Привлечение иностранного капитала

Привлечение иностранного капитала

УДК 339.9

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

А.Д. Минлибаев, З.Н. Мирзагалямова

Казанский национальный технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Приведены статистические данные объемов ПИИ привлеченных в экономику РФ. Предложены меры, которые могли бы способствовать оздоровлению инвестиционного климата.

Ключевые слова: инвестиционный климат; факторы, влияющие на объем инвестиций; инвестиционные риски, правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Важную роль в развитии национальной экономики любой страны играют иностранные инвестиции. Привлечение средств иностранных инвесторов способствует активизации инвестиционного процесса, внедрению современных технологий, использованию передового и зарубежного опыта, развитию малого и среднего бизнеса, росту инвестиционного потенциала территорий и др. . Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Мировой объем инвестиций в 2015 году увеличился на 36% до 1,7 трлн долларов — самого высокого уровня после 2007 года. По мнению ЮНКТАД, всплеск инвестиционной активности, тем не менее, был обусловлен скорее трансграничными слияниями и поглощениями, т.е. подразумевал движение финансовых ресурсов, нежели производственных активов. При этом изменилась их географическая структура. Теперь основными получателями иностранных инвестиций стали развитые страны. Общий прирост инвестиций за 2015 год составил свыше 90%. Инвестиции в Европейский союз и в США увеличились в 4 раза после исторически низкого уровня 2014 года. Решающую роль в этом сыграли активная внешняя политика, рост курса доллара к другим валютам на фоне снижения цен на нефть, что сделало их значительно привлекательнее для инвесторов, нежели развивающиеся страны. Кроме того, низкие процентные ставки и удобство ведения бизнеса уже давно стали их визитной карточкой .

На долю развитых стран в начале 2016 г. приходится 55% от общего объема мировых инвестиций.

Иностранные инвестиции для России можно рассматривать как драйверы для:

— ускорения экономического и технического прогресса

— обновления и модернизации производственных объектов

— освоения передовых методов управления производством.

Россия интересуется притоком иностранного капитала, потому что в этом случае внешняя задолженность страны не растет и сотрудничество с иностранными компаниями дает доступ российским компаниям к новым технологиям, управленческим методам, мировым рынкам с конкурентоспособными продуктами. Реальные инвестиции — это импульс для преодоления экономикой депрессии и гарантированный выход на экономический рост.

На инвестиционный климат страны влияет ряд факторов:

— общемировые тенденции (усложнение экономической и политической обстановки в мире);

— замедление потребительского спроса, из-за больших долговых нагрузок населения (по данным Центрального банка, кредитная нагрузка на одного работника в 2015 г. составляла около 3,7 среднемесячных заработных плат);

— значительные колебания цен на нефть, что создает высокие риски для инвесторов.

Последние три года являются достаточно сложными для России. Позиция нашего государства в украинском конфликте вызвала отрицательную реакцию политиков многих стран мира, особенно, поддерживаемых США. Это привело к введению политических и экономических санкций против России, что также отрицательно сказалось на инвестиционной привлекательности страны. Больше всего сократились вложения в металлургическое производство, машиностроение. Рухнули инвестиции в строительство, сферу информационных технологий. Практически перестали вкладываться зарубежные деньги в сферу здравоохранения, образование и научные исследования. Нидерланды, Швейцария, Люксембург и Ирландия активнее других уменьшали свои вложения в Россию. Единственной страной Западной Европы, продолжившей увеличивать ПИИ в Россию в виде реинвестированной прибыли осталась Германия. В этих условиях сотрудничество со странами БРИКС может стать фактором, компенсирующим потери на других рынках.

Падение поступлений подтверждают и данные Центробанка России, которые свидетельствуют о том, что из зарубежных стран за первое полугодие 2015 г. объем прямых иностранных инвестиций в Россию составил около 4,34 млрд долларов. Это самый низкий показатель за последние пять лет, а по сравнению с аналогичным показателем 2014 года они снизились более чем в 2,4 раза.

Среди негативных факторов, отрицательно повлиявших на объёмы инвестирования, следует выделить наиболее существенные: спад инвестиций в связи с завершением строительства масштабных строек и инвестиционных проектов; высокий уровень коррупции и нецелевого использования выделяемых средств; сложность ведения бизнеса и санкции.

Некоторое оживление в притоке ПИИ в российскую экономику наметилось во втором квартале 2016 г. Они увеличились на 7115 млн долл. Положительная динамика прироста ожидается и в 2017 г. Хотя зарубежные инвесторы сохраняют интерес к России, на докризисные показатели мы ещё пока не вышли, тем не менее, есть неплохие результаты.

Российская экономика обладает рядом привлекательных для иностранного инвестора особенностей, среди которых следует выделить большую емкость внутреннего рынка, богатые природные ресурсы, относительно дешевую рабочую силу, научный потенциал и т.д. .

Многие сектора экономики сегодня находятся в стадии бурного развития. Это связано с меняющимся потребительским спросом, появлением новых возможностей для развития бизнеса, например, государственные программы импортозамещения.

Окупаемость проектов в России может быть в 1,5-2,5 раза быстрее по сравнению с Европой. На Западе очень сложно реализовывать проекты в сфере недвижимости с доходностью 10-12%, а в России — вполне реально. Россия привлекательна для иностранцев с точки зрения размещения производства. За последние два года рабочая сила в России заметно подешевела. Кроме того, у России хороший потенциал в плане сырьевых ресурсов — при относительной дешевизне, они доступны. В-третьих, производство на территории России имеет более широкий спектр каналов сбыта продукции.

К ключевым отраслям, которые сегодня перспективны для привлечения иностранных инвестиций, специалисты относят топливно-энергетическую сферу, фармацевтическую и химическую промышленности, биотехнологии, информационно —

коммуникационные технологии, транспортное машиностроение, агропром, девелоп-мент, пищевое производство .

После периода снижения потребительской активности приближается очередная фаза роста показателя. Поэтому инвестиции в торговлю могут принести неплохие дивиденды в будущем.

Вместе с тем, несмотря на огромное поле для деятельности инвесторов в России существуют значительные риски. Это несовершенство нормативной базы, недостаточная развитость кредитной системы, низкий уровень рентабельности в отдельных сферах, нехватку квалифицированных кадров и, пожалуй, самое главное — отсутствие экономической стабильности. Необходимо увеличить прозрачность правил ведения бизнеса и снижения коррупционной и бюрократической составляющей экономики.

Иностранные инвесторы рассчитывают на оживление экономического роста и потребительского спроса в России после трехлетней рецессии. Как отмечает Bloomberg, сейчас инвесторы пересматривают прогнозы на 2018 год с учетом ожиданий снижения ключевой ставки, роста цен на сырье и возможной постепенной отмены санкций США и Евросоюза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В любой стране экономические отношения в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Правовое регулирование инвестиционной деятельности — это комплекс мер, направленных на способствование осуществлению бизнес-деятельности в рамках законодательного поля.

Инвестиционное право государства — это правовые нормы, целью которых является регулирование отношений, сформированных в сфере привлечения, имплемен-тации и контроля над средствами, за счёт которых осуществляются инвестиционные операции.

Государственное регулирование инвестиций имеет свой инструментарий влияния на деловую среду. К инструментам государственного менеджмента инвестиционных процессов относятся:

— информационно-аналитическая база;

— популяризация актуальных реформ и проектов;

— повышение привлекательности делового климата внутри страны.

Главными формами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются: формирование оптимальной среды для осуществления инвестирования; непосредственное участие государства в воплощении проектов в реальность и прочие формы регулирования.

К позитивным и стимулирующим условиям, создаваемым государством, относятся:

— усовершенствование системы налогообложения и начисления амортизации;

— формирование особых налоговых режимов;

— формирование льготных условий использования природных ресурсов;

— развитие лизинговых операций;

— внедрение системы регулярной переоценки основных фондов предприятий.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности зависит от целей,

которые ставит себе государство в сфере развития приоритетных отраслей и предприятий . Часто поддержка касается улучшения качественных показателей деятельности экономических субъектов. Как правило, речь идёт о техническом переоснащении, расширении, модернизации, реставрации и приобретения дополнительной производственной недвижимости или оборудования.

Для информационного обеспечения реализации крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов в целях привлечения институциональных инвесторов в регионах ежегодно осуществляется организационная работа по подготовке экспозиций проектов для участия в международных, межрегиональных форумах и

выставках. В целях снижения информационных барьеров для выхода на региональный рынок инвестиций, повышения инвестиционной привлекательности региона и активизации процесса привлечения инвестиций работают информационные порталы.

На национальном уровне многие страны создали системы поощрения и упрощения процедур инвестиций, однако большинство усилий связаны с поощрением инвестиций (продвижением места их размещения и предоставлением льгот), а не упрощением их процедур (которое облегчает процесс инвестирования).

Большое значение для оздоровления инвестиционного климата играет политика увеличения прозрачности информации, имеющейся у инвесторов, обеспечения эффективности и действенности административных процедур и повышения предсказуемости политической обстановки.

Для того, чтобы оздоровить инвестиционный климат страны, предлагается ряд мер, касающихся изменений в инвестиционных процессах и применяемых инвестиционных технологиях:

1) Необходимо обеспечить возможность информационного и финансового контроля за использованием ресурсов инвестора в режиме online, удаленного на любое расстояние от места вложения ресурсов;

2) Внедрение единых информационных стандартов залоговых механизмов, бухгалтерской отчетности, представления проектов и программ, предприятий, регионов и государств в информационных системах;

3) Создание интегрированной инвестиционной инфраструктуры (банковской, законодательной, организационной) обслуживания инвестиций;

4) Разработка и реализация интегральных механизмов и технологий управления инвестиционными процессами (в региональном и отраслевом аспектах).

5) Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;

6) Обеспечение проведения экспертизы инвестиционных проектов.

7) Защита российских организаций от поставок морально устаревших, мате-риалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов.

8) Предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

9) Обеспечение государственных гарантий всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность при обсуждении инвестиционных проектов и право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

10) Стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) Комплексное обслуживание самого инвестора, его инвестиционного института, соискателей инвестиций.

12) Обеспеченность инвестиционных институтов на информационном рынке, аналитического и экспертного обеспечения их проектов и программ, организационного сопровождения проектов.

13) Ориентация инвестиционных институтов на формирование условий для проникновения иностранного капитала и создания благоприятных условия для такого

проникновения (страхование инвестиционных рисков, учет разности валютных ставок национальных валют, долгосрочность предоставления инвестиционных ресурсов, ликвидность залоговых активов и предоставляемых гарантий).

14) Развитие инвестиционных инструментов через информационное моделирование инвестиционных услуг и выстраивание необходимых (недостающих) его материальных элементов.

Таким образом, реализация вышеуказанных мер позволит повысит привлекательность России и ее регионов для иностранных субъектов инвестиционной деятельности.

Литература

3. Мирзагалямова З.Н. Воспроизводственный аспект инновационной экономики // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева, 2013. № 4, С. 302-307.

Авторы публикации

Мирзагалямова З.Н., канд. экон. наук, профессор кафедры экономической теории и управления ресурсами Казанского национального технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ.

PROBLEMS OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN ECONOMY

A. Minlibayev, Z. Mirzagaljamova Post-britpop@yandex.ru Kazan National Technical University A.N. Tupolev-KAI, Kazan, Russia

  • Авторы
  • Файлы

Девятловский Д.Н. 244 KB

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Опыт многих стран «третьего мира», особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок.

Инвестирование (экспорт капитала) это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, так и субъекту (инвестору).

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:

  1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
  2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
  3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

Ведущими инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась.

Значительны изменения и в направлениях прямых инвестиций: до Второй Мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, а в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется такое поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях.

Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками

В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

  • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
  • регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Чтобы добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

  • создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);
  • четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными струк- турами;
  • создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;
  • снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
  • введение частной собственности на землю;
  • создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

  • улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
  • организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;

В настоящее время в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Библиографическая ссылка

Девятловский Д.Н. Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 7. – С. 46-47;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=30732 (дата обращения: 25.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *