Приостановление строительства

Приостановление строительства

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила проведения консервации объекта капитального строительства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.


адвокат Катковская Лилия Александровна,
03 Июня 2019 Телефон:тел. viber 8 029 260 37 76

Приостановление и консервация строительства многоквартирного жилого дома. Возможно ли взыскать штрафные санкции (неустойку, пеню) с застройщика?

Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией.

В случае нарушения сроков исполнения обязательств по настоящему договору застройщик достраивает объект с выплатой сумм штрафных санкций дольщикам, выполнившим в полном объеме свои договорные обязательства по своевременной оплате цены договора (цены объекта долевого строительства), в срок не позднее двух месяцев после передачи объекта дольщику в размере 0,01 процента (при превышении нормативных сроков строительства до трех месяцев), 0,02 процента (при превышении нормативных сроков строительства от трех до шести месяцев), 0,03 процента (при превышении нормативных сроков строительства свыше шести месяцев) от суммы внесенных дольщиком платежей за каждый день просрочки, если больший размер санкций не определен законодательными актами или настоящим договором.

Если строительство не может быть завершено в определенный в договоре срок, застройщик вправе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, по решению местного исполнительного и распорядительного органа перенести срок исполнения застройщиком обязательств по договору. При этом он не позднее чем за два месяца до истечения срока исполнения застройщиком обязательств по договору должен направить дольщику соответствующее обоснование и предложение о внесении изменений в договор путем подписания дополнительного соглашения к договору, в котором предусматривается изменение срока и иных связанных с этим условий договора.

Вопросы приостановления строительства и консервации объектов строительства в Республике Беларусь регулируются статьей 62 Закона № 300, Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 299.

Вопросы консервации также изложены в ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) «Консервация строящихся объектов. Правила проведения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2009 № 447.

Приостановление строительства может осуществляться по решению органов государственного строительного надзора, иных государственных органов — в случаях, установленных законодательством; по решению подрядчика — в случае невозможности дальнейшего выполнения строительных работ в течение более одного месяца по причинам временного отсутствия строительных материалов и (или) оборудования, поставляемых заказчиком, либо неоплаты заказчиком выполненных работ в сроки, определенные договором строительного подряда; а также по решению заказчика, застройщика — в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство, а также выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства.

Приостановление строительства может осуществляться иными лицами по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором.

Приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон, предусмотрены также пунктом 75 Правил № 1450, как случаи, по которым осуществляются пересмотры сроков договоров подряда в строительстве.

Срок строительства продлевается по соглашению сторон в установленном Правилами № 1450 порядке с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору.

Согласно пункту 28 Правил № 1450 подрядчик также имеет право приостанавливать выполнение строительных работ в случае неисполнения заказчиком своих обязательств по договору.

Нормативная продолжительность строительства – период времени от даты начала выполнения комплекса внутриплощадочных подготовительных работ, состав которых установлен проектом организации строительства (ПОС) с учетом ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», и конкретных условий до даты ввода объекта (очереди, пускового комплекса) в эксплуатацию, при полном выполнении работ, предусмотренных проектом.

Согласно пункту 3.2 ТКП 45-1.03-122-2015 нормативная продолжительность строительства: продолжительность строительства объекта, установленная в утвержденной проектной документации в соответствии с действующими нормами и правилами и конкретными условиями строительства.

Согласно пункту 4.23 ТКП 45-1.03-122-2015 в процессе строительства зданий и сооружений следует дополнительно учитывать воздействие природно-климатических факторов на условия труда и технологию производства СМР путем введения технологических перерывов в соответствии с требованиями соответствующих ТНПА. На время технологических перерывов увеличивается нормативная продолжительность строительства объекта, установленная утвержденной проектной документацией и условиями договора строительного подряда. Период воздействия природно-климатических факторов подтверждается соответствующими документами ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр».

Приостановка, связанная погодными условиями, является единственным технологическим перерывом, который используется в ходе строительства. Оформляется данный технологический перерыв в установленном порядке. Все остальные технологические перерывы предусматриваются проектной документацией, разработанной с учетом технологии и организации производства строительства того или иного объекта.

Выявление в ходе производства строительно-монтажных работ болотистого грунта или подтопления будет являться основанием для приостановки в связи с выявлением в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и требующих ее корректировки.

В соответствии с пунктом 4.31 ТКП 45-1.03-122-2015 в ходе строительства объекта допускается принимать решения о приостановлении строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве, а при необходимости – о консервации объектов. При приостановлении строительства оформляют акт установления даты приостановления строительства по форме Г.1, при возобновлении строительства – акт установления даты возобновления строительства по форме Г.2 согласно приложению Г. Акты по формам Г.1 и Г.2 являются неотъемлемой частью утвержденной проектной документации. Дата приостановления строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами, приостанавливает течение нормативного срока строительства, определенного проектной документацией и условиями договора строительного подряда.

Дата возобновления строительства возобновляет течение нормативного срока строительства.

Объявленные согласно действующему законодательству приостановки строительства приостанавливают течение нормативного срока, и учитываются при расчете продолжительности строительства.

Согласно пункту 4.32 ТКП 45-1.03-122-2015 нормативная продолжительность строительства объекта, определенная проектной документацией, продлевается на период приостановления строительства по основаниям, предусмотренным законодательством, либо на период консервации объекта незавершенного строительства, оформленной в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 4.33 ТКП 45-1.03-122-2015 при остановке строительства по независящим от участников строительства причинам, вызванным обстоятельствами, подтвержденными решениями суда или уполномоченных органов, нормативная продолжительность строительства объекта увеличивается на весь период возникновения обстоятельств.

Согласно пункту 17 Правил 1450 сроки строительства объекта (выполнение строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительность строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов.

При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, изменение сроков строительства осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Местный исполнительный и распорядительный орган вправе рассмотреть и согласовать в установленном законодательством порядке изменение срока ввода (срока строительства) в эксплуатацию объекта жилищного строительства.

В случае нарушения порядка приостановления строительства и консервации дольщик вправе взыскать штрафные санцкии с застройщика.

Если что-то осталось неясным или есть другие вопросы по этой же теме:

  • для максимально быстрого решения вопроса, созвонитесь с адвокатом и договоритесь о личной консультации;
  • или напишите комментарий с уточняющими вопросами по этой теме. Не создавайте новый вопрос!

Для получения полной юридической консультации по вашему вопросу со ссылкой на действующее законодательство посетитель вправе обратиться к адвокату персонально. Оказание юридической помощи производится на платной основе.

Катковская Лилия Александровна

адвокат Минской городской коллегия адвокатов

Причины консервации

Для принятия решения о консервации основных средств устанавливают причины, по которым она производится.

Справочно: под консервацией основных средств понимают их временное выведение в установленном порядке из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования |*| (п. 3 Положения о порядке консервации основных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683; далее – Положение № 683). Повторной считается консервация, осуществляемая после проведения расконсервации (п. 9 Положения № 683).

* Информация о действиях организации, если основные средства временно не используются

Под продлением срока консервации основных средств (не более 1 года) понимается дальнейшее нахождение основных средств в состоянии консервации без проведения расконсервации.

Основания для проведения консервации основных средств (п. 5 Положения № 683):

– стихийные бедствия, технологические аварии или другие обстоятельства непреодолимой силы, приведшие к приостановлению использования основных средств;

– неиспользование основных средств в хозяйственной деятельности свыше 3 месяцев подряд;

– отсутствие в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду, проведения других мероприятий, исключающих необходимость консервации;

– отнесение в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;

– иные основания в соответствии с законодательством.

Продление срока консервации, проведение повторной консервации основных средств более 1 раза или на срок более 1 года допускается в случаях (п. 8 Положения № 683):

а) стихийного бедствия, технологической аварии или других обстоятельств непреодолимой силы, приведших к приостановлению использования основных средств;

б) наличия у организации убытков за последние 5 месяцев подряд;

в) наличия в отношении организации вступившего в силу определения суда, рассматривающего экономические дела, об открытии конкурсного производства;

г) отнесения в установленном законодательством порядке основных средств к используемым сезонно;

д) неиспользования основных средств в хозяйственной деятельности в результате перепрофилирования в пределах установленных сроков деятельности организации по решению Правительства;

е) отсутствия в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду.

Перечень оснований для консервации основных средств является открытым. Однако причина консервации должна быть обоснована (п. 8 Положения № 683).

Решение о консервации имущества, относящегося к основным средствам и находящегося в частной собственности, принимается в порядке, установленном собственником, по согласованию с городским (районным) исполкомом, на территории которого находятся основные средства, сроков их консервации, с последующим уведомлением облисполкома (Минского горисполкома). Данное решение может приниматься в соответствии с Положением № 683 (п. 24 Положения № 683).

Документальное оформление консервации

Перечень документов, которые прилагаются к направляемым на консервацию объектам основных средств (на согласование в соответствующие органы), включает в себя (п. 10 Положения № 683):

1) справку-описание имущества, содержащую наименование, местонахождение, дату ввода в эксплуатацию, основные технические и эксплуатационные характеристики, первоначальную, остаточную стоимость имущества (заверяется руководителем и главным бухгалтером организации);

2) экономическое обоснование консервации имущества, содержащее основные экономические показатели финансовохозяйственной деятельности организации (объем выпускаемой продукции, прибыль, рентабельность), причины консервации, срок, в течение которого основные средства не использовались или использовались неэффективно (месяц, год), направления использования денежных средств, остающихся в распоряжении организации в результате консервации имущества;

3) копию инвентарной карточки учета основных средств на консервируемое имущество (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества), содержащей все необходимые реквизиты и характеристики (подписывается руководителем, главным бухгалтером и скрепляется печатью организации).

В настоящее время аналитический учет основных средств по инвентарным объектам ведется в инвентарных карточках учета основных средств или в иных регистрах аналитического учета (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26), т.е. может быть иной регистр кроме инвентарной карточки;

4) копию свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации имущества (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества);

5) копию технического паспорта имущества (в случае консервации зданий, сооружений, иного недвижимого имущества);

6) справку о балансовой (восстановительной) и оценочной стоимости на дату оценки;

7) ведомость инвентаризации и оценки;

8) копии решений о консервации имущества в предшествующие периоды (заверяются подписью руководителя, подпись заверяется печатью организации);

9) отчет о реализации мероприятий по дальнейшему использованию, перепрофилированию либо отчуждению имущества.

План мероприятий по проведению консервации также утверждается приказом.

По итогам работы комиссии по проведению консервации основных средств организации составляется акт о консервации.

Консервироваться может и реконструируемый объект основных средств. Правила проведения консервации и формы основных документов по консервации строящегося (реконструируемого) объекта установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) «Консервация строящихся объектов. Правила проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 30.12.2009 № 447 (далее – ТКП 45-1.03-165).

Форма акта о консервации строящегося (реконструируемого) объекта, а также ведомости несмонтированных оборудования, конструкций и неиспользованных материалов, подлежащих консервации, установлены приложениями А.1, А.2 приложения А к ТКП 45-1.03-165.

Важно! Организация обязана в течение 1 месяца после утверждения акта о консервации основных средств представить указанный акт в налоговые органы по месту постановки на учет и по месту расположения объектов недвижимого имущества (при наличии таких объектов за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой организация состоит на учете) (п. 17 Положения № 683).

Продление срока консервации и расконсервация

В организации в ряде случаев возникает необходимость в продлении срока консервации объектов основных средств. Решение о продлении принимается по предложению постоянно действующих комиссий по консервации основных средств органом, принявшим решение о проведении консервации, по согласованию с Минэкономики, МНС Республики Беларусь, облисполкомом (Минским горисполкомом), на территории которого находятся основные средства (за исключением основных средств, отнесенных в установленном законодательством порядке к используемым сезонно). Предложение вносят не позднее чем за 1 месяц до истечения срока консервации.

Решение о повторной консервации основных средств организации принимается в аналогичном порядке. Только в данном случае предложение вносится не ранее чем спустя 5 месяцев после расконсервации.

Расконсервация объектов основных средств организации проводится по решению органа, принявшего решение о проведении консервации. При необходимости по ходатайству руководителя организации может быть принято решение о досрочной расконсервации основных средств в порядке, установленном Положением № 683.

По итогам работы комиссии по проведению расконсервации основных средств организации составляется акт о расконсервации. Данный акт – основание для переноса инвентарных карточек в картотеку действующих основных средств и продолжения начисления по ним амортизационных отчислений (если объект не самортизирован полностью). Организация обязана в течение 1 месяца после утверждения акта о расконсервации представить его в налоговые органы.

Срок нахождения объекта на консервации

Срок, на который консервируют основные средства, установлен п. 4 Положения № 683. Он составляет от 3 месяцев до 1 года. Исчисляется этот срок с даты утверждения акта о консервации.

Общий период консервации основных средств, осуществленной в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Беларусь, исчисляется путем суммирования сроков консервации основных средств в предшествующие периоды.

Налогообложение

Налогообложение объектов основных средств при консервации имеет особенности.

Налог на прибыль

Расходы по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, осуществленной в соответствии с законодательством, включаются в состав расходов от внереализационных операций и уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 3.7 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

В период нахождения основных средств на консервации осуществляются следующие мероприятия (п. 12 Положения № 683):

– подача в консервируемые помещения электро- и теплоэнергии, воды в минимальных объемах, необходимых для обеспечения пожарной безопасности и сохранности зданий, сооружений, оборудования, иного имущества;

– принятие мер, исключающих возможность пребывания в консервируемом помещении лиц, кроме работников охраны и дежурного персонала;

– осмотр и техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, иного имущества для поддержания их в рабочем состоянии и обеспечения безопасности;

– принятие мер, исключающих использование законсервированных основных средств для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) до принятия решения об их расконсервации.

Некоторые из перечисленных мероприятий требуют определенных расходов. Поскольку работы по консервации основных средств, как правило, осуществляются силами самой организации, то основные статьи расходов следующие:

а) затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объектов основных средств, сторожей и т.п.;

б) отчисления, производимые от начислений по оплате труда указанных выше категорий работников;

в) материалы, израсходованные на консервацию;

г) услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автомобильный транспорт и т.п.);

д) услуги сторонних организаций;

е) прочие расходы.

Налог на недвижимость

Статьей 185 НК определены объекты обложения налогом на недвижимость.

От налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания и сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).

Бухгалтерский учет

Объекты основных средств, находящихся на консервации, целесообразно учитывать в бухгалтерском учете обособленно на отдельном субсчете «Основные средства на консервации» счета 01 «Основные средства». Такая организация аналитического учета позволяет контролировать расходы по консервации, момент приостановки начисления амортизационных отчислений. При консервации объектов в соответствии с законодательством амортизацию не начисляют (п. 35 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее – Инструкция № 37/18/6). Акт о консервации объектов основных средств – основание для неначисления амортизации на консервируемые основные средства |*| (п. 17 Положения № 683).

* Информация о том, когда временно не используются основные средства и как поступать с начислением амортизации

При передаче в эксплуатацию объекта основных средств, находившегося на консервации, амортизация начисляется выбранным способом (применяемым до перевода на консервацию либо заново установленным в соответствии с Инструкцией № 37/18/6):

– при линейном или нелинейном способе – начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатцию, исходя из недоамортизированной стоимости объекта на 1-е число месяца начисления амортизации и остаточного срока полезного использования. Остаточный срок полезного использования рассчитывается как разность установленного срока полезного использования и срока фактического начисления амортизации на 1-е число месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию;

– производительном способе – исходя из недоамортизированной стоимости и ресурса объекта начиная с месяца передачи в эксплуатацию.

Начисленные суммы амортизации относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию».

Сумма амортизации ежемесячно признается расходами по текущей деятельности (п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).

Работы по консервации основных средств финансируются за счет собственных средств организаций (п. 13 Положения № 683), т.е. не включаются в себестоимость производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Это значит, что расходы по консервации объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (абз. 20 п. 13 Инструкции № 102 и п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50) и приведены ниже в таблице с использованием для удобства аналитических счетов к балансовому счету 01 «Основные средства»:

01-э «Основные средства в эксплуатации»;

01-к «Основные средства на консервации».

Ответственность

За нарушение требований нормативных правовых актов в области консервации и расконсервации объектов предусмотрена ответственность.

Невыполнение требований по приведению консервируемых или ликвидируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок на время консервации влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ (ст. 15.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны недр установлена ст. 271 Уголовного кодекса Республики Беларусь и предусматривает:

– за нарушение правил охраны недр, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок;

– нарушение правил охраны недр, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, – ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *