уплате налогов приостановить операции по счетам налогоплательщика в полном объеме или же в части подлежащей взысканию недоимки. При этом частичное приостановление операций по счетам налогоплательщика не всегда легко осуществить, особенно в случае наличия у того нескольких счетов в разных банках. Однако, по нашему мнению, налоговые органы не вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в полном объеме, а должны указывать в принимаемых решениях сумму недоимки, в пределах которой и должны приостанавливаться операции. Подобный подход подтвержден судебной практикой. В Постановлении от 11.03.2009 N А58-4464/08-Ф02-866/09 ФАС ВСО подтвердил, что инспекция при принятии решений о приостановлении операций по счетам предприятия вышла за пределы недоимки, указанной в требовании, чем воспрепятствовала реализации налогоплательщиком права на распоряжение денежными средствами по счетам. Определением от 29.04.2009 N ВАС-5318/09 ВАС РФ отказал в пересмотре данного дела в порядке надзора, подтвердив его законность и соответствие единообразной судебной практике.

Следует учесть, что в п. 9 ст. 76 НК РФ описана процедура частичной отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае, когда общая сумма денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму.

Приостановления по счетам налогоплательщика

В данной ситуации налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Подобное заявление должно быть рассмотрено налоговым органом в двухдневный срок со дня получения, на его основании должно быть принято решение о частичной отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика. В случае если к заявлению организации не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, направить в банк налогоплательщика запрос об остатках денежных средств на его счетах. После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам в оставшейся части денежных средств налогоплательщика.

Как действовать?

Бывает, что приостановление операций по счетам налогоплательщика осуществляется налоговым органом неправомерно. Если причина состоит в несданной налоговой декларации (порой плательщики ЕНВД и единого налога при УСНО получают требования о представлении налоговых деклараций по НДС, налогу на прибыль), молчать не следует, так как при отсутствии реакции налогоплательщика на подобные требования инспекция вполне может принять решение о приостановлении операций по счетам. Поэтому при получении такого требования предприятию необходимо уведомить ИФНС по месту своего учета об ошибочности выставленного требования. Подобная формальность может уберечь налогоплательщика от больших неприятностей.

Следует оперативно реагировать и на требования ИФНС о представлении пояснений и/или уточненной налоговой декларации. В отношении уточненных налоговых деклараций не установлен срок сдачи (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 N 2769/05). Это означает, что в отношении таких деклараций не может применяться приостановление операций по счетам как мера принуждения к их сдаче.

В случае если приостановление операций по счетам осуществлено ИФНС в целях взыскания недоимки, действовать надо, что называется, по обстоятельствам. Если сумма недоимки и пеней составляет несколько копеек или рублей (что возможно в результате округлений и мелких ошибок в учете данных лицевого счета налогоплательщика), то эту сумму следует как можно быстрее заплатить и уведомить об этом ИФНС. В случае когда сумма к взысканию достаточно велика, разрешать дилемму "платить — не платить, обжаловать — не обжаловать" нужно самому налогоплательщику исходя из существующих обстоятельств и своих интересов.

Самым распространенным способом отстаивания своих интересов является обжалование решения о приостановлении операций по счетам во внесудебном или судебном порядке. В первом случае подается жалоба в вышестоящий налоговый орган по правилам гл. 19 НК РФ, во втором — заявление в суд о признании недействительным этого решения как ненормативного акта налогового органа по правилам гл. 24 АПК РФ.

Второй возможный вариант — обжаловать в суд действия по приостановлению операций по счетам. При этом способе существует опасность отказа со стороны суда рассмотреть такое дело по существу. Суд может прийти к выводу, что налогоплательщик злоупотребляет правом, подменяя один предмет иска другим, поскольку обжалуемые действия оформлены ненормативным актом налогового органа, который и должен быть обжалован. Тем не менее данный способ не стоит сбрасывать со счетов: его можно использовать в качестве средства воздействия на налоговый орган для разрешения спора во внесудебном порядке. В соответствии с п. 49 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 в качестве ответчика по такому процессу можно привлечь должностное лицо, совершившее обжалуемые действия. В данном случае это руководитель налогового органа (его заместитель), подписавший соответствующее решение. На них в случае победы налогоплательщика может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов.

Можно подать смешанный иск, обжалуя одновременно как решение налогового органа, так и действия его должностных лиц (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2009 N Ф04-2430/2009(5222-А46-14)).

Приостановление и отмена решения о приостановлении операций

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или днем получения инспекцией документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога, пеней, штрафа. Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика отменяется и в иных случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами. К таким случаям, в частности, относятся:

  • отмена решения вышестоящим налоговым органом (пп. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ);
  • признание судом недействительным подобного решения (п. 2 ст. 201 АПК РФ);
  • проведение налогового зачета в счет уплаты взыскиваемой суммы (пп. 7 п. 1 ст. 32, пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Следует отметить, что решение арбитражного суда, вынесенное в пользу налогоплательщика по подобной категории споров, подлежит немедленному, до вступления в силу, исполнению (п. 7 ст. 201 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 73).

На наш взгляд, при проведении налогового зачета в счет уплаты взыскиваемой суммы решение о приостановлении операций по счетам должно быть отменено не позднее дня, следующего за днем получения ИФНС заявления о зачете. Во-первых, других сроков отмены решения в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, НК РФ не содержит. Во-вторых, налоговый зачет в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ является одной из форм уплаты (взыскания) налога, участие в котором налогоплательщика заканчивается подачей соответствующего заявления. Продление в подобном случае режима приостановления операций по счетам в качестве обеспечительной меры для взыскания налога теряет всякий смысл.

Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке может быть приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление подобного решения возможно при его обжаловании в вышестоящий налоговый орган или в суд при условии подачи соответствующего ходатайства вместе с жалобой или иском (п. 3 ст. 138 НК РФ).

О начислении пеней по налогам

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам в банке или наложен арест на его имущество. Существует противоречивая судебная практика толкования и применения данной нормы.

Так, в Постановлении от 23.06.2009 N А55-16143/2008 ФАС ПО исходил из того, что само по себе приостановление операций является достаточным основанием для применения положений п. 3 ст. 75 НК РФ и неначисления пеней. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС ДВО от 08.05.2009 N Ф03-1999/2009.

В других случаях суды указывают, что налогоплательщик должен доказать причинно-следственную связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью уплаты текущих налогов. Подобный подход сформулирован в Постановлении ФАС ПО от 05.02.2008 N А72-3650/07, Определении ВАС РФ от 11.02.2009 N ВАС-1420/09.

По нашему мнению, подход, поддержанный ВАС РФ, является верным. Налогоплательщик обязан доказать связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью исполнять текущую обязанность по уплате налогов, ведь в силу требований п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам не распространяется на платежи по уплате налогов (см. также Письмо Минфина России от 20.07.2009 N 03-02-07/1-374). Следовательно, начисление пеней за период приостановления операций по счетам является правомерным.

В.А.Шеменев

Эксперт журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Главная » Бухгалтеру » Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами

Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами

Вернуться назад на Расчетный счет

Налоговые органы имеют право приостановить операции по счетам налогоплательщика в случаях:

• если данным налогоплательщиком не оплачено выставленное требование об уплате налога, пеней или штрафа;

• если данным налогоплательщиком не предоставлена по истечении 10 дней с установленного законодательством срока декларация по налогу или сбору;

• если у налоговых органов сложилось мнение о том, что взыскание недоимки, пеней и штрафов по решению, принятому по результатам налоговой проверки, будет затруднительно без соответствующего приостановлении операций по счету должника.

Налоговые органы не имеют права блокировать операции по счету если:

1) не сдана бухгалтерская или статистическая отчетность;

2) налогоплательщиком не представлены запрашиваемые документы в ходе налоговой проверки;

3) налогоплательщиком не представлен авансовый расчет по налогам;

4) налогоплательщиком не представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Приостановление операций производится банком незамедлительно с момента получения Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков на бумажном носителе или в электронном виде.

В течение 3-х дней после дня получения решения о приостановлении операций по счетам клиента, банк обязан сообщить сведения об остатках денежных средств и электронных денежных средств на арестованных счетах клиента. Данные сведения должны быть предоставлены в налоговый орган, выставивший к счетам налогоплательщика Решение о приостановлении операций, в электронном виде.

Наличие в банке Решения налогового органа о приостановлении операций по счетам клиента означает, что:

1) без ограничений с заблокированных расчетных счетов можно оплачивать только исполнительные документы, предусматривающие удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов и заработной платы (т.е. платежи, относящиеся к 1,2 группе очередности * согласно ст.855 Гражданского Кодекса), а также платежи в бюджет и страховые взносы;

2) открывать новые расчетные счета в этом банке данному клиенту запрещено;

3) банк не сможет закрыть арестованный счет при наличии на нем остатка.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика

*Справочно: Выписка из Гражданского Кодекса РФ ст. 855:

«..в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности…»

В том случае, если ,блокировка счета обеспечивает выполнение обязанности налогоплательщика по уплате задолженности по налогам, сборам, штрафам и пеням, в решении указывается сумма, подлежащая взысканию. В таком случае банк блокирует на счете налогоплательщика только эту сумму, а денежными средствами, находящимися на счете в части превышения суммы, указанной в этом решении, владелец счета может пользоваться по своему усмотрению.

Заблокированная же сумма может быть использована только на оплату налогов и сборов в бюджетную систему, страховых взносов, а также платежей, относящихся к 1 и 2 очереди*, определенной ст.855 Гражданского Кодекса РФ.

Ограничение операций по расчетным счетам будет действовать до момента получения банком из налогового органа решения об отмене приостановления операций по счетам.

Такое решение налоговый орган выносит не позднее одного дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих факт оплаты налога, пеней, штрафа или представления этим налогоплательщиком соответствующей налоговой декларации.

Следует учесть, что банк является безусловным исполнителем Решения налогового органа, и причины ареста счета налоговыми органами не выясняет. В соответствии с налоговым законодательством на банк налагается штраф:

• 20 тысяч рублей — за открытие расчетного счета при наличии Решения о приостановлении операций по счетам;

• 20 тысяч рублей или 20% от перечисленной суммы – за оплату с арестованного расчетного счета (в том числе и переводов электронных денежных средств) платежей, не связанных с уплатой налогов, сборов или не относящихся к 1 и 2 группам очередности* в соответствии с Гражданским законодательством

• 20 тысяч рублей – за непредставление налоговым органам сведений об остатках денежных средств по арестованным счетам

• 10 тысяч рублей – за непредставление (несвоевременное представление) налоговым органам справок об остатках электронных денежных средств при наличии Решения о приостановлении операций.

• 2-3 тысячи рублей на должностное лицо банка – за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счету.

Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также Решение об отмене такого решения выносится по форме, установленной Приказом ФНС России N САЭ-3-19/825@.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *